Мониторинг изменений за период 06.02.12 - 12.02.12



Бухгалтерский учет и налогообложение

Официальным опубликованием документа международного стандарта может являться его размещение на официальном сайте Минфина РФ.

До внесения изменений в "Положение о признании международных стандартов финансовой отчетности..." единственным официальным печатным изданием для опубликования Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений к ним являлся журнал "Бухгалтерский учет". Теперь официальным опубликованием документа будет являться дата его первой публикации в указанном журнале или дата первого размещения на официальном сайте Минфина РФ в сети Интернет.

(Постановление Правительства РФ от 27.01.2012 N 35 "О внесении изменений в Положение о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации")

Вводится в действие новая форма налоговой декларации по налогу на игорный бизнес.

ФНС РФ утвердила форму налоговой декларации, порядок ее заполнения и формат представления декларации в электронном виде.

В новой форме декларации учтены поправки, внесенные в главу Налогового кодекса РФ, регулирующую порядок исчисления и уплаты налога на игорный бизнес, касающиеся, в том числе, изменения перечня объектов обложения данным налогом (включены пункты приема ставок тотализаторов и букмекерских контор, а вместо кассы тотализатора и букмекерской конторы теперь числятся их процессинговые центры). Декларация адаптирована для заполнения ее полей с помощью программного обеспечения.

(Приказ ФНС РФ от 28.12.2011 N ММВ-7-3/985@ "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на игорный бизнес, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на игорный бизнес в электронном виде", Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.02.2012 N 23148)


Вернуться в начало


Социальное страхование и обеспечение

Сокращен перечень активов, в которые разрешено инвестировать средства страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии.

Порядок инвестирования указанных средств регламентирован новыми Правилами, предусматривающими, в частности, следующее:

  • средства страховых взносов могут быть размещены на депозитах в валюте РФ и в государственные ценные бумаги РФ, обязательства по которым выражены в валюте РФ (ранее также в иностранной валюте);
  • определены условия, при соблюдении которых допускается размещение средств в ценные бумаги (условиями эмиссии должен быть установлен запрет на их обращение на вторичном рынке, срок погашения на дату приобретения не должен превышать 365 дней).

Помимо этого, более жесткие требования установлены в отношении условий размещения средств на депозиты в кредитных организациях (договоры банковского депозита будут заключаться по итогам отбора заявок кредитных организаций, заключивших с Пенсионным фондом РФ соглашение).

(Постановление Правительства РФ от 27.01.2012 N 38 "Об утверждении Правил инвестирования средств страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступивших в течение финансового года в Пенсионный фонд Российской Федерации")

При уплате физическими лицами страховых взносов через кассу местной администрации им будет выдаваться квитанция утвержденной формы.

На основании пункта 3 части 5.1 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд..." при отсутствии банка плательщики страховых взносов - физические лица могут уплачивать страховые взносы через кассу местной администрации. При приеме денежных средств плательщикам страховых взносов выдается квитанция, подтверждающая прием этих денежных средств. Совместным Приказом Пенсионного фонда РФ и ФСС РФ утверждена форма такой квитанции.

(Постановление ПФ РФ N 368п, ФСС РФ N 268 от 12.12.2011 "Об утверждении формы квитанции о приеме местной администрацией от плательщиков страховых взносов - физических лиц денежных средств в счет уплаты страховых взносов, пеней и штрафов, администрируемых территориальными органами контроля за уплатой страховых взносов", Зарегистрировано в Минюсте РФ 01.02.2012 N 23098)


Вернуться в начало


Таможенное дело

Определен порядок декларирования отдельных категорий товаров, ввозимых с территории государства - члена Таможенного союза, а также уплаты (доплаты) сумм ввозных таможенных пошлин или соблюдения установленных ограничений.

В части 6 статьи 217 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" перечислены случаи, при которых Правительство РФ вправе устанавливать, что отдельные категории товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с территории государства - члена Таможенного союза, подлежат декларированию таможенным органам.

