Мониторинг изменений за период 16.04.12 - 22.04.12



Бухгалтерский учет и налогообложение

На регистрацию в Минюст России отправлен Приказ Федеральной налоговой службы, которым утверждена новая форма налоговой декларации по налогу на прибыль и формат ее представления в электронном виде.

Необходимость принятия новой формы налоговой декларации обусловлена вступлением в силу с 1 января 2012 года многочисленных изменений, внесенных в налоговое законодательство, касающихся, в первую очередь, установления особенностей налогообложения доходов, полученных участниками консолидированных групп налогоплательщиков по налогу на прибыль организаций.

Приказом утверждены форма, формат налоговой декларации, а также порядок ее заполнения.

В частности, в новой форме декларации предусмотрен отдельный раздел для расчета авансовых платежей и налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков.

(Приказ ФНС России от 22.03.2012 N ММВ-7-3/174@ "Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, порядка ее заполнения")

Журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, а также книги покупок и продаж в электронном виде теперь можно будет вести, не распечатывая их на бумаге.

Приказ ФНС России, которым утверждены форматы указанных выше документов, а также счетов-фактур (в том числе корректировочных счетов-фактур) в электронном виде, прошел регистрацию в Минюсте России.

Форматы разработаны в соответствии с формами документов, применяемых при расчетах по НДС, которые введены в действие Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137.

Налогоплательщики и ранее имели возможность формировать данные документы в электронном виде. Однако теперь, применяя утвержденные форматы, налогоплательщики смогут не только выставлять электронные счета-фактуры своим контрагентам, но также и представлять их в налоговые органы по телекоммуникационным каналам связи.

(Приказ ФНС России от 05.03.2012 N ММВ-7-6/138@ "Об утверждении форматов счета-фактуры, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, дополнительных листов книги покупок и книги продаж в электронном виде", Зарегистрировано в Минюсте России 11.04.2012 N 23791)

Налоговая декларация по НДС в электронном виде за первый квартал 2012 года должна формироваться в соответствии с новой версией формата.

Внесены изменения в состав и структуру налоговой декларации по НДС в электронном виде (утв. Приказом ФНС России от 31.12.2009 N ММ-7-6/730@).

В таблице 4.2 элемент "Налоговый период (код)", а также элемент "Код места, по которому представляется документ" графа "Дополнительная информация" дополнена новыми значениями указанных кодов, предусмотренными для случаев представления налоговой декларации управляющим товарищем по договору инвестиционного товарищества. Указанные поправки внесены в соответствии с рекомендациями, содержащимися в письме ФНС России от 13.04.2012 N ЕД-4-3/6289@.

(Приказ ФНС России от 17.04.2012 N ММВ-7-6/244@ "О внесении изменений в Приказ ФНС России от 31.12.2009 N ММ-7-6/730@ "Об утверждении формата представления налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов, в электронном виде (на основе XML)(версия 5)")

Уточнен перечень технологического оборудования, аналоги которого не производятся в России и ввоз которого на территорию РФ не подлежит обложению НДС.

В Перечень включено оборудование, классифицируемое кодом ТН ВЭД ТС 8474 80 908 0 "Линии безопочной формовки литейных форм". Кроме того, согласно новой редакции позиции, классифицируемой кодом 8479 89 970 8, она включает в себя также оборудование завода по производству гранулированного карбамида, производительностью 717,5 тыс. тонн в год, а позиция, квалифицируемая кодом 8502 39 200 0, вместо ранее поименованного в ней оборудования включает газотурбинные генераторные установки PG 6111FA.

(Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 N 296 "О внесении изменений в перечень технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость")


Вернуться в начало


Социальное страхование и обеспечение

Регламентирован порядок назначения и выплаты Фондом социального страхования РФ пособия по временной нетрудоспособности в случае прекращения деятельности страхователем.

Также установлен порядок назначения и выплаты Фондом социального страхования РФ пособия по временной нетрудоспособности в случае невозможности выплаты пособия страхователем в связи с недостаточностью денежных средств на его счете в кредитной организации и применением очередности списания денежных средств со счета, предусмотренной ГК РФ.

Установлено, что территориальный орган Фонда назначает и выплачивает пособие в течение 10 календарных дней со дня получения необходимых документов.

