Мониторинг изменений за период 16.01.12 - 22.01.12



Бухгалтерский учет и налогообложение

Вводится в действие новое ПБУ, определяющее порядок формирования в бухгалтерском учете и раскрытия в отчетности информации о затратах на освоение природных ресурсов.

Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 24/2011) подлежит применению начиная с отчетности 2012 года.

Положение применяется в отношении поисковых затрат на определенном участке недр.

В бухгалтерском учете организации отдельные поисковые затраты признаются как внеоборотные активы, остальные - как расходы по обычным видам деятельности. Поисковые активы при их признании оцениваются по сумме фактических затрат. Последующая оценка, включая начисление амортизации, осуществляется применительно к правилам последующей оценки основных средств и нематериальных активов с учетом установленных особенностей.

Организация прекращает признание поисковых активов при подтверждении целесообразности добычи полезных ископаемых на данном участке недр (т.е. когда пользователем недр может быть документально подтверждена вероятность того, что экономические выгоды от добычи полезных ископаемых превысят понесенные поисковые затраты), либо установлена бесперспективность их добычи.

(Приказ Минфина РФ от 06.10.2011 N 125н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет затрат на освоение природных ресурсов" (ПБУ 24/2011)", Зарегистрировано в Минюсте РФ 30.12.2011 N 22875)

Утверждены новые формы счетов-фактур (в том числе корректировочного), журнала их учета, а также книг покупок и продаж, применяемых при расчетах по НДС.

В новом счете-фактуре предусмотрена строка, в которой указывается наименование и код валюты, а также введены дополнительные графы:

  • 2 и 2а для отражения единицы измерения, в которых указывается код и соответствующее ему условное обозначение в соответствии с Общероссийским классификатором единиц измерения;
  • 10 и 10а для указания страны происхождения товара - цифровой код и соответствующее ему краткое наименование в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира (заполняются в отношении товаров, страной происхождения которых не является РФ).

Утвержденная форма корректировочного счета-фактуры также значительно отличается от применяемой в настоящее время рекомендуемой формы, приведенной в Приложении N 1 к Письму ФНС РФ от 28.09.2011 N ЕД-4-3/15927@ (предусмотрена, в частности, графа 1а для отражения показателей в связи с изменением стоимости отгруженных товаров, работ, услуг, имущественных прав).

С введением в оборот новых форм документов, применяемых при расчетах по НДС, утрачивает силу Постановление Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 "Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость".

Новыми правилами организации должны руководствоваться при учете счетов-фактур и ведения журнала и книг покупок и продаж начиная с 24 января 2012 года, по истечении 7 дней после дня официального опубликования.

(Постановление Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость")

При реализации товаров (работ, услуг) дипломатическим представительствам иностранных государств для целей применения нулевой ставки НДС необходимо руководствоваться новым Перечнем.

Действующий "Перечень иностранных государств, в отношении представительств которых на условиях взаимности применяется ставка налога на добавленную стоимость 0 процентов...", утвержденный Приказом МИД РФ N 6499, Минфина РФ N 41н от 08.05.2007, признан утратившим силу.

Как и ранее новый Перечень состоит из двух разделов: в первом поименованы государства, в отношении представительств которых нулевая ставка НДС применяется без ограничений, во втором - с ограничениями.

Среди изменений следует отметить, в частности, следующее. В новом Перечне в первый раздел включены: Коста-Рика (ставка НДС ноль процентов применяется без ограничений к правоотношениям, возникшим с 1 ноября 2010 года), Эквадор (ставка НДС ноль процентов применяется без ограничений к правоотношениям, возникшим с 1 января 2011 года). Черногория теперь перенесена во второй раздел, в котором НДС ноль процентов применяется с ограничениями.

(Приказ МИД РФ N 22606, Минфина РФ N 173н от 14.12.2011 "Об утверждении Перечня иностранных государств, в отношении представительств которых на условиях взаимности либо если такая норма предусмотрена в международном договоре Российской Федерации применяется ставка налога на добавленную стоимость 0 процентов при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатического или административно-технического персонала этих представительств (включая проживающих вместе с ними членов их семей), и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства иностранных дел Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации", Зарегистрировано в Минюсте РФ 30.12.2011 N 22865)

Определено, какие данные содержит реестр дисквалифицированных лиц.

ФНС России ведет реестр дисквалифицированных лиц. Он составляется на основании вступивших в законную силу судебных актов.

