Мониторинг изменений за период 15.10.12 - 21.10.12



Бухгалтерский учет и налогообложение

План счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях дополнен новым счетом для учета неиспользованных лимитов по выдаче гарантий.

Данный счет предназначен для учета обязательств кредитной организации по выдаче гарантии в рамках заключенного договора о предоставлении гарантии и учета операций по использованию лимита по такому договору. Лимит по выдаче гарантий отражается на данном счете в договорной сумме в корреспонденции со счетом N 99998. Аналитический учет по данному счету ведется на лицевых счетах, открываемых для каждого принципала и по каждому договору.

Кроме того, в новой редакции изложено наименование счета N 40116 "Средства для выплаты наличных денег организациям", который теперь называется "Средства для выплаты наличных денег и осуществления расчетов по отдельным операциям", и уточнена характеристика данного счета.

Исключен счет N 40505 "Доходные счета МПС России".

Указанные изменения, внесенные в Положение Банка России N 385-П, вступят в силу с 1 января 2013 года.

Внесены также изменения, касающиеся характеристики счетов для учета средств внебюджетных фондов, которые вступят в силу с 1 января 2014 года.

(Указание Банка России от 26.09.2012 N 2884-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 16 июля 2012 года N 385-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации", Зарегистрировано в Минюсте России 15.10.2012 N 25670)

На период с 1 января по 31 декабря 2013 года установлены особенности отражения в учете кредитных организаций отдельных операций.

Это коснулось операций, предусмотренных подпунктами 3.2.2 и 3.2.7 Указания Банка России от 08.10.2008 N 2089-У "О порядке составления кредитными организациями годового отчета" (события после отчетной даты), а также порядка применения пункта 4.53 Положения Банка России от 16.07.2012 N 385-П в части, касающейся отражения наличных денежных средств, принятых от физических лиц в целях осуществления перевода, по кредиту балансового счета N 40911.

(Указание Банка России от 26.09.2012 N 2883-У "Об особенностях ведения бухгалтерского учета отдельных операций")


Вернуться в начало


Правовые новости

Правительство России приняло решение о переносе выходных дней в 2013 году.

В соответствии с утвержденным документом устанавливается следующий перенос выходных дней:

  • с субботы 5 января на четверг 2 мая;
  • с воскресенья 6 января на пятницу 3 мая;
  • с понедельника 25 февраля на пятницу 10 мая.

Таким образом, в 2013 году в зимние (новогодние) праздники будет 10 выходных дней (с 30.12.2012 по 08.01.2013) с учетом переноса выходных дней в 2012 году в соответствии с Постановлениями Правительства РФ от 20.07.2011 № 581, от 15.03.2012 № 201.

В мае выходными будут 5 дней (в период с 01.05.2013 по 05.05.2013) и 4 дня (с 09.05.2013 по 12.05.2013).

(Постановление Правительства РФ от 15.10.2012 № 1048).


Вернуться в начало


Законопроекты

Депутаты пересмотрят порядок налогового учета процентов по займу.

В Госдуму поступил законопроект, который предусматривает, что проценты по долговым обязательствам не учитываются в составе расходов в целях налогообложения прибыли в случае, если за счет заемных средств выданы беспроцентные займы третьим лицам, а также если за счет заемных средств приобретается доля в уставном капитале другого юридического лица, заявляющего убытки в целях налогообложения прибыли.

(Законопроект № 146719-6 "О внесении изменений в статью 88 части первой и статью 265 части второй Налогового кодекса РФ")

Госдума РФ пересмотрит перечень полезных ископаемых, облагаемых НДПИ.

Депутаты Госдумы РФ рассматривают законопроект, изменяющий порядок налогообложения метана угольных пластов.

В настоящее время метан угольных пластов в НК РФ не определен в качестве самостоятельного вида полезных ископаемых. Вместе с тем, в соответствии с Общероссийским классификатором полезных ископаемых и подземных вод ОК 032-2002 метан угольных пластов является самостоятельным полезным ископаемым.

