Мониторинг изменений за период 17.12.12 - 23.12.12



Бухгалтерский учет и налогообложение

Минфин вводит в действие на территории РФ еще 5 документов МСФО.

Приказом Минфина вводятся в действие на территории РФ:

  1. Разъяснение КРМФО (IFRIC) 20 "Затраты на вскрышные работы на этапе эксплуатации разрабатываемого открытым способом месторождения";
  2. Документ МСФО "Займы, предоставленные государством (Поправки к МСФО (IFRS) 1)";
  3. Документ МСФО "Раскрытие информации - взаимозачет финансовых активов и финансовых обязательств (Поправки к МСФО (IFRS) 7)";
  4. Документ МСФО "Консолидированная финансовая отчетность, совместная деятельность и раскрытие информации об участии в других предприятиях: Руководство по переходным положениям (Поправки к МСФО (IFRS) 10, МСФО (IFRS) 11 и МСФО (IFRS) 12)";
  5. Документ МСФО "Ежегодные усовершенствования Международных стандартов финансовой отчетности, период 2009 - 2011 гг.".

Приказ вступает в силу через 10 дней после официального опубликования, которые еще не произошло. В самом приказе установлено, что для добровольного применения данные документы вступают в силу со дня опубликования, а для обязательного - в сроки, указанные в них.

(Приказ Минфина России от 31 октября 2012 г. N 143н)

Утверждены формы заявления на получение патента и уведомления об отказе в выдаче патента, используемые при переходе на патентную систему налогообложения.

C 1 января 2013 года начнут действовать формы:

  • заявления об утрате права на применение патентной системы налогообложения;
  • заявления о прекращении предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась патентная система налогообложения;
  • сообщения о несоответствии требованиям применения патентной системы налогообложения.

(Приказ ФНС России от 14.12.2012 N ММВ-7-3/957@ "Об утверждении форм документов для применения патентной системы налогообложения")

Утверждена новая форма требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа и новая форма документа о выявлении недоимки.

Кроме того, установлены новые формы документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и мер взыскания задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации.

Признан утратившим силу Приказ ФНС России от 16.04.2012 N ММВ-7-8/238@, которым были установлены ранее действовавшие формы данных документов.

(Приказ ФНС России от 03.10.2012 N ММВ-7-8/662@ "Об утверждении форм документа о выявлении недоимки, требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, а также документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и мер взыскания задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации", Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2012 N 26179)

Утверждены коды товаров по ТН ВЭД в отношении нефтепродуктов, цветных и драгоценных металлов, сделки с которыми для целей налогообложения признаются контролируемыми.

Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли признаются контролируемыми, если предметом таких сделок являются товары, перечисленные в пункте 5 статьи 105.14 НК РФ, классифицируемые кодами товаров ТН ВЭД в соответствии с утвержденным Минпромторгом России Перечнем.

(Приказ Минпромторга России от 30.10.2012 N 1598 "Об утверждении Перечня кодов товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, сделки в отношении которых признаются контролируемыми в соответствии со статьей 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации", Зарегистрировано в Минюсте России 11.12.2012 N 26070)

Знак "Государственный реестр" с ККТ можно будет удалить.

Постановлением Правительства внесены изменения в Положение о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утвержденное постановлением Правительства РФ от 23 июля 2007 г. N 470.

Из 470 Положения удалены все упоминания знака "Государственный реестр", в том числе и требование о его наличии на эксплуатируемой ККТ.

Постановление вступит в силу через 7 дней после официального опубликования.

(Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2012 г. N 1319)


Вернуться в начало


Социальное страхование и обеспечение

С 1 января 2013 года выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний будут проиндексированы на 1,055.

Указанные выплаты подлежат периодической индексации с учетом уровня инфляции. Коэффициент индексации в 2012 году был несколько выше и составил 1,06.

(Постановление Правительства РФ от 13.12.2012 N 1299 "Об установлении коэффициента индексации размера ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний")


Вернуться в начало


Законопроекты

Налоговый кодекс РФ предлагается дополнить нормами, предусматривающими введение обязательного досудебного обжалования налогоплательщиками актов налоговых органов ненормативного характера, а также действий (бездействия) их должностных лиц.

Соответствующее дополнение вносится в порядок обжалования актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц, установленный статьей 138 НК РФ. Исключение будут составлять акты, принятые по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, ненормативных актов ФНС России, действий или бездействия ее должностных лиц. Также непосредственно в суд можно будет обратиться, в случае если решение по жалобе (апелляционной жалобе) не было принято вышестоящим налоговым органом в установленные сроки.

