Мониторинг изменений за период 01.01.12 - 15.01.12



Бухгалтерский учет и налогообложение

Установлены особенности использования медицинскими страховыми организациями Плана счетов бухгалтерского учета, связанные с учетом средств целевого финансирования по договору о финансовом обеспечении ОМС.

В частности, страховым медицинским организациям, осуществляющим обязательное медицинское страхование, к счету 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" предписывается открывать субсчета "Расчеты с территориальными фондами обязательного медицинского страхования"; "Расчеты с медицинскими организациями по обязательному медицинскому страхованию" и определен порядок отражения средств на данных субсчетах.

Предусмотрено также, что для обобщения информации о движении средств обязательного медицинского страхования используется счет 86 "Целевое финансирование", для чего на данном счете открывается дополнительный субсчет "Целевые средства по обязательному медицинскому страхованию". На данном субсчете отражаются целевые средства, получаемые от ТФОМС по договору о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования и от медицинских организаций в результате применения к ним санкций за нарушения, выявленные при проведении контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.

(Приказ Минфина РФ от 25.11.2011 N 162н "О внесении изменений в дополнения и особенности применения страховыми организациями Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденные Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 4 сентября 2001 г. N 69н")


Вернуться в начало


Социальное страхование и обеспечение

С 2012 года изменились КБК на обязательное медицинское страхование.

Пенсионный фонд Российской Федерации обращает внимание плательщиков страховых взносов на то, что с 2012 года изменились коды бюджетной классификации на обязательное медицинское страхование.

  • 392 1 02 02101 08 1011 160 - страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, поступающие от плательщиков.
  • 392 1 02 02101 08 1012 160 - страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, ранее зачислявшиеся в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования (по расчетным периодам, истекшим до 1 января 2012 года).
  • 392 1 02 02101 08 2011 160 - пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, поступающие от плательщиков.
  • 392 1 02 02101 08 2012 160 - пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, ранее зачислявшиеся в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования (по расчетным периодам, истекшим до 1 января 2012 года).
  • 392 1 02 02101 08 3011 160 - суммы денежных взысканий (штрафов) по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, поступающим от плательщиков.
  • 392 1 02 02101 08 3012 160 - суммы денежных взысканий (штрафов) по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, ранее зачислявшимся в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования (по расчетным периодам, истекшим до 1 января 2012 года).

(Информация ПФ РФ от 11.01.2012 "Об изменении кодов бюджетной классификации на обязательное медицинское страхование")

Срок рассмотрения ФСС РФ жалоб, поданных плательщиками страховых взносов в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов или вышестоящему должностному лицу, в общем случае не должен превышать 1 месяц.

Установлен порядок рассмотрения ФСС РФ и его территориальными органами жалоб, поданных плательщиками страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на решения и иные акты ненормативного характера по контролю за уплатой страховых взносов территориальных органов ФСС РФ, а также на действия (бездействие) должностных лиц Фонда.

В приложении к документу приведены адреса и телефоны территориальных органов ФСС РФ.

(Приказ Минздравсоцразвития РФ от 28.11.2011 N 1424н "Об утверждении Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по рассмотрению жалоб, поданных плательщиками страховых взносов в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов или вышестоящему должностному лицу", Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.12.2011 N 22777)


Вернуться в начало


Таможенное дело

Технический регламент Таможенного союза "Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей" (ТР ТС 023/2011) вступает в силу с 1 июля 2013 года.

Также утверждены:

  • перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований указанного Технического регламента;
  • перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований Технического регламента ТР ТС 023/2011 и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции.

До 15 февраля 2015 года допускается производство и выпуск в обращение продукции в соответствии с обязательными требованиями, ранее установленными нормативными правовыми актами Таможенного союза или законодательством государства - члена Таможенного союза, при наличии документов об оценке (подтверждении) соответствия продукции указанным обязательным требованиям, выданных или принятых до дня вступления в силу Технического регламента. Указанная продукция маркируется национальным знаком соответствия (знаком обращения на рынке) в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза.

Маркировка такой продукции единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза не допускается.

(Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 882 "О принятии технического регламента Таможенного союза "Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей")

С 1 июля 2013 года вступит в силу Технический регламент Таможенного союза "Технический регламент на масложировую продукцию" (ТР ТС 024/2011).

В связи с этим утверждены:

  • перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований указанного Технического регламента;
  • перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований Технического регламента (ТР ТС 024/2011) и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции.