Законопроект предусматривает внесение в перечень видов добытого полезного ископаемого в целях налогообложения НДПИ метана угольных пластов и непризнание его объектом налогообложения этим налогом.

(Законопроект № 123321-6 "О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса РФ")

Законопроект о повышении акцизов с середины 2013 г. принят в первом чтении.

Госдума приняла в первом чтении законопроект о повышении акцизов в 2013-2015 гг. на алкоголь, табак и бензин. Ранее профильный комитет рекомендовал поправки к принятию.

Цифры в законопроекте в первом чтении, в общем и целом, не изменились. Так, в 2013 году ставки акцизов вырастут на бензин 4 и 5 класса (на 4,7% и 11,8% относительно того, что сейчас установлено на 2013 год по НК соответственно) и дизельное топливо этих же классов, а также на прямогонный бензин.

В 2014 году повысятся ставки акциза на бензин 5 класса — на 1,6% и прямогонный бензин — 6,4%.

Законопроект также устанавливает ставки акцизов по всем подакцизным товарам на 2015 год, которые, напомним, в НК пока что не прописаны вообще. Рост относительно 2014 года произойдет примерно на 19-20%. В течение двух недель в законопроект могут быть внесены поправки.

(Законопроект № 142657-6)

Госдума одобрила изменения в порядок налогообложения операций с ценными бумагами.

Депутаты Госдумы РФ одобрили в первом чтении законопроект, дополняющий порядок налогообложения операций с ценными бумагами. Документом уточняется порядок определения налоговой базы по НДС, НДФЛ и налогу на прибыль организаций при совершении операций с депозитарными расписками.

Так, в частности, при погашении депозитарных расписок и получении представляемых ценных бумаг, а также передаче ценных бумаг при размещении депозитарных расписок, налоговая база не определяется.

При этом стоимость реализуемых ценных бумаг, полученных в результате погашения депозитарных расписок, определяется исходя из цены приобретения депозитарных расписок (включая расходы, связанные с их приобретением), а также расходов, связанных с реализацией ценных бумаг.

Кроме того, законопроектом устанавливаются особенности учета доходов и расходов эмитентов российских депозитарных расписок.

(Законопроект № 115132-6 "О внесении изменений в статью 275-3 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" и часть вторую Налогового кодекса РФ")

ФНС разработала новые формы свидетельств о внесении записи в ЕГРЮЛ и ЕГРИП.

ФНС РФ разработала проект ведомственного приказа "Об утверждении формы и содержания документа, подтверждающего факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей".

Текст документа размещен на сайте ведомства. Приказ содержит следующие новые формы:

  • № Р51003 "Свидетельство о государственной регистрации юридического лица";
  • № Р50007 "Лист записи Единого государственного реестра юридических лиц";
  • № Р61003 "Свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя";
  • № Р61004 "Свидетельство о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства";
  • № Р60009 "Лист записи Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей".

С 1 января 2013 года предлагается значительно увеличить ставки транспортного налога в Москве.

Так, согласно законопроекту:

  • на легковые автомобили ставки налога увеличатся в среднем на 5 рублей за л.с. (в отношении автомобилей с мощностью свыше 225 л.с. ставки налога не изменятся);
  • в отношении грузовых автомобилей и автобусов будут действовать единые ставки налога, независимо от срока их полезного использования, в повышенном размере, установленном ранее для указанного транспорта со сроком полезного использования свыше 5 лет;
  • в два раза увеличатся ставки налога на яхты и самолеты;
  • установлен верхний предел мощности транспортных средств (200 л.с.), на которые распространяются действующие в настоящее время налоговые льготы по уплате данного налога.

(Проект Закона г. Москвы "О внесении изменений в статьи 2 и 4 Закона города Москвы от 9 июля 2008 года N 33 "О транспортном налоге")

В Москве хотят увеличить ставки налога на имущество физических лиц.

