Мониторинг изменений за период 10.09.12 - 16.09.12



Бухгалтерский учет и налогообложение

Минюст РФ зарегистрировал форму уведомления о контролируемых сделках.

Минюст РФ зарегистрировал Приказ ФНС России, который утверждает форму и формат уведомления о контролируемых сделках, а также порядок его представления.

Данный приказ вступит в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования.

Сведения о контролируемых сделках указываются в уведомлении, которое налогоплательщики направляют в налоговый орган один раз в год, в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки.

(Приказ ФНС России от 27 июля 2012 года № ММВ-7-13/524@)

Обновлены требования к составлению и представлению кредитными организациями бухгалтерской и статистической отчетности.

Банком России утверждены новые Правила составления и представления отчетности, со дня вступления в силу которых, утратят силу действующие в настоящее время Правила, утвержденные Указанием Банка России от 16.01.2004 N 1375-У.

Основные требования к составлению и представлению отчетности не изменились (представление отчетности по установленным формам, заверение отчетных документов подписями уполномоченных лиц, формирование отчетных данных на основе первичных учетных документов, обеспечение сопоставимости значений показателей, порядок исправления и пр.). В приложении к Правилам приведен образец формы отчетности с описанием порядка заполнения конкретных зон (в частности, из зоны 1 для размещения кодовых обозначений исключены для отражения основного государственного регистрационного номера и поле для БИК).

(Указание Банка России от 16.07.2012 N 2851-У "О правилах составления и представления отчетности кредитными организациями в Центральный банк Российской Федерации", Зарегистрировано в Минюсте России 05.09.2012 N 25382)


Вернуться в начало


Таможенное дело

Информация, касающаяся деятельности российских юридических лиц, включенных в перечень стратегических предприятий, может быть предоставлена органам иностранных государств, международных организаций только с предварительного согласия уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

Без предварительного согласия может быть предоставлена информация, подлежащая опубликованию или раскрытию в соответствии с законодательством РФ, а также в соответствии с требованиями, предъявляемыми в связи с выпуском, обращением и приобретением ценных бумаг.

Кроме того, без предварительного согласия уполномоченного федерального органа исполнительной власти не допускается вносить изменения в договоры, заключенные с иностранными контрагентами, и в другие документы, касающиеся их коммерческой (ценовой) политики в иностранных государствах, а также отчуждать принадлежащие им доли участия в иностранных организациях, права на осуществление предпринимательской деятельности на территориях иностранных государств и недвижимое имущество, находящееся за рубежом.

Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти может отказать в согласии на осуществление указанных действий, если они способны нанести ущерб экономическим интересам Российской Федерации.

(Указ Президента РФ от 11.09.2012 N 1285 "О мерах по защите интересов Российской Федерации при осуществлении российскими юридическими лицами внешнеэкономической деятельности")

Пункт 1 Решения Комиссии Таможенного союза от 17 августа 2010 года N 335 в части сохранения для целей ведения статистики взаимной торговли таможенного декларирования товаров 27 товарной группы ТН ВЭД ТС, вывозимых с территории РФ в другие государства - члены Таможенного союза, признан не соответствующим международным договорам, действующим в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства.

Коллегия Суда Евразийского экономического сообщества указала, в частности, следующее.

Соглашением о ведении таможенной статистики внешней и взаимной торговли товарами Таможенного союза от 25 января 2008 года, регулирующим отношения, возникающие при ведении таможенной статистики внешней торговли товарами и статистики взаимной торговли товарами Таможенного союза, введена единая форма статистической отчетности для участников внешнеэкономической деятельности. Указанное Соглашение не предусматривает введение иных форм отчетности.

Дополнительная форма отчетности фактически введена пунктом 1 Решения Комиссии Таможенного союза от 17 августа 2010 г. N 335 "О проблемных вопросах, связанных с функционированием единой таможенной территории, и практике реализации механизмов Таможенного союза".

Введение двойной отчетности по 27 товарной группе ТН ВЭД ТС для российских хозяйствующих субъектов с одновременным сохранением административной ответственности за недекларирование явилось непропорциональным бременем, применяемым только к российским участникам внешнеэкономической деятельности, что не соответствует принципу неприменения средств неоправданной дискриминации или скрытого ограничения торговли.

