Мониторинг изменений за период 21.11.11 - 25.11.11
Налогообложение
Новые поправки в Налоговый кодекс.
В Налоговый кодекс РФ внесены очередные поправки, а судьям тем же законом увеличены выходные пособия. В частности:
- от налогообложения НДС освобождены услуги в сфере культуры и искусства, оказываемые теперь и коммерческими организациями. Расширен перечень работ, услуг, выполняемых организациями трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов, облагаемых по налоговой ставке НДС 0 процентов;
- НДФЛ: скорректирован порядок определения налоговой базы по операциям РЕПО с ценными бумагами; уточнен перечень не облагаемых НДФЛ доходов (исключены, в частности, суммы выходного пособия); уточнен порядок предоставления и размеры стандартных налоговых вычетов на детей;
- Налог на прибыль: к прочим расходам, учитываемым при исчислении налога на прибыль, отнесены расходы по стандартизации;
- госпошлина: за выдачу талона техосмотра на трактора и самоходные машины и прицепы к ним размер госпошлины составит 300 рублей.
Поправками, внесенными в Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации", установлен повышающий коэффициент, применяемый к части выходного пособия, выплачиваемого ушедшему (удаленному в отставку) судье, назначенному на должность до 1 января 2012 года.
Помимо этого установлен порядок списания задолженности физических лиц по обязательным платежам, образовавшейся по состоянию на 1 января 2009 года, в отношении которой налоговыми органами утрачена возможность ее взыскания.
(Федеральный закон от 21.11.2011 № 330-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, статью 15 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации")
ФНС привела собственные документы в соответствие с законодательством о национальной платежной системе.
В связи с принятием закона о национальной платежной системе, урегулировавшего оборот электронных денежных средств, внесены поправки в некоторые формы документов, применяемых ФНС РФ
Упоминание об электронных денежных средствах и их переводах включено, в частности, в такие формы документов, как "Решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика...", "Решение о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика..."..
(Приказ ФНС РФ от 10.10.2011 № ММВ-7-8/636@ "О внесении изменений в Приказы Федеральной налоговой службы от 01.12.2006 № САЭ-3-19/824@, от 01.12.2006 № САЭ-3-19/825@ и от 14.05.2007 № ММ-3-19/293@")
В октябре 2011 года значение коэффициента Кц, корректирующего налоговую ставку НДПИ в отношении нефти, определено в размере 11,2579.
В прошлом месяце значение коэффициента Кц было несколько выше и составляло 11,4029. Изменение значения коэффициента обусловлено прежде всего изменением уровня мировых цен на нефть сорта "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья. В октябре цена на нефть снизилась и составила 108,69 долл. США за баррель (в сентябре - 112,54). Еще один показатель, исходя из которого рассчитан данный коэффициент, - среднее значение курса доллара США к рублю РФ за все дни этого налогового периода. В октябре данный показатель составил 31,362 (в сентябре - 30,5121).
(Письмо ФНС РФ от 21.11.2011 N ЕД-4-3/19377 "О данных, необходимых для исчисления НДПИ в отношении нефти, за октябрь 2011 года")
Законопроекты
Законопроект о снижении страховых взносов в 2012 году ждет подписи президента.
На этой неделе Депутаты Госдумы приняли во втором и третьем чтении проект федерального закона № 607164-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды". Также законопроект был одобрен Советом Федерации.
Законопроектом на 2012 - 2013 годы предлагается снизить максимальный тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды для основной массы плательщиков с 34 до 30% (в ПФР - 22,0%, в ФСС РФ- 2,9% и в ФОМС - 5,1%).
Вместе с тем, законопроект устанавливает тариф страховых взносов с сумм превышения предельной величины базы для начисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в размере 10,0%. С 1 января 2012 года предельная величина базы устанавливается в 512 тыс. рублей.
Документ также предполагает снизить тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды до 20% (в ПФР - 20,0%, в ФСС РФ - 0,0% и в ФОМС - 0,0%) для субъектов малого предпринимательства в производственной и социальной сферах, а также для некоммерческих и благотворительных организаций, применяющих УСН.
Госдума РФ одобрила новый Закон о бухучете.
На этой неделе депутаты Госдумы РФ приняли во втором и третьем чтении законопроект "О бухгалтерском учете".