В Постановлении, в частности, регламентируется порядок декларирования таких товаров, указываются сведения, которые должны быть отражены в соответствующем заявлении декларанта либо таможенного представителя, устанавливается перечень документов, которые должны быть приложены к заявлению, предусматриваются основания для отказа в регистрации заявления, определяется порядок уплаты (доплаты) сумм ввозных таможенных пошлин, а также специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.

(Постановление Правительства РФ от 26.01.2012 N 32 "Об определении Правил декларирования таможенным органам отдельных категорий товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС")

С 5 марта 2012 года снижается ставка вывозной таможенной пошлины на никель нелегированный.

С указанной даты ставка вывозной таможенной пошлины на никель нелегированный (код ТН ВЭД ТС 7502 10 000 0), вывозимый с территории РФ за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, составит 1245,5 доллара США за тонну (с 5 декабря 2011 года ставка вывозной таможенной пошлины на никель нелегированный установлена в размере 2117,8 доллара США за 1 тонну).

(Постановление Правительства РФ от 03.02.2012 N 74 "Об установлении ставки вывозной таможенной пошлины на никель нелегированный, вывозимый за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе")

Утверждены и введены в действие с 1 января 2012 года ставки вывозных таможенных пошлин на отдельные виды товаров.

Ставки вывозных таможенных пошлин утверждены на вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе некоторые виды рыбы и морепродуктов, продуктов растениеводства, природных ископаемых, нефтепродуктов, кожевенных полуфабрикатов, лесоматериалов, драгоценных камней, металлургической продукции. Признаны утратившими силу постановления Правительства РФ (всего - 27 постановлений), которыми были утверждены ранее действовавшие ставки вывозных таможенных пошлин на эти товары.

(Постановление Правительства РФ от 06.02.2012 N 88 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации")

С 1 декабря 2011 года по 1 июня 2012 года в Белоруссии временно введено лицензирование импорта племенных сельскохозяйственных животных и их племенной продукции.

Комиссия Таможенного союза направила Казахстану и России просьбу рассмотреть вопрос о введении аналогичной меры.

(Решение Комиссии Таможенного союза от 25.01.2012 N 909 "О временном лицензировании импорта племенных сельскохозяйственных животных и их племенной продукции в Республике Беларусь")

Тепличные комплексы со встроенным оборудованием для выращивания сельхозкультур должны классифицироваться в товарной позиции 9406 00 ТН ВЭД ТС.

Установлено, что тепличные комплексы со встроенным оборудованием, таким как системы отопления, вентиляции, дренажа, ирригации, необходимым для выращивания цветов, грибов, овощных или ягодных культур, классифицируются по указанной товарной позиции в соответствии с Основным правилом интерпретации ТН ВЭД ТС 1.

Поставляемые отдельно части строений и оборудование, идентифицируемое или не идентифицируемое как предназначенное для данных строений, классифицируются в предназначенных для них товарных позициях ТН ВЭД ТС.

(Решение Комиссии Таможенного союза от 25.01.2012 N 910 "О классификации в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза тепличных комплексов со встроенным оборудованием для выращивания цветов, грибов, овощных или ягодных культур")


Вернуться в начало


Правовые новости

Утвержден перечень международных финансовых организаций, сделки которых с российскими хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение, не подлежат контролю.

Законодательством РФ предусмотрено предварительное согласование сделок, в результате совершения которых иностранные государства, международные организации или находящиеся под их контролем организации приобретают право прямо или косвенно распоряжаться более чем 25 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Из данного правила было сделано исключение, в соответствии с которым не требуется предварительное согласование сделок, в которых участвуют международные финансовые организации, созданные в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, или международные финансовые организации, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры.

Перечень таких организаций утвержден Правительством РФ. Он включает в себя такие организации, как МБРР, ЕБРР, Международная ассоциация развития, Международная финансовая корпорация, Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций и т.д.

(Распоряжение Правительства РФ от 03.02.2012 N 119-р)


Вернуться в начало


Законопроекты

Депутаты пересмотрят порядок восстановления сумм капитальных расходов.

В Госдуму РФ на рассмотрение поступил законопроект № 16703-6 "О внесении изменения в статью 258 части второй Налогового кодекса РФ".

