Мониторинг изменений за период 16.07.12 - 22.07.12



Бухгалтерский учет и налогообложение

Расчет финансового результата инвестиционного товарищества, представляемый уполномоченным управляющим товарищем в налоговый орган, должен составляться в соответствии с утвержденной формой.

Уполномоченный управляющий товарищ обязан представлять в налоговый орган указанный расчет в сроки, установленные для подачи декларации по налогу на прибыль.

На основании содержащихся в отчете сведений о приходящейся на каждого из участников доле прибыли (убытка), последние исполняют свои налоговые обязательства по уплате налогов.

(Приказ Минфина России от 13.06.2012 N 77н "Об утверждении формы расчета финансового результата инвестиционного товарищества", Зарегистрировано в Минюсте России 12.07.2012 N 24887)

Ведение бухгалтерского учета в кредитных организациях с 1 января 2013 года будет осуществляться в соответствии с обновленными правилами.

Утверждено Положение о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, которое в основном воспроизводит ранее установленные правила, за некоторыми исключениями. Предусматривается, в частности, уточнение требований к организации бухгалтерской работы и документооборота (в т.ч. в части, касающейся операций по переводам денежных средств), введено новое наименование счета 303 (ранее - "Расчеты с филиалами", теперь - "Внутрибанковские требования и обязательства"), а также определено его назначение: учет внутрибанковских требований и обязательств между головным офисом кредитной организации и ее филиалами или между филиалами кредитной организации по суммам переводов клиентов, зачисленных (перечисленных) по назначению.

Определены операции, учитываемые на счете N 30301 "Внутрибанковские обязательства по переводам клиентов" (пассивный) и на счете N 30302 "Внутрибанковские требования по переводам клиентов" (активный).

(Положение Банка России от 16.07.2012 N 385-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации")

ФНС РФ дополняет госреестр ККТ.

ФНС РФ своим приказом дополняет Государственный реестр контрольно-кассовой техники. Текст приказа представлен на сайте ведомства.

Документ включает в первый раздел Государственного реестра ККТ сведения о модели контрольно-кассовой техники программно-технический комплекс "MSPrint-80K".

(Приказ ФНС России № АС-7-2/496@ от 12.07.2012)


Вернуться в начало


Социальное страхование и обеспечение

ФСС РФ доводит до сведения страхователей рекомендуемую форму отчета об использовании средств, направляемых на осуществление предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний работников.

Страхователи обязаны вести в установленном порядке учет средств, направляемых на финансовое обеспечение предупредительных мер в счет уплаты страховых взносов, и ежеквартально представлять в исполнительный орган Фонда отчет об их использовании.

Одновременно территориальным органам Фонда сообщается о необходимости осуществления контроля за расходами страхователей на обеспечение по указанному виду страхования и начисленными страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний так, чтобы сумма, разрешенная страхователю на финансовое обеспечение предупредительных мер, не превышала сумму страховых взносов, подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в Фонд за год в целом.

(Письмо ФСС РФ от 04.04.2012 N 15-03-18/07-3726 "О финансовом обеспечении в 2012 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников")


Вернуться в начало


Таможенное дело

В Инструкцию о порядке заполнения транзитной декларации внесены изменения.

В частности, правила заполнения графы 22 "Валюта и общая сумма по счету" и графы 42 "Валюта и стоимость товара" дополнены положением, устанавливающим, что данные графы могут не заполняться в случаях перемещения:

  • товаров Таможенного союза с территории Таможенного союза на территорию Таможенного союза через территорию или территории государств, не являющихся членами Таможенного союза;
  • иностранных товаров железнодорожным транспортом от таможенного органа в месте прибытия на таможенную территорию Таможенного союза до таможенного органа в месте убытия с такой территории.

(Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.07.2012 N 104 "О внесении изменений в Решение Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 289 "О форме и порядке заполнения транзитной декларации")


Вернуться в начало


Правовые новости

Банк России вновь отказался менять размер учетной ставки.

Совет директоров Банка России принял решение оставить без изменения ставку рефинансирования - на уровне 8%, говорится в сообщении департамента внешних и общественных связей банка. Ставки по операциям также оставлены без изменений.