Определены состав, сроки и последовательность административных действий должностных лиц ФСС РФ при предоставлении данной государственной услуги, а также требования к порядку их выполнения, в том числе в электронной форме.

В приложении приведены адреса и телефоны территориальных отделений ФСС РФ по субъектам РФ.

(Приказ Минздравсоцразвития России от 29.02.2012 N 172н "Об утверждении Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по назначению и выплате пособия по временной нетрудоспособности в случае прекращения деятельности страхователем на день обращения застрахованного лица за пособием по временной нетрудоспособности либо в случае невозможности его выплаты страхователем в связи с недостаточностью денежных средств на его счете в кредитной организации и применением очередности списания денежных средств со счета, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации", Зарегистрировано в Минюсте России 10.04.2012 N 23788)


Вернуться в начало


Таможенное дело

В ТН ВЭД ТС внесены изменения, касающиеся тренажерных устройств имитации полета на гражданских воздушных судах.

Ставка ввозной таможенной пошлины в размере 0 процентов от таможенной стоимости будет применяться в отношении тренажерных устройств имитации полета на гражданских воздушных судах и их частей (код ТН ВЭД ТС 8805 29 000 2). При ввозе тренажерных устройств имитации полета прочих (код ТН ВЭД ТС 8805 29 000 8) будет действовать ставка таможенной пошлины в размере 20 процентов от таможенной стоимости.

Подсубпозиции 8805 29 000 1 ТН ВЭД ТС (тренажерные устройства имитации полета на гражданских воздушных судах иностранного производства) и 8805 29 000 9 (прочие) исключены из Товарной номенклатуры ВЭД ТС.

(Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 05.04.2012 N 15 "О внесении изменений в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единый таможенный тариф Таможенного союза в отношении тренажерных устройств имитации полета на гражданских воздушных судах")

Регламентирован порядок ведения Федеральной таможенной службой РФ реестра владельцев таможенных складов.

Для включения в реестр владельцев таможенных складов и получения соответствующего свидетельства заявитель обращается с заявлением в таможню, в регионе деятельности которой располагаются помещения или открытые площадки, предполагаемые в качестве таможенного склада.

Срок рассмотрения заявления, в общем случае, не должен превышать 30 дней со дня получения ФТС России соответствующего заявления.

Определены состав, сроки и последовательность административных действий должностных лиц ФТС России при ведении реестра владельцев таможенных складов, а также требования к порядку их выполнения, в том числе в электронной форме.

(Приказ ФТС России от 20.02.2012 N 294 "Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги ведения Реестра владельцев таможенных складов", Зарегистрировано в Минюсте России 13.04.2012 N 23833)


Вернуться в начало


Правовые новости

Минфин обновил перечень банков, которые вправе предоставлять банковские гарантии в целях налогообложения.

На сайте Минфина России опубликован обновленный перечень банков, соответствующих требованиям пункта 4 статьи 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации.

Список насчитывает 287 кредитных организаций.


Вернуться в начало


Законопроекты

Совет Федерации одобрил изменения в порядок администрирования Калининградской ОЭЗ.

Совет Федерации одобрил поправки в закон об Особой экономической зоне в Калининградской области, направленные на совершенствование процедур администрирования данной ОЭЗ, передает пресс-служба ведомства.

Так, в частности, документ исключает из числа функций уполномоченного органа федеральной власти проведение проверок деятельности резидентов ОЭЗ совместно с ее администрацией, а также согласование назначения на должность ее руководителя.

Кроме того, устанавливаются порядок и сроки рассмотрения заявлений о включении в реестр резидентов ОЭЗ и принятия соответствующего решения, что должно повысить прозрачность этой процедуры.

Пенсионеров – индивидуальных предпринимателей, не получающих доходы от предпринимательской деятельности, могут освободить от уплаты страховых взносов в ПФР.

В Госдуму поступил законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в РФ", Федеральный закон "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан РФ за выдающиеся достижения и особые заслуги перед РФ" и Гражданский кодекс РФ (часть четвертая)".

Законопроектом, в частности, предлагается освободить лиц, достигших пенсионного возраста, имеющих статус индивидуального предпринимателя (ИП) и не имеющих дохода от занятия предпринимательской деятельностью, от уплаты страховых взносов в ПФР.