Согласно законопроекту на жилые помещения, инвентаризационная стоимость которых не превышает 300 тыс. рублей, ставка налога (0,1 процента) не изменится. А в отношении жилых помещений, стоимость которых составляет от 300 до 500 тыс. рублей, ставка налога может повыситься с 0,2 до 0,3 процентов.

Кроме того, предусматривается увеличение ставки налога на жилые и нежилые помещения стоимостью от 500 до 1 000 тыс. рублей - с 0,5 до 0,6 процента, а также устанавливается ставка налога в размере 0,75 процента в отношении указанных помещений, стоимость которых превышает 1 000 тыс. рублей.

Проектом предусматривается вступление закона в силу с 1 января 2013 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

(Проект Закона г. Москвы "О внесении изменения в статью 1 Закона города Москвы от 23 октября 2002 года N 47 "О ставках налога на имущество физических лиц")


Вернуться в начало


Судебная практика

Апелляционная коллегия ВС решила не освобождать ИП от порядка ведения кассовых операций.

Нормы положения "О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории РФ" не являются произвольным вмешательством Банка России в частные дела граждан и не вынуждают осуществлять в безналичном порядке расчеты, не связанные с осуществлением гражданами предпринимательской деятельности, считают судьи

Предприниматель А. обратился в коллегию с жалобой на решение Верховного Суда РФ от 13 июня 2012 г., которым отказано в удовлетворении заявления предпринимателя. В своем заявлении ИП требовал признать частично недействующими те абзацы положения ЦБ от 12 октября 2011 г. N 373-П "О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории РФ", в которых упоминается понятие "индивидуальный предприниматель", в части указаний на ИП.

Заявитель указал, что оспариваемые нормы положения ЦБ N 373-П "приняты Банком России с превышением своих полномочий, устанавливают обязанности по внесению наличных денег в банк с целью их хранения только для граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, ограничивая тем самым их права и свободы по сравнению с другими гражданами по признакам осуществления деятельности и социальной принадлежности, нарушают его права как индивидуального предпринимателя на свободное распоряжение и хранение принадлежащего ему имущества (денежных средств), возлагают на индивидуальных предпринимателей не предусмотренные законом обязанности по хранению денежных средств в специально установленных местах и в коммерческих банках, а также по оформлению передачи наличных денег самим себе с использованием бланков, не предназначенных для этих целей".

В апелляционной жалобе ИП А. высказал мнение, что судом при вынесении решения неправильно применены нормы материального права.

Апелляционная коллегия, вслед за ВС, указала, что Положение N 373-П "издано Банком России по вопросу, отнесенному к его исключительной компетенции, а установленный Банком России порядок ведения кассовых операций и учета наличных денег, поступающих в кассу и выдаваемых из кассы, правомерно распространяется на всех субъектов предпринимательской деятельности, как на юридических лиц, так и на ИП". Нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которым бы ИП освобождались от соблюдения порядка ведения кассовых операций полностью или в части и которому могли бы противоречить оспариваемые заявителем нормы не имеется.

Другие аргументы - ГК выводит ИП в отдельную категорию, НК устанавливает для них ряд обязанностей, отличных от обязанностей "обычных" физлиц, поэтому ссылки заявителя на ущемление прав ИП по сравнению с правами обычных граждан несостоятельны.

Нормы Положения 373-П "не являются произвольным вмешательством Банка России в частные дела граждан и не вынуждают осуществлять в безналичном порядке расчеты, не связанные с осуществлением гражданами предпринимательской деятельности, как ошибочно полагает заявитель в апелляционной жалобе".

Последним утверждением судьи, по-видимому, поставили под сомнение тот факт, что имущество (денежные средства) ИП неотделимы от его имущества, которым он владеет в качестве физлица.

(Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 25 сентября 2012 г. N АПЛ12-511)

Налоговые проверки проводятся только в отношении налогоплательщиков.

ФАС Западно-Сибирского округа решил, что инспекция неправомерно провела в отношении банка самостоятельную выездную налоговую проверку.

ФАС указал, что проверка банка проводилась по вопросам своевременности исполнения поручений налогоплательщиков или налоговых агентов на перечисление налога в соответствующие бюджеты, а также решений налогового органа о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика или налогового агента в порядке и очередности, установленной гражданским законодательством.

Следовательно, в отношении банка фактически была проведена выездная налоговая проверка, поскольку документы запрашивались не в отношении конкретных организаций (индивидуальных предпринимателей), а по всем клиентам кредитной организации.

Между тем, осуществление контроля исполнения банками обязанностей, предусмотренных статьями 46, 60, 76, 86 НК РФ, путем проведения таких проверок не предусмотрено ни Налоговым кодексом Российской Федерации, ни законом о налоговых органах Российской Федерации.

(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа № А27-21141/2011 от 08.10.2012)

Установление правоспособности контрагентов не свидетельствует о проявлении осмотрительности.

ФАС Западно-Сибирского округа пояснил, что ссылка общества на то обстоятельство, что перед заключением договоров им была установлена правоспособность контрагентов как юридических лиц, не свидетельствует о проявлении налогоплательщиком должной осмотрительности при выборе контрагентов.

ФАС отметил, что проявление должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента предполагает не только проверку правоспособности самого юридического лица, но и полномочий лица, действующего от имени этого юридического лица, подтвержденных удостоверением личности, решением общего собрания или доверенностью.

Факт регистрации спорных контрагентов в ЕГРЮЛ не является достаточным доказательством, свидетельствующим о реальности как существования юридического лица, так и проводимых им хозяйственных операций. Данная информация носит справочный характер и не характеризует контрагентов как добросовестных, надежных и стабильных участников хозяйственных взаимоотношений.

Соответственно, при заключении сделок налогоплательщик, проявляя осмотрительность, должен был не только затребовать учредительные документы и убедиться в наличии у контрагентов статуса юридического лица, но и удостовериться в личности лиц, действующих от имени юридических лиц, а также в наличии у них соответствующих полномочий.

(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа № А46-15471/2011 от 05.10.2012)

НДС, внесенный при покупке земли, можно вычесть.

Реализация земельных участков не облагается НДС (подп. 6 п. 2 ст. 146 НК РФ). Но если продавец укажет налог в счете-фактуре, то покупатель может его вычесть. Так заявил ФАС Центрального округа.

У судей два аргумента. Во-первых, продавец обязан перечислить подобный налог в бюджет (п. 5 ст. 173 НК РФ). То есть возникает источник для вычета. Во-вторых, покупатель получает счет-фактуру с выделенным налогом и приходует имущество. После этого соблюдаются все условия для вычета, закрепленные в пункте 1 статьи 172 НК РФ. Там не запрещен вычет НДС, который добровольно начислен контрагентом.

О правомерности вычета НДС, определенного со стоимости земельных участков, сообщалось и в других округах. Для примера сошлемся на постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 09.06.11 № А45-17566/2010 и ФАС Поволжского округа от 07.02.12 № А65-6806/2011.

(Постановление ФАС Центрального округа от 26.09.12 № А48-4663/2011)

Наличия документов, подтверждающих право на вычет, недостаточно для его применения.

ФАС Поволжского округа пояснил, что наличие документов, обуславливающих применение налоговых вычетов по НДС, не заменяет их декларирования (заявления).

ФАС отметил, что применение налоговых вычетов по НДС является правом налогоплательщика, носит заявительный характер посредством их декларирования в подаваемых в налоговый орган налоговых декларациях и может быть реализовано только при соблюдении установленных НК РФ условий.