(Решение Суда Евразийского экономического сообщества от 05.09.2012)


Вернуться в начало


Правовые новости

С 14 сентября 2012 года ставка рефинансирования повышается на 0,25 процентного пункта и составит 8,25

Также на 0,25 процентного пункта повышаются процентные ставки по операциям Банка России.

По сообщению Департамента внешних и общественных связей Банка России, указанное решение Совета директоров Банка России принято в связи с ростом цен и инфляционных ожиданий, увеличивающим риски превышения среднесрочных ориентиров Банка России по инфляции, а также с учетом оценки перспектив экономического роста.

(Информация Банка России от 13.09.2012)

Переход на обмен электронными документами при взаимодействии федеральных органов исполнительной власти между собой и с Правительством РФ должен быть завершен до 31 декабря 2017 года.

Вступающие в силу с 1 марта 2013 года соответствующие изменения, связанные с переходом на электронный документооборот в органах государственной власти, внесены в Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, в Регламент Правительства Российской Федерации, в Типовой регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, в Положение о системе межведомственного электронного документооборота.

(Постановление Правительства РФ от 06.09.2012 N 890 "О мерах по совершенствованию электронного документооборота в органах государственной власти")


Вернуться в начало


Законопроекты

Госдума рассматривает законопроект о продлении льготы по налогу на прибыль для сельхозпроизводителей.

Депутаты Госдумы на ближайшем заседании рассмотрят во втором чтении законопроект "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ".

Законопроект предполагает продление срока действия нулевой ставки по налогу на прибыль организаций для сельхозпроизводителей.

Согласно действующему законодательству, сельскохозяйственные товаропроизводители с 1 января 2013 года утратят право на освобождение от налога на прибыль организаций.

Документ продляет действие нулевой ставки до конца 2016 года, а действие ставки 18% устанавливается на период с 2017 по 2020 год.

(Проект Федерального закона N 100527-6 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ")

Порядок уплаты налогов консолидированными группами усовершенствуют.

В Госдуму РФ на рассмотрение поступил законопроект "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в части консолидированной группы налогоплательщиков и налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами".

Учитывая, что НК РФ не определен порядок взаимных расчетов между участниками КГН по уплате налогов, пени, штрафов, законопроектом предлагается дополнить статью 25.3 НК РФ положением, предусматривающим обязательность отражения в договоре о создании КГН порядка определения сумм подлежащих передаче участниками КГН ответственному участнику.

Документ также предусматривает в пункте 5 статьи 25.5 НК РФ обязанность участника КГН перечислять участнику денежные средства для уплаты налога, пени, штрафа в порядке, установленном в договоре о создании КГН.

Также законопроектом предлагается дополнить статью 25.3 нормой, позволяющей ответственному участнику предоставлять как копии решений налогового органа, так и иных документов налоговых органов подтверждающих осуществленные зачеты.

Кроме того законопроектом предлагается при внесении изменений в договор о создании КГН в случае присоединения к КГН новой организации предоставлять в налоговые органы документы только по вновь вступающей в КГН организации, а не формировать новый пакет документов по всем участникам КГН, как это предусматривает действующая редакция.

(Законопроект № 137425-6 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в части консолидированной группы налогоплательщиков и налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами")

Разработан порядок ведения нового федерального информационного ресурса, содержащего сведения о юридических лицах, в том числе сведения о банкротстве.

С 1 января 2013 года вступит в силу статья Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", устанавливающая необходимость опубликования в новом информационном ресурсе - "Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц" - сведений о создании, реорганизации, ликвидации юридических лиц, а также сведений о фактах, в той или иной степени связанных с этими процедурами (в частности сведений об уменьшении или увеличении уставного капитала, о назначении или прекращении полномочий единоличного исполнительного органа юридического лица, о введении арбитражным судом наблюдения и т.д.).

Также с 1 января 2013 года вступит в силу новая норма Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", устанавливающая, что Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, необходимость и порядок ведения которого (в частности обязательность опубликования содержащихся в нем сведений в печатных изданиях) были установлены законодательством ранее, является неотъемлемой частью упомянутого Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц.

