Мониторинг изменений за период 03.12.12 - 09.12.12



Бухгалтерский учет и налогообложение

От налогообложения НДС освобожден ввоз культурных ценностей, приобретенных государственными и муниципальными учреждениями не только за счет бюджетных, но и за счет внебюджетных источников.

Соответствующее изменение внесено в подпункт 4 статьи 150 НК РФ. При этом установлено, что выполнение условий льготного налогообложения данных операций должно быть подтверждено Министерством культуры РФ.

(Федеральный закон от 03.12.2012 N 245-ФЗ "О внесении изменений в статью 150 части второй Налогового кодекса Российской Федерации")

Перечень тех, на кого распространят МСФО, изменен и утвержден.

Минфин внес изменения в план по развитию в РФ бухучета и отчетности на основе МСФО, утвержденный приказом годичной давности № 440.

Новая редакция плана по развитию бухучета на основе МСФО предусматривает разработку двух законопроектов: о расширении сферы обязательного применения МСФО в РФ и о введении международных стандартов аудита в РФ.

Согласно плану в новой редакции, Минфин намерен подготовить законопроект о внесении изменений в федеральный закон N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности", которым должно быть предусмотрено расширение сферы применения МСФО на:

  • акционерные инвестиционные фонды,
  • негосударственные пенсионные фонды,
  • управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов;
  • клиринговые организации;
  • клиринговых брокеров;
  • государственные корпорации;
  • государственные компании.

По сравнению с планом в первоначальной редакции и с проектом комментируемого приказа этот список претерпел изменения.

Согласно плану в новой редакции, также предстоит:

  • перенос начала обязательного представления и публикации консолидированной финансовой отчетности эмитентами облигаций с 2015 г. на 2014 г.;
  • введение обязательной публикации квартальной консолидированной финансовой отчетности с отчетности за 2014 г.;
  • введение обязательного составления и публикации консолидированной финансовой отчетности общественно значимыми унитарными предприятиями, в первую очередь, инфраструктурными и системообразующими, с отчетности за 2015 г.

Законодательство по бухучету должно быть приведено в соответствие с МСФО, согласно актуальной редакции плана, все-таки в 2013-2014 годах (а не в 2013 году, как это предусматривалось на стадии проекта комментируемого приказа). Перечень МСФО, применяемых в РФ, будет дополняться и в 2013 году.

Кроме того, по принятому варианту изменений в план, до конца 2013 года будет разработан законопроект, предусматривающий переход к применению международных стандартов аудита в РФ.

Внесены и другие изменения в план развития бухучета на основе МСФО.

(Приказ Минфина России от 30.11.2012 № 455)

Регламентирован порядок проведения ФНС России проверки соблюдения требований к лотерейному оборудованию.

Предметом контроля является проверка соответствия лотерейного оборудования условиям лотереи и требованиям Федерального закона "О лотереях".

Определены состав, сроки и последовательность административных действий должностных лиц ФНС России при осуществлении таких проверок, их полномочия, а также права и обязанности объектов проверки.

Срок проведения проверки, в общем случае, не может превышать 20 рабочих дней.

(Приказ Минфина России 24.08.2012 N 117н "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по проведению проверки соблюдения требований к лотерейному оборудованию", Зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2012 N 25945)


Вернуться в начало


Социальное страхование и обеспечение

Подписан закон, изменяющий порядок расчета фиксированных страховых взносов для ИП.

Президент РФ Владимир Путин подписал закон, вносящий изменения в Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".

Согласно документу, фиксированный размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию для ИП без наемных работников определяется как произведение двукратного МРОТ, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и установленного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, увеличенное в 12 раз.

Фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в ФОМС, увеличенное в 12 раз.

Также согласно внесенным поправкам с 2014 года для лиц 1967 года рождения и моложе, в отношении которых формирование накопительной части трудовой пенсии осуществляется в ПФР, устанавливается тариф страховых взносов 2% (ранее - 6%). Оставшиеся 4% включаются в страховую часть пенсии.

Предусматриваются дополнительные тарифы страховых взносов в зависимости от вида работ (подземные работы, работы с вредными условиями труда и в горячих цехах - подп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.01.2001 № 173-ФЗ) на финансирование страховой части трудовой пенсии. В 2013 году - 4% (солидарная часть тарифа страховых взносов).