В данном случае налогоплательщик мог воспользоваться указанным правом, представив в ходе проведения выездной налоговой проверки декларации по НДС за соответствующие периоды, в которых мог указать суммы вычетов, либо представить соответствующие расчеты НДС с реализации и вычетов с разбивкой по налоговым периодам.

Само по себе наличие у налогоплательщика документов, подтверждающих, по его мнению, право на применение налоговых вычетов без отражения (указания, заявления) суммы налоговых вычетов в налоговой декларации, в возражениях на акт налоговой проверки, не является основанием для уменьшения подлежащего уплате в бюджет по итогам налогового периода НДС.

(Постановление ФАС Поволжского округа № А65-28773/2011 от 02.10.2012)

При ликвидации организации налоги взыскиваются не так, как при банкротстве.

Апелляционная инстанция признала неправомерными действия налоговой инспекции, списавшей в безакцептном порядке задолженность по налогу в период ликвидации организации.

Налоговая при удержании налога ссылалась на положения закона "О несостоятельности (банкротстве)…", предусматривающем в первую очередь санацию предприятия с целью продолжения им деятельности, и только в случае невозможности – ликвидацию. При банкротстве установлен специфический порядок взимания платежей.

Ликвидация по решению учредителя носит безальтернативный характер, и здесь непримененимы положения закона о банкротстве.

Суды подтвердили положения НК РФ о том, что после извещения налогового органа о начале ликвидации юрлица действует особый порядок взыскания налога (ст. 49 НК). Поэтому если имеется задолженность по налогам и сборам, взыскивается она в порядке очередности в соответствии с ГК РФ.

Если ликвидационная комиссия не включила задолженность по налогу в промежуточный ликвидационный баланс, то инспекции необходимо обратиться в суд с заявлением о признании незаконными действий ликвидационной комиссии и о включении сумм задолженности по налогам в третью очередь погашения требования кредиторов. В безакцептном порядке списывать задолженность налоговики не имеют права.

(Постановление ФАС Северо-Западного округа по делу № А26-11436/2011 от 1 октября 2012 г.)

Филиалы не являются самостоятельными субъектами обязательного социального страхования.

ФАС Западно-Сибирского округа признал, что поскольку филиал не является самостоятельным участником правоотношений по обязательному социальному страхованию, принятое фондом решение о непринятии к зачету расходов филиала является неправомерным.

ФАС отметил, что субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Страхователи - организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения.

Проверка правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения осуществляется в отношении страхователя-юридического лица, в том числе и по месту регистрации его обособленных подразделений.

Решение по результатам проверки также выносится в отношении страхователя, соответственно, решение страховщика о непринятии расходов к зачету и о направлении требований об уплате недоимки по страховым взносам и соответствующих пеней может быть принято только в отношении страхователя - юридического лица. Кроме того, решение должно быть направлено в адрес страхователя, а не его структурного подразделения.

(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа № А27-16845/2011 от 26.09.2012)


Вернуться в начало


Прочее

ФНС России разъяснены отдельные вопросы, связанные с применением ККТ.

Рассмотрены, в частности, следующие вопросы:

  • срок применения ККТ в случае истечения нормативного срока амортизации;
  • осуществление наличных денежных расчетов без применения ККТ организацией, оказывающей услуги по проведению занятий по стрельбе;
  • требования к автоматизированным системам для формирования бланков строгой отчетности (далее - БСО);
  • правомерность неприменения ККТ в сельских и труднодоступных местностях налогоплательщиками ЕНВД, осуществляющими розничную торговлю алкогольной продукцией;
  • применение типографского способа нанесения печати на БСО;
  • срок хранения бумажной контрольной ленты ККТ;
  • применение ККТ при перевозках пассажиров в такси;
  • требования к программному обеспечению ККТ;
  • применение туристической путевки в качестве БСО;
  • предоставление по запросу налоговых органов перечня банковских платежных агентов операторами по переводу денежных средств.

