Мониторинг изменений за период 08.10.12 - 14.10.12



Бухгалтерский учет и налогообложение

Утверждены упрощенные формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках для субъектов малого предпринимательства.

Указанными формами бухгалтерской отчетности дополнен Приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций". Установлено также, что в случае если в бухгалтерскую отчетность включаются укрупненные показатели (без их детализации), то код строки необходимо указывать по показателю, который имеет наибольший удельный вес в составе такого укрупненного показателя.

(Приказ Минфина России от 17.08.2012 N 113н "О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 2 июля 2010 г. N 66н", Зарегистрировано в Минюсте России 04.10.2012 N 25592)

Утверждены формы федерального статистического наблюдения за деятельностью предприятий с указаниями по их заполнению.

Формы федерального статистического наблюдения вводятся в действие:

  • годовые - с отчета за 2012 год;
  • месячные - с отчета за январь 2013 года;
  • квартальные - с отчета за январь - март 2013 года.

(Приказ Росстата России от 29.08.2012 N 470 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью предприятий")

ФТС России утверждена форма заявления о выдаче акцизных марок.

Акцизные марки приобретаются организациями в таможенных органах РФ, обладающих компетенцией по обеспечению организаций акцизными марками, по месту государственной регистрации организаций при условии их предварительной оплаты и принятия уполномоченными таможенными органами отчетов об использовании ранее выданных акцизных марок.

Для приобретения акцизных марок организация должна представить в уполномоченный таможенный орган, в числе прочих документов, заявление о выдаче марок с указанием вида алкогольной продукции, содержания этилового спирта в ней, объема маркируемой алкогольной продукции, емкости подлежащей маркировке потребительской тары алкогольной продукции, количества испрашиваемых марок.

Приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

(Приказ ФТС России от 10.09.2012 N 1811 "Об утверждении формы заявления о выдаче акцизных марок")

На МИ ФНС России по КН № 3 возложены функции по выдаче свидетельств о регистрации организаций, совершающих операции с денатурированным этиловым спиртом.

Управления ФНС России по субъектам Федерации, на территории которых расположены крупнейшие налогоплательщики и их филиалы, администрируемые МИ ФНС России по КН № 3, должны передать последней функции по выдаче свидетельств о регистрации организаций, совершающих операции с денатурированным этиловым спиртом.

Приказ ФНС России от 2007 г. о проведении мероприятий, связанных с передачей функций Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, признан утратившим силу.

(Приказ ФНС России от 2 октября 2012 г. № ММВ-7-2/658@ “О передаче функций по выдаче свидетельств о регистрации организаций, совершающих операции с денатурированным этиловым спиртом, Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 3”)

На территориях поселений г. Москвы вводится ЕНВД.

На территориях ряда поселений г. Москвы вводится ЕНВД для отдельных видов деятельности.

Это поселения, присоединенные к г. Москве в результате расширения границ: Внуковское, Вороновское, Воскресенское, Десеновское, Кленовское, Краснопахорское, Марушкинское, Михайлово-Ярцевское, "Мосрентген", Новофедоровское, Первомайское, Роговское, Рязановское, Сосенское, Филимонковское, Щаповское, Московский, Киевский, Кокошкино, Троицк, Щербинка.

Положениями Закона определены виды предпринимательской деятельности поселений, в отношении которых вводится ЕНВД, значения корректирующего коэффициента базовой доходности К2 и др.

Документ вступает в силу 10 октября 2012 г., распространяется на правоотношения, возникшие с 1 июля 2012 г. и указанный Закон утрачивает силу с 1 января 2014 года.

Напомним, что Федеральным законом от 25.06.2012 № 94-ФЗ внесены изменения в НК РФ, направленные на совершенствование механизмов налогообложения субъектов малого предпринимательства. В частности, предусматривается до 2018 г. сохранение режима ЕНВД, но он перестанет быть обязательным.

(Закон г. Москвы от 26.09.2012 № 45)


Вернуться в начало


Таможенное дело

Упрощен порядок декларирования товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования.

