Мониторинг изменений за период 14.05.12 - 20.05.12



Бухгалтерский учет и налогообложение

С 1 июня 2012 года вводится в действие новый формат представления заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес в электронном виде.

Формат разработан в соответствии с бумажной формой данного заявления, утвержденной приказом Минфина России от 22.12.2011 N 184н.

Напомним, что в новой форме учтена возможность регистрации объектов налогообложения, признаваемых таковыми с 1 января 2012 года. С 2012 года расширен перечень объектов налогообложения налогом на игорный бизнес: операционные кассы заменены на процессинговые центры тотализатора (букмекерской конторы), и введены пункты приема ставок тотализатора (букмекерской конторы).

(Приказ ФНС России от 10.05.2012 N ММВ-7-2/295@ "Об утверждении формата представления заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес в электронном виде")

Решение налогового органа о принятии (отмене, замене) обеспечительных мер, необходимых для исполнения решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, должно быть оформлено в соответствии с утвержденными формами.

Приказом ФНС России утверждены формы указанных решений для случаев, когда обеспечительной мерой является запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа.

Напомним, что в целях обеспечения возможности исполнения принятого по итогам налоговой проверки решения руководителю налогового органа (его заместителю) предоставлено право принимать обеспечительные меры. Такими мерами могут являться запрет на отчуждение имущества налогоплательщика, а также приостановление операций по счетам в банке. Соответствующие меры могут быть приняты, если у налогового органа имеются достаточные основания полагать, что непринятие обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным исполнение решения налогового органа.

(Приказ ФНС России от 30.03.2012 N ММВ-7-2/188@ "Об утверждении форм решений о принятии обеспечительных мер, об отмене и о замене обеспечительных мер", Зарегистрировано в Минюсте России 12.05.2012 N 24122)

Информация о выплате неучтенной заработной платы "в конвертах" может служить основанием для проведения выездной налоговой проверки.

Соответствующее дополнение внесено в Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок (утв. Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@), предусматривающую новый подход к построению системы отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок. Аналогичным поводом для проведения проверки может служить любая иная информация о неоформлении или оформлении трудовых отношений с работником с нарушением установленного порядка.

Помимо этого, в частности, в новой редакции изложены приложения к данному Приказу, содержащие расчет налоговой нагрузки, а также расчет рентабельности продаж и активов, по основным видам экономической деятельности, применяемые для самостоятельной оценки налогоплательщиками рисков планирования налоговыми органами выездных налоговых проверок.

(Приказ ФНС России от 10.05.2012 N ММВ-7-2/297@ "О внесении изменений в Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок")

ФНС создала комиссию по регулированию деятельности операторов электронного документооборота счетов-фактур.

Распоряжением Федеральной налоговой службы создана Комиссия ФНС России по регулированию деятельности операторов электронного документооборота. Эта комиссия должна организовать приём и обработку заявлений, поступающих от спецоператоров связи, которые решат войти в Сеть доверенных операторов электронного документооборота счетов-фактур.

Напомним, временные положения о такой Сети и порядке присоединения к ней утверждены приказом ФНС России от 20.04.12 № ММВ-7-6/253@. Как указывается в документах, создание сети должно повысить доверие к деятельности операторов электронного документооборота при обмене счетами-фактурами в электронном виде, обеспечить защиту от фальсификации счетов-фактур и дать возможность налоговым органам истребовать счета-фактуры в электронном виде.

(Распоряжение ФНС РФ от 11.05.2012 № 75@)


Вернуться в начало


Таможенное дело

С 1 июля 2012 года будет применяться новый порядок заполнения декларации на товары.

Инструкция о порядке заполнения декларации на товары, утвержденная Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 года N 257, излагается в новой редакции.

(Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26.04.2012 N 39 "О внесении изменений и дополнений в Инструкцию о порядке заполнения декларации на товары, утвержденную Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 года N 257")

Внесены изменения в порядок совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении воздушных судов и товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза этими судами, в Российской Федерации.

В частности, установлено, что перевозчик представляет в таможенный орган сведения о наличии (отсутствии) на борту судна товаров, ввоз которых на таможенную территорию Таможенного союза запрещен или ограничен, лекарственных средств, в составе которых содержатся наркотические, сильнодействующие средства, психотропных и ядовитых веществ, оружия, боеприпасов путем проставления на грузовой ведомости соответствующей записи (отметки).