(Письмо ФНС России от 10.09.2012 N АС-4-2/14961@ "О направлении разъяснений")

ККТ нужно перерегистрировать, даже если новое место установки кассы находится в пределах территории, подведомственной той же налоговой инспекции.

Если компания передает кассовый аппарат из одного филиала в другой, причем оба подразделения расположены на территории, подведомственной одной и той же ИФНС, то ККТ нужно будет перерегистрировать. При этом менять блок ЭКЛЗ не надо.

Чиновники напомнили положения нового регламента по регистрации ККТ (утв. приказом Минфина России от 29.06.12 № 94н). В частности, в нем сказано, что регистрация кассового аппарата, который будет использоваться в филиале компании, происходит в инспекции по месту нахождения филиала. Кроме того, установлены особенности регистрации ККТ, если у компании есть несколько филиалов, которые находятся в одном муниципальном округе, г. Москве или г. Санкт-Петербурге, но на территориях, подведомственных разным инспекциям. В этом случае ККТ регистрируется в инспекции по месту нахождения того филиала, где компания состоит на учете (п. 21 регламента).

Однако эта норма не применяется, если ККТ передается из одного филиала в другой, и оба подразделения находятся на территории, подведомственной одной инспекции. В такой ситуации нужно подать документы на перерегистрацию ККТ в связи со сменой места установки кассы (подп. "б" п. 76 регламента). Снимать кассовый аппарат с учета и заново регистрировать его не надо.

Кроме того, ФНС сообщила, что в случае изменения места установки ККТ блок электронной контрольной ленты защищенной (ЭКЛЗ) не меняется. Это связано с тем, что при активации данной ленты информация о месте установки контрольно-кассовой техники в ЭКЛЗ не заносится.

(Письмо ФНС России от 12.10.12 № ЕД-4-3/17309)

Затраты на приобретение подарков для клиентов нельзя учесть при налогообложении прибыли.

Одним из маркетинговых мероприятий, направленных на удержание ключевых клиентов организации, является дарение подарков к значимым для клиентов датам (дни рождения, профессиональные праздники). Можно ли уменьшить налогооблагаемую прибыль на стоимость таких подарков? В Минфине России полагают, что это невозможно.

Перечень расходов, которые нельзя учесть при налогообложении прибыли, приведен в статье 270 Налогового кодекса. В частности, в пункте 16 данной статьи упомянуты расходы в виде безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходы, связанных с такой передачей.

Дарение подарков определенному кругу лиц (основные клиенты) в Минфине расценивают как безвозмездную передачу имущества. Соответственно, затраты на приобретение этих подарков, по мнению авторов комментируемого письма, нельзя учесть при формировании налоговой базы по налогу на прибыль.

(Письмо Минфина России от 08.10.12 № 03-03-06/1/523)

Восстановление ОС после стихийного бедствия увеличивает первоначальную стоимость.

Минфин выразил мнение, что "расходы, связанные с восстановлением частично разрушенного в связи со стихийным бедствием объекта недвижимости, необходимо включить в первоначальную стоимость такого объекта недвижимости и учитывать для целей налогообложения путем начисления амортизации по данному объекту недвижимости".

Это связано с тем, что первоначальная стоимость ОС формируется, в том числе с учетом расходов на "доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования".

Кроме того, Минфин напомнил положения НК, согласно которым в расходах можно учесть страховые взносы по добровольному страхованию имущества, используемого при осуществлении деятельности, направленной на получение дохода.

(Письмо Минфина России от 15.10.2012 № 03-03-06/2/115)

Расходы на подготовку проекта реконструкции здания увеличивают его первоначальную стоимость.

Минфин России рассмотрел вопрос о том, как в налоговом учете отражаются расходы на подготовку проекта реконструкции здания, если эти работы выполняет сторонняя организация.

По мнению финансового ведомства, указанные затраты увеличивают первоначальную стоимость реконструируемого здания.