Изменениями, внесенными в "Инструкцию о порядке совершения таможенных операций в отношении товаров ...", утвержденную Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года N 311, в частности, установлено, что при наличии у физических лиц, осуществляющих обратный вывоз транспортных средств, указанных в части первой настоящего пункта, иных товаров, подлежащих таможенному декларированию, таможенное декларирование таких товаров осуществляется декларантом путем подачи должностному лицу уполномоченного таможенного органа отдельной декларации, заполненной при их вывозе.

В случае утраты декларации (иного документа) таможенное декларирование транспортных средств при их обратном вывозе осуществляется путем подачи должностному лицу уполномоченного таможенного органа декларации, заполненной при их обратном вывозе.

(Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 02.10.2012 N 183 "О внесении изменений в Инструкцию о порядке совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, и отражении факта признания таких товаров не находящимися под таможенным контролем")


Вернуться в начало


Законопроекты

Меры налогового администрирования в отношении организаций, заявляющих убытки по налогу на прибыль, могут быть ужесточены.

Согласно законопроекту налоговые органы при проведении камеральной проверки налоговой декларации по налогу на прибыль, в которой заявлен убыток по итогам отчетного (налогового) периода, будут вправе истребовать документы, подтверждающие порядок формирования налоговой базы.

Кроме того, внесенным законопроектом предлагается уточнить порядок признания в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, процентов по долговым обязательствам.

Так, в частности, в статью 265 НК РФ включена оговорка, согласно которой в составе внереализационных расходов не могут быть учтены проценты по кредиту в случае, если за счет заемных средств:

  • выданы беспроцентные займы третьим лицам;
  • приобретаются доли в уставных капиталах организаций, в декларациях по налогу на прибыль которых заявлены убытки.

(Проект Федерального закона N 146719-6 "О внесении изменений в статью 88 части первой и статью 265 части второй Налогового кодекса РФ")

Госдума освободит от уплаты налогов владельцев РДР.

Депутаты решили отменить налоги с дивидендов, полученных нерезидентами от российских депозитарных расписок (РДР). Комитет по бюджету и налогам предложил Госдуме принять в первом чтении соответствующие поправки в Налоговый кодекс и закон "О рынке ценных бумаг". Это позволит снять проблему двойного налогообложения с инвесторов.

Комитет по бюджету и налогам направил на рассмотрение в первом чтении законопроект, предусматривающий отмену налогообложения РДР. В документе сказано, что налоги с дивидендов от депозитарных расписок "не относятся к доходам, полученным от источников в РФ". Поэтому, как считают авторы поправок, в России владельцы расписок не должны платить налоги. Госдума планирует рассмотреть этот законопроект в середине октября.

Правительством РФ предложено со второго полугодия 2013 года повысить ставки акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо четвертого и пятого класса.

Согласно законопроекту с 1 июля по 31 декабря 2013 года:

  • акциз на бензин 4 класса составит 8960 рублей за тонну вместо 8560 рублей, предусмотренных в настоящее время для данного периода;
  • акциз на бензин 5 класса - 5750 (вместо 5143) рублей за тонну;
  • акциз на дизельное топливо 4 класса - 5100 (вместо 4934) рублей за тонну;
  • акциз на дизельное топливо 5 класса - 4500 (вместо 4334) рублей за тонну.

Акциз на прямогонный бензин с 1 января 2013 года составит 10229 рублей (вместо 9617), в 2014 году - 11252 рубля (вместо 10579).

Кроме того, в законопроекте установлены ставки акцизов в отношении подакцизных товаров на 2015 год. В большинстве случаев ставки акцизов по сравнению с 2014 годом увеличены в среднем на 20 процентов (наибольшее повышение ставок коснется акцизов на спиртосодержащую, алкогольную продукцию и этиловый спирт).

(Проект Федерального закона N 142657-6 "О внесении изменения в статью 193 части второй Налогового кодекса РФ")

Комитет Думы отложил решение по отмене налоговых льгот на инфраструктурное имущество до ноября.

Комитет Госдумы по бюджету и налогам перенес на ноябрь решение по поправкам в Налоговый кодекс, касающимся отмены налоговых льгот на инфраструктурное имущество.