До 15 февраля 2015 года допускается производство и выпуск в обращение продукции в соответствии с обязательными требованиями, ранее установленными нормативными правовыми актами Таможенного союза или законодательством государства - члена Таможенного союза, при наличии документов об оценке (подтверждении) соответствия продукции указанным обязательным требованиям, выданных или принятых до дня вступления в силу Технического регламента.

Указанная продукция маркируется национальным знаком соответствия (знаком обращения на рынке) в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза.

Маркировка такой продукции единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза не допускается.

(Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 883 "О принятии технического регламента Таможенного союза "Технический регламент на масложировую продукцию")

Установлено распределение тарифных квот на мясо между странами-поставщиками.

Тарифные квоты на некоторые виды мясных товаров из свежих, охлажденных и замороженных говядины и свинины, замороженных курятины и индейки, утвержденные на 2012 год решением Комиссии Таможенного союза от 18.11.2011 N 865, распределены по странам-поставщикам (Евросоюз, США, Коста-Рика и "другие страны").

Министерству экономического развития РФ дано поручение до 15 апреля 2012 года распределить объемы тарифных квот на указанные товары между участниками внешнеэкономической деятельности, осуществлявшими их ввоз в 2011 году.

(Постановление Правительства РФ от 29.12.2011 N 1194 "О распределении тарифных квот в отношении мяса крупного рогатого скота, свинины и мяса домашней птицы в 2012 году").


Вернуться в начало


Правовые новости

На территориях Джейрахского и Сунженского районов Республики Ингушетия будет создана туристско-рекреационная особая экономическая зона.

Названная туристско-рекреационная особая экономическая зона создается без проведения конкурса по отбору заявок на земельных участках, определяемых соглашением о ее создании.

Кроме того, будет увеличена площадь отдельных туристско-рекреационных особых экономических зон, созданных в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 N 833, в частности, зоны на территории Зеленчукского района Карачаево-Черкесской Республики за счет земельных участков, расположенных на территории Урупского района Карачаево-Черкесской Республики, определяемых соглашением о создании туристско-рекреационной особой экономической зоны.

(Постановление Правительства РФ от 29.12.2011 N 1195 "Об особых экономических зонах в Северо-Кавказском федеральном округе")

Ведение реестра ККТ будет осуществлять ФНС РФ.

Функции по ведению реестра контрольно-кассовой техники, ранее осуществляемые Минпромторгом РФ, переданы Федеральной налоговой службе.

Таким образом, решение о включении в Государственный реестр сведений о модели контрольно-кассовой техники (исключения и внесения изменений в них) будет приниматься ФНС РФ.

(Постановление Правительства РФ от 28.12.2011 N 1168 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации")


Вернуться в начало


Судебная практика

Меры принудительного взыскания налоговой задолженности применяются последовательно.

ФАС Западно-Сибирского округа подтвердил, что поскольку инспекцией не предоставлено доказательств принятия мер по взысканию задолженности по налогам за счет денежных средств на счетах общества, решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика неправомерно.

ФАС отметил, что налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.

Обязанность доказывать отсутствие денежных средств на счетах налогоплательщика (или отсутствие информации о счетах) возлагается на инспекцию.

При этом меры принудительного взыскания налоговой задолженности за счет денежных средств на счетах в банках и за счет иного имущества налогоплательщика - организации представляют собой последовательные этапы единого внесудебного порядка взыскания налоговой задолженности, а не самостоятельные, независимые друг от друга процедуры.

(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа № А27-1778/2011 от 26.12.2011)

Суммы излишне возмещенного НДС не являются недоимкой и взыскиваются с налогоплательщика только в судебном порядке.

Налоговый орган направил организации требование о возврате излишне возмещенного НДС, суммы которого были перечислены на ее расчетный счет. По итогам проведенной проверки инспекция вынесла решение о привлечении компании к ответственности и предложила ей уплатить недоимку, образовавшуюся из-за излишнего возмещения, пени и штраф. Организация оспорила данное решение в судебном порядке.

Суды всех трех инстанций указали, что излишне возмещенные из бюджета суммы НДС не являются недоимкой в том смысле, который придает им налоговое законодательство, независимо от факта их перечисления налогоплательщику на его расчетный счет, поскольку не соответствуют понятию недоимки. По своей сути суммы излишне возмещенного и перечисленного на расчетный счет налога являются бюджетными средствами, которыми без законных оснований пользовался налогоплательщик. Исходя из изложенного, суды пришли к следующему выводу. Спорные суммы подлежат взысканию с налогоплательщика не в составе недоимки, а в силу п. 2 ст. 45 НК РФ в судебном порядке, поскольку обязанность по уплате налога основана с учетом результатов налоговой проверки на изменении налоговым органом юридической квалификации сделок налогоплательщика.