В законопроекте переработаны и уточнены такие нормы Федерального закона, как порядок изменения учетной политики экономического субъекта, порядок денежного измерения объектов бухгалтерского учета; состав первичной учетной документации; состав бухгалтерской (финансовой) отчетности и другие, а также уточнена терминология, используемая в законодательстве РФ о бухгалтерском учете.
Также в законопроект включены нормы, отсутствующие в действующем Федеральном законе, но необходимые для обеспечения гарантий пользователям информации в получении надежной и полезной финансовой информации.
В частности, нормы, регулирующие вопросы бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации и ликвидации юридических лиц, использования для целей бухгалтерского учета электронных документов, осуществления внутреннего контроля в экономических субъектах.
Согласно тексту законопроекта, "экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет в соответствии с Федеральным законом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом". Бухгалтерский учет в соответствии с законопроектом могут не вести:
- индивидуальные предприниматели, лица, занимающиеся частной практикой, - в случае, если в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством;
- находящиеся на территории РФ филиалы, представительства или иные структурные подразделения организации, созданные в соответствии с законодательством иностранного государства, - в случае, если в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах они ведут учет доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством.
Таким образом, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, больше не будут освобождены от обязанности ведения бухгалтерского учета.
Определены требования, предъявляемые к главным бухгалтерам ряда значимых экономических субъектов. В частности, они должны:
- иметь высшее профессиональное образование;
- иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего профессионального образования по специальностям бухгалтерского учета и аудита - не менее пяти лет из последних семи календарных лет;
- не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.
При этом другими федеральными законами могут устанавливаться дополнительные требования к главному бухгалтеру или иному должностному лицу, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета.
Законопроект предполагает вступление в силу с 1 января 2013 года.
Госдума РФ приняла законопроект по уголовной ответственности за создание фирм-"однодневок".
Госдума приняла на этой неделе в окончательном, третьем чтении правительственный закон, предусматривающий уголовную ответственность за регистрацию фирм на подставных лиц и незаконное использование документов для регистрации компаний. В октябре президент РФ Дмитрий Медведев в достаточно жесткой форме требовал ускорить принятие этого проекта, который лежал в Госдуме с февраля 2011 года без движения из-за разногласий.
Спустя неделю после слов Медведева о необходимости введения наказания за создание фирм через подставных лиц, Госдума приняла в первом чтении законопроект "О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ".
Предполагалось, что за создание фирм для совершения преступлений будет установлено наказание в виде штрафа в размере от 500 тысяч до 1 миллиона рублей либо лишения свободы на срок до пяти лет. Также предлагалось ввести наказание вплоть до реального лишения свободы сроком до трех лет за приобретение документа, удостоверяющего личность, или склонение к предоставлению такого документа для образования коммерческой организации в преступных целях
Однако депутаты, даже поддержав этот законопроект, открыто признавали, что он совершенно "сырой" и вспоминали о недавно декриминализированной статье УК "лжепредпринимательство". В результате ко второму чтению документ был полностью пересмотрен.
Вместо предлагаемой Правительством одной новой статьи "Образование коммерческой организации в целях совершения преступлений" появится сразу две "Незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица" и "Незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица" (статьи 173.1 и 173.2 УК РФ).
За незаконное "приобретение" документа, удостоверяющего личность, либо использование персональных данных, полученных незаконно, вводится наказание в виде штрафа от 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб., либо принудительные работы до трех лет, либо лишение свободы на тот же срок. За незаконное "предоставление" документов наказание будет чуть менее строгим ? штраф от 100 до 300 тыс. руб., исправительные работы до двух лет. Уголовная ответственность будет наступать только в том случае, если юридическое лицо создано "в целях совершения одного или нескольких преступлений, связанных с финансовыми операциями либо сделками с денежными средствами или иным имуществом".
При этом депутаты предлагают считать "приобретением документа" — его получение платно или бесплатно, либо присвоение найденного или похищенного документа.
Вне зависимости от того, с какой целью создавалось юрлицо, уголовная ответственность вводится за его образование через подставных лиц (учредителей, или органов управления юрлица), если последние были введены в заблуждение. За такие действия предлагается штрафовать на сумму от 100 до 500 тыс. руб., либо лишать свободы на срок до пяти лет.