Приказ вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования.

(Приказ ФТС России от 28.03.2012 N 584 "О внесении изменений в Положение о совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля в отношении воздушных судов и перемещаемых ими товаров, утвержденное приказом ФТС России от 27 мая 2011 г. N 1070", Зарегистрировано в Минюсте России 11.05.2012 N 24110)

ФТС России отменила телетайпограмму, согласно которой планшетники iPad должны были классифицироваться как компьютеры.

ФТС России выпустила Приказ от 11.05.2012 N 906 "О признании недействующей телетайпограммы ФТС России" (далее - Приказ). Данным документом отменена телетайпограмма ФТС России от 14.02.2012 N ТФ-162, согласно которой планшетные компьютеры марки iPad были отнесены к 84 группе ТН ВЭД ТС и должны были классифицироваться в соответствии с подсубпозицией 8471 30 000 0 ТН ВЭД ТС. То есть указанные товары должны были классифицироваться как компьютеры, ставка ввозной таможенной пошлины в отношении которых составляет ноль процентов от их таможенной стоимости.

Напомним, что отмененная телетайпограмма была выпущена в связи с тем, что некоторые таможенные органы классифицировали планшетные компьютеры, оснащенные GPS-модулем, в товарных позициях, соответствующих радиолокационной, радионавигационной и радиоаппаратуре. При такой классификации ставка ввозной таможенной пошлины составляла уже не ноль, а пять процентов от таможенной стоимости товара. Однако отмененная Приказом телетайпограмма распространялась лишь на продукцию торговой марки iPad, а "планшетники" других производителей продолжали ввозиться с уплатой таможенных пошлин.

(Приказ ФТС России от 11.05.2012 N 906 "О признании недействующей телетайпограммы ФТС России")


Вернуться в начало


Правовые новости

Разработаны новые формы документов, представляемых в налоговые органы в целях внесения сведений в ЕГРЮЛ, ЕГРИП.

Приказом ФНС России утверждены, в частности, формы:

  • заявлений о регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя, крестьянского (фермерского) хозяйства);
  • заявлений о внесении изменений в сведения, содержащиеся в соответствующем едином государственном реестре;
  • уведомлений о начале процедуры реорганизации (о ликвидации) юридического лица и др.

Также документ содержит требования к оформлению представляемых документов.

Данный Приказ вступит в силу с даты признания утратившим силу Постановления Правительства РФ от 19.06.2002 N 439, которым утверждены формы документов, используемых при регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

(Приказ ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств")


Вернуться в начало


Законопроекты

Депутаты рассмотрят соглашение РФ и Латвии об избежании двойного налогообложения.

Законопроект "О ратификации соглашения между правительством Российской Федерации и правительством Латвийской республики об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал" внесен в Госдуму.

Информация об этом содержится в электронной базе данных нижней палаты парламента.

Ранее в материалах правительства РФ отмечалось, что соглашение обеспечивает условия, при которых юридические и физические лица каждого из договаривающихся государств не будут дважды уплачивать налоги с одного и того же вида дохода в своем государстве и государстве-партнере, что позволит на взаимовыгодных началах привлечь в каждое из договаривающихся государств иностранные инвестиции.

Документ соответствует типовому соглашению между РФ и иностранными государствами об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество, а также типовым моделям, рекомендованным Организацией экономического сотрудничества и развития и Организацией объединенных наций.

При этом соглашение устанавливает пониженные ставки налога на пассивные доходы (дивиденды, проценты и роялти) по месту резидентства компании, которая их выплачивает. Установление ставок налога на пассивные доходы по месту резидентства компании, которая их выплачивает, в размерах ниже предусмотренных типовым соглашением имеет целью увеличение налоговой базы в РФ, поскольку основные инвестиционные потоки направляются из России в Латвию и основными получателями таких доходов являются российские лица, отмечалось в материалах правительства.

Кроме того, в документе использованы отдельные не предусмотренные типовым соглашением термины и критерии.

Депутаты пересмотрят порядок учета капитальных вложений научными и инновационными организациями.

Депутаты Госдумы рассматривают законопроект № 407071-4 "О внесении изменения в статью 259 части второй Налогового кодекса РФ" в части расширения льгот для научных организаций.

