Мониторинг изменений за период 02.04.12 - 08.04.12



Бухгалтерский учет и налогообложение

Субъекты РФ наделены полномочиями по установлению дополнительных оснований и условий предоставления инвестиционного налогового кредита.

При этом субъекты РФ могут устанавливать сроки действия и ставки процентов на сумму инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Кроме того, изменениями, внесенными в статью 288 части второй Налогового кодекса РФ, устанавливается особый порядок уплаты налога на прибыль организаций ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков, в состав которой входят организации, являющиеся собственниками объектов Единой системы газоснабжения, распространяющийся на правоотношения, возникшие с 1 января 2012 года.

(Федеральный закон от 30.03.2012 N 19-ФЗ "О внесении изменений в статью 67 части первой и статью 288 части второй Налогового кодекса Российской Федерации")

Ратифицирован Протокол о внесении изменений в Конвенцию между Правительствами России и Италии от 9 апреля 1996 года об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал и предотвращении уклонения от налогообложения.

Протоколом, в частности, уточнена редакция статьи 27 "Обмен информацией" Конвенции, в целях повышения эффективности обмена налоговой информацией и противодействия злоупотреблениям при уплате налогов.

Также, в связи с изменениями компетенции государственных органов Италии в области налогообложения, Протоколом предусматривается замена компетентного органа с Итальянской стороны на Министерство экономики и финансов Итальянской Республики.

Кроме того, Протоколом учтено, что в Италии отменен ряд налогов - местный подоходный налог и налог на собственность предприятий, взамен которых введен региональный налог на производственную деятельность.

(Федеральный закон от 01.04.2012 N 20-ФЗ "О ратификации Протокола о внесении изменений в конвенцию между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал и предотвращении уклонения от налогообложения от 9 апреля 1996 года")

Начиная с отчетности за 2012 год вводится в действие новая форма налоговой декларации по транспортному налогу, а также формат ее представления в электронном виде.

В новой форме декларации учтены изменения, внесенные в порядок исчисления транспортного налога и представления отчетности, - в частности, с 2011 года отменена обязанность представления налоговых расчетов по авансовым платежам по транспортному налогу.

(Приказ ФНС РФ от 20.02.2012 N ММВ-7-11/99@ "Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по транспортному налогу в электронном виде и Порядка ее заполнения", Зарегистрировано в Минюсте РФ 29.03.2012 N 23657)

Внесены изменения в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации.

Изменения внесены в раздел II "Классификация доходов бюджетов", раздел III "Классификация расходов бюджетов", раздел V "Классификация операций сектора государственного управления", а также в отдельные приложения.

Документ представлен на регистрацию в Минюст РФ. Следует учитывать, что при регистрации в Минюсте РФ текст документа может быть изменен.

(Приказ Минфина РФ от 20.03.2012 N 39н, "О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 21 декабря 2011 г. N 180н")


Вернуться в начало


Социальное страхование и обеспечение

Регламентирован порядок приема ФСС РФ расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование.

Утвержден административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по приему расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4-ФСС).

Форму 4-ФСС представляют:

  • организации, в том числе иностранные, осуществляющие деятельность на территории РФ;
  • индивидуальные предприниматели, нанимающие лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • иные физические лица, нанимающие вышеуказанных лиц.

Регламент определяет сроки, стандарты и последовательность административных действий должностных лиц ФСС РФ при приеме формы 4-ФСС.

Прием расчета, поступившего в Фонд, осуществляется не позднее одного рабочего дня, следующего за днем его поступления.

В приложении к документу приведены адреса и телефоны территориальных отделений ФСС РФ по субъектам РФ.

(Приказ Минздравсоцразвития России от 06.03.2012 N 204н "Об утверждении Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по приему расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4-ФСС)", Зарегистрировано в Минюсте России 02.04.2012 N 23674)


Вернуться в начало


Таможенное дело

Ратифицировано Соглашение между Россией и Беларусью об осуществлении автомобильного контроля на внешней границе Союзного государства, подписанное в Минске 5 октября 2010 года.

Соглашение формирует условия для переноса автомобильного контроля с российско-белорусской на внешнюю границу Союзного государства, а также создает правовую основу для организации информационного обмена между органами автомобильного контроля РФ и Беларуси.

