Мониторинг изменений за период 12.11.12 - 18.11.12



Бухгалтерский учет и налогообложение

Расширен перечень оборудования, ввоз которого на территорию РФ не облагается НДС.

Перечень дополнен новыми позициями ТН ВЭД ТС: 8417 80 500 0 "Многоподовая печь, модель 7К1", 8419 39 000 9 "Роторно-вихревая мельница...", 8421 29 000 8 "Мембранный фильтр-пресс системы Andritz...".

Отдельные позиции изложены в новой редакции (в частности, в позицию классифицируемую кодом ТН ВЭД ТС 8419 89 989 0 включен автоклав с мешалкой (реактор) из супердуплексной стали, в позицию ТН ВЭД ТС 8486 20 900 9 включено оборудование завода по производству магниторезистивной памяти на кремниевых платинах).

(Постановление Правительства РФ от 08.11.2012 N 1144 "О внесении изменений в перечень технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость")


Вернуться в начало


Таможенное дело

При применении метода вычитания (метод 4) при определении таможенной стоимости товаров необходимы индивидуальный подход и анализ каждой конкретной ситуации, с тем чтобы определить не только возможность, но и целесообразность тех или иных затрат по осуществлению поиска и использованию необходимой информации для определения таможенной стоимости по данному методу.

Согласно утвержденным Правилам метод 4 применяется, если таможенная стоимость товаров, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза, не может быть определена в соответствии со статьями 4, 6 и 7 Соглашения об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза от 25 января 2008 года (далее - Соглашение).

Таможенная стоимость оцениваемых (ввозимых) товаров определяется по методу 4 в случае, когда оцениваемые (ввозимые) либо идентичные или однородные им товары продаются на таможенной территории Таможенного союза в том же состоянии, в котором они были ввезены на эту территорию.

В Правилах приводятся примеры определения таможенной стоимости оцениваемых (ввозимых) товаров по методу 4.

Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.

(Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13.11.2012 N 214 "О применении метода вычитания (метод 4) при определении таможенной стоимости товаров")

С 1 января 2013 года снижаются ставки ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных видов ракообразных и готовых продуктов из них.

Установлено, что ввоз товаров, классифицируемых, в частности, в товарных подсубпозициях 0306 16 100 0, 0306 17 100 0, 0306 26 100 0, 1605 21 100 0, 1605 29 000 0, будет осуществляться по ставкам ввозных таможенных пошлин в размере 17 процентов от таможенной стоимости, но не менее 0,34 евро за 1 кг (в настоящее время ставки пошлин при ввозе указанных товаров составляют 20 процентов от таможенной стоимости, но не менее 2 евро за 1 кг).

(Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13.11.2012 N 215 "Об установлении ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза в отношении отдельных видов ракообразных и готовых продуктов из них")

Внесены изменения в Перечень товаров, в отношении которых с 1 января 2012 года устанавливаются тарифные квоты, а также объемы тарифных квот для ввоза этих товаров на территории государств - членов Таможенного союза.

В новой редакции изложена позиция "Мясо и пищевые субпродукты домашней птицы, указанной в товарной позиции 0105, свежие, охлажденные или замороженные (код 0207 ТН ВЭД ТС)" и относящиеся к ней позиции.

Также утвержден Перечень товаров, в отношении которых на период по 31 декабря 2012 года включительно устанавливаются дополнительные тарифные квоты, а также объемы дополнительных тарифных квот для ввоза этих товаров на территории государств - членов Таможенного союза. Установлено, что дополнительные тарифные квоты, указанные в Перечне, применяются в отношении ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, за исключением товаров, происходящих и ввозимых из государств - участников СНГ.

Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.

(Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13.11.2012 N 217 "О перечнях товаров, в отношении которых устанавливаются тарифные квоты, а также объемы тарифных квот для ввоза этих товаров на территории государств - членов Таможенного союза")

Таможня будет принимать гарантии уплаты ввозных налогов еще от нескольких банков.

ФТС расширила перечень банков и страховых организаций, которые вправе предоставлять банковские гарантии уплаты таможенных пошлин и налогов.

