Мониторинг изменений за период 09.04.12 - 15.04.12



Бухгалтерский учет и налогообложение

Утверждено 12 форм и 8 форматов документов, используемых при учете иностранных организаций в налоговых органах.

В частности, утверждены такие формы, как:

  • форма N 11ИО-Учет "Заявление иностранной организации о постановке на учет в налоговом органе";
  • форма N 11НП-Учет "Заявление иностранной организации о постановке на учет в налоговом органе в связи с открытием обособленного подразделения";
  • форма N 11БС-Учет "Заявление иностранной организации о постановке на учет в налоговом органе в связи с открытием счета в банке";
  • форма N 11СВ-Учет "Свидетельство о постановке на учет иностранной организации в налоговом органе". (Установлено, что указанное Свидетельство выдается на бланке, образец которого утвержден Приказом ФНС России от 23.11.2004 N САЭ-3-09/123@ "Об утверждении образца бланка свидетельства", с внесенными изменениями.)

Признан утратившим силу Приказ МНС РФ от 07.04.2000 N АП-3-06/124 "Об утверждении положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций".

(Приказ ФНС России от 13.02.2012 N ММВ-7-6/80@ "Об утверждении форм, порядка их заполнения и форматов документов, используемых при учете иностранных организаций в налоговых органах", Зарегистрировано в Минюсте России 05.04.2012 N 23733)


Вернуться в начало


Таможенное дело

Утверждены перечни специализированных пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации.

В перечни включены пункты пропуска, специально оборудованные и предназначенные для ввоза на территорию Российской Федерации товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность для человека, пищевых продуктов, материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами, а также пункты пропуска, в которых осуществляется санитарно-карантинный контроль за лицами, прибывающими (убывающими) на территорию Российской Федерации транспортными средствами, грузами.

В перечнях специализированных пунктов пропуска указываются следующие сведения (по каждому специализированному пункту пропуска):

  • наименование специализированного пункта пропуска;
  • субъект Российской Федерации, на территории которого располагается специализированный пункт пропуска;
  • группа или товарная позиция в соответствии с классификацией единой ТН ВЭД ТС, к которым относятся товары, химические, биологические и радиоактивные вещества, отходы и иные грузы, представляющие опасность для человека, а также пищевые продукты, материалы и изделия, ввозимые через специализированный пункт пропуска.

(Приказ Минздравсоцразвития России от 07.03.2012 N 207н "Об утверждении перечней пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, специально оборудованных и предназначенных для ввоза на территорию Российской Федерации товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность для человека, пищевых продуктов, материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами", Зарегистрировано в Минюсте России 03.04.2012 N 23702)

В перечень видов хозяйственной и иной деятельности, которые могут осуществляться в пределах пунктов пропуска через государственную границу РФ, включена розничная торговля товарами в помещениях магазинов беспошлинной торговли.

Указанный перечень утвержден Распоряжением Правительства РФ от 24 июня 2008 года N 907-р и включает в себя виды хозяйственной и иной деятельности, которые могут осуществляться в пределах автомобильных, железнодорожных, воздушных, морских, речных (озерных) и пешеходных пунктов пропуска через государственную границу РФ.

(Распоряжение Правительства РФ от 05.04.2012 N 440-р)


Вернуться в начало


Правовые новости

Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей можно будет вести только на электронных носителях.

Такую возможность предусматривает утвержденный Минфином России новый порядок ведения ЕГРИП и предоставления содержащихся в нем сведений. Новый порядок ведения ЕГРИП вступит в силу после признания утратившими силу Правил ведения ЕГРИП и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.10.2003 N 630.

Новый нормативный правовой акт устанавливает, главным образом, порядок формирования соответствующих электронных баз данных. В отличие от действующих в настоящее время упомянутых "Правил" документ Минфина России не содержит подробной регламентации состава вносимых в ЕГРИП записей, а также, в частности, размеров платы за предоставление различных сведений, содержащихся в ЕГРИП, а упоминает соответствующие статьи и пункты Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

(Приказ Минфина России от 23.11.2011 N 157н "Об утверждении Порядка ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нем сведений и документов", Зарегистрировано в Минюсте России 05.04.2012 N 23735)

В процедурах ведения Единого государственного реестра юридических лиц будет использоваться меньше бумажных документов.

