Мониторинг изменений за период 03.09.12 - 09.09.12



Бухгалтерский учет и налогообложение

Определена последовательность административных процедур, осуществляемых ФНС России при предоставлении государственной услуги по информированию налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах.

В Регламенте предусмотрены круг заявителей, требования к порядку информирования о предоставлении государственной услуги, состав административных процедур и сроки их исполнения, порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц налоговых органов.

В государственную услугу включены следующие административные процедуры:

  • публичное информирование (в том числе посредством размещения информации на официальных сайтах ФНС России, проведения семинаров, "круглых столов");
  • индивидуальное информирование;
  • прием налоговых деклараций (расчетов), представленных заявителем на бумажном носителе непосредственно, по почте или представленных в электронной форме.

В приложениях приведены образцы необходимых документов.

(Приказ Минфина России от 02.07.2012 N 99н "Об утверждении Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов)", Зарегистрировано в Минюсте России 29.08.2012 N 25312)

Уведомить налоговые органы о совершенных контролируемых сделках необходимо в соответствии с утвержденной формой (форматом уведомления в электронном виде).

Утверждены форма и порядок заполнения уведомления о контролируемых сделках, а также формат уведомления в электронном виде и порядок его представления в налоговые органы.

Обязанность налогоплательщиков уведомлять налоговые органы о совершенных в календарном году контролируемых сделках установлена статьей 105.16 Налогового кодекса РФ. Соответствующее уведомление необходимо направить в налоговые органы в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки.

(Приказ ФНС России от 27.07.2012 N ММВ-7-13/524@ "Об утверждении формы уведомления о контролируемых сделках, порядка ее заполнения, а также формата представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме и порядка представления налогоплательщиком уведомления о контролируемых сделках в электронной форме", Зарегистрировано в Минюсте России 30.08.2012 N 25323)

С 1 октября 2012 года вводится в действие новый формат заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов российских налогоплательщиков в электронном виде.

Утвержден новый формат заявления и Правила контроля заявления при его приеме в налоговом органе (проверяется, в частности, правильность заполнения обязательных реквизитов, разрядность и структура показателей, наличие актуальных значений в соответствующих классификаторах (справочниках)).

С 1 октября 2012 года утратит силу Приказ ФНС России от 01.02.2012 N ММВ-7-6/40@, которым утвержден действующий в настоящее время формат данного заявления.

(Приказ ФНС России от 30.08.2012 N ММВ-7-6/583@ "Об утверждении формата заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов российских налогоплательщиков, а также правил его контроля при приеме в налоговом органе")

Утвержден порядок документооборота в электронном виде между банками (операторами по переводу денежных средств) и налоговыми органами.

Порядок применяется при представлении в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи таких документов, как: требования о перечислении обязательных платежей в бюджет, запросы о предоставлении справок о наличии счетов, запросы об остатках денежных средств (электронных денежных средств) на счетах и других документов.

Электронные сообщения, содержащие данные документы, направляются по телекоммуникационным каналам связи через ЦБ РФ, банки и их филиалы, которые заключили с ЦБ РФ соглашения, содержащие условия о получении электронных сообщений.

(Приказ ФНС России от 25.07.2012 N ММВ-7-2/520@ "Об утверждении Порядка представления в банки (операторам по переводу денежных средств) документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, и представления банками (операторами по переводу денежных средств) информации по запросам налоговых органов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи", Зарегистрировано в Минюсте России 29.08.2012 N 25311)


Вернуться в начало


Социальное страхование и обеспечение

Утверждена новая Методика расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Это связано с изменением с 1 января 2012 года порядка установления скидок и надбавок к страховому тарифу (ранее, в частности, они устанавливались на текущий год по итогам деятельности страхователя за предыдущий год, теперь - за три предшествующих года).

Согласно новой Методике основные показатели, исходя из которых должен производиться расчет, остались прежними. Вместе с тем, в частности, введен порядок определения:

коэффициента проведения аттестации рабочих мест по условиям труда у страхователя (q1) - исходя из числа рабочих мест, на которых проведена аттестация, числа рабочих мест, подлежащих аттестации, а также числа рабочих мест, отнесенных к вредным и опасным классам условий труда;

коэффициента проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (q2) - исходя из числа прошедших медицинские осмотры и работников, подлежащих соответствующим видам осмотров.

(Приказ Минтруда России от 01.08.2012 N 39н "Об утверждении Методики расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", Зарегистрировано в Минюсте России 31.08.2012 N 25340)


Вернуться в начало


Таможенное дело

Определена процедура принятия таможенным органом по результатам таможенного контроля до и после выпуска товаров решений о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций.

Решения принимаются уполномоченными должностными лицами:

  • до выпуска товаров и после выпуска товаров по результатам дополнительной проверки - таможенного поста или таможни, если в соответствии с разграничениями полномочий таможенных органов, установленными ФТС России, принятие таких решений отнесено к компетенции таможни;
  • после выпуска товаров - таможни, регионального таможенного управления, ФТС России в соответствии с разграничениями полномочий таможенных органов, установленными ФТС России, при принятии таких решений.