Документом уточняется порядок восстановления в доходах суммы расходов на капитальные вложения в размере не более 10% (не более 30% - в отношении основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам) первоначальной стоимости основных средств, а также расходов, которые понесены в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств ("амортизационной премии"), при реализации основных средств, в отношении которых такие капитальные вложения были осуществлены, ранее чем по истечении пяти лет с момента введения их в эксплуатацию.

Законопроектом предусмотрено, что восстановлению подлежат суммы указанных капитальных расходов только в том случае, если основные средства реализованы лицу, являющемуся взаимозависимым по отношению к налогоплательщику.

Депутаты пересмотрят размеры госпошлин, уплачиваемых при подаче документов в арбитражный суд.

Депутаты приняли накануне в первом чтении проект федерального закона № 528836-5 "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс РФ и часть вторую Налогового кодекса РФ в связи с совершенствованием упрощенного производства".

Так, в частности, законопроект дополняет статью 33321 части второй Налогового кодекса РФ.

Согласно дополнению, при подаче искового заявления, заявления и процессуальных документов на бумажном носителе по делам, рассматриваемым арбитражными судами в порядке упрощенного производства, за осуществление перевода документов в электронный вид – 10 рублей за одну страницу документа, но не менее 100 рублей.

В Минздравсоцразвития представили новую форму 4-ФСС РФ.

Минздравсоцразвития РФ представило проект ведомственного приказа об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения.

Документ содержит новую форму расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4-ФСС).

Кроме того, приказ утверждает и порядок заполнения данной формы расчета. Предполагается, что данный приказ применяется с представления расчета, начиная с 1 квартала 2012 года.

Скоро появятся новые электронные счета-фактуры.

На официальном сайте ФНС России в разделе "Документы" 08.02.2012 размещен проект приказа ФНС России "Об утверждении форматов счета-фактуры, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж в электронном виде".


Вернуться в начало


Судебная практика

Расходы подтверждает и чек, пробитый по неучтенной кассе.

Предприниматель предъявил чеки, выданные контрагентом. Они пробиты на кассовом аппарате, который не зарегистрирован в ИФНС. Чиновники отнесли расходы к документально неподтвержденным, но проиграли спор.

Арбитраж пояснил – не доказана фиктивность операции, на которую оформлены расходные документы. До заключения договора налогоплательщиком проверена государственная регистрация партнера. Значит, проявлена нужная осмотрительность. В чеке имеются все реквизиты, требуемые пунктом 4 Положения, одобренного постановлением Правительства России от 30.07.93 № 745. Работа на кассовой технике, не прошедшей регистрацию в инспекции, - нарушение поставщика. Покупатель о нем не знал и не должен отвечать за чужие ошибки.

Если отсутствие регистрации ККТ партнера – единственная претензия инспекции, то она часто отклоняется и другими судьями.

(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.01.12 № А05-2274/2011)

Апелляционный суд признал правомерным налоговый вычет по НДС при отсутствии счетов-фактур.

Общество приобретало ГСМ на автозаправках, в подтверждение чего предъявила кассовые чеки, в которых не выделен НДС отдельной строкой. Счетов-фактур не было. Инспекция доначислила НДС, сочтя наличие входного НДС документально не подтвержденным, а также начислила штраф и пени.

Однако суды первой и апелляционной инстанций в своих решениях поддержали налогоплательщика: "Согласно пункту 7 статьи 168 НК РФ при реализации товаров за наличный расчет организациями (предприятиями) и индивидуальными предпринимателями розничной торговли и общественного питания, а также другими организациями, индивидуальными предпринимателями, выполняющими работы и оказывающими платные услуги непосредственно населению, требования, определенные пунктами 3 и 4 этой статьи по оформлению расчетных документов и выставлению счетов-фактур, считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы". К тому же, "обстоятельство, что НДС включается в стоимость нефтепродуктов, подтверждается письмами продавцов". Впрочем, и без этого общеизвестно, что сфера торговли подакцизными товарами не пользуется никакими льготами по НДС и не может применять УСН.