В связи с этим Минэкономразвития России разработан проект приказа, устанавливающего порядок формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц и являющегося его неотъемлемой частью Единого федерального реестра сведений о банкротстве, содержащий регулирование соответствующих технических и некоторых организационных вопросов, в частности требования к программной оболочке объединенного реестра, время его ежедневного обновления, порядок определения цены за размещение сведений в реестре (она определяется Минэкономразвития России по итогам отбора оператора реестра и ежегодно индексируется), а также перечень сведений, включаемых в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (главным образом различных сведений о саморегулируемых организациях арбитражных управляющих). В проекте приказа указывается и адрес нового информационного ресурса в Интернете.

(Проект приказа Минэкономразвития России "Об утверждении Порядка формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц и Единого федерального реестра сведений о банкротстве")


Вернуться в начало


Судебная практика

Выплачивая суточные при однодневной командировке, можно не удерживать НДФЛ.

Президиум ВАС РФ рассмотрел в заседании дело, в соответствии с которым предприятие отправляло своих сотрудников в однодневные командировки и выплачивать им при этом суточные. Согласно Трудовому кодексу, понятие "суточные" связывается с понятием "дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства". Если сотрудник уехал в командировку на один день, то у него отсутствует необходимость проживать вне места его жительства. Следовательно, решил налоговый орган, у компании не возникает обязанность выплачивать суточные по таким командировкам. Если же она их выплачивает, то эта выплата называется не суточными, а материальной выгодой работника, не является компенсационной выплатой, а следовательно, подлежит налогообложению НДФЛ.

Суд первой инстанции, как следует из определения о передаче дела в президиум, отменил решение налоговой обязать компанию удержать и перечислить в бюджет НДФЛ.

Аргумент - "направление работников в служебные командировки происходит по инициативе работодателя и в его интересах, следовательно, оплата суточных осуществляется в интересах работодателя, а не работника". Значит, эти выплаты "не могут быть признаны доходом (экономической выгодой) налогоплательщика - работника".

Суды апелляционной и кассационной инстанций этот аргумент отмели, признав правоту и оставив в силе решение налогового органа.

Однако ВАС принял аргумент суда первой инстанции и отменил доначисление НДФЛ.

В определении о передаче дела в президиум ВАС можно увидеть и второй аргумент. "Согласно пункту 15 Инструкции Министерства финансов СССР, Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и ВЦСПС от 07.04.1988 № 62 "О служебных командировках в пределах СССР" (которая применяется в силу статьи 423 Трудового кодекса) при командировках в такую местность, откуда командированный имеет возможность ежедневно возвращаться к месту своего постоянного жительства, суточные (надбавки взамен суточных) не выплачиваются".

Однако "вопрос о том, может ли работник ежедневно возвращаться из места командировки к месту своего постоянного жительства, в каждом конкретном случае решается руководителем ... организации, в которой работает командированный, с учетом дальности расстояния, условий транспортного сообщения, характера выполняемого задания, а также необходимости создания работнику условий для отдыха".

То есть руководство организации вправе решить, необходимо ли работнику компенсировать расходы и неудобства, связанные с его отъездом и дома, и как квалифицировать эту компенсацию.

(Постановление Президиума ВАС РФ по делу № А27-2997/2011)

Счет-фактуру можно перевыставить "транзитом", не уплачивая НДС.

Президиум ВАС счел, что застройщик не обязан уплачивать НДС, выставляя сводные счета-фактуры инвесторам на основании счетов-фактур, полученных им от его поставщиков.

ООО (не являющееся плательщиком НДС) оказывало услуги застройщика в пользу двух индивидуальных предпринимателей. Требовалось возвести пристройку к торговому центру. Два предпринимателя выступили в качестве инвесторов, при этом окончательная стоимость объекта определялась исходя из фактических затрат. Для реализации инвесторами права на налоговый вычет в виде сумм НДС, которые ООО уплатило подрядчикам и поставщикам товаров при строительстве объекта недвижимости, в адрес инвесторов общество выставило сводные счета-фактуры по строительно-монтажным работам и оборудованию. Сумма НДС, указанная в каждом сводном счете-фактуре, определялась расчетным методом исходя из сумм налога, предъявленных застройщику подрядными организациями и поставщиками товаров (работ, услуг), и доли инвестора в сумме инвестиций на строительство объекта. Это соответствует позиции Минфина, изложенной в письме от 18.10.2011 № 03-07-10/15.

При этом налоговый орган счел, что ООО должно уплатить в бюджет НДС по выставленным счетам-фактурам на основании подпункта 1 пункта 5 статьи 173. Суды поддержали данное мнение. Однако высший арбитражный суд указал на ошибочность такой позиции.

