Мониторинг изменений за период 06.08.12 - 12.08.12



Бухгалтерский учет и налогообложение

Из перечня оборудования, ввоз которого на территорию РФ не облагается НДС, исключены отдельные позиции.

От налогообложения НДС освобожден ввоз технологического оборудования, аналоги которого не производятся в Российской Федерации. Перечень такого оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему) утвержден Правительством РФ.

Из данного перечня исключена позиция, классифицируемая кодом ТН ВЭД ТС 8455 22 000 2 "Пятиклетьевой стан непрерывной холодной прокатки, совмещенный с травильным агрегатом". Кроме того, в новой редакции позиции, классифицируемой кодом ТН ВЭД ТС 8477 80 990 0, отсутствует упоминание автоматических линий для изготовления вспененного листа из полиолефинов.

(Постановление Правительства РФ от 03.08.2012 N 792 "О внесении изменений в перечень технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость")

На территории РФ вводятся в действие восемь новых документов Международных стандартов финансовой отчетности.

В числе таких документов, в частности:

  • МСФО (IAS) 19 "Вознаграждения работникам" (вместо аналогичного документа, ранее введенного в действие Приказом Минфина РФ от 25.11.2011 N 160н);
  • МСФО (IAS) 27 "Отдельная финансовая отчетность", а также МСФО (IFRS) 10 "Консолидированная финансовая отчетность" (вместо МСФО (IAS) 27 "Консолидированная и отдельная финансовая отчетность";
  • МСФО (IAS) 28 "Инвестиции в ассоциированные и совместные предприятия" (вместо аналогичного документа, введенного приказом Минфина РФ от 25.11.2011 N 160н);
  • МСФО (IFRS) 11 "Совместная деятельность" (вместо МСФО (IAS) 31 "Участие в совместном предпринимательстве");
  • МСФО (IFRS) 12 "Раскрытие информации об участии в других предприятиях";
  • МСФО (IFRS) 13 "Оценка справедливой стоимости";
  • Документ МСФО "Представление статей прочего совокупного дохода (поправки к МСФО (IAS) 1)"

Для добровольного применения указанные документы вступают в силу со дня их официального опубликования в журнале "Бухгалтерский учет"; для обязательного - в сроки, определенные в этих документах.

Помимо этого, утратили силу документы: Разъяснения ПКР (SIС) 12 "Консолидация предприятия специального назначения", а также ПКР (SIС) 13 "Совместно контролируемые предприятия...".

(Приказ Минфина России от 18.07.2012 N 106н "О введении в действие и прекращении действия документов Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации", Зарегистрировано в Минюсте России 03.08.2012 N 25095)


Вернуться в начало


Социальное страхование и обеспечение

Обновлены формы документов, используемых при единовременной выплате Пенсионным фондом РФ средств пенсионных накоплений застрахованным лицам.

Установлены новые формы для следующих документов:

  • заявление о единовременной выплате средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица;
  • расписка-уведомление о регистрации заявления о единовременной выплате средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица;
  • решение территориального органа ПФР о назначении единовременной выплаты средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица;
  • решение территориального органа ПФР об отказе в назначении единовременной выплаты средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица;
  • решение территориального органа ПФР о доплате к единовременной выплате средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица;
  • справка территориального органа ПФР о страховом стаже застрахованного лица и размере получаемой им пенсии.

(Приказ Минтруда России от 03.07.2012 N 11н "Об утверждении форм документов, необходимых для осуществления единовременной выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации средств пенсионных накоплений застрахованным лицам", Зарегистрировано в Минюсте России 02.08.2012 N 25076)

Обновлены формы документов, используемых при единовременной выплате негосударственным пенсионным фондом средств пенсионных накоплений застрахованным лицам.

