Мониторинг изменений за период 28.11.11 - 04.12.11



Бухгалтерский учет и налогообложение

В Налоговый кодекс, а также в ряд других законов внесены изменения, связанные с принятием нового закона о выплате пенсионных накоплений.

Так, в частности, изменениями, внесенными в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах", предусматривается обязанность фондов определять в страховых правилах и договорах об обязательном пенсионном страховании порядок назначения и выплаты накопительной части трудовой пенсии, формировать выплатной резерв для осуществления выплаты, производить корректировку ее размера в связи с инвестированием соответствующих средств.

В Налоговый кодекс РФ внесены поправки в части освобождения от налогообложения доходов физических лиц в виде единовременных выплат, а также срочных пенсионных выплат, финансируемых за счет средств пенсионных накоплений.

Новыми нормами дополнен Федеральный закон "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации", регламентирующими вопросы инвестирования средств выплатного резерва.

Поправками, внесенными в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", уточняется терминология закона, порядок финансового обеспечения выплаты трудовых пенсий, а также порядок назначения накопительной части трудовой пенсии по старости.

(Федеральный закон от 30.11.2011 N 359-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений")

В Налоговый кодекс внесены изменения, связанные с принятием Федерального закона "Об инвестиционном товариществе".

Обязанность по уплате налога на прибыль организаций и НДФЛ, возникающую в связи с участием в договоре инвестиционного товарищества, каждый налогоплательщик исполняет самостоятельно, а в отношении иных налогов и сборов такая обязанность возлагается на управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета

В связи с принятием Федерального закона "Об инвестиционном товариществе" внесены изменения в отдельные законодательные акты, в том числе в части первую и вторую Налогового кодекса РФ.

В частности:

  • предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 40 тысяч рублей (80 тысяч рублей за то же деяние, совершенное умышленно) за предоставление в налоговый орган управляющим товарищем расчета финансового результата инвестиционного товарищества, содержащего недостоверные сведения;
  • устанавливаются особенности определения налоговой базы по доходам, полученным участниками инвестиционного товарищества, и налоговые вычеты при переносе на будущие периоды убытков от участия в инвестиционном товариществе;
  • статья 1041 Гражданского кодекса РФ дополнена пунктом 3, в соответствии с которым особенности договора простого товарищества, заключаемого для осуществления совместной инвестиционной деятельности (инвестиционного товарищества), устанавливаются Федеральным законом "Об инвестиционном товариществе";
  • в статью 69 Федерального закона "Об исполнительном производстве" внесено уточнение, согласно которому при выделе доли товарища в общем имуществе товарищей по долгам участника договора, взыскание не может быть обращено на денежные средства, составляющие доли других участников договора инвестиционного товарищества в общем имуществе товарищей и находящиеся на счете инвестиционного товарищества для осуществления операций по договору.

Закон вступает в силу с 1 января 2012 года, за исключением отдельных положений.

(Федеральный закон от 28.11.2011 N 336-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об инвестиционном товариществе")

Принят Закон, направленный на совершенствование правового регулирования в сфере создания и развития особых экономических зон на территории Российской Федерации. Изменения внесены, в том числе, в Налоговый кодекс.

В Законе, в частности:

  • уточнены основные понятия (особая экономическая зона, управляющая компания, кластер);
  • определены цели создания особых экономических зон, порядок создания и прекращения существования особых экономических зон, полномочия органов управления особыми экономическими зонами;
  • установлены функции управляющей компании;
  • уточнено понятие резидента особой экономической зоны;
  • определены особенности установления сервитутов в границах особой экономической зоны для строительства или эксплуатации объектов инфраструктуры особых экономических зон.

В связи с принятием Закона внесены изменения, в том числе в:

  • Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях";
  • часть вторую Налогового кодекса РФ;
  • Земельный кодекс РФ;
  • Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации";
  • Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
  • Установлен переходный период в течение одного года со дня вступления в силу Федерального закона. В переходный период допускается продление срока существования особых экономических зон, созданных до дня вступления в силу Федерального закона.

Закон вступает в силу с 1 января 2012 года, за исключением отдельных положений.