Указанный Закон принят Государственной Думой 23.11.2012, одобрен Советом Федерации 28.11.2012.

Основные положения Закона вступают в силу с 1 января 2013 года.

(Федеральный закон № 243-ФЗ от 03.12.2012 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования")

Для индивидуальных предпринимателей установлен льготный тариф страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний в отношении работников-инвалидов.

В 2013 году и плановом периоде 2014 - 2015 годов порядок уплаты страховых взносов по данному виду страхования не изменен (данный порядок, как и прежде, будет определяться Федеральным законом от 22.12.2005 N 179-ФЗ).

Вместе с тем принятым Законом предусматривается возможность уплаты индивидуальными предпринимателями (использующими труд наемных работников) указанных страховых взносов в размере 60 процентов от установленных тарифов к суммам выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу застрахованных лиц, являющихся инвалидами I, II и III групп.

(Федеральный закон от 03.12.2012 N 228-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов")

Заявление об установлении скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний представляется в территориальный орган ФСС РФ не позднее 1 ноября текущего года.

Утвержден административный регламент по установлению скидки к страховому тарифу, в соответствии с которым установлены:

  • круг заявителей;
  • требования к порядку информирования о предоставлении государственной услуги;
  • перечень административных процедур;
  • формы контроля за исполнением Регламента;
  • порядок обжалования решений и действий должностных лиц.

В приложениях к Регламенту приведен перечень адресов, телефонов, адресов электронной почты и адресов официальных сайтов территориальных органов ФСС РФ, а также график работы его территориальных органов.

(Приказ Минтруда России от 06.09.2012 N 177н "Об утверждении Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по установлению скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", Зарегистрировано в Минюсте России 28.11.2012 N 25947)

Правительство утвердило план противодействия уклонению от уплаты налогов.

Правительством РФ утвержден план мероприятий по совершенствованию нормативно-правового регулирования в целях противодействия уклонению от уплаты налогов. Соответствующее распоряжение подписано Председателем Правительства РФ Дмитрием Медведевым.

План, в частности, предусматривает развитие информационного обмена между налоговыми органами и банками в отношении сведений о счетах, вкладах (депозитах) организаций и физических лиц.

Кроме того, планируется определение налоговых последствий сделок, совершенных с участием организаций, имеющих признаки "фирм-однодневок".

Также будут введены обеспечительные меры в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке в случае отсутствия организации по месту нахождения, указанному в ЕГРЮЛ.

Помимо этого, предполагается усиление уголовной ответственности за легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, а также за нарушение законодательства в части трансграничного перемещения валютных средств

Наконец, уполномоченным министерствам поручено подготовить предложения, направленные на противодействие избежанию налогообложения с использованием "оффшорных" юрисдикций, включая определение в законодательстве понятий "налоговый резидент-организация", "фактический получатель дохода".

В Правительстве считают, что реализация предусмотренных планом мероприятий позволит повысить эффективность противодействия уклонению от уплаты налогов и позволит увеличить поступление налогов и сборов в бюджетную систему России.

Текст распоряжения опубликован на официальном портале Правительства РФ.

(Распоряжение Председателя Правительства РФ от 3 декабря 2012 г. № 2250-р "О плане мероприятий по совершенствованию нормативно-правового регулирования в целях противодействия уклонению от уплаты налогов")


Вернуться в начало


Таможенное дело

С 1 апреля 2013 года вводится новый порядок установления ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти.

В соответствии с внесенными изменениями Правительство РФ устанавливает формулы расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую (в том числе особые формулы расчета для отдельных видов нефти) и на отдельные категории товаров, выработанных из нефти, на основе средней цены нефти на мировых рынках нефтяного сырья.

Уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти рассчитывает ставки вывозных таможенных пошлин по формулам, установленным Правительством РФ. Рассчитанные на очередной календарный месяц ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, доводятся через официальные источники информации не позднее чем за четыре дня до дня их применения и подлежат применению с 1-го числа календарного месяца, следующего за месяцем окончания периода мониторинга.

Для целей применения особых формул расчета ставок вывозных таможенных пошлин на отдельные виды нефти Правительство РФ:

  • устанавливает порядок подготовки предложений о применении особых формул расчета;
  • определяет перечень месторождений и количество нефти, добываемой на каждом их них, которое может быть вывезено с применением особых формул расчета ставок вывозных таможенных пошлин;
  • устанавливает порядок подтверждения факта добычи нефти сырой на указанных месторождениях и порядок контроля количества нефти сырой, в отношении которой могут применяться особые формулы расчета ставок вывозных таможенных пошлин.