Правительство РФ предложило включить соответствующую поправку в законопроект, уже принятый Госдумой в первом чтении. Принятым документом предлагается облагать земельным налогом участки, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

В соответствии с предложенным правительством изменением отменяется льгота по налогу на имущество в отношении магистральных объектов. Предлагается установить минимальные ставки в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий электропередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью этих объектов. В 2013 году ставка должна быть не более 0,4%, в 2014 году - 0,7%, в 2015 году - 1%, в 2016 году - 1,3%, в 2017 году - 1,6%, в 2018 году - 1,9%.

Правительство также предложило внести в документ поправку, предусматривающую отмену налога на имущество организаций в отношении нового оборудования. Так, предлагается не признавать с 1 января 2013 года объектом налогообложения вновь вводимые объекты основных средств, относящихся к движимому имуществу.

Также поправкой предлагается не признавать объектом налогообложения памятники истории и культуры федерального значения; ядерные установки, используемые для научных целей, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также хранилища радиоактивных отходов; ледоколы, суда с ядерными энергоустановками; космические объекты; суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.

Этот законопроект комитет рассматривал 11 и 21 сентября, но не рекомендовал к принятию во втором чтении. Глава комитета Андрей Макаров сообщил на заседании, что законопроект предлагается рассмотреть во втором чтении совместно с законопроектами о ставках НДПИ на газ и акцизов, которые также в это время будут проходить процедуру второго чтения, в десятых числах ноября.


Вернуться в начало


Судебная практика

Перейдя на УСН, можно возместить НДС по экспорту за период нахождения на общей системе.

Момент определения налоговой базы по НДС по экспортной операции датируется концом квартала, когда собран полный пакет документов в подтверждение права на нулевую ставку. Если к этому моменту налогоплательщик уже перешел на УСН, он все равно вправе учесть данную экспортную операцию и связанные с ней вычеты в том периоде, когда операция совершена. Так решил Высший арбитражный суд.

Обстоятельства дела таковы. Предприятие в июне 2009 года получило право на освобождение НДС (в связи с непревышением суммой выручки указанного в статье 145 НК предела). Однако в четвертом квартале 2009 года оно произвело поставку товаров на экспорт, в связи с чем превысило лимит по выручке и утратило право на освобождение от НДС. То есть, появился НДС от реализации и возможность учесть входной НДС.

Причем, в декларации компания поначалу экспортную операцию не отразила, поскольку на момент подачи первой декларации по НДС за 4 квартал не обладала всем необходимым набором подтверждающих документов. Однако эта деталь, судя по всему, не влияет на исход дела.

Экспортная операция характеризуется нулевым НДС, если в течение 180 дней налогоплательщик представит все необходимые документы. Истец сделал это в мае 2010 года, подав уточненную декларацию по НДС, по которой (с учетом права на нулевой НДС по экспорту и входного НДС, связанного с этой операцией) у него появилась сумма НДС к возмещению.

Однако уже с 1 января 2010 года компания перешла на упрощенку. Под этим предлогом налоговики отказали в возмещении, и даже наоборот - доначислили НДС за 4 квартал 2009 года, а также пени.

"В обоснование своей позиции инспекция указывает, что полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса, собран обществом после перехода на УСН, поэтому налоговая база определена в период, когда общество уже не являлось плательщиком НДС, в связи с чем основания для применения обществом налоговой ставки ноль процентов по НДС и налоговых вычетов отсутствуют", - говорится в определении о передаче дела в президиум ВАС.

Налоговики сослались на пункт 9 статьи 167 НК: моментом определения налоговой базы при экспортных поставках является последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК (подтверждающих право на нулевую ставку). Вычеты по НДС, связанные с последующей реализацией на экспорт, также применяются только в случае наличия полного пакета документов. Поскольку компания на момент сбора документов уже не была плательщиком НДС, налоговики не учли в налоговой базе по НДС за 4 квартал ни экспортную операцию, ни вычеты, связанные с нею. Что и привело к доначислению.