Обычные кассовые чеки стали подтверждением для принятия НДС к вычету. Но следует учесть, что это — решение только апелляционной инстанции, и не исключено, что в кассации, если дело пойдет дальше, будет принято другое решение.

(Суд первой и апелляционной (1ААС) инстанции по делу №А56-45370/2011)

Введение конкурсного производства препятствует принятию объектов к учету в качестве основных средств.

Налоговый орган увидел признаки основного средства в оборудовании, не принятом к учету, и доначислил налог на имущество. При этом не был принят во внимание тот факт, что, в связи с банкротством предприятия, оборудование не может принести ему экономические выгоды. К тому же, налоговики не доказали, что оборудование готово к эксплуатации.

Предприятие смонтировало оборудование и произвело на нем некоторый объем продукции. Однако, оборудование было отражено на счете 08.3 "Объекты внеоборотных активов", а акт по форме ОС-1а о приеме-передаче объекта основных средств и акт его ввода в эксплуатацию отсутствовали.

В середине года, за который проводилось налоговая проверка, предприятие было объявлено банкротом. В отношении него было введено конкурсное производство.

Налоговый орган счел неправомерным присутствие упомянутого оборудования на счете 08. К тому же, предприятие, по требованию налогового органа, представило инвентарную карточку (ошибочно, как впоследствии отметили суды). По мнению налоговиков, объект обладал в проверяемом налоговом периоде признаками основного средства, обусловленными пунктом 4 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств". В результате был начислен налог на имущество, пени и штрафы.

Суды, начиная от областного арбитража и заканчивая Федеральным арбитражным судом Северо-Западного федерального округа, пришли к выводу о неправоте налогового органа.

Во-первых, пусконаладочные работы в отношении спорного оборудования не завершены, о подтверждении чего в постановлении ФАС СЗФО не упоминается, но отмечено, что налоговый орган не доказал обратного.

Во-вторых, оборудование "не достигло проектной мощности, а значительная часть произведенной бумаги является браком".

В-третьих, предприятие находилось в стадии конкурсного производства и спорное оборудование с комплектующими выставлено на торги с целью продажи и получения денежных средств для расчетов с кредиторами. Таким образом, одно из обязательных условий учета имущества в качестве объекта основных средств, установленных пунктом 4 ПБУ №6/01 - способность приносить организации экономические выгоды (доходы) в будущем, в проверяемый период также отсутствовало.

ФАС СЗФО поддержал решения нижестоящих судов, выразившееся в отмене решения налогового органа по данному эпизоду.

(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.12.2011 по делу N А21-1190/2011)

Отсутствие платежного поручения само по себе не препятствует вычету по НДС.

ФАС Северо-Западного округа пояснил, что позиция налогового органа о предоставлении налогового вычета лишь при наличии у лица платежного поручения безосновательно ущемляет права добросовестных налогоплательщиков, использующих в отношениях со своими контрагентами иные средства расчетов по договору.

ФАС отметил, то основанием для налогового вычета при предварительной оплате договора является сам факт произведенной оплаты, в связи с чем налогоплательщик должен представить соответствующие документы, подтверждающие платеж.

Гражданский оборот основывается на принципе свободы договора, предусматривающем, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Следовательно, стороны договорного обязательства вправе предусмотреть порядок оплаты как посредством перечисления денежных средств, так и иными способами, в том числе путем передачи векселя, содержащего в себе денежное обязательство и способного выступать в качестве средства расчета.

Таким образом, апелляционный суд сделал обоснованный вывод о том, что из норм налогового законодательства не следует неправомерность вычета НДС, уплаченного в составе авансового платежа, при безденежных формах расчетов. Платежный документ должен лишь подтвердить факт предоплаты, а при передаче векселя таким подтверждением является акт приемки-передачи векселя.

(Постановление ФАС Северо-Западного округа № А05-5313/2011 от 19.01.2012)


Вернуться в начало


Прочее

Налоговые инспекторы вправе назначить выездную проверку бывшего предпринимателя даже спустя три года после прекращения им предпринимательской деятельности.

Минфин считает, что налоговики вправе проводить выездные проверки граждан и после того, как те потеряли статус индивидуального предпринимателя.