Новый порядок ведения ЕГРЮЛ и предоставления содержащихся в нем сведений, который вступит в силу после отмены аналогичного документа, утвержденного Правительством РФ (Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 438), предусматривает, что ведение ЕГРЮЛ осуществляется на бумажных и (или) электронных носителях, и регламентирует в большей степени процедуры заполнения соответствующих электронных баз данных. В настоящее время ЕГРЮЛ ведется на бумажных и электронных носителях, причем записи на бумажных носителях имеют приоритет в случае несоответствия между ними и записями на электронных носителях.

Запрос о предоставлении сведений из ЕГРЮЛ также можно будет направлять в электронной форме при наличии технической возможности использования веб-сервисов. Запрос о предоставлении копии содержащегося в ЕГРЮЛ документа и запрос о соответствии сведений о персональных данных конкретного физического лица сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, должен будет направляться, так же, как и в настоящее время, в виде бумажного документа.

(Приказ Минфина России от 23.11.2011 N 158н "Об утверждении Порядка ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений и документов", Зарегистрировано в Минюсте России 05.04.2012 N 23734)

Госдума разрешила переносить часть новогодних праздников на май.

Госдума одобрила поправки в Трудовой кодекс, разрешающие правительству РФ присоединять часть новогодних каникул к любым другим государственным праздникам, например, майским.

Поправками предлагается, начиная с 2013 года, отмечать новогодние праздники в России с 1 по 8 января, включая Рождество Христово. Напомним, по действующему закону новогодние каникулы длятся с 1 по 5 января, а 7 января празднуется Рождество.

При этом правительство РФ сможет переносить два выходных дня, совпадающих с этими праздниками, на другие дни в очередном календарном году, говорится в тексте поправки.

Так, в 2013 году на обычные выходные выпадут праздничные нерабочие дни 5 и 6 января, которые затем могут быть добавлены к майским праздникам.

Напомним, данные поправки были инициированы заявлением премьер-министра РФ Владимира Путина, который 9 февраля предложил ограничить новогодние каникулы 7 января. При этом оставшиеся выходные он предлагает присоединить к майским праздникам.


Вернуться в начало


Законопроекты

Минфин разработал ПБУ 5/2012 "Учет запасов".

Министерство финансов представило новое Положение по бухгалтерскому учету "Учет запасов" (ПБУ 5/2012). Проект соответствующего приказа и само положение появились на сайте Минфина. Документ устанавливает правила формирования в бухучете и отчетности информации о запасах юридических лиц. Он не касается кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений. Правовой акт разработан в целях совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере бухучета и отчетности. Новые правила будут применяться с бухгалтерской отчетности 2013 года.

Согласно документу, в бухгалтерском учете запасами признаются следующие категории объектов, товаров, затрат и т.д.:

  • сырье, материалы, предназначенные для использования при производстве и продаже продукции, товаров, выполнении работ, оказании услуг;
  • инструменты, инвентарь, оборудование и т.п. со сроками использования до 12 месяцев, используемые при производстве и продаже продукции, товаров, выполнении работ, оказании услуг;
  • готовая продукция, предназначенная для продажи в ходе обычной деятельности организации;
  • товары, приобретенные у других лиц, и предназначенные для перепродажи в ходе обычной деятельности организации;
  • затраты, понесенные на производство продукции, не прошедшей всех стадий (фаз, переделов), предусмотренных технологическим процессом (далее – незавершенное производство), полуфабрикаты собственного производства, неукомплектованные или не прошедшие техническую приемку изделия;
  • затраты, понесенные на выполнение работ, оказание услуг, в отношении которых организация еще не признала соответствующую выручку;
  • объекты интеллектуальной собственности, приобретенные или созданные (находящиеся в процессе создания) для целей продажи в ходе обычной деятельности организации;
  • объекты недвижимого имущества, приобретенные или созданные (находящиеся в процессе создания) для целей продажи в ходе обычной деятельности организации;
  • объекты, соответствующие условиям признания основных средств, но которые в силу малой ценности разрешается признавать в составе запасов.

