Мониторинг изменений за период 18.06.12 - 24.06.12



Бухгалтерский учет и налогообложение

Дополнен перечень расходов, включаемых страховой компанией в базу налога на прибыль.

Президент подписал Федеральный закон, которым вносятся изменения в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном".

Так, в частности, в Налоговый кодекс РФ вносятся изменения, согласно которым средства, полученные профессиональным объединением страховщиков и предназначенные для финансирования компенсационных выплат, а также средства, полученные этим объединением в виде сумм возмещения компенсационных выплат и расходов, понесенных в связи с рассмотрением требований потерпевших о компенсационных выплатах, относятся к доходам профессионального объединения, не учитываемым при определении налоговой базы налога на прибыль.

При этом суммы отчислений в компенсационный фонд, формируемый профессиональным объединением страховщиков, относятся к расходам страховых организаций, понесенным при осуществлении страховой деятельности в целях исчисления налога на прибыль.

(Федеральный закон № 78-ФЗ от 14.06.2012 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном")

Вводятся в действие обновленные формы документов, применяемые налоговыми органами в своей деятельности.

Всего утверждено 11 форм документов, в том числе: форма документа о выявлении недоимки у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), формы требований об уплате налога, сбора, пени, штрафа и др.

Приказы ФНС России, которыми были утверждены аналогичные формы документов, признаны утратившими силу.

(Приказ ФНС России от 16.04.2012 N ММВ-7-8/238@ "Об утверждении форм документа о выявлении недоимки у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента, ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков), требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, а также документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и мер взыскания задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации", Зарегистрировано в Минюсте России 13.06.2012 N 24545)

Отчеты о всероссийских государственных, негосударственных, а также стимулирующих лотереях должны представляться организаторами лотерей в Федеральную налоговую службу.

Отчеты о соответствующих региональных лотереях представляются в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ. Отчеты о зарегистрированных на территориях субъектов РФ региональных негосударственных и стимулирующих лотереях, а также муниципальных лотереях представляются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ в Федеральную налоговую службу.

Отчеты, годовые и квартальные, должны содержать сведения, в частности, о количестве изготовленных и распространенных лотерейных билетов, их изготовителях (для негосударственных лотерей), составе тиражной комиссии (для тиражных лотерей), сформированном призовом фонде, фактически выплаченном призовом фонде, количестве и сумме невостребованных выигрышей, перечисленных целевых отчислениях и т.д.

(Приказ Минфина России от 26.04.2012 N 53н "Об утверждении Форм и сроков представления отчетности о лотереях", Зарегистрировано в Минюсте России 18.06.2012 N 24609)

Внесены изменения в перечень технологического оборудования, аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость.

Установка эпитаксиального осаждения кремниевых слоев (модель PE3061D) включена в перечень оборудования, ввоз которого на территорию РФ не облагается НДС

Соответствующее дополнение внесено в позицию, классифицируемую кодом ТН ВЭД ТС 8486 20 900 9 ("Перечень технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему)...", утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.04.2009 N 372).

(Постановление Правительства РФ от 18.06.2012 N 593 "О внесении изменения в перечень технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость")

Скорректированы отдельные позиции перечня продовольственных товаров, реализация которых облагается по ставке НДС 10 процентов.

Перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции (ОК 005-93), реализация которых облагается НДС по ставке 10 процентов, утвержден Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 908.

Изменения коснулись перечня продукции, поименованной в разделах "Молоко и молокопродукты", "Масло растительное", "Маргарин", "Продукты детского и диабетического питания".

Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Изменения, касающиеся исключения из данного перечня маргариновой продукции, определяемой кодами ОК 005-93 "91 4230 - 91 4234", вступают в силу по истечении 1 месяца со дня официального опубликования документа и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по НДС.

(Постановление Правительства РФ от 18.06.2012 N 597 "О внесении изменений в перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при реализации")


Вернуться в начало


Социальное страхование и обеспечение

Для страхователей, участвующих в реализации пилотного проекта, предусматривающего особый порядок назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, установлены особенности заполнения расчета по форме 4 – ФСС.

В рамках реализации пилотного проекта выплата пособий осуществляется напрямую из ФСС РФ. Поскольку в этом случае не возникает расходов на выплату обязательного страхового обеспечения на случай временной нетрудоспособности, страхователи, находящиеся на территории субъектов РФ, участвующие в реализации пилотного проекта, обязаны в полном объеме уплачивать в ФСС РФ сумму страховых взносов на обязательное социальное страхование.