Определено, какие сведения отражаются в реестре. Это, в частности, дата совершения правонарушения, его суть и квалификация (статья КоАП РФ), фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения, место жительства дисквалифицированного лица, срок наказания. Также указываются реквизиты судебного акта, дата внесения данных о дисквалифицированном лице, уникальный номер (код), присвоенный записи о нем, и др.

С 1 января 2012 г. формирование и ведение реестра обеспечивает МИ ФНС России по ЦОД. Данные вносятся в реестр в течение 3 рабочих дней с момента поступления в инспекцию копии соответствующего судебного акта. Запись об отмене дисквалификации делается не позднее следующего рабочего дня.

Если соответствующие судебные акты предоставляются в территориальные налоговые органы, последние направляют их в МИ ФНС России по ЦОД. Срок - не позднее рабочего дня с момента поступления документов. Суд или физлицо, представившее их, уведомляются об этом.

Если необходимые реквизиты судебного акта отсутствуют, инспекция запрашивает их.

МИ ФНС России по ЦОД в течение 10 дней с момента внесения в реестр представляет сведения о дисквалифицированном лице в органы, должностные лица которых составили протокол об административном правонарушении.

Копии постановлений (решений) судов общей юрисдикции и арбитражных судов хранятся в МИ ФНС России по ЦОД не менее 1 года после окончания (отмены) дисквалификации.

(Приказ ФНС РФ от 19 декабря 2011 г. N ММВ-7-6/941@ "Об организации работы налоговых органов по формированию и ведению реестра дисквалифицированных лиц")

Скорректирован перечень территориальных органов ФНС РФ, на которые возлагаются полномочия администраторов доходов бюджетов бюджетной системы РФ.

В новой редакции изложен указанный выше перечень, а также перечни источников доходов бюджетов, полномочия по администрированию которых возлагаются на территориальные органы ФНС и управления ФНС России по субъектам РФ.

Полномочие по администрированию доходов от уплаты госпошлины за рассмотрение заявления о заключении соглашения (внесение изменений в соглашение) о ценообразовании возложено на инспекцию ФНС России N 7 по г. Москве.

(Приказ ФНС РФ от 30.12.2011 N ЯК-7-1/1004@ "О внесении изменений и дополнений в приказ ФНС России от 05.12.2008 N ММ-3-1/643")


Вернуться в начало


Социальное страхование и обеспечение

Уточнен порядок заполнения формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (Форма - 4 ФСС).

Установлено, в частности, что титульный лист, таблица 1 "Расчеты по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", таблица 3 "Расчет базы для начисления страховых взносов", таблица 6 "База для начисления страховых взносов", таблица 7 "Расчеты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" Расчета являются обязательными для представления всеми плательщиками страховых взносов.

В случае отсутствия показателей для заполнения таблиц 2, 3.1, 4, 4.1, 5, 8, 9 Расчета данные таблицы не заполняются и не представляются.

Также уточнено, что при представлении Расчета за первый квартал, полугодие, девять месяцев и год заполняются только первые две ячейки поля "Отчетный период (код)".

Новый порядок применяется, начиная с представления Формы - 4 ФСС за отчетный период - 2011 год.

(Приказ Минздравсоцразвития РФ от 22.11.2011 N 1385н, "О внесении изменений в порядок заполнения формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (Форма - 4 ФСС), утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 февраля 2011 г. N 156н", Зарегистрировано в Минюсте РФ 30.12.2011 N 22849)

Установлен порядок и сроки приема ФСС РФ отчета (расчета), представляемого лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (Форма-4а ФСС РФ).

Данная государственная услуга предоставляется лицам, добровольно вступившим в отношения по обязательному медицинскому страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в частности: адвокатам, нотариусам, занимающимся частной практикой, индивидуальным предпринимателям и членам крестьянских (фермерских) хозяйств.

В приложении к документу приведены адреса и телефоны территориальных отделений ФСС РФ.

(Приказ Минздравсоцразвития РФ от 31.10.2011 N 1227н "Об утверждении Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по приему отчета (расчета), представляемого лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (Форма-4а ФСС РФ)", Зарегистрировано в Минюсте РФ 30.12.2011 N 22853)


Вернуться в начало


Таможенное дело

В целях осуществления экспортного контроля дополнительные сведения могут запрашиваться у участников внешнеэкономической деятельности, в случае если представленные ими документы содержали противоречивые или неполные сведения и при условии, что соответствующие сведения не могут быть получены по межведомственному запросу.