Действия ООО были направлены на реализацию права инвесторов на применение вычета НДС по работам и материалам. Счета-фактуры с выделением сумм НДС в отношении услуг по организации строительства ООО не выставляло. Основания для применения положений, предусмотренных подпунктом 1 пункта 5 статьи 173 Кодекса, в настоящем деле отсутствовали.

Вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов по делам со схожими фактическими обстоятельствами, принятые на основании нормы права в истолковании, расходящемся с изложенной позицией ВАС, могут быть пересмотрены.

(Постановление Президиума ВАС по делу № А38-1216/2011)

Расходы приняты и без регистрации ККТ.

У поставщика нет кассового аппарата, зарегистрированного в инспекции. Но он выдал чек на наличную оплату. Это нарушение продавца (п. 1 ст. 5 Федерального закона от 22.05.03 № 54-ФЗ). Оно не может быть основанием для отказа в принятии расходов покупателя. Его издержки подтверждены не только платежными документами, но и другими доказательствами – накладными и показаниями свидетелей. Следовательно, затраты правомерно уменьшают налогооблагаемую базу. К такому выводу пришел ФАС Поволжского округа.

Если реальность закупок не опровергнута, то и другие судьи поддерживают налогоплательщиков. Для примера сошлемся на постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 24.02.12 № А03-8491/2011 и ФАС Северо-Западного округа от 23.09.10 № А05-21310/2009.

(Постановление ФАС Поволжского округа от 04.09.12 № А57-15852/2011)

Арендатор участка не признается плательщиком земельного налога.

ФАС Поволжского округа подтвердил, что обязанность уплачивать земельный налог возникает у лица с момента регистрации за ним прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.

ФАС указал, что после приобретения объекта недвижимости ответчик оформил свое право на земельный участок путем заключения договора аренды, позднее приобрел участок в собственность. В период пользования земельным участком на условиях аренды до государственной регистрации права собственности, он не мог являлся налогоплательщиком земельного налога и обязан был оплачивать пользование земельным участком из расчета арендной платы.

Права на земельный участок подлежат государственной регистрации, которая является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

В связи с этим плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий участок.

(Постановление ФАС Поволжского округа № А12-21739/2011 от 30.08.2012)

Суд признал расходы на прогнозирование продаж.

Заключен договор между оптовиком и владельцем торговой сети. По нему розничный торговец оказывает услуги по прогнозированию объема продаж. Эти услуги нужны для расчета оптимального объема поставок. Поэтому расходы оправданы и уменьшают облагаемую прибыль оптовика. К такому выводу пришел ФАС Московского округа. Он напомнил – обоснованность расходов устанавливает сам налогоплательщик (определение КС РФ от 04.06.07 № 320-О-П).

Добавим, что поставщикам продуктов надо учитывать часть 12 статьи 9 Федерального закона от 28.12.09 № 381-ФЗ. В соответствии с ним на услуги нужно составлять отдельный договор. Их нельзя прописывать в соглашении о поставке.

(Постановление ФАС Московского округа от 04.09.12 № А40-9474/12-140-44)


Вернуться в начало


Прочее

Контрольные ленты ККТ на бумажном носителе должны храниться не менее 5 лет с даты окончания их использования.

Согласно разъяснениям ФНС России это связано с тем, что на основании Методических рекомендаций по применению электронных контрольных лент защищенных (ЭКЛЗ) отчетные документы (отчеты по закрытиям смен, итоги смены по номеру смен, контрольная лента по номеру смены и др.), формируемые ККТ, распечатываются на чековой ленте или вкладном бланке. При этом Положением о регистрации и применении контрольно-кассовой техники (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 N 470) установлено требование о необходимости хранения соответствующей документации в течение указанного выше срока.

(Письмо ФНС России от 27.08.2012 N АС-4-2/14090 "О рассмотрении обращения")

Переезд предпринимателя во время проведения выездной проверки не влияет на порядок проведения проверки.

Если индивидуальный предприниматель сменил место жительства в ходе проведения выездной проверки, то проверку продолжает налоговый орган, который принял решение о проведении проверки, информирует Минфин России.

Акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки рассматривает и принимает решение по ним руководитель (заместитель руководителя) налоговой инспекции, проводившей налоговую проверку.