Аналогичной судебной практики нет. Суды, ранее принимавшие решения по схожим спорам, либо приходили к выводу, что налогоплательщик обязан перечислить сумму недоимки в бюджет (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 09.08.2011 N А74-3284/2010), либо указывали, что он не должен уплачивать в бюджет ранее возмещенный по результатам камеральной проверки НДС, если его возмещение по итогам выездной проверки признано неправомерным (Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.05.2011 N А33-10298/2010, от 09.06.2011 N А33-13813/2010).

(Постановление ФАС Поволжского округа от 06.12.2011 N А49-1862/2011)

По мнению суда, для компенсации необязательны путевые листы.

Сотрудникам выдавалась компенсация за использование личного автомобиля. Но путевые листы не составлялись и выплату нужно исключить из облагаемой прибыли. Так заявила инспекция. Ее мнение совпадает с письмом Минфина России от 13.04.07 № 14-05-07/6.

ФАС Московского округа признал расходы и без путевых листов. Обоснованность затрат следует из должностных инструкций работников, находящихся в постоянных разъездах. Компенсация прописана во внутреннем трудовом распорядке, приказах руководителя. Она не превышает официальных норм (см. постановление Правительства России от 08.02.02 № 92). Значит, выплата документально подтверждена. Что же касается путевых листов, то они служат "для начисления заработной платы водителю". Это цитата из раздела 2 Указаний, одобренных постановлением Госкомстата России от 28.11.97 № 78. Также они нужны при эксплуатации транспорта юрлицами (приложение к приказу Минтранса России от 18.09.08 № 152). Машина эксплуатировалась физлицом, зарплата водителю не начислялась. Арбитраж заявил о необоснованности предписаний по ведению путевых листов.

Известны единичные дела, где аналогичные споры решались в пользу ИФНС (пример – постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.02.06 № А66-7112/2005), но чаще инспекции проигрывают. Это видно хотя бы из постановлений ФАС Западно-Сибирского округа от 19.01.09 № Ф04-8171/2008(18850-А70-40), ФАС Центрального округа от 10.04.06 № А48-6436/05-8 и от 25.05.09 № А62-5333/2008.

(Постановление ФАС Московского округа от 19.12.11 № А40-152815/10-116-694)


Вернуться в начало


Прочее

Минфином РФ разъяснены вопросы применения отдельных положений Налогового кодекса РФ в связи с введением понятия "консолидированная группа налогоплательщиков".

Федеральным законом от 16.11.2011 N 321-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков" в часть первую Налогового кодекса РФ было введено новое понятие "консолидированная группа налогоплательщиков".

В связи с этим Минфином РФ даны разъяснения по следующим вопросам:

  • о порядке уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль организаций при создании консолидированной группы налогоплательщиков с 1 января 2012 года;
  • о применении положений законов субъектов РФ, устанавливающих пониженные ставки налога на прибыль организаций;
  • об учетной политике консолидированной группы налогоплательщиков.

(Письмо Минфина РФ от 28.12.2011 N 03-03-10/126)

Как определить числовые показатели, которым должны соответствовать компании, входящие в консолидированную группу налогоплательщиков.

Компании, соответствующие условиям, которые перечислены в статье 25.2 НК РФ, могут перейти на консолидированную уплату налога на прибыль уже с начала 2012 года. Для этого надо до конца марта наступившего года представить налоговикам договор о создании консолидированной группы налогоплательщиков (КГН) и документы, подтверждающие соблюдение необходимых условий.

Чиновники пояснили, что Федеральный закон от 16.11.11 № 321-ФЗ, который как раз и дополнил Налоговый кодекс главой о КГН, вступил в силу с 1 января 2012 года.

Выполнение условия, подтверждающего превышение размера чистых активов организации-участника КГН размера ее уставного капитала, должно определяться на основании бухгалтерской отчетности на 31 декабря 2011 года. При этом в силу указания Закона № 321-ФЗ в качестве даты расчета размера чистых активов нельзя использовать 31 марта 2012 года.

Что касается совокупной суммы ряда налогов (НДС, акцизов (кроме таможенных), налога на прибыль и налога на добычу полезных ископаемых), то ее следует рассчитать по результатам уплаты участниками КГН названных налогов в течение 2011 года. Полученная величина должна быть не менее 10 млрд. рублей.

А вот суммарная выручка всех участников группы по данным бухгалтерской отчетности за 2011 год должна составлять не менее 100 млрд. рублей.

И, наконец, совокупная стоимость чистых активов всех участников по данным бухучета на 31 декабря 2011 года не может быть менее 300 млрд. рублей.