Поправки, касающиеся перечня сведений и порядка их представления в контролирующий орган, внесены в положения некоторых актов Правительства РФ, регулирующих осуществление государственного контроля за внешнеэкономической деятельностью, в том числе в отношении таких товаров (материалов, оборудования, технологий и пр.), которые могут использоваться при создании вооружения и военной техники или применяться в ядерных целях.

(Постановление Правительства РФ от 22.12.2011 N 1105 "Об изменении и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам экспортного контроля")

Скорректированы ставки ввозных таможенных пошлин в отношении бутадиена и бутилен-бутадиеновой фракции.

Установлено, что со 2 января 2012 года по ставке ввозной таможенной пошлины в размере 0% от таможенной стоимости будет осуществляться ввоз товаров, классифицируемых в товарных подсубпозициях 2711 14 000 1 и 2901 24 100 1, а по ставкам ввозных таможенных пошлин в размере 5 процентов от таможенной стоимости - ввоз товаров, классифицируемых в товарных подсубпозициях 2711 14 000 9 и 2901 24 100 2.

(Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 900 "О внесении изменений в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единый таможенный тариф Таможенного союза в отношении бутадиена и бутилен-бутадиеновой фракции")

Со 2 января 2012 года на отдельные виды яблочного пюре, включая компоты, и концентрированных яблочных соков установлена нулевая ставка ввозной таможенной пошлины сроком на 9 месяцев.

Ставка ввозной таможенной пошлины в размере 0% от таможенной стоимости применяется в отношении товаров, классифицируемых в товарных подсубпозициях 2007 99 970 1, 2009 79 190 1, 2009 79 300 1 ТН ВЭД ТС.

(Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 901 "О корректировке ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза в отношении отдельных видов яблочного пюре, включая компоты, и концентрированных яблочных соков")


Вернуться в начало


Правовые новости

В Московской области утверждено региональное соглашение о МРОТ.

В Московской области полномочные представители регионального правительства, Московского областного объединения организаций профсоюзов, объединений работодателей области заключили Соглашение о минимальной заработной плате на 2012 год.

Стороны договорились установить на территории Московской области минимальную заработную плату с 1 января 2012 года в размере 9 000 рублей.

Документ распространяется на работодателей юридических лиц (организации) и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории Московской области, за исключением организаций, финансируемых из федерального бюджета.


Вернуться в начало


Законопроекты

Подготовлены изменения в форму декларации по налогу на прибыль.

ФНС России подготовила проект приказа, который утвердит обновленные форму и формат декларации по налогу на прибыль. В приложениях к проекту приказа даны разъяснения, как заполнять разделы и листы декларации участникам консолидированных групп налогоплательщиков.

С этого года организации могут состоять в консолидированных группах налогоплательщиков, и отчитываться перед бюджетом по новым правилам. Поэтому и формы отчетности приходится снова менять. Проект приказа, который внесет поправки в приказ ФНС России от 15.12.2010 г. № ММВ-7-3/730@ размещен на сайте www.nalog.ru.


Вернуться в начало


Судебная практика

Вернуть излишне уплаченный налог ИФНС должна в течение 7 дней после проверки.

Даже если акт о проведении камеральной проверки еще не подготовлен, налоговики должны вернуть компании излишне перечисленный налог. На это отведено семь дней после проверки уточненной декларации.

Задерживать решение о возврате налога только потому, что акт проверки еще не готов, нельзя.

(Определение ВАС 23.12.2011 № ВАС-13678/11 по делу № А27-15478/2010)

Уточненную декларацию по прибыли за 2010 год налогоплательщики могут подать как по старой, так и по новой форме.

Налогоплательщики по рекомендации налоговиков сдавали декларации по налогу на прибыль за 2010 год по новой форме, утвержденной приказом ФНС России от 15.12.10 № ММВ-7-3/730@. Однако ВАС РФ указал, что новая форма декларации применяется начиная с представления сведений за 2011 год. В связи с этим возникает вопрос: по какой форме компания должна подать уточненную декларацию за 2010 год — по то же, что была сдана первичная декларация (новой) или по старой в соответствии с разъяснениями суда? Ответ — в письме ФНС от 07.12.11 № ЕД-4-3/20970.