В реализации пилотного проекта участвуют:

  • с 1 января 2012 г. по 31 декабря 2013 г. - Карачаево-Черкесская Республика и Нижегородская область;
  • с 1 июля 2012 г. по 31 декабря 2013 г. - Астраханская, Курганская, Новгородская, Новосибирская, Тамбовская области и Хабаровский край.

Для указанных страхователей установлены особенности заполнения расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам (форма 4 - ФСС).

Для страхователей, находящихся на территории Карачаево-Черкесской Республики и Нижегородской области, особенности заполнения расчета предусмотрены приложением N 1 и применяются начиная с I квартала 2012 года; для остальных страхователей - приложением N 2 и применяются начиная с III квартала 2012 года.

(Приказ ФСС России от 21.05.2012 N 180 "Об утверждении особенностей заполнения страхователями расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма - 4 ФСС)", Зарегистрировано в Минюсте России 13.06.2012 N 24560)

Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы предоставляют негосударственным пенсионным фондам информацию, необходимую для назначения накопительной части трудовой пенсии, по запросу в порядке электронного документооборота.

Перечень такой информации включает, в частности, сведения о праве застрахованного лица на трудовую пенсию по старости, о праве на досрочное ее назначение, сведения о получении застрахованным лицом трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца, пенсии по государственному пенсионному обеспечению, сведения о размере дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, взносов работодателя, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений и т.д.

(Приказ Минздравсоцразвития России от 02.05.2012 N 435н "Об утверждении порядка предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации в негосударственный пенсионный фонд информации, необходимой негосударственным пенсионным фондам для назначения накопительной части трудовой пенсии, а также иных выплат за счет средств пенсионных накоплений", Зарегистрировано в Минюсте России 18.06.2012 N 24612)


Вернуться в начало


Таможенное дело

Учет внешнеэкономических сделок для целей экспортного контроля должен осуществляться в журнале учета на бумажном носителе и (или) в электронном виде.

Определен порядок ведения российскими участниками ВЭД учета совершаемых ими внешнеэкономических сделок с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов и которые включены в перечень видов (групп) товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), внешнеэкономические сделки с которыми подлежат учету для целей экспортного контроля.

В частности, установлено, что журналы учета на бумажном носителе после их закрытия, а также бумажные носители учетных записей, содержащиеся в журналах учета в электронном виде, и учетные документы хранятся российскими участниками ВЭД не менее 3 лет, если более длительный срок их хранения не установлен законодательством РФ.

В приложениях приведена форма журнала учета внешнеэкономических сделок, а также перечень видов (групп) товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), внешнеэкономические сделки с которыми подлежат учету для целей экспортного контроля.

(Постановление Правительства РФ от 13.06.2012 N 583 "О порядке учета внешнеэкономических сделок для целей экспортного контроля")


Вернуться в начало


Правовые новости

С 1 января 2013 года перевозчик обязан страховать свою гражданскую ответственность за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров при перевозках, независимо от вида транспорта, за исключением метрополитена.

Установлено обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров при перевозках любыми видами транспорта, в отношении которых действуют транспортные уставы и кодексы, при перевозках внеуличным транспортом (за исключением метрополитена) и порядок возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном. При этом Закон не применяется к перевозкам легковыми такси.

Законом определены, в частности:

  • основные понятия (перевозка, страховой случай, страховщик, внеуличный транспорт, легкое метро, монорельсовый транспорт);
  • порядок заключения, прекращения договора обязательного страхования;
  • порядок определения страхового тарифа и страховой премии;
  • порядок регулирования деятельности страховщиков единым общероссийским профессиональным объединением страховщиков;
  • порядок возмещения вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном.

Также Законом установлено, что перевозчик обязан предоставлять пассажирам информацию о страховщике и договоре обязательного страхования путем размещения этой информации во всех местах продажи билетов или на билете либо на своем официальном сайте в сети Интернет.

Закон вступает в силу с 1 января 2013 года, за исключением отдельных положений.

(Федеральный закон от 14.06.2012 N 67-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном")

Сделано еще одно исключение из правила об обязательном направлении публичной оферты о приобретении акций открытого общества.