(Письмо Минфина России от 05.09.12 № 03-02-08/80)

Разъяснен порядок применения НДС в отношении услуг по организации выставок, местом реализации которых является территория Таможенного союза.

В обращении, направленном в ФНС России, приведена ситуация, в которой казахской организацией оказывались услуги российскому налогоплательщику по организации выставки с целью размещения рекламной информации.

Сообщено, в частности, что на основании положений статьи 3 "Протокола о порядке взимания косвенных налогов... в Таможенном союзе" от 11.12.2009 местом реализации указанных рекламных услуг является территория РФ. В этом случае налогообложение НДС должно осуществляться в соответствии с нормами Налогового кодекса РФ: при реализации услуг иностранным лицом, не состоящим на учете в российских налоговых органах, обязанность по уплате НДС исполняется налоговым агентом - российской организацией, приобретающей рекламные услуги. Аналогичный порядок взимания НДС действует в случае организации выставок в сфере культуры и искусства.

При этом обращено внимание на то, что местом реализации услуг, оказываемых в целях, не связанных с рекламой, а также культурой и искусством, признается территория государства - члена Таможенного союза, налогоплательщиком которого является лицо, оказывающее соответствующие услуги.

(Письмо ФНС России от 04.09.2012 N АС-4-3/14723@ "О налоге на добавленную стоимость")

Повторный корректировочный счет-фактура составляется на основании предыдущего корректировочного счета-фактуры.

Обязанность выставить корректировочный счет-фактуру возникает в случае фактического изменения стоимости отгруженных товаров (произведенных работ, оказанных услуг), в том числе, в случае изменения цены или уточнения количества товара. При этом должен быть первичный документ, подтверждающий согласие сторон на это изменение. Такой порядок установлен пунктом 3 статьи 168 и пунктом 10 статьи 172 НК РФ.

А как быть, если после того, как продавец выставил корректировочный счет-фактуру, стоимость отгруженных товаров снова меняется? В этом случае нужно выставить повторный корректировочный счет-фактуру, причем при его заполнении нужно использовать данные предыдущего корректировочного счета-фактуры, а не исходного счета-фактуры.

Повторный корректировочный счет-фактуру нужно зарегистрировать в книге покупок и книге продаж в общем порядке. Заметим также, что для электронных счетов-фактур особых правил регистрации не существует. Все счета-фактуры — и электронные и бумажные — регистрируются в едином хронологическом порядке.

(Письмо Минфина России от 05.09.12 № 03-07-09/127)

Переплата авансового платежа акциза по алкогольной (спиртосодержащей) продукции подлежит зачету (возврату) в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ в отношении излишне уплаченных сумм налога.

Переплата авансового платежа акциза может возникнуть в случае изменения объема закупаемого этилового спирта. Производитель алкогольной или подакцизной спиртосодержащей продукции в таком случае аннулирует ранее представленное извещение об уплате авансового платежа (первичное извещение) и представить новое до окончания срока действия первичного извещения. Разница между первоначально уплаченной суммой авансового платежа и суммой, указанной в новом извещении, подлежит зачету (возврату) в порядке, установленном статьей 78 Налогового кодекса РФ.

(Письмо ФНС России от 06.09.2012 N АС-4-3/14869@ "О возмещении путем зачета или возврата переплаты авансового платежа акциза")

Аптечные организации, изготавливающие по рецептуре спиртосодержащие лекарственные средства (включая гомеопатические препараты), плательщиками акциза не являются.

ФНС России сообщает, что указанные лекарственные средства подакцизными товарами не признаются. Следовательно, аптечные организации, изготавливающие такие лекарственные средства, плательщиками акциза не являются, и требование об уплате авансового платежа акциза на них не распространяется.

(Письмо ФНС России от 06.09.2012 N АС-4-3/14870@ "Об уплате авансового платежа акциза аптечными организациями")

Разъяснен порядок расчета начальных извлекаемых запасов нефти при определении степени выработанности запасов участка недр в целях исчисления НДПИ.