Также утверждена форма решения (решений) о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций.

Приказ вступает в силу по истечении 60 дней после дня его официального опубликования.

(Приказ ФТС России от 02.08.2012 N 1565 "Об утверждении формы и порядка принятия решений о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций", Зарегистрировано в Минюсте России 27.08.2012 N 25268)

Установлен порядок расчета тарифных квот в отношении ели и сосны обыкновенной.

Тарифные квоты распределяются между участниками ВЭД, осуществляющими вывоз ели или сосны обыкновенной в течение базового периода в соответствии с таможенной процедурой экспорта, пропорционально объемам ели и сосны обыкновенной, вывезенным в соответствии с таможенной процедурой экспорта в течение базового периода в другие страны, в соответствии с Правилами распределения между участниками внешнеэкономической деятельности тарифных квот в отношении ели обыкновенной или пихты белой европейской и сосны обыкновенной, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе в третьи страны, за исключением Европейского союза, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2012 года N 779.

В утвержденной "Методике расчета объемов тарифных квот..." приведены формулы, по которым осуществляется расчет объемов тарифных квот, а также расчет коэффициента изменения объема вывоза.

(Приказ Минпромторга России от 15.08.2012 N 1142 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 2012 г. N 779 "О тарифных квотах на отдельные виды лесоматериалов хвойных пород, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе", Зарегистрировано в Минюсте России 28.08.2012 N 25303)


Вернуться в начало


Правовые новости

Как будут проверять работодателей, регламентировано по-новому.

Правительство РФ утвердило Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Документ вступает в силу через 7 дней после официального опубликования. Пока что он еще не опубликован.

Надзор в сфере труда осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях.

Плановые и внеплановые проверки проводятся в форме документарных и (или) выездных проверок в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей, установленных ТК РФ.

Плановые проверки проводятся государственными инспекторами труда на основании ежегодных планов не чаще чем один раз в 3 года.

Внеплановые проверки могут проводиться в случае:

  • а) истечения срока исполнения работодателем выданного госинспекторами труда предписания об устранении выявленного нарушения;
  • б) поступления в федеральную инспекцию труда:
    • обращений и заявлений любых лиц о фактах нарушений работодателями обязательных требований, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;
    • обращения работника о нарушении работодателем его трудовых прав;
    • если работник изъявил желание подвергнуть проверке условия его труда;
  • в) если издан соответствующий приказ руководителя Федеральной службы по труду и занятости или государственной инспекции труда (или его зама), например, на основании требования прокурора.

Срок проведения каждой из проверок не может превышать 20 рабочих дней.

В отношении работодателей - субъектов малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен, но не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых предприятий и микропредприятий - не более чем на 15 часов.

Государственные инспекторы труда имеют право, среди прочего, беспрепятственно посещать помещения работодателей, запрашивать информацию о них, изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ, расследовать несчастные случаи на производстве.

Кроме того, госинспектор имеет право отстранять от работы лиц, не прошедших обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда; запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если они не соответствуют обязательным требованиям.

(Постановление Правительства РФ от 01.09.2012 N 875)


Вернуться в начало


Законопроекты

Иностранных работников, участвующих в подготовке к Олимпиаде, освободят от уплаты госпошлины при получении визы.

В Госдуму поступил правительственный законопроект, предусматривающий упрощение процедуры выдачи виз для временного персонала, принимающего участие в подготовке и проведении ХXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи.

Кроме того, законопроект вносит поправки в Налоговый кодекс РФ, позволяющие не уплачивать государственную пошлину за данную услугу.

(Законопроект № 131826-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об организации и о проведении ХХII Олимпийских зимних игр и ХI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" и Налоговый кодекс РФ")

В ЕГРЮЛ предлагается вносить сведения о сроке истечения полномочий лица, имеющего право без доверенности действовать от имени организации.

По действующему законодательству в отношении лица, имеющего право без доверенности действовать от имени организации, в ЕГРЮЛ вносятся следующие сведения: Ф.И.О., должность, паспортные данные, ИНН (при его наличии).

Законопроектом предлагается помимо перечисленных сведений указывать в данном реестре информацию об окончании срока полномочий такого лица в соответствии с последним решением соответствующего органа управления.

Авторы законопроекта объясняют необходимость подобных изменений следующим. На практике могут возникать ситуации, когда недобросовестные организации или физлица с целью осуществления противоправных действий вводят в заблуждение тех лиц, которые не имеют прямого доступа к сведениям о сроке полномочий лица, имеющего право действовать без доверенности. Ведь если срок полномочий последнего истек, оно уже не вправе действовать от имени организации. Если же информация об этом будет отражена в ЕГРЮЛ, то любое заинтересованное лицо сможет ее получить.

Обратим внимание, что с 1 января 2013 г. организации смогут при желании внести сведения о сроке истечения полномочий лиц, имеющих право без доверенности действовать от их имени, также и в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (ст. 7.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в редакции Федерального закона от 18.07.2011 N 228-ФЗ).