Закон об акционерных обществах обязывает лицо, которое приобрело более 30 процентов общего количества акций открытого общества с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, направить акционерам - владельцам остальных акций соответствующих категорий (типов) и владельцам эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции, публичную оферту о приобретении у них таких ценных бумаг.

Исключения из данного правила перечислены в пункте 8 статьи 84.2 указанного Закона. Согласно внесенному дополнению данное правило не применимо также в случае передачи акций:

  • из федеральной собственности в собственность субъекта РФ или муниципальную собственность,
  • из собственности субъекта РФ в федеральную или муниципальную собственность,
  • из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта РФ.

(Федеральный закон от 14.06.2012 N 77-ФЗ "О внесении изменения в статью 84.2 Федерального закона "Об акционерных обществах")


Вернуться в начало


Законопроекты

Вновь зарегистрированные налогоплательщики смогут подать заявление о переходе на УСН в течение 30 дней с даты постановки на налоговый учет.

Совет Федерации одобрил проект федерального закона № 499566-5, которым, в частности, предусмотрен ряд поправок в главу 26.2 Налогового кодекса. Одна из поправок касается срока представления заявления о переходе на УСН для вновь зарегистрированных налогоплательщиков.

Действующая редакция пункта 2 статьи 346.12 НК РФ гласит, что вновь созданная организация и вновь зарегистрированный предприниматель вправе подать заявление о переходе на УСН в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе (эта дата указана в свидетельстве о постановке на учет). В этом случае организация и индивидуальный предприниматель вправе применять "упрощенку" с даты постановки их на учет.

Однако, как отмечают в ФНС, на практике многие налогоплательщики нарушают сроки представления заявления о переходе на УСН, поскольку фактически получают документы о регистрации в налоговом органе не в день регистрации, а спустя несколько дней после нее.

Проект федерального закона № 499566-5 устанавливает иной порядок подачи заявления о переходе на УСН. Данный документ предлагается представлять одновременно с документами, подаваемыми при государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, либо в течение 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе.

В настоящее время проект федерального закона № 499566-5 направлен на подпись Президенту РФ.

При реализации ОС ранее, чем по истечении пяти лет, амортизационную премию можно будет не восстанавливать.

Госдума приняла в первом чтении законопроект, который позволяет не восстанавливать расходы на капитальные вложения, а также на модернизацию при реализации основных средств ранее, чем по истечении пяти лет с момента введения их в эксплуатацию. Исключение составляют случаи, когда основные средства реализуются взаимозависимым лицам.

Как отмечает Минфин, такая мера направлена на устранение препятствий для осуществления инновационной и инвестиционной деятельности.

Предполагается, что закон вступит в силу с 1 января 2013 года и будет применяться при реализации основных средств начиная с 1 января 2013 года.

Депутаты пересмотрят порядок утверждения налоговых льгот по региональным и местным налогам.

В Госдуму внесен законопроект № 93004-6 "О внесении изменения в часть первую Налогового кодекса РФ и признании утратившими силу отдельных положений части второй Налогового кодекса РФ".

Данным проектом федерального закона предлагается исключить право установления льгот по региональным и местным налогам Налоговым кодексом РФ.

Инициаторы законопроекта считают, что только законодательные (представительные) органы государственной власти, представительные органы местного самоуправления, исходя из уровня собственной бюджетной обеспеченности, должны устанавливать объем налоговых льгот.

Минфин сформулировал, что такое мнимый объект бухучета и чем он отличается от притворного.

На сайте Минфина опубликован проект закона о внесении изменений в еще не вступивший в силу Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".

Как следует из пояснительной записки, документ призван привести закон о бухучете "в соответствие с Конвенцией по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок от 21 ноября 1997 г. и пересмотренными рекомендациями Совета по мерам борьбы со взяточничеством в международных деловых операциях от 23 мая 1997 г. (приложение к Конвенции) в части применения необходимых мер в отношении организации ведения бухгалтерского учета с целью эффективной борьбы с подкупом должностных лиц иностранных государств".

В результате принятия данного законопроекта в законе о бухучете появятся такие тезисы, как "не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие место факты хозяйственной жизни, мнимые и притворные сделки". Будет установлена обязанность лиц, ответственных за правильность оформления факта хозяйственной жизни, обеспечивать своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных.