В письме Минфина России, направленном для использования в работе налоговыми органами, сообщается, в частности, что степень выработанности запасов конкретного участка недр (Св) рассчитывается в соответствии с пунктом 4 статьи 342 НК РФ, исходя из суммы накопленной добычи нефти на конкретном участке недр (включая потери при добыче), а также величины начальных извлекаемых запасов нефти, представляющей собой сумму извлекаемых запасов нефти категорий А, В, С1 и С2 по конкретному участку недр по данным государственного баланса запасов полезных ископаемых на 01.01.2006 и величины накопленной добычи нефти.

При этом отмечено, что порядок пересмотра начальных извлекаемых запасов в результате переоценки, доразведки, а также по иным обстоятельствам в целях определения степени выработанности участка недр законодательством не предусмотрен.

(Письмо ФНС России от 10.09.2012 N АС-4-3/14971@)

Право на применение "патентной упрощенки" в отношении деятельности по ремонту и пошиву одежды или обуви не зависит от того, кому ИП оказывает услуги.

Предприниматель занимается деятельностью по ремонту и пошиву швейных, меховых и кожаных изделий. В отношении этого вида деятельности можно применять УСН на основе патента (п. 2 ст. 346.25.1 НК РФ). Сохранит ли предприниматель право на использование данного спецрежима, если будет оказывать данные услуги юрлицам, в том числе бюджетным учреждениям? Да, сохранит.

Индивидуальные предприниматели могут перейти на УСН на основе патента, если занимаются видами деятельности, перечисленными в статье 346.25.1 НК РФ, и работают в тех регионах, где приняты законы о введении данного спецрежима.

Во время применения упрощенной системы на основе патента необходимо выполнение двух условий. Первое — среднесписочная численность наемных работников не должна превышать пяти человек. Второе — доходы предпринимателя в течение календарного года не должны превышать 60 млн. рублей.

Если эти условия будут соблюдаться, предприниматель, оказывающий юридическим лицам услуги по ремонту и пошиву изделий, сможет применять УСН на основе патента. Основание простое: Налоговый кодекс не ставит право на применение "патентной упрощенки" по данному виду деятельности в зависимость от того, кто выступает заказчиком работ — физические или юридические лица.

(Письмо Минфина России от 06.09.12 № 03-11-11/271)

Не подлежит обложению НДФЛ единовременная компенсация, выплачиваемая работникам угольной промышленности за утрату профессиональной трудоспособности.

Выплата единовременной компенсации за каждый процент утраты профессиональной трудоспособности предусмотрена Федеральным отраслевым соглашением по угольной промышленности Российской Федерации на 2010 - 2012 гг.

Ранее позиция ФНС России, сформулированная в письме от 16.05.2012 N ЕД-4-3/8057, сводилась к следующему: суммы единовременной компенсации не могут быть освобождены от налогообложения НДФЛ на основании статьи 217 НК РФ, поскольку данный вид компенсационных выплат установлен документом, не относящимся к законодательству РФ.

С учетом сложившейся арбитражной практики (Постановление Президиума ВАС РФ от 01.11.2011 N 6341/11) позиция контролирующих органов изменилась: до внесения изменений в статью 217 НК РФ (соответствующий законопроект об освобождении от налогообложения НДФЛ указанных выплат находится на рассмотрении в Госдуме) при рассмотрении вопроса о налогообложении единовременной компенсации, выплачиваемой в соответствии с Федеральным отраслевым соглашением по угольной промышленности Российской Федерации, следует руководствоваться соответствующими решениями судебных органов, согласно которым суммы указанных компенсаций не облагаются НДФЛ.

(Письмо ФНС России от 06.09.2012 N АС-4-3/14814@ "По вопросу обложения НДФЛ единовременной компенсации за каждый процент утраты профессиональной трудоспособности, выплачиваемой работникам, занятым в организациях, осуществляющих добычу угля (сланца)")

Выплаты ИП, зарегистрированного в Белоруссии, обязывает российского контрагента удержать НДФЛ.

Минфин РФ уточнил порядок уплаты НДФЛ организацией, которая заключила договор о передаче полномочий по управлению правами автора с гражданином Республики Беларусь, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя в Белоруссии.

Ведомство отмечает, что если гражданин Республики Беларусь не зарегистрирован в качестве ИП в порядке, установленном законодательством РФ, то он не может рассматриваться в качестве индивидуального предпринимателя в целях применения Налогового кодекса РФ.

Таким образом, в рамках лицензионного договора на предоставление физическим лицом - правообладателем лицензиату права использования произведения в установленных договором пределах налоговым агентом в отношении сумм вознаграждения за использование произведения является организация-лицензиат.