(Федеральный закон от 30.11.2011 N 365-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации")

Установлены новые ставки акцизов на подакцизные товары на период с 1 января 2012 года по 31 декабря 2014 года.

Кроме того, освобождены от обложения акцизами операции по передаче в структуре организации произведенных дистиллятов (в т.ч. винного, коньячного, кальвадосного, вискового) для выдержки и купажирования в целях дальнейшего производства (розлива) этой организацией алкогольной продукции.

Помимо этого, скорректированы положения, предусматривающие особенности освобождения от обложения акцизами операций по реализации подакцизных товаров, в части, касающейся порядка представления банковской гарантии (пункт 2 статьи 184 НК РФ).

Введены положения, обязывающие размещать информацию о максимальных розничных ценах на табачные изделия (указанную в уведомлениях, поступающих в налоговые (таможенные) органы) в информационной системе общего пользования уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

Также уточнены положения, касающиеся уплаты НДФЛ и НДПИ.

НДФЛ: к доходам, не подлежащим налогообложению, отнесены единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам и определены условия такого освобождения.

НДПИ: уточнены ставки налога при добыче газового конденсата, а также газа горючего. Определен порядок уменьшения суммы налога, исчисленной при добыче нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, на сумму налогового вычета в связи с добычей нефти на участках недр в границах Республики Татарстан или Республики Башкортостан.

(Федеральный закон от 28.11.2011 N 338-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации")

Уточнены законодательные нормы, содержащие положения о порядке применения преференций, предусмотренных для участников проекта "Сколково".

Так, в частности, организации, освобожденные от обязанности ведения бухгалтерского учета (т.е. воспользовавшиеся правом вести учет доходов и расходов в порядке, предусмотренном для налогоплательщиков, применяющих УСН), обязаны вести учет основных средств и нематериальных активов в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета.

Кроме того, право участников проекта "Сколково" на освобождение от обязанности налогоплательщика налога на прибыль, а также право на применение пониженных тарифов страховых взносов во внебюджетные фонды поставлено в зависимость от совокупного размера прибыли, который не должен превышать 300 миллионов рублей.

Закон вступает в силу со дня его подписания. Действие отдельных его положений распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года.

(Федеральный закон от 28.11.2011 N 339-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации")

Журнал "Бухгалтерский учет" определен как официальное печатное издание для опубликования Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений к ним.

В число официально публикуемых в данном журнале могут быть включены и иные документы, определенные Фондом МСФО в качестве неотъемлемой части Стандартов и Разъяснений к ним.

(Приказ Минфина РФ от 22.11.2011 N 156н "Об определении официального печатного издания для опубликования документов международных стандартов финансовой отчетности". Зарегистрировано в Минюсте РФ 23.11.2011 N 22375)

С 1 января 2012 года вводится в действие новый порядок ведения организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых операций с наличностью.

Главным новшеством является закрепленная обязанность соблюдения кассовой дисциплины индивидуальными предпринимателями.

В соответствии с утвержденным Банком России Положением определяются:

  • порядок организации работы по ведению кассовых операций;
  • порядок приема и выдачи наличных денег в кассу (из кассы) организации (индивидуального предпринимателя);
  • порядок ведения кассовой книги для учета поступающих (выдаваемых) наличных денег;
  • правила обеспечения порядка ведения кассовых операций.

В приложении к документу содержится порядок определения лимита остатка наличных денег, который может храниться в кассе юридического лица (индивидуального предпринимателя).

("Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации" (утв. Банком России 12.10.2011 N 373-П). Зарегистрировано в Минюсте РФ 24.11.2011 N 22394)


Вернуться в начало


Социальное обеспечение и страхование

Установлены организационные, правовые и финансово-экономические основы финансирования выплат накопительной части трудовой пенсии, единовременных выплат, а также накопительной пенсии за счет средств пенсионных накоплений.