Приказом ФТС список пополнили:

  • ОАО Банк АВБ (Тольятти)
  • ЗАО АКБ "Алеф-Банк" (Москва)
  • АКБ "Вятка-банк" (Киров) и его филиал в Москве
  • ОАО "Газэнергобанк" (Калуга)
  • ЗАО "Банк оф Токио-Мицубиси ЮФДжей (Евразия)" (Москва)
  • ООО "БАЛТ-страхование" (Москва).

(Приказ ФТС России от 6 ноября 2012 г. N 2228)


Вернуться в начало


Правовые новости

Президент РФ подписал закон об увеличении штрафов за продажу алкоголя несовершеннолетним.

Президент РФ Владимир Путин подписал, предусматривающий существенное ужесточение административной ответственности за розничную продажу несовершеннолетним алкогольной продукции.

Так, после вступления закона в силу штрафы за совершение указанного деяния для граждан составят от 30 тыс. руб. до 50 тыс. руб. (сейчас – от 3 тыс. руб. до 5 тыс. руб.), для должностных лиц – от 100 тыс. руб. до 200 тыс. руб. (сейчас – от 10 тыс. руб. до 20 тыс. руб.), для юридических лиц – от 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб. (сейчас – от 80 тыс. руб. до 100 тыс. руб.).

Документ вступит в силу 24 ноября 2012 года. Его текст опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.

(Федеральный закон от 12 ноября 2012 г. № 193-ФЗ "О внесении изменений в статьи 3.5 и 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях")

Президент РФ подписал закон о запрете увольнения многодетных отцов.

Президент РФ Владимир Путин подписал закон, устанавливающий запрет увольнять по инициативе работодателя отцов – единственных кормильцев в многодетных семьях, воспитывающих малолетних детей.

Закон принят в целях реализации Постановления Конституционного Суда РФ от 15 декабря 2011 года № 28-П и предусматривает запрет на расторжение трудового договора по инициативе работодателя с родителем, являющимся единственным кормильцем ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или ребенка в возрасте до трех лет в семье, воспитывающей трех и более малолетних детей, если другой родитель не состоит в трудовых отношениях. Соответствующие изменения вносятся в ст. 261 ТК РФ.

Напомним, Федеральный закон принят Госдумой 26 октября и одобрен Советом Федерации 31 октября текущего года.

(Федеральный закон от 12 ноября 2012 г. № 188-ФЗ "О внесении изменений в статью 261 Трудового кодекса Российской Федерации")

Установлена административная ответственность за нарушения при функционировании некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента.

Кодекс РФ об административных правонарушениях дополнен новыми составами правонарушений:

  • непредставление сведений некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента;
  • нарушение порядка деятельности некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента;
  • организация деятельности некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, в отношении которой принято решение о приостановлении ее деятельности, либо участие в такой деятельности.

В качестве максимального наказания предусмотрен административный штраф при непредставлении сведений некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, - от 300 тысяч до 500 тысяч рублей для юридических лиц.

(Федеральный закон от 12.11.2012 N 192-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях")


Вернуться в начало


Законопроекты

Депутаты Госдумы пересмотрят перечень льгот по НДС.

Депутаты Госдумы РФ рассмотрят в первом чтении законопроект о внесении изменений в статью 150 части второй Налогового кодекса РФ, в части освобождения от налогообложения НДС при ввозе культурных ценностей, приобретенных государственными и муниципальными учреждениями.

Статьей 1 законопроекта предлагается внести изменения в подпункт 4 статьи 150 части второй Налогового кодекса РФ, распространив льготу по уплате налога на добавленную стоимость на все культурные ценности, ввозимые на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, государственными и муниципальными учреждениями.

(Законопроект № 139775-6 "О внесении изменений в статью 150 части второй Налогового кодекса РФ")

Депутаты рассмотрят поправки в порядок восстановления расходов на капвложения для целей налогового учета.

Депутаты Госдумы рассмотрят на ближайшем пленарном заседании в третьем (окончательном) чтении законопроект, устанавливающий особенности восстановления расходов на капитальные вложения для целей исчисления налога на прибыль организаций.