В данной ситуации ФНС России предлагает налоговым органам рекомендовать налогоплательщикам представлять уточненные декларации за 2010 по той форме, по которой были представлены первоначальные декларации (в приведенной примере — по новой форме).

Однако за налогоплательщиком остается право выбора. Если декларация представлена не по той форме, по которой была подана первоначальная декларация, налоговый орган все равно обязан ее принять, отмечается в письме.

(Решение ВАС РФ 28.07.11 № ВАС-8096/11)

Даже если декларацию по НДС подписал не директор компании, а другой работник, отраженные в ней сведения нельзя считать недостоверными.

Организация своевременно представила в инспекцию декларацию по НДС. Налоговая инспекция посчитала, что подпись руководителя организации на этой декларации была сфальсифицирована. Указанный вывод подтвержден показаниями самого директора и заключением эксперта. Поэтому инспекторы признали сведения, отраженные в декларации, недостоверными, а саму декларацию не представленной в установленный срок.

Арбитражные суды всех трех инстанций выводы налоговиков не поддержали. Судьи установили, что инспекторы приняли от компании спорную декларацию. Акт об отказе в принятии декларации не составлялся, извещение о непринятии декларации в адрес организации не высылалось.

В свою очередь компания перечислила в бюджет сумму НДС, подлежавшую уплате по этой декларации. То есть она исполнила обязанности налогоплательщика в части сдачи отчетности и уплаты налогов (подп. 1 и 4 п. 1 ст. 23 НК РФ). При таких обстоятельствах суды пришли к выводу, что отраженные в декларации сведения нельзя признать недостоверными только лишь из-за подписания ее не директором организации, а другим работником. По этим же причинам спорная декларация не может считаться непредставленной. Следовательно, заявленные в ней вычеты НДС правомерны.

(Постановление ФАС Уральского округа от 10.11.11 № Ф09-6970/11)

Плательщик не обязан требовать присутствия руководителей контрагентов при заключении сделок.

ФАС Московского округа отклонил довод о непроявлении обществом должной осмотрительности при заключении договоров со спорными контрагентами в связи с тем, что налогоплательщик не потребовал личного присутствия руководителей контрагентов при заключении договоров или не потребовал у поставщиков доверенностей лиц, представлявших контрагентов.

ФАС отметил, что контрагенты общества являются организациями, которые зарегистрированы в ЕГРЮЛ в установленном законом порядке, на налоговом учете состоят и в спорном периоде осуществляли хозяйственную деятельность.

Налоговым органом не представлено доказательств того, что контрагенты заявителя не обладали правом на выполнение спорных работ. Данные организации представляли "не нулевую" отчетность, что подтверждается решением налогового органа.

Сделки между налогоплательщиком и его контрагентами носили неоднократный характер, что не давало возможности обществу усомниться в том, что данные контрагенты могут быть недобросовестными. Следовательно, довод о непроявлении налогоплательщиком должной осмотрительности подлежит отклонению.

(Постановление ФАС Московского округа № А40-132982/10-112-762 от 28.12.2011)

ФАС уточнил возможность возврата излишне уплаченных сумм налога.

ФАС Северо-Кавказского округа подтвердил, что моментом, когда налогоплательщик узнал о факте излишней уплаты налога, не может считаться момент совершения им действий по корректировке своего налогового обязательства и представлению уточненной налоговой декларации.

ФАС отметил, что зачет или возврат производится налоговым органом по заявлению налогоплательщика в течение трех лет со дня уплаты суммы налога. Обращение к налоговому органу по поводу возврата излишне уплаченных сумм налога является досудебным порядком урегулирования налогового спора. Трехлетний срок на зачет или возврат излишне уплаченных сумм налога необходимо исчислять со дня уплаты налога и до обращения в налоговый орган с соответствующим заявлением, а не до обращения в арбитражный суд с заявлением.

НК РФ не препятствует налогоплательщику в случае пропуска срока на подачу такого заявления в налоговый орган обратиться непосредственно в суд с иском о возврате из бюджета суммы излишне уплаченного налога в порядке арбитражного судопроизводства в течение трех лет со дня, когда он узнал или должен был узнать об этом факте.

При этом вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств.

В частности следует установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога; установить наличие у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации. Также необходимо учитывать изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания не пропущенным срока на возврат налога.