Решение совета директоров ЦБ принято на основании анализа инфляционных рисков и перспектив экономического роста с учетом сохранения неопределенности развития внешнеэкономической ситуации.

Напомним, в последний раз ключевая ставка Банка России менялась 26 декабря 2011г., тогда она была снижена на 0,25 процентного пункта - до 8%. Следующее заседание Совета директоров ЦБ, на котором будут рассмотрены вопросы денежно-кредитной политики, предполагается провести в августе 2012 г.


Вернуться в начало


Судебная практика

По мнению ВАС РФ, общий IP-адрес - причина доначислений.

Документы на поставку товара оформлены от компаний, которые не платят налоги. У всех поставщиков единый IP-адрес, использованный для работы в системе "Клиент-банк". Он совпадает с IP-адресом налогоплательщика – покупателя.

Отсюда вывод: налогоплательщик контролировал операции своих контрагентов и знал об их нарушениях. Поэтому он не может вычесть "входной" НДС. Так заявили чиновники. С ними согласился ВАС РФ.

(Определение ВАС РФ от 06.07.12 № ВАС-7941/12)

ВАС снизил налоговые риски страхования от падения валютного курса.

Суть данного спора предприятия с налоговиками состоит в следующем. Являясь экспортером и получая выручку в долларах, общество в кризисный период – в 2008 году – решило подстраховаться от возможного падения курса доллара и снижения выручки в рублевом эквиваленте. Для этого предприятие заключило с банком два опциона. По одному банк обязался в заданный период времени купить 5 миллионов долларов по курсу, не ниже указанного в опционе. По второму – напротив, общество обязалось продать ту же сумму по курсу, не выше оговоренного в опционе. Таким образом, был установлен коридор курса, внутри которого должны были состояться сделки по продаже валютной выручки в заданный (будущий) период времени. Опционные премии банку предприятие не выплачивало, так как интересы кредитной организации были обеспечены вторым опционом.

Однако, вопреки ожиданиям руководства предприятия, курс доллара значительно вырос, выше верхней границы коридора. Продав валюту согласно опциону, т.е. значительно дешевле курса ЦБ, оно понесло убытки в виде курсовых разниц. Данные убытки были учтены при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль как связанные с хеджированием рисков. Налоговиков эта схема не впечатлила, в том числе, по той причине, что у предприятия были и обязательства в валюте в сопоставимых размерах, и не было необходимости продавать валютную выручку во что бы то ни стало, теряя на курсе, который мог понизиться. К тому же, налоговый орган решил: поскольку операция привела к убытку, то данный подход к страхованию рисков не может считаться обоснованным. Значит, убыток не может квалифицироваться как полученный в ходе операции хеджирования рисков. Налог на прибыль обществу был доначислен. Суды с первой по третью инстанции поддержали позицию налогового органа.

ВАС, напротив, отменил решение налогового органа. То есть, убытки, полученные в результате реализации данной схемы, по мнению высших судей, могут квалифицироваться как убытки от операций хеджирования. Мотивировочной части решения, равно как и официального постановления ВАС, пока что нет.

(Решение Президиума Высшего арбитражного суда по делу № А28-10038/2010-281/33 от 26.06.2012)

Налогоплательщик освобождается от ответственности при отсутствии долгов перед бюджетом.

ФАС Московского округа подтвердил, что заявление о дополнении и изменении налоговой декларации само по себе не освобождает от ответственности за неуплату налогов.

ФАС отметил, что при обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации не отражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию.

Если такое заявление о дополнении и изменении налоговой декларации делается после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, если указанное заявление налогоплательщик сделал до назначения выездной налоговой проверки. Налогоплательщик освобождается от ответственности при условии, что до подачи такого заявления налогоплательщик уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.

"Неуплата или неполная уплата сумм налога" означает возникновение у налогоплательщика задолженности перед соответствующим бюджетом (внебюджетным фондом) по уплате конкретного налога. В связи с этим, если в предыдущем периоде у налогоплательщика имеется переплата определенного налога, которая перекрывает или равна сумме того же налога, заниженной в последующем периоде и подлежащей уплате в тот же бюджет (внебюджетный фонд), состав правонарушения отсутствует, поскольку занижение суммы налога не привело к возникновению задолженности перед бюджетом.