Так, в частности, законопроектом уточняется порядок восстановления в доходах суммы расходов на капитальные вложения в размере не более 10% (не более 30% - в отношении основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам) первоначальной стоимости основных средств, а также расходов, которые понесены в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств ("амортизационной премии"), при реализации основных средств, в отношении которых такие капитальные вложения были осуществлены, ранее чем по истечении пяти лет с момента введения их в эксплуатацию.

Законопроектом предусмотрено, что восстановлению подлежат суммы указанных капитальных расходов только в том случае, если основные средства реализованы лицу, являющемуся взаимозависимым по отношению к налогоплательщику.

(Законопроект № 16703-6 "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса РФ и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ")

Депутаты одобрили во втором чтении новые ставки НДПИ при добыче природного газа.

Депутаты Госдумы РФ одобрили во втором (основном) чтении законопроект, предусматривающий индексацию ставок НДПИ при добыче природного газа.

Так, в частности, документ устанавливает ставки НДПИ на газ горючий природный в размере 622 рубля (на период с 1 июля по 31 декабря 2013 г. включительно), 700 рублей (на период с 1 января по 31 декабря 2014 г. включительно), 788 рублей (начиная с 1 января 2015 г.), за 1 000 кубических метров газа при добыче газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья.

Указанные ставки применяются налогоплательщиками являющимися собственниками объектов Единой системы газоснабжения, и организациями, в которых непосредственно и (или) косвенно участвуют собственники объектов Единой системы газоснабжения и суммарная доля такого участия составляет более 50%.

Предполагается, что Федеральный закон вступит в силу с 1 января 2013 года.

(Законопроект № 142654-6 "О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации")

Госдума одобрила во втором чтении законопроект об индексации акцизов.

Депутаты Госдумы РФ одобрили во втором (основном) чтении законопроект, утверждающий индексацию ставок акцизов.

Документ сохраняет на 2013 и 2014 годы ставки акцизов, за исключением акцизов на нефтепродукты, в размерах, установленных Федеральным законом от 28 ноября 2011 г. № 338-ФЗ.

В 2015 году ставки акцизов на большинство видов подакцизных товаров предлагается увеличить по сравнению с 2014 годом в среднем на 20%, на спиртосодержащую продукцию, алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9 процентов включительно, а также на этиловый спирт, ввозимый на территорию РФ или реализуемый организациям, не уплачивающим авансовый платеж акциза - на 25%.

(Законопроект № 142657-6 "О внесении изменений в статьи 181 и 193 части второй Налогового кодекса РФ")

В Госдуме пересмотрят механизм утверждения экспортных пошлин на нефть.

Депутаты Госдумы рассмотрят проект федерального закона, изменяющего порядок утверждения таможенных пошлин на нефть.

Так, в частности, законопроект предписывает утвердить на уровне нормативно-правового акта правительства формулу расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и нефтепродукты.

Данная мера позволит, по мнению разработчиков, более точно планировать экспортерам суммы расходов на уплату таможенных платежей на будущие периоды. Напомним, в настоящее время правительство утверждает ставки таможенных пошлин на сырую нефть и нефтепродукты.

(Законопроект № 155903-6 "О внесении изменений в Закон РФ "О таможенном тарифе")

Участки, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, станут объектами обложения земельным налогом.

Госдума одобрила во втором (основном) чтении законопроект, признающий земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, объектами обложения земельным налогом.

Документом предусматривается признание земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, объектом налогообложения по земельному налогу.

При этом законопроектом предусматривается установление в отношении таких земельных участков ставки земельного налога, не превышающей 0,3% их кадастровой стоимости.

(Законопроект № 41444-6 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ")

Госдума рассматривает законопроект о страховых тарифах на обязательное соцстрахование.

Депутаты Госдумы рассматривают во втором чтении законопроект о страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов.

Законопроектом устанавливается, что в 2013 году и в плановый период 2014 и 2015 годов страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются страхователями в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 22 декабря 2005 г. № 179-ФЗ.

Законопроектом также предусматривается, что страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определяются в процентах к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров.

При этом сохраняются условия установления и размеры тарифов, действовавших в 2012 году - 32 страховых тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (от 0,2 до 8,5%).

(Законопроект № 143349-6 "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов")


Вернуться в начало


Судебная практика

Суд против налога со страховых выплат организации-нерезиденту.