К такому выводу Минфин России пришел, ссылаясь на п. 2 ст. 257 НК РФ, согласно которому первоначальная стоимость основных средств изменяется, в том числе в случае их реконструкции. При этом для целей налогообложения прибыли к реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.

(Письмо Минфина России от 03.10.2012 № 03-03-06/1/519)

Минфин разъяснил, при каком условии стоимость автомобиля, работающего в многосменном режиме, амортизируется с учетом повышающего коэффициента.

В каком случае можно признать, что транспортные средства используются в условиях повышенной сменности, а значит, их стоимость можно списать с применением повышающего коэффициента 2? Ответ зависит от того, в каком технологическом процессе используется автотранспорт – прерывном или непрерывном.

В отношении ОС, которые используются в условиях повышенной сменности, можно применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 2 (при нелинейном методе амортизации данный коэффициент не применяется к ОС из первой-третьей амортизационных групп). Так гласит норма подпункта 1 пункта 1 статьи 259.3 НК РФ. Но что означает термин "повышенная сменность"?

Отвечая на этот вопрос, Минфин сослался на письмо Минэкономразвития от 13.01.11 № д13-13, в котором разъясняется следующее. При подготовке Классификации ОС, включаемых в амортизационные группы (утв. постановлением Правительства РФ от 01.01.02 № 1), сроки полезного использования основных средств (машин и оборудования), эксплуатируемых в прерывных технологических процессах, устанавливались исходя из двухсменного режима работы. По мнению чиновников, из этого следует, что режимом повышенной сменности можно считать эксплуатацию таких основных средств в три смены и более.

Что касается машин и оборудования, работающих в условиях непрерывной технологии изготовления продукции, то в отношении таких ОС сроки полезного использования, установленные в Классификации, уже учитывают данную особенность эксплуатации. А значит, в этом случае повышающий коэффициент не применяется.

Кроме того, чиновники сообщили, что круглосуточный режим эксплуатации основных средств может являться как прерывным (например, трехсменным) так и непрерывным.

(Письмо Минфина России от 09.10.12 № 03-03-06/1/525)

Смена вида использования участка повлияет на базу земельного налога с начала нового налогового периода.

Минфин РФ уточнил порядок расчета земельного налога при изменении вида разрешенного использования земельного участка.

Ведомство отмечает, что изменение категории земли, к которой принадлежит земельный участок, или изменение вида разрешенного использования земельного участка влечет за собой изменение кадастровой стоимости земельного участка.

При этом исходя из норм НК РФ следует, что налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка (кадастровой стоимости), определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода.

Учитывая изложенное, в случае изменения в течение налогового периода вида разрешенного использования земельного участка при исчислении земельного налога в отношении такого земельного участка должна применяться налоговая ставка, установленная для того вида разрешенного использования земельного участка, в соответствии с которым определена кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

(Письмо Минфина России № 03-05-05-02/101 от 05.10.2012)

ФНС России определен код налоговый льготы, указываемый в налоговой декларации по земельному налогу судостроительными организациями.

Для судостроительных организаций - резидентов ОЭЗ пунктом 11 статьи 395 НК РФ с 1 января 2012 года установлена налоговая льгота по уплате земельного налога в отношении определенных земельных участков, используемых в их деятельности.

До внесения изменений в Порядок заполнения налоговой декларации по земельному налогу при заполнении судостроительными организациями раздела 2 налоговой декларации рекомендовано проставлять код налоговой льготы - 3021196.

(Письмо ФНС России от 15.10.2012 N БС-4-11/17435@ "О земельном налоге")

Для возврата НДФЛ при увольнении нужно письменное заявление.

Выплаты, производимые с 1 января 2012 г. работнику организации при увольнении, в том числе выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства, на основании п. 3 ст. 217 НК РФ освобождаются от обложения НДФЛ в сумме, не превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка (шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях).