Минфин ссылается на нормы статьи 89 НК РФ, которой установлен порядок проведения выездных налоговых проверок. Согласно этим нормам в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Минфин отмечает, что данная статья не содержит запрета на проведение выездных проверок граждан, прекративших предпринимательскую деятельность.

(Письмо Минфина РФ от 23.01.2012 № 03-02-08/6)

ФНС: при дистанционной торговле кассовый чек можно напечатать заранее.

Покупатели заказывают товар по телефону. Оплата происходит по факту доставки товара. Вместе с товаром курьер передает покупателю кассовый чек, заранее отпечатанный диспетчером-кассиром.

По Закону о применении ККТ (Федеральный закон от 22.05.03 № 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника обязательна для применения при наличных расчетах в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (п. 1 ст. 2 этого Закона). При этом пункт 1 статьи 5 Закона № 54-ФЗ обязывает компании и предпринимателей, которые применяют кассовую технику (за исключением ККТ, входящей в состав платежных терминалов, и банкоматов) выдавать покупателям (клиентам) в момент оплаты товара (работы, услуги) отпечатанные кассовые чеки.

На основании этих норм чиновники и делают вывод о том, что законодатель требует от продавца выдавать кассовый чек в момент оплаты товара, но не требует, чтобы этот чек был напечатан в момент оплаты. Это означает, что распространенная при дистанционной торговле практика выдачи кассового чека, отпечатанного заранее, до момента оплаты товара, не противоречит нормам Закона № 54-ФЗ. Таким образом, в рассмотренной ситуации нет никаких оснований для привлечения компаний по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ.

(Письмо ФНС РФ 01.02.12 № АС-4-2/1503)

До утверждения в установленном порядке кодов видов операций, необходимых для ведения новой формы журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, налогоплательщики смогут применять коды, рекомендованные ФНС РФ.

Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 утверждены новые формы документов, применяемых при расчетах по НДС, которые могут применяться начиная с января 2012 года.

В новой форме журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур предусматривается отражение информации о видах операций в кодированном виде. В настоящее время проект приказа, содержащий коды видов операций по НДС, необходимые для ведения журнала, размещен на интернет-сайте ФНС России для проведения независимой антикоррупционной экспертизы. До его утверждения ФНС РФ рекомендует использовать коды видов операций, доведенные настоящим письмом.

(Письмо ФНС РФ от 03.02.2012 N ЕД-4-3/1657@ "О кодах видов операций по налогу на добавленную стоимость, необходимых для ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур")

Наличие в счете-фактуре дополнительных реквизитов (сведений), не предусмотренных установленными требованиями, не является основанием для отказа в принятии к вычету НДС.

Перечень обязательных показателей, которые должны быть отражены в счете-фактуре, установлен пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ. Невыполнение иных требований, не предусмотренных данными пунктами, в том числе и указание в счете-фактуре дополнительных сведений, не является нарушением установленных требований и, следовательно, основанием для отказа в вычете НДС.

(Письмо ФНС РФ от 26.01.2012 N ЕД-4-3/1193 "О налоге на добавленную стоимость")

НДС со счета за проживание работника в гостинице можно списать в расходы.

Работники организации прибыли из заграничной командировки и предоставили счет за проживание в гостинице, где НДС выделен отдельной строкой. В таком случае компания вправе учесть сумму налога в расходах.

В соответствии с пп. 12 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса при расчете налога на прибыль учитываются затраты на командировки, в частности на проживание сотрудника в гостинице на территории иностранного государства, включая суммы налога на добавленную стоимость.

(Письмо Минфина РФ от 30.01.2012 г. № 03-03-06/1/37)

Организация выставки для иностранцев НДС не облагается.

Услуги по организации на территории РФ выставок для рекламирования товаров иностранным организациям для целей применения НДС следует относить к категории рекламных услуг.

Такие услуги НДС не облагаются, поскольку место реализации рекламных услуг определяется по месту деятельности покупателя, приобретающего такие услуги. А покупателем в данном случае являются компании, осуществляющие деятельность на территории иностранного государства.

