Мониторинг изменений за период 11.06.12 - 17.06.12



Бухгалтерский учет и налогообложение

С 1 января 2013 года План счетов бухгалтерского учета кредитных организаций будет дополнен новыми счетами для учета операций, связанных с клиринговой деятельностью.

Наименование счета 304 изложено в новой редакции - "Счета для осуществления клиринга", а также введены новые счета с N 30411 по N 30427. Определены характеристика данных счетов и их назначение.

(Указание Банка России от 31.05.2012 N 2820-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 26 марта 2007 года N 302-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации", Зарегистрировано в Минюсте России 08.06.2012 N 24509)

Внесены редакционные поправки в положения, определяющие полномочия Минфина России, касающиеся корректировки сведений, включенных в записи ЕГРЮЛ и ЕГРИП.

Уточнено, в частности, что Минфин России утверждает порядок внесения исправлений (ранее - изменений) в сведения, включенные в записи ЕГРЮЛ и ЕГРИП на электронных носителях, не соответствующие сведениям, содержащимся в документах.

(Постановление Правительства РФ от 13.06.2012 N 577 "О внесении изменений в Положение о Министерстве финансов Российской Федерации")

Опубликован приказ ФНС об утверждении новой декларации по налогу на прибыль.

13 июня в "Российской газете" был опубликован Приказ ФНС России об утверждении новой формы и формата представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций и порядка ее заполнения. Минюст зарегистрировал документ еще 20 апреля, однако опубликован он только сейчас. В газете приказ дается без приложений, в которых приводится форма декларации, ее формат и порядок заполнения. Как указывает "Российская газета", Приложения № 1, № 2 и № 3 к приказу размещены на сайте ФНС России www.nalog.ru в рубрике "Юридическим лицам" подрубрике "Документы" и подрубрике "Консолидированная группа налогоплательщиков". Приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования.

Основные новации в декларации: из Приложения №3 к Листу 02 исключаются строки, в которых указываются выручка от реализации права требования долга, стоимость реализованного права требования долга и убытки при его реализации. В Приложении № 4 к Листу 02 теперь не отражается остаток неперенесенного убытка на конец налогового периода в разбивке по строкам — полученный до 01.01.02 и после 01.01.02. Зато в Приложении № 1 к Листу 02 декларации будут указываться внереализационные доходы в виде сумм корректировки прибыли вследствие применения методов определения для целей налогообложения соответствия цен, применяемых в сделках, рыночным ценам (рентабельности). Новые приложения 6 и 6а предназначены для расчета авансовых платежей налога на прибыль в бюджет субъекта РФ консолидированной группой налогоплательщика.

(Приказ ФНС России от 22.03.2012 № ММВ-7-3/174@ "Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, Порядка ее заполнения")


Вернуться в начало


Таможенное дело

До 1 июля 2013 года в Республике Беларусь в качестве корректировки декларации на товары может использоваться декларация на товары, содержащая измененные и (или) дополненные сведения.

Ранее был предусмотрен срок до 1 июля 2012 года.

Решение вступит в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 июля 2012 года.

(Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07.06.2012 N 68 "О внесении изменения в Инструкцию о порядке внесения изменений и (или) дополнений в декларацию на товары после выпуска товаров")

Внесены уточнения в пункт 1 раздела 2.6 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами.

В новой редакции изложены наименования таких групп товаров, как ракообразные, моллюски, водные беспозвоночные.

(Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07.06.2012 N 72 "О внесении изменений в Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами")

Утвержден Перечень продукции, в отношении которой подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением одного из документов о соответствии, подтверждающих соблюдение требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" (ТР ТС 019/2011).

В указанный Перечень включены:

  • средства индивидуальной защиты от механических, химических, радиационных факторов, от повышенных и (или) пониженных температур, от термических рисков электрической дуги, неионизирующих излучений, поражений электрическим током, а также от воздействия статического электричества;
  • одежда специальная сигнальная повышенной видимости;
  • комплексные средства индивидуальной защиты;
  • средства индивидуальной защиты дерматологические.

Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.

(Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13.06.2012 N 79 "Об утверждении Перечня продукции с указанием кодов ТН ВЭД ТС, в отношении которой подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу одного из документов о соответствии, подтверждающих соблюдение требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" (ТР ТС 019/2011)")

Из Единого перечня продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов, исключен ряд позиций.