Минфин подготовил изменения в формы бухгалтерской отчетности.
На сайте финансового ведомства опубликован проект приказа с поправками в формы бухгалтерской отчетности.
В основном новации носят редакционный и технический характер, как то наименование строки "Финансовые вложения" по коду 1240 бухгалтерского баланса будет изложено в редакции: "Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов)", наименование строк "Резервы под условные обязательства" по коду 1430 и "Резервы предстоящих расходов" по коду 1540 меняется на редакцию "Оценочные обязательства" и т.п.
Некоммерческая организация в "Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках" вместо строки "Уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд, вклады товарищей)" по коду 1310 включает строку "Паевой фонд", вместо строки "Собственные акции, выкупленные у акционеров" по коду 1320 включает строку "Целевой капитал" и др.
Предполагается, что приказ вступит в силу, начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2011 год. Начиная с отчетности за 2012 год в разделе I "Внеоборотные активы" бухгалтерского баланса в графе "Наименование показателя" после строки "Результаты исследований и разработок" нужно будет заполнять новые строки — "Нематериальные поисковые активы" и "Материальные поисковые активы".
Судебная практика
Решение ВАС относительно начала течения срока исковой давности по налогам.
Президиумом ВАС принято решение по делу о связи срока давности с принятием решения по итогам проверки. Вкратце данное дело можно изложить с такой хронологией:
- июнь 2006 - налоговый период, за который Общество недоплатило НДС и налог на прибыль;
- июль 2006 - период, в течение которого обязанность по уплате НДС должна была быть исполнена;
- май 2009 - состоялась налоговая проверка, в ходе которой выявлен данный эпизод;
- июль 2009 - принято Решение налогового органа по итогам проверки.
Общество считало, что, поскольку Налоговый кодекс связывает момент окончания течения срока давности привлечения к налоговой ответственности с датой принятия решения по итогам проверки, принятое решение неправомерно, поскольку находится за пределами срока исковой давности.
Однако ВАС принял решение "отодвинуть" момент начала истечения срока исковой давности на период, следующий за месяцем, в течение которого должна была быть исполнена обязанность по уплате налога. В данном случае моментом начала срока исковой давности признано 1 августа 2006 года.
Таким образом, хронологию дела можно дополнить:
- 1 августа 2006 - начало течения срока исковой давности по НДС за июнь 2006 года;
- 1 августа 2009 - окончание течения этого срока исковой давности.
Соответственно, решение налогового органа, принятое по итогам проверки, оказалось в пределах срока исковой давности.
(Постановление Президиума ВАС РФ от 27.09.2011 № 4134/11 по делу № А33-20240/2009)
ВАС указал, что обязанность по уплате земельного налога возникает только в момент государственной регистрации права собственности на землю.
Муниципальный комитет по имуществу заключил с Обществом договор о передаче муниципальных сооружений (электроподстанции и распределительного устройства) на праве хозяйственного ведения. Региональное территориальное управление Росимущества выпустило распоряжение о передаче Обществу на праве, опять же, хозведения нежилых зданий. Исполнительным комитетом городского совета народных депутатов принято решение об отводе Обществу земельного участка под строительство гаража на сто автомашин.
Правоустанавливающих документов на упомянутые земельные участки (в том числе под перечисленными объектами) оформлено не было. Тем не менее, налоговая инспекция в ходе выездной проверки доначислила налог на землю, а суды трех инстанций не отменили ее решение, ссылаясь на следующее: "Отсутствие правоустанавливающих документов на земельные участки не может служить основанием для освобождения землевладельца и землепользователя от платы на землю, поскольку оформление таких документов зависит от волеизъявления последнего. Следовательно, с момента составления акта приема-передачи объектов недвижимого имущества у налогоплательщика возникла обязанность по уплате земельного налога в связи с использованием соответствующих земельных участков".
Однако ВАС на рассмотрении дела 15 ноября отменил решения нижестоящих инстанций и налогового органа, аргументируя это так: "Согласно пункту 1 статьи 338 Кодекса плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации, которая в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона № 122-ФЗ является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Следовательно, плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный."