(Письмо Минфина РФ от 01.02.2012 № 03-07-08/21)

Продажа имущества и (или) имущественных прав должников-банкротов: кто уплачивает НДС?

Согласно НК РФ при реализации в России имущества и (или) имущественных прав должников-банкротов НДС уплачивается налоговыми агентами-покупателями. Исключение составляют физлица, не являющиеся ИП.

В Законе о несостоятельности (банкротстве) закреплено следующее. В случае признания несостоявшимися повторных торгов конкурсный кредитор по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, вправе оставить предмет залога за собой с оценкой его в сумме на 10% ниже начальной продажной цены. При этом конкурсный кредитор обязан перечислить деньги на специальный банковский счет. Срок - 10 дней с даты направления конкурсному управляющему заявления об оставлении предмета залога за собой.

Таким образом, указанные положения НК РФ не применяются в отношении операций по передаче организацией-банкротом находящегося в залоге имущества конкурсному кредитору-залогодержателю по обязательствам, обеспеченным таким залогом. Речь идет о случае, когда повторные торги признаны несостоявшимися.

(Письмо ФНС РФ от 30 января 2012 г. № ЕД-4-3/1353@ “О порядке применения п. 4.1 ст. 161 Налогового кодекса Российской Федерации залоговыми кредиторами”)

Расходы на внешнее благоустройство территории не учитываются при налогообложении прибыли.

Вправе ли организация, построившая торгово-офисный комплекс, включить в его первоначальную стоимость затраты на благоустройство прилегающей территории? По мнению Минфина России, такого права у компании нет.

Объяснение достаточно простое. Как известно, амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 рублей. Так гласит пункт 1 статьи 256 Налогового кодекса. При этом в подпункте 4 пункта 2 данной статьи оговорено, что объекты внешнего благоустройства не амортизации подлежат. Поэтому первоначальную стоимость возведенного торгово-офисного здания не получится увеличить на сумму затрат по благоустройство прилегающей территории.

Что же касается текущих затрат на благоустройство территории (например, озеленение или полив), то, по мнению Минфина, их также не удастся учесть в расходах. Чиновники полагают, что такие расходы не связаны с деятельностью, направленной на получение дохода. Следовательно, данные расходы не удовлетворяют одному из требований статьи 252 НК РФ.

(Письмо Минфина РФ от 27.01.12 № 03-03-06/1/35)

Минфин разъяснил порядок учета лизингополучателем расходов на доставку лизингового имущества.

Расходы лизингополучателя на доставку имущества, приобретенного в лизинг, не включаются в первоначальную стоимость имущества. Они относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.

О том, что является первоначальной стоимостью лизингового имущества, сказано в пункте 1 статьи 257 Налогового кодекса. Это — расходы лизингодателя на приобретение, сооружение, доставку, изготовление предмета лизинга и доведение его до состояния, в котором оно пригодно для использования. Из этого определения следует, что расходы лизингополучателя на доставку имущества, приобретенного в лизинг, нельзя включить в первоначальную стоимость такого имущества.

В Минфине полагают, что упомянутые расходы включаются лизингополучателем в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией. При этом расходы могут включаться в налоговую базу по налогу на прибыль с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.

(Письмо Минфина РФ от 03.02.12 № 03-03-06/1/64)

Доплаты к больничному пособию до фактического среднего заработка не уменьшают "упрощенный" налог.

"Упрощенцы" вправе уменьшить сумму "упрощенного" налога, исчисленную за отчетный (налоговый) период, на сумму страховых взносов во внебюджетные фонды, уплаченные за тот же период, а также на сумму выплаченных работникам пособий по нетрудоспособности. Такая возможность им предоставлена пунктом 3 статьи 346.21 НК РФ. Однако это правило не распространяется на доплату к больничному пособию до фактического заработка.

Так как доплаты до среднего (фактического) заработка при выплате работникам пособий по временной нетрудоспособности превышают размер пособия, исчисленный в соответствии с требованиями действующего законодательства. Следовательно, в целях пункта 3 статьи 346.21 НК РФ указанные доплаты учитывать нельзя.

(Письмо Минфина РФ от 06.02.12 № 03-11-06/2/20)

Как распределить премии от поставщика между видами деятельности?