Документ предусматривает увеличение до 50% норматива списания в состав расходов отчетного (налогового) периода капитальных вложений для научных организаций и инновационных предприятий.

В Госдуме предлагают ввести отдельный налог на роскошь.

В Госдуму РФ поступил законопроект № 66360-6 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ, изменения в статью 13 части первой Налогового кодекса РФ и изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ" в части введения налога на объекты роскоши.

Законопроект предполагает введение отдельного налога на объекты роскоши, который будет федеральным налогом, зачисляемым в федеральный бюджет по нормативу 100%.

Плательщиками налога на объекты роскоши предлагается считать организации, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, которым на праве собственности принадлежит имущество, являющееся налогооблагаемой базой налога на объекты роскоши.

Вместе с тем, в правительстве неоднократно заявляли, что отдельного налога на роскошь в России не будет и налогообложение предметов роскоши будет реализовано через повышенную ставку транспортного налога и прогрессивную ставку налога на недвижимость.

В Москве снизят ставку земельного налога.

Мосгордума решила поддержать поправки в региональный закон о земельном налоге, направленный на снижение налоговой нагрузки на владельцев земельных участков.

Как сообщает пресс-центр Мосгордумы, в результате принятия закона налоговая нагрузка на владельцев земельных участков, используемых для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства и дачного хозяйства, снизится в 24 из 29 присоединяемых к Москве поселений. Ставка составит 0,025 процента от кадастровой стоимости земельных участков.

Также предлагается сохранить на присоединяемых к Москве территориях те ставки земельного налога, которые ниже, чем налоговые ставки, применяемые в Москве.


Вернуться в начало


Судебная практика

Признано недействующим положение Методических рекомендаций, препятствующее представительству иностранной организации в РФ учитывать передаваемые ему иностранной организацией расходы по методу начисления в соответствии с главой 25 НК РФ.

ВАС РФ принял решение, в котором указано, в частности, следующее. Международные акты в сфере налогообложения, одобренные и подписанные Правительствами России и Франции, представляют возможность представительству иностранной организации в РФ учесть при исчислении налога на прибыль понесенные иностранной организацией, в том числе за пределами РФ, суммы расходов, произведенные для целей постоянного представительства.

Поскольку указанные акты не содержат понятия "метод, которым определяется прибыль, относящаяся к постоянному представительству", при исчислении налога на прибыль постоянным представительствам иностранной организации в РФ следует руководствоваться положениями главы 25 Налогового кодекса РФ. Нормами названной главы НК РФ предусматривается, в том числе, порядок признания доходов и расходов, применяемый при использовании метода начисления.

В этой связи ВАС РФ пришел к выводу, что положения Методических рекомендаций, устанавливающих особенности налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций, препятствующие учету названных выше расходов в соответствии с методом начисления, согласно положениями НК РФ, следует признать недействующими.

(Решение ВАС РФ от 27.04.2012 N 1896/12)

Дата подачи заявления на возврат НДС не влияет на расчет процентов за несвоевременный возврат налога.

10 мая на сайте Высшего арбитражного суда www.arbitr.ru опубликовано постановление Президиума ВАС РФ, в котором указывается, что проценты за неправомерный отказ в возмещении НДС нужно исчислять с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки по день, предшествующий поступлению денежных средств на банковский счет компании.

В Налоговом кодексе эта норма четко прописана (п.10 ст. 176 НК РФ). Однако и Арбитражный суд г. Москвы, и Девятый арбитражный апелляционный суд, рассматривая данное дело, пришли к выводу, что период просрочки по возмещению налога для расчета процентов нужно исчислять с даты подачи заявления налогоплательщиком на возврат налога. Логика следующая: у инспекции нет обязанности по возврату НДС до тех пор, пока она не получит от налогоплательщика заявление на возврат суммы налога. Соответственно, и проценты нужно начислять именно с этой даты.

Президиум ВАС РФ решения судебных инстанций отменил, подчеркнув, что статья 176 НК РФ не связывает порядок начисления процентов за несвоевременный возврат налога с подачей налогоплательщиком заявления о возврате налога. Дело было возвращено на новое рассмотрение в первую инстанцию.