(Законопроект N 133786-6 "О внесении изменений в пункт 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей")

Разработан законопроект, регулирующий обращение товарораспорядительных документов в качестве ценных бумаг.

По мнению разработчиков законопроекта, товаропроизводители смогут расширить круг потенциальных покупателей товара посредством применения складских свидетельств, их продажи (в т.ч. на биржах) без физического перемещения товара.

Предполагается установить два вида складских свидетельств - на предъявителя (простое складское свидетельство) и именное (двойное складское свидетельство). Двойное складское свидетельство, в свою очередь, состоит из двух частей - складского свидетельства и залогового свидетельства, которые могут быть отделены одно от другого, но обращение которых в значительной степени взаимосвязано.

Право принимать товары на хранение с выдачей складских свидетельств смогут получить сертифицированные товарные склады, внесенные в государственный реестр сертифицированных товарных складов.

(Законопроект N 134369-6 "О двойных и простых складских свидетельствах")

Минфин хочет обновить книгу учета доходов и расходов для УСН и разработать соответствующий бланк для патента.

На сайте Минфина опубликован проект приказа "Об утверждении форм Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, Книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, и Порядков их заполнения".

Предполагается, что новые формы и правила их заполнения будут действовать с 1 января 2013 года.

Минфин разработал порядок представления бухгалтерской отчетности кредитными потребкооперативами.

Минфин разработал проект приказа об утверждении порядка представления кредитными потребительскими кооперативами бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Текст документа размещен на сайте Минэкономразвития.

Приказ содержит порядок представления отчетности для кредитных потребительских кооперативов, число членов которых превышает 5 тысяч физических и (или) юридических лиц, кредитных потребительских кооперативов второго уровня, а также кредитных потребительских кооперативов, не вступивших в члены СРО.

Согласно документу, годовая или промежуточная отчетность представляется по запросам Федеральной службы по финансовым рынкам по месту нахождения потребкооператива.


Вернуться в начало


Судебная практика

По поводу сдачи сведений о нулевой среднесписочной численности судиться бесполезно.

ВАС отказался пересматривать дело ИП, не подавшего сведения о среднесписочной численности в связи с отсутствием у него сотрудников. Обязанность ИП сделать это однозначно следует из норм НК.

Предприниматель пытался оспорить привлечение к ответственности за непредставление сведений о среднесписочной численности. Он считал, что такая обязанность у него отсутствует, поскольку нет наемных работников.

Суд первой инстанции руководствовался положениями, содержащимися в подпункте 6 пункта 1 статьи 23 и абзаце третьем пункта 3 статьи 80 НК. Данной нормой не предусмотрено непредставление в налоговый орган налогоплательщиками-ИП, у которых отсутствуют наемные работники, сведений о среднесписочной численности.

Таким образом, нет оснований считать решение инспекции незаконным.

Судами апелляционной и кассационной инстанций эти выводы поддержаны, говорится в определении об отказе в передаче дела в Президиум ВАС.

Подавая заявление о пересмотре дела в ВАС, предприниматель указал, что инспекция не доказала необходимость получения от него нулевых сведений о среднесписочной численности работников, "непредставление которых повлекло наступление негативных последствий для бюджета".

Таким образом, предприниматель пытается оспорить правовую оценку, данную судами. ВАС счел, что нет оснований для пересмотра дела в порядке надзора, поскольку нет нарушения единообразия судебных решений по данному вопросу, и нет нарушения прав и свобод человека или неопределенного круга лиц.

(Решение Президиума ВАС по делу № А12-16770/2011)

Недостатки акта налоговой проверки не влекут отмену принятого инспекцией решения.

ФАС Восточно-Сибирского округа признал, что отсутствие в акте налоговой проверки подписей всех должностных лиц, осуществлявших ее проведение, не влияет на законность и обоснованность оспариваемого решения налоговой инспекции.

ФАС отметил, что несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных НК РФ, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющие обязаны составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю. Акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем).

Судами установлено, что справка о проведенной проверке подписана только одним инспектором из числа проводивших проверку в связи с временным отсутствием налоговых инспекторов по уважительным причинам. На момент подписания акта проверки проверяющие инспекторы также отсутствовали в связи с очередным отпуском и временной нетрудоспособностью. В связи с этим суды признали, что у указанных должностных лиц отсутствовала возможность подписания справки о проведении проверки и акта выездной налоговой проверки.

Неподписание справки о проведении проверки и акта выездной налоговой проверки всеми проверяющими должностными лицами не является нарушением процедуры проведения проверки и прав налогоплательщика.

Кроме того, названные обстоятельства не исключили возможность представления обществом письменных возражений по акту проверки, устных пояснений, заявлений, ходатайств при рассмотрении материалов выездной налоговой проверки.

(Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа № А33-18616/2011 от 24.08.2012)

Инспекция обязана исправлять допущенное завышение налогов.