Запасы, создаваемые организацией, признаются в бухучете на всех стадиях производственного процесса по мере осуществления соответствующих затрат.

Разделы положения посвящены себестоимости запасов, их текущей оценке, признанию расходов, а также раскрытию информации в бухгалтерской отчетности.

С началом действия нового ПБУ утратит силу приказ Минфина от 9 июня 2001 г. № 44н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01", а также приказ от 28 декабря 2001 г. № 119н "Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов" и некоторые другие правовые акты.

Депутаты пересмотрели размеры пошлин за госрегистрацию гражданских самолетов.

Депутаты одобрили в первом чтении законопроект № 14945-6 "О внесении изменения в статью 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", изменяющий размеры государственных пошлин за государственную регистрацию гражданских воздушных судов.

Документ направлен на приведение норм НК РФ в соответствие с Воздушным кодексом РФ категорирования гражданских воздушных судов.

Согласно документу, за государственную регистрацию в госреестре гражданских воздушных судов РФ гражданских воздушных судов, за исключением легких гражданских воздушных судов пошлина составляет - 4 000 рублей, за государственную регистрацию легких гражданских воздушных судов – 2 000 рублей, сверхлегких гражданских воздушных судов – 1 000 рублей.

Работа над правовой базой Таможенного союза будет продолжена.

Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект "О ратификации Договора об Объединенной коллегии таможенных служб государств - членов Таможенного союза".

Договором предусмотрено учреждение сторонами Объединенной коллегии таможенных служб государств - членов Таможенного союза.

Основными задачами коллегии являются координация деятельности таможенных служб, участие в формировании единой правовой базы Таможенного союза по вопросам таможенного дела в части, касающейся компетенции таможенных служб.

Также деятельность коллегии будет направлена на обеспечение единообразного применения таможенного законодательства, содействие реализации таможенной политики.


Вернуться в начало


Судебная практика

Заверение печатью подписи лица, подающего декларацию, служит интересам самого налогоплательщика.

ВАС РФ признал соответствующими НК РФ нормы Порядка заполнения налоговой декларации по ЕНВД, утвержденного приказом Министерства Финансов РФ от 08.12.2008 N 137н, в части установления необходимости заверения подписи лица, подающего декларацию, печатью организации.

В своем Решении суд пояснил, что само по себе указание на необходимость заверения подписи лица, подающего декларацию, печатью организации не нарушает права организации и ее интересы в сфере предпринимательской деятельности, а также не возлагает на организацию дополнительные обязанности.

При этом установленное Порядком требование о заверении печатью организации подписи ее руководителя направлено, прежде всего, на защиту прав налогоплательщика, поскольку подтверждает полномочия лица, подавшего декларацию от его имени, а также достоверность и полноту сведений, указанных в этой декларации.

(Решение ВАС РФ № 2111/12 от 02.04.2012)

Осмотрительность при выборе контрагентов не исчерпывается проверкой самих юрлиц.

ФАС Западно-Сибирского округа пояснил, что ссылка общества на то обстоятельство, что перед заключением договоров им была установлена правоспособность контрагентов как юридических лиц, не свидетельствует о проявлении налогоплательщиком должной осмотрительности при выборе контрагентов.

ФАС указал, что проявление должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента в целях получения налоговой выгоды предполагает не только проверку правоспособности самого юридического лица, но и полномочий лица, действующего от имени этого юридического лица, подтвержденных удостоверением личности, решением общего собрания или доверенностью.

Поэтому, обществу следовало не только запросить у контрагентов копии уставов, свидетельств о постановке на учет и ознакомиться со сведениями, внесенными в ЕГРЮЛ, но и удостовериться в личности лиц, подписавших договоры, а также в наличии у них таких полномочий.