Российская страховая компания перечисляет страховое возмещение организации – нерезиденту. У последней нет постоянного представительства в нашей стране. Значит, страховщик признается налоговым агентом и обязан удержать налог на прибыль с перечисленных сумм. Так решила инспекция. Ее мнение соответствует письму Минфина России от 11.08.11 № 03-03-06/3/6.

Но удержание налога производится с доходов подобных нерезидентов (п. 1 ст. 309 НК РФ). А страховое возмещение направлено на компенсацию ущерба. Поэтому его нельзя приравнивать к доходу, облагаемому налоговым агентом. Сделав такой вывод, ВАС РФ признал незаконность доначислений.

(Определение ВАС от 18.10.12 № ВАС-12911/12)

Для суда не аргумент, что программа "не дает" распечатать отчет.

ФАС Уральского округа рассмотрел применение ответственности за непредставление запрошенных документов. Инспекция, проводя проверку, запросила, оформив требование, 4 конкретных документа (по два за год) - расчет прямых расходов на остатки незавершенного производства и расчет прямых расходов на остатки готовой продукции на складе за 2008 и 2009 годы.

Организация не отрицает, что ведет такие расчеты в силу статей 313 и 319 НК РФ. Однако расчеты производятся стандартно в программе "1С", печатная форма в которой не предусмотрена, значит, по мнению представителей компании, расчет представлен быть не может.

Суд посчитал, что это не аргумент. Налогоплательщик может представить документ в электронном виде; в виде выписки; оформить расчет "от руки", однако ничего из названного ООО не сделало.

Поэтому вынесенное налоговой решение в соответствии с п. 1 ст. 126 НК РФ – штраф по 200 рублей за непредставленный документ, - признано судом правомерным.

(Постановление ФАС Уральского округа от 29.10.2012 г. по делу № А60-5827/2012)

Суд отменил штраф, начисленный налогоплательщику из-за ошибки в КБК.

Налоговая инспекция, проводя проверку деятельности ИП, обнаружила, что в платежках на перечисление НДФЛ с зарплаты наемных работников вместо КБК "НДФЛ с доходов…" был указан КБК "Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование…". Получателем значилась налоговая инспекция, счет в казначействе один и тот же. Основанием платежа было указано "уплата НДФЛ за…".

На основании акта проверки было вынесено решение о доначислении налога на 398 тыс. руб., взыскании штрафа 33,3 тыс. руб. и пени 55,3 тыс. руб.

Исследовав обстоятельства дела, суд пришел к выводу, что вредоносных последствий в результате данной ошибки не наступило. Деньги в казначейство, а, значит, в бюджентную систему, были зачислены вовремя, что делает начисление пени незаконным.

Как указал суд, бюджетная система РФ - это совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Кроме того, предпринимателем предприняты меры по правильному зачислению налога в соответствующий бюджет.

К моменту рассмотрения дела в суде необходимые суммы были возвращены (по заявлению) из бюджета ПФ и перечислены с правильным КБК.

Истец в заявлении просил не об отмене, а о снижении штрафных санкций. Суд не может выйти за пределы исковых требований, поэтому уменьшил сумму штрафа до 10 рублей.

Апелляционный и кассационный суды поддержали это решение.

(Постановление ФАС Уральского округа от 30 октября 2012 г. по делу № А76-25277/2011)

В отношении реализации товаров по каталогам ЕНВД не применяется.

ФАС Северо-Кавказского округа подтвердил, что реализация товаров по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети не является розничной торговлей для целей применения ЕНВД.

ФАС указал, что ЕНВД применяется в отношении розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м по каждому объекту организации торговли и в отношении розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети.

К стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, относится торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях, строениях и сооружениях, не имеющих обособленных и специально оснащенных для этих целей помещений. К данной категории торговых объектов относятся крытые рынки, торговые комплексы, киоски, торговые автоматы и другие аналогичные объекты.

В свою очередь договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с образцом товара (его описанием, каталогом товаров и т.п.), предложенным продавцом.

К розничной торговле относится предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи. При этом к данному виду предпринимательской деятельности не относится реализация товаров по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети.