Как сказано в пояснительной записке к документу, указанные лица платят страховые взносы из собственной пенсии, что значительно ухудшает уровень их жизни и часто приводит к образованию задолженности в ПФР.

Кроме того, законопроектом предлагается внести изменения в ч. IV ГК РФ об освобождении указанных лиц от уплаты пошлин за поддержание в силе патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец.

Депутаты пересмотрят налоговые льготы для лиц, получающих негосударственную пенсию.

В Госдуму на рассмотрение поступил законопроект № 57110-6 "О внесении изменений в статью 218 части второй Налогового кодекса РФ".

Документ предлагает распространить право на налоговый вычет в размере 1 000 рублей за каждый месяц налогового периода на следующие категории налогоплательщиков:

  • лиц, получающих негосударственную пенсию, выплачиваемую по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами;
  • лиц, получающих негосударственную пенсию, выплачиваемую по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным физическими лицами с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами в пользу других лиц.

Авторы законопроекта уверены, что принятие документа позволит устранить возникшее неравенство в пенсионных правах клиентов государственных и негосударственных пенсионных фондов, способствует повышению эффективности пенсионной системы РФ и социальной защите граждан.


Вернуться в начало


Судебная практика

Невозможность плательщика ознакомиться с материалами проверки не свидетельствует о нарушении его прав.

ФАС Восточно-Сибирского округа подтвердил, что поскольку инспекцией было обеспечено присутствие представителей общества на всех стадиях рассмотрения материалов налоговой проверки, оснований для вывода о нарушении существенных условий процедуры налоговой проверки не имеется.

ФАС отметил, что участие лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, в рассмотрении имеющихся у налогового органа материалов, должно быть обеспечено на всех стадиях осуществления налогового контроля.

Право налогоплательщика на своевременное ознакомление со всеми материалами, полученными налоговым органом в рамках подобных проверок, является его неотъемлемым правом. Однако для признания факта нарушения существенных условий процедуры налоговой проверки, выразившегося в отсутствии у налогоплательщика возможности ознакомиться со всеми материалами налогового контроля и представить соответствующие возражения, недостаточно указания на наличие у него такого права.

Здесь суду надлежит выяснить, каким образом подобная информация влияет на первоначальные выводы налогового органа, зафиксированные в акте выездной налоговой проверки.

(Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа № А19-12547/2011 от 02.04.2012)

Заявление вычета в конкретном налоговом периоде является однократным действием.

ФАС Волго-Вятского округа подтвердил, что изменение позиции налогоплательщика по периоду использования налогового вычета по НДС невозможно.

ФАС отметил, что НК РФ не исключает возможности применения вычета сумм налога на добавленную стоимость за пределами налогового периода, в котором товары (работы, услуги) приобретены.

Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, подлежит возмещению налогоплательщику, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана им по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.

Отсюда следует, что налогоплательщик вправе использовать налоговый вычет в любом налоговом периоде (в пределах трехлетнего срока), но заявление вычета в декларации в конкретном налоговом периоде является однократным действием, после чего изменение позиции налогоплательщика по периоду использования вычета уже невозможно.

(Постановление ФАС Волго-Вятского округа № А28-9877/2010 от 29.03.2012)

Ссылка на конкурс помогла оспорить начисление НДС.

По утверждению инспекции, контрагент не мог выполнить заявленные работы. У него нет нужных ресурсов. Кроме того, документы подписаны неустановленным лицом. Из-за этого чиновники отказали в вычете "входного" НДС.

Данное решение отменил ФАС Северо-Западного округа. Подрядчик мог привлечь соисполнителей. Поэтому ссылка на отсутствие ресурсов неправомерна. Подписание документов неустановленными или неуполномоченными лицами также не доказывает законность доначислений (постановление Президиума ВАС РФ от 20.04.10 № 18162/09).

Факт выполнения спорных работ не опровергнут. Не опровергнуто и проявление налогоплательщиком должной осмотрительности. Он не только запросил регистрационные документы партнера, но и получил информацию о его победе в муниципальном конкурсе. Это косвенно свидетельствует о наличии ресурсов.

Также надо ссылаться на статьи 9 и 11 Федерального закона от 21.07.05 № 94-ФЗ. По ним конкурс несовместим с существенными налоговыми долгами. Значит, налогоплательщик может быть уверен в их отсутствии у подрядчика – "конкурсанта". И налицо еще один довод против доначислений.