Решения Правительства РФ об установлении и (или) изменении формул расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, должны быть опубликованы в одном из официальных изданий РФ не позднее 1-го числа календарного месяца, предшествующего календарному месяцу вступления в силу указанных решений.

(Федеральный закон от 03.12.2012 N 239-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе")

Ратифицирован Протокол о внесении изменений и дополнений в Соглашение о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, подписанный 19 октября 2011 года в Санкт-Петербурге.

Протоколом внесено изменение, которым предусматривается увеличение стоимостного предела для ввоза физическими лицами товаров в сопровождаемом и несопровождаемом багаже без уплаты таможенных пошлин и налогов с 1 500 до 10 000 евро в отношении товаров, перемещаемых воздушным транспортом.

Товары, ввозимые физическими лицами воздушным транспортом, стоимость которых не превышает 10 000 евро и общий вес которых не превышает 50 кг, более не будут подлежать письменному таможенному декларированию.

(Федеральный закон от 03.12.2012 N 223-ФЗ "О ратификации Протокола о внесении изменений и дополнений в Соглашение о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, от 18 июня 2010 года")

Ратифицирован Протокол о внесении изменений и дополнений в Соглашение о некоторых вопросах предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, особенностях взыскания таможенных пошлин, налогов и порядке перечисления взысканных сумм в отношении таких товаров, подписанный 19 декабря 2011 года в Москве.

Протоколом предусматривается расширение перечня оснований, по которым не требуется предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.

В частности, Протоколом внесены изменения, предусматривающие непредоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, предназначенных для личного пользования членов персонала дипломатического представительства, работников консульского учреждения иностранного государства или членов персонала приравненных к ним по объему привилегий органов и (или) миссий международных организаций, а также проживающих вместе с ними членов их семей. Данное освобождение предоставляется при наличии по каждой конкретной перевозке подтверждения министерства иностранных дел либо дипломатического представительства, консульского учреждения иностранного государства, а также приравненного к ним по объему привилегий органа и (или) миссии международной организации.

Кроме того, освобождение от обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов предоставляется в отношении товаров, предназначенных для использования в культурных, научно-исследовательских целях, проведения спортивных соревнований либо подготовки к ним, ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф, обеспечения обороноспособности и государственной (национальной) безопасности сторон, переоснащения их вооруженных сил, защиты государственных границ сторон, использования государственными органами сторон.

(Федеральный закон от 03.12.2012 N 224-ФЗ "О ратификации Протокола о внесении изменений и дополнений в Соглашение о некоторых вопросах предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, особенностях взыскания таможенных пошлин, налогов и порядке перечисления взысканных сумм в отношении таких товаров от 21 мая 2010 года")

Ратифицировано Соглашение о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах по вопросам деятельности представительств таможенных служб государств - членов Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества, подписанное 22 июня 2011 года в Москве.

Соглашение разработано в целях обеспечения взаимодействия таможенных служб на таможенной территории Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, создания правовых оснований пребывания и взаимодействия сотрудников представительств таможенных служб государств - членов Таможенного союза.

Соглашением предусмотрено учреждение сторонами представительств таможенных служб в государствах - членах Таможенного союза.

Представительства таможенных служб осуществляют мониторинг исполнения таможенного законодательства Таможенного союза, проводят анализ данных о товаропотоках, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, изучают таможенные технологии, применяемые таможенной службой страны пребывания, и информируют таможенные службы Сторон о положительном опыте, участвуют в информационном обмене между таможенными службами сторон, а также осуществляют иные функции.

Представительство таможенной службы может образовываться в форме обособленного подразделения, наделенного правами юридического лица, либо в составе дипломатического представительства стороны.

При создании представительств таможенных служб в форме обособленных подразделений руководители и заместители руководителей данных представительств, а также члены их семей, за исключением сотрудников представительств, наделяются в стране пребывания теми же привилегиями и иммунитетами, что и члены дипломатического персонала иностранных дипломатических представительств. Порядок посещения сотрудниками представительства таможенной службы таможенных органов, а также пунктов пропуска страны пребывания на таможенной границе Таможенного союза аналогичен порядку посещения указанных объектов сотрудниками таможенной службы страны пребывания.