Кроме того, общество не представило пояснений того, какие сведения о деловой репутации контрагентов, их платежеспособности, наличии у контрагентов необходимых ресурсов и опыта, свидетельствовали о том, что общество проявило осмотрительность при выборе указанных контрагентов.

(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа № А45-10145/2011 от 03.04.2012)

При заключении сделок налогоплательщик не должен ограничиваться оценкой их условий.

ФАС Западно-Сибирского округа подтвердил, что поскольку обществом в опровержение представленных инспекцией доказательств не приведено доводов в обоснование выбора контрагентов, довод о проявлении им должной осмотрительности в целях получения налоговой выгоды отклоняется.

ФАС указал, что по условиям делового оборота при осуществлении выбора контрагентов субъектами предпринимательской деятельности оцениваются не только условия сделки и их коммерческая привлекательность. Также здесь должны учитываться деловая репутация, платежеспособность контрагента, а также риск неисполнения обязательств и предоставление обеспечения их исполнения, наличие у контрагента необходимых ресурсов и соответствующего опыта.

Доказательств того, что обществом были приняты соответствующие меры, истребованы от данного контрагента какие-либо документы, в том числе подтверждающие полномочия на подписание первичных документов, в материалы дела не представлено.

Следовательно, суды обеих инстанций пришли к правильному выводу о совершении налогоплательщиком действий, направленных на необоснованное получение из бюджета налоговой выгоды и обоснованно отказали в удовлетворении требований общества.

(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа № А27-3987/2011 от 02.04.2012)

Предприниматель несет административную ответственность только за виновные действия.

ФАС Уральского округа подтвердил, что поскольку в постановлении содержится только описание выявленных проверкой обстоятельств, а связь между действиями предпринимателя и нарушениями законодательства не обосновывается, предприниматель не может быть привлечен к ответственности.

ФАС отметил, что принимая постановление о привлечении предпринимателя к административной ответственности, административный орган должен установить и доказать не только факт совершения административного правонарушения, но и вину предпринимателя как должностного лица.

Рассматривая дело об административном правонарушении, арбитражный суд не вправе указывать на наличие или отсутствие вины лица в совершенном правонарушении, поскольку установление виновности названных лиц не относится к компетенции арбитражного суда.

При проверке законности постановления о привлечении к административной ответственности суды не должны подменять административный орган в вопросе о наличии вины в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности. Эти обстоятельства подлежат установлению административным органом при вынесении постановления.

Из содержания оспариваемого постановления следует, что в нем содержится только описание выявленных проверкой обстоятельств, тогда как причинно-следственная связь между действиями предпринимателя и нарушениями требований миграционного законодательства не установлена.

Причины выявленных нарушений не отражены ни в протоколе об административном правонарушении, ни в постановлении о назначении административного наказания, наличие (отсутствие) обстоятельств, указывающие на вину лица, привлекаемого к ответственности, административным органом не изложены.

Таким образом, вина предпринимателя в совершении административного правонарушения не была установлена и доказана, что является обстоятельством исключающим привлечение к административной ответственности.

(Постановление ФАС Уральского округа № Ф09-1782/12 от 22.03.2012)

Суммы НДС, уплаченные подрядным организациям при демонтаже ОС, не предъявляются к вычету.

ФАС Волго-Вятского округа подтвердил, что поскольку расходы по демонтажу объектов основных средств не связаны с операциями, признаваемыми объектом обложения НДС, поэтому общество не имело права предъявлять к вычету уплаченные подрядным организациям суммы НДС.

ФАС указал, что работы по демонтажу объекта не связаны ни с производством, ни с реализацией. В результате их проведения произошло уничтожение имущества, право собственности общества на это имущество прекратилось. Поэтому общество не может использовать результат этих работ для каких-либо целей, в том числе для реализации.

Доказательств использования объекта в деятельности, облагаемой налогом на добавленную стоимость, материалы дела не содержат. Довод общества о намерении продажи остатков демонтированного объекта не имеет правового значения для дела, поскольку демонтаж не связан с реализацией оставшейся части объекта.