Если компании, заключившие договор о создании КГН, соответствуют этим, а также иным условиям, перечисленным в статье 25.2 НК РФ, и налоговики зарегистрируют данный договор, то такая группа будет признана созданной с 1 января 2012 года.

(Письмо Минфина РФ от 16.12.11 № 03-03-10/118)

Каким образом подтвердить соблюдение условий для создания консолидированной группы налогоплательщиков.

С января 2012 года компании, соответствующие ряду требований, могут объединяться в консолидированные группы налогоплательщиков (Федеральный закон от 16.11.11 № 321-ФЗ). Минфин России назвал документы, которыми можно подтвердить выполнение необходимых условий.

Первое условие — одна организация прямо или косвенно участвует в уставном капитале всех прочих компаний консолидированной группы налогоплательщиков (КГН). Причем доля участия в каждом случае не может быть менее 90 процентов (порядок определения доли участия установлен в статье 105.2 НК РФ). Соблюдение данного условия можно подтвердить следующими документами: выписками из ЕГРЮЛ, копиями учредительных документов, выписками из реестров акционеров АО, списками участников ООО, содержащими необходимые сведения об участниках юридического лица, а также расчетами доли непосредственного и (или) косвенного участия.

Выписками из ЕГРЮЛ можно доказать соблюдение еще одного необходимого условия – ни одна из компаний, входящих в КГН, не должна находиться в процессе реорганизации или ликвидации.

Выполнение следующего условия – отсутствие в отношении участников группы дел о банкротстве – подтверждается справками, составленными сторонами договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков.

И, наконец, условие о том, что размер чистых активов каждого участника КГН по данным его бухучета превышает уставный капитал, подтверждается расчетом, составленным этим участником. Для расчета используются данные бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления в налоговый орган документов для регистрации договора о создании КГН.

Что касается остальных перечисленных документов, то, как сказано в письме Минфина, они должны быть составлены на актуальную дату, не позднее месяца, предшествующего дате их представления в налоговый орган (за исключением документов, для которых законодательством прямо установлены другие даты составления). При этом, согласно пункту 6 статьи 25.3 НК РФ, документы должны быть заверены ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков.

(Письмо Минфина РФ от 21.12.11 № 03-03-10/120)

Физлица не могут перечислять налоговые платежи через платежные терминалы.

Налоговый кодекс не предусматривает уплату налогов, сборов, а также соответствующих пеней и штрафов через платежные терминалы. А потому платежные агенты не вправе принимать такие платежи.

В разъяснениях Минфина РФ речь идет об уплате физическими лицами государственной пошлины. В Минфине обращают внимание на подпункты 1.1 и 3 пункта 3 статьи 45 НК РФ. Из них следует, что обязанность физлица по уплате налогов, сборов, а также соответствующих штрафов и пеней считается исполненной с момента:

  • передачи в банк соответствующего платежного поручения;
  • со дня внесения в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему РФ.

Других способов перечисления указанных платежей на сегодняшний день не существует.

Напомним, что некоторое время назад Минфин выпускал аналогичные разъяснения и для юридических лиц.

(Письмо Минфина РФ от 14.12.11 № 03-02-08/127)

ТСЖ не включает членские взносы в базу по УСН.

Товарищество собственников жилья, применяющее УСН, при определении налоговой базы не учитывает вступительные взносы, членские взносы, паевые взносы, пожертвования, а также отчисления на формирование резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья его членами.

Что касается других платежей, поступающих ТСЖ, то в соответствии со статьей 249 Кодекса доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

(Письмо Минфина РФ № 03-11-06/2/180 от 20.12.2011)

Возможность предоставления сведений об аудиторской деятельности по форме 2-аудит реализована на официальном сайте Минфина РФ.

Сервис представлен в рубрике "Личный кабинет" в разделе "Бухгалтерский учет и аудит" на сайте www.minfin.ru. Коды доступа в "Личный кабинет" (логин и пароль) можно получить в саморегулируемой организации.

Сообщены также разделы сайта Минфина РФ, где размещена информация, необходимая пользователю указанного выше сервиса, форма 2-аудит и указания по ее заполнению, а также новая версия программного модуля, предназначенного для подготовки предоставляемых сведений.

(Письмо Минфина РФ от 29.12.2011 N 07-03-05/1235 "О предоставлении сведений об аудиторской деятельности (форма N 2-аудит)")

Переработка отходов не переводится на патентную "упрощенку".