(Федеральный закон от 03.12.2012 N 225-ФЗ "О ратификации Соглашения о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах по вопросам деятельности представительств таможенных служб государств - членов Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества")


Вернуться в начало


Правовые новости

С 1 января 2013 года минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 5205 рублей в месяц.

Напомним, что с 1 июня 2011 года минимальный размер оплаты труда был определен в размере 4611 рублей в месяц (Федеральный закон от 01.06.2011 N 106-ФЗ).

(Федеральный закон от 03.12.2012 N 232-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда")

В Трудовом кодексе РФ закреплены понятия "квалификация работника" и "профессиональный стандарт".

Квалификация работника представляет собой уровень знаний, умений, навыков и опыта работника, необходимых для осуществления им профессиональной деятельности.

Профессиональный стандарт - это требования к квалификации работника в целях осуществления его профессиональной деятельности.

Предусмотрено, что порядок разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, а также установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащихся в профессиональных стандартах, устанавливается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Также определено, что действие Федерального закона "О техническом регулировании" не будет распространяться на профессиональные стандарты.

(Федеральный закон от 03.12.2012 N 236-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "О техническом регулировании")

Установлена административная ответственность юридических лиц за нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или его смерть.

В качестве санкции за данное правонарушение предусмотрен штраф в размере от 600 тысяч до 1 миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Необходимость установления административной ответственности обусловлена тем, что в настоящее время в КоАП РФ предусмотрена ответственность лишь за нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека.

(Федеральный закон от 01.12.2012 N 212-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях")

Президентом подписан закон о бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов.

Президентом РФ Владимиром Путиным подписан Федеральный закон о бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов. Документ сформирован с учетом новых бюджетных правил в части, касающейся использования нефтегазовых доходов (предполагается сокращение зависимости от них).

Кроме того, утверждаются основные характеристики федерального бюджета на 2013 год, определенные исходя из прогнозируемого объема ВВП в размере 66 трлн 515 млрд руб. и уровня инфляции, не превышающего 5,5% (декабрь 2013 года к декабрю 2012 года).

Так, общий объем доходов федерального бюджета в 2013 году составит 12 трлн 865 млрд 925 млн 621 тыс. руб., расходов – 13 трлн 387 млрд 340 млн 174,7 тыс. руб., а дефицит – 521 млрд 414 млн 553,7 тыс. руб.

Наряду с этим, законом утверждены основные характеристики федерального бюджета на 2014 год и на 2015 год, исходя из прогнозируемого объема ВВП в размере соответственно 73 трлн 993 млрд руб. и 82 трлн 937 млрд руб. и уровня инфляции, не превышающего соответственно 5,0% (декабрь 2014 года к декабрю 2013 года) и 5,0% (декабрь 2015 года к декабрю 2014 года).

(Федеральный закон от 3 декабря 2012 № 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов")


Вернуться в начало


Законопроекты

Потери от краж в магазинах самообслуживания предлагается учитывать в расходах при исчислении налога на прибыль организаций.

В НК РФ вносится дополнение, согласно которому расходы в виде выявленных по результатам инвентаризаций недостач покупных товаров, возникающих при их розничной реализации через секции самообслуживания, можно учесть для целей налогообложения прибыли в размере, не превышающем 0,75 процента от выручки, полученной от реализации покупных товаров.

Определены условия признания данных расходов для целей налогообложения.

Так, в частности, в целях недопущения злоупотребления данным правом при списании убытков на расходы законопроект предусматривает обязательное наличие у налогоплательщика аудиторского заключения о системе внутреннего контроля в области учета товарно-материальных ценностей.

(Проект Федерального закона "О внесении изменений в статьи 265 и 272 части второй Налогового кодекса РФ")

На сайте ФНС России размещен проект приказа об утверждении формы патента - документа, которым с 1 января 2013 года будет удостоверяться право на применение патентной системы налогообложения.

С указанной даты вместо упрощенной системы налогообложения для индивидуальных предпринимателей вводится новый специальный налоговый режим - патентная система налогообложения (ПСН).

ПСН будет применяться в тех субъектах РФ, в которых эта система налогообложения будет введена соответствующими законами.