Установлены новые формы для следующих документов:

  • заявление о единовременной выплате средств пенсионных накоплений, учтенных на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии;
  • решение негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего обязательное пенсионное страхование, об осуществлении единовременной выплаты средств пенсионных накоплений, учтенных на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии;
  • решение негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего обязательное пенсионное страхование, об отказе в осуществлении единовременной выплаты средств пенсионных накоплений, учтенных на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии;
  • решение негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего обязательное пенсионное страхование, о доплате к единовременной выплате средств пенсионных накоплений, учтенных на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии.

(Приказ Минтруда России от 03.07.2012 N 12н "Об утверждении форм документов, необходимых для осуществления единовременной выплаты негосударственным пенсионным фондом, осуществляющим обязательное пенсионное страхование, средств пенсионных накоплений застрахованным лицам")


Вернуться в начало


Таможенное дело

Отдельные акты Правительства РФ по вопросам внешнеэкономической деятельности приведены в соответствие с новой редакцией единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза.

Новыми кодами ТН ВЭД ТС обозначены типы военных кораблей, на которые не распространяется упрощенный порядок транзита вооружения, военной техники и военного имущества, следующего через территорию РФ международным силам в Афганистане, и двигатели для которых при ввозе на территорию РФ не облагаются НДС.

(Постановление Правительства РФ от 04.08.2012 N 801 "О внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 28 марта 2008 г. N 219 и от 30 апреля 2009 г. N 372")

Определены правила распределения тарифных квот в отношении ели, пихты и сосны обыкновенной, вывозимых за пределы территории Таможенного союза.

Распределение тарифных квот в отношении указанных лесоматериалов для их экспорта в Европейский союз осуществляется в порядке, предусмотренном международным договором РФ, посредством выдачи Минпромторгом России разовых лицензий. Лицензия выдается в порядке, установленном Соглашением о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами от 9 июня 2009 года. Срок действия лицензии устанавливается:

  • в 2012 году с 1 сентября по 31 декабря 2012 года;
  • начиная с 2013 года ежегодно - с 1 января по 31 декабря года, на который установлена тарифная квота.

Тарифные квоты между участниками внешнеэкономической деятельности для экспорта в иные страны распределяются Минпромторгом России в соответствии с утвержденной им методикой расчета. Базовым периодом является:

  • в 2012 году - период с 1 января 2009 года по 31 декабря 2011 года;
  • начиная с 2013 года - период с 1 января по 31 декабря каждых трех лет, предшествующих году, на который установлена тарифная квота.

Установлены также размеры тарифных квот на 2012 и 2013 годы в отношении ели обыкновенной или пихты белой европейской и сосны обыкновенной.

(Постановление Правительства РФ от 30.07.2012 N 779 "О тарифных квотах на отдельные виды лесоматериалов хвойных пород, вывозимых за пределы территории РФ и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе")

Таможенные органы не должны требовать представления паспорта сделки при подаче декларации на товары в электронной форме.

При этом таможенные органы имеют право требовать указать номер паспорта сделки в декларации на товары в установленном порядке.

Установлено, что таможенным органам надлежит осуществлять проверку достоверности заявляемых в декларациях на товары сведений о паспортах сделок с использованием центральной базы данных валютного контроля.

Приказ вступает в силу с 30 сентября 2012 года.

(Приказ ФТС России от 20.07.2012 N 1470 "О непредставлении паспорта сделки при таможенном декларировании товаров", Зарегистрировано в Минюсте России 03.08.2012 N 25120)


Вернуться в начало


Законопроекты

Депутаты пересмотрят перечень полезных ископаемых в целях налогообложения НДПИ.

В Госдуму поступил законопроект о внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса РФ.

Документ предусматривает внесение в перечень видов добытого полезного ископаемого в целях налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых метана угольных пластов и непризнание его объектом налогообложения этим налогом.

Законопроект разработан в целях развития промышленной добычи метана угольных пластов, имеющей достаточно высокий потенциал роста среди всех проектов развития альтернативных источников газа в Российской Федерации и обеспечивающей, кроме того, безопасность шахтной добычи угля и защиту окружающей среды от выбросов угольного метана в атмосферу.