Суды как первых трех инстанций, так и ВАС указали на неправоту налоговиков. В заседаниия президиум ВАС принял решение оставить без изменения решения судов, и отказать налоговому органу в удовлетворении его надзорной жалобы.

"Глава 21 НК не ограничивает налогоплательщика в праве представить по истечении 180-дневного срока полный пакет документов для подтверждения экспортной операции, а, напротив, в случае, если такие документы будут собраны и представлены в инспекцию, гарантирует ему право на возмещение уплаченного налога в порядке, предусмотренном статьей 176 НК", - сказано в определении со ссылкой на правовую позицию ВАС, изложенную в постановлении Президиума от 11.11.2008 № 6031/08.

Мотивировочной части решения по этому делу пока, естественно, нет, но резолютивная часть говорит в пользу применения этой же правовой позиции.

(Решение Президиума ВАС по делу № А72-5102/2011)

Руководитель не ездил подписывать акт - налоговая пыталась отказать в вычете НДС.

Суд, рассматривая жалобу на нарушение порядка проведения камеральной налоговой проверки, сроков и методов извещения по результатам, заодно проверил фактические обстоятельства дела. Отсутствие или неправильное оформление накладных ТОРГ-12 суд не счел основанием для отказа в вычете НДС. Аргумент налоговиков о том, что руководитель не присутствовал при подписании акта передачи имущества, суд не принял всерьез. Нарушения найдены только у фискалов.

ФАС Московского округа 24 сентября 2012 года рассмотрел в кассационной инстанции дело, по которому ООО "ИР-Лизинг" обжаловало решение налоговой инспекции об отказе в возмещении НДС путем зачета. Налоговая нарушила порядок и сроки проведения камеральной налоговой проверки. Суды, рассмотрев дело в совокупности фактических данных и процессуальных действиях фискалов, пришли к выводу о нарушении законодательства налоговиками.

ООО подало декларацию по НДС за 1 квартал 2001 года 19 апреля 2011 г. Все документы, которые предусмотрены статьями 169, 171-172 НК РФ, подтверждающие право на налоговые вычеты, были предоставлены 20 мая 2011 г. Соответственно на проверку отводился срок до 20 августа.

2 августа составлен акт налоговой проверки, который в пятидневный срок, то есть не позднее 9.08.2011 должен был быть вручен налогоплательщику (п. 5 ст. 100 НК РФ).

Однако инспекция не пыталась вручить акт руководителям/представителям фирмы, а направила его в адрес компании почтой. В результате акт был получен только 29 августа 2011 г.

Согласно п. 1 ст. 101 НК решения по акту должны выносится в 10-дневный срок, после истечения 15-дневного на подачу возражений. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

В нарушение указанных норм только 07 ноября 2011 г. было принято решение об отказе в возмещении НДС.

По результатам проведенной проверки инспекция обязана была вручить под расписку руководителю/представителю предприятия письменное сообщение о принятом решении (п. 9 ст. 176 НК). Вместо этого проверяющие направили отрицательные для ООО решения почтой (получены по почте только 06.12.2011), что неосновательно увеличило срок на их обжалование в Управлении ФНС.

Исследовав фактические причины отказа в возмещении, суд установил, что на копиях документов, предоставленных налоговой контрагентами ООО во время встречных проверок, не везде проставлена дата передачи товара. Сам факт передачи не оспаривался. Кроме того, у компании отсутствовали товарно-транспортные документы, что суд признал правомерным, поскольку условием договоров был самовывоз товара клиентом. Кроме того, налоговая указала, что руководитель ООО не выезжал к месту подписания акта приема - передачи имущества.

При этом представленные документы доказывают, что НДС обществом уплачен в полном объеме, имущество приобретено и принято к учету, имеются счета-фактуры и первичные документы.

Отсутствие даты подписания на товарной накладной не является основанием для отказа в вычете и доначисления НДС. А претензии налогового органа сводятся к отдельным недостаткам технического оформления сопутствующих документов, не являющихся основанием для исчисления и уплаты НДС.

В итоге бездействие ИФНС признано незаконным. Суд обязал ИФНС возместить НДС налогоплательщику.