При таких обстоятельствах, заключил ФАС, суды сделали правильный вывод о том, что общество не имело права предъявлять к вычету уплаченные подрядным организациям суммы налога на добавленную стоимость.

(Постановление ФАС Волго-Вятского округа № А11-706/2011 от 12.03.2012)


Вернуться в начало


Прочее

Проценты, выплачиваемые российскими лицами Банку Международного Сотрудничества Японии, подлежат освобождению от налогообложения в РФ.

Согласно нормам пункта 3 статьи 8 Конвенции между Правительством СССР и Правительством Японии об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы от 18.01.1986 проценты, возникающие в одном Договаривающемся государстве и получаемые Правительством другого Договаривающегося государства, его местным органом власти, центральным банком этого другого Договаривающегося государства или любым финансовым учреждением, полностью принадлежащим этому Правительству, или любым лицом с постоянным местопребыванием в другом Договаривающемся государстве в отношении долговых требований, гарантированных, застрахованных или косвенно финансируемых Правительством этого другого Договаривающегося государства, его местным органом власти, центральным банком этого другого Договаривающегося государства или любым финансовым учреждением, полностью принадлежащим этому Правительству, освобождаются от налогов в первом упомянутом Договаривающемся государстве.

Поскольку в апреле 2012 года в процессе реорганизации Финансовой Корпорации Японии (Japan Finance Corporation - JFC) будет образован Банк Международного Сотрудничества Японии (Japan Bank for International Cooperation - JBIC), полностью принадлежащий правительству Японии, к компетенции которого будут отнесены все операции, касающиеся международных финансов, проценты, выплачиваемые российскими лицами Банку Международного Сотрудничества Японии, подлежат освобождению от налогообложения в РФ.

(Информационное сообщение Минфина РФ "О вопросе применения Конвенции между Правительством СССР и Правительством Японии об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы от 18.01.1986")

ФНС РФ подготовлены ответы на наиболее часто задаваемые вопросы по заполнению формы заявления о регистрации контрольно-кассовой техники.

Сообщается, что указанные вопросы и ответы размещены на официальном сайте ФНС России в сети Интернет в разделе Контрольная работа/Контрольно-кассовая техника/Информационные материалы. По мере поступления дополнительных вопросов соответствующие ответы будут доводиться до управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации и размещаться на официальном сайте ФНС России в сети Интернет.

(Письмо ФНС РФ от 03.04.2012 N АС-4-2/5537@ "О заполнении Заявления о регистрации контрольно-кассовой техники")

При оказании населению юридических услуг можно использовать БСО.

Действующее законодательство не устанавливает четко перечень видов деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей для использования бланков строгой отчетности в случае оказания услуг населению. Принадлежность вида деятельности к оказываемым населению услугам определяется Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 № 163.

При этом перечень поименованных в ОКУН услуг населению не является исчерпывающим, считает Минфин России. Таким образом, при оказании юридических услуг населению, по мнению финансового ведомства, можно применять БСО.

(Письмо Минфина РФ от 04.04.12 № 03-01-15/3-74)

Минфин не возражает против добавления нового счета в План счетов.

Минфин России не возражает против введения в План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденный приказом Минфина России от 31.10.2000 г. № 94н, дополнительного синтетического счета для учета специфических операций по расчетам между участниками консолидированной группы налогоплательщиков.

Для этого следует использовать счет 78, которому следует присвоить наименование "Расчеты с участниками консолидированной группы налогоплательщиков".

(Письмо Минфина РФ от 16.03.2012 г. № 07-02-06/56)

Индивидуальный предприниматель на "упрощенке" обязан хранить данные бухгалтерского и налогового учета в течение четырех лет.

Обязательный четырехлетний срок хранения данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, распространяется и на индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.

Обязанность по хранению данных бухгалтерского и налогового учета в течение четырех лет установлена в подпункте 8 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса. При этом, как полагают в Минфине, указанный срок отсчитывается после отчетного (налогового) периода, в котором документ использовался в последний раз для составления налоговой отчетности, начисления и уплаты налога, подтверждения полученных доходов и произведенных расходов. В течение данного срока необходимо хранить не только бумажные документы, но и электронные. Например, документы электронных систем документооборота между банком и клиентами ("клиент-банк").