(Законопроект № 123321-6 «О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса РФ»)

ФСС будет выплачивать пособия в связи с материнством, если этого не сможет сделать работодатель.

В Госдуму внесен законопроект, предусматривающий выплату пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в случаях, когда неизвестно местонахождения страхователя и его имущества либо он не имеет финансовой возможности этого сделать.

Соответствующие изменения предлагается внести в Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".

Как отмечается в пояснительной записке, выплата пособий в указанных ситуациях территориальными органами ФСС РФ законодательством не предусмотрена, в результате, застрахованные лица не имеют возможности реализовать свое право на получение гарантированных государством пособий, выплачиваемых за счет средств фонда.

По мнению авторов законопроекта, его принятие законопроекта позволит в полной мере обеспечить соблюдение одного из основных принципов осуществления обязательного социального страхования – доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий.

При этом в тексте законопроекта указано, что для получения причитающегося пособия в описанной ситуации должно быть вступившее в законную силу решение суда об установлении факта невыплаты страхователем пособий застрахованному лицу.

(Законопроект №1219090-6 "О внесении изменений в статьи 4-6 и 13 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством")

ФНС разработала форму извещения о контролируемых сделках.

ФНС РФ разработала проект ведомственного приказа об утверждении формы извещения о контролируемых сделках и порядка направления налоговым органом, проводящим налоговую проверку, извещения о контролируемых сделках в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Текст приказа размещен на сайте ФНС РФ.

Документ содержит форму извещения о контролируемых сделках, а также порядок направления налоговым органом, проводящим налоговую проверку, извещения о контролируемых сделках в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Разработан проект приказа ФТС России "Об утверждении Порядка контроля таможенной стоимости товаров, вывозимых из РФ".

Контроль таможенной стоимости вывозимых из РФ товаров будет осуществляться таможенным органом в рамках проведения таможенного контроля как до, так и после выпуска товаров, в том числе с применением системы управления рисками.

Согласно проекту Порядок будет применяться:

  • при осуществлении таможенного контроля до выпуска товаров;
  • при проведении дополнительной проверки;
  • при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров, по которым принято решение в отношении их таможенной стоимости.

Установлено, что положения Порядка не распространяются на товары для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу Таможенного союза.

Контроль таможенной стоимости товаров осуществляется с целью проверки соблюдения декларантом (таможенным представителем) требований, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ, в части правильности выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, ее структуры и величины, а также документального подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров.

Выбор таможенных операций, осуществляемых должностным лицом при контроле таможенной стоимости товаров, будет производиться в соответствии с законодательством о таможенном деле, в том числе по результатам применения системы управления рисками.


Вернуться в начало


Судебная практика

Налогоплательщик отвечает лишь за согласованные действия с недобросовестным контрагентом.

ФАС Северо-Кавказского округа подтвердил, что поскольку инспекция не представила доказательств совершения ИП и его контрагентом действий, направленных на искусственное создание условий для возмещения НДС, оснований для отказа в получении налоговой выгоды не имеется.

ФАС отметил, что представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежаще оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды, является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны и противоречивы.

Факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. При этом налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

(Постановление ФАС Северо-Кавказского округа № А53-21741/2011 от 25.07.2012)

Все расходы должны подтверждаться документально.

Суд признал, что коммерсанту из Забайкальского края правомерно доначислены НДФЛ и НДС, поскольку в подтверждение произведенных расходов он не представил акты и справки, свидетельствующие о выполнении подрядных работ подрядчиками, договоры подряда. Кроме того, как отметили судьи, сделка по реализации мясной продукции без соответствующих ветеринарных документов является ничтожной.

(Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.06.2012 № А78-7063/2011)

Ликвидация контрагента привела к росту доходов.