Соглашения направлено на:

  • исключение дублирующих операций по контролю за выполнением международных автомобильных перевозок, сокращение времени на его проведение, совместную защиту национальных рынков международных автотранспортных услуг;
  • соблюдение иностранными перевозчиками национальных разрешительных систем России и Беларуси.

(Федеральный закон от 01.04.2012 N 22-ФЗ "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об осуществлении транспортного (автомобильного) контроля на внешней границе Союзного государства")

В отношении подакцизных товаров, ввозимых в Российскую Федерацию, установлены фиксированные суммы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.

К таким товарам относятся, в частности, алкогольная продукция, спирт этиловый из всех видов сырья, спиртосодержащая продукция с содержанием этилового спирта более 9 об.%, пиво, табак и табачные изделия, бензин и дизельное топливо, автомобили легковые.

(Приказ ФТС РФ от 21.02.2012 N 302 "Об установлении фиксированных сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении подакцизных товаров", Зарегистрировано в Минюсте РФ 28.03.2012 N 23625)


Вернуться в начало


Правовые новости

Ратифицирован Договор между государствами - участниками СНГ о зоне свободной торговли, подписанный в Санкт-Петербурге 18 октября 2011 года.

Договор принят с целью создать необходимые условия для полноценного и эффективного функционирования зоны свободной торговли на пространстве СНГ, а также благоприятные условия для дальнейшего углубления интеграции на основе норм Всемирной торговой организации.

Договор, в частности, предусматривает наличие инструмента принуждения Сторон, нарушающих договоренности, к выполнению своих обязательств. Таким инструментом являются правила разрешения споров.

Помимо положений об отмене импортных пошлин, в Договоре предусматриваются обязательства Сторон, гарантирующие недискриминационное применение правил нетарифного регулирования, предоставление национального режима, а также четкие, соответствующие мировой практике правила в области субсидирования.

Договор подписали восемь стран: Россия, Украина, Беларусь, Молдова, Казахстан, Армения, Таджикистан и Киргизия.

(Федеральный закон от 01.04.2012 N 21-ФЗ "О ратификации Договора о зоне свободной торговли")

Исключена административная ответственность за невыполнение должностным лицом учреждения банка обязанностей по контролю за выполнением организациями или их объединениями правил ведения кассовых операций.

Данная норма была установлена статьей 15.2 КоАП РФ и предусматривала наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

По мнению законодателя, осуществление банками данного вида контроля является недостаточно эффективным и, вместе с тем достаточно трудоемким и затратным. Отмена указанной нормы не создает законодательных пробелов в области контроля за оборотом наличных денежных средств, способствует устранению избыточных административных процедур, снижению затрат кредитных организаций и повышению конкурентоспособности российской банковской системы.

(Федеральный закон от 02.04.2012 N 30-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях")

Со 2 апреля 2012 года процентная ставка по кредитам, обеспеченным золотом, предоставляемым на срок от 181 до 365 календарных дней, составляет 7,75 процента годовых.

Порядок предоставления кредитов Банка России, обеспеченных золотом, установлен Положением Банка России от 30.11.2010 N 362-П "О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных золотом".

(Указание Банка России от 30.03.2012 N 2798-У "О размере процентной ставки по кредитам, обеспеченным золотом")

С 1 апреля 2012 года проиндексированы трудовые и социальные пенсии.

С 1 апреля 2012 года проиндексированы трудовые пенсии по старости, трудовые пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца, а также социальные пенсии.

Так, в частности, увеличению на 3,4% подлежат трудовые пенсии по старости, трудовые пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца. Социальные пенсии увеличатся на 14,1%.


Вернуться в начало


Законопроекты

Власти намерены сократить число организационно-правовых форм юридических лиц.

Президент РФ Дмитрий Медведев внес на рассмотрение Госдумы РФ законопроект "О внесении изменений в части 1, 2, 3 и 4 Гражданского кодекса РФ", направленный на реформу российского гражданского права.

Так, в частности, документ сокращает число организационно-правовых форм юридических лиц, убирая закрытые акционерные общества и общества с дополнительной ответственностью.

При этом вместо ОДО и ЗАО законопроект предполагает введение дифференцированного регулирования статуса публичных и непубличных акционерных обществ.

Минфин планирует освободить предпринимателей без наемных работников от обязанности представлять сведения о среднесписочной численности персонала.