(Постановление Президиума ВАС РФ от 21.02.2012 №12842/11)

Налогоплательщик вправе переносить убыток на будущее в течение десяти лет.

ФАС Западно-Сибирского округа подтвердил, что обстоятельство незаявления обществом убытка в размере налоговой базы, установленной инспекцией, не является основанием для отказа обществу в реализации права на перенос убытка на будущее.

ФАС отметил, что налогоплательщики, понесшие убыток (убытки) в предыдущем налоговом периоде (периодах), вправе уменьшить налоговую базу текущего налогового периода на всю сумму полученного ими убытка или на часть этой суммы (перенести убыток на будущее).

Налогоплательщик вправе переносить убыток на будущее в течение десяти лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток.

Судом апелляционной инстанции установлено, что из представленной ранее обществом декларации следует его намерение перенести убытки прошлых лет в размере 100 процентов налоговой базы. В связи с этим вывод о неправомерности доначисления инспекцией налога на прибыль, пени и штрафа, является обоснованным.

(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа № А70-8625/2011 от 10.05.2012)

Частичная уплата долга прерывает срок исковой давности.

ФАС Северо-Кавказского округа подтвердил, что к действиям, свидетельствующим о признании долга в целях перерыва течения срока исковой давности, относится частичная уплата должником основного долга.

ФАС указал, что течение срока исковой давности прерывается предъявлением иска в установленном порядке, а также совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга. При этом после перерыва течение срока исковой давности начинается заново; время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок.

Суду необходимо в каждом случае устанавливать, когда конкретно были совершены должником указанные действия, имея при этом в виду, что перерыв течения срока исковой давности может иметь место лишь в пределах срока давности, а не после его истечения.

К действиям, свидетельствующим о признании долга в целях перерыва течения срока исковой давности, исходя из конкретных обстоятельств, в частности, могут относиться: признание претензии; частичная уплата должником или с его согласия другим лицом основного долга или сумм санкций, равно как и частичное признание претензии об уплате основного долга.

(Постановление ФАС Северо-Кавказского округа № А63-7115/2010 от 05.05.2012)


Вернуться в начало


Прочее

Минфин: налогоплательщик обязан заверить копию каждого документа, истребованного налоговиками.

Налогоплательщики не вправе представлять в налоговые органы заверенные подшивки копий документов. Заверить нужно каждый истребованный документ по отдельности.

В новом письме Минфина рассмотрена конкретная ситуация: организация представила налоговикам копии документов, подтверждающих право на применение нулевой ставки НДС при экспорте товаров. Однако, выводы, сделанные авторами письма, более общие и применимы к любой ситуации, когда налогоплательщик обязан представить в налоговые органы копии каких-либо документов.

По общему правилу, документы на бумажном носителе представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий. Об этом сказано в пункте 2 статьи 93 Налогового кодекса. Что можно считать заверенной копией документа? Чтобы ответить на данный вопрос, чиновники финансового ведомства обратились к положениям ГОСТ Р 51141-98 "Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения"*.

В пункте 2.1.29 ГОСТ Р 51141-98 установлено, что копией является документ, полностью воспроизводящий информацию подлинника и все его внешние признаки или часть их, не имеющий юридической силы. В свою очередь заверенной копией является копия документа, на которую проставляются необходимые реквизиты, придающие ей юридическую силу (п. 2.1.30 ГОСТ Р 51141-98). А под реквизитом документа понимается обязательный элемент оформления документа (п. 2.1.39 ГОСТ Р 51141-98).

Сопоставив положения пункта 2 статьи 93 НК РФ и положения ГОСТ Р 51141-98, специалисты Минфина сделали вывод: налогоплательщики не вправе представлять в налоговые органы заверенные подшивки документов — заверена должна быть каждая копия документа по отдельности.

Отметим, что арбитражные суды с мнением Минфина согласны.

(Письмо Минфина РФ от 11.05.12 № 03-02-07/1-122)

Налоговики могут признать рабочее место работника-надомника обособленным подразделением организации.

Организация заключает трудовой договор с работником-надомником. Может ли рабочее место работника-надомника быть признано обособленным подразделением организации? В Минфине России такой ситуации не исключают. Правда, чиновники отмечают, что последнее слово в данном вопросе остается за налоговым органом по месту нахождения организации или месту проживания работника-надомника.