У организации была кредиторская задолженность перед бывшим поставщиком. Он ликвидирован, соответствующая запись внесена в ЕГРЮЛ. Значит, налогоплательщик уже не рассчитается с партнером. Сэкономленные средства надо отнести на внереализационные доходы (п. 18 ст. 250 НК РФ). Они возрастут в том периоде, когда контрагент исключен из госреестра. Об этом напомнил ФАС Поволжского округа.

Вывод арбитража совпадает с письмом Минфина России от 11.04.08 № 03-03-06/1/276.

(Постановление ФАС Поволжского округа от 24.07.12 № А65-23128/2011)

Если плательщик ЕНВД не использует имущество во «вмененной» деятельности, он обязать платить налог на имущество.

Как следует из материалов дела, налоговая инспекция отказала предпринимателю в предоставлении налоговой льготы по налогу на имущество физических лиц, а также доначислила налог на имущество. Основанием для принятия такого решения послужил вывод налоговиков о том, что имущество не используется коммерсантом во «вмененной» деятельности. Индивидуальный предприниматель, не согласившись с решением инспекции, обратился в суд.

Арбитры установили, что коммерсант применяет систему налогообложения в виде ЕНВД в отношении розничной торговли. В собственности у него находятся нежилые помещение торгового и промышленного назначения.

В соответствии с пунктом 4 статьи 346.26 НК РФ уплата налогоплательщиками единого налога предусматривает их освобождение от обязанности по уплате, в частности, налога на имущество (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД).

Следовательно, налог на имущество физических лиц не взимается в случае непосредственного использования имущества коммерсантом в предпринимательской деятельности.

Судьи выяснили, что в представленных предпринимателем налоговых декларациях по ЕНВД в разделе 2 в качестве адресов мест осуществления предпринимательской деятельности указаны только помещения торгового назначения. Факт использования во «вмененной» деятельности помещений промышленного назначения коммерсант документально не подтвердил.

Таким образом, судьи в ФАС Восточно-Сибирского округа пришли к выводу, что отказ налогового органа в предоставлении индивидуальному предпринимателю льгот по налогу на имущества правомерен.

(Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.06.2012 № А33-14909/2011)


Вернуться в начало


Прочее

Решение налогового органа о блокировке счетов реорганизованного юридического лица распространяется на его правопреемника.

Прекращение деятельности юридического лица в результате его реорганизации не прекращает действия решения налоговиков о блокировке счетов данного юридического лица. Данное решение будет распространяться на счета правопреемника.

Чиновники ссылаются на две нормы Налогового кодекса. Так в пункте 7 статьи 76 НК РФ сказано, что решение налогового органа о приостановлении операций по счетам организации подлежит исполнению и в том случае, когда налогоплательщик изменил свое наименование или реквизиты банковского счета. А в пункте 2 статьи 50 НК РФ определено, что правопреемник выполняет налоговые обязанности реорганизованного юридического лица.

На этом основании в Минфине делают вывод: после внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности юрлица в результате его реорганизации, действие решения о приостановлении операций по счетам реорганизованного юрлица распространяется на счета его правопреемника (правопреемников).

(Письмо Минфина России от 24.07.12 № 03-02-07/1-187)

Минфин разъяснил, как проверить добросовестность контрагента.

При оценке налоговых рисков, связанных с контрагентами, компании следует обратить внимание следующие признаки:

  • отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании и копий документа, удостоверяющего его личность;
  • отсутствие информации о фактическом месте нахождения контрагента, производственных и или торговых площадей;
  • отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ;
  • наличие обоснованных сомнений в возможности реального выполнения контрагентом условий договора.

Также налоговики напоминают, что на официальном сайте ФНС можно проверить компанию на так называемые адреса «массовой» регистрации, характерные для «фирм-однодневок». А также узнать, не входят ли в состав исполнительных органов организации дисквалифицированные лица.

(Письмо Минфина России от 03.08.2012 г. № 03-02-07/1-197)

Тяжелое финансовое положение организации не является поводом для списания числящихся за ней недоимки, пеней и штрафов.