(Постановление ФАС Северо-Кавказского округа № А32-44214/2011 от 06.11.2012)

Неиспользование транспортного средства не прекращает обязанности по уплате налога.

ФАС Западно-Сибирского округа признал неверным вывод суда о том, что невозможность использования транспортного средства в своей основной деятельности освобождает предприятие от уплаты транспортного налога.

ФАС указал, что прекращение взимания транспортного налога предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Иных оснований для прекращения взимания транспортного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновение права на налоговую льготу) не установлено. При этом исчисление налога прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия транспортного средства с учета в регистрирующих органах.

В этой связи вывод арбитражного суда апелляционной инстанции о том, что объективная невозможность использования транспортного средства в своей основной деятельности может послужить основанием для признания факта отсутствия объекта обложения транспортным налогом, также следует признать ошибочным, поскольку такое основание не предусмотрено действующим налоговым законодательством.

Таким образом, факт неиспользования транспортного средства в своей основной деятельности без снятия его с учета в регистрирующем государственном органе не освобождает налогоплательщика от обязанности по исчислению и уплате транспортного налога.

(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа № А75-9581/2011 от 07.11.2012)


Вернуться в начало


Прочее

ФНС грозит двумя повторными проверками тому, кто завуалировал контролируемую сделку.

Из нового письма ФНС можно, в частности, узнать, что при товарообменных операциях, при реализации на безвозмездной основе налоговая база определяется в порядке, аналогичном порядку определения рыночных цен, установленному статьей 105.3 НК (то есть для налогообложения между взаимозависимыми лицами). При этом если нормами части второй НК об исчислении отдельных налогов установлены иные правила определения цены для целей налогообложения, то применяются правила второй части НК.

В целом, по мнению налоговиков, сделки между взаимозависимыми лицами можно разделить на две группы: 1. контролируемые и 2. иные сделки между взаимозависимыми лицами.

Контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам не может быть предметом выездных и камеральных проверок. Минфин напомнил, что по ним налогоплательщики представляют в налоговый орган уведомления и документацию по сделке. Проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением таких сделок осуществляется центральным аппаратом (ЦА) ФНС России.

Об иных сделках между взаимозависимыми лицами, не подпадающих под критерии контролируемых сделок, налогоплательщики не обязаны уведомлять налоговые органы. Однако в ходе контрольной работы территориальный налоговый орган может выявить сделку, которая по условиям подпадает под контролируемую, но в представленном в налоговый орган уведомлении налогоплательщиком отражены недостоверные сведения, или которая по условиям договоров не подпадает под контролируемую.

Если по предварительной оценке такая сделка относится к контролируемым, то территориальный налоговый орган может направить письмо в ЦА ФНС и изложить в нем факты, свидетельствующие о занижении сумм соответствующих налогов. Эта информация может служить основанием для повторной выездной налоговой проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, с последующей проверкой полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

По этим "иным" сделкам между взаимозависимыми лицами контроль соответствия цен рыночным может быть предметом выездных и камеральных проверок. В том числе это касается реализации товаров (работ, услуг) по товарообменным (бартерным) операциям, реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе, передаче права собственности на предмет залога залогодержателю при неисполнении обеспеченного залогом обязательства, передаче товаров (результатов выполненных работ, оказании услуг) при оплате труда в натуральной форме.

(Письмо ФНС России от 02.11.2012 N ЕД-4-3/18615@, Письмо Минфина России от 18.10.2012 г. N 03-01-18/8-145)

НДС с аванса по необлагаемым операциям - переплата, считает Минфин.

Минфин в письме напомнил, что НДС, уплаченный с полученного аванса в счет предстоящей поставки, согласно НК подлежит вычету с момента отгрузки товаров (работ, услуг).

Однако если НДС уплачен с аванса по операции, не подлежащей обложению НДС, то его сумма может быть зачтена (возвращена) в порядке, предусмотренном ст. 78 НК.

(Письмо Минфина России от 08.11.2012 № 03-07-07/115)

Экспедитор может выставить один счет-фактуру на стоимость всех услуг, которые ему возмещает клиент.