(Постановление ФАС Московского округа от 24 сентября 2012 года по делу № А40-135266/2011)

Суд напомнил о вычете по счету-фактуре "упрощенца".

Если "упрощенец" внес НДС в счет-фактуру, то покупатель не может вычесть "входной" налог. Так полагают чиновники. У судей иное мнение – вычет законен. Об этом напомнил ФАС Московского округа.

Арбитраж приводит два аргумента. Во-первых, вычет производится при оприходовании товаров (работ, услуг) и наличии счетов-фактур. Об этом сказано в пункте 1 статьи 172 НК РФ. Там нет ограничений для счетов-фактур, полученных от работающих на спецрежиме.

Второй довод – пункт 5 статьи 173 НК РФ. По нему "упрощенец", записав НДС в счете-фактуре, обязан перечислить его в бюджет. Так появляется источник для вычета у покупателя либо заказчика. К подобному выводу неоднократно приходили судьи. Для примера сошлемся на определение ВАС РФ от 08.04.09 № ВАС-3855/09, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 24.02.12 № А03-5151/2011 и ФАС Поволжского округа от 14.07.10 № А55-27008/2009.

(Постановление ФАС Московского округа от 25.09.12 № А40-79771/11-90-347)


Вернуться в начало


Прочее

ПИФы могут не сообщать налоговикам об участии в организациях.

Организации обязаны сообщать в налоговый орган в том числе обо всех случаях участия в российских и иностранных юридических лицах в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия (подп. 2 п. 2 ст. 23 НК РФ).

Однако паевой инвестиционный фонд (ПИФ) не является юридическим лицом (организацией, определяемой согласно п. 2 ст. 11 НК РФ). Это следует из положений п. 1 ст. 10 Федерального закона от 29.11.2001 № 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах". Поэтому у управляющей компании отсутствует обязанность сообщать о включении в состав ПИФа акций и долей участия в уставном капитале российских и иностранных организаций.

(Письмо Минфина России от 25.09.2012 № 03-02-07/1-228)

Посты охраны не являются обособленными подразделениями охранного предприятия.

На охранном посту, созданном организацией, работает сотрудник частного охранного предприятия (ЧОП). Можно ли признать это место обособленным подразделением охранного предприятия? На этот вопрос ответил Минфин России.

В пункте 2 статьи 11 Налогового кодекса определено, что обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные (т.е. созданные на срок более месяца) рабочие места. При этом в статье 209 Трудового кодекса оговорено, что рабочим местом признается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое находится под контролем работодателя.

Какие признаки указывают на то, что рабочее место находится под контролем работодателя? Отвечая на этот вопрос, авторы комментируемого письма сослались на постановления ФАС Московского округа от 02.03.09 № КА-А40/817-09 и от 20.12.10 № КА-А41/15744-10. По мнению судей, такой контроль предполагает наличие у работодателя прав по владению, пользованию, распоряжению помещением, а также необходимыми для работы оборудованием и инструментами.

Из этого в Минфине делают вывод: если оборудование или иное имущество, принадлежащее исполнителю охранных услуг, на постах охраны отсутствует, а рабочее место охранника не подконтрольно работодателю, то охранный пост нельзя признать обособленным подразделением ЧОП. Соответственно охранное предприятие не обязано зарегистрироваться в налоговых органах по месту нахождения такого охранного поста.

При этом в финансовом ведомстве отмечают, что окончательное решение вопроса о признании или непризнании охранного поста обособленным подразделением в каждом конкретном случае будет принимать налоговый орган по месту регистрации ЧОП.

(Письмо Минфина России от 05.10.12 № 03-02-07/1-238)

ФНС России разъяснен порядок определения налоговой базы по НДС в отношении экспортируемых товаров (работ, услуг) в случае 100 процентной предоплаты в иностранной валюте.

Сообщается, что в указанном случае в целях определения налоговой базы по НДС пересчет иностранной валюты в рубли по курсу Центрального банка РФ должен осуществляться на дату отгрузки (передачи) товаров (выполнения работ, оказания услуг).