Если же у налогоплательщика имеется переплата налога в более поздние периоды по сравнению с тем периодом, когда возникла задолженность, налогоплательщик может быть освобожден от ответственности только при соблюдении им условий, определенных в НК РФ.

При этом наличие переплаты по налогу и оснований для освобождения от налоговой ответственности, должен доказать налогоплательщик.

(Постановление ФАС Московского округа № А40-24521/10-111-162 от 09.07.2012)

Низкая стоимость товара не свидетельствует о недостоверности декларирования.

ФАС Северо-Кавказского округа признал, что таможня в обоснование довода о недостоверности заявленных сведений о цене сделки неправомерно сослалась на то, что стоимость товара значительно отличается от ценовой информации о подобных товарах, имеющейся в распоряжении таможенных органов.

ФАС отметил, что отличие цены сделки от ценовой информации, содержащейся в других источниках, не относящихся непосредственно к указанной сделке, не может рассматриваться как доказательство недостоверности условий сделки и является лишь основанием для проведения проверочных мероприятий в целях выяснения этих обстоятельств, в том числе истребования у декларанта соответствующих документов и объяснений.

Установление признаков недостоверности заявленной таможенной стоимости не является безусловным основанием для проведения корректировки таможенной стоимости, указанное обстоятельство лишь дает основания для проведения дополнительных проверочных мероприятий в отношении декларируемого товара.

При этом для проведения дополнительной проверки заявленных сведений о таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта дополнительные документы и сведения и установить срок для их представления.

(Постановление ФАС Северо-Кавказского округа № А32-20682/2011 от 10.07.2012)

Таможня должна обосновать необходимость предоставления дополнительной документации.

ФАС Северо-Кавказского округа пояснил, что частичное представление обществом дополнительно запрошенных таможней доказательств в подтверждение заявленной таможенной стоимости товара не свидетельствует о недобросовестности декларанта.

ФАС отметил, что непредставление обществом таможенному органу части дополнительно запрошенных документов обусловлено объективными причинами. Кроме того, таможня не доказала необходимость в них для определения таможенной стоимости по первому методу. Довод кассационной жалобы о непредставлении декларантом дополнительно запрошенных доказательств противоречит названному выводу судов и материалам дела.

На основании совокупной оценки представленных в материалы дела доказательств суды первой и апелляционной инстанций установили, что общество представило в таможню все документы, необходимые для подтверждения правильности определения таможенной стоимости по цене сделки. Общество заявило таможенную стоимость на основе цены товаров, фактически уплаченной продавцу.

При этом в силу положений таможенного законодательства таможня должна не просто сомневаться в достоверности заявленной декларантом стоимости товаров, а иметь в наличии безусловные доказательства невозможности применения названного метода оценки товара.

Оценив представленные обществом документы, которыми таможня располагала при оформлении товаров, и не выявив признаков недостоверности, суды сделали правильный вывод о том, что заявленная декларантом таможенная стоимость товаров надлежаще подтверждена, таможня неправомерно отказала в принятии заявленной обществом таможенной стоимости по цене сделки.

(Постановление ФАС Северо-Кавказского округа № А32-47973/2011 от 11.07.2012)

Налогоплательщик обязан обосновывать право на применение льготы по НДС.

ФАС Уральского округа отклонил довод о том, что освобождение операций по займу от обложения НДС не является льготой, в связи с чем у плательщика отсутствует обязанность представления в рамках камеральной проверки документов, касающихся данных операций.

ФАС отметил, что должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу требования о представлении документов. Непредставление в установленный срок налогоплательщиком документов влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.

Обоснование права на применение льготы по НДС лежит на налогоплательщике. Налогоплательщик обязан вести в установленном порядке учет своих доходов, объектов налогообложения, а также раздельный учет операций, подлежащих налогообложению и освобождаемых от налогообложения. Также он обязан представлять по требованию налогового органа документы, подтверждающие наличие оснований для освобождения от обложения НДС операций, признаваемых объектом налогообложения.

Поскольку налогоплательщиком в установленный срок не представлены документы по требованию налогового органа, суды пришли к обоснованному выводу о правомерном привлечении общества к налоговой ответственности.