Разработанная ФНС России форма патента значительно отличается от применяемой в настоящее время формы патента на право применения УСН на основе патента: на лицевой стороне предусмотрено отражение сведений об индивидуальном предпринимателе и виде деятельности, в отношении которого выдан патент, а на оборотной стороне - расчет суммы налога, уплачиваемого в связи с применением ПСН, и сроки его уплаты.


Вернуться в начало


Судебная практика

ВАС РФ признал недействующим письмо Минфина России, устанавливающее запрет на применение ставки налога на прибыль организаций 0 процентов к дивидендам, выплачиваемым из нераспределенной прибыли прошлых лет.

Согласно позиции Минфина России, изложенной в письме от 04.04.2012 N 03-03-10/34, при отсутствии чистой прибыли за 2010 год и выплате в 2011 году акционеру дивидендов за счет нераспределенной прибыли прошлых лет у организации не имеется оснований для применения налоговой ставки 0 процентов к таким доходам.

В своих выводах ВАС РФ указал, в частности, что по своей экономической природе чистая прибыль и нераспределенная прибыль прошлых лет тождественны, что исключает различный режим налогообложения дивидендов в зависимости от отчетного периода, за который организацией принято решение о направлении части прибыли на их выплату.

Таким образом, толкование норм Налогового кодекса РФ, допущенное в письме Минфина России, приводит к формированию новых правил налогообложения в отношении дивидендов и изменяет порядок исчисления налога в отношении нераспределенной прибыли. Принимая во внимание, что указанное письмо было направлено в налоговые органы для руководства в практической деятельности, что не исключало возможности многократного применения содержащихся в нем разъяснений, суд принял решение о признании данного письма несоответствующим действующему законодательству и недействительным в полном объеме.

(Решение ВАС РФ от 29.11.2012 N ВАС-13840/12)

Несмотря на скидку, входящий НДС можно вычесть в полном объеме.

Продавец реализовал в два этапа недвижимое имущество и оборудование. Полученный НДС перечислил в бюджет. В процессе сделки для стимулирования покупателя предоставил ему скидку. Налоговая отказалась возмещать покупателю уплаченный НДС в полном объеме, так как налог подлежал корректировке в связи с уменьшением фактически уплаченной суммы. Продавец находился в процессе ликвидации и не мог выписать скорректированные счета-фактуры. Суд указал на неправоту налоговиков.

Инспекция отказала ООО в возмещении НДС на 2,7 млн. рублей, мотивировав это тем, что при уменьшении общей суммы сделки (за счет предоставленной скидки) НДС подлежит уменьшению, а счета-фактуры должны корректироваться.

При продаже недвижимого имущества и дополнительного оборудования на сумму 102 млн. руб. ОАО предоставило покупателю ООО скидку в размере 15 млн. руб. Приобретенное имущество было оприходовано покупателем по ценам, указанным в договорах, счетах-фактурах и актах приема-передачи имущества. При проведении встречной проверки все данные, отраженные в счетах-фактурах, книгах продаж и покупок, декларациях по НДС, у продавца и покупателя совпали. Продавцом полученный НДС был перечислен в бюджет.

При рассмотрении в первой и апелляционной инстанции суды согласились с доводами налоговой о необходимости корректировки НДС в случае изменения суммы сделки и отказали налогоплательщику.

Кассационный суд указал, что налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении товаров. Из представленных документов следует, что общая стоимость приобретенного имущества составила 102,3 млн. руб. (в т. ч. 15,6 млн. руб. НДС). Следовательно, из первичных бухгалтерских документов следует, что скидка в размере 15 млн. руб. не повлияла на первоначальную цену сделки.

Инспекция не оспаривает, что ООО выполнило все требования ст. 171, 172 НК РФ для принятия имущества к учету. Факт уплаты продавцом НДС с цены сделки без учета скидки так же подтвердился. Таким образом, ОАО сформировало источник возмещения налога из бюджета.

Кассационный суд также указал, что порядок внесения изменений в первичные документы посредством применения корректировочных счетов-фактур был введен только в 2011 году, а в это время ОАО уже находилось в процессе ликвидации и не могло их представить. Данное обстоятельство не было исследовано судами двух инстанций и не нашло отражения в судебных актах.

С учетом данных фактов судебные акты были признаны незаконными и отменены, а дело – направлено на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.

(Постановление ФАС Северо-Западного округа 19.11.2012 г. по делу № А13-4851/2012)

Суд не позволил налоговикам оштрафовать компанию, подавшую электронную декларацию без доверенности представителя.