Принятым Законом определены, в частности:

  • виды выплат, финансируемых за счет средств пенсионных накоплений (единовременная выплата, срочная пенсионная выплата, накопительная часть трудовой пенсии по старости, выплата средств пенсионных накоплений правопреемникам);
  • порядок формирования выплатного резерва Пенсионного фонда РФ, а также выплатного резерва негосударственного пенсионного фонда (в т.ч. определены средства, подлежащие включению в резерв);
  • особенности учета средств выплатного резерва, а также порядок их инвестирования;
  • порядок корректировки размера накопительной части трудовой пенсии по старости и срочной пенсионной выплаты по результатам инвестирования соответствующих средств.
  • Закон вступает в силу с 1 июля 2012 года, за исключением отдельных его положений, для которых установлен более поздний срок.

(Федеральный закон от 30.11.2011 N 360-ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений")

В 2012 году тарифы страховых взносов на травматизм останутся прежними.

В 2012 году взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 22.12.2005 № 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год".

Тарифы на этот вид страхования определяются в процентах к суммам выплат, которые начислены в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров и включаются в базу для начисления взносов на травматизм в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ.

В частности, сохраняются 32 страховых тарифа на обязательное соцстрахование от 0,2% до 8,5% к оплате труда по всем основаниям (доходам) застрахованных лиц в соответствии с видами экономической деятельности по классам профессионального риска, а также льготы по уплате страховых взносов в размере 60% от установленных размеров страховых тарифов к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных, являющихся инвалидами I, II и III групп.

(Федеральным законом от 30.11.2011 № 356-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов")

В 2012 году предельная величина выплат работнику, с которой начисляются взносы во внебюджетные фонды, составит 512000 рублей.

Предельная величина базы для начисления страховых взносов, установленная частью 4 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ "О страховых взносах..." (415 000 рублей), подлежит ежегодной индексации с учетом роста средней заработной платы в Российской Федерации.

С учетом коэффициента роста заработной платы 1,1048 база для начисления страховых взносов в 2012 году не должна превышать 512000 рублей.

(Постановление Правительства РФ от 24.11.2011 N 974 "О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2012 г.")

Вводится в действие новая форма расчета по начисленным и уплаченным взносам в Пенсионный фонд РФ (РВ-3 ПФР).

Данная форма применяется при осуществлении контроля за уплатой взносов работодателями, уплачивающими взносы на дополнительное социальное обеспечение. Расчет может представляться как на бумажном носителе, так и в электронном виде. В приложении к Порядку заполнения расчета приведены коды тарифов по категориям плательщиков взносов.

(Приказ Минздравсоцразвития РФ от 03.11.2011 N 1322н "Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, применяемого при осуществлении контроля за уплатой взносов для работодателей, уплачивающих взносы на дополнительное социальное обеспечение, и Порядка его заполнения". Зарегистрировано в Минюсте РФ 28.11.2011 N 22418)


Вернуться в начало


Таможенное дело

Установлены новые величины максимальной суммы одной банковской гарантии и максимальной суммы всех одновременно действующих банковских гарантий для принятия их таможенными органами в целях обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов.

Банки, иные кредитные организации, а также страховые организации, соответствующие установленным условиям и включенные в соответствующий Реестр, обладают правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов.

Для указанных организаций максимальные суммы одной банковской гарантии и максимальные суммы всех одновременно действующих банковских гарантий устанавливаются в зависимости от величины собственных средств (капитала) организации и норматива достаточности собственных средств (капитала) Н1.

Так например, для банка, размер собственных средств которого свыше 50 млрд. рублей и Н1 свыше 11 процентов, на все отчетные даты в течение трех последних месяцев, максимальная сумма всех одновременно действующих гарантий, им выданных, установлена в сумме 8 млрд. 500 млн. рублей, а максимальная сумма одной гарантии - 1 млрд. 700 млн. рублей.

Для кредитных организаций (кроме банков), а также страховых организаций максимальная сумма всех одновременно действующих гарантий установлена в сумме 170 млн. рублей, а максимальная сумма одной гарантии - 35 млн. рублей.

Приказ Минфина РФ от 03.10.2006 N 121н, которым ранее устанавливались данные величины, признан утратившим силу.

(Приказ Минфина РФ от 10.10.2011 N 126н "Об установлении максимальной суммы одной банковской гарантии и максимальной суммы всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных одним банком либо одной иной кредитной организацией, одной страховой организацией, для принятия банковских гарантий таможенными органами в целях обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов". Зарегистрировано в Минюсте РФ 24.11.2011 N 22395)

С 1 декабря 2011 года изменяются ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров из нефти, вывозимые с территории РФ за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе.