(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 04.04.12 № А21-3883/2011)

Копия счета-фактуры сама по себе не может подтверждать получение товара.

ФАС Западно-Сибирского округа подтвердил, что сама по себе копия счета-фактуры не может подтверждать получение товара предпринимателем, следовательно, факт получения ответчиком товара не был подтвержден.

ФАС отметил, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, которые являются первичными учетными документами, обеспечивающими ведение бухгалтерского учета.

Первичные учетные документы принимаются к учету, если содержат следующие обязательные реквизиты: наименование документа; дату его составления; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции.

Также они должны содержать измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц.

Судебными инстанциями установлено, что товарная накладная не подписана со стороны ответчика, а копия счет-фактуры, на которую истец ссылается в обоснование своих исковых требований о факте получения товара ответчиком имеет подпись без расшифровки. Иных письменных доказательств, подтверждающих передачу товара, в материалах дела не имеется.

Следовательно, в отсутствие подписанной товарной накладной и иных документов, копия счета-фактуры не может подтверждать получение товара предпринимателем.

(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа № А02-861/2011 от 11.04.2012)

Отсутствие транспортной накладной послужило поводом для начисления НДС.

Отсутствие транспортной накладной послужило поводом для доначисления компании НДС. Налоговая инспекция провела проверку и сделала вывод о том, что организация не доказала факт доставки товара. Кроме того, по мнению проверяющих, первичные документы поставщика были подписаны неустановленными лицами. На этом основании компания не имела права принимать "входящий" НДС к вычету.

Предприятие обратилось в суд. Арбитры полностью поддержали позицию налогоплательщика. Как отметил ФАС Уральского округа, компания доказала факт оприходования товара, его доставки, реальных взаимоотношений с контрагентами. Более того, как подчеркнули судьи, организация не принимала участие в доставке товара (его привозил поставщик за свой счет), поэтому "держать" ей транспортные документы не имело смысла.

Напомним, что Конституционный Суд РФ в определении от 25.07.2001 г. № 138-О разъяснил, что по смыслу положения, содержащегося в п. 7 ст. 3 НК РФ, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщиков. Кассационная жалоба ИФНС была оставлена без удовлетворения.

(Постановление ФАС Уральского округа от 05.04.2012 г. № Ф09-2347/12)

Потребительский кооператив вправе применять УСН независимо от размера паевых взносов.

ФАС Западно-Сибирского округа пояснил, что потребительский кооператив в качестве некоммерческой организации вправе применять УСН независимо от состава членов кооператива и размера их паевых взносов.

ФАС указал, что наряду с общей системой налогообложения организации и индивидуальные предприниматели могут применять упрощенную систему налогообложения.

Организации имеют право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам 9 месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доход от реализации, не превысил 11 миллионов рублей.

Поскольку НК РФ не связывает право перехода на упрощенную систему налогообложения с учредителями организации, а непосредственное участие учредителей потребительского кооператива не связано с формированием паевого фонда, суды правомерно признали обоснованным довод кооператива о том, что на него не распространяются ограничения по переходу на УСН.

(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа № А02-932/2011 от 10.04.2012)


Вернуться в начало


Прочее

Консолидированная группа налогоплательщиков: разъяснены некоторые особенности.

Сведения о суммах начислений и поступлений по налогу на прибыль организаций консолидированной группы налогоплательщиков отражаются в карточке расчетов с бюджетом ответственного участника.

Отчет о поступлении налогов и сборов в бюджет по основным видам экономической деятельности (ф. 1-НОМ) составляется на основе данных, отраженных в карточках расчетов с бюджетом налогоплательщиков. Поэтому в таком отчете приводится агрегированная информация о начислениях и поступлениях по налогу на прибыль организаций по коду ОКВЭД ответственного участника.

Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу на прибыль (ф. N 5-П) в разрезе основных видов экономической деятельности не составляется.

По вопросу применения пониженных ставок по налогу на прибыль разъяснено следующее.

Суммы налога (авансовых платежей), подлежащие зачислению в региональные бюджеты, приходящиеся на каждого из участников консолидированной группы (каждое из их обособленных подразделений), исчисляются по ставкам, действующим на территориях, где они расположены.