Суд отменил доначисления из-за того, что требование о представлении документов было отправлено заказным письмом, а не в электронном виде

Подачу декларации в электронном виде без доверенности представителя нельзя расценивать как непредставление отчетности, поэтому налогоплательщика, сдавшего такую отчетность, нельзя привлекать к ответственности на основании статьи 119 НК РФ.

В описываемом споре речь шла о сдаче отчетности через обслуживающую бухгалтерию. Напомним, что представитель обязан вместе с декларацией клиента отправить в инспекцию информационное сообщение о доверенности. Такой порядок утвержден приказом ФНС России от 02.11.09 № ММ-7-6/534@. До сдачи отчетности представитель сдает в инспекцию доверенность от клиента на право удостоверять полноту и достоверность сведений, указанных в декларации. А при сдаче декларации представитель вместе с налоговой декларацией направляет в электронном виде информационное сообщение, которое должно содержать реквизиты доверенности. Если налоговики обнаружат, что декларация выслана без предварительной подачи доверенности, они могут отказать в приеме отчетности. Пример тому — рассматриваемое судебное дело.

Декларация по налогу на прибыль была представлена в налоговую инспекцию в последний отчетный день (28 апреля 2011 года), то есть своевременно. Но инспекторы отчетность не приняли, поскольку у них не было информации о доверенности представителя. Данную отчетность контролеры расценили, как подписанную не уполномоченным лицом, и, соответственно, представленную не в установленном порядке. А это согласно пункту 133 Административного регламента ФНС (утв. приказом Минфина России от 18.01.08 № 9н), является основанием для отказа в ее приеме.

Организация устранила ошибку, но поскольку "правильная" декларация с необходимой доверенностью была подана только 3 мая, компания была оштрафована за несвоевременное представление отчетности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса. Напомним, данная норма предусматривает штраф в размере 5 процентов от суммы налога, указанной в декларации, за каждый месяц, но не более 30 процентов и не менее 1 тысячи рублей.

Однако суды всех инстанций приняли решение в пользу компании. Арбитры указали: нарушение порядка и формы при представлении налоговой декларации, а именно отсутствие сведений о доверенности представителя, штрафа по статье 119 Налогового кодекса не влечет. Из данной нормы следует, что ответственность наступает за нарушение сроков представления налоговой декларации. А вот ответственность за подачу декларации без документа, подтверждающего полномочия представителя на ее подписание, статьей 119 Налогового кодекса не предусмотрена.

Декларация была передана через спецоператора связи "СКБ Контур" с помощью системы "Контур-Экстерн". Спецоператор подтвердил, что первоначальная декларация была направлена своевременно, на основании чего суд сделал вывод: "Таким образом, налоговая декларация по налогу на прибыль за 1 квартал 2011 года представлена в срок". С учетом вышеизложенного ФАС Поволжского округа отменил решение инспекции о штрафе.

(Постановление ФАС Поволжского округа от 02.10.12 № А06-8915/2011)

Нет путевых листов - нет доказательства использования автомобиля в бизнесе.

В суде предпринимателю не удалось доказать, что приобретенный в кредит автомобиль использовался для извлечения дохода. Соответственно незаконным было уменьшение облагаемого дохода на произведенные расходы.

Одним из эпизодов данного дела была попытка предпринимателя своим приказом от 01.12.2006 г. установить срок амортизации автомобиля GREAT WALL в 37 месяцев. Авто приобретено 28 сентября 2007г.

По этому основанию он отнес на затраты: за 2007 г. - 64359,72 руб., за 2008 г. - 128719,44 руб., за 2009 г. - 128719,44 руб. При этом указанный автомобиль был продан 3 сентября 2008 г.

Налоговики доказали, что предприниматель для перевозки товаров нанимал грузовой транспорт, и расходы за оказанные транспортные услуги включены им в прочие расходы и учтены при расчете налоговой базы.

Путевые листы, на которые ссылается ИП, как подтверждающие факт использования автомобиля в предпринимательской деятельности, в суд не представлены.

Суд, пришел к выводу, что доводы ИП об использовании вышеуказанных автомобилей в предпринимательской деятельности не нашли документального подтверждения.

Также не получилось у предпринимателя отнести на затраты проценты по кредиту на приобретение автомобиля, так как в кредитном договоре указано, "что Заемщик подтверждает, что денежные средства, а также обязательства, вытекающие из настоящего договора, приняты им в общих интересах семьи".