Из названного перечня исключены главы:

  • 8 - "Товары легкой промышленности";
  • 9 - "Игрушки и товары для детей";
  • 14 - "Тара стеклянная";
  • 15 - "Упаковочные средства";
  • 18 - "Средства индивидуальной защиты";
  • 23 - "Парфюмерно-косметическая продукция".

Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.

(Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13.06.2012 N 80 "О внесении изменений в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов, в отношении продукции, для которой в 2012 году вступают в силу технические регламенты Таможенного союза")

Оформление свидетельства о государственной регистрации в целях оценки соответствия продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза осуществляется по единой форме, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 года N 299.

Указанное Решение вступает в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования.

(Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13.06.2012 N 82 "О форме свидетельства о государственной регистрации продукции, подлежащей оценке соответствия в форме государственной регистрации в соответствии с требованиями технических регламентов Таможенного союза")

Расширен перечень радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения, на ввоз которых не требуется получения лицензии или заключения (разрешительного документа).

Данное положение применимо к ввозимым РЭС и ВЧУ, включенным в Перечень радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств, ввоз которых на таможенную территорию Таможенного союза осуществляется без оформления лицензии или заключения (разрешительного документа), согласно приложению к Положению, утвержденному Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года N 19.

Решение вступает в силу по истечении тридцати календарных дней со дня его официального опубликования.

(Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13.06.2012 N 83 "О внесении изменений в Положение о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств гражданского назначения, в том числе встроенных либо входящих в состав других товаров")


Вернуться в начало


Правовые новости

Сняты ограничения для Председателя Верховного Суда РФ и заместителей Председателя Верховного Суда РФ при назначении этих лиц на должность по истечении срока их полномочий.

Предусмотрено, что одно и то же лицо может быть назначено на должность Председателя Верховного Суда РФ неоднократно. То же установлено в отношении назначения на должность заместителя Председателя Верховного Суда РФ.

Ранее было установлено ограничение: назначение возможно не более двух раз подряд.

Также на Председателя Верховного Суда РФ не будет распространяться установленный федеральными конституционными законами и федеральными законами предельный возраст пребывания в должности судьи.

(Федеральный конституционный закон от 08.06.2012 N 1-ФКЗ "О внесении изменений в статьи 13 и 14 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" и статьи 21 и 22 Федерального конституционного закона "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации")

Предельный возраст пребывания в должности судьи - 70 лет, если иное не установлено соответствующим федеральным конституционным законом.

Также определено, что одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя (заместителя председателя) одного и того же суда неоднократно, но не более двух раз подряд, если иное не установлено соответствующим федеральным конституционным законом.

(Федеральный закон от 08.06.2012 N 66-ФЗ "О внесении изменений в статьи 6.1 и 11 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации")

Ставка рефинансирования осталась на прежнем уровне.

Совет директоров Банка России на неделе принял решение оставить без изменения ставку рефинансирования - на уровне 8%.

Указанное решение принято на основе оценки инфляционных рисков и перспектив экономического роста с учётом увеличившейся неопределённости развития внешнеэкономической ситуации и является нейтральным с точки зрения направленности проводимой денежно-кредитной политики.


Вернуться в начало


Законопроекты

Совет Федерации одобрил закон об упрощенной патентной системе налогообложения.

Совет Федерации одобрил в закон, расширяющий упрощенную систему налогообложения на основе патента.

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) остается при этом до 2018 года, малым предприятиям дается возможность выбора между двумя схемами налогообложения на время переходного периода.

Согласно закону, частный предприниматель, приобретающий патент на срок от 1 до 12 месяцев, будет иметь возможность нанимать не более десяти работников, а его доход от реализации по итогам налогового периода не должен будет превышать 60 миллионов рублей. Перечисляется 47 видов деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения.

Патентная система не будет применяться в отношении предпринимательской деятельности по договору простого товарищества или доверительного управления имуществом. На патентную систему не переводятся услуги пассажирского железнодорожного, воздушного, грузового транспорта, услуги связи, коммунальные услуги, услуги турагента, санаторно-оздоровительные услуги, услуги по финансовому посредничеству, страхованию, в области рекламы.

Налоговая ставка по патентной системе устанавливается в размере 6%.

Объектом налогообложения является потенциально возможный годовой доход индивидуального предпринимателя, а налоговый период составляет один календарный год. Налог, уплаченный при применении патентной системы, на 10% будет зачисляться в бюджет субъекта РФ, и на 90% - в бюджеты муниципалитетов.