Индивидуальные предприниматели, не имеющие наемных работников, будут освобождены от обязанности по представлению в налоговые органы сведений о среднесписочной численности работников. Соответствующие изменения планируется внести в Приказ ФНС России от 29.03.07 № ММ-3-25/174@, которым утверждена форма сведений и порядок ее заполнения.

В настоящее время ни Налоговый кодекс, ни упомянутый приказ не освобождают налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, не имеющих наемных работников, от обязанности представлять сведения о среднесписочной численности персонала. Поэтому все налогоплательщики - индивидуальные предприниматели обязаны представлять сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год.

(Письмо Минфина РФ от 20.03.12 № 03-02-08/23)


Вернуться в начало


Судебная практика

Предприниматели заваливают суды исками, оспаривающими положение ЦБ РФ о порядке ведения кассовых операций.

5 апреля Высший арбитражный суд принял решение прекратить производство по делу С. Астахова и П. Белова об оспаривании порядка ведения кассовых операций, установленного положением ЦБ РФ от 12.10.2011 № 373-П на том основании, что сейчас сразу в нескольких судебных инстанциях находятся в производстве дела индивидуальных предпринимателей со схожими исковыми требованиями – признать недействующим положение ЦБ РФ от 12.10.2011 № 373-П в той части, в которой оно распространяется на индивидуальных предпринимателей. В частности, такие исковые заявления были приняты к рассмотрению в Верховном суде, в Высшем арбитражном суде и Арбитражном суде г. Москвы. Но поскольку рассмотрение одного дела сразу тремя инстанциями невозможно, суды должны принять решение о подсудности этого дела.

Именно это и попытался сегодня сделать Высший арбитражный суд. ВАС РФ сослался на то, что рассмотрение вопроса о нарушении прав индивидуальных предпринимателей в данном случае находится в компетенции Верховного суда, что заявление С. Астахова об оспаривании нового порядка ведения кассовых операций было принято Верховным судом к производству, и что данное исковое заявление в Верховный суд было подано раньше, чем в ВАС РФ. Соответственно, по мнению ВАС РФ, именно Верховный суд должен вынести решение по указанному вопросу. Заседание в Верховном суде назначено на 2 мая.

Интересно, что на несколько дней раньше – 26 апреля — в Арбитражном суде г. Москвы будет рассматриваться схожее дело по иску индивидуального предпринимателя, который также требует признать недействующими положения ЦБ РФ № 373-П об установлении лимита наличных денег и оформлении приходных и расходных кассовых ордеров в той части, в которой они распространяются на индивидуальных предпринимателей.

Таким образом, судебная тяжба индивидуальных предпринимателей с Центробанком продолжается.

При списании ОС раньше окончания срока амортизации НДС не восстанавливается.

ФАС Московского округа пояснил, что Налоговый кодекс РФ не относит списание не полностью самортизированных основных средств к случаям, когда налогоплательщик обязан восстановить ранее зачтенный НДС.

ФАС отметил, что основанием для отказа в принятии суммы НДС явилось списание заявителем основных средств до окончания срока амортизации по причине их порчи и невозможности дальнейшего использования, притом, что заявителем не восстановлен НДС с остаточной стоимости списанных основных средств.

В свою очередь законодательство о налогах и сборах не содержит положений, обязывающих налогоплательщиков восстанавливать суммы налога, исчисленные с остаточной стоимости основных средств, приобретенных для осуществления операций, облагаемых НДС, и списанных до того, они будут полностью самортизированы. В том числе по причине невозможности их дальнейшего использования в деятельности организаций, таких как поломка, физический и моральный износ и пр.

Случаи, когда налогоплательщик обязан восстанавливать суммы НДС, ранее правомерно принятые к вычету, установлены в НК РФ и данный перечень случаев является исчерпывающим и не содержит требования восстанавливать НДС в случае списания объекта основных средств раньше окончания срока амортизации.

(Постановление ФАС Московского округа № А40-51601/11-129-222 от 23.03.2012)

Налоговая инспекция не вправе игнорировать требования законодательства о банкротстве.

ФАС Западно-Сибирского округа пояснил, что денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие до возбуждения дела о банкротстве, независимо от срока их исполнения не являются текущими. Указанные требования подлежат предъявлению только в деле о банкротстве. Взыскание таких обязательных платежей в порядке, установленном налоговым законодательством (вне рамок дела о банкротстве), не допускается.