В законе также предполагается прописать, что регистрация мнимых и притворных объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета не допускается. При этом под мнимым объектом бухгалтерского учета понимается несуществующий объект, отраженный в бухгалтерском учете лишь для вида (в том числе неосуществленные расходы, несуществующие обязательства, не имевшие место факты хозяйственной жизни), под притворным объектом бухгалтерского учета понимается объект, отраженный в бухгалтерском учете вместо другого объекта с целью прикрыть его (в том числе притворные сделки).

Кроме того, законопроект конкретизирует принципы освобождения от бухучета участников Сколково. Если на данный момент в законе о бухучете нет никаких исключений от их освобождения от бухучета, то с принятием законопроекта обязанность его вести вернется к тем участникам Сколково, годовая выручка которых превысит миллиард рублей. Также все участники Сколково будут обязаны вести учет основных средств и нематериальных активов.

Минфин планирует дать страховщикам новые баланс и отчет о прибылях и убытках.

На сайте Минфина опубликован проект приказа "О бухгалтерской (финансовой) отчетности страховщиков" с приложениями к нему.

Приказом предполагается утвердить форму бухгалтерского баланса страховщика и форму отчета о прибылях и убытках страховщика и формы приложений к ним, приведенные в приложениях к проекту приказа.

Ныне действующие нормативные акты (приказы), регламентирующие отчетность страховщиков, утратят силу.

Минфин собирается ввести новый приказ в действие, начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности страховщиков за девять месяцев 2012 года.


Вернуться в начало


Судебная практика

Пеня начисляется не на всякий просроченный к уплате налог.

Проводя плановую проверку деятельности ОАО за 2006 - 2007 гг., налоговики начислили пени (почти 36 млн. руб.) за несвоевременное перечисление удержанного НДФЛ в бюджет.

Налоговики посчитали просроченные к перечислению налоги, начиная с 2002 г. То есть долги общества как налогового агента, которые инспекция включила в общую задолженность для начисления пени, образовались до начала проверяемого периода - 01.01.2006 г.

Невозможность своевременного перечисления налогов в связи с наложением ареста на счета и имущество общества не были приняты во внимание.

Суды вплоть до кассационной инстанции поддержали решение налоговой инспекции.

Президиум ВАС указал, что исполнение обязанности по уплате пени не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога (ст. 46 и ст. 75 НК), уплату пени следует рассматривать как дополнительную обязанность, помимо обязанности по уплате налога, исполняемую одновременно с уплатой налога либо после исполнения последней.

После истечения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и с этого момента не подлежат начислению.

В нарушение этих требований суды трех предыдущих инстанций не выяснили правомерность начисления пеней, в частности, не установили дату, с которой они должны начисляться (п. 6 ст. 226 НК).

Кроме того, суды не учли положения п. 4 ст. 89 НК, в соответствии с которым в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Установлено также, что общество не могло погасить недоимку по НДФЛ в силу того, что по решению налогового органа были приостановлены операции общества в банке и наложен арест на его имущество. Согласно абзацу 2 п. 3 ст. 75 НК в данном случае пени не начисляются.

Исходя из вышеизложенного, решено направить дело на новое рассмотрение в региональный арбитражный суд.

(Решение Президиума ВАС от 29 мая 2012 г. по делу № А56-19155/2010)

Копии лицензии и свидетельства о постановке на налоговый учет подтверждают факт проявления осмотрительности.

ФАС Московского округа подтвердил, что факт проявления заявителем должной осмотрительности при выборе контрагента в полной мере подтверждается копией лицензии, копиями свидетельств о постановке на учет в налоговый орган и внесении изменений в ЕГРЮЛ, связанных с перерегистрацией.

ФАС указал, что все перечисленные документы были истребованы заявителем у спорного контрагента до начала осуществления финансово-хозяйственных взаимоотношений.

То обстоятельство, что указанный контрагент зарегистрирован в ЕГРЮЛ и имеет расчетный счет, который не менялся в период действия взаимоотношений с заявителем, также свидетельствует об отсутствии у заявителя оснований сомневаться в легальности и добросовестности выбранного им контрагента.

С учетом изложенного суды пришли к обоснованному выводу о проявлении заявителем в целях получения налоговой выгоды должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента.

(Постановление ФАС Московского округа № А41-2153/11 от 05.06.2012)

Результаты проверок контрагентов налогоплательщика не препятствует получению налоговой выгоды.