Размер потенциальных доходов индивидуальных предпринимателей, использующих патенты, будут устанавливать своими законами субъекты РФ.

При этом размер потенциального дохода не может быть меньше 100 тысяч рублей и больше 1 миллиона рублей.

Индивидуальные предприниматели освобождаются от НДФЛ в части доходов, полученных при осуществлении видов деятельности, в отношении которых применяется патентная система, и налога на имущество физлиц в отношении имущества, используемого при осуществлении таких видов деятельности. Кроме того, предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, освобождаются от НДС, за исключением ряда случаев, в том числе при ввозе товаров на территорию РФ.

Многодетные родители смогут брать отпуск в удобное для них время.

В Госдуму внесен законопроект (№ 88602-6), в котором предлагается дополнить Трудовой кодекс новой статьей 257.1 "Очередность предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков для работников, имеющих трех и более детей".

Указанная норма предоставит право работникам, имеющим трех и более детей в возрасте до восемнадцати лет, брать ежегодный оплачиваемый отпуск в удобное для них время.

Введение возможности самостоятельного выбора многодетными родителями удобного времени использования ежегодного оплачиваемого отпуска даст им возможность более активно участвовать в воспитании детей, позволит совместить время отдыха обоих работающих родителей.

Уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до одного года может быть применена к работодателям, выплачивающим зарплаты в "конвертах".

Законопроектом предусматривается внесение изменений в Налоговый кодекс РФ и Уголовный кодекс РФ.

Предлагается, в частности, установить ответственность налоговых агентов за выплату доходов физическим лицам по трудовым и гражданско-правовым договорам без отражения соответствующих сумм в бухгалтерском и налоговом учете (размер штрафа может составлять 20 процентов от суммы неудержанного налога, но не менее 10 тыс. рублей по выплатам в пользу каждого работника за налоговый период).

Уголовная ответственность за умышленное неисполнение обязанностей налогового агента будет наказываться штрафом от 100 до 300 тыс. рублей, либо арестом до шести месяцев, либо лишением свободы до одного года с лишением права занимать определенные должности (заниматься определенной деятельностью).

(Проект Федерального закона N 87516-6 "О внесении изменений в статью 120 части первой Налогового кодекса РФ и в статью 199.1 Уголовного кодекса РФ")

Минфин России разработал проект об ограничении наличных расчетов для потребителей суммой 600 тыс. руб.

На официальном интернет-сайте Минфина России размещены два проекта федеральных законов, предполагающих внесение изменений в Гражданский кодекс РФ, а также в Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" и в Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Проекты). В соответствии с Проектами предлагается ограничить наличные расчеты для граждан, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, суммой 600 тыс. руб. Иными словами, потребители не смогут оплачивать наличными деньгами любые приобретаемые товары (работы, услуги) как по отдельности, так и общей стоимостью свыше указанной суммы. Напомним, что по действующему законодательству граждане, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, могут осуществлять расчеты наличными средствами без каких-либо ограничений (п. 1 ст. 861 ГК РФ).

Помимо этого Проектами предлагается на законодательном уровне закрепить обязанность продавца (исполнителя) обеспечить возможность осуществления расчетов с потребителями с использованием электронных средств платежа, в том числе платежных карт. Продавец (исполнитель) будут обеспечивать прием к оплате банковских карт и установку электронного оборудования для их приема (например, POS-терминалов или их аналогов).

Согласно Проектам такая обязанность будет возложена на все торгово-сервисные организации, в том числе осуществляющие продажу товаров (работ, услуг) дистанционным способом через сайт в сети Интернет. Исключение составят микропредприятия, то есть организации, у которых выручка от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета НДС составляет менее 60 млн руб.

Предполагается, что поправки вступят в силу с 1 января 2014 г.

(Проект Федерального закона "О внесении изменения в статью 861 части второй Гражданского кодекса РФ", Проект Федерального закона "О внесении изменений в Закон РФ "О защите прав потребителей" и в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ" в части оплаты товаров (работ, услуг) посредством наличных или безналичных расчетов")


Вернуться в начало


Судебная практика

Верховный суд решил, что причин для освобождения индивидуальных предпринимателей от соблюдения порядка ведения кассовых операций нет.