Авторы комментируемого письма отмечают, что упомянутый порядок хранения документов в полной мере распространяется и на "упрощенщиков".

(Письмо Минфина РФ от 30.03.12 № 03-11-11/104)

Минфин России изложил свое мнение о порядке представления налоговых деклараций по НДС участником договора простого товарищества, участником договора инвестиционного товарищества - управляющим товарищем, концессионером, доверительным управляющим.

В частности, сообщается, что поскольку нормами Налогового кодекса РФ не предусмотрен раздельный учет налоговым органом сумм налога на добавленную стоимость, подлежащих уплате в связи с выполнением договора простого товарищества, концессионного соглашения, договора доверительного управления имуществом, участник договора простого товарищества, на которого возложено ведение общего учета операций, концессионер, доверительный управляющий в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, представляют в налоговый орган по месту своего учета одну налоговую декларацию. При этом участник договора простого товарищества, на которого возложено ведение общего учета операций, концессионер, доверительный управляющий на основании пункта 5 статьи 174.1 НК РФ ведут учет операций, совершенных по каждому указанному договору отдельно.

(Письмо ФНС России от 09.04.2012 N ЕД-4-3/5892@ "О направлении письма Минфина России")

Если получена субсидия на уплату взноса по договору лизинга.

Финансисты дали разъяснения по вопросу налогообложения целевого гранта (субсидии) из средств федерального бюджета для уплаты первого взноса при заключении договора лизинга оборудования.

Так, получаемые из бюджета бюджетные ассигнования в виде субсидий на возмещение недополученных доходов в связи с реализацией товаров (работ, услуг) по ценам, регулируемым государственными или муниципальными органами власти, осуществляемых в рамках "вмененной" деятельности, облагаться налогами в рамках иных режимов не должны.

При этом субсидии, не связанные с вышеназванной целью, не признаются доходом, полученным от осуществления "вмененных" видов предпринимательской деятельности. Следовательно, данные суммы выплат подлежат налогообложению у коммерсантов налогом на доходы физических лиц.

(Письмо Минфина РФ от 03.04.2012 № 03-11-11/110)

Расходы на производство, не давшее продукции, могут уменьшать налогооблагаемую прибыль.

Судостроительная организация была вынуждена прекратить постройку судна в связи с финансовым кризисом и отсутствием заказчика. Можно ли учесть при налогообложении прибыли расходы, понесенные на такое строительство? Да, можно, считают в Минфине России. Но, разумеется, при наличии соответствующих подтверждающих документов.

В статье 265 Налогового кодекса приведен перечень внереализационных доходов организации, которые можно учесть при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Помимо прочего, там упомянуты затраты на аннулированные производственные заказы и затраты на производство, не давшее продукции (подп. 11 п. 1 ст. 265 НК РФ). При этом оговорено, что признание таких затрат осуществляется на основании соответствующих актов налогоплательщика, утвержденных руководителем или уполномоченным им лицом.

В комментируемом письме чиновники уточняют, что сумма расходов, указанная в акте организации, должна быть подтверждена первичными документами, оформленными в установленном порядке. При наличии акта и сопутствующей "первички" затраты на производство, не давшее продукции, можно учесть при налогообложении прибыли.

(Письмо Минфина РФ от 29.03.12 № 03-03-06/1/163)

Минфин уточняет порядок учета доходов при переквалификации инвестиционного договора.

Минфин РФ приводит порядок учета доходов и расходов в рамках инвестиционного договора с последующей его переквалификацией в договор купли-продажи объекта недвижимости для целей налогообложения прибыли.

Ведомство отмечает, что при определении базы по налогу на прибыль организаций не учитываются расходы по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества, а также расходы, осуществленные в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения объектов основных средств.

При этом расходы капитального характера формируют первоначальную стоимость объекта строительства.