(Постановление Президиума ВАС РФ от 15.11.2011 по делу № А57-12992/09-5, определение о передаче в президиум № ВАС-8251/11)
Ошибка в регистрационном номере не говорит о пропуске срока сдачи РСВ-1.
ВАС РФ принял решение, касающееся ошибок в расчетах предоставленных организацией в фонды. Как следует из материалов дела, организация представила в ПФР расчет о начисленных страховых взносах. Отчет был сдан своевременно, но с указанием ошибочно другого регистрационного номера. Фонд посчитал это как ошибку и привлек компанию к ответственности. Спор решался в суде.
Арбитры полностью подержали позицию организации. ВАС РФ сделал вывод об отсутствии основания для привлечения организации к ответственности за несвоевременное представление отчетности, так как не усмотрел в действиях предприятия состава указанного правонарушения. А именно, расчет был представлен в установленные законодательством сроки.
(Определение ВАС РФ от 09.11.2011 г. № ВАС-14133/11)
Прочее
ФНС сообщает о необходимости внесения корректировок в порядок составления отчета об использовании денатурированного этилового спирта.
Данный отчет утвержден Приказом Минфина РФ от 27.02.2006 № 31н (приложение N 2 к Приказу). В порядке составления отчета обнаружена ошибка, в связи с чем остаток, получаемый по отчету, не соответствует фактическим данным бухгалтерского учета, а также сведениям, подаваемым в Росалкогольрегулирование.
Указано, в частности, что графа 9 "потери всего" дважды вычитается при формировании показателей в графах 6 "всего использовано денатурированного этилового спирта" и 12 "остаток денатурированного этилового спирта на конец отчетного периода".
В этой связи до внесения изменений в названный Приказ ФНС РФ сообщает о необходимости производить расчет показателя графы 6 как сумму показателей граф 7 и 8 без учета графы 9.
(Письмо ФНС РФ от 08.11.2011 № АС-4-2/18576@ "О доведении информации до сведения налоговых органов и налогоплательщиков")
ФНС разъясняет положения Налогового кодекса о социальной рекламе.
Разъяснены условия правомерного применения налоговых льгот в отношении услуг по производству и распространению социальной рекламы.
Сообщается, в частности, что освобождение от налогообложения НДС в отношении услуг по производству и (или) распространению социальной рекламы на безвозмездной основе, предусмотренное новым подпунктом 32 пункта 3 статьи 149 НК РФ (в редакции Федерального закона от 18.07.2011 N 235-ФЗ), применяется в отношении услуг, оказанных после 1 октября 2011 года, вне зависимости от даты их оплаты. Разъяснены также требования, предъявляемые к социальной рекламе Федеральным законом "О рекламе", соблюдение которых также является условием применения данной налоговой льготы.
(Письмо ФНС РФ от 18.11.2011 № ЕД-4-3/19322@ "О разъяснении отдельных положений Налогового кодекса РФ, касающихся налогообложения производства и размещения социальной рекламы")
Разъяснен порядок указания в заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов налоговой базы по отдельным видам подакцизных товаров.
На основании статьи 193 НК РФ для отдельных категорий товаров, взимание акцизов по которым осуществляется налоговыми органами, налоговая база должна определяться в пересчете на тонны, литры продукции, литры безводного этилового спирта или общую мощность двигателей легковых автомобилей (мотоциклов), в связи с чем она может быть не равна количеству товара в единицах измерения, указанных в счете-фактуре или товаросопроводительном документе (графа 5 заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов).
Сообщается, что в случае, когда налоговая база определяется в пересчете показателя графы 5 на установленные величины, то в графе 14 заявления налоговая база указывается в единицах измерения, за которые установлены твердые (специфические) ставки акцизов, с учетом пересчета показателя графы 5 на соответствующие величины, установленные Налоговым кодексом РФ.
(Письмо ФНС РФ от 18.11.2011 № АС-4-2/19255@ "О порядке заполнения заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов")
Необлагаемые НДС операции, осуществляемые российскими маркетинговыми партнерами МОК, в налоговой декларации по НДС следует отражать под кодом 1010247.
Льгота по НДС для указанных налогоплательщиков предусмотрена подпунктом 27 пункта 2 статьи 149 НК РФ. Норма вступила в силу с 03.08.2011 и распространяет свое действие с 1 января 2010 года по 1 января 2017 года.