В отдельных случаях налоговый орган может принять решение о списании с налогоплательщика числящихся за ним сумм недоимки, пеней и штрафов. Но такое решение не может быть принято на том основании, что налогоплательщик находится в тяжелом финансовом положении.

Если уплата или взыскание недоимки, а также задолженности по пеням и штрафам, оказались невозможными, то названные долги могут быть признаны безнадежными к взысканию в случаях, перечисленных в пункте 1 статьи 59 Налогового кодекса. Например, при ликвидации организации или признании банкротом индивидуального предпринимателя. Однако списание задолженности в связи с тяжелым финансовым положением организации Налоговым кодексом не предусмотрено.

В то же время власти субъектов РФ и местные власти могут устанавливать дополнительные причины признания недоимки, пеней и штрафов безнадежными ко взысканию. Такое право им предоставлено пунктом 3 статьи 59 НК РФ. При наличии соответствующих нормативных актов, недоимки по региональным и местным налогам, задолженности по пеням и штрафам по этим налогам могут быть списаны по причине тяжелого финансового положения налогоплательщика.

(Письмо Минфина России от 03.08.12 № 03-02-08/73)

Операции по импорту товаров, которые являются паевым взносом, облагаются НДС в общем порядке.

Минфин России разъяснил, что операции по ввозу на территорию РФ товаров, которые являются паевым взносом, не освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Аргументы следующие. По общему правилу, ввоз товаров на территорию Российской Федерации признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость. Об этом сказано в подпункте 4 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса.

Перечень товаров, ввоз которых на территорию РФ не подлежит налогообложению НДС, приведен в статье 150 НК РФ. Товары, ввозимые в качестве паевых взносов, в данный перечень не включены. Это означает, что при ввозе таких товаров НДС взимается в общем порядке.

(Письмо Минфина России от 27.07.12 № 03-07-08/219)

Реализация имущества государственными (муниципальными) учреждениями облагается НДС, а полученные от указанных операций доходы учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Для уплаты указанных налогов получателю бюджетных средств должны быть доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств. Сообщено также, что уплату налогов учреждениям следует учитывать со знаком "минус" по коду классификации операций сектора государственного управления 130 "Доходы от оказания платных услуг" или 180 "Прочие доходы", установленному в рамках формирования учетной политики учреждения.

При этом отмечено, что при принятии решения о высвобождении государственного (муниципального) имущества в случаях, предусмотренных законодательными и иными правовыми актами РФ, операции по реализации такого имущества учитываются в порядке, установленном для реализации (передачи) имущества, составляющего соответственно государственную казну Российской Федерации (казну субъекта РФ, муниципальную казну). В этом случае при реализации высвобождаемого имущества налоговая база по НДС в соответствии с НК РФ определяется налоговым агентом, а налог на прибыль организаций не уплачивается, поскольку публично-правовые образования не являются налогоплательщиками налога на прибыль организаций.

Сообщается также о целесообразности внесения отдельных изменений в бюджетное и налоговое законодательство РФ с целью совершенствования механизма налогообложения налогом на прибыль организаций и НДС государственных (муниципальных) учреждений (в т.ч. предлагается исключить из объекта налогообложения по налогу на прибыль доходы учреждений, осуществляющих образовательную и медицинскую деятельность, в виде взносов родителей за содержание детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения).

(Письмо Минфина России от 02.08.2012 N 02-03-09/3040 «О порядке уплаты налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций государственными (муниципальными) учреждениями»)

Операции по безвозмездной передаче в пользование офисных помещений облагаются НДС в общем порядке.

Действующее законодательство не дает оснований для освобождения от налогообложения НДС операции по безвозмездной передаче в пользование помещений офисного здания.

Как известно, НДС облагаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, а также передача имущественных прав. При этом реализацией также признается передача права собственности на товары (результаты работы) и оказание услуг на безвозмездной основе. Обо всем этом сказано в подпункте 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса.