В частности, ставка пошлины для нефти сырой (здесь и далее - ставка вывозной таможенной пошлины в долларах США за 1000 кг) составит 406,6 доллара США против 393 долларов США, установленных с 1 ноября 2011 года. Вывоз топлива жидкого, масел, отработанных нефтепродуктов будет осуществляться по ставке таможенной пошлины в размере 268,3 доллара США (сейчас - 259,3 доллара США). С 259,3 до 268,3 доллара США повышена ставка пошлины на легкие и средние дистилляты, газойли, бензол, толуол, ксилолы. Ставка пошлины на пропан, бутаны, этилен, пропилен, бутилен и бутадиен, прочие сжиженные газы составит 221,8 доллара США (в настоящее время - 236,5 доллара США). На бензин товарный и бензин прямогонный ставка пошлины установлена в размере 365,9 доллара США (с 1 ноября - 353,7 доллара США).

(Постановление Правительства РФ от 24.11.2011 N 970 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе")

С 1 января 2012 года сроком на 9 месяцев установлена нулевая ставка ввозной таможенной пошлины на пюре и пасту из сливы видов рода Prunus.

Ставка ввозной таможенной пошлины в размере 0% от таможенной стоимости будет применяться в отношении товаров, включенных в товарную подсубпозицию 2007 99 100 0 ТН ВЭД ТС.

(Решение Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 854 "О корректировке ставки ввозной таможенной пошлины Единого таможенного тарифа Таможенного союза в отношении отдельных видов пюре и пасты из сливы")

Ставки ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных видов конвейеров для использования в производстве моторных транспортных средств товарных позиций 8701 - 8705 ТН ВЭД ТС составят от 0 до 5 процентов от таможенной стоимости.

Установлено, что по нулевой ставке будет осуществляться ввоз товаров, включенных в товарную подсубпозицию 8428 39 900 1, а по ставке 5 процентов от таможенной стоимости - товаров, включенных в товарную подсубпозицию 8428 39 900 9.

(Решение Комиссии Таможенного Союза от 18.10.2011 N 852 "О внесении изменений в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единый таможенный тариф Таможенного союза в отношении отдельных видов конвейеров для использования в производстве моторных транспортных средств товарных позиций 8701 — 8705")

С 1 января 2012 года вступает в силу новая редакция единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и устанавливаются ставки ввозных таможенных пошлин.

Данное решение принято в целях обеспечения выполнения обязательств государств - членов Таможенного союза, вытекающих из Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (заключена в г. Брюсселе 14.06.1983).

(Решение Комиссии Таможенного союза от 18.11.2011 N 850 "О новой редакции единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза")


Вернуться в начало


Законопроекты

Депутаты пересмотрят льготы по налогу на имущество организаций.

В Госдуму поступил законопроект № 637904-5 "О внесении изменения в статью 381 части второй Налогового кодекса РФ", расширяющий льготы по налогу на имущество организаций.

Документ направлен на поддержку вариативных форм дошкольного образования, в том числе негосударственных детских учреждений и семейных детских садов, путем предоставления льгот по налогу на имущество для данной категории налогоплательщиков.

В Думу внесен законопроект об отсрочке аудиторам.

24 ноября в комитет Государственной Думы по собственности внесен законопроект № 634629-5 "О внесении изменений в статью 23 Федерального закона "Об аудиторской деятельности"", которым предусматривается продление действия ранее полученных квалификационных аттестатов аудиторов на полгода - до 1 июля 2012 года.

ФНС разработала новую форму декларации по НДПИ.

ФНС РФ разработала проект ведомственного приказа "Об утверждении формы и формата налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых в электронном виде и порядка ее заполнения". Текст документа представлен на сайте ведомства.

Документ содержит форму и формат налоговой декларации по НДПИ, а также порядок ее заполнения.


Вернуться в начало


Судебная практика

Срок представления отчета о прибылях и убытках исчисляется в рабочих днях.