(Постановление ФАС Северо-Кавказского округа № А53-3009/2011 от 28.12.2011)


Вернуться в начало


Прочее

Как применять стандартный вычет на детей – близнецов.

Гражданин является отцом троих детей: первому ребенку 17 лет, а второй и третий в возрасте 12 лет близнецы (один из близнецов – инвалид). Как правильно установить, кто является вторым ребенком из близнецов, так как дата рождения у них одинаковая?

Минфин РФ разъяснил процедуру предоставления стандартного вычета в данной ситуации. Налогоплательщик, который является отцом троих, вправе в заявлении, представляемом работодателю, указать, что второй ребенок является ребенком-инвалидом.

В данном случае стандартный налоговый вычет на детей будет предоставляться за каждый месяц налогового периода в следующем размере: 1000 руб. - на первого ребенка, 3000 руб. - на второго ребенка-инвалида и 3000 руб. - на третьего ребенка.

(Письмо Минфина РФ от 21.12.2011 г. № 03-04-05/8-1075)

Работница, находящаяся в отпуске по уходу за ребенком, не имеет права на "детский" вычет по НДФЛ.

Родитель, супруг, опекун, попечитель, приемный родитель, на обеспечении которого находится ребенок, имеет право на стандартный налоговый вычет по НДФЛ. Это так называемый "детский" вычет, размер которого в настоящее время зависит от количества детей в семье.

Он составляет 1 400 рублей - на первого ребенка, 1 400 рублей - на второго ребенка, 3 000 рублей - на третьего и каждого последующего ребенка. А также 3 000 рублей - на каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы.

Минфин России пояснил, что вычеты предоставляются работодателем за каждый месяц налогового периода, включая те месяцы, в которых работодатель не производил выплаты дохода. Однако это правило не распространяется на случай оформления отпуска по уходу за ребенком. В такой ситуации стандартные налоговые вычеты не предоставляются, так как налоговая база по НДФЛ не определяется.

(Письмо Минфина РФ от 13.01.2012 № 03-04-05/8-10)

Товарный чек подтверждает расходы физлица на строительство дома только при наличии кассового чека.

С помощью только лишь товарных чеков физическое лицо не сможет подтвердить затраты на строительство жилого дома в целях получения имущественного налогового вычета по НДФЛ. Необходимы еще и кассовые чеки.

Как известно, при строительстве жилого дома физлицо может воспользоваться имущественным налоговым вычетом в сумме фактически произведенных расходов, но не более 2 000 000 рублей. Об этом сказано в подпункте 2 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса. Вычет предоставляется на основании письменного заявления налогоплательщика и документов, подтверждающих факт уплаты денежных средств (квитанции к приходным ордерам, банковские выписки, товарные и кассовые чеки, акты о закупке материалов и другие документы).

Товарный чек сам по себе не подтверждает понесенные расходы. В нем всего лишь фиксируется факт отпуска товара покупателю. Факт уплаты денежных средств подтверждается кассовым чеком. Поэтому товарный чек может быть принят в качестве документа, подтверждающего расходы налогоплательщика для целей предоставления имущественного налогового вычета, только при наличии кассового чека.

(Письмо Минфина РФ от 13.01.12 № 03-04-05/7-7)

В целях получения социального налогового вычета по расходам на обучение детей, статус образовательного учреждения можно подтвердить его уставом.

Может ли физлицо получить социальный налоговый вычет по НДФЛ в отношении расходов на обучение ребенка в организации, которая не имеет лицензии на общеобразовательную деятельность? Да, может, если согласно уставу данная организация имеет статус образовательного учреждения.

Как известно, социальный налоговый вычет по НДФЛ предоставляется в сумме, уплаченной налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет по очной форме обучения (размер вычета — не более 50 000 руб. на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей). Об этом сказано в подпункте 2 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса.

Вычет предоставляется при наличии у образовательного учреждения соответствующей лицензии или иного документа, который подтверждает статус учебного заведения.

По мнению чиновников, в качестве иного документа, подтверждающего статус образовательного учреждения, может использоваться устав. Если в нем указано, что организация имеет статус образовательного учреждения, то родитель ребенка, обучающегося в таком учреждении, может получить социальный налоговый вычет по НДФЛ.

(Письмо Минфина РФ от 30.12.11 № 03-04-05/9-1133)

Социальный вычет по расходам на обучение ребенка, которому исполнилось 24 года.