ФАС Восточно-Сибирского округа подтвердил, что налоговая инспекция, установив неправомерное применение налоговых вычетов и исключив спорную сумму налога из состава вычетов, неправомерно не скорректировала налоговую базу по данной операции с учетом исчисленного обществом НДС.

ФАС указал, что при проведении выездных налоговых проверок налоговый орган обязан устанавливать не только занижение налогов, но и их завышение. Целью выездной налоговой проверки является определение общей суммы заниженного (завышенного) налога, действительных налоговых обязательств налогоплательщика.

Поэтому корректируя данные налогоплательщика в части налоговых вычетов, налоговый орган обязан, в том числе откорректировать данные по налоговой базе, поскольку исключение только налоговых вычетов нарушает права и законные интересы налогоплательщика.

(Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа № А58-2322/2011 от 24.08.2012)

Описка в решении налоговой о проведении проверки, к тому же вовремя исправленная, не ведет к его отмене.

ЗАО "ВСС" обратилось в суд с требованием о признании решения налогового органа о проведении выездной налоговой проверки недействительным.

Дело в том, что в направлении на проверку было указано: "в связи с ликвидацией". Поскольку решение о ликвидации обществом не принималось, то, по его мнению, и направление является недействительным по формальным основаниям.

Инспекция требования не признала, указав, что оспариваемое решение принято в соответствии с планом проверок, а наличие слов "в связи с ликвидацией" является технической ошибкой.

Данная ошибка была устранена путем внесения изменений.

В НК РФ отсутствуют нормы, запрещающие вносить в принимаемые решения изменения, направленные на исправление ошибок организационно-технического характера (описки, опечатки, арифметические ошибки).

Неточность формулировки не повлияла негативным образом на права и обязанности общества как налогоплательщика, не повлекла каких-либо последствий и была устранена налоговой самостоятельно.

Суды так же обратили внимание на то, что первичное решение о проведении проверки принималось 16 января 2012 г., а уже 17 января единственным акционером общества было принято решение об изменении его места нахождения.

В соответствии с законодательством, 24 января были внесены изменения в ЕГРЮЛ, изменяющие юридический адрес общества и при этом меняющие подведомственность налоговой инспекции с Москвы на область. И теперь инспекция по новому месту регистрации, предварительно согласовав с местной прокуратурой, включив в план проверок на следующий год, могла бы вынести (или не вынести) новое решение о назначении выездной налоговой проверки. То есть отсрочка составила бы минимум год.

И хотя решение, исправляющее техошибку, было принято в феврале, судом было признано, что налоговая действовала в пределах своей компетенции по времени назначения проверки и территориальности.

Поэтому судами трех инстанций в удовлетворении заявления ЗАО о признании недействительным решения ИФНС было отказано.

(Постановление ФАС Московского округа от 14.08.2012 г. по делу № А40-26973/12)

Формальные нарушения не являются достаточным основанием для отказа в вычете.

ФАС Западно-Сибирского округа подтвердил, что поскольку инспекция не доказала фактическое отсутствие хозяйственных операций, в связи с которыми было заявлено право на налоговый вычет, оснований для отказа в вычете не имеется.

ФАС отметил, что представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и противоречивы.

Общество имеет все необходимые первичные бухгалтерские документы, подтверждающие право на вычеты НДС. Данные операции учтены в бухгалтерском и налоговом учете общества. Оплата обществом поставленного товара и оказанных услуг, в том числе НДС, подтверждается материалам дела и не оспаривается инспекцией.

Представление в обоснование налогового вычета документов, содержащих недостоверные сведения относительно подписавших их лиц, само по себе не свидетельствует об отсутствии реальности хозяйственных операций общества с контрагентом.

При этом суды обоснованно исходили из установленной действующим законодательством презумпции добросовестности налогоплательщиков в сфере экономики, декларирующей, что действия налогоплательщика экономически оправданны, а сведения, которые содержатся в представляемых им налоговых декларациях, достоверны.

При таких обстоятельствах вывод судов об отсутствии у инспекции достаточных оснований для отказа обществу в реализации права на возмещение НДС является правильным.

(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа № А27-20379/2011 от 30.08.2012)

Продажа товаров по контрактам сама по себе не препятствует применению ЕНВД.

ФАС Дальневосточного округа отклонил довод о неправомерном применении налогоплательщиком режима налогообложения в виде уплаты единого налога на вмененный доход при реализации предпринимателем продуктов по муниципальным и государственным контрактам.

ФАС отметил, что система налогообложения в виде ЕНВД применяется в отношении розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м по каждому объекту организации торговли, через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекта нестационарной торговой сети.

Следовательно, осуществление этой деятельности через объекты стационарной и нестационарной торговой сети является одним из основных условий, позволяющих применять в отношении розничной торговли системы налогообложения в виде ЕНВД.