Перечень видов деятельности, при осуществлении которых индивидуальные предприниматели могут получить патент, содержится в пункте 2 статьи 346.25.1 НК РФ. Однако в этом списке нет такого вида деятельности, как производство продукции из вторичных отходов. Следовательно, индивидуальный предприниматель, осуществляющий данный вид деятельности, не вправе перейти на патентную УСН.

(Письмо Минфина России от 26.12.2011 № 03-11-11/326)

Расходы по оплате курсов изучения иностранного языка могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль.

Некоторые работники российской организации общаются с зарубежными партнерами, а также обрабатывают документы, составленные на иностранном языке. Для таких работников компания организовала и оплатила курсы по изучению иностранного языка. Можно ли учесть расходы на оплату таких курсов при налогообложении прибыли? Да, можно, считают в Минфине России. Но необходимо соблюсти ряд условий.

В пункте 1 статьи 264 Налогового кодекса приведен перечень прочих расходов, связанных с производством и реализацией. В частности, там упомянуты расходы на обучение работников по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, а также расходы на профессиональную подготовку и переподготовку работников.

В соответствии с пунктом 3 статьи 264 НК РФ, такие расходы можно учесть если:

  • договор на обучение, профподготовку и переподготовку заключен с российским образовательным учреждением, имеющим соответствующую лицензию, либо с иностранным образовательным учреждением, имеющим соответствующий статус;
  • обучение, профподготовку и переподготовку проходят работники, заключившие с налогоплательщиком трудовой договор (или лица, заключившие договор, предусматривающий обязанность лица не позднее трех месяцев после окончания обучения, оплаченного налогоплательщиком, заключить с ним трудовой договор и отработать у налогоплательщика не менее одного года).

Также определено, что организация обязана хранить документы, подтверждающие расходы на обучение работников, не менее четырех лет.

В итоге Минфин делает вывод: при соблюдении всех упомянутых выше условий, организация вправе учесть расходы на организацию курсов изучения иностранных языков для своих работников.

Попутно чиновники напомнили, что суммы платы за обучение работника по основным и дополнительным общеобразовательным и профессиональным образовательным программам, а также суммы оплаты за его профессиональную подготовку и переподготовку, освобождаются от НДФЛ (п. 21 ст. 217 НК РФ). При этом договор на обучение должен быть заключен с российским образовательным учреждением, имеющим соответствующую лицензию, либо с иностранным образовательным учреждением, имеющим соответствующий статус.

(Письмо Минфина РФ от 21.12.11 № 03-03-06/2/200)

Основания предоставления льготы по налогу на имущество организаций.

С 1 января 2012 года действует п. 21 ст. 381 НК РФ, согласно которому налогоплательщики освобождаются от налога на имущество организаций в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с Перечнем таких объектов, установленным Правительством РФ, или в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством РФ предусмотрено определение классов их энергетической эффективности.

Основанием для предоставления данной льготы является наличие таких объектов на балансе в составе основных средств, а также техническая документация и другие документы (паспорт, маркировка, акт и т.п.), поименованные в Федеральном законе от 23.11.2009 № 261-ФЗ и иных нормативных правовых актах, принятых во исполнение данного Закона, содержащие информацию об энергетической эффективности объектов по Перечню или классу энергетической эффективности объектов (товаров)

(Письмо Минфина РФ от 26.12.2011 № 03-05-05-01/98)

Минфин уточняет порядок уплаты налога на прибыль обособленными подразделениями.

Минфин РФ разъясняет порядок расчета удельного веса для начисления налога на прибыль исходя из доли прибыли, приходящейся на обособленное подразделение.

Ведомство напоминает, что уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований, производится налогоплательщиками - российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения.

Удельный вес среднесписочной численности работников и удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества определяются исходя из фактических показателей среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и остаточной стоимости основных средств указанных организаций и их обособленных подразделений за отчетный (налоговый) период.

При определении удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества необходимо учитывать, что не подлежит амортизации амортизируемое имущество бюджетных организаций, за исключением имущества, приобретенного в связи с осуществлением предпринимательской деятельности и используемого для осуществления такой деятельности.

Таким образом, удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества следует определять по данным налогового учета исходя из остаточной стоимости основных средств, приобретенных за счет бюджетных средств, а также остаточной стоимости основных средств, приобретенных в связи с осуществлением предпринимательской деятельности и используемых для осуществления такой деятельности.

При этом по основным средствам, приобретенным за счет бюджетных средств, числящимся в составе амортизируемого имущества, но по которым амортизация для целей налогообложения прибыли организаций не начисляется, остаточной стоимостью признается их первоначальная (восстановительная) стоимость.