Как известно, обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. Об этом сказано в пункте 2 статьи 11 Налогового кодекса.

Трудовой кодекс определяет рабочее место, как место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ст. 209 ТК РФ). А понятие "оборудованность рабочего места" раскрыто арбитражными судами. Под "оборудованностью рабочего места" подразумевается наличие условий, необходимых для исполнения трудовых обязанностей, а также само исполнение таких обязанностей.

Руководствуясь упомянутыми нормами законодательства, налоговики могут признать место жительства работника-надомника обособленным подразделением организации. Соответствующее решение будет принимать налоговая инспекция по месту учета организации или инспекция по месту жительства работника-надомника.

(Письмо Минфина РФ от 05.05.12 № 03-02-07/1-109)

Минфин разъяснил порядок заполнения графы 6 счета-фактуры, составленного при оказании услуг.

В счетах-фактурах, выставленных при реализации работ или услуг, в графе 6 "В том числе сумма акциза" исполнитель может внести запись "без акциза" или проставить прочерк. Оба варианта заполнения данного показателя допустимы и не лишают заказчика услуг права на вычет НДС.

Правилами заполнения счета-фактуры (утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.11№ 1137) предусмотрено, что в графе 6 "В том числе сумма акциза" счета-фактуры указывается сумма акциза по подакцизным товарам, а при отсутствии показателя вносится запись "без акциза". Из этого следует, что проставление в графе 6 прочерка или внесение другой записи может быть расценено налоговиками как ошибочное оформление счета-фактуры.

Однако пункт 2 статьи 169 НК РФ гласит: ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговикам идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг, имущественных прав), наименование товаров (работ, услуг, имущественных прав), их стоимость, а также налоговую ставку и сумму НДС, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога. По мнению Минфина, указание в графе 6 счета-фактуры прочерка как раз относится к такому типу ошибок. А значит, счет-фактура на услуги, в котором исполнитель в графе 6 "В том числе сумма акциза" проставил прочерк, не может являться основанием для отказа в вычете налога.

(Письмо Минфина РФ от 18.04.12 № 03-07-09/37)

Ошибки в графах 2 и 2а счета-фактуры: когда можно принять НДС к вычету.

В графах 2 и 2а счета-фактуры нужно указывать единицу измерения (код и условное обозначение) в соответствии с разд. 1 и 2 Общероссийского классификатора единиц измерения. Если данный показатель отсутствует, ставится прочерк. Такой порядок предусмотрен пп. "б" п. 2 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах но налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137.

В то же время ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам идентифицировать продавца, покупателя, наименования товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, не могут быть основанием для отказа в вычете налога, разъясняет Минфин России.

(Письмо Минфина РФ от 14.05.12 № 03-07-09/49)

Минфин разъяснил правила составления счетов-фактур при заключении договора комиссии.

Комиссионер, приобретающий товары от своего имени, в строке 2 счета-фактуры должен указать наименование фактического продавца товаров, а не свое наименование.

Так как пп. "в" п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137, гласит, что при составлении счета-фактуры комиссионером, приобретающим товары от своего имени, в строке 2 указывается полное или сокращенное наименование продавца в соответствии с учредительными документами.

При выставлении комитентом счетов-фактур комиссионеру, реализующему товары от своего имени, в строке 6 указывается наименование фактического покупателя, а не комиссионера. Основание: пп. "и" п. 1 указанных Правил, в котором говорится, что при составлении комитентом счета-фактуры, выставляемого комиссионеру, реализующему товары от своего имени, в строке 6 следует указывать наименование покупателя в соответствии с учредительными документами.

(Письмо Минфина РФ от 10.05.12 № 03-07-09/47)

Минфин: операции по реализации недостроенной жилой недвижимости от НДС не освобождаются.

Операции по реализации жилых домов и помещений, а также долей в них не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость. Об этом сказано в подпункте 22 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса. Минфин России разъяснил, что данная норма не распространяется на операции по реализации недостроенного жилья.

Чиновники ссылаются на пункт 2 статьи 15 Жилищного кодекса. В нем сказано, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Недостроенные объекты перечисленным условиям не отвечают, поскольку они просто непригодны для жилья. Поэтому при продаже таких объектов применить положения подпункта 22 пункта 3 статьи 149 НК РФ нельзя.