Суд исследовал и оценил имеющиеся в материалах дела доказательства, представленные как инспекцией, так и предпринимателем, в том числе: контракты, заключенные предпринимателем учреждениями, спецификации к ним, дополнительные соглашения к контрактам, заборные ведомости, по которым осуществлялась ежедневная выборка продуктов в магазине, принадлежащем заявителю, согласовывался ассортимент и цена, а также письменные пояснения свидетелей по делу. При этом ФАС установил что отпуск товара осуществлялся непосредственно через магазин.

Счета-фактуры выставлялись предпринимателем без НДС, стоимость продуктов в них ниже цены указанной в спецификациях к контрактам и соответствовала розничным ценам, применяемым в магазине. С учетом установленных обстоятельств довод о правомерном применении заявителем специального налогового режима в виде уплаты ЕНВД является обоснованным.

(Постановление ФАС Дальневосточного округа № Ф03-3428/2012 от 13.08.2012)

Минимальный налог уменьшает долг "упрощенца".

"Упрощенец" внес минимальный налог – один процент от доходов. После проверки ИФНС установила занижение выручки и необоснованность применения минимального налога. Предприятию начислен единый налог, - 15 процентов от разницы доходов и расходов. Эту сумму потребовали перечислить в бюджет.

Суд не оспаривал расчет 15-процентного налога. Но указал – инспекция неправомерно завысила взыскиваемую сумму. Долг компании следовало уменьшить на ранее уплаченный минимальный налог. По нему у организации возникла переплата, по 15-процентному налогу - задолженность. Между этими двумя частями единого налога необходим зачет. Он направлен на погашения недоимки. Значит, чиновники обязаны выполнить зачет самостоятельно, без заявления налогоплательщика. Это вывод из пункта 5 статьи 78 НК РФ.

(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 17.08.12 № А27-15669/2011)

Принятие сотрудницы на работу перед началом отпуска свидетельствует о недобросовестности работодателя.

ФАС Западно-Сибирского округа подтвердил, что общество, приняв на работу сотрудника непосредственно перед началом отпуска по беременности и родам, создало искусственную ситуацию для получения государственных средств от Фонда социального страхования.

ФАС указал, что пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам.

Страховщики вправе не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.

Таким образом, основанием для отказа в финансировании пособия по беременности и родам может являться нарушение страхователем установленных законодательством правил или неподтверждение расходов документами.

Возмещение средств из Фонда социального страхования является восстановительной мерой, направленной на компенсацию реальных затрат страхователя, а создание страхователем искусственной ситуации для получения средств Фонда является основанием для отказа в удовлетворении требования о возмещении таких расходов.

Формальное соответствие требованиям законодательства представленных обществом в Учреждение документов не является основанием для возмещения ему спорных расходов за счет средств Фонда социального страхования.

(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа № А70-9906/2011 от 29.08.2012)


Вернуться в начало


Прочее

ФНС России подготовлены рекомендации по вопросам подготовки и представления в налоговые органы документации в отношении контролируемых сделок.

В частности, ФНС России напоминает о переходных положениях Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ, направленного на совершенствование принципов определения цен для целей налогообложения, согласно которым статьи 105.15 - 105.17 НК РФ (посвященные представлению документации о контролируемых сделках, уведомлению налоговых органов о совершенных сделках и проведению контроля) до 1 января 2014 года применяются в случаях, когда сумма доходов по всем контролируемым сделкам, совершенным налогоплательщиком в календарном году с одним лицом (несколькими одними и теми же лицами, являющимися сторонами контролируемых сделок), превышает в 2012 году - 100 млн. рублей; в 2013 году - 80 млн. рублей.

Сообщается также о требованиях к содержанию представляемой документации согласно статьи 105.15 НК РФ, о необходимости представления информации о методах, используемых при определении доходов (прибыли, выручки) в контролируемых сделках (в том числе: обоснование причин выбора и способа применения используемого метода, расчет интервала рыночных цен по контролируемой сделке, сведения о полученной экономической выгоде в результате приобретения информации, результатов интеллектуальной деятельности и др.).

Разъяснения коснулись также объема и уровня детализации представляемой информации (сообщено о необходимости руководствоваться принципом соразмерности представляемой документации сложности сделки и формированию ее цены).

Помимо прочего ФНС России рекомендовано осуществлять мониторинг цен в контролируемых сделках и подготовку определенных разделов документации в части, касающейся расчета интервалов рыночных цен (рентабельности) в период совершения сделки (или установления цены), а также обращено внимание на то, что подготовленная и представленная документация, обосновывающая рыночный уровень цен в соответствии с порядком, установленным статьей 105.15 НК РФ, освобождает налогоплательщика от ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 129.3 НК РФ.

Отмечено, что по заявлению ФНС России суд может признать сделку контролируемой при наличии достаточных оснований полагать, что совершенная сделка является частью однородных сделок, совершенных в целях создания условий, при которых такая сделка не отвечала бы признакам контролируемой сделки, установленным статьей 105.14 НК РФ.

(Письмо ФНС России от 30.08.2012 N ОА-4-13/14433@ "О подготовке и представлении документации в целях налогового контроля")

Бесплатное питание работников облагается НДС.