С учетом данного нововведения изменяются порядок и сроки подачи жалобы, установленные статьей 139 НК РФ, и вводятся новые статьи: 139.1 (предусматривающая порядок и сроки подачи апелляционной жалобы), 139.2 (устанавливающая требования к форме и содержанию жалоб), 139.3 (устанавливающая основания оставления жалоб без рассмотрения).

Законопроектом предлагается увеличить до одного месяца срок вступления в силу решений налоговых органов, принимаемых по результатам проведения выездной налоговой проверки (сейчас по общему правилу - 10 дней, в отношении консолидированной группы налогоплательщиков - 20 дней). Решение ФНС России о привлечении (об отказе в привлечении) к налоговой ответственности будет вступать в силу со дня его вручения лицу, в отношении которого такое решение было вынесено.

(Проект Федерального закона N 190725-6 "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса РФ и признании утратившим силу пункта 53 статьи 1 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования")

Депутаты внесли в НК РФ новый вид добытого полезного ископаемого.

Депутаты Госдумы РФ одобрили законопроект, который предусматривает внесение в перечень видов добытого полезного ископаемого в целях налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых метана угольных пластов и непризнание его объектом налогообложения этим налогом.

(Законопроект № 123321-6 "О внесении изменений в статьи 336 и 337 части второй Налогового кодекса РФ и статью 6 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ")

Депутаты дополнили порядок применения социального и имущественного вычетов.

Депутаты Госдумы РФ одобрили накануне законопроект, который направлен на оптимизацию процедур, связанных с применением налогоплательщиками социальных и имущественных налоговых вычетов при определении налоговой базы по НДФЛ.

Согласно документу, налогоплательщики получают возможность учитывать в составе социального вычета стоимость услуг по лечению, предоставленных не только медицинскими организациями, но и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензии на осуществление медицинской деятельности и занимающимися медицинской деятельностью.

Кром того, законопроект содержит норму, согласно которой налогоплательщик считается воспользовавшимся своим правом на имущественный налоговый вычет только в том случае, когда он лично обращается за его предоставлением в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

(Законопроект № 338101-5 "О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса РФ")

ФНС разработала формы справок о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам.

ФНС РФ разработал проект ведомственного приказа "Об утверждении форм, форматов справок о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам и порядка их заполнения".

Текст документа размещен на сайте ФНС РФ.

Приказ содержит:

  • форму справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам организаций и индивидуальных предпринимателей;
  • форму справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
  • Документ также включает форматы справок о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам и порядок их заполнения.

Вернуться в начало


Судебная практика

Проверка правоспособности контрагента не свидетельствует о проявлении должной осмотрительности.

ФАС Западно-Сибирского округа пояснил, что ссылка общества на то обстоятельство, что перед заключением договоров им была установлена правоспособность контрагента, не свидетельствует о проявлении налогоплательщиком должной осмотрительности при выборе контрагента.

ФАС отметил, что проявление должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента предполагает не только проверку правоспособности самого юридического лица, но и полномочий лица, действующего от имени этого юридического лица, подтвержденных удостоверением личности, решением общего собрания или доверенностью.

Факт регистрации контрагента в ЕГРЮЛ не является достаточным доказательством, свидетельствующим о реальности как существования юридического лица, так и проводимых им хозяйственных операций. Данная информация носит справочный характер и не характеризует контрагентов как добросовестных, надежных и стабильных участников хозяйственных взаимоотношений. Соответственно, при заключении сделок налогоплательщик, проявляя осмотрительность, должен был не только затребовать учредительные документы и убедиться в наличии у контрагента статуса юридического лица, но и удостовериться в личности лиц, действующих от имени юридических лиц, а также в наличии у них соответствующих полномочий.

Предпринимательской деятельностью является осуществляемая на свой риск деятельность. Не воспользовавшись своим правом обеспечить документальное подтверждение достоверности сведений, изложенных в документах, на основании которых налогоплательщик претендует на право получения налоговых вычетов (уменьшение налогооблагаемой прибыли), общество несет риск неблагоприятных последствий своего бездействия.

(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа № А75-2072/2012 от 13.12.2012)

Отсутствие у инспекции сведений о поставщиках налогоплательщика не препятствует вычету.