Фактически предприниматель, получая заемные средства по кредитному договору, выступал в качестве физического лица, без цели использования автомобиля в предпринимательской деятельности для извлечения дохода.

Исходя из данных обстоятельств, суд посчитал законным решение инспекции, исключившей данные расходы из затрат уменьшающих прибыль.

(Постановление ФАС Поволжского округа от 15.11.2012 г. по делу № А65-25287/2011)


Вернуться в начало


Прочее

Минфином России обобщены вопросы, поступающие в связи со вступлением в силу с 1 января 2013 года Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".

Сообщается, в частности, следующее:

  • с 1 января 2013 года формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Вместе с тем обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например, кассовые документы);
  • не должны приниматься к бухгалтерскому учету документы, которыми оформляются не имевшие место факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок;
  • с 1 января 2013 года формы регистров бухгалтерского учета, утвержденные федеральными органами исполнительной власти до вступления в силу Федерального закона N 402-ФЗ, не являются обязательными к применению;
  • не подлежат регистрации в регистрах бухгалтерского учета несуществующие объекты, отражаемые в бухгалтерском учете лишь для вида (в том числе неосуществленные расходы, несуществующие обязательства, не имевшие место факты хозяйственной жизни), а также объекты, отражаемые в бухгалтерском учете вместо другого объекта с целью прикрыть его (в том числе лежащие в основе притворных сделок). Указанное не относится к резервам, фондам, предусмотренным законодательством РФ, и расходам на их создание;
  • не допускается ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых экономическим субъектом регистров бухгалтерского учета;
  • бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета;
  • исходя из части 1 статьи 30 Федерального закона N 402-ФЗ до утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета, предусмотренных этим Федеральным законом, в отношении составления отчета о финансовых результатах, приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах применяются правила составления соответственно отчета о прибылях и убытках, приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти до дня вступления в силу Федерального закона N 402-ФЗ.

(Информация Минфина России N ПЗ-10/2012 "О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (ПЗ-10/2012)")

ИФНС не может обязать налогоплательщика представить уточненную декларацию по результатам проверки.

ФНС РФ в своем письме напомнила порядок проверки уточненных налоговых деклараций, представленных после окончания налоговой проверки первичной (предыдущей) налоговой декларации.

Ведомство напоминает, что согласно НК РФ, при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации:

  • а) факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию;
  • б) недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию.

Таким образом, Кодекс не предусматривает права или обязанности налогоплательщика представить уточненную налоговую декларацию по нарушениям, выявленным налоговым органом.

При этом предложение налогоплательщику внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета, указываемое в резолютивной части решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, не означает обязанность налогоплательщика представить уточненные налоговые декларации.

Вместе с тем, Кодекс не ограничивает налогоплательщика во времени представления уточненных налоговых деклараций. Данному праву налогоплательщика на предоставление уточненной налоговой декларации корреспондирует полномочие налогового органа на ее проверку. При этом уточненная налоговая декларация может быть представлена после окончания налоговой проверки первичной (предыдущей) налоговой декларации по тому же налогу и за тот же налоговый (отчетный) период.

(Письмо ФНС России № АС-4-2/19576 от 21.11.2012)

Физлицу не вернут НДС и таможенную пошлину при продаже иномарки за границу.

Физические лица, не являющиеся ИП, могут не рассчитывать на возврат сумм НДС и таможенной пошлины, уплаченных при покупке автомобилей иностранного производства на территории РФ, в случае их вывоза за границу с целью перепродажи.

Дело в том, что возврат соответствующих сумм налога "физикам", не зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей, не предусмотрен положениями главы 21 НК РФ. Что касается, таможенных пошлин, уплаченных в РФ по указанным автомобилям, то согласно таможенному законодательству Таможенного союза, членом которого является Россия, основания для ее возврата также отсутствуют.

Дополнительно чиновники отметили, что в международной правоприменительной практике других государств, не являющихся государствами — членами Таможенного союза, прецедентов возврата ввозной таможенной пошлины по указанным выше основаниям еще не было.

(Письмо Минфина России от 23.11.2012 № 03-07-14/110)

При отсутствии сведений в государственном балансе запасов нефти по конкретному участку недр, при исчислении НДПИ коэффициент, характеризующий степень выработанности конкретного участка недр (Кв), принимается равным 1.