Минфин полагает, что стоимость бесплатного питания, предоставляемого работникам, следует включать в базу по НДС. Минфин указывает на п. 1 ст. 146 НК РФ, в соответствии с которым реализация товаров на территории Российской Федерации, в том числе передача права собственности на товары на безвозмездной основе, признается объектом налогообложения НДС.

Сумма НДС, предъявленная по таким товарам, подлежит вычету в общем порядке.

(Письмо Минфина России от 27.08.12 № 03-07-11/325)

Исполнитель не может заявить к вычету НДС, если полученный аванс засчитывается в счет оказания услуг по новому договору.

Минфин России рассмотрел следующую ситуацию. Стороны расторгли договор на оказание услуг. При этом сумма уплаченного аванса не возвращается заказчику, а засчитывается в счет оказания услуг по новому договору. Может ли исполнитель принять к вычету НДС, исчисленный и уплаченный в бюджет с такого аванса?

Финансовое ведомство разъяснило, что в данном случае исполнитель не может заявить к вычету НДС с аванса.

Свою позицию Минфин России аргументировал следующим. Согласно п. 5 ст. 171 НК РФ налогоплательщик, исчисливший и уплативший налог с полученной предоплаты, может принять его к вычету при расторжении договора и возврате аванса. Если при расторжении договора аванс засчитывается в счет оказания услуг по новому договору, то возврата указанных сумм не происходит. Следовательно, оснований для вычета НДС нет.

Ранее финансовое ведомство придерживалось противоположной точки зрения по этому вопросу (см. письмо от 01.04.2008 № 03-07-11/125).

(Письмо Минфина России от 29.08.2012 № 03-07-11/337)

Несоответствие в графах счета-фактуры цифрового кода страны наименованию страны происхождения товара не является основанием для отказа налогоплательщику в принятии к вычету НДС по такому счету-фактуре.

В разъяснениях ФНС России сообщается также о том, что при реализации товаров, страной происхождения которых является группа (союз) стран, цифровые коды и краткие наименования которых отсутствуют в Общероссийском классификаторе стран мира, в счете-фактуре в графе 10 вместо цифрового кода следует поставить прочерк, а в графе 10а, предназначенной для указания краткого наименования страны, - наименование группы (союза) стран, например - "Евросоюз".

(Письмо ФНС России от 04.09.2012 N ЕД-4-3/14705@ "О налоге на добавленную стоимость")

Стоимость имущества, переданного профсоюзной организации, можно учесть в расходах.

Открытое акционерное общество передало профсоюзной организации помещение, в котором предусмотрено отопление, освещение, уборка и охрана, а также оборудование, транспортные средства и средства связи. Можно ли учесть стоимость данного имущества в расходах при определении налоговой базы по налогу на прибыль? В Минфине России полагают, что это возможно.

В соответствии с общими правилами признания расходов, изложенными в статье 252 НК РФ, для целей налогообложения прибыли организаций учитываются экономически оправданные и документально подтвержденные расходы (за исключением тех расходов, которые перечислены в статье 270 НК РФ).

Обязанность работодателя предоставить помещение для выборного органа первичной профсоюзной организации прописана в статье 377 Трудового кодекса. Причем организации с численностью работников более 100 человек обязаны предоставить профсоюзу как минимум одно оборудованное, отапливаемое, электрифицированное помещение, а также оргтехнику, средства связи и необходимые нормативные правовые документы (другие дополнительные условия можно прописать в коллективном договоре).

На этом основании в Минфине считают, что расходы, связанные с предоставлением профсоюзам в пользование имущества, указанного в статье 377 ТК РФ, уменьшают налогооблагаемую прибыль организации, передавшей это имущество. Эти затраты могут быть учтены в составе внереализационных расходов на основании подпункта 20 пункта 1 статьи 265 НК РФ.

(Письмо Минфина России от 31.08.12 № 03-03-06/1/446)

Субсидии в рамках квотирования рабочих мест облагаются налогом на прибыль.

В ст. 251 НК РФ определены доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Перечень таких доходов является исчерпывающим.

Доходы в виде субсидий, полученные коммерческими организациями на возмещение затрат в рамках программы квотирования рабочих мест для возмещения затрат в ходе реализации мероприятий по созданию рабочих мест для инвалидов и выпускников учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, ищущих работу впервые, в данном перечне не поименованы, в связи с чем учитываются в целях налогообложения прибыли в составе внереализационных доходов.

Указанные средства для целей налогообложения прибыли организаций не могут быть отнесены к грантам, так как не соответствуют понятию гранта, определенному подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ.

(Письмо Минфина России от 31.08.2012 № 03-03-06/1/445)

Отсутствие доходов не влияет на уплату страховых взносов.

Предприниматель на УСН, не имеющий наемных работников, обязан платить страховые взносы за себя, даже если в налоговом периоде у него по каким-либо причинам не было доходов.

Обязанность по уплате взносов должна исполняться исходя из статуса физического лица как индивидуального предпринимателя. И не может зависеть от его доходов, так как это не предусмотрено законодательством о страховых взносах.