ФАС Северо-Кавказского округа подтвердил, что налоговый орган неправомерно отказал обществу в принятии налоговых вычетов, мотивируя отказ тем, что оформленные контрагентами счета-фактуры содержат недостоверные сведения в части указания грузоотправителя.

ФАС отметил, что факт взаимоотношений общества с поставщиками подтвержден материалами встречных проверок: документы по требованию инспекции предоставлены; контрагенты являются действующими юридическими лицами, первичные документы от имени организации подписаны руководителями поставщика.

Поставщики общества не относятся к категории налогоплательщиков, представляющих нулевую отчетность, организация являются плательщиками НДС и располагают трудовыми ресурсами.

При этом судебные инстанции обоснованно учли, что факт поставки товара подтвержден поставщиком, а недостатки в оформлении счетов-фактур, в отсутствие иных фактов и обстоятельств, свидетельствующих о нереальности осуществления хозяйственных операций, сами по себе не могут рассматриваться в качестве самостоятельного основания для признания налоговой выгоды необоснованной.

Отсутствие у налогового органа информации обо всех поставщиках, участвовавших в поставке товара, не может являться основанием для отказа обществу в праве на налоговый вычет, на что обоснованно указал суд.

(Постановление ФАС Северо-Кавказского округа № А53-5079/2012 от 10.12.2012)

Суд: НДС не обязательно принимать к вычету в периоде совершения операции.

Суд указал налоговой инспекции на незаконность отказа в вычете уплаченного НДС через два налоговых периода после совершения хозоперации.

ФАС Московского округа вынес кассационное постановление, подтвердив решение суда первой инстанции о том, что налоговая иногда произвольно толкует НК.

Инспекция проводя проверку деятельности ООО "КР" отказала в возмещении НДС и аннулировала предъявленный к вычету НДС по нескольким эпизодам.

Общество оформляло к вычету уплаченный НДС или предъявляло к возмещению через полгода – год после проведения хозяйственной операции.

Инспектора сочли, что согласно НК РФ, вычет налога должен оформляться в период совершения операции, когда возникает право на него. Предъявление документов через два квартала – незаконно.

В суде налоговики ссылались так же на отсутствии разумной деловой цели в деятельности организации и недобросовестности контрагентов. Но доказательств представить не смогли.

Суд указал, что ст. 171 НК РФ не содержит требований о том, что налог может приниматься к вычету только в периоде проведения хозоперации. Нет указаний на то, что сумма НДС не может быть принята в последующих налоговых периодах, не превышающих 3-летний срок с момента окончания налогового периода, в котором был уплачен налог. Пункт 1 ст. 172 НК РФ указывает только на право общества предъявить к вычету сумму НДС, уплаченную поставщикам.

Таким образом, являясь самостоятельным хозяйствующим субъектом и самостоятельно организовывая бухгалтерский и налоговый учёт, ООО "КР" воспользовалось своим правом предъявить к вычету налог в пределах установленного трехлетнего срока.

В то же время Минфин в своих разъяснениях продолжает настаивать на принятии НДС к вычету строго в периоде совершения операции.

(Постановление ФАС Московского округа от 7 декабря 2012 г. по делу № А40-135284/2011)

Довод налоговой: 14 счетов-фактур не могли дойти по почте из-за их массы.

ЗАО "Г" обжаловало в суд решение налоговой инспекции, отказавшей в возмещении НДС на 77,6 млн. рублей.

Доводы налоговой о пропуске трехлетнего срока возмещения налога и неоплаты полученного имущества в суде были опровергнуты.

Хотя с момента постановки объектов ОС на учет в 2005-06 г.г. и прошло более 3 лет, счета-фактуры, на основании которых НДС, заявляется к возмещению, были получены по почте только в 2009 г. А право на возмещение возникает только при их наличии.

Причем с 2006 г. для возмещения налога фактическая оплата не требуется. Однако ЗАО доказало в суде и факт оплаты, и факт получения при постановке ОС на учет промежуточных счетов-фактур по факсу.

Это налоговики опровергнуть не смогли.

В качестве последнего довода было указано, что представленные в деле два конверта, в которых были доставлены спорные счета-фактуры, не могли быть получены организацией. Простой конверт с наклеенными марками на 9 руб. должен, по почтовым нормативам, весить не более 20 грамм. А 14 счетов-фактур наверняка весят больше. Значит, доводы ЗАО о времени получения документов были несостоятельны.

В суде отправитель (т. е. получатель НДС) подтвердил, что отправлял бумаги в простом конверте. Были представлены объяснения почтовиков, что не "заказные" отправления взвешиваются выборочно, и письмо вполне могло дойти.