По договору безвозмездного пользования одна сторона передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне, а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором. Так гласит пункт 1 статьи 689 Гражданского кодекса.

По мнению Минфина, передача помещения в пользование на безвозмездной основе является услугой, оказанной на безвозмездной основе. А раз так, то безвозмездная передача в пользование помещений офисного здания не освобождается от НДС.

(Письмо Минфина России от 06.08.12 № 03-07-08/237)

При покупке муниципального имущества физлицом НДС уплачивает орган местного самоуправления.

Минфин РФ приводит разъяснения по вопросу применения НДС при приобретении недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности, физическими лицами.

Ведомство отмечает, что при реализации муниципального имущества, составляющего муниципальную казну, физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, налог на добавленную стоимость уплачивают органы местного самоуправления, осуществляющие операции по реализации данного имущества.

(Письмо Минфина России № 03-07-11/198 от 27.07.2012)

5 процентов нужно считать по всем операциям, освобождаемым от НДС.

Налогоплательщик имеет право не вести раздельный учет НДС в тех налоговых периодах, в которых доля совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5 процентов общей величины расходов.

В своем письме ФНС России уточнила, что исчислять 5 процентов нужно от всех операций, освобождаемых от обложения НДС. Исчисление 5-процентной величины расходов в отношении одной из нескольких осуществляемых налогоплательщиком операций, освобождаемых от НДС, Налоговым кодексом не предусмотрено.

(Письмо ФНС России от 03.08.12 № ЕД-4-3/12919@)

Минфин напомнил порядок распределения численности работников при совмещении ЕНВД и УСН.

Налогоплательщик осуществляет два вида деятельности, один из которых — бытовые услуги населению — переведен на ЕНВД, а другой — на упрощенную систему налогообложения. Работники заняты и в том, и в другом виде деятельности. В каком порядке распределяется численность работников по виду деятельности, переведенному на «вмененку», и по виду деятельности, в отношении которого применяется «упрощенка»? В данном случае, как полагают в Минфине России, при исчислении ЕНВД нужно учитывать всех работников.

При расчете ЕНВД по бытовым услугам применяется физический показатель базовой доходности «количество работников, включая индивидуального предпринимателя». Это установлено пунктом 3 статьи 346.29 Налогового кодекса.

По общему правилу, при совмещении «вмененки» и иных режимов налогообложения, налогоплательщик обязан вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций (п. 7 ст. 346.26 НК РФ). Но что делать в том случае, когда в предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход, и в иной предпринимательской деятельности участвуют одни и те же работники? В этой ситуации, как считают в Минфине, при исчислении ЕНВД необходимо учитывать общую численность работников по всем видам деятельности.

(Письмо Минфина РФ от 26.07.12 № 03-11-06/3/55)

При применении УСН задаток от арендодателя в доходах не учитывается.

Компания на упрощенке сдает в аренду собственные офисные помещения. При этом арендаторы перечисляют ей задаток. Его сумма возвращается, если по окончании срока аренды условия договора не нарушены. Нужно ли учитывать эту сумму в составе доходов?

Минфин разъясняет, что делать этого не нужно. Так, упрощенщики при расчете налога не учитывают доходы в виде имущества или имущественных прав, полученных в форме залога или задатка. Следовательно, налогооблагаемую базу сумма задатка арендатору не увеличивает.

(Письмо Минфина России от 24.07.2012 г. № 03-11-06/2/94).

УСН и отчуждение доли в уставном капитале ООО.

В силу НК РФ организации, в которых доля участия других юрлиц составляет более 25%, не вправе применять УСН.

Рассмотрена следующая ситуация. Доля в уставном капитале ООО (40,31%) приобретена по договорам купли-продажи другим обществом 31.05.2007, а зарегистрирована в ЕГРЮЛ только во II квартале 2011 г.

С 01.07.2009 скорректирован порядок оформления сделки, направленной на отчуждение доли в уставном капитале общества, и представления соответствующих документов в регистрирующий орган.