Верховный суд отказал в удовлетворении иска С.А. Астахова об оспаривании Положения Банка России от 12.10.11 № 373-П в той части, в которой оно распространяется на индивидуальных предпринимателей. Индивидуальный предприниматель требовал признать абз. 1 п. 1.1, абз. 10 п. 2.5, абз. 6 п. 4.6 Положения Банка России № 373-П несоответствующими Конституции и федеральным законам.

По мнению истца, введение для ИП обязанности по хранению свободных денежных средств ограничивает граждан в праве на хранение собственного имущества в любом удобном для них месте по собственному усмотрению. А требование для ИП оформлять движение наличных денег (приём и выдачу) от самого себе самому себе приходными и расходными кассовыми документами (ордерами) попросту абсурдно. Однако суд отклонил эти и другие доводы, посчитав, что указанное положение Банка России не нарушает права и свободы индивидуальных предпринимателей.

Текста вынесенного решения ВС РФ пока нет.

ФАС уточнил возможность отказа в регистрации юридического лица.

ФАС Северо-Западного округа подтвердил, что сомнения в достоверности представленных на регистрацию данных не являются основанием для отказа в регистрации юридического лица.

ФАС отметил, что государственная регистрация юридических лиц - это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иных сведений о юридических лицах.

Законом предусмотрен перечень документов, представляемых регистрирующему органу для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица. Регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме документов, установленных законом.

Как следует из материалов дела и установлено судами, общество представило полный пакет документов, необходимый для государственной регистрации изменения юридического адреса. Следовательно, оснований для отказа в регистрации не имелось.

(Постановление ФАС Северо-Западного округа № А56-49014/2011 от 04.06.2012)

Инспекция в любом случае обязана информировать налогоплательщика о допущенных им нарушениях.

ФАС Северо-Кавказского округа подтвердил, что налоговый орган во всех случаях обязан информировать налогоплательщика об обнаруженных ошибках при заполнении документов и налоговых правонарушениях. При этом право на представление своих возражений у налогоплательщика возникает с момента предъявления налоговым органом требования представить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления налогов.

ФАС указал, что процедурные гарантии прав налогоплательщика в виде его обязательного уведомления распространяются не только на ситуации, связанные с привлечением лица к налоговой ответственности, но и на случаи возникновения у налогового органа вопросов о правильности исчисления и уплаты налога. Полномочия налогового органа носят публично-правовой характер, что не позволяет ему произвольно отказаться от необходимости истребования дополнительных сведений, объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

При осуществлении возложенной на него функции выявления налоговых правонарушений налоговый орган во всех случаях сомнений в правильности уплаты налогов и тем более - обнаружения признаков налогового правонарушения обязан воспользоваться предоставленным ему правомочием истребовать у налогоплательщика необходимую информацию.

Соответственно, налогоплательщик вправе предполагать, что если налоговый орган не обращается к нему за объяснениями или документами, подтверждающими декларируемые налоги, то у налогового органа нет сомнений в правильности уплаты налогов. Иное означало бы нарушение принципа правовой определенности и вело бы к произволу налоговых органов.

(Постановление ФАС Северо-Кавказского округа № А25-1582/2011 от 06.06.2012)

Низкая стоимость товара не свидетельствует о недостоверном декларировании.

ФАС Северо-Кавказского округа пояснил, что довод таможни о низком ценовом уровне таможенной стоимости товара не свидетельствует о недостоверном декларировании и не может являться основанием для корректировки таможенной стоимости товара.

ФАС указал, что данное обстоятельство служит только поводом для проведения проверочных мероприятий. Общество представило таможенному органу все документы, которые должны и могут у него находиться в соответствии с условиями заключенного внешнеторгового контракта, а также обычаями делового оборота.

Представленные декларантом документы являются необходимыми и достаточными для подтверждения заявленной им при таможенном оформлении стоимости ввезенного товара. Следовательно, оснований для корректировки таможенной стоимости не имелось.

(Постановление ФАС Северо-Кавказского округа № А32-10412/2011 от 06.06.2012)

Суд не проверяет экономическую целесообразность решений налогоплательщика.

ФАС Северо-Кавказского округа подтвердил, что обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы по налогу на прибыль, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях получить экономический эффект, а не с точки зрения их целесообразности и рациональности.

ФАС отметил, что налоговое законодательство не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности. Налогоплательщик осуществляет предпринимательскую деятельность самостоятельно на свой риск и вправе единолично определять ее эффективность и целесообразность.