Вместе с тем, у организации-продавца недвижимого имущества возникает обязанность по уплате налога на прибыль организаций с момента передачи объекта недвижимости покупателю по акту приема-передачи и подачи документов на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, вне зависимости от даты регистрации указанных прав.

(Письмо Минфина РФ № 03-03-06/1/136 от 20.03.2012)

Как списать расходы на рекламу в полном объеме.

Минфин разъяснил порядок учета для целей налогообложения затрат на съемку рекламного ролика своей продукции.

С одной стороны, в соответствии с пп. 28 п. 1 ст. 264 Кодекса, к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых и реализуемых товаров, с учетом уточняющих положений п. 4 ст. 264 НК. Уточняется, в частности, что данные расходы относятся на затраты в размере, не превышающем 1% от выручки, определяемой в соответствии со ст. 249 НК.

С другой – при желании и соответствии критериям НК, их можно использовать в качестве нематериального актива, то есть, растянуть списание затрат во времени. В налоговом учете рекламный видеоролик, исключительные права на который принадлежат организации, со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 руб., признается амортизируемым имуществом, согласно п. 1 ст. 256 Кодекса. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию. В каждом налоговом периоде сумма амортизационных начислений не должна превышать 1% от выручки того же периода, и, соответственно, относится к расходам на рекламу. Однако не исключено, если сумма амортизационных начислений в каждый период уложится в эту норму, то, в конечном счете, в расходы может оказаться списана вся сумма затрат на рекламу.

(Письмо Минфина РФ от 26 марта 2012 г. N 03-03-06/1/157)

Индивидуальные предприниматели, производящие выплаты в пользу иностранных организаций, не признаются налоговыми агентами по налогу на прибыль.

Налоговым агентом по налогу на прибыль в отношении доходов, выплачиваемых иностранной компании, может быть только юридическое лицо.

В пункте 4 статьи 286 Налогового кодекса определено, что в отношении доходов, полученных иностранной организацией, налоговым агентом по налогу на прибыль является российская организация или иностранная организация (имеющая постоянное представительство в РФ), выплачивающие такой доход. Об этом же сказано и в статье 310 НК РФ, в которой установлены особенности исчисления и уплаты налога с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, удерживаемого налоговым агентом.

Таким образом, обязанности налогового агента в отношении доходов, выплачиваемых иностранной компании, могут быть возложены исключительно на юридическое лицо. Индивидуальные предприниматели налоговыми агентами в данной ситуации быть не могут.

(Письмо Минфина РФ от 27.03.12 № 03-03-07/9)

Скидка на приобретение билета на транспорт, полученная за счет баллов, начисленных за предыдущие поездки, не является налогооблагаемым доходом физлица.

В рамках программы лояльности пассажирам, оплатившим поездку железнодорожным транспортом, начисляются баллы. Накопленные баллы в дальнейшем можно использовать для получения скидки на приобретение проездных билетов. Является ли такая скидка налогооблагаемым доходом физлица? Минфин России ответил на этот вопрос отрицательно.

Как известно, при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы физлица, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, а также доходы в виде материальной выгоды. Об этом сказано в пункте 1 статьи 220 Налогового кодекса. А к доходам в натуральной форме, помимо прочего, относятся безвозмездно оказанные услуги (подп. 2 п. 2 ст. 211 НК РФ).

Однако является ли скидка на приобретение проездных билетов, полученная за счет накопления бонусных баллов, доходом в натуральной форме? Нет, не является, полагают в Минфине. В рассматриваемой ситуации скидка предоставляется тем физлицам, которые регулярно приобретают билеты. То есть бонусные баллы даются не просто так, а за определенную плату, соответственно, последующую скидку нельзя рассматривать как безвозмездно полученные услуги. А раз так, то и об НДФЛ в данном случае речи быть не может.

Авторы комментируемого письма также отметили, что затраты на предоставление скидок организация может списать при налогообложении прибыли. Пункт 1 статьи 252 НК РФ позволяет организациям учитывать любые расходы, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Затраты на реализацию программ лояльности, по мнению Минфина, связаны с деятельностью, направленной на получение дохода. А значит такие затраты могут уменьшать налогооблагаемую прибыль организации.