ФАС Северо-Западного округа отклонил довод о том, что срок представления отчета о прибылях и убытках за 9 месяцев исчисляется не в рабочих днях, а в календарных.

ФАС отметил, что налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными законом о бухгалтерском учете.

НК РФ устанавливает ответственность за непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и иных сведений, предусмотренных законом.

Организации обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую - в течение 90 дней по окончании года.

При этом, согласно положениям НК РФ, срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях.

(Постановление ФАС Северо-Западного округа № А56-7885/2011 от 03.11.2011)

Отсутствие у контрагентов основных средств не препятствует налоговому вычету.

ФАС Уральского округа подтвердил, что отсутствие у контрагентов налогоплательщика основных средств и подписание спорных договоров и счет-фактур со стороны контрагента неустановленным лицом не свидетельствует о получении необоснованной налоговой выгоды.

ФАС указал, что документы, представленные налогоплательщиком, необходимые для подтверждения права на применение налогового вычета по НДС, содержат обязательные реквизиты, позволяют определить содержание и участников хозяйственных операций, подписаны уполномоченными лицами. Доказательства неполноты, недостоверности и противоречивости сведений, содержащихся в счетах-фактурах и товарных накладных, не представлены.

Такие обстоятельства, как отсутствие у контрагентов налогоплательщика помещений, собственности, персонала, представление предпринимателем кассовых чеков, пробитых на неустановленной ККМ, несоответствие места регистрации поставщика месту его фактического нахождения, установленные инспекцией в ходе проведения мероприятий налогового контроля, не опровергают реальности хозяйственных операций и не свидетельствуют о недобросовестности налогоплательщика.

Следовательно, суды пришли к правильному выводу о том, что налоговым органом не доказан факт направленности действий налогоплательщика на получение необоснованной налоговой выгоды, и оснований для отказа в вычете у инспекции не имелось.

(ФАС Уральского округа в Постановлении № Ф09-7175/11 от 10.11.2011)


Вернуться в начало


Прочее

Нематериальные активы признаются амортизируемым имуществом при условии, что срок их использования составляет более 12 месяцев и первоначальная стоимость превышает 40000 рублей.

Данный вывод ФНС РФ сделан на основании положений пункта 1 статьи 256 НК РФ, предусматривающего виды объектов гражданских прав, рассматриваемых в качестве амортизируемого имущества, а также условия признания имущества амортизируемым.

(Письмо ФНС РФ от 24.11.2011 N ЕД-4-3/19695@ "О порядке учета в целях налогообложения прибыли нематериальных активов стоимостью менее 40000 рублей")

Разъяснены правила отражения в налоговой декларации по акцизам налоговой базы по нефтепродуктам.

Сообщается, в частности, что сумма акциза по нефтепродуктам в первичных документах, транспортных документах и счетах-фактурах рассчитывается исходя из данных об объемах отгруженных (переданных) нефтепродуктов, учет которых ведется с точностью до килограмма (т.е. с точностью до третьего знака после запятой).

Чтобы исключить возможные расхождения, предлагается в налоговой декларации отражать:

  • сумму акциза, рассчитанную в результате умножения налоговой ставки и фактического объема реализованных нефтепродуктов в тоннах (т.е. с точностью до третьего знака);
  • налоговую базу по нефтепродуктам указывать с точностью до второго знака после запятой, но без округления (т.е. при фактическом объеме 1000,456 в декларации указывать 1000,45).

(Письмо ФНС РФ от 24.11.2011 N ЕД-4-3/19704@ "О порядке заполнения налоговой декларации по акцизам на подакцизные товары")

На отчетности не ставится печать структурных подразделений.

Минфин РФ разъясняет порядок использования печатей с дополнительной информацией для заверения бухгалтерской и налоговой отчетности.

В соответствии с действующим законодательством ОАО должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место его нахождения. В печати может быть также указано фирменное наименование общества на любом иностранном языке или языке народов РФ.

При этом законодательством не ограничивается количество экземпляров печати общества.

Используемые в организации печати структурных подразделений (например, бухгалтерии, отдела кадров, канцелярии) и иные печати (для удостоверений, для справок, треугольные печати) имеют узкое функциональное назначение.