Если до этой даты доля от одного лица перешла к другому, но соответствующие изменения учредительных документов не зарегистрированы, то после 01.07.2009 коррективы в сведения ЕГРЮЛ об участниках общества вносятся по заявлению лиц, указанных в Законе о госрегистрации юрлиц и ИП.

В частности, при отчуждении участником доли по договору заявителем может быть только он, а не само общество. Заявление о внесении соответствующих изменений в реестр может быть передано в регистрирующий орган как заявителем, так и нотариусом.

Внесение изменения в уставные документы и записи в ЕГРЮЛ зависело исключительно от волеизъявления участников общества, следовательно, то обстоятельство, что участники ООО своевременно не сделали этого, не лишает другую организацию права собственности на приобретенную ею долю с 31.05.2007.

Соответственно, ООО не вправе применять УСН со II квартала 2007 г.

(Письмо ФНС России от 1 августа 2012 г. N ЕД-4-3/12741@ "О порядке применения упрощенной системы налогообложения")

Адвокат не вправе включать в расходы коммунальные платежи за собственное жилое помещение.

Включать в состав расходов адвоката, использующего для размещения адвокатского кабинета жилое помещение, принадлежащее ему либо членам его семьи на праве собственности, или жилое помещение, занимаемое адвокатом и членами его семьи по договору найма, суммы оплаты коммунальных платежей, электроэнергии, связи и ремонта этого жилого помещения неправомерно.

Вместе с тем, в случае аренды адвокатом офиса для осуществления профессиональной деятельности расходы, оплаченные им по договору аренды, могут учитываться в составе профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов.

(Письмо ФНС России № ЕД-4-3/12780@ от 01.08.2012)

Физическое лицо, получившее доход от продажи имущества (в том числе в случае продажи имущества через посредника), обязано самостоятельно исчислить сумму НДФЛ и уплатить ее в бюджет.

Согласно разъяснениям ФНС России в ситуации, когда продажа имущества (движимого и недвижимого) осуществляется через организацию или индивидуального предпринимателя по договору комиссии, последние не признаются налоговыми агентами, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию из доходов налогоплательщика суммы налога и уплате ее в бюджетную систему (особенности исчисления НДФЛ налоговыми агентами установлены статьей 226 НК РФ).

Суммы, полученные комиссионером при продаже имущества и переданные комитенту (физическому лицу), являются доходом этого лица, в отношении которого он самостоятельно осуществляет исчисление и уплату НДФЛ.

(Письмо ФНС России от 01.08.2012 N ЕД-4-3/12769@ "По вопросу исполнения организацией (индивидуальным предпринимателем) обязанности налогового агента по налогу на доходы физических лиц")

ФСС России и ФНС России согласовали порядок передачи информации о суммах возмещения расходов на государственное социальное страхование, произведенных страхователями в 2009 году, для целей уточнения налоговых обязательств по ЕСН.

В связи с тем, что нормативный документ, регулирующий порядок информационного взаимодействия указанных органов, находится в стадии разработки, сообщается следующее. Для получения налоговыми инспекциями информации о суммах возмещения страхователям в 2010 - 2012 годах расходов на государственное социальное страхование, а также об отчетных периодах, за которые произведено органами ФСС России возмещение этих расходов и реквизитах платежных документов о перечислении денежных средств на банковские счета страхователей налоговым органам следует направлять письменные запросы в территориальные органы ФСС России (соответствующее указание о предоставлении запрашиваемой информации направлено в территориальные органы ФСС России).

В письме ФНС России содержатся также указания, касающиеся процедуры ввода и обработки ответственными подразделениями налоговых инспекций полученной от органов ФСС России информации.

(Письмо ФНС России от 01.08.2012 N ЕД-4-3/12758@ "Об уточнении налоговых обязательств по ЕСН, подлежащих зачислению в Фонд социального страхования")


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.