Минфин России дал разъяснения по вопросу распределения премии от поставщика товара при совмещении ЕНВД и общей системы налогообложения.

Налоговым кодексом предусмотрено ведение раздельного учета при совмещении разных налоговых режимов (п. 7 ст. 346.26 НК РФ).

Таким образом, организации, применяющие одновременно разные налоговые режимы, распределяют доход в виде премий (скидок, бонусов) от поставщика за выполнение определенных условий договора между видами деятельности на основании соответствующего раздельного учета имущества, обязательств и хозяйственных операций.

(Письмо Минфина РФ от 25.01.2012 № 03-11-06/3/3)

Реализация товаров по каталогам и образцам не подпадает под ЕНВД.

Деятельность в сфере реализации товаров (независимо от формы расчетов) по каталогам, прайс-листам и демонстрационным образцам, оформление которой происходит в офисе, а товар отпускается покупателям со склада, в целях применения главы 26.3 НК РФ, не относится к предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли и, соответственно, не подлежит переводу на ЕНВД.

В связи с этим, налогообложение указанной предпринимательской деятельности должно осуществляться в рамках иных режимов налогообложения.

(Письмо Минфина РФ № 03-11-06/3/2 от 23.01.2012)

ЕНВД уплачивается по месяц перепрофилирования помещения.

ФНС РФ приводит разъяснения по вопросу исчисления суммы ЕНВД, в случае прекращения деятельности в сфере розничной торговли через магазин или павильон при перепрофилировании помещения.

Ведомство отмечает, что в случае если в течение налогового периода у налогоплательщика произошло изменение величины физического показателя, налогоплательщик при исчислении суммы ЕНВД учитывает указанное изменение с начала того месяца, в котором произошло изменение величины физического показателя.

В то же время, например, при переоборудовании в феврале магазина в складское помещение имеет место не изменение величины физического показателя (площади торгового зала), а прекращение деятельности в сфере розничной торговли через указанный объект торговли.

В этом случае при исчислении суммы ЕНВД за I квартал по данной торговой точке в налоговой декларации указывается:

  • за февраль – та же величина площади торгового зала магазина, что и за январь;
  • за март в знакоместах по строке 070 налоговой декларации – прочерк, т.к. розничная торговля через данный магазин уже не осуществляется.

(Письмо ФНС РФ № ЕД-4-3/1500@ от 01.02.2012)

В целях исчисления транспортного налога год выпуска транспортного средства не учитывается.

Минфин России рассмотрел вопрос, касающийся определения количества лет, прошедших с года выпуска транспортного средства. Разъяснения финансового ведомства сводятся к следующему.

В силу п. 3 ст. 361 НК РФ дифференцированные налоговые ставки по транспортному налогу могут устанавливаться в том числе с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств. При этом количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска транспортного средства.

Сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется организациями самостоятельно по окончании налогового периода, то есть календарного года (ст. 362, ст. 360 НК РФ).

Поэтому при определении количества лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, учитываются все налоговые периоды по транспортному налогу начиная с 1 января года, следующего за годом выпуска транспортного средства, включая налоговый период, за который уплачивается налог. Например, при исчислении авансовых платежей и суммы транспортного налога за 2011 г. в отношении транспортного средства 2003 года выпуска количество лет, прошедших с года выпуска этого транспортного средства, составит 8 лет (период с 2004 по 2011 гг.).

(Письмо Минфина РФ от 30.01.2012 № 03-05-05-04/02)

В справке 2-НДФЛ при заполнении раздела 3 "Доходы, облагаемые по ставке __%" должны быть отражены все доходы, начисленные и выплаченные работнику за налоговый период, включая доходы за декабрь, выплаченные в январе.

При этом в строке 5.5 "Сумма налога перечисленного" необходимо указать сумму НДФЛ удержанную и перечисленную за весь налоговый период, включая сумму НДФЛ, перечисленную за декабрь в январе следующего года.

Аналогичная позиция уже была сформулирована ФНС РФ в письме от 12.01.2012 N ЕД-4-3/74.