(Письмо Минфина России № 03-04-06/4-266 от 03.09.2012)

ФНС об НДФЛ с компенсации расходов по гражданско-правовым договорам.

Статья 217 НК освобождает от НДФЛ все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ).

Если с физлицом, выполняющим какие-то работы в пользу организации, заключен гражданско-правовой договор, и по нему (помимо оплаты работ или услуг) производится компенсация расходов физлица, такие выплаты не относятся к освобождаемым от обложения НДФЛ согласно НК при буквальном прочтении.

Однако ФНС России указала: "если оплата услуг физическому лицу, в том числе проживания в гостинице и проезда, производится в интересах пригласившей/направившей его организации, оплата таких услуг не приводит к образованию дохода в натуральной форме, подлежащего налогообложению.

Если с физическим лицом, приглашенным на мероприятие, организаторы заключают гражданско-правовой договор на выполнение работ или оказание услуг, то согласно положениям подпункта 6 пункта 1 статьи 208 Кодекса объектом налогообложения является соответствующее вознаграждение за выполненные работы (оказанные услуги).

При этом суммы компенсации издержек физическому лицу по упомянутому договору не является объектом налогообложения налогом на доходы физических лиц".

(Письмо ФНС России от 03.09.12 № ОА-4-13/14633)

Подарочные сертификаты стоимостью менее 4 тыс. рублей могут не облагаться НДФЛ.

Порядок налогообложения подарочных сертификатов, стоимость которых не превышает 4000 руб., зависит от документального оформления выдачи сертификатов, отмечает Минфин России в своем новом письме.

Если выдача сертификатов физическим лицам оформлена в качестве подарков, можно применить подпункт 28 ст. 217 НК РФ, который освобождает от НДФЛ доходы налогоплательщиков в виде подарков, если их стоимость не превышает 4000 руб. за налоговый период. В части, превышающей указанную сумму, стоимость сертификата облагается НДФЛ. При этом организация признается налоговым агентом, отмечает ведомство.

(Письмо Минфина России от 07.09.12 № 03-04-06/6-274)

Вернуть работнику излишне удержанный НДФЛ можно только безналичным переводом.

Компания удержала из доходов работника излишнюю сумму НДФЛ. В заявлении на возврат налога работник не указал номер своего счета в банке. Может ли компания вернуть ему причитающиеся суммы наличными из кассы? Нет, по мнению Минфина не может.

Порядок возврата излишне удержанного НДФЛ описан в статье 231 НК РФ. В пункте 1 этой статьи сказано, что организация должна вернуть налог на расчетный счет работника, указанный в его заявлении. Другого способа возврата налога, кроме как безналичного перевода средств, Налоговый кодекс не предполагает.

Напомним, что действующий с 2011 года порядок возврата НДФЛ предусматривает, что такой возврат возможен только при условии подачи физлицом соответствующего заявления. С даты его получения у работодателя есть три месяца, чтобы вернуть деньги работнику. Возврат возможен за счет предстоящих платежей по НДФЛ, причем не только по данному работнику, но и по другим сотрудникам компании.

(Письмо Минфина России от 06.09.12 № 03-04-06/6-271)

Какими документами второй супруг может подтвердить право на получение стандартного налогового вычета по НДФЛ на детей?

Если дети супруги проживают совместно с супругом, то независимо от их усыновления стандартный налоговый вычет может быть предоставлен супругу, на обеспечении которого они находятся.

По мнению финансового ведомства, подтверждающими документами, в частности, могут быть:

  • копии свидетельства о рождении детей;
  • копия свидетельства о регистрации брака;
  • письменное заявление супруги о том, что дети, в том числе дети от первого брака, находятся на совместном иждивении супругов.

(Письмо Минфина России от 05.09.2012 № 03-04-05/8-1064)

Новый перечень банков, предоставляющих гарантию при заявительном порядке возмещения НДС.

Минфин обновил на своем сайте перечень банков, соответствующих требованиям пункта 4 статьи 176.1

НК. Перечень составлен на 1.08.2012, в нем присутствует 307 кредитных организаций.

Напомним, пункт 4 статьи 176.1 НК содержит требования к банковской гарантии, которую налогоплательщик может предоставить для возмещения НДС в заявительном порядке.


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.