ФАС Московского округа подтвердил, что результаты проведенных мероприятий налогового контроля в отношении контрагентов не подтверждают недобросовестность самого общества и согласованность действий с контрагентами, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды.

ФАС указал, что в качестве доказательства реальности осуществления хозяйственных операций со спорными контрагентами общество представило товарные накладные, договор аренды с приложением первичных документов подтверждающих факт покупки по конкретному наименованию и количеству в определенный период, поставленного спорными поставщиками. Совокупность представленных в материалы дела документов свидетельствует о том, что реальность хозяйственных операций обществом подтверждена.

Претензии по фактическому исполнению договоров со спорными контрагентами и реальности хозяйственных операций инспекцией не заявлены. Доказательства, опровергающие факт приобретения обществом товаров и достоверность представленных в обоснование произведенных затрат по налогу на прибыль и налоговых вычетов по НДС документов, инспекцией не представлено.

Представленные в материалы дела показания свидетелей - руководителей спорных контрагентов, отрицавших свою причастность к данным организациям, сами по себе, в отсутствие иных фактов и обстоятельств, не могут рассматриваться в качестве самостоятельного основания для признания налоговой выгоды необоснованной.

При выборе своих контрагентов заявителем проявлена должная осмотрительность и осторожность посредством истребования соответствующих учредительных документов. Следовательно, оснований для отказа в вычете не имеется.

(Постановление ФАС Московского округа № А40-34092/11-107-145 от 04.05.2012)

Обоснованность налоговой выгоды не зависит от наличия у контрагентов работников.

ФАС Московского округа подтвердил, что в целях решения вопроса о предоставлении налоговой выгоды правомерность деятельности организаций не может ставиться в зависимость от наличия или отсутствия у них достаточного количества сотрудников.

ФАС отметил, что действующее законодательство не обязывает организацию иметь собственные основные средства и соответствующий штат работников при осуществлении хозяйственной деятельности. Для признания за налогоплательщиком права на вычет налога на добавленную стоимость и принятие расходов по налогу на прибыль организаций требуется подтверждение факта совершения реальных хозяйственных операций по реализации товаров.

Налоговый орган в оспариваемом решении не установил обстоятельств, свидетельствующих об искусственном создании заявителем совместно с его контрагентами условий для получения необоснованной налоговой выгоды.

Обоснованность налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость и правомерность отнесения затрат в состав расходов по налогу на прибыль по операциям с вышеуказанными контрагентами подтверждена представленными заявителем в материалы дела и в налоговый орган первичными документами. Следовательно, оснований для отказа в реализации права на получение налоговой выгоды не имелось.

(Постановление ФАС Московского округа № А41-14709/11 от 08.06.2012)

Налогоплательщик обязан соблюдать внесудебную процедуру возмещения НДС.

ФАС Московского округа подтвердил, что по вопросам возмещения НДС налогоплательщик может обратиться в суд только в случае нарушения его права на возмещение, то есть когда надлежащее соблюдение им процедуры не обеспечило реализации данного права по причине неисполнения налоговым органом возложенных на него законом обязанностей.

ФАС указал, что под несоблюдением административной процедуры возмещения НДС следует понимать не только непосредственное обращение в суд, минуя налоговый орган, но и представление в налоговый орган вместе с соответствующей налоговой декларацией неполного комплекта документов.

Кроме того, названная процедура не может считаться соблюденной налогоплательщиком, если им не выполнено требование налогового органа о представлении документов, подтверждающих правомерность применения налоговых вычетов.

В исключительных случаях суд может признать административную процедуру возмещения НДС соблюденной, если установит, что правомерно истребованные у налогоплательщика налоговым органом документы представлены налогоплательщиком непосредственно в суд по уважительным причинам.

(Постановление ФАС Московского округа № А56-17679/2011 от 04.06.2012)

ИФНС не вправе ссылаться на устное уведомление.

Организация занизила налог. Позже она сдала "уточненку", погасила долг. Это, по мнению инспекции, не освобождает от ответственности за прежнее нарушение. Ведь "уточненка" предоставлена после того, как предприятие узнало о назначении выездной проверки.

Поясняя свое решение, чиновники заявили – о начале проверки налогоплательщик уведомлен по телефону. Только подобный способ оповещения не предусмотрен законодательством. Да и ссылка на телефонные переговоры не доказывает, что сообщили именно о начале выездной проверки. Доказывая реальность уведомления, следовало опираться на письменное решение о проведении выездной проверки (п. 2 ст. 89 НК РФ) Оно должно быть завизировано руководителем ИФНС либо его заместителем и предъявлено налогоплательщику до подачи "уточненки".