Социальный вычет по НДФЛ предоставляется в сумме, уплаченной налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет (ста. 219 НК РФ), а стандартный вычет — с месяца рождения ребенка и до конца того года, в котором ребенок достиг 24 лет (ст. 218 НК РФ). Может ли физическое лицо применять положения статьи 218 НК РФ для целей получения социального вычета по НДФЛ.

Специалисты финансового ведомства считают некорректным сравнивать между собой указанные статьи Налогового кодекса. Условия и порядок применения каждого налогового вычета регулируются соответствующими статьями НК РФ.

Родители могут воспользоваться социальным вычетом в сумме, уплаченной ими за обучение ребенка по очной форме обучения в образовательном учреждении, но не более 50 000 руб. (в общей сумме на обоих родителей), если ребенку не исполнилось 24 лет.

(Письмо Минфина РФ в письме от 21.12.2011 № 03-04-05/7-1085)

Социальный вычет по расходам на обучение ребенка в ВУЗе по очно-заочной форме не предоставят.

Минфин РФ приводит разъяснения по вопросу получения социального налогового вычета по расходам родителя на обучения ребенка, который учится в университете на очной бюджетной форме обучения и с третьего курса получает второе высшее образование в том же университете по очно-заочной форме.

В письме отмечается, что налогоплательщик-родитель вправе получить социальный налоговый вычет только при наличии в договоре с учебным заведением записи, подтверждающей очную форму обучения его ребенка, или при представлении справки образовательного учреждения, содержащей данные о предоставлении образовательных услуг в конкретном налоговом периоде по очной форме.

(Письмо Минфина РФ № 03-04-05/7-1068 от 20.12.2011)

Со стоимости билета бизнес-класса для командированного работника не нужно удерживать НДФЛ.

Стоимость проезда к месту командировки и обратно не нужно облагать НДФЛ, даже если компания оплатила сотруднику билеты бизнес-класса.

Так, в соответствии с п. 3 ст. 217 Налогового кодекса командировочные расходы не облагаются налогом на доходы физлиц только в пределах норм. Однако абзацем 10 данного пункта также установлено, что от НДФЛ освобождается стоимость проезда к месту назначения и обратно. Конечно, при условии, что у компании в наличии есть все подтверждающие документы.

(Письмо Минфина РФ от 30.12.2011 г. № 03-04-06/6-364)

С суммы денежного подарка платить налог не нужно.

Доходы в денежной форме, полученные физическим лицом в порядке дарения от другого физического лица, не облагаются НДФЛ. При этом факт отсутствия родства между ними не имеет значения. Как и факт совершения дарения в устной форме.

Согласно статье 574 ГК РФ дарение может быть совершено устно. Исключением из этого правила является ситуация, когда дарителем является организации и стоимость дара превышает 3 000 рублей. А также: если договор содержит обещание дарения в будущем, либо дарится недвижимое имущество.

(Письмо Минфина РФ от 13.01.2012 № 03-04-05/6-6)

Если организация осуществляет только облагаемую ЕНВД деятельность, то при списании кредиторской задолженности налог на прибыль уплачивать не нужно.

Если организация уплачивает ЕНВД, то она освобождается, в частности, от налога на прибыль в отношении прибыли, полученной от деятельности, облагаемой единым налогом (п. 4 ст. 346.26 НК РФ)

Согласно п. 7 ст. 346.26 НК РФ налогоплательщики, осуществляющие наряду с деятельностью, облагаемой ЕНВД, иные виды деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций.

Если организация осуществляет только деятельность, облагаемую ЕНВД, то доходы, относящиеся к этой деятельности, в том числе в виде просроченной кредиторской задолженности, не облагаются в рамках общего режима налогообложения.

(Письмо Минфина РФ от 26.12.2011 № 03-11-06/3/124)

Деятельность по приему заказов на такси подпадает под уплату ЕНВД.

Минфин России разъяснил, что посреднические услуги по оформлению (приему) заказов от физических лиц на предоставление автотранспорта для перевозки пассажиров могут быть переведены на уплату единого налога.

Напомним, что к "вмененным" видам деятельности относится оказание бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с ОКУН (пп. 1 п. 2 ст. 346.26 НК РФ).