(Письмо Минфина РФ от 12.05.12 № 03-07-10/11)

Доход, полученный от доверительного управления имуществом, составляющим закрытый ПИФ, признается доходом, подлежащим налогообложению в соответствии с порядком, предусмотренным для внереализационных доходов.

При этом отмечено, что датой признания доходов организации-пайщика закрытого ПИФа в виде промежуточных выплат указанного дохода признается последний день отчетного (налогового) периода, за который произведено распределение соответствующих доходов.

(Письмо ФНС РФ от 16.04.2012 N ЕД-4-3/6325@ "О дате признания внереализационного дохода")

Разъяснены критерии признания организаций сельскохозяйственными товаропроизводителями для целей применения пониженной ставки налога на прибыль.

Сельскохозяйственные товаропроизводители, не перешедшие на систему налогообложения в виде ЕСХН, вправе применять пониженные ставки налога на прибыль (в 2004 - 2012 годах ставка налога предусмотрена в размере 0 процентов).

Критерии признания организаций сельскохозяйственными товаропроизводителями установлены пунктом 2, а также подпунктом 1 пункта 2.1 статьи 346.2 НК РФ.

Сообщается, что указанные в данных пунктах критерии являются самостоятельными, т.е. для отнесения организации к сельскохозяйственным товаропроизводителям достаточно соответствовать критериям, предусмотренным одним из названных пунктов статьи 346.2 НК РФ.

(Письмо ФНС РФ от 15.05.2012 N ЕД-4-3/7972@ "Об обложении налогом на прибыль сельскохозяйственных товаропроизводителей")

Когда предпринимателю на ЕНВД придется сдать уточненную декларацию.

Индивидуальный предприниматель, уплачивающий ЕНВД, перечислил в ПФР и ФФОМС страховые взносы "за себя". Напомним, что бизнесмены платят в фонды взносы в виде фиксированной суммы. Так вот, в конце апреля предприниматель перечислил 1/4 годового платежа. Это было сделано после того, как в ИФНС ушла декларация по ЕНВД за I квартал.

Сотрудники Минфина России, рассмотрев данную ситуацию, сообщили: в данном случае бизнесмену следует сдать "уточненку" по ЕНВД. И именно в этом отчете надо отразить уплаченные взносы.

(Письмо Минфина РФ от 28.04.2012 г. № 03-11-11/138)

Система налогообложения в виде ЕНВД не может применяться в отношении деятельности ломбардов по реализации невостребованных вещей.

Вывод Минфина России, содержащийся в письме, направленном для использования в работе налоговых органов, основан на анализе норм и оценке положений Гражданского кодекса РФ и Федерального закона "О ломбардах". Отмечено также, что поступившие от реализации невостребованной вещи и обращенные в доход ломбарда денежные средства учитываются при исчислении налога на прибыль организаций в составе внереализационных доходов на основании пунктов 6 и 18 статьи 250 НК РФ.

(Письмо ФНС России от 14.05.2012 N ЕД-4-3/7849@ "О направлении письма Минфина России от 23.04.2012 N 03-11-09/30")

Сумма депозита, перечисленная в обеспечение обязательств по договору аренды, не учитывается в доходах арендодателя, применяющего УСН.

Организация, применяющая УСН, оказывает услуги по передаче в аренду нежилых помещений. В договоре аренды прописана обязанность арендатора перечислить арендодателю обеспечительный платеж. Из данных средств арендодатель может удержать суммы задолженности арендатора, суммы по возмещению ущерба и т.п. Учитывается ли обеспечительный платеж в доходах арендодателя? Нет, не учитывается, отвечают в Минфине России. Но только в том случае, когда арендодатель не удерживает из данного платежа оговоренные договором аренды суммы.

В статье 346.15 Налогового кодекса установлено, что при определении объекта налогообложения, "упрощенщики" учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ. При этом не учитываются доходы, перечисленные в статье 251 НК РФ.

В перечне доходов, которые не увеличивают налоговую базу, упомянуты доходы в виде имущества, имущественных прав, которые получены в форме залога или задатка в качестве обеспечения обязательств (подп. 2 п. 1 ст. 251 НК РФ). На этом основании, как полагают в Минфине, сумма депозита, перечисленная арендодателю в обеспечение обязательств по договору аренды, не учитывается в доходах при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.