Минфин России рассмотрел следующую ситуацию. Экспедитор от своего имени заключает договоры для оказания услуг, которые определены договором транспортной экспедиции. Указанные услуги приобретаются экспедитором от своего имени за счет клиента. В каком порядке экспедитор выставляет клиенту счета-фактуры по этим услугам?

Финансовое ведомство отметило, что Правилами заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость (утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137) порядок составления счетов-фактур экспедиторами по таким услугам не установлен. Поэтому они могут выставлять их в порядке, предусмотренном Правилами для комиссионеров (агентов). То есть экспедитор может выставлять клиенту счета-фактуры, в которых отражены показатели счетов-фактур, выставленных экспедитору организациями, непосредственно оказывающими эти услуги. Более того, учитывая состав и виды расчетов по договору транспортной экспедиции (оплата перевозки, складирования, перевалки, хранения грузов и др.), экспедитор может в одном счете-фактуре указывать стоимость всех услуг, возмещаемых клиентом. Однако в таком счете-фактуре виды приобретенных услуг должны быть расшифрованы.

Также Минфин России указал, что для целей вычета НДС клиентом к выставленному счету-фактуре экспедитору следует приложить копии счетов-фактур, полученных от организаций, оказывающих услуги, а также копии соответствующих первичных документов.

(Письмо Минфина России от 01.11.2012 № 03-07-09/148)

Минфин пояснил, как определяются доходы при безвозмездной передаче имущества между лицами, не являющими взаимозависимыми.

При безвозмездной передаче имущества между лицами, не признаваемыми взаимозависимыми, доходы определяются исходя из остаточной стоимости имущества либо затрат на его производство (приобретение).

По общему правилу доходы в виде безвозмездно полученного имущества включаются в состав внереализационных доходов. При этом оценка доходов осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом норм статьи 105.3 НК РФ. Однако такая цена не должна быть ниже остаточной стоимости по амортизируемому имуществу (рассчитывается в соответствии с главой 25 НК РФ), а по иному имуществу – не ниже затрат на его производство (приобретение). Информация о ценах должна быть подтверждена получателем имущества документально или путем проведения независимой оценки. Такие положения закреплены в пункте 8 статьи 250 НК РФ.

В статье 105.3 установлены общие положения о налогообложении в сделках между взаимозависимыми лицами. Цены в сделках, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, считаются рыночными.

По мнению Минфина, из данных норм следует, что доходы по безвозмездно полученному имуществу в сделке между лицами, не признаваемыми взаимозависимыми, должны учитываться в размере не ниже остаточной стоимости амортизируемого имущества и не ниже затрат на производство (приобретение) другого имущества.

При этом чиновники предупреждают: если налоговики заподозрят участников такой сделки в недобросовестности, то, помимо предъявления обвинений в получении необоснованной налоговой выгоды, контролеры могут попытаться признать данных лиц взаимозависимыми (п. 7 ст. 105.1 НК РФ) либо признать сделку контролируемой (п. 10 ст. 105.14 НК РФ).

(Письмо Минфина России от 08.11.12 № 03-01-18/8-162)

Исключение недействующей компании-должника из ЕГРЮЛ по решению налоговиков не является основанием для списания кредитором ее долгов.

В Минфин России обратился банк, у которого ряд клиентов-должников были исключены из Единого государственного реестра юрлиц (ЕГРЮЛ) по решению налоговиков как недействующие компании. Банк интересовался: может ли он признать задолженность таких клиентов безнадежной и включить в расходы при расчете налога на прибыль? В Минфине сочли, что у банка нет оснований для списания такой задолженности, поскольку исключение недействующей компании из ЕГРЮЛ не является ликвидаций.

Как известно, безнадежные долги для целей налогообложения прибыли приравниваются к внереализационным расходам (подп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ). Долг можно признать безнадежным (нереальным ко взысканию), если выполняется одно из условий, предусмотренных пунктом 2 статьи 266 НК РФ:

  • 1) истек срок исковой давности;
  • 2) обязательство должника прекращено:
    • из-за невозможности его исполнения;
    • на основании акта государственного органа;
    • в связи с ликвидацией организации.