Таким образом, если в отношении участника группы действует пониженная ставка налога на прибыль (устанавливается законом субъекта РФ), ответственный участник исчисляет сумму налога (авансовых платежей) с учетом такой ставки в отношении налоговой базы, приходящейся на такого участника и его обособленные подразделения, расположенные на территории данного региона.

Разъяснены нюансы заполнения налоговой декларации.

(Письмо ФНС от 10 апреля 2012 г. № ЕД-4-3/6040@ “О статистической налоговой отчетности и применении пониженной налоговой ставки налога на прибыль организаций”)

Налоговым органам даны рекомендации, касающиеся обмена информацией о регистрации договоров о создании консолидированных групп налогоплательщиков.

Рекомендации, касающиеся проверки сведений, представленных налогоплательщиками в целях регистрации договора (внесения изменений в договор) о создании консолидированной группы налогоплательщиков (КГН), были приведены в Письме ФНС России от 29.12.2011 N АС-4-3/22569@.

В дополнение к данному письму сообщается о надлежащем порядке направления запросов при проведении проверок соответствия участников КГН установленным критериям и направления информации о создании КГН в случае регистрации соответствующего договора, а также в случае внесения в него изменений.

В частности отмечено, что соответствующие запросы следует направлять в налоговые органы по месту нахождения организации (месту учета организации в качестве крупнейшего налогоплательщика), а также по месту нахождения ее обособленных подразделений, если через такие подразделения осуществлялась уплата налога на прибыль (за исключением случаев, когда с учетом возможностей информационного ресурса налоговый орган обладает достаточной информацией для принятия обоснованного решения по результатам проведенной проверки).

(Письмо ФНС России от 12.04.2012 N ЕД-4-3/6166@ "В дополнение к письму ФНС России от 29.12.2011 N АС-4-3/22569@")

ФНС уточняет порядок представления декларации по НДС участниками инвестиционного товарищества.

Ответственный управляющий товарищ ведет раздельный учет операций, совершенных в процессе выполнения договора инвестиционного товарищества, и операций при осуществлении иной деятельности, а также в срок, предусмотренный пунктом 5 статьи 174 НК РФ, представляет в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию по НДС по каждому договору отдельно.

Таким образом, не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, организация - ответственный управляющий товарищ представляет в налоговый орган по месту своего учета отдельную декларацию по НДС по операциям, совершенным в процессе выполнения конкретного договора инвестиционного товарищества.

По иной деятельности налоговая декларация по НДС представляется в общеустановленном порядке.

(Письмо ФНС РФ № ЕД-4-3/6289@ от 13.04.2012)

Минфин рекомендует налогоплательщикам, не получившим требование об уплате налога по вине почты, предъявлять претензии почте.

Министерство финансов в своем письме рассказало, что делать налогоплательщику, который не получил требование об уплате налога по вине почты.

В такой ситуации налогоплательщик вправе запросить у налогового органа информацию о дате приема почтой от налогового органа реестра почтовых отправлений, а также сообщить налоговому органу о том, что не получил требование. От начисления штрафов и пеней это, скорее всего, не спасет, но налогоплательщик может предъявить почте претензию в порядке, установленном Правилами оказания услуг почтовой связи (утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 № 221), в том числе потребовать возмещения вреда.

Кроме того, суд или налоговый орган, рассматривающие дело могут признать, что вина налогоплательщика в налоговом нарушении отсутствует (пп. 4 п. 1 ст. 111 НК РФ).

(Письмо Минфина РФ от 12.04.2012 № 03-02-07/1-91)

Минфин разъяснил, как исправлять корректировочные счета-фактуры.

Если в корректировочном счете-фактуре была допущена ошибка, то для исправления следует выставить новый экземпляр документа. В нем по строке 1а указывают порядковый номер и дату исправления. А показатели строк 1 и 1б должны оставаться без изменений. Такой порядок установлен п. 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 г. № 1137.

Чиновники напомнили - корректировочный счет-фактуру нужно выставить в том случае, если изменилась стоимость отгруженных товаров при изменении его цены или количества. А при технических ошибках, исправления следует вносить в первоначальный документ.

(Письмо Минфина РФ от 16.04.2012 г. № 03-07-09/36)

О переходе с уплаты ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли на общий порядок уплаты авансовых платежей лучше сообщить в налоговую инспекцию.