ФАС отметил, что датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания налогового периода, а не дата представления налоговой декларации или дата окончания срока уплаты налога (последний день срока его уплаты).

Суммы налоговых платежей и налоговых санкций не являются текущей задолженностью общества, поскольку окончание отчетных периодов наступило до принятия судом заявления о признании должника банкротом. При этом требования налогового органа по уплате штрафов должны были быть включены в реестр требований кредиторов независимо от момента возникновения обязательства и их взыскание не могло быть произведено в бесспорном порядке.

Суды обеих инстанций сделали правильный вывод о том, что действия налогового органа по взысканию спорной задолженности за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке не соответствуют требованиям закона о банкротстве.

(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа № А81-2082/2011 от 28.03.2012)

Расходный кассовый ордер может не заверяться печатью.

ФАС Восточно-Сибирского округа отклонил довод кассационной жалобы о том, что спорные расходные кассовые ордера не являются подтверждением получения денежных средств, поскольку на них отсутствует печать юридического лица.

ФАС указал, что расходный кассовый ордер применяется для оформления выдачи наличных денег из кассы организации, выписывается в одном экземпляре работником бухгалтерии. Он подписывается руководителем организации и главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным, регистрируется в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов.

В тех случаях, когда на прилагаемых к расходным кассовым ордерам документах (заявлениях, счетах и др.) имеется разрешительная надпись руководителя организации, подпись его на расходных кассовых ордерах необязательна.

В расходном кассовом ордере по строке "Основание" указывается содержание хозяйственной операции, а по строке "Приложение" перечисляются прилагаемые первичные и другие документы с указанием их номеров и дат составления.

Таким образом, законодательство не предусматривает, чтобы расходный кассовый ордер в обязательном порядке заверялся печатью выдающей денежные средства организации и уж, тем более, получающей эти денежные средства организацией.

(Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа № А10-1876/2011 от 19.03.2012)


Вернуться в начало


Прочее

Новый закон о бухучете не отменяет УСН и не освобождает "упрощенщиков" от обязанности вести бухгалтерский учет.

Хотя в Федеральном законе от 06.12.11 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", который вступит в силу с 2013 года, ничего не сказано о ведении бухучета при применении упрощенной системе налогообложения, это не означает, что данный специальный режим будет отменен. Также из этого не следует, что "упрощенщики" будут освобождены от обязанности вести бухучет.

В статье 18 Налогового кодекса РФ прямо сказано, что специальные налоговые режимы, к которым относится и УСН, устанавливаются Налоговым кодексом. Поэтому закон о бухучете не может ни отменять, ни вводить какие-либо налоговые спецрежимы.

В Минине отмечают, что закон № 402-ФЗ устанавливает единые требования к бухгалтерскому учету и бухгалтерской (финансовой) отчетности для всех организаций. Соответственно, после вступления в силу нового закона, организации, перешедшие на УСН, будут вести бухгалтерский учет, а также сдавать бухгалтерскую отчетность в полном объеме (в настоящее время "упрощенщикам" разрешается отражать лишь основные средства и нематериальные активы).

(Письмо Минфина РФ от 26.03.12 № 03-11-06/2/46)

При ошибке в КБК налог считается уплаченным.

Для того чтобы обязанность по уплате налога была исполнена, в платежном поручении должны быть верно указаны номер счета Федерального казначейства и банковские реквизиты (п. 4 ст. 45 Налогового кодекса).

Если ошибка была допущена в КБК, то налог все равно будет считаться уплаченным. Данный реквизит определяет принадлежность платежа. И в случае ошибки достаточно подать в налоговую заявление о его уточнении.

(Письмо Минфина РФ от 29.03.2012 г. № 03-02-08/31)

ФНС РФ разъяснен порядок заполнения заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в случае ввоза товаров на территорию РФ с территории государства - члена Таможенного союза на основании договора между российской организацией и налогоплательщиком государства, не являющегося членом Таможенного союза.

Сообщается, в частности, что с учетом положений пункта 8 статьи 2 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе от 11.12.2009 документом, подтверждающим уплату налога на добавленную стоимость налоговому органу при ввозе товаров с территории государств - членов Таможенного союза, является заявление, составленное по форме Приложения 1 к Протоколу об обмене информацией в электроном виде между налоговыми органами государств - членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов от 11.12.2009, с отметкой налогового органа государства - члена Таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств).