(Письмо ФНС РФ от 03.02.2012 N ЕД-4-3/1692@ "О заполнении формы 2-НДФЛ")

ФНС напомнила, как считать количество детей, предоставляя стандартные вычеты в 2012 году.

Для того чтобы определить размер стандартных детских вычетов, следует учитывать общее количество детей сотрудника. То есть первый ребенок - это наиболее старший по возрасту ребенок вне зависимости от того, предоставляется на него вычет или нет.

Это связано с тем, что Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 330-ФЗ устанавливает размер стандартного вычета на первого и второго ребенка по 1 400 рублей, а на третьего и последующих детей до 3 000 рублей.

(Письмо ФНС РФ от 24.01.2012 г. № ЕД-4-3/991@)

Сумма расходов, на которые можно уменьшить сумму облагаемых НДФЛ доходов, не ограничивается.

При определении налоговой базы по НДФЛ, физлицо может уменьшить сумму налогооблагаемых доходов на сумму расходов, которые связаны с получением этих доходов. При этом максимальный размер расходов никак не ограничивается.

В письме финансового ведомства рассматривается ситуация с продажей жилого дома, находившегося в собственности физлица менее трех лет. Подпункт 1 пункта 1 статьи 220 НК РФ гласит, что при продаже такой недвижимости налогоплательщик вправе воспользоваться имущественным налоговым вычетом в сумме до 1 млн. рублей. Вместо использования права на получение имущественного налогового вычета, налогоплательщик вправе уменьшить сумму облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов.

Соответственно, при продаже жилого дома, находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет, сумму облагаемых налогом доходов можно уменьшить на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов. Если же сумма произведенных расходов больше, чем сумма доходов, полученных от продажи жилого дома, то налоговая база будет равна нулю.

(Письмо Минфина РФ от 24.01.12 № 03-04-05/9-61)

Выплаты сотруднику зарубежного представительства российской фирмы облагаются НДФЛ.

Минфин РФ разъясняет порядок обложения НДФЛ премий, выплачиваемых российской организацией сотруднику своего представительства, находящегося за пределами Российской Федерации. При этом премия выплачивается в России.

Ведомство отмечает, что премия, выплаченная организацией своему сотруднику, представляет собой стимулирующую выплату.

С учетом изложенного, указанная премия, выплаченная российской организацией, относится к доходам от источников в Российской Федерации.

Доходы от источников в РФ, получаемые физическими лицами, не признаваемыми налоговыми резидентами РФ, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц по ставке в размере 30%.

(Письмо Минфина РФ № 03-04-06/6-13 от 23.01.2012)

Срок владения квартирой при продаже установят независимо от размеров долей в собственности.

Минфин РФ разъясняет, необходимо ли уплачивать НДФЛ при продаже квартиры, находившейся в общей совместной собственности в течение 14 лет, в случае если в 2011 году после смерти мужа изменились доли собственников.

В письме отмечается, что если квартира находилась в собственности налогоплательщиков (независимо от изменения состава собственников и размера их долей в праве собственности на квартиру) более трех лет, то доходы от продажи данной квартиры указанными налогоплательщиками не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц.

(Письмо Минфина РФ № 03-04-05/9-64 от 24.01.2012)

Пенсионный фонд РФ сообщает о возможности представления физическим лицом индивидуальных сведений по формам СЗВ-6-1 и РСВ-2 в территориальный орган Фонда в целях учета своих пенсионных прав.

С 1 января 2012 года физические лица (ИП, нотариусы, адвокаты и другие лица, занимающиеся частной практикой), самостоятельно уплачивающие страховые взносы исходя из стоимости страхового года, освобождены от обязанности представлять ежегодную отчетность в ПФР.

Пенсионный фонд РФ отметил, что в случае если данные лица осуществляют предпринимательскую деятельность в районах Крайнего Севера или приравненных к ним областях, или на работах в особых или вредных условиях труда, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии, то сведения по указанным формам вместе с копией платежного документа могут быть поданы в территориальный орган ПФР до 1 марта следующего календарного года за отчетным периодом.

(Информационное сообщение ПФ РФ от 09.02.2012)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.