Предприниматели с объектом доходы могут уменьшить налог по УСН на страховые взносы. Если же у них нет, например, в 2011 году доходов нет, то нет и налога к уплате. А значит, и уменьшать страховые взносы не на что.

(Письмо Минфина России от 05.09.2012 № 03-11-11/269)

Минфин: заявление об уходе с ЕНВД на иной режим налогообложения необходимо подать в течение первых пяти рабочих дней 2013 года.

Налогоплательщики, желающие уйти в будущем году с "вмененки" на иной режим налогообложения, должны будут подать соответствующее заявление в течение первых пяти рабочих дней 2013 года.

Как известно, с 1 января 2013 года организации и индивидуальные предприниматели смогут переходить на уплату ЕНВД добровольно. Так гласит пункт 1 статьи 346.28 Налогового кодекса в редакции Федерального закона от 25.06.12 № 94-ФЗ.

Налогоплательщики, желающие уйти с "вмененки" на иные режимы налогообложения, должны будут подать в налоговый орган по месту учета соответствующее заявление. Согласно пункту 3 статьи 346.28 Налогового кодекса, такое заявление необходимо представить в течение пяти дней со дня прекращения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, или со дня перехода на иной режим налогообложения.

Таким образом, налогоплательщики пожелавшие распрощаться с "вмененкой" с 1 января 2013 года, должны будут сообщить об этом налоговикам в течение первых пяти рабочих дней 2013 года.

(Письмо Минфина России от 30.08.12 № 03-11-06/3/65)

Разъяснен порядок применения нормативов потерь полезных ископаемых вновь созданным юридическим лицом в результате реорганизации.

Если вновь созданное юридическое лицо намерено продолжать деятельность в соответствии с лицензией, выданной прежнему пользователю недр, право пользования участком недр сохраняется за правопреемником на прежних условиях. При этом лицензия должна быть переоформлена на новое юридическое лицо.

Для целей исчисления НДПИ количество добытого полезного ископаемого может определяться налогоплательщиком разными методами, в том числе с учетом фактических потерь полезного ископаемого.

В этой связи сообщается, что вновь созданная организация вправе применять утвержденные Минэнерго России нормативы потерь при добыче полезных ископаемых по конкретному месту образования потерь после получения организацией переоформленной лицензии и внесения соответствующих изменений в приказ Минэнерго России.

(Письмо ФНС России от 03.09.2012 N ЕД-4-3/14591@ "О налоге на добычу полезных ископаемых")

ФНС России информирует о порядке исчисления коэффициента (Кп), характеризующего размер ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую.

Данный коэффициент применяется при расчете налогового вычета, установленного статьей 343.2 НК РФ, и может принимать значение, равное 1 (при соблюдении условия, касающегося величины ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую), или равное 0 (в случае невыполнения этого условия).

Сообщается, что ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую устанавливаются Правительством РФ с учетом средней цены на нефть сырую марки "Юралс" на мировых рынках нефтяного сырья, доведенной Минэкономразвития России.

Поскольку Министерство публикует цены на нефть в долларах США за баррель, а также в долларах США за тонну, сообщается, что в целях исчисления коэффициента Кп отсутствует необходимость пересчета средней цены нефти марки "Юралс" в долларах США за 1 баррель в доллары США за 1 тонну.

(Письмо ФНС России от 03.09.2012 N ЕД-4-3/14590@ "О налоге на добычу полезных ископаемых")

Для целей исчисления НДПИ определение степени выработанности запасов конкретного участка недр (Свз) производится однократно на дату, определяемую в зависимости от даты предоставления лицензии на право пользования недрами.

Сообщается, в частности, что в случае если:

  • лицензия предоставлена до 1 января 2012 года, Свз определяется в соответствии с абзацем 5 пункта 5 статьи 342 НК РФ по состоянию на 1 января 2012 года;
  • лицензия предоставлена начиная с 1 января 2012 года, Свз определяется в соответствии с абзацем 6 пункта 5 статьи 342 НК РФ на 1 января года, в котором предоставлена лицензия.

Помимо этого даны рекомендации по определению коэффициента Кз с учетом даты постановки запасов нефти на государственный баланс. При этом обращено внимание на то, что при определении коэффициента Кз следует использовать данные по конкретному участку недр, а не по месторождению (месторождениям).

(Письмо ФНС России от 03.09.2012 N ЕД-4-3/14588@ "О налоге на добычу полезных ископаемых")

В отношении доходов, полученных физлицами от операций с ценными бумагами, стандартный налоговый вычет по НДФЛ не предоставляется.

Физическое лицо, получающее доходы от операций с ценными бумагами, не сможет применить в отношении таких доходов стандартные налоговые вычеты по НДФЛ, предусмотренные статьей 218 Налогового кодекса.

Чиновники ссылаются на статью 214.1 НК РФ, в которой установлены особенности определения налоговой базы по НДФЛ при операциях с ценными бумагами. В данной статье не сказано о том, что налоговую базу, исчисленную по таким операциям, можно уменьшить на налоговые вычеты, установленные статьей 218 НК РФ. Поэтому стандартные налоговые вычеты к доходам от операций с ценными бумагами не применяются.