Вместе с тем, правилами заполнения заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, утвержденными указанным Протоколом об обмене информацией, не установлен особый порядок заполнения такого заявления в случае ввоза на территорию одного государства - члена Таможенного союза с территории другого государства - члена Таможенного союза товаров, приобретаемых хозяйствующим субъектом этого другого государства - члена Таможенного союза на основании договора с налогоплательщиком государства, не являющегося членом Таможенного союза.

Протоколом об обмене информацией не запрещено отражение в заявлении дополнительной информации о взаимоотношениях налогоплательщика государства, не являющегося членом Таможенного союза, с налогоплательщиком государства, являющегося членом Таможенного союза, с территории которого товары вывозятся на территорию другого государства - члена Таможенного союза. Поэтому в случае ввоза на территорию одного государства - члена Таможенного союза с территории другого государства - члена Таможенного союза товаров, приобретаемых хозяйствующим субъектом этого другого государства - члена Таможенного союза на основании договора с налогоплательщиком государства, не являющегося членом Таможенного союза, в разделе 3 заявления:

  • в строках 08 "Продавец, комитент, доверитель, принципал" и 09 "Покупатель, комиссионер, поверенный, агент" налогоплательщику, на территорию которого импортированы товары, следует указывать соответственно наименования грузоотправителя - налогоплательщика государства - члена Таможенного союза, с территории которого вывозятся товары, и налогоплательщика государства, не являющегося членом Таможенного союза;
  • в строках 10 и 11 - коды стран, налогоплательщиками которых являются указанные лица;
  • в строке 12 - реквизиты договора между этими лицами.

(Письмо ФНС РФ от 02.04.2012 N АС-4-2/5467@ "О заполнении заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов")

Выставить корректировочный счет-фактуру по причине технической ошибки в счете-фактуре нельзя.

Минфин еще раз пояснил свою позицию по вопросу выставления корректировочных счетов-фактур. Корректировочный счет-фактура выставляется продавцом в том случае, если количество товаров, указанное в накладных и счетах-фактурах, не совпадает с фактическим. Например, при приеме товаров покупатель может обнаружить недостачу товаров или бракованные товары. В такой ситуации между ним и продавцом заключается соглашение, договор или иной первичный документ, подтверждающий согласие покупателя на изменение стоимости отгруженных товаров. На основании этого соглашения, договора или иного документа продавец выставляет корректировочный счет-фактуру.

Если покупатель выявил в выставленных ему счетах-фактурах технические ошибки, связанные, например, с неправильным вводом данных о цене или количестве отгруженных товаров (работ, услуг), в этом случае в такие счета-фактуры нужно внести исправления. Корректировочные счета-фактуры, соответственно, не выставляются.

(Письмо Минфина РФ от 27.03.2012 № 03-07-09/29)

Расходы, произведенные за счет средств учредителей, уменьшают налоговую базу.

Согласно пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ денежные средства, полученные безвозмездно российской организацией от физического лица, являющегося учредителем, не включаются в доходы при налогообложении прибыли, если доля учредителя в уставном капитале этой организации составляет более 50 процентов.

Минфин России разъяснил, что расходы, которые произведены за счет вышеназванных средств, налогоплательщик вправе учесть в целях налогообложения прибыли.

Финансовое ведомство отметило, что в соответствии со ст. 252 НК РФ организация уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). Статья 270 НК РФ не содержит положений, не позволяющих отражать в налоговом учете расходы, которые осуществлены за счет средств, не признаваемых в доходах на основании пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ. Поэтому, если в отношении указанных расходов выполняются требования ст. 252 НК РФ, они уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль.

(Письмо Минфина РФ от 20.03.2012 № 03-03-06/1/142)

Расходы на оплату проезда надомника к месту командировки и обратно можно учесть при налогообложении прибыли.

При определении налоговой базы по налогу на прибыль, организация вправе учесть расходы на командировку работника-надомника, направленного из места постоянной работы (дома) к месту командировки (в головной офис) и обратно.