Как видно, одним из оснований для квалификации долга как безнадежного является ликвидация компании-должника. Согласно пункту 1 статьи 61 Гражданского кодекса ликвидация организации – это прекращение ее деятельности как юридического лица без перехода прав и обязанностей к другим лицам. В пункте 2 данной статьи перечислены два основания ликвидации юрлиц. Первое – решение учредителей либо органа юрлица, уполномоченного учредительными документами. Второе основание – решение суда в случаях, установленных пунктом 2 статьи 61 ГК РФ. Ликвидация юрлица считается завершенной после внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ (п. 8 ст. 63 ГК РФ).

Компания может быть исключена из ЕГРЮЛ и в том случае, если имеются основания для признания ее недействующей. А именно: в течение 12 месяцев компания не сдавала налоговую отчетность и не осуществляла операций хотя бы по одному банковскому счету (ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.01 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").

Однако, как отмечается в письме Минфина, признание компании недействующей и исключение ее из ЕГРЮЛ по этому основанию не является ликвидацией. А это значит, что кредитор не вправе учесть долги такой компании как безнадежную задолженность и списать ее в составе внереализационных расходов.

(Письмо Минфина России от 08.11.12 № 03-03-06/1/577)

Минфин: затраты на обновление интернет-сайта можно учесть в составе прочих расходов.

Организация оплатила услуги по разработке и созданию интернет-сайта. Стоимость интернет-сайта превышает 40 000 рублей, а срок его полезного использования — более 12 календарных месяцев. Каким образом можно учесть затраты на обновление данного сайта? В Минфине России полагают, что такие затраты следует учесть в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

Чиновники рассуждают следующим образом. Интернет-сайт стоимостью более 40 000 рублей и со сроком полезного использования более 12 месяцев следует рассматривать как нематериальный актив, стоимость которого погашается путем амортизации (п. 1 ст. 256 и п. 3 ст. 257 НК РФ).

При этом увеличивать первоначальную стоимость нематериальных активов в результате их дооборудования, модернизации или реконструкции нельзя, поскольку это не предусмотрено нормами главы 25 Налогового кодекса.

Поэтому Минфин предлагает воспользоваться подпунктом 26 пункта 1 статьи 264 НК РФ. В нем установлено, что расходы по приобретению прав на использование программ для ЭВМ и баз данных относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. К таким расходам можно также отнести расходы на приобретение исключительных прав на программы для ЭВМ стоимостью менее 40 000 рублей. При этом, как отмечают авторы комментируемого письма, затраты на приобретение обновлений для таких программ следует распределять равномерно полученным доходам.

(Письмо Минфина России от 06.11.12 № 03-03-06/1/572)

Комиссионную торговлю сырой нефтью можно перевести на УСН.

Организация-комиссионер осуществляет комиссионную торговлю сырой нефтью на экспорт. Может ли она применять упрощенную систему налогообложения? Да, может, считают в Минфине России.

Авторы комментируемого письма ссылаются на подпункт 8 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса. В нем сказано, что УСН не вправе применять те предприниматели и организации, которые занимаются производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых (за исключением общераспространенных полезных ископаемых.). К полезным ископаемым относится, в том числе и нефть, о чем прямо сказано в статье 337 НК РФ.

Однако, как считают в финансовом ведомстве, данное правило не применимо к комиссионной торговле. Если организация-комиссионер будет осуществлять комиссионную торговлю сырой нефтью, и не будет осуществлять ее добычу, то она вправе перейти на УСН.

(Письмо Минфина России от 09.11.12 № 03-11-06/2/137)

Предприниматели смогут применять патентную систему налогообложения при реализации через аптеку как лекарств, так и прочих товаров.

Индивидуальный предприниматель продает через аптеку как лекарственные средства, так и прочие товары. Сможет ли он применять патентную систему налогообложения, начиная с 1 января 2013 года? Да, сможет, считают в Минфине России.

Порядок применения патентной системы налогообложения урегулирован главой 26.5 Налогового кодекса, которая вступает в силу с 1 января 2013 года.

Подпункт 38 пункта 2 статьи 346.43 НК РФ позволяет применять данный спецрежим в отношении медицинской и фармацевтической деятельности, при условии, что у предпринимателя есть соответствующая лицензия.