Налоговый кодекс не обязывает налогоплательщика уведомлять налоговый орган до начала налогового периода о том, что он переходит с уплаты ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли на общеустановленный порядок уплаты ежемесячных авансовых платежей. Однако, по мнению Минфина России, компании лучше направить в налоговый орган сообщение в произвольной форме о таком переходе.

Кроме того, порядок исчисления авансовых платежей по налогу на прибыль нужно отразить в учетной политике организации на очередной налоговый период.

Для налогоплательщиков, уплачивавших в 2011 году ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли и принявших решение о переходе с 1 января 2012 года на уплату ежемесячных авансовых платежей в общеустановленном порядке, сумма ежемесячного авансового платежа в I квартале 2012 года равна одной трети суммы авансовых платежей, подлежащих уплате в IV квартале 2011 года.

(Письмо Минфина РФ от 12.04.2012 № 03-03-06/1/196)

Затраты на приобретение имущества, переданного в лизинг, могут быть единовременно учтены в расходах по налогу на прибыль при условии, что стоимость такого имущества менее 40 тыс. рублей.

Имущество, стоимость которого не превышает 40 тыс. рублей, не может быть отнесено к амортизируемому как не соответствующее установленным критериям.

В этой связи сообщается, что признание в расходах полной стоимости такого имущества по мере ввода его в эксплуатацию устанавливается положениями подпункта 3 пункта 1, а также пункта 2 статьи 254 НК РФ.

(Письмо ФНС России от 16.04.2012 N ЕД-4-3/6326@ "О порядке учета в целях налогообложения прибыли лизингодателем затрат по приобретению имущества, стоимостью менее 40 000 рублей")

Дебиторскую задолженность нельзя признать безнадежной при наличии солидарных должников.

Организация не может учесть в расходах суммы дебиторской задолженности, образовавшиеся в связи с признанием должника банкротом, если имеются солидарные должники. Именно они должны будут исполнить обязательства по договору.

В пункте 1 статьи 322 Гражданского кодекса предусмотрено, что при заключении договора стороны могут предусмотреть солидарность обязанности или требования. При наличии такого условия, кредитор, не получивший полного удовлетворения своих требований от одного из солидарных должников, имеет право требовать недополученное от остальных солидарных должников (п. 2 ст. 323 ГК РФ). При этом солидарные должники остаются обязанными до тех пор, пока обязательство не исполнено полностью.

В то же время известно, что безнадежными долгами признаются те долги, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации. Об этом сказано в пункте 2 статьи 266 Налогового кодекса.

По мнению Минфина, в случае банкротства основного должника, дебиторская задолженность не может быть признана безнадежной, если существуют солидарные должники. Поэтому у организации-кредитора нет оснований списать такую задолженность в расходы для целей налогообложения прибыли.

(Письмо Минфина РФ от 12.04.12 № 03-03-06/1/194)

Возникновение права на получение имущественного налогового вычета по НДФЛ в отношении приобретенного земельного участка для индивидуального жилищного строительства зависит от момента государственной регистрации права на расположенный на этом участке жилой дом.

С учетом позиции Минфина России, изложенной в письме от 13.09.2011 N 03-04-08/4-167, Федеральная налоговая служба сообщает, что в отношении указанных расходов для целей предоставления имущественного налогового вычета земельные участки и расположенные на них дома рассматриваются как единый объект. При этом согласно положениям Налогового кодекса РФ указанный вычет предоставляется после получения налогоплательщиком свидетельства о праве собственности на дом.

Отмечено также, что, поскольку изменения в Налоговый кодекс РФ, устанавливающие право на получение данного вычета, вступили в силу с 1 января 2010 года, соответствующий вычет может быть предоставлен налогоплательщику только в случае оформления в собственность жилого дома после 1 января 2010 года, независимо от даты регистрации права на земельный участок.

(Письмо ФНС России от 13.04.2012 N ЕД-4-3/6240@ "Об имущественном налоговом вычете")

Налогоплательщики, купившие квартиру за счет средств государственного жилищного сертификата при исчислении НДФЛ в связи с получением доходов от продажи этой квартиры, вправе учесть расходы на ее приобретение, включая средства, полученные по сертификату.

Одновременно в письме ФНС России сообщается следующее.