(Постановление ФАС Уральского округа № Ф09-5197/12 от 05.07.2012)


Вернуться в начало


Прочее

Сотрудник ответственного участника КГН, которому делегировано право по представлению налоговой отчетности, обязан получить сертификат ключа проверки электронной подписи и представить в установленном порядке доверенность для сдачи отчетности.

Электронный документ, содержащий данные о реквизитах доверенности, выданной уполномоченному представителю, - "Информационное сообщение о доверенности" - формируется в соответствии с приложением N 1 к Методическим рекомендациям, утвержденным Приказом ФНС России от 02.11.2009 N ММ-7-6/534@.

Сообщается также, что для сдачи налоговых деклараций предусмотрены следующие коды полномочий представителя:

  • 01 - подписывать налоговую отчетность;
  • 02 - представлять налоговую отчетность;
  • 99 - полные полномочия.

(Письмо ФНС России от 13.07.2012 N ЕД-4-3/11562@ "Об отдельных вопросах использования электронной цифровой подписи ответственными участниками консолидированной группы налогоплательщиков")

Разъяснен порядок расчета стоимости чистых активов по данным бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) учреждений при определении минимальной величины крупной сделки.

Крупной признается сделка, связанная с распоряжением имуществом, а также передачей его в пользование или залог при условии превышения цены сделки 10 процентов балансовой стоимости активов по данным бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату (Порядок составления отчетности государственных (муниципальных) бюджетных, автономных учреждений определен Инструкцией, утвержденной Приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н).

В связи с тем, что гражданское законодательство ограничивает право указанных учреждений по распоряжению имуществом и принятию обязательств в связи с возможными рисками обременения (отчуждения) государственного (муниципального) имущества, сообщается, в частности, следующее: показатель стоимости имущества учреждения, которым оно не отвечает по принятым обязательствам (с учетом амортизации) отражается на счете 021006000 "Расчеты с учредителем"; изменение в течение года стоимости такого имущества отражается бухгалтерскими записями в корреспонденции со счетом 030406000 "Расчеты с прочими кредиторами"; суммы показателей, оформленных на этом счете по закрытию финансового года, отражаются в корреспонденции по кредиту (дебету) счета 040130000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов" с отражением в справке по форме 0503710.

(Письмо Минфина России от 11.07.2012 N 02-06-07/2679)

ФНС уточняет порядок применения НДС застройщиком, оказывающим услуги по договорам долевого строительства.

От налогообложения НДС освобождаются услуги застройщика, оказываемые по договорам участия в долевом строительстве, предусматривающим передачу застройщиком участнику долевого строительства жилых помещений в многоквартирном доме.

В отношении услуг застройщика, оказываемых по договорам участия в долевом строительстве, предусматривающим передачу застройщиком участнику долевого строительства нежилых помещений в многоквартирном доме, не входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме и предназначенных для использования в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг), освобождение от НДС не применяется.

В случае если договором участия в долевом строительстве предусмотрена передача застройщиком участнику долевого строительства жилых помещений в многоквартирном доме и нежилых помещений в этом многоквартирном доме, не входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме и предназначенных для использования в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг), освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость в части стоимости услуги застройщика, оказываемой при строительстве указанных нежилых помещений, не применяется.

(Письмо ФНС РФ от № ЕД-4-3/11645@ от 18.07.2012)

Кто составляет корректировочный счет-фактуру при утилизации некачественного товара?

Покупатель отказался от некачественной продукции и утилизирует ее по договоренности с продавцом. Кто в этом случае должен выставить корректировочный счет-фактуру?

В Минфине отвечают, что документ оформляет продавец: покупатель выставляет корректировочные счета-фактуры в том случае, если он уже принял товар на учет, а потом решил вернуть его обратно. Т.е. данное правило нужно применять только в случае фактического возврата товаров

В данной же ситуации речь идет не о возврате, а об утилизации. Поэтому продавцу следует выставить корректировочный счет-фактуру, в котором он укажет количество поставленного товара и его стоимость до и после утилизации.

(Письмо Минфина России от 13.07.2012 г. № 03-07-09/66)

Порядок ведения раздельного учета входного НДС отражается в приказе по учетной политике.

Минфин России отметил, что Налоговый кодекс не устанавливает порядка ведения раздельного учета входящего НДС по операциям, облагаемым по различным ставкам НДС. "Поэтому данный порядок разрабатывается налогоплательщиком самостоятельно и отражается в приказе по учетной политике организации".