(Письмо Минфина РФ № 03-03-06/4/150 от 19.12.2011)

Разъяснен порядок уплаты земельного налога застройщиком.

Застройщик утрачивает обязанность по уплате земельного налога в отношении той части участка, которая соответствует доле собственника помещения в общем имуществе многоквартирного дома. Это происходит после внесения в государственный реестр соответствующих изменений, связанных с переходом права собственности на объект к дольщику.

(Письмо Минфина России от 21.12 2011 г. № 03-03-06/1/837)

Отозвать заявление на применение "упрощенки" нельзя.

Налоговым кодексом не предусмотрена возможность отзыва налогоплательщиком заявления о переходе на УСН. Таким образом, если вновь созданная организация или индивидуальный предприниматель подали заявление о переходе на УСН в пятидневный срок с даты постановки на налоговый учет, они должны применять УСН с даты постановки на учет. Перейти на общий режим они могут с начала следующего календарного года, уведомив об этом налоговую инспекцию не позднее 15 января года, в котором планируют вернуться на общий режим.

(Письмо Минфина РФ от 28.12.2011 № 03-07-11/351)

Об определении базы по НДФЛ при получении гражданином дохода от мены акций российской компании на акции иностранной.

Физлицо получило доход в результате мены акций российской компании, обращающихся на рынке, на необращающиеся акции иностранной организации.

По договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой товар в обмен на иной. При этом каждая из них признается продавцом передаваемого товара и покупателем того, который принимает. Предметом этого соглашения могут быть также ценные бумаги (в т. ч. акции).

Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты НДФЛ по операциям с ценными бумагами установлены НК РФ. При этом финансовый результат по ним определяется как доходы от операций с ценными бумагами за вычетом соответствующих расходов.

(Письмо ФНС РФ от 15 декабря 2011 г. N ЕД-3-3/4151 "О налоге на доходы физических лиц")

Налогоплательщики, осуществляющие добычу для хозяйственно-бытового и питьевого водоснабжения населения подземных вод, не являющихся промышленными, минеральными или термальными водами, вправе применять УСН.

Об этом сообщается в Письме Минфина РФ, направленном в налоговые органы для применения в работе.

В письме отмечено, в частности, что ограничение применения УСН предусмотрено для организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся добычей и реализацией полезных ископаемых (за исключением общераспространенных).

При этом указано, что в Общероссийском классификаторе полезных ископаемых и подземных вод ОК 032-2002 подземные воды выделены в отдельную группировку и не указаны в группировке среди полезных ископаемых.

Статьей 337 НК РФ к полезным ископаемым отнесены подземные воды, содержащие полезные ископаемые (промышленные воды) и (или) природные лечебные ресурсы (минеральные воды), а также термальные воды.

С учетом изложенного налогоплательщики, осуществляющие для хозяйственно-бытового и питьевого водоснабжения добычу подземных вод, не являющихся промышленными, минеральными или термальными водами, при соблюдении установленных НК РФ условий, вправе перейти на УСН.

(Письмо ФНС РФ от 30.12.2011 АС-4-3/22716@)

ФНС разъяснила принципы заключения соглашений о ценообразовании для контролируемых сделок.

С 1 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон от 18.07.2011 № 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения".

Цены контролируемых сделок в целях налогообложения должны соответствовать требованиям, установленным положениям Закона уже начиная с 1 января 2012 года. Особое внимание следует уделить определению перечня контролируемых сделок, проверке принятой методологии ценообразования на предмет соответствия требованиям закона и при необходимости её корректировки.

Переходные положения Закона на первые два года предусматривают установление более высокого порога по суммам сделок, подлежащих контролю соответствия цен для целей налогообложения, а также для подготовки и представления налогоплательщиком уведомлений и документации о совершённых контролируемых сделках. Это позволит многим налогоплательщикам адаптировать свою корпоративную политику трансфертного ценообразования к требованиям Закона, говорится в сообщении ведомства.

Кроме того, ФНС разъясняется, что соглашение о ценообразовании для целей налогообложения представляет собой соглашение между налогоплательщиком и ФНС России о порядке определения цен и (или) применения методов ценообразования в контролируемых сделках в целях обеспечения соблюдения положения пункта 1 статьи 105.3 НК РФ.

Налоговики уверены, что заключение Соглашения может позволить налогоплательщикам сократить уровень затрат, связанных с осуществлением мероприятий по выполнению требований законодательства об определении цен для целей налогообложения, а также снизить административную нагрузку, связанную с осуществлением процедур контроля за соблюдением указанного законодательства.