Поскольку Порядком заполнения налоговой декларации не определен код для операций, предусмотренных данным пунктом, ФНС РФ рекомендует при заполнении декларации указывать код 1010247. При этом отмечено, что до внесения соответствующих изменений указание в налоговой декларации кода 1010200 в данной ситуации также является допустимым.
(Письмо ФНС РФ от 21.11.2011 № ЕД-4-3/19360@ "О порядке заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость")
Расходы на приобретение "красивого" телефонного номера учитываются при применении УСН.
При применении УСН с объектом "доходы минус расходы" учитываются расходы на оплату услуг связи (пп. 18 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). В своем письме Минфин России, проанализировав положения Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ "О связи", пришел к выводу о том, что обеспечение пользователей услуг связи абонентским номером является составной частью услуги связи.
Таким образом, понесенные в производственных целях затраты по договору об оказании услуг связи, который предусматривает в том числе приобретение легко запоминающегося номера, учитываются при расчете единого налога при применении УСН.
(Письмо Минфина РФ от 11.11.2011 № 03-11-06/2/159)
Взносы, уплаченные во внебюджетные фонды иностранных государств, не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль российской организации.
Чиновники Минфина указали, что взносы во внебюджетные фонды иностранных государств нельзя учесть при налогообложении прибыли.
В статье 311 Налогового кодекса сказано, что расходы, произведенные российской организацией в связи с получением доходов от источников за пределами РФ, вычитаются в порядке и размерах, установленных главой 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ.
В частности, статья 264 НК РФ позволяет относить к расходам:
- суммы налогов и сборов;
- суммы таможенных пошлин и сборов;
- суммы страховых взносов в Пенсионный фонд РФ на обязательное пенсионное страхование;
- суммы страховых взносов в Фонд социального страхования РФ на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
- суммы страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование.
При этом оговорено, что все упомянутые выше платежи можно учесть в расходах только в том случае, если они начислены в соответствии с законодательством РФ.
По поводу учета платежей во внебюджетные фонды иностранных государств в НК РФ ничего не сказано. Поэтому, как считают в Минфине, обязательные взносы российской организации во внебюджетные фонды иностранного государства в целях налогообложения прибыли не учитываются.
(Письмо Минфина РФ от 03.11.11 № 03-03-06/1/715)
Разъяснено, куда платить НДФЛ, если предприниматель состоит на налоговом учете по месту жительства и по месту ведения облагаемой ЕНВД деятельности.
НДФЛ, удержанный с доходов работников, перечисляется в бюджет по месту учета в качестве плательщика единого налога.
(Письмо Минфина РФ от 02.11.11 № 03-04-05/3-839)
Минфин разъяснил вопрос учета расходов на изготовление рекламных листовок.
Минфин указал, что такие расходы на рекламу для целей налогообложения прибыли являются ненормируемыми.
Расходы на изготовление рекламных листовок, содержащих рекламную информацию об организации или об отдельных услугах, оказываемых организацией, распространяемых в рекламных целях неопределенному кругу лиц, относятся к расходам на рекламу, учитываемым при налогообложении прибыли (на основании абз. 4 п. 4 ст. 264 НК РФ), и являются ненормируемыми.
(Письмо Минфина РФ от 02.11.11 № 03-03-06/3/11)
Земельный налог: учитывать ли сумму, уплаченную заграницей.
Минфином разъяснен вопрос об уплате налога на имущество организаций и земельного налога в отношении имущества, находящегося за пределами территории РФ.
Минфин указал, что размер зачитываемой суммы земельного налога, внесенной в другом государстве, не может превышать тот, который подлежит уплате в России
Российская организация представляет в налоговый орган по месту ее нахождения:
- заявление;
- документ об уплате налога за границей, подтвержденный налоговым органом соответствующего иностранного государства;
- декларацию за период, в котором был уплачен налог за пределами России.
(Письмо Минфина от 25.10.11 № 03-05-05-01/85)
О чем свидетельствует подписание актов в строительстве?
Акт по форме КС-2 в отношении работ, выполненных подрядчиком за отчетный месяц, не свидетельствует о принятии результата работ.