(Письмо Минфина России от 30.08.12 № 03-04-05/8-1029)

У заемщика-физлица не возникает материальной выгоды в случае, когда кредитор не начисляет проценты на сумму просроченной задолженности по кредиту.

Физическое лицо не вносит регулярные платежи по кредитному договору. При этом банк не начисляет проценты на сумму просроченной задолженности. Возникает ли в этом случае у физлица материальная выгода в виде экономии на процентах, подлежащая налогообложению НДФЛ? На этот вопрос Минфин России ответил отрицательно.

Подпункт 1 пункта 1 статьи 212 Налогового кодекса относит материальную выгоду от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами к доходам физического лица. При этом доход в виде материальной выгоды от экономии на процентах представляет собой разницу между суммой, исчисленной исходя из двух третьих ставки рефинансирования (действующей на дату фактического получения дохода), и суммой процентов, исчисленной исходя из условий конкретного кредитного договора.

Однако в Налоговом кодексе ничего не сказано о том, как определять размер материальной выгоды в отношении процентов, начисленных на сумму непогашенного в срок кредита. Поэтому, как полагают в Минфине, в данном случае материальная выгода не возникает, а значит, нет оснований для уплаты НДФЛ.

(Письмо Минфина России от 31.08.12 № 03-04-05/4-1037)

Материальная помощь сотруднику при рождении ребенка в размере 50 тыс. рублей не облагается НДФЛ, даже если выплаты производятся частями.

Согласно приказу директора компании, сотруднице в связи с рождением ребенка будет выплачена материальная помощь в размере 50 тыс. рублей. При этом предусмотрено, что выплата данной суммы будет производиться частями в течение года. Будет ли в этом случае вторая и последующие части выплаты облагаться НДФЛ? В Минфине России ответили на этот вопрос отрицательно – вся указанная сумма материальной помощи не облагается НДФЛ, независимо от графика выплаты.

На основании пункта 8 статьи 217 НК РФ единовременная выплата (в виде материальной помощи) в связи с рождением ребенка, выплачиваемая в течение первого года после его рождения, но не более 50 тыс. рублей, не облагается НДФЛ. Означает ли эта фраза, что от НДФЛ освобождается только выплата, перечисленная единовременно, одним платежом? Нет, не означает. По мнению Минфина, порядок выплаты суммы материальной помощи при рождении ребенка (одним или несколькими платежами) для целей освобождения от налогообложения значения не имеет.

(Письмо Минфина России от 27.08.12 № 03-04-05/6-1006)

ФССП России приводит памятку для руководителей и бухгалтеров организаций по вопросам удержания и перечисления денежных средств из заработной платы должника по исполнительным документам.

В Методических рекомендациях определены, в том числе:

  • виды исполнительных документов о взыскании алиментов и сроки их предъявления к исполнению;
  • порядок возбуждения исполнительного производства;
  • порядок исполнения исполнительных документов о взыскании алиментов при установлении места работы, учебы, места получения пенсии и иных доходов должника;
  • порядок расчета задолженности по алиментам;
  • виды доходов, из которых производится удержание алиментов;
  • порядок проведения проверок бухгалтерий предприятий и организаций;
  • порядок розыска должников и их имущества по исполнительным производствам о взыскании алиментов;
  • особенности исполнения исполнительных документов о взыскании алиментов в пользу воспитанников государственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В приложении приведены памятка для руководителей и бухгалтеров организаций по вопросам удержания и перечисления денежных средств из заработной платы должника по исполнительным документам и образцы необходимых документов.

("Методические рекомендации по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов", утверждены ФССП России от 19.06.2012 N 01-16)

ФТС приводит реквизиты для уплаты утилизационного сбора.

ФТС РФ в своем информационном сообщении напоминает, что с 1 сентября 2012 года таможенные органы взимают утилизационный сбор за транспортные средства. При этом взимание данного сбора является дополнительной, не связанной с таможенным декларированием функцией, возложенной на ФТС постановлением правительства № 870 от 30 августа 2012 года.

При уплате утилизационного сбора следует указывает следующие реквизиты: банк получателя – ОПЕРУ-1 Банка России, г. Москва 701, БИК 044501002, счет № 40101810800000002901, получатель – Межрегиональное операционное УФК (ФТС России), ИНН 7730176610, КПП 773001001, ОКАТО 45268595000.

Кроме того, ФТС отмечает, что при заполнении расчетных документов особое внимание необходимо обратить на обязательное заполнение следующих полей:

  • (104) – показатель кода бюджетной классификации в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации (КБК 153 1 12 08000 01 6000 120 "Утилизационный сбор"),
  • (107) – восьмизначный код таможенного органа в соответствии с классификацией таможенных органов в Российской Федерации, осуществляющего администрирование платежа.

(Информационное сообщение ФТС РФ от 31.08.2012)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.