Обратиться в ФНС России с заявлением о заключении Соглашения вправе только российская организация – налогоплательщик, отнесённый к категории крупнейших налогоплательщиков. Заключение Соглашения является добровольным и должно отвечать интересам сторон, стороны Соглашения не могут быть понуждены к его заключению.

В случае если при рассмотрении заявления о заключении Соглашения выявлена информация, в частности, указывающая на наличие рисков уклонения от уплаты налогов, заключение такого Соглашения ФНС России будет признано необоснованным.

(Письмо ФНС РФ от 12.01.2012 № ОА-4-13/85@ "О заключении соглашений о ценообразовании для целей налогообложения")

В договоре о создании консолидированной группы налогоплательщиков, помимо прочего, должны быть установлены сроки представления ее участниками данных налогового учета, необходимых для исчисления налоговой базы по налогу на прибыль.

ФНС РФ разъясняются отдельные вопросы, касающиеся применения положений Налогового кодекса РФ, предусматривающие условия и порядок создания консолидированной группы налогоплательщиков. В письме, в частности, сообщается о требованиях к содержанию заключаемого участниками группы договора.

Так, например, сообщается, что договор, предметом которого является обязательство участников объединиться с целью исчисления и уплаты налога на прибыль организаций, должен содержать, в том числе, следующее:

  • порядок и сроки исполнения обязанностей, а также осуществления прав ответственным участником и другими участниками консолидированной группы, не установленных Налоговым кодексом РФ, и предусматривать ответственность за их неисполнение;
  • для случаев прекращения действия консолидированной группы (выхода участника из состава группы) - порядок и сроки представления ответственным участником сведений, необходимых для исчисления и уплаты налога на прибыль организаций (авансовых платежей) и составления налоговых деклараций;
  • порядок приобретения регрессного права требования участников консолидированной группы к ее ответственному участнику, для случаев неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязанности по уплате налога (авансовых платежей, пеней и штрафов).

(Письмо ФНС РФ от 29.11.2011 N ЕД-4-3/22492@ "Об условиях договора о создании консолидированной группы")

ФНС РФ напоминает о бессрочности действия льготы, касающейся освобождения от налогообложения НДФЛ сумм, выплачиваемых организациями своим работникам на возмещение затрат по уплате процентов по кредитам на приобретение или строительство жилого помещения.

Данная льгота была установлена Федеральным законом от 22.07.2008 N 158-ФЗ на период с 1 января 2009 года до 1 января 2012 года. Затем Федеральным законом от 21.11.2011 N 330-ФЗ ограничение действия льготы - до 1 января 2012 года - было отменено.

(Письмо ФНС РФ от 20.12.2011 N ЕД-3-3/4214@ "О налоге на доходы физических лиц")

Реализация товаров бюджетным и некоммерческим организациям не подпадает под действие системы налогообложения в виде ЕНВД.

Данный вывод ФНС РФ обоснован, в частности, следующим. Система налогообложения ЕНВД может применяться в отношении розничной торговли. Деятельность по реализации товаров для государственных или муниципальных нужд содержит признаки договора поставки, регулируемого положениями Гражданского кодекса РФ (статьи 506 - 523 ГК РФ).

Кроме того, в отличие от договора розничной купли-продажи, который является публичным, договор поставки по муниципальному контракту, а также по гражданско-правовому договору бюджетного учреждения не носит признаков публичности и заключается в соответствии с результатами проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг конкретным потребителям.

Учитывая изложенное, деятельность по реализации товаров, в том числе бюджетным и некоммерческим организациям, относится к предпринимательской деятельности в сфере оптовой торговли, результаты от занятия которой подлежат налогообложению в общеустановленном порядке либо в порядке, предусмотренном упрощенной системой налогообложения (УСН).

Указано также, что данная позиция подтверждается Постановлением Президиума ВАС РФ от 04.10.2011 N 5566/11 и согласуется с позицией Минфина РФ (см. письмо от 16.11.2009 N 03-11-06/3/268).

(Письмо ФНС РФ от 30.12.2011 N ЕД-4-3/22628@ "О применении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход в отношении реализации товаров бюджетным учреждениям")

Количество объектов налогообложения налогом на игорный бизнес увеличено.

ФНС России рекомендовала форму Заявления о регистрации изменений (уменьшения) количества объектов налогообложения налогом на игорный бизнес.

С 1 января 2012 года количество объектов налогообложения налогом на игорный бизнес расширено. В новой форме появились поля для отражения информации о процессинговом центре тотализатора (букмекерской конторы), о пункте приема ставок тотализатора (букмекерской конторы).