Если договором строительного подряда не предусмотрена поэтапная приемка работ заказчиком, то акты по форме № КС-2 "Акт о приемке выполненных работ", подписываемые заказчиком в отношении работ, выполненных подрядчиком за отчетный месяц, являются основанием для определения стоимости выполненных работ, по которой производятся расчеты с подрядчиком, и согласно договору не являются принятием результата работ заказчиком.
(Письмо Минфина РФ от 07.11.11 № 03-07-11/299)
Банковские переводы электронных денежных средств с 29 сентября не облагаются налогом на добавленную стоимость.
Данные операции с 29 сентября включены в перечень банковских операций Федеральным законом от 27.06.11 № 162?ФЗ, которым внесены поправки в пункт 9 статьи 5 Федерального закона от 02.12.90 № 395-1 "О банках и банковской деятельности". Следовательно, они не облагаются НДС, так как в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса банковские операции (за исключением инкассации) не облагаются налогом на добавленную стоимость.
(Письмо Минфина РФ от 24.10.11 № 03-07-05/28)
ФНС уточнил особенности заявительного порядка возмещения НДС.
ФНС напоминает, что статьей 176.1 НК РФ предусмотрен заявительный порядок возмещения налога.
Указанный порядок представляет собой осуществление в порядке, предусмотренном данной статьей, зачета (возврата) суммы налога, заявленной к возмещению в налоговой декларации, до завершения проводимой на основе этой налоговой декларации камеральной налоговой проверки.
Налогоплательщики, имеющие право на применение заявительного порядка возмещения налога, реализуют данное право путем подачи в налоговый орган не позднее пяти дней со дня подачи налоговой декларации заявления о применении заявительного порядка возмещения налога, в котором налогоплательщик указывает реквизиты банковского счета для перечисления денежных средств.
При этом заявление налогоплательщиком суммы налога к возврату в размере меньшем, чем сумма налога, заявленная к возмещению в налоговой декларации, не противоречит нормам указанной статьи.
(Письмо ФНС РФ № ЕД-4-3/18516@ от 07.11.2011)
Минфин уточняет особенности учета сумм безнадежной задолженности.
Если организация приняла решение о создании резерва по сомнительным долгам в отношении конкретной задолженности, возникшей в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, и отразила данное решение в своей учетной политике, то сумма безнадежной задолженности не может быть включена в состав внереализационных расходов без корректировки резерва по сомнительным долгам.
Ведомство напоминает, что в составе внереализационных расходов могут быть учтены только суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва.
Если же резерв по сомнительным долгам в отношении указанной задолженности не создавался, то данная сумма безнадежного долга учитывается непосредственно в составе внереализационных расходов при расчете базы по налогу на прибыль организаций.
При этом указанный порядок применяется только в отношении задолженностей, возникших в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
(Письмо Минфина РФ № 03-03-06/1/750 от 14.11.2011.)
ФНС указала, что взысканная приставами зарплата не облагается у работодателя НДФЛ.
Организация не должна удерживать НДФЛ при взыскании за счет денежных средств организации сумм заработной платы работника через службу судебных приставов.
Рассмотрен пример, когда при вынесении решения суд не разделяет суммы, причитающиеся работнику и подлежащие удержанию с работника. В этой ситуации налоговый агент не имеет возможности удержать у налогоплательщика НДФЛ, если работнику не выплачиваются какие-либо иные выплаты.
По мнению ФНС России, налоговый агент обязан в течение одного месяца письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика (п. 5 ст. 226 НК РФ).
ФНС России напоминает, что налоговые агенты должны исчислить и уплатить налог по доходам, источником которых они являются (п. 2 ст. 226 НК РФ). Исключения прописаны в статьях 214.1, 227 и 228 Налогового кодекса. Следовательно, если налоговый агент не является источником фактической выплаты, то исчислять, удерживать и уплачивать налог налоговый агент не должен.
(Письмо ФНС РФ от 28.10.11 № ЕД-4-3/17996)
ФНС России отозвала письмо, разрешающее представлять "нулевую" декларацию по ЕНВД.
Налоговики отозвали ранее вышедшее письмо (Письмо ФНС РФ от 07.06.2011 N ЕД-4-3/9023@), сославшись на то, что по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России (пп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ).