Однако при удержании арендодателем каких-либо сумм из средств обеспечительного платежа ситуация меняется. Дело в том, что суммы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба, признаются внереализационными доходами (п. 3 ст. 250 НК РФ). Эти доходы, согласно пункту 1 статьи 346.17 НК РФ, учитываются "упрощенщиками" на дату их получения (в рассматриваемой ситуации — на дату удержания соответствующих сумм из средств обеспечительного платежа).

(Письмо Минфина РФ от 12.05.12 № 03-11-06/2/68)

В случае отказа от применения УСН на основе патента сообщить об этом в налоговый орган необходимо до получения патента.

При переходе на УСН на основе патента индивидуальный предприниматель обязан в течение 25 дней после начала осуществления деятельности оплатить одну треть стоимости патента.

Сообщается, что в случае, если предпринимателем патент получен, но по каким-то причинам возникла необходимость отказаться от применения данной системы налогообложения, то обязанность оплаты одной трети стоимости патента сохраняется.

Если же сообщение об отказе от УСН будет направлено в налоговый орган до получения патента, то индивидуальный предприниматель считается не перешедшим на УСН на основе патента, и, следовательно, обязанность оплачивать часть стоимости патента отсутствует.

(Письмо ФНС России от 14.05.2012 N ЕД-4-3/7843@ "О направлении письма Министерства финансов Российской Федерации от 23.04.2012 N 03-11-09/29 о возможности добровольного отказа от применения УСН на основе патента")

В связи со снижением цен на нефть ставка НДПИ в отношении нефти в апреле 2012 года будет ниже, чем в марте этого года.

Ежемесячно ФНС Росси, исходя из цен на нефть и курса доллара к рублю, определяет размер коэффициента, корректирующего налоговую ставку НДПИ в отношении нефти.

В апреле 2012 года значение указанного коэффициента снизилось с 12,1691 (в марте) до 11,5526. Изменение величины коэффициента обусловлено снижением уровня мировых цен на нефть сорта "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья до 117,30 долл. США за баррель (в марте - 123,15 долл. США за баррель). Второй показатель, исходя из которого рассчитывается коэффициент, - среднее значение курса доллара США к рублю РФ за все дни этого налогового периода. В апреле данный показатель определен в размере 29,4745 (в марте - 29,3678).

(Письмо ФНС России от 17.05.2012 N ЕД-4-3/8129@ "О данных, необходимых для исчисления НДПИ в отношении нефти, за апрель 2012 года")

ФНС: в имущественный вычет включаются проценты по кредиту, компенсированные за счет бюджетных средств.

Физическое лицо за счет собственных средств заплатило проценты по ипотечному кредиту. В последствие сумма уплаченных процентов была компенсирована физлицу из средств бюджета субъекта Российской Федерации. Может ли физлицо включить в состав имущественного налогового вычета уплаченные им проценты по кредиту? Да, может, разъясняет ФНС.

В налоговой базе по НДФЛ учитываются фактически произведенные расходы на строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, а также на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от российских организаций или предпринимателей и фактически израсходованным на строительство либо приобретение данного жилья. Такая норма закреплена в подпункте 2 пункта 1 статьи 220 НК РФ. В этом же подпункте сказано, что имущественный вычет не применяется, если расходы на строительство или приобретение жилья производятся за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Однако, отмечают чиновники, в указанной норме ничего не говорится о невозможности получения имущественного вычета в том случае, когда из бюджетных средств компенсируются расходы человека на выплату процентов по ипотечным кредитам. Таким образом, уплаченные налогоплательщиком проценты по кредиту, возмещаемые ему за счет средств бюджета субъекта РФ, могут быть включены в состав имущественного налогового вычета при покупке жилья.

(Письмо ФНС РФ от 03.05.12 № ЕД-4-3/7432)

Расходы на отделку квартиру включат в имущественный вычет.

Минфин РФ разъясняет, учитывается ли при предоставлении имущественного вычета при покупке жилья затраты на ремонт при условии, что квартира покупалась без отделки на вторичном рынке.

Ведомство отмечает, что принятие к вычету расходов на отделку приобретенной квартиры возможно в том случае, если в договоре, на основании которого осуществлено такое приобретение, указано приобретение квартиры без отделки.