В то же время, согласно подпунктам 45 и 46 пункта 2 статьи 346.43 НК РФ, на патентную систему налогообложения можно перевести розничную торговлю. Это касается торговли через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 кв. метров по каждому объекту, через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети.

Поэтому, как считают в Минфине, ничто не мешает предпринимателю, совмещающему фармацевтическую деятельность и розничную торговлю в одном объекте (в аптеке) подать заявление на получение патента. При этом может возникнуть вопрос: как считать площадь торгового зала аптеки в целях определения права на применение патентной системы в отношении розничной торговли? В Налоговом кодексе нет ответа на этот вопрос. В Минфине же полагают, что учитывать нужно общую площадь торгового зала аптеки.

(Письмо Минфина России от 06.11.12 № 03-11-11/332)

Заявление о переходе с ЕНВД на иной режим налогообложения необходимо подать до 15 января 2013 года.

Со следующего года применение системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход станет добровольным. Те организации и предприниматели, которые в будущем году пожелают уйти с этого спецрежима, должны подать соответствующее заявление до 15 января 2013 года.

Чиновники ссылаются на пункт 3 статьи 346.28 Налогового кодекса. В нем сказано, что при прекращении деятельности, которая подпадает под "вмененку", организации и предприниматели, подают заявление о снятии с учета в качестве плательщика ЕНВД в течение пяти дней со дня прекращения соответствующей деятельности.

Этот же порядок будет действовать и при добровольном уходе с ЕНВД. То есть "вмененщиков" будут снимать с учета на основании заявления, поданного в налоговый орган в течение пяти дней со дня перехода на иной режим налогообложения. С учетом предстоящих праздничных дней, такое заявление необходимо будет подать до 15 января 2013 года.

Со своей стороны напомним, что если налогоплательщик решит в будущем году перейти на УСН, то соответствующее заявление нужно подать до 9 января 2013 года.

(Письмо Минфина России от 06.11.12 № 03-11-06/3/75)

Гражданин продал за границей квартиру, принадлежавшую ему более 3 лет: как быть с НДФЛ?

Доход от продажи квартиры, находящейся за границей, относится к доходам, полученным от источников за пределами России.

Не облагаются НДФЛ доходы физлица-резидента России от продажи квартиры, принадлежавшей на праве собственности 3 года и более. Это правило применяется независимо от места нахождения такой квартиры.

Налоговыми резидентами признаются граждане, фактически находящиеся в нашем государстве не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физлица в России не прерывается на время его выезда за пределы страны для краткосрочного (менее 6 месяцев) лечения или обучения.

(Письмо ФНС России от 9.11.2012 г. № ЕД-3-3/4062@ “О налоге на доходы физических лиц”)

ФНС России уточнила свои разъяснения, касающиеся порядка заполнения налоговой декларации по транспортному налогу за 2012 год при применении налоговой льготы

Согласно разъяснениям ФНС России (см. также письмо от 26.10.2012 N БС-4-11/18200) форма налоговой декларации, утвержденная Приказом ФНС России от 20.02.2012 N ММВ-7-11/99@, предусматривает возможность исчислить сумму транспортного налога при применении налоговой льготы как за весь налоговый период, так и за неполный налоговый период.

При этом сообщается, что порядок заполнения данной налоговой декларации содержит некорректное описание алгоритма расчета сумм налоговых льгот.

В этой связи разъясняется, что в случае, если в течение 2012 года у налогоплательщика возникли основания для применения налоговой льготы, то:

  • в строке 180 налоговой декларации сумму налоговой льготы следует рассчитывать как произведение налоговой базы (строка 070), налоговой ставки (строка 130) и коэффициента Кл, учитывающего число полных месяцев, в течение которых применяется налоговая льгота (строка 160);
  • в строке 200 сумму налоговой льготы следует рассчитать как произведение показателей указанных выше строк (070, 130, 160) и процента, уменьшающего исчисленную сумму налога;
  • в строке 220 сумму налоговой льготы следует исчислить как разность суммы налога, исчисленной по полной налоговой ставке, и суммы налога, исчисленной по пониженной налоговой ставке, умноженная на коэффициент Кл (строка 160).

(Письмо ФНС России от 13.11.2012 N БС-4-11/19074@ "О налоговой декларации по транспортному налогу")


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.