В соответствии с п. 8 ст. 101 НК РФ в решении налоговиков должны содержаться обстоятельства совершения правонарушения. Однако в оспариваемом решении нет указания на превышение веса счетов-фактур над весом, оплаченным марками на спорных почтовых конвертах.

Кроме того, суд указал, что так как инспекторы не проводили взвешивание корреспонденции в ходе проверки, не отразили это в акте, следовательно, данное заявление не может быть рассмотрено в суде.

Жалоба ЗАО была удовлетворена в полном объеме. Инспекции предписано устранить нарушение закона.

(Постановление ФАС Московского округа от 06 декабря 2012 года по делу № А41-31731/2011)


Вернуться в начало


Прочее

ФНС разъясняет порядок создания консолидированной группы налогоплательщиков.

Консолидированная группа налогоплательщиков признается созданной с начала года, следующего за годом, в котором налоговым органом регистрируется договор о создании группы.

Кроме того, налоговое законодательство предусматривает обязанность сторон консолидированной группы налогоплательщиков внести изменения в договор в случае присоединения к ней новых организаций. Такие изменения также вступают в силу с начала следующего года.

В письме также отмечается, что ФНС и Минфин согласовали единый подход в отношении возможности присоединения новых организаций к зарегистрированному договору о создании консолидированной группы налогоплательщиков, т.е. до момента начала ее деятельности в качестве самостоятельного налогоплательщика по налогу на прибыль организаций.

(Письмо ФНС России от 20.12.2012 №ЕД-4-3/21730@)

При бесплатном предоставлении чая и кофе посетителям и работникам организации, объекта налогообложения НДС не возникает.

Организация бесплатно предоставляет посетителям и сотрудникам кофе, чай и кондитерские изделия. Облагаются ли такие операции налогом на добавленную стоимость? Нет, не облагаются, считают в Минфине России.

Чиновники напоминают положения подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса. В нем сказано, что объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг), а также передача имущественных прав. В то же время известно, что реализацией является возмездная передача товаров, работ или услуг (п. 1 ст. 39 НК РФ).

Соответственно, в случае бесплатного предоставления напитков и кондитерских изделий посетителям и работникам организации, налоговой базы по НДС не возникает. При этом организация не может принять к вычету НДС, уплаченный при приобретении этих товаров.

(Письмо Минфина России от 13.12.12 № 03-07-07/133)

ФНС России разъяснила порядок учета кредитными организациями сумм НДС, уплаченных поставщиками при приобретении товаров.

Налоговым кодексом РФ банкам предоставлено право включать в расходы при исчислении налога на прибыль организаций суммы НДС, уплаченные поставщикам по приобретаемым товарам (в т.ч. основным средствам). До начала использования приобретенного имущества для осуществления банковских операций, для сдачи в аренду или до введения в эксплуатацию сумма входного НДС учитывается в стоимости такого имущества (пп. 5 п. 2 ст. 170 НК РФ).

С учетом изложенного, сообщается, что суммы НДС, предъявленные банку при передаче имущества должников-банкротов (в случае несостоявшихся повторных торгов), учитываются в стоимости этого имущества, если предполагается его реализация до начала использования для осуществления банковских операций, сдачи в аренду или до введения в эксплуатацию.

(Письмо ФНС России от 13.12.2012 N ЕД-4-3/21230 "О порядке исчисления НДС")

Компенсация за использование в работе автомобиля супруги учитывается в расходах.

Минфин в своем письме отметил, что имущество супругов, нажитое ими во время брака, является их совместной собственностью, если договором между ними не установлено иное.

Это относится к вопросу о принятии в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей, в случае, если работник использует автомобиль, оформленный на супругу работника, по доверенности. При этом под "личным" имуществом в целях налогообложения понимается имущество, принадлежащее работнику на праве собственности.

(Письмо Минфина России от 5 декабря 2012 г. N 03-03-06/1/629)

Налоговый расчет (информация) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов подлежит уточнению в случае, если по каким-либо причинам выплата дохода иностранной организации не была произведена.

Налоговый агент при выплате дохода иностранной организации обязан исчислить, удержать из дохода и перечислить в бюджетную систему РФ соответствующую сумму налога. По итогам отчетного (налогового) периода информация о выплаченных доходах иностранным организациям и удержанных суммах налога представляется в налоговую инспекцию.