Если налогоплательщик применяет нулевую ставку НДС на постоянной основе, то положения НК о восстановлении соответствующих ранее принятых к вычету сумм входящего НДС не изменяют порядок принятия их к вычету. Иными словами, если приобретены товары (услуги) для операций, облагаемых по ставкам 10 или 18%, но использованы для реализации облагаемых нулем, то их необходимо сначала учесть, а затем восстановить. Иного варианта действий над ними не дано.

(Письмо Минфина России от 06.07.2012 N 03-07-08/172)

По каким кодам видов подакцизных товаров отражаются этиловый спирт и алкогольная продукция в налоговой декларации по акцизам по операциям, совершаемым с 1 июля?

С 1 июля 2012 г. подакцизным товаром признается этиловый спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья, в т. ч. денатурированный этиловый, спирт-сырец, дистилляты винный, виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый.

С указанной даты к алкогольной продукции, признаваемой подакцизным товаром, относятся следующие. Водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино, вина фруктовое, ликерное, игристое (шампанское), винные напитки, пиво, напитки, изготавливаемые на основе пива, иные напитки с объемной долей этилового спирта более 0,5%, кроме определенной пищевой продукции. Перечень последней устанавливает Правительство России.

При заполнении декларации по акцизам по конкретному виду такой продукции используются коды видов подакцизных товаров. Они приведены в Справочнике кодов видов подакцизных товаров, за исключением табачных изделий. Коды видов в отношении перечисленных дистиллятов, а также по некоторым видам алкогольной продукции, в справочнике не предусмотрены.

В связи с этим до внесения соответствующих изменений указанную продукцию можно отражать в упомянутой декларации с указанием следующих кодов видов подакцизных товаров. Так, для дистиллята винного - код 161, виноградного - 162, плодового - 163, кальвадосного - 164, вискового - 165.

Вина, фруктовые вина (кроме игристых (шампанских), винные напитки отражаются по коду 283. Речь идет о тех, которые изготовлены без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного (фруктового) дистиллята.

Вина игристые (шампанские) следует отражать по коду 270, а дистиллят коньячный по коду, предусмотренному для спирта коньячного (код 130).

(Письмо ФНС России от 10 июля 2012 г. № ЕД-4-3/11290@ "О кодах видов подакцизных товаров в отношении этилового спирта и алкогольной продукции при заполнении налоговой декларации по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий, по операциям, совершаемым с подакцизными товарами с 01.07.2012, и извещений об уплате (освобождении от уплаты) авансового платежа акциза")

Чиновники Минфина разъяснили порядок учета расходов на ГСМ для целей налогообложения прибыли.

В Минфине России по-прежнему считают, что учесть расходы на покупку горюче-смазочных материалов (ГСМ) можно только в пределах лимита. А если бензин куплен бюджетным учреждением за счет субсидий, то учесть расходы на его приобретение вообще нельзя.

Для целей налогообложения прибыли расходы на приобретение горюче-смазочных материалов учитываются либо в составе материальных расходов (подп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ), либо в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, как расходы на содержание служебного транспорта (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). Ни в той, ни в другой норме не предусмотрено ограничений по учету расходов на ГСМ.

Однако специалисты Минфина традиционно считают, что при списании ГСМ в расходы организации должны придерживаться лимитов, утвержденных Методическими рекомендациями, введенными в действие распоряжением Минтранса России от 14.03.08 № АМ-23-р. А если компания использует машину, для которой норматив не утвержден, необходимо разработать и обосновать свой лимит. Эта же позиция изложена в комментируемом письме.

Одновременно чиновники сообщили, что расходы на приобретение горюче-смазочных материалов, произведенные бюджетным учреждением за счет выделенных субсидий, списать не получится. Причина простая: при определении базы по налогу на прибыль бюджетных учреждений не учитываются средства целевого финансирования, к которым, в частности, относятся субсидии (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). При этом налогоплательщики должны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования.

(Письмо Минфина России от 11.07.12 № 03-03-06/4/71)

Минфином России разъяснены условия применения налоговой ставки ноль процентов по налогу на прибыль организаций в отношении доходов в виде дивидендов.