Действия налогоплательщика предполагаются экономически оправданными и законными, если иное не доказано налоговым органом. Предметом доказывания являются выявленные правонарушения - допущенные налогоплательщиком при определении размера налогового обязательства отклонения от правил, предписанных налоговым законодательством, в частности совершение операций, не обусловленных разумными экономическими причинами.

При этом судебный контроль не призван проверять экономическую целесообразность решений, принимаемых субъектами предпринимательской деятельности, которые в сфере бизнеса обладают самостоятельностью.

(Постановление ФАС Северо-Кавказского округа № А32-10669/2011 от 06.06.2012)

"Упрощенцам" незаконно начислен налог на имущество.

Предприниматель работает на "упрощенке". Несмотря на это, инспекция начислила налог на имущество с мастерской и склада, принадлежащих физлицу. Бизнесмен, как решили чиновники, обязан предъявить документы на коммерческое использовании объектов. Если они отсутствуют, то нельзя использовать налоговое освобождение, прописанное в пункте 3 статьи 346.11 НК РФ.

С проверяющим не согласился ФАС Волго-Вятского округа. На день проверки помещения могли быть не заняты, но из пояснений гражданина ясно, - ожидается их использование для предпринимательской деятельности. Законодательство не требует подачи документов, свидетельствующих об эксплуатации недвижимости. Если инспекция заявляет об использовании объекта для личных нужд гражданина, то она обязана доказать этот факт. Но чиновниками не предоставлено документов, показывающих – здания служат для жилья или для других некоммерческих целей.

(Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 30.05.12 № А82-6216/2011)

Обязанность по уплате земельного налога возникает с момента регистрации прав на участок.

ФАС Северо-Западного округа подтвердил, что несмотря на то, что ответчики приобрели в силу закона право на земельный участок, они ввиду отсутствия государственной регистрации их прав не могли для цели взимания земельного налога являться плательщиком данного налога.

ФАС отметил, что плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.

Обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.

(Постановление ФАС Северо-Западного округа № А56-16781/2011 от 05.06.2012)


Вернуться в начало


Прочее

Выездная налоговая проверка по уточненной налоговой декларации может охватывать период, выходящий за пределы трех календарных лет, предшествующих году ее представления.

В связи с неоднозначным толкованием нормы, предусмотренной пунктом 4 статьи 89 НК РФ, регламентирующей проведение выездной налоговой проверки в случае представления уточненной налоговой декларации, ФНС России разъясняет, в частности, следующее:

  • данная норма является исключением из общего правила о периоде, который может быть охвачен выездной налоговой проверкой (по общему правилу - три календарных года, непосредственно предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки);
  • выездная проверка проводится за период, за который представлена налоговая декларация, причем только в том случае, если он ранее не был охвачен выездной налоговой проверкой;
  • момент представления уточненной налоговой декларации (во время проверки, до или после ее проведения), для применения нормы не имеет значения.

(Письмо ФНС России от 29.05.2012 N АС-4-2/8792 "О пункте 4 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации")

Организация, получившая статус участника проекта "Сколково", имеющая право на освобождение от обязанностей налогоплательщика НДС при реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, в отдельных случаях обязана представлять налоговую декларацию по НДС.

В письме Минфина России, направленном для использования в работе налоговых органов, сообщается, что указанные организации обязаны представлять налоговые декларации по НДС в случае:

  • исполнения обязанностей налогового агента по НДС;
  • выставления покупателям счета-фактуры с выделенной суммой НДС;
  • при совершении налогооблагаемых операций в соответствии с договором простого товарищества, договором инвестиционного товарищества, концессионным соглашением, договором доверительного управления имуществом.

(Письмо ФНС России от 31.05.2012 N ЕД-4-3/8966@)

При реализации приобретенного ранее земельного участка организация вправе учесть его стоимость в расходах при исчислении налога на прибыль.

Данный вывод Минфина России, содержащийся в письме, направленном в налоговые органы, основан на норме, предусмотренной подпунктом 2 пункта 1 статьи 268 НК РФ, согласно которой, в частности, при реализации прочего имущества налогоплательщик вправе уменьшить доходы от такой операции на цену приобретения (создания) этого имущества.

(Письмо ФНС России от 07.06.2012 N ЕД-4-3/9380@)

Затраты на размещение рекламы в терминалах экспресс-оплаты включаются в состав расходов в размере, не превышающем 1 процента от выручки.