Определение термина "надомник" приведено в статье 310 Трудового кодекса. Таковым признается работник, заключивший трудовой договор о выполнении работы на дому из материалов и с использованием инструментов и механизмов, выделяемых работодателем либо приобретаемых надомником за свой счет. При этом на надомников распространяется действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

В то же время в подпункте 12 пункта 1 статьи 264 НК РФ сказано, что в состав прочих расходов организации включаются расходы на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы. При этом в НК РФ не установлено каких-либо ограничений по применению данной нормы в зависимости от места работы сотрудника (в офисе или на дому). Поэтому, как считают в Минфине, расходы на командировку надомника, можно учесть в расходах при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

(Письмо Минфина РФ от 20.03.12 № 03-03-06/1/135)

Перечень расходов на оплату труда не является закрытым.

Может ли организация учесть при исчислении налога на прибыль расходы, предусмотренные трудовым договором с работником, а именно:

  • абонементы в фитнес-клуб;
  • проезд бизнес-классом работника и членов его семьи к месту постоянного жительства и обратно к месту работы;
  • затраты на переезд от места работы к месту постоянного жительства в связи с окончанием исполнения обязанностей по трудовому договору;
  • на хранение предметов домашнего обихода в государстве постоянного места жительства на период отсутствия в связи с выполнением трудовых обязанностей в РФ, а также на перевозку предметов домашнего обихода к новому месту жительства по окончании трудового договора.

К расходам на оплату труда относятся любые виды расходов, соответствующие требованиям статьи 252 НК РФ, произведенные в пользу работника, в случае если они предусмотрены трудовым или коллективным договором, за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ (п. 25 ст. 255 НК РФ). Установленный в статье 255 НК РФ перечень расходов на оплату труда не является закрытым.

Финансисты сообщили, что компания должна самостоятельно учитывать в целях налогового учета доходы и расходы, соблюдая при этом нормы законодательства о налогах и сборах. А доказывать необоснованность расходов налогоплательщика должны налоговые органы (определение Конституционного Суда РФ от 04.06.2007 № 320-О-П).

(Письмо Минфина РФ от 15.03.2012 № 03-03-06/1/130)

В Москве деятельность по распространению наружной рекламы не подпадает под ЕНВД.

Организации и ИП, которые осуществляли предпринимательскую деятельность в сфере распространения наружной рекламы, с 1 января 2012 г. не применяют систему налогообложения в виде ЕНВД в отношении указанной деятельности на территории г. Москвы.

Таким образом, в отношении предпринимательской деятельности в сфере распространения наружной рекламы на территории г. Москвы с 1 января 2012 г. налогоплательщики вправе применять общую систему налогообложения или упрощенную систему налогообложения.

(Письмо Минфина РФ № 03-11-06/3/20 от 16.03.2012)

Минфин напомнил, какими документами физлицо может подтвердить расходы по продаже доли в уставном капитале организации.

Расходы по продаже доли в уставном капитале организации физическое лицо может обосновать платежными документами, оформленными в соответствии с действующим законодательством. Никакими иными платежками, справками и прочими документами упомянутые расходы подтвердить нельзя.

Как известно, налоговая база по НДФЛ в отношении доходов, облагаемых по ставке 13 процентов, определяется как разница между суммой таких доходов и суммой установленных налоговых вычетов. Об этом сказано в пункте 3 статьи 210 Налогового кодекса.

В подпункте 1 пункта 1 статьи 220 НК РФ определено, что при продаже доли в уставном капитале организации налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов.

По мнению Минфина, документами, подтверждающими понесенные налогоплательщиком расходы, являются, в частности, платежные документы, оформленные в установленном действующим законодательством порядке. Документы, оформленные в ином порядке (например, справка банка о внесении денежных средств при покупке доли), не могут служить доказательством понесенных расходов.

(Письмо Минфина РФ от 26.03.12 № 03-04-05/3-372)

Выплаты членам кредитного кооператива части полученных доходов облагаются НДФЛ.

Денежные средства, выплачиваемые членам кредитного кооператива - физлицам, являющимся налоговыми резидентами РФ, пропорционально сумме паевых взносов за счет части доходов кредитного кооператива по итогам его деятельности за год, оставшейся после налогообложения, признаются дивидендами и подлежат обложению НДФЛ по ставке 9%.

При этом ведомство отмечает, что российская организация (кредитный кооператив), производящая такие выплаты физическим лицам - членам кредитного кооператива, является налоговым агентом и на нее возлагаются обязанности по исчислению, удержанию и уплате сумм НДФЛ.

(Письмо Минфина РФ № 03-04-06/3-75 от 26.03.2012)

Суммы процентов за пользование чужими средствами при возврате наследнику облагают НДФЛ.