Сообщается, что в случае если, например, по причине устаревших банковских реквизитов или отсутствия получателя дохода по указанному адресу, сумма дохода, причитающегося иностранной организации, возвращается налоговому агенту, ему следует представить в налоговый орган уточненный расчет (информацию) о выплаченных доходах и удержанных сумм налога.

(Письмо ФНС России от 13.12.2012 N ЕД-4-3/21260 "О порядке исполнения обязанностей налогового агента при перечислении доходов иностранным организациям")

Минфин: для осуществления розничной торговли в нескольких торговых объектах, предпринимателю достаточно получить один патент.

Финансовое ведомство разъяснило некоторое нюансы применения патентной системы налогообложения в отношении розничной торговли через магазины и павильоны.

Патентную систему налогообложения, как гласит подпункт 45 пункта 2 статьи 346.43 НК РФ, можно применять в отношении розничной торговли через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации торговли. К таким объектам относятся магазины и павильоны.

Право на применение ПСН удостоверяет патент. Он действует на территории того субъекта РФ, который в нем указан (ст. 346.45 НК РФ). Поэтому, если предприниматель получил патент на розничную торговлю через магазины или павильоны, то такой патент будет действовать в отношении всех указанных торговых объектов на территории определенного субъекта РФ. Оформлять отдельный патент на каждый объект торговли не нужно.

Однако нужно иметь в виду, что в отношении розничной торговли власти субъектов РФ могут устанавливать дифференцированные значения потенциально возможного годового дохода. В частности, этот показатель может зависеть от количества обособленных объектов (площадей) торговли (подп. 3 п. 8 ст. 346.43 НК РФ).

(Письмо ФНС России от 14.12.12 № 03-11-11/378)

ФНС России разъяснены вопросы, касающиеся налогообложения субсидий, предоставляемых налогоплательщикам ЕНВД.

Сообщается в частности, что полученные налогоплательщиками ЕНВД бюджетные ассигнования на возмещение недополученных доходов в связи с реализацией товаров по регулируемым ценам не должны облагаться налогами в рамках общего режима налогообложения. Субсидии, не связанные с указанными целями, подлежат налогообложению налогом на прибыль организаций в составе внереализационных доходов.

Разъяснен также особый порядок учета налогоплательщиками отдельных видов субсидий (предоставленных на содействие самозанятости безработным гражданам, предоставленных в целях поддержки развития малого и среднего предпринимательства и др.).

(Письмо ФНС России от 18.12.2012 N ЕД-4-3/21514@ "О направлении письма Минфина России от 11.12.2012 N 03-11-09/98")

В ноябре 2012 г. ставка НДПИ в отношении нефти уменьшилась

С 1 января по 31 декабря 2012 г. включительно ставка НДПИ в отношении нефти составляет 446 руб. за 1 т добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной. Она умножается на коэффициенты, характеризующие динамику мировых цен на нефть (Кц); степень выработанности конкретного участка недр (Кв); величину его запасов (Кз).

Приводятся данные, применяемые для расчета НДПИ в отношении нефти, за ноябрь 2012 г. При среднем уровне цен нефти сорта "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья 108,44 долл. США за баррель и среднем значении в указанном налоговом периоде курса доллара США к рублю 31,4071 значение Кц определено как 11,2440. В предыдущем налоговом периоде Кц составил 11,4055.

Значения Кв и Кз определяются налогоплательщиком самостоятельно.

Таким образом, в связи со снижением цен на нефть и курса доллара ставка НДПИ в отношении нефти по сравнению с предыдущим налоговым периодом уменьшилась.

Данные, применяемые для расчета НДПИ, за октябрь 2012 г. приведены в письме ФНС России от 20 ноября 2012 г. N ЕД-4-3/19512@.

(Письмо ФНС России от 17 декабря 2012 г. № ЕД-4-3/21457@ “О данных, необходимых для исчисления НДПИ в отношении нефти, за ноябрь 2012 года”)

С 2013 г. в отношении ж/д путей общего пользования, магистральных трубопроводов и линий энергопередачи придется уплачивать налог на имущество.

Железнодорожные пути общего пользования, магистральные трубопроводы, линии энергопередачи, а также сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью этих объектов, освобождаются от налога на имущество организаций. Перечень соответствующего имущества, подпадающего под указанную льготу, утвержден постановлением Правительства РФ.