Вопросы, касающиеся порядка налогообложения указанных доходов, связаны с тем, что с 1 января 2011 года вступила в силу новая редакция статьи 284 НК РФ (ее действие распространяется на правоотношения по налогообложению доходов в виде дивидендов, начисленных по результатам деятельности организации за 2010 год и последующие периоды), предусматривающая условия применения ставки налога ноль процентов. В частности отмечено, что с указанной даты условие о размере стоимости приобретения (получения в собственность) вклада (доли) в уставном капитале выплачивающей дивиденды организации (свыше 500 млн. рублей) теперь не имеет значения.

Кроме того, Минфин России обращает также внимание на то, что, исходя из положений статьи 43 НК РФ, еще одним важным моментом для целей налогообложения доходов в виде дивидендов является наличие прибыли по результатам деятельности организации.

С учетом изложенного сделаны, в частности, следующие выводы: в 2011 году нулевая ставка применяется к дивидендам, выплаченным за счет чистой прибыли 2010 года; при отсутствии чистой прибыли за 2010 год и выплате в 2011 году дивидендов за счет нераспределенной прибыли прошлых лет оснований для применения ставки налога ноль процентов не имеется.

(Письмо ФНС России от 16.07.2012 N ЕД-4-3/11628@ "О замене письма ФНС России от 26.06.2012 N ЕД-4-3/10420@")

При переезде в другой регион "упрощенец" может сэкономить на налогах.

При смене субъекта РФ, например, в середине года, к налоговой базе упрощенца будет применяться та ставка налога, которая действует по новому месту постановки на учет.

Бывают ситуации, когда налогоплательщик работал в одном регионе, где действовала обычная ставка по УСН (15%). А затем перебрался в другой регион, где законодатель установил пониженную ставку налога (например, 10%). Так вот, Минфин указал, что в данном примере пониженная ставка применяется ко всей базе за год.

Налоговую декларацию по УСН за налоговый период нужно сдать одну — в налоговый орган по новому месту нахождения.

(Письмо Минфина России от 09.07.2012 № 03-11-06/2/86)

Налогоплательщик не может уменьшить налоговую базу по УСН, если у него отсутствовали доходы в периоде возврата аванса.

Минфин России рассмотрел следующую ситуацию. Налогоплательщик, применяющий УСН с объектом налогообложения "доходы", получил аванс в счет оказания услуг. Так как услуги были оказаны не полностью, часть аванса была возвращена заказчику. Как уменьшить налоговую базу, если в налоговом периоде, когда возвращен аванс, доходы отсутствуют?

Ссылаясь на п. 1 ст. 346.17 НК РФ, финансовое ведомство разъяснило, что суммы авансов, полученные в счет оказания услуг, должны включаться в налоговую базу в отчетном (налоговом) периоде их получения. При этом в случае возврата авансов на возвращаемую сумму уменьшаются доходы того налогового (отчетного) периода, в котором произведен возврат. Если доходов в этом периоде не было, возможность уменьшить налоговую базу у налогоплательщика отсутствует.

(Письмо Минфина России от 06.07.2012 № 03-11-11/204)

Документально подтвержденные расходы по найму жилья во время командировки не облагаются НДФЛ в полной сумме.

В компании установлен лимит расходов по найму жилья в командировке. Если работник превысил этот лимит, но имеет документы, подтверждающие фактические расходы, нужно ли облагать НДФЛ сумму, превышающую лимит? Нет, не нужно, считают в Минфине России. Кроме того, всю сумму документально подтвержденных расходов на проживание командированного работника можно учесть при налогообложении прибыли.

По поводу освобождения от НДФЛ расходов на проживание в командировке чиновники отметили следующие. По общему правилу, не облагаются НДФЛ установленные законодательством компенсационные выплаты, связанные, в частности, с возмещением командировочных расходов (п. 3 ст. 217 НК РФ). Абзацем десятым пункта 3 статьи 217 НК РФ предусмотрено, что в доход командированного работника не включаются фактически произведенные и документально подтвержденные расходы по найму жилого помещения.

Таким образом, если имеется письменное заявление работника с указанием причин перерасхода и решение работодателя о возмещении полной стоимости платы за аренду жилья, то от НДФЛ освобождается вся сумму документально подтвержденных расходов на проживание в командировке, даже если она превышает установленный в компании лимит.