Указанные положения п. 3 ст. 217 НК РФ применяются независимо от занимаемой должности работников организации, а также основания, по которому производится увольнение.

Если НДФЛ при увольнении был удержан в большем размере, излишне удержанные суммы организация может возвратить уволенному работнику на основании его письменного заявления.

(Письмо ФНС России от 03.10.2012 № ЕД-4-3/16605@)

ФНС: в настоящее время систематический доход в натуральной форме, полученный от благотворительной организации, НДФЛ не облагается.

С 1 января 2012 года доход в натуральной форме, получаемый гражданами на систематической основе от благотворительных организаций, не является объектом налогообложения по налогу на доходы физических лиц.

По общему правилу, изложенному в пункте 1 статьи 210 Налогового кодекса, при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, а также доходы в виде материальной выгоды.

Перечень доходов, которые не облагаются НДФЛ, приведен в статье 217 НК РФ. В пункте 8.2 данной статьи упомянуты выплаты, в том числе носящие системный характер, в виде благотворительной помощи в денежной и натуральной формах, оказываемой российскими или иностранными благотворительными организациями.

Пункт 8.2 был добавлен в статью 217 НК РФ Федеральным законом от 18.07.11 № 235-ФЗ и действует с 1 января 2012 года. Поэтому систематическая благотворительная помощь не облагается НДФЛ только в том случае, если была выплачена (предоставлена) после упомянутой даты. Доходы в виде благотворительной помощи, получаемые на систематической основе до 1 января 2012 года, облагаются НДФЛ в общем порядке.

(Письмо ФНС России от 03.10.12 № ЕД-3-3/3558@)

Предварительный договор основанием для имущественного вычета не является.

Налоговики разъяснили, как предоставляется имущественный вычет по НДФЛ, если в 2010 г. налогоплательщиком был заключен предварительный договор, а в 2011 - основной договор купли-продажи квартиры, свидетельство о государственной регистрации права собственности на квартиру выдано в 2011 г.

Поскольку квартира была приобретена в существующем доме и свидетельство о государственной регистрации права собственности на квартиру выдано в 2011 г., имущественный налоговый вычет может быть получен налогоплательщиком по доходам за 2011 г. и последующие годы независимо от факта последующей продажи квартиры в 2012 г.

Данная позиция согласована с Минфином России. Письмо размещено на официальном сайте ФНС России в разделе "Разъяснения ФНС России, обязательные для применения налоговыми органами".

(Письмо ФНС России от 08.10.2012 № ЕД-4-3/16925@)

Для целей налогообложения материальная выгода от экономии на процентах за пользование заемными средствами определяется в отношении установленных договором процентов.

Данный вывод основан на положениях подпункта 1 пункта 1 статьи 212 Налогового кодекса РФ. Напомним, что материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, по общему правилу, является доходом налогоплательщика, подлежащим налогообложению НДФЛ.

В письме отмечено также, что Налоговым кодексом РФ не предусмотрено определение материальной выгоды в отношении процентов, начисляемых на сумму просроченной задолженности по договору займа (кредитному договору) и подлежащих уплате должником независимо от уплаты процентов в соответствии с условиями договора, на основании статьи 811 Гражданского кодекса РФ.

(Письмо НС России от 10.10.2012 N ЕД-4-3/17120@ "О направлении письма Минфина России")

Информация, содержащаяся в пояснительной записке к годовому отчету кредитной организации, может быть размещена на собственном Web-сайте кредитной организации или на официальном сайте Банка России.

Сообщено также, что для размещения указанной информации на сайте Банка России одновременно с формами годовой отчетности и аудиторским заключением в территориальное учреждение Банка России необходимо представить соответствующее заявление по форме, предусмотренной приложением к данному письму Банка России.

(Письмо Банка России от 15.10.2012 N 144-Т "О способах раскрытия информации, содержащейся в пояснительной записке к годовому отчету кредитной организации")


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.