Минфин РФ разъяснил порядок удержания НДФЛ из сумм, выплаченных наследнику, если ЗАО возвратило наследнику физлица сумму НДФЛ, как излишне удержанную у наследодателя, и выплатило суммы процентов за пользование чужими средствами.

Ведомство отмечает, что суммы процентов за пользование чужими денежными средствами, выплачиваемые наследнику вместе с возвратом излишне удержанных у наследодателя в связи с его смертью сумм НДФЛ, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.

При этом российская организация, выплачивающая такой доход физическому лицу, признается налоговым агентом и обязана исчислить, удержать и уплатить сумму налога на доходы физических лиц.

(Письмо Минфина РФ № 03-04-05/3-371 от 26.03.2012)

ФНС РФ разъяснены некоторые вопросы, касающиеся порядка заполнения формы заявления о регистрации, перерегистрации и снятия с регистрации контрольно-кассовой техники.

Приказом ФНС РФ от 21.11.2011 N ММВ-7-2/891 "О внесении изменений в приказ ФНС России от 09.04.2008 N ММ-3-2/152 "Об утверждении форм заявления о регистрации контрольно-кассовой техники, книги учета контрольно-кассовой техники и карточки регистрации контрольно-кассовой техники" установлена новая форма заявления о регистрации контрольно-кассовой техники.

В этой связи сообщается, в частности, следующее:

  • в случае если Заявление подписано руководителем организации, поле "Наименование документа, подтверждающего полномочия представителя" на странице 1 Заявления не заполняется;
  • в случае подачи заявления о перерегистрации контрольно-кассовой техники в связи с заменой блока ЭКЛЗ в поле "Регистрационный номер ЭКЛЗ" на странице 1 Заявления сотрудником налогового органа указывается регистрационный номер устанавливаемого блока ЭКЛЗ;
  • до момента утверждения образца паспорта контрольно-кассовой техники в Заявлении указывается номер действующего паспорта ККТ, а в случае отсутствия такого номера в графе номер паспорта проставляется прочерк;
  • при подаче заявления о перерегистрации в связи с заменой блока ЭКЛЗ по коду строки 070 раздела 1 Заявления указывается заводской номер вновь устанавливаемого блока ЭКЛЗ;
  • при подаче заявления о перерегистрации в связи с заменой блока ЭКЛЗ по коду строки 080 раздела 1 Заявления проставляется прочерк. Регистрационный номер вновь устанавливаемого блока ЭКЛЗ указывается сотрудником налогового органа на странице 1 Заявления.

(Письмо ФНС РФ от 21.03.2012 N АС-4-2/4767 "О рассмотрении обращения")

ПФР информирует об изменениях с 2012 года в представлении отчетности по персонифицированному учету.

Сообщается, в частности, следующее:

  • изменены правила заполнения форм АДВ-6-2 и АДВ-3;
  • уточнены порядок представления и правила заполнения формы СЗВ-6-1;
  • утверждена новая форма отчетности РСВ-1 (применяется с I квартала 2012 года);
  • внесены изменения в классификатор параметров, используемых в формах документов персонифицированного учета;

Кроме того, подготовлены изменения в Постановление Правления ПФ РФ от 31.07.2006 N 192п "О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению". Соответствующее Постановление Правления ПФР от 28.03.2012 N 66р находится на регистрации в Минюсте РФ. При этом отмечено, что данные изменения необходимо будет учесть при подготовке отчетности за I квартал 2012 года.

(Информация ПФ РФ от 29.03.2012 "Об изменениях в представлении отчетности по персонифицированному учету")

Со 2 апреля 2012 года управления ПФ РФ начали принимать Расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам, а также сведения индивидуального (персонифицированного) учета за I квартал 2012 года.

Установлено, что последняя дата сдачи отчетности по страховым взносам и сведений персучета - 15 мая 2012 года. Чтобы своевременно уплатить страховые взносы и представить отчетность, Пенсионный фонд России призывает работодателей не делать этого в последний день.

Представлять отчетность в электронном виде с электронно-цифровой подписью необходимо в том случае, если численность работников страхователя превышает 50 человек. Пенсионный фонд России рекомендует сдавать отчетность в электронном виде и тем страхователям, у которых работают менее 50 человек.

(Информация ПФ РФ от 02.04.2012)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.