Так раздел 010000 "Бытовые услуги" ОКУН включает, в частности, подраздел 019700 "Прочие услуги непроизводственного характера", в котором предусмотрены посреднические услуги по оформлению заказов на обслуживание автотранспортом (код 019732 ОКУН).

(Письмо Минфина РФ от 26.12.2011 № 03-11-11/322)

Разъяснены вопросы о проекте федерального закона о поэтапной отмене ЕНВД.

В своем письме Минфин России разъяснил вопрос о проекте федерального закона, предусматривающего поэтапную отмену системы налогообложения в виде ЕНВД и установление патентной системы налогообложения.

Принятый Госдумой в первом чтении проект федерального закона предлагает поэтапную отмену ЕНВД и установление патентной системы налогообложения, переход на которую будет осуществляться ИП добровольно.

Предлагается предоставить право применять указанную систему налогообложения ИП, в частности, в сфере розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 10 кв. м по каждому объекту организации торговли.

(Письмо Минфина РФ от 30.12.2011 № 03-11-11/338)

ФНС РФ подготовлен перечень КБК, используемых при перечислении в 2012 году налоговых платежей в бюджетную систему РФ.

С 1 января 2012 года многие КБК, действующие в 2011 году, изменены.

В информации представлена таблица кодов классификации доходов бюджетов РФ, администрируемых Федеральной налоговой службой в 2012 году. Изменения, в частности, произошли в КБК по НДФЛ, акцизам, по УСН, патенту, ЕНВД, госпошлине, земельному налогу.

(Информация ФНС РФ "Коды классификации доходов бюджетов Российской Федерации, администрируемые Федеральной налоговой службой в 2012 году")

ФНС РФ разъяснены отдельные вопросы, касающиеся заключения соглашений о ценообразовании, и приведены рекомендуемые формы заявлений.

Крупнейшие налогоплательщики вправе заключить с ФНС России соглашение о ценообразовании. Соглашение позволяет согласовать позиции относительно порядка определения цен и применения методов ценообразования в контролируемых сделках, а также минимизировать разногласия по вопросам определения цен для целей налогообложения.

В письме ФНС РФ приведены рекомендации относительно представления необходимой для заключения соглашения информации и оформления документов.

Прописана процедура обсуждения проекта соглашения, вынесения решения по результатам рассмотрения представленных документов, сообщены особенности, касающиеся проверки исполнения заключенного соглашения.

(Письмо ФНС РФ от 12.01.2012 N ОА-4-12/85@ "О заключении соглашений о ценообразовании для целей налогообложения")

ФНС РФ разъяснила порядок документального подтверждения соблюдения условий, которым должны соответствовать организации - участники консолидированной группы налогоплательщиков.

Так, в частности, согласно требованиям Налогового кодекса РФ одна из организаций - участников консолидированной группы налогоплательщиков должна непосредственно и (или) косвенно участвовать в уставном (складочном) капитале других организаций. При этом доля такого участия в каждой из организаций должна составлять не менее 90 процентов.

Сообщается, что данное условие может подтверждаться выписками из ЕГРЮЛ, копиями учредительных документов, выписками из реестров акционеров акционерных обществ, списками участников общества с ограниченной ответственностью, содержащими необходимые сведения об учредителях (участниках) юридического лица, а также расчетами доли непосредственного и (или) косвенного участия.

Также отмечено, что соблюдение еще одного из установленных условий (согласно которому размер чистых активов организации - стороны договора на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления в налоговый орган документов для регистрации договора о создании (изменении) консолидированной группы налогоплательщиков, должен превышать размер ее уставного (складочного) капитала) подтверждается расчетом, составленным организацией на основании бухгалтерской отчетности с учетом требований положений по бухгалтерскому учету и других нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету.

(Письмо ФНС РФ от 13.01.2012 N ЕД-4-3/162@ "Об отдельных вопросах соблюдения условий, предусмотренных статьей 25.2 Налогового кодекса Российской Федерации, при создании консолидированной группы налогоплательщиков")

ФНС РФ сообщает о правомерности применения льготной ставки водного налога в размере 70 рублей при заборе воды организациями, передающими воду специализированным организациям для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения.

По мнению ФНС РФ, из содержания нормы Налогового кодекса РФ, предусматривающей льготную ставку водного налога, следует, что она распространяется как на организации, забирающие и подающие воду непосредственно населению, так и подающие воду другим организациям, направляющим воду населению. При этом отмечено, что необходимым условием применения данной льготы является отражение в лицензии на водопользование соответствующей цели использования водного объекта.