То обстоятельство, что в качестве номинального владельца государственного жилищного сертификата в целях открытия счета в банке для зачисления средств субсидии, предоставляемой всей семье, выступает один из ее членов, не изменяет того факта, что собственниками средств субсидии являются все члены семьи, поименованные в сертификате.

Таким образом, каждый из членов семьи при приобретении квартиры в общую долевую собственность, в случае ее продажи, имеет право при определении налоговой базы по НДФЛ учесть в составе расходов документально подтвержденные затраты на ее приобретение, в том числе за счет средств государственной субсидии, на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 220 НК РФ.

(Письмо ФНС России от 17.04.2012 N ЕД-4-3/6475@ "О предоставлении имущественного вычета")

Индивидуальный предприниматель, покупающий вторсырье у физлиц, не признается налоговым агентом по НДФЛ.

Индивидуальный предприниматель занимается приемом макулатуры, стекла, пластмассы, лома черных и цветных металлов у населения. Обязан ли он удерживать налог на доходы физических лиц с сумм, уплаченных за принятое вторсырье? По мнению Минфина России, такой обязанности у предпринимателя нет.

Вообще-то предприниматели, выплачивающие доход физическим лицам, обязаны исчислить, удержать и перечислить в бюджет соответствую сумму НДФЛ (ст. 226 НК РФ).

Однако из этого правила есть исключения. Одно из них установлено подпунктом 2 пункта 1 статьи 228 НК РФ. В нем, в частности, сказано, что физические лица, получающие доход от продажи собственного имущества, обязаны самостоятельно исчислить НДФЛ, представить в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию и в установленные сроки уплатить исчисленный налог в соответствующий бюджет.

Из этого в Минфине делают вывод: предприниматель, скупающий вторсырье у физлиц, не является налоговым агентом по НДФЛ. Соответственно, он не обязан представлять налоговикам сведения о суммах, выплаченных физлицам.

(Письмо Минфина РФ от 11.04.12 № 03-04-05/3-484).

При отсутствии банка плательщики страховых взносов - физические лица могут уплачивать страховые взносы через кассу местной администрации либо через организацию федеральной почтовой связи.

Сообщается, что прием денежных средств в счет уплаты страховых взносов, пеней и штрафов через кассу местной администрации подтверждается выдачей квитанции установленной формы.

Форма квитанции о приеме местной администрацией от плательщиков страховых взносов - физических лиц денежных средств в счет уплаты страховых взносов, пеней и штрафов, администрируемых территориальными органами контроля за уплатой страховых взносов, утверждена постановлением Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации от 12.12.2011 N 368п/268.

(Письмо ФСС РФ от 09.04.2012 N 15-03-18/04-3840)

При перемещении технически сложных товаров в первичной упаковке в графе 38 декларации на товары указывается масса товара с учетом упаковки.

ФТС России выпустила письмо, в котором даны разъяснения по вопросу заполнения графы 38 декларации на товары при таможенном декларировании технически сложных товаров, имеющих первичную упаковку.

Так, в графе 38 "Вес нетто (кг)" указывается масса нетто декларируемого товара с учетом только первичной упаковки, если в такой упаковке товары предоставляются для розничной продажи и она не может быть отделена от товара до его потребления без нарушения потребительских свойств товара [Подпункт 36 п. 15 Инструкции о порядке заполнения декларации на товары (утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257 "Об инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций")].

Через знак разделителя "/" в данной графе указывается масса нетто декларируемого товара без учета всех видов упаковки при наличии соответствующих сведений в транспортных (перевозочных), коммерческих, иных документах либо на упаковке товара.

Напомним, что Перечень технически сложных товаров утвержден Постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 N 924.

Согласно ГОСТ 17527-2003 масса нетто - масса продукции в упаковочной единице. В свою очередь, упаковка представляет собой средство или комплекс средств, защищающих продукцию от повреждения и потерь, окружающую среду от загрязнений, а также обеспечивающих процесс обращения продукции. Под процессом обращения понимают транспортирование, хранение и реализацию продукции.

Исходя из изложенного, ФТС России делает вывод, что для технически сложных товаров, перемещаемых в потребительской таре (по ГОСТу), которая является первичной упаковкой, в графе 38 декларации на товары заявляется масса товара с учетом этой упаковки.

(Письмо ФТС России от 27.03.2012 N 01-11/14374 "О заполнении графы 38 декларации на товары")


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.