(Письмо ФНС России от 03.10.2012 N ЕД-4-3/16657@ "О направлении письма Минфина России")

Об оформлении счетов-фактур экспедиторами.

Разъяснено, что вознаграждение экспедитора отражается в счете-фактуре по соответствующей услуге без указания стоимости услуг, определенных договором транспортной экспедиции, приобретаемых названным лицом от своего имени за счет клиента.

Экспедиторы могут приобретать от своего имени за счет клиента услуги третьих лиц.

Разъяснено, что в таких случаях экспедиторы могут выставлять счета-фактуры с отражением показателей счетов-фактур, выставленных организациями, непосредственно оказывающими услуги.

(Письмо ФНС России от 3 октября 2012 г. № ЕД-4-3/16555@ “О выставлении счетов-фактур при оказании услуг экспедитором")

Кондиционер и обогреватель работодатель может учесть в расходах.

Минфин обобщил, что такое создание нормальных условий труда. В это понятие входят: комплектация аптечек для оказания первой помощи, приобретение чистой питьевой воды, установка кулеров, а также приобретение кондиционеров и обогревателей. Обеспечение безопасности и условий труда и бытовых нужд работников, их санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание являются обязанностями работодателя согласно ст.22 и ст. 223 Трудового кодекса.

Все это дополнительно регламентировано приказами Минздравсоцразвития.

П.18 Приказа от 01.03.2012 N 181н установлено, что одним из мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков являются приобретение и монтаж установок (автоматов) для обеспечения работников питьевой водой.

На основании п. 15 Приказа N 181н к данным мероприятиям отнесены, в том числе, устройство новых и реконструкция имеющихся отопительных и вентиляционных систем в производственных и бытовых помещениях, тепловых и воздушных завес, установок кондиционирования воздуха с целью обеспечения нормального теплового режима и микроклимата, чистоты воздушной среды в рабочей и обслуживаемых зонах помещений.

С 1 января 2012 г. Приказом Минздравсоцразвития России от 05.03.2011 N 169н введены Требования к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам.

Расходы на все эти мероприятия могут быть учтены в соответствии с пп.7 п.1 ст.264 НК.

В указанном письме Минфин отдельно отметил: "расходы на приобретение кондиционеров и обогревателей также могут уменьшать налогооблагаемую прибыль в случае, если указанные предметы служат для обеспечения нормальных условий труда, предусмотренных законодательством и специальными отраслевыми требованиями по обеспечению нормальных условий труда и мер по технике безопасности. При этом если приобретенные кондиционеры и обогреватели признаются амортизируемым имуществом, их стоимость включается в налоговую базу по налогу на прибыль через механизм амортизации".

(Письмо Минфина России от 03.10.12 № 03-03-06/2/112)

Нулевая ставка налога на прибыль для сельхозпроизводителей будет действовать бессрочно.

Статья 284 Налогового кодекса будет дополнена нормой, позволяющей сельскохозяйственным товаропроизводителям, не перешедшим на ЕСХН, применять нулевую ставку налога на прибыль бессрочно.

В настоящее время статья 2.1 Федерального закона от 06.08.01 № 110-ФЗ позволяет сельскохозяйственным товаропроизводителям применять нулевую ставку налога на прибыль до 31 декабря 2012 года. В период с 2013 по 2015 годы ставка налога на прибыль должна составлять 18 процентов. Начиная с 2016 года, сельхозпроизводители на общей системе должны будут платить налог на прибыль по общей ставке 20 процентов.

Однако, как сообщает Минфин, в конце сентября Госдума одобрила законопроект о внесении изменений в часть вторую НК РФ. Данный законопроект дополняет статью 284 НК РФ пунктом 1.3, который устанавливает нулевую ставку налога на прибыль бессрочно.

Со своей стороны отметим, что на сегодняшний день упомянутый законопроект уже прошел все стадии принятия. Федеральный закон от 02.10.12 № 161-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" вступит в силу с 1 января 2013 года.

(Письмо Минфина России от 08.10.12 № 03-03-06/1/522)

О работе налоговиков с карточкой расчетов с бюджетом налогоплательщика при положительном сальдо по ЕСН.