Кроме того, вся сумма компенсации расходов работника по найму помещения в месте командировки может быть учтена в целях налогообложения прибыли. И вот почему. На основании статьи 168 Трудового кодекса РФ работодатель обязан возместить командированному работнику его расходы, в частности, по найму жилого помещения. В целях налогообложения прибыли расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (ст. 252 НК РФ). Расходы на командировки, в частности, на аренду жилого помещения, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Таким образом, при наличии документов, подтверждающих фактические расходы работника по найму помещения в месте выполнения служебного задания, сумму компенсации таких расходов можно учесть при налогообложении прибыли в полном размере.

(Письмо Минфина России от 04.07.12 № 03-04-06/6-204)

Минфин напомнил правила обложения НДФЛ подарочных карт.

Стоимость подарочной карты, превышающая 4000 руб. в год, является доходом в натуральной форме и облагается НДФЛ. Оплата организациями за налогоплательщика товаров (работ, услуг или имущественных прав) относится к доходам, полученным в натуральной форме (подп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ). Такие доходы учитываются при определении налоговой базы по НДФЛ (п. 1 ст. 210 НК РФ). То есть при получении физлицом от компании подарочной карты образуется доход в натуральной форме в виде оплаты права на получение соответствующих товаров (работ, услуг).

В то же время надо учитывать, что пунктом 28 статьи 217 НК РФ предусмотрено освобождение от обложения НДФЛ доходов в виде полученных от организаций подарков стоимостью не более 4000 руб. в год. Можно ли считать подарочную карту подарком или она относится к иным видам доходов? Ответ на этот вопрос зависит от того, как оформлена передача такой карты. Если выдача подарочной карты физическому лицу оформлена в качестве подарка, значит, ее стоимость в сумме до 4000 руб. освобождается от обложения НДФЛ. С суммы превышения нужно заплатить налог по ставке 13 процентов.

(Письмо Минфина России от 02.07.12 № 03-04-05/9-809)

Остаток имущественного вычета можно получить после окончания декретного отпуска.

Минфин РФ пояснил возможность получения остатка имущественного вычета, полученного при покупке жилья, после истечения декретного отпуска.

Ведомство отмечает, что в случае невозможности использования остатка имущественного вычета при покупке жилья в связи с отсутствием доходов, подлежащих налогообложению по ставке 13% (в частности, в связи с нахождением налогоплательщика в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком), право на получение указанного остатка сохраняется и может быть использовано в последующих налоговых периодах при получении налогоплательщиком соответствующих доходов.

(Письмо Минфина России № 03-04-05/3-828 от 03.07.2012)

Социальный вычет на благотворительность не переносится на другие налоговые периоды.

В письме Минфина России рассмотрена ситуация, когда физлицо (не указано, являющееся ли индивидуальным предпринимателем) осуществило пожертвование благотворительной организации. Однако в тот же период его доходы для целей НДФЛ уменьшались на суммы имущественного налогового вычета. Использовать оба вычета величина дохода не позволяла.

Однако и в более поздние налоговые периоды использовать социальный вычет в сумме благотворительности налогоплательщик не сможет, отметил Минфин.

Налоговым кодексом перенос такого вычета, равно как остальных видов социальных вычетов, не предусмотрен.

(Письмо Минфина России от 04.07.2012 N 03-04-05/7-838)

Минфин пояснил, как списать просроченную переплату по страховым взносам.

Порядок списания излишне уплаченных налогов и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, срок обращения за возвратом которых истек, не регулируется ни Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", ни НК РФ. Налоговым кодексом не регулируется и порядок отражения сведений об уплаченных платежах в карточках "Расчеты с бюджетом".

На основании обращения налогоплательщика с просьбой о списании сумм излишне уплаченных страховых взносов, если истекли сроки для подачи заявления на зачет (возврат) этих сумм, и они не подлежат зачету (возврату), могут быть внесены соответствующие изменения в карточку "Расчеты бюджетом" на основании решения налогового органа, согласованного с органом Пенсионного фонда РФ.

(Письмо Минфина России от 13.07.2012 № 03-02-07/1-175)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.