Размер коэффициента (Кв) определяется в соответствии с порядком, установленным НК РФ, и зависит от степени выработанности конкретного участка недр (Св). Степень выработанности определяется налогоплательщиком самостоятельно на основе данных государственного баланса запасов ископаемых на 1 января 2006 года. Сообщается, что при отсутствии таких данных по конкретному участку недр, при исчислении НДПИ следует применять коэффициент (Кв) равный 1.

(Письмо ФНС России от 30.11.2012 N ЕД-4-3/20267@ "О налоге на добычу полезных ископаемых")

ФНС России рекомендует в заявлении о применении патентной системы налогообложения указывать все показатели ведения предпринимательской деятельности.

Сообщается, что утверждение формы заявления на применение патентной системы налогообложения не предусмотрено, в связи с чем индивидуальные предприниматели вправе подать соответствующее заявление в налоговый орган в произвольной форме.

Вместе с тем отмечено, что для определения размера потенциально возможного к получению годового дохода индивидуальному предпринимателю следует указать в заявлении все показатели в отношении вида предпринимательской деятельности, предусмотренные законом субъекта РФ.

ФНС России разработала рекомендуемую форму заявления и рекомендовала инспекциям организовать работу по оказанию помощи при его заполнении индивидуальными предпринимателями.

(Письмо ФНС России от 30.11.2012 N ЕД-4-3/20217@ "О рекомендуемых формах документов для применения патентной системы налогообложения")

До налоговых инспекций письмом ФНС России доведена форма патента на право применения патентной системы налогообложения.

ФНС России разработала форму патента на право применения патентной системы налогообложения (соответствующий проект приказа, которым будет утверждена данная форма, размещен на официальном сайте ведомства).

Поскольку налоговые инспекции обязаны обеспечить выдачу патентов с 1 декабря 2012 года, ФНС России рекомендовала до утверждения в установленном порядке формы патента применять аналогичную форму, доведенную настоящим письмом до подведомственных налоговых органов.

(Письмо ФНС России от 30.11.2012 N ЕД-4-3/20218@ "О форме патента на применение патентной системы налогообложения")

Сумма возмещения судебных расходов физлицу облагается НДФЛ.

Налогоплательщик получил зарплату, с которой был удержан НДФЛ, и оплатил юридические услуги. По решению суда "физику" возместили стоимость данных услуг, с которой он также обязан уплатить НДФЛ. Не возникает ли в данном случае двойного налогообложения зарплаты?

По мнению финансистов, оснований полагать, что при обложении НДФЛ стоимости полученных налогоплательщиком юридических услуг в размере возмещаемых ему по решению суда сумм расходов на эти услуги дважды облагается заработная плата, не имеется. Дело в том, что в данном случае облагаются два вида доходов - зарплата и доход в натуральной форме в виде юридической услуги, оплата которой произведена за налогоплательщика (возмещена ему) другим лицом.

Перечень компенсационных выплат, которые не облагаются НДФЛ, является исчерпывающим (п. 3 ст. 217 НК РФ). Суммы возмещения понесенных "физиком" судебных расходов в нем не прописаны, поэтому подлежат обложению НДФЛ в общеустановленном порядке.

(Письмо Минфина России от 23.11.2012 № 03-04-05/4-1335)

ФСФР России сообщает о порядке определения с 1 января 2013 года размера вознаграждения управляющей компании и формирования резерва предстоящих расходов на выплату вознаграждений.

В соответствии с изменениями, внесенными в Налоговый кодекс РФ, с 1 января 2013 года освобождены от налогообложения НДС некоторые услуги, оказываемые на рынке ценных бумаг, товарных и валютных рынках (в т.ч. услуги управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов).

Отмечено, в частности, что в случае, если правилами доверительного управления предусмотрено, что размер вознаграждения управляющей компании определяется с учетом НДС, то резерв предстоящих расходов на выплату вознаграждения должен формироваться в соответствии с установленным порядком (Приказ ФСФР России от 15.06.2005 N 05-21/пз-н), исходя из размера вознаграждения, указанного в правилах доверительного управления (т.е. с учетом НДС).

(Информационное письмо ФСФР России от 29.11.2012 "О применении правил доверительного управления паевым инвестиционным фондом в связи со вступлением в силу Федерального закона от 28.07.2012 N 145-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации")


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.