С 1 января 2013 г. данная льгота отменяется. Причем налоговые ставки в отношении этого имущества не могут превышать в 2013 г. 0,4%. В 2014 г. - 0,7%, в 2015 г. - 1%, в 2016 г. - 1,3%, в 2017 г. - 1,6%, в 2018 г. - 1,9%. Список имущества, относящегося к указанным объектам, определяется Правительством РФ.

В целях применения этого правила следует руководствоваться вышеназванным перечнем имущества (пока в постановление Правительства РФ, утвердившее его, не внесены необходимые изменения).

(Письмо Минфина России от 11 декабря 2012 г. № 03-05-04-01/44)

ФНС: физлицо может получить имущественный вычет при продаже доли в уставном капитале, которая была оплачена имуществом.

Физическое лицо продает долю в уставном капитале организации. Данная доля была оплачена за счет имущества. Можно ли полученный в этом случае доход уменьшить на стоимость имущества. Да, можно, считают в ФНС России. Но только в том случае, если сохранились документы, которые подтверждают расходы на приобретение имущества.

Аргументы у налоговиков достаточно простые. Пункт 3 статьи 210 Налогового кодекса позволяет уменьшать налоговую базу по НДФЛ на сумму налоговых вычетов. В частности, при продаже доли (ее части) в уставном капитале организации налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов (подп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ).

Поэтому формально ничто не мешает уменьшить доход от продажи доли в уставном капитале, которая была оплачена за счет имущества, на стоимость такого имущества. Разумеется, при наличии документов, подтверждающих расходы на приобретение этого имущества. При отсутствии документов, подтверждающих произведенные расходы, доход от продажи доли в уставном капитале организации облагается НДФЛ в полном объеме.

(Письмо Минфина России от 12.12.12 № ЕД-4-3/21179@)

Безнадежный долг - в доход заемщика, облагаемый НДФЛ.

Минфин России рассмотрел запрос банка о том, надо ли включать в облагаемый НДФЛ доход заемщика задолженность, признанную безнадежной к взысканию, на момент списания ее с бухгалтерского баланса.

Финансисты напомнили, что при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы физлица, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у него возникло (п. 1 ст. 210 НК РФ). При этом доходом гражданина признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить в соответствии с нормами главы 23 НК РФ. Поэтому в ситуации, когда суд удовлетворяет иск банка о взыскании задолженности с гражданина, но фактическое взыскание долга не представляется возможным и банк списывает задолженность как безнадежную, у клиента возникает экономическая выгода в виде экономии на расходах по уплате сумм основного долга и процентов и, соответственно, доход, подлежащий обложению НДФЛ.

При наличии постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства датой получения дохода физическим лицом - клиентом банка является дата списания безнадежного долга с баланса. Банк должен подать в налоговые органы сведения по форме 2-НДФЛ за соответствующий период. Если же впоследствии задолженность с клиента все-таки будет взыскана, банк как налоговый агент должен будет рассчитать сумму излишне удержанного НДФЛ и возвратить ее в порядке, установленном ст. 231 НК РФ.

(Письмо Минфина России от 17.12.2012 № 03-04-06/4-351)

Развлечения в ходе участия в переговорах не облагаются НДФЛ.

Компания организует мероприятия, в которых участвуют представители ее деловых партнеров, в том числе из других городов или стран. В план мероприятий могут включаться экскурсии, посещения музея, театра или концерта. Представительские мероприятия могут проводиться, в частности, в ресторане (в том числе с боулинговыми дорожками), на специально арендованной яхте. Возникает ли у участников таких мероприятий, в том числе у представителей контрагента, в данном случае облагаемый НДФЛ доход в натуральной форме, поинтересовалась компания.

Минфин своим письмом ответил, что абзацем 11 п. 3 ст. 217 НК предусмотрено, что от налогообложения освобождаются доходы физических лиц, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей.

Так что, если участие работника в проводимых организацией представительских мероприятиях является для него обязательным, то это участие связано с исполнением работником трудовых обязанностей, а его доходы, полученные в связи с участием в таком мероприятии, не подлежат налогообложению.

Однако обязательность участия в мероприятиях необходимо в таком случае подтвердить "наличием приказа по организации о проведении соответствующего представительского мероприятия, утвержденного перечня работников, принимающих в нем участие, наличием непосредственной связи между вопросами, являющимися предметом переговоров, в рамках которых проводится представительское мероприятие, и служебными обязанностями, предусмотренными в трудовом договоре (контракте) с работником, принимающим участие в представительском мероприятии".

(Письмо Минфина России от 11.12.12 № 03-04-06/4-348)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.