Порядок пользования такими печатями устанавливается организацией в соответствии с нормативными правовыми актами и с учетом специфики документирования своей деятельности.

Использование печатей структурных подразделений организации для заверения подлинности подписи руководителя организации в налоговых декларациях (расчетах), представляемых в налоговые органы, не предусмотрено действующим законодательством и установленными формами налоговых деклараций (расчетов).

Вместе с тем, в случаях, если в соответствии с законодательством Российской Федерации и установленными формами предусмотрено заверение подписи в документах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности печатью организации, указанные документы, представляемые в налоговые органы, заверяются печатью организации.

(Письмо Минфина РФ № 03-02-07/1-397 от 18.11.2011)

Покупатель может применить частичный вычет НДС с аванса.

Можно ли заявить к вычету только часть суммы НДС, перечисленной поставщику в составе предоплаты? По мнению чиновников Минфина России, никаких запретов на этот счет налоговое законодательство не содержит.

На основании пункта 12 статьи 171 НК РФ покупатель вправе принять к вычету суммы НДС, предъявленные продавцом при перечислении ему аванса в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав). То есть Налоговый кодекс предусмотрел право, но не обязанность покупателя заявить к вычету "авансовый" НДС. А значит, частичное принятие к вычету сумм НДС, перечисленных в составе предварительной оплаты, не противоречит нормам Кодекса.

(Письмо Минфина РФ от 22.11.11 № 03-07-11/321)

Выставлять счёт-фактуру заранее нельзя.

Счёт-фактура, выставленный продавцом по реализуемым товарам до даты их отгрузки, считается составленным с нарушением установленного порядка. В связи с этим такой счёт-фактура не может являться основанием для принятия покупателем сумм НДС к вычету.

(Письмо Минфина РФ от 09.11.2011 № 03-07-09/39)

В чем разница между оптовой и розничной торговлей?

Финансовое ведомство напомнило, что определяющим признаком договора розничной купли-продажи в целях применения ЕНВД является то, для каких целей налогоплательщик реализует товары организациям и физическим лицам: для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, или для использования этих товаров в целях ведения предпринимательской деятельности.

Таким образом, реализация за безналичный расчет товаров медицинским учреждениям, детским садам, клубам и другим аналогичным организациям для целей, не связанных с предпринимательской деятельностью, осуществляемая в рамках договоров розничной купли-продажи, может быть признана розничной торговлей и переведена на уплату единого налога.

Следует учесть, что не относится к розничной торговле реализация товаров по государственным (муниципальным) контрактам. Такая деятельность не может быть переведена на систему налогообложения в виде ЕНВД.

(Письмо Минфина РФ от 15.11.2011 № 03-11-11/283)

Минфин разъяснил, что такое "будущие экономические выгоды".

Одним из критериев, позволяющих в бухгалтерском учёте отнести актив к основным средствам, является его способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем. Минфин России разъяснил, что будущие экономические выгоды – это потенциальная возможность активов прямо или косвенно способствовать притоку денежных средств в организацию.

(Письмо Минфина РФ от 02.11.2011 № 07-02-10/98)

НКО при отсутствии базы по налогу на прибыль представляют декларацию один раз в год.

ФНС РФ приводит разъяснения по вопросу составления декларации по налогу на прибыль организаций по обособленным подразделениям некоммерческой организации, у которой не возникает обязанности по уплате данного налога.

Ведомство напоминает, что некоммерческая организация, в том числе казенное учреждение, при отсутствии базы по налогу на прибыль организаций, могут представлять в налоговые органы декларацию только один раз в год.

Вместе с тем, НК РФ не предусматривает освобождения названных выше некоммерческих организаций от представления в налоговые органы налоговых деклараций по их обособленным подразделениям.

В этой связи казенные учреждения, у которых не возникает обязательств по уплате налога на прибыль организаций, в налоговые органы по месту нахождения своих обособленных подразделений представляют только налоговые декларации за налоговый период, в состав которых входят Титульный лист (Лист 01) и Приложение N 5 к Листу 02.

(Письмо ФНС РФ № ЕД-4-3/18909@ от 11.11.2011)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.