Налогоплательщик обязан зарегистрировать в налоговых органах любое изменение количества объектов налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки (открытия) или выбытия (закрытия) каждого объекта налогообложения, подав заявление в налоговый орган.

(Письмо ФНС РФ от 30.12.11 № ЕД-4-3/22627@)

ФНС РФ напоминает о необходимости зарегистрировать в налоговых органах объекты игорного бизнеса, подлежащие налогообложению с 1 января 2012 года.

Сообщается, в частности, что в соответствии с Федеральным законом от 16.11.2011 N 319-ФЗ с указанной даты объектами налогообложения налогом на игорный бизнес будут признаваться не кассы букмекерских контор и тотализаторов, а процессинговые центры и пункты приема ставок букмекерских контор и тотализаторов. Налогоплательщик обязан зарегистрировать в налоговых органах по месту регистрации объектов налогообложения любое изменение количества объектов налогообложения. При регистрации указанных выше объектов рекомендуется использовать форму, доведенную до налоговых органов и налогоплательщиков письмом ФНС РФ от 20.12.11 N ЕД-4-3/21748@ (размещено на сайте ФНС России: http://www.nalog.ru/ul/igorn_biz/3878766/).

Объекты игорного бизнеса, открытые до вступления в силу указанного Федерального закона, должны включаться в налоговую базу по налогу на игорный бизнес, начиная с 1 января 2012 года. При этом осуществить регистрацию таких объектов налогообложения рекомендовано без учета даты их открытия, до представления в установленный срок налоговой декларации по налогу на игорный бизнес за первый налоговый период 2012 года.

(Письмо ФНС РФ от 30.12.2011 N АС-4-3/22696@)

ФСС РФ рекомендует применять изменения в порядок заполнения формы 4-ФСС, разработанные Минздравсоцразвития РФ, начиная с представления расчета за отчетный период - 2011 год.

Сообщается, что Приказом Минздравсоцразвития РФ от 22.11.2011 N 1385н вносятся изменения в порядок заполнения формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма - 4 ФСС), утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.02.2011 N 156н.

Данные изменения предусматривают, что титульный лист формы расчета и таблицы 1, 3, 6 и 7 обязательны для представления всеми плательщиками страховых взносов. Остальные таблицы расчета в случае отсутствия показателей для заполнения не заполняются и не представляются плательщиками страховых взносов в ФСС РФ.

Приказ N 1385н в настоящее время находится на регистрации в Минюсте РФ. По информации ФСС РФ он вступит в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования.

(Письмо ФСС РФ от 28.12.2011 N 14-03-18/04-16256)

ФСС уточняет порядок заполнения больничного листа.

При наступлении одновременно нескольких страховых случаев порядок выплаты страхового обеспечения по каждому страховому случаю определяется в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Так, в частности, "беременность и роды" и "временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы" являются разными видами страховых случаев и регулируются отдельными главами Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.06.2011 N 624н.

Таким образом, порядок выдачи листков нетрудоспособности при заболевании, травме, урегулированный главой II Порядка, не может быть применен при выдаче листков нетрудоспособности по беременности и родам, порядок которой установлен главой VIII Порядка.

С учетом изложенного, требования территориальных органов ФСС, страхователей о необходимости постановки в листке нетрудоспособности по беременности и родам подписи председателя врачебной комиссии, в том числе при осложненных родах, многоплодной беременности, при родах, наступивших в период с 28 до 30 недель беременности, при прерывании беременности при сроке до 27 полных недель беременности, при усыновлении ребенка и при проведении экстракорпорального оплодотворения являются необоснованными.

Во всех указанных случаях достаточно подписи врача акушера-гинеколога, врача общей практики (семейного врача), а при отсутствии врача - подписи фельдшера.

(Письмо ФСС РФ № 14-03-11/15-16055 от 23.12.2011)

Одновременно с годовой отчетностью за 2011 год в ПФР необходимо представить на каждого работника сведения о сумме начисленных в его пользу в 2011 году выплат и вознаграждений по формам СЗВ-6-3 и АДВ-6-4.

Указанные формы персонифицированного учета утверждены Постановлением Правления ПФ РФ от 24.03.2011 N 59п. Необходимость представления указанных сведений связана с реализацией положений Федерального закона от 08.12.2010 N 343-ФЗ на основании которого, в частности, в случае прекращения деятельности страхователя сведения о заработке застрахованного лица (для целей обязательного пенсионного страхования) должны подтверждаться данными персонифицированного учета.

(Информационное сообщение ПФ РФ от 20.12.2011 "Особенности представления страхователями отчетности в органы ПФР в 2012 году")


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.