В карточке расчетов с бюджетом налогоплательщика может быть положительное сальдо по отмененному с 2010 г. ЕСН. Речь идет о случаях превышения в 2009 г. величины расходов на социальное страхование над начисленной за указанный налоговый период суммой ЕСН, зачисляемой в ФСС РФ.

Разъяснено, что в таких случаях налоговому органу следует обратиться в территориальный орган ФСС РФ за информацией о суммах возмещения в 2010-2012 гг. страхователю указанных расходов.

Полученные сведения направляются в структурное подразделение налогового органа, ответственное за проведение камеральных проверок. Это необходимо для подготовки служебной записки в адрес подразделения, ответственного за ввод и обработку информации.

На основе записки данное подразделение проводит соответствующие операции в карточке в ручном режиме.

В целях корректного формирования отчетности налоговых органов данная деятельность не должна влиять на сумму начислений текущего года.

(Письмо ФНС России от 2 октября 2012 г. № ЕД-4-3/16534@ “О порядке уточнения налоговых обязательств по ЕСН за 2009 год")

Минфин: налоговая база по земельному налогу в течение года меняться не может.

В случае изменения вида разрешенного использования земли, меняется ее кадастровая стоимость, которая, в свою очередь является налоговой базой для исчисления земельного налога. Однако факт изменения кадастровой стоимости в течение налогового периода (года), не означает, что нужно пересчитать налоговую базу за этот период. Такой вывод можно сделать из нового письма Минфина России.

Чиновники ссылаются на пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса. В нем установлено, что налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Если размер налоговой базы определяется на какую-то конкретную дату, то, как считают в Минфине, в течение налогового периода он изменяться не может.

Поэтому, при изменении кадастровой стоимости земли в течение налогового периода, перерасчет суммы земельного налога производить не надо. Налог следует заплатить, исходя из той кадастровой стоимости земли, которая была установлена по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Отметим, что физические лица уплачивают налог на основании уведомлений, присланных налоговыми органами.

(Письмо Минфина России от 05.10.12 № 03-05-05-02/101)

Минфин: если у предпринимателя есть доходы, облагаемые НДФЛ по ставке 13%, то он вправе претендовать на получение вычета по расходам на лечение.

В действующей редакции Налогового кодекса нет никаких запретов на получение индивидуальными предпринимателями социального налогового вычета по расходам на лечение. Однако нужно учитывать, что, по общему правилу, такой вычет можно получить только в отношении доходов, облагаемых НДФЛ по ставке 13 процентов.

Подпункт 3 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса гласит: при определении налоговой базы по НДФЛ, физическое лицо вправе воспользоваться социальным налоговым вычетом в сумме, потраченной на приобретение лекарств, выписанных его лечащим врачом. Общий размер вычета ограничен — не более 120 тыс. рублей в год. Однако по дорогостоящим видам лечения в медицинских учреждениях РФ сумма налогового вычета принимается в размере фактически произведенных расходов.

При этом в пункте 3 статьи 210 НК РФ оговорено, что налоговые вычеты, в том числе и социальный налоговый вычет по расходам на лечение и приобретение лекарств, могут быть предоставлены только в отношении доходов, облагаемых НДФЛ по ставке 13 процентов. Соответственно, если у индивидуального предпринимателя есть такие доходы, то он вправе претендовать на налоговый вычет.

(Письмо Минфина России от 04.10.12 № 03-04-05/8-1144)

ФНС России разъяснила порядок предоставления имущественного налогового вычета по НДФЛ в отношении расходов на приобретение квартиры в случае ее последующей продажи.

Сообщается, что имущественный налоговый вычет по расходам на приобретение (строительство) жилого помещения предоставляется налогоплательщику начиная с того налогового периода (календарного года), в котором получено свидетельство о праве собственности на жилое помещение (квартиру). При этом отмечено - предоставление такого вычета не зависит от факта последующей продажи этой квартиры.

(Письмо ФНС России от 08.10.2012 N ЕД-4-3/16925@ "По вопросу получения имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц")


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.