(Письмо ФНС РФ от 17.01.2012 N ЕД-4-3/292@ "О направлении письма Минфина России от 14.12.2011 N 03-06-05-02/6 по вопросу применения ставки водного налога в размере 70 рублей за одну тысячу кубических метров воды при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения")

В связи с передачей ФНС РФ с 1 января 2012 года функции по ведению реестра дисквалифицированных лиц разработан временный порядок предоставления информации из данного Реестра.

Изложенный в письме ФНС РФ порядок будет действовать до принятия и регистрации в Минюсте РФ соответствующего документа.

Сообщается, что информация из Реестра предоставляется всем заинтересованным лицам в течение 5 дней со дня представления запроса (органам госвласти и местного самоуправления - бесплатно, иным заинтересованным лицам - за плату в размере 1 МРОТ).

В приложении к письму приведена рекомендуемая форма запроса, а также форма выписки из реестра о конкретном дисквалифицированном лице и форма справки об отсутствии в реестре информации о запрашиваемом лице.

Напомним, что Реестр дисквалифицированных лиц формируется и ведется в целях обеспечения учета лиц, дисквалифицированных на основании вступивших в силу постановлений судов о дисквалификации, а также для обеспечения заинтересованных лиц информацией о дисквалифицированных лицах.

В Реестре, в частности, содержатся следующие сведения о дисквалифицированном лице: ФИО, в какой организации и на какой должности указанное лицо работало во время совершения правонарушения; дата совершения правонарушения, его суть и квалификация, а также срок дисквалификации.

(Письмо ФНС РФ от 29.12.2011 N ПА-4-6/22455@ "Об организации работы по предоставлению сведений из реестра дисквалифицированных лиц")

Зарегистрировать в налоговых органах изменение количества объектов налогообложения налогом на игорный бизнес возможно, представив заявление по рекомендуемой форме в соответствии с новым форматом.

С 1 января 2012 года предусмотрено расширение перечня объектов налогообложения налогом на игорный бизнес (операционные кассы заменены на процессинговые центры тотализатора (букмекерской конторы)), а также введены пункты приема ставок тотализатора (букмекерской конторы).

Для регистрации изменений количества объектов налогообложения ФНС РФ рекомендовала налогоплательщикам воспользоваться формой заявления, доведенной письмом от 30.12.2011 N ЕД-4-3/22627@.

В целях реализации возможности представления в налоговые органы данного заявления в электронном виде разработан соответствующий формат и размещен на сайте ФНС РФ в разделе "Налоговая отчетность" по адресу http://www.nalog.ru/otchet/el_vid/no_elvid_doc/prikazi/.

(Письмо ФНС РФ от 17.01.2012 N ПА-4-6/330@ "О рекомендуемом формате заявления о регистрации изменений количества объектов налогообложения налогом на игорный бизнес")

Налогоплательщики, применяющие УСН и получившие статус участника проекта "Сколково", до конца текущего налогового периода (календарного года) не вправе перейти на общий режим налогообложения и воспользоваться правом освобождения от обязанностей налогоплательщика НДС и налога на прибыль.

Для участников проекта "Сколково", уплачивающих налоги в соответствии с общим режимом налогообложения, Налоговым кодексом РФ установлена льгота, предусматривающая освобождение таких налогоплательщиков от уплаты НДС и налога на прибыль организаций (статьи 145.1 и 246.1 НК РФ).

Возможность перехода налогоплательщиков, применяющих УСН, на иной режим налогообложения до окончания налогового периода положениями НК РФ не предусмотрена.

Следовательно, участники проекта "Сколково" перейти с УСН на общий режим налогообложения и воспользоваться установленной для них льготой вправе только с начала следующего налогового периода (календарного года).

(Письмо ФНС РФ от 17.01.2012 N ЕД-4-3/360@ "Об использовании участником проекта "Сколково" права на освобождение от обязанностей налогоплательщика")

ФНС РФ сообщила о том, что в 2012 году отмены системы налогообложения в виде ЕНВД федеральным законодательством не предусмотрено.

Отмечено также, что данный режим налогообложения применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством РФ о налогах и сборах.

(Письмо ФНС РФ от 17.01.2012 N ЕД-4-3/355@ "О применении законодательства Российской Федерации о налогах и сборах")


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.