Таким образом, если в договоре купли-продажи не указано, что квартира приобретена без отделки, расходы, связанные с отделкой данной квартиры, не включаются в состав имущественного налогового вычета.

Вместе с тем, в целях определения состава расходов, связанных с выполнением налогоплательщиками отделочных работ и приобретением ими отделочных материалов, включаемых в сумму имущественного налогового вычета, следует руководствоваться перечнем работ, относимых к отделочным работам, в соответствии с ОК 029-2007 (ОКВЭД) (КДЕС Ред. 1), группа 45.4 "Производство отделочных работ".

При этом к отделочным материалам могут быть отнесены все материалы, используемые при производстве вышеуказанных отделочных работ.

(Письмо Минфина РФ № 03-04-05/9-538 от 20.04.2012)

Убыток от операций с ценными бумагами физлицо может перенести только на будущие налоговые периоды.

Минфин России разъяснил порядок переноса убытков, полученных физическими лицами по операциям с ценными бумагами. По мнению финансового ведомства, такие убытки могут уменьшать налоговую базу по НДФЛ будущих налоговых периодов, исчисленную по операциям с ценными бумагами.

Авторы письма обращаются к статье 214.1 Налогового кодекса, в которой установлен порядок определения налоговой базы по НДФЛ при совершении операций с ценными бумагами. Так пункт 16 данной статьи гласит, что убытки, полученные в предыдущих налоговых периодах по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг (ОРЦБ), от операций с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке, могут уменьшать:

  • налоговую базу по операциям с ценными бумагами, обращающимися на ОРЦБ, по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке, в текущем налоговом периоде — на всю сумму полученного убытка;
  • налоговую базу по операциям с ценными бумагами, обращающимися на ОРЦБ, по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке, в будущих налоговых периодах — на часть полученного убытка.

Других возможностей переноса убытков от операций с ценными бумагами у физлиц нет. В частности, они не могут перенести убытки на прошлые налоговые периоды или, например, уменьшить налоговую базу по НДФЛ, исчисленную с заработной платы, полученной в организации, где физлицо является штатным работником.

(Письмо Минфина РФ 02.05.12 № 03-04-05/4-574)

Минфин разъяснил, как предоставлять вычеты, если отпуск приходится на два месяца.

Сотрудник компании ушел в очередной отпуск, который переходит из одного месяца в другой. Возникает вопрос: за какие месяцы нужно предоставить ему стандартные вычеты, начисляя отпускные?

Так, база по НДФЛ в этом случае будет определяться с учетом вычетов, которые полагаются работнику за текущий месяц. Именно за тот, в котором он получит отпускные. А стандартные вычеты за следующий месяц необходимо предоставить, при последующих выплатах в следующем месяце. Конечно, если доходы работника к тому времени не превысят 280 000 рублей с начала года (пп. 4 п. 1 ст. 218 Налогового кодекса).

(Письмо Минфин РФ от 11.05.2012 г. № 03-04-06/8-134)

17 июня 2012 года на территории Таможенного союза вводится обязательное предварительное информирование о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным видом транспорта.

В связи с этим ФТС России сообщает, что на всех автомобильных пунктах пропуска эксплуатируется автоматизированная система таможенного оформления и таможенного контроля, которая позволяет принимать и использовать предварительную информацию.

Эта информация подается через сайт Федеральной таможенной службы (http://edata.customs.ru/Pages/Default.aspx) не позднее чем за 2 часа до планируемого ввоза любого товара, следующего автомобильным видом транспорта на таможенную территорию Таможенного союза. Данный портал является бесплатным и самым доступным способом представления предварительной информации и электронной копии транзитной декларации - требуется лишь доступ к сети "Интернет".

Обязательное предварительное информирование не распространяется на ввоз следующих товаров:

  • товаров и транспортных средств, перемещаемых физическими лицами для личного пользования;
  • товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях;
  • товаров и транспортных средств, перемещаемых отдельными категориями иностранных лиц в соответствии с главой 45 Таможенного кодекса Таможенного союза;
  • товаров и транспортных средств, перемещаемых для ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф;
  • воинских грузов;
  • ввозимых другими видами транспорта, кроме автомобильного.

(Информация ФТС РФ)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.