(Письмо Минфина РФ от 02.04.12 № 03-04-06/6-84)

Минфин разъяснил, какие документы необходимы для получения вычета на приемного ребенка.

Для того чтобы воспользоваться правом на вычет, приемные родители должны предоставить копии следующих документов: свидетельства о рождении ребенка, паспорта (с отметкой о регистрации брака между родителями) или свидетельства о регистрации брака, а также договора о передаче ребенка на воспитание в семью и удостоверения приемного родителя.

При этом право на вычет имеют оба приемных родителя. Независимо от того, что удостоверение выдано одному из них.

(Письмо Минфина РФ от 06.04.2012 г. № 03-04-05/8-465)

Минфином России даны разъяснения по вопросу непризнания объектами налогообложения транспортным налогом пассажирских и грузовых морских, речных судов всех типов (включая буксиры).

Сообщается, в частности, что согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса РФ не являются объектом налогообложения по транспортному налогу пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок.

Указанная налоговая преференция предоставляется организации и индивидуальному предпринимателю в отношении предназначенных для перевозки соответственно пассажиров и грузов пассажирских и грузовых морских, речных судов всех типов (включая буксиры), находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления), если пассажирские и грузовые перевозки являются основным видом деятельности организации.

Кроме того, необходимо иметь в виду, что согласно Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94, утвержденному Постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 года N 359, к водным транспортным средствам относятся: средства передвижения, предназначенные для перемещения людей и грузов, подвижной состав водного транспорта (суда транспортные всех типов, суда служебно-вспомогательные, спасательные, ледоколы, буксиры, суда лоцманские и пр.). Согласно пункту 8 "Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 августа 2010 года N 620, понятие "грузовое судно" означает любое судно, не являющееся пассажирским судном.

(Письмо ФНС РФ от 04.04.2012 N 11-2-04/0074@ "Об исчислении транспортного налога в отношении буксирных судов")

Фонд социального страхования Российской Федерации разъяснил порядок оказания помощи и выплаты пособий застрахованным гражданам, не получающим их по вине недобросовестных работодателей.

Так, сообщается, что ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера. Указаны меры ответственности за нарушение работодателем срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат.

Указаны случаи, когда назначение и выплата пособий застрахованному лицу могут быть произведены территориальным органом Фонда, а именно при:

  • прекращении деятельности страхователем на день обращения застрахованного лица за пособиями;
  • невозможности выплаты пособий страхователем в связи с недостаточностью денежных средств на его счете в кредитной организации и применением очередности списания денежных средств со счета, предусмотренной Гражданским кодексом РФ.

Указан исчерпывающий перечень документов, которые застрахованное лицо представляет в территориальный орган Фонда для назначения и выплаты пособий.

В случае если основания для выплаты пособий застрахованному лицу территориальным органом Фонда документально не подтверждены и при этом возможность получения указанных сведений исчерпана, то указанный территориальный орган Фонда не вправе производить назначение и выплату пособий этому застрахованному лицу. Застрахованное лицо вправе обратиться в суд за установлением юридических фактов прекращения деятельности страхователем.

При наличии соответствующего судебного решения территориальным органом Фонда принимается решение о назначении и выплате пособий застрахованному лицу. В ситуации, когда пособия подлежат взысканию с работодателя по решению суда, указанные пособия не могут быть назначены и выплачены территориальным органом Фонда, поскольку ответчиком по делу является работодатель. Территориальный орган Фонда не является стороной по делу и не имеет правовых оснований для исполнения решения суда, принятого в отношении конкретного страхователя.

Таким образом, если решением суда обязанность по выплате пособий возложена на работодателей, то именно они должны назначать и выплачивать пособия застрахованным лицам.

Для целей получения пособия застрахованными лицами ФСС РФ разработан образец заявления в суд об установлении в порядке особого производства факта, имеющего юридическое значение, о фактическом прекращении страхователем деятельности.

(Письмо ФСС РФ от 07.03.2012 N 15-07-11/12-2451)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.