Минфин по данному вопросу обычно указывает на то, что гл. 26.3 НК РФ исключает возможность представления "нулевой" декларации по ЕНВД, поскольку налог при данном режиме налогообложения следует уплачивать независимо от длительности периода приостановления деятельности, вплоть до получения уведомления о снятии с учета в качестве плательщика ЕНВД (письма от 30.06.2009 № 03-11-09/230, 22.09.2009 № 03-11-11/188).
(Письмо ФНС РФ от 10.10.2011 № ЕД-4-3/16690@)
Как учесть расходы, если акт подписан раньше договора.
Минфин рассмотрел ситуацию, в которой акт об оказании услуг на проведение сторонней организацией рекламной акции компания подписала после оказания таких услуг, но до заключения соответствующего договора. Возник вопрос: на какую дату — подписания акта или договора — можно учесть такие расходы при исчислении налога на прибыль? Финансисты решили, что расходы на проведение рекламной акции могут быть учтены на дату подписания акта. Однако для этого в договоре необходимо прописать условие о том, что действие документа распространяется на отношения сторон, возникшие с момента начала осуществления услуг (п. 2 ст. 425 ГК РФ).
Аналогично этому, по мнению Минфина России, должны признаваться расходы на создание рекламного видеоролика (объекта неисключительных интеллектуальных прав). То есть в случае, когда сначала подписан акт приёма-передачи ролика, а лишь затем заключён договор на его создание, учесть расходы в целях налогообложения прибыли можно с момента подписания акта приёма-передачи и перехода неисключительных прав на объект интеллектуальной собственности. При этом договор должен содержать условие, предусмотренное п. 2 ст. 425 ГК РФ. Если же договор заключён до того, как стороны подписали акт приёма-передачи ролика, расходы учитываются для целей налогообложения прибыли с момента подписания договора.
(Письмо Минфина РФ от 31.10.2011 № 03-03-06/1/703)
Минфин разъясняет порядок уплаты ЕНВД при торговле в нескольких помещениях одного здания.
Если розничная торговля осуществляется с использованием нескольких торговых помещений, с площадью торгового зала не более 150 кв. м. каждого, которые расположены в одном здании и относятся согласно инвентаризационным и правоустанавливающим документам к одному магазину, то для определения величины физического показателя при расчете ЕНВД суммируется площадь всех торговых залов таких помещений.
При этом предпринимательская деятельность в сфере розничной торговли, осуществляемая с использованием объекта розничной торговли с площадью торгового зала свыше 150 кв. м. не подлежит переводу на ЕНВД.
Вместе с тем, если розничная торговля осуществляется с использованием нескольких помещений, с площадью торгового зала не более 150 кв. м. каждого, которые находятся в одном здании, но являются согласно инвентаризационным и правоустанавливающим документам самостоятельными магазинами, то при расчете суммы ЕНВД учитывается площадь торгового зала по каждому такому торговому объекту (магазину) в отдельности исходя из данных, указанных в инвентаризационных и правоустанавливающих документах.
(Письмо Минфина РФ № 03-11-11/274 от 03.11.2011)
Подразделение иностранной фирмы вправе применять налоговые вычеты после постановки на учет в РФ.
Минфин разъяснил порядок применения НДС в отношении проектных услуг, оказываемых российской организации иностранной фирмой, имеющей на территории РФ филиал и оказывающей проектные услуги через подразделение, не состоящее на учете в российском налоговом органе.
Ведомство отмечает, что иностранная организация, имеющая в РФ филиал, выполняющий строительно-монтажные работы, и оказывающая проектные услуги российской организации через подразделение, не состоящее на учете в российском налоговом органе, может реализовать право на налоговые вычеты по приобретенным в РФ работам (услугам), использованным для осуществления проектных услуг, после постановки на налоговый учет в РФ обособленного подразделения иностранной организации, связанного с оказанием этих проектных услуг.
(Письмо Минфина РФ № 03-07-08/316 от 11.11.2011)
21 ноября – День работников налоговых органов Российской Федерации.
21 ноября 1991 года указом Президента РФ была образована Государственная налоговая служба РФ и, начиная с 2000 года 21 ноября, ежегодно празднуется день работников налоговых органов.
Поздравляем сотрудников налоговых инспекций и управлений с профессиональным праздником!
При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.