Расходы на рекламу, которая демонстрируется в терминалах экспресс-оплаты, являются нормируемыми. То есть при определении налоговой базы по налогу на прибыль такие расходы можно учесть в размере, не превышающем 1 процента от выручки.

Особенности определения расходов на рекламу определены в пункте 4 статьи 264 Налогового кодекса. В частности, данной нормой установлено, что к ненормируемым расходам относятся затраты на:

  • рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и информационно-телекоммуникационные сети;
  • световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
  • участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр, каталогов, и др.

Все остальные затраты на рекламу, в том числе и затраты на размещение рекламных баннеров в терминалах экспресс-оплаты, признаются при налогообложении прибыли в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации.

(Письмо Минфина России от 01.06.12 № 03-03-06/1/287)

Индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, не вправе при исчислении единого налога зачесть суммы налогов, уплаченных, в частности, с доходов от отчуждения недвижимого имущества за пределами РФ.

Налогообложению, в том числе в случае применения УСН, подлежат доходы налогоплательщиков, полученные как от источников в РФ, так и за ее пределами.

Отдельные международные соглашения по вопросам предотвращения двойного налогообложения предусматривают возможность при определении налогооблагаемой прибыли зачесть суммы налогов, уплаченных за границей.

Вместе с тем отмечено, что упрощенная система налогообложения освобождает индивидуальных предпринимателей от уплаты НДФЛ и налога на имущество, а также устанавливает особый порядок определения налоговой базы, не содержащий возможности зачета сумм налогов, уплаченных за границей.

С учетом изложенного, ФНС России сообщает о том, что указанные выше нормы международных соглашений не распространяются на УСН, в связи с чем индивидуальные предприниматели, применяющие данную систему налогообложения, не праве применять вычеты сумм налогов, уплаченных за пределами РФ.

(Письмо ФНС России от 13.06.2012 N ЕД-4-3/9681@ "О порядке применения упрощенной системы налогообложения")

При исчислении НДПИ налоговую базу в отношении газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья следует определять как количество добытого полезного ископаемого.

Федеральным законом от 28.11.2011 N 338-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса..." с 1 января 2012 года в отношении газового конденсата устанавливается твердая ставка НДПИ в рублях за 1 тонну добытого полезного ископаемого. Однако на основании пункта 2 статьи 338 НК РФ налоговая база в отношении газового конденсата определяется как стоимость добытого полезного ископаемого.

С целью устранения имеющегося противоречия до внесения поправок в статью 338 НК РФ Минфином России рекомендовано налоговую базу в отношении газового конденсата определять как количество добытого ископаемого.

(Письмо ФНС России от 07.06.2012 N ЕД-4-3/9412@ "О направлении письма Минфина России")

Даны разъяснения по вопросу определения даты фактического получения дохода в виде оплаты отпускных для целей налогообложения.

При получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности.

В решении Президиума ВАС РФ от 07.02.2012 N 11709/11 отмечено, что оплата отпуска, несмотря на то, что она связана с трудовыми отношениями налогоплательщика с налоговым агентом, имеет иную (отличную от заработной платы) природу, поскольку фактически в это время работник свободен от исполнения трудовых обязанностей.

Таким образом, дата фактического получения дохода в виде оплаты отпуска должна определяться как день выплаты дохода (перечисления денежных средств на счета налогоплательщика в банках).

(Письмо ФНС России от 13.06.2012 N ЕД-4-3/9698@ "О дате фактического получения дохода" (вместе с Письмом Минфина России от 06.06.2012 N 03-04-08/8-139))

Как быть с вычетом по НДФЛ, если квартира продается как единый объект, находящийся в собственности нескольких человек?

При продаже квартир и долей в них, находящихся в собственности менее 3-х лет, налогоплательщик может получить вычет по НДФЛ. Он предоставляется в размере полученных от этого сумм, но не более 1 млн. руб.

Разъяснено, что в рассматриваемом случае следует понимать под долей квартиры. Это часть жилья, которая является самостоятельным объектом договора купли-продажи со стороны продавца (т. е. это не доля в праве собственности на имущество).

При продаже квартиры как единого объекта, находящегося в собственности нескольких человек, соответствующий размер имущественного вычета распределяется между совладельцами пропорционально их доле в праве собственности.

(Письмо ФНС России от 5 июня 2012 г. № ЕД-3-3/1985@ “Об имущественном налоговом вычете”)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.