В анализируемом случае уточненная декларация поступила в инспекцию до получения организацией решения о выездной проверке. Значит, надо применить пункт 4 статьи 81 НК РФ, по которому "уточненка" освобождает от ответственности.

(Постановление ФАС Поволжского округа от 14.06.12 № А72-6962/2011)

Осмотр помог уйти от доначислений.

Компанией приобретено оборудование, выполнен его монтаж и испытания. Этого, по мнению чиновников, достаточно для перевода объекта на счет 01 и для расчета налога на имущество. С данным выводом не согласился ФАС Восточно-Сибирского округа.

После покупки обнаружены повреждения техники. Был составлен акт осмотра с перечислением поломок. Он свидетельствует о невозможности использования в спорном периоде. Поэтому стоимость актива обоснованно отражена на счете 08. Ее не следовало показывать по счету 01. Не требовалось рассчитывать налог на имущество.

В подобных спорах поможет и мнение Президиума ВАС РФ (п. 8 приложения к информационному письму от 17.11.11 № 148). Он также пояснял – налог определяется только после введения в эксплуатацию.

(Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 01.06.12 № А78-5311/2011)


Вернуться в начало


Прочее

Разъяснен порядок расчета подлежащих восстановлению сумм НДС по основным средствам, ранее приятым к вычету в соответствии с установленным порядком.

С 1 октября 2011 года принятые к вычету суммы НДС по основным средствам, в дальнейшем используемым для осуществления операций, облагаемым по нулевой ставке налога, подлежат восстановлению. Данное положение распространяется на основные средства, принятые на учет с 1 октября 2011 года.

Сообщается, в частности, что расчет налога, подлежащего восстановлению, производится исходя их суммы налога, принятой к вычету, в той доле, в которой основные средства используются при производстве и (или) реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по нулевой ставке налога и пропорционально остаточной (балансовой) стоимости ОС без учета переоценки.

(Письмо ФНС России от 14.06.2012 N ЕД-4-3/9782@ "О направлении письма Минфина России по вопросам восстановления сумм НДС")

При применении нелинейного метода начисления амортизации в случае исключения объекта основных средств с истекшим сроком полезного использования из соответствующей амортизационной группы организация не вправе единовременно учесть его остаточную стоимость в составе расходов.

В силу прямой нормы пункта 13 статьи 259.2 НК РФ при исключении из амортизационной группы объекта ОС по истечении срока его полезного использования суммы недосписанной амортизации, относящиеся к данному объекту, продолжают начисляться в составе суммарного баланса этой группы. То есть стоимость такого объекта будет продолжать амортизироваться в порядке, установленном ст. 259.2 НК РФ.

(Письмо ФНС России от 14.06.2012 N ЕД-4-3/9706@ "О применении линейного и нелинейного метода начисления амортизации")

ФНС России сообщает о сроках введения в действие новой формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций.

Новую форму налоговой декларации следует применять начиная с отчетности за 9 месяцев 2012 года, а налогоплательщикам, исчисляющим ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, - с отчетности за 7 месяцев 2012 года.

Форма налоговой декларации утверждена Приказом ФНС России от 22.03.2012 N ММВ-7-3/174@.

(Письмо ФНС России от 15.06.2012 N ЕД-4-3/9882@ "О налоговой декларации по налогу на прибыль организаций")

Арендатор вправе увеличить стоимость выкупленного у арендодателя имущества на сумму недоамортизированных капвложений.

Минфин в своем письме рассмотрел следующую ситуацию. Арендатор с согласия арендодателя произвел капитальные вложения в форме неотделимых улучшений в арендованный объект. До окончания срока действия договора аренды объект был приобретен арендатором в собственность. Может ли арендатор увеличить первоначальную стоимость выкупленного имущества на недоамортизированную часть неотделимых улучшений?

Согласно п. 2 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям.

По мнению финансового ведомства, вышеназванные капвложения в арендованный объект равнозначны вложениям, указанным в этом пункте. Поэтому после перехода права собственности на арендованное имущество арендатор вправе увеличить его первоначальную стоимость на недоамортизированную часть неотделимых улучшений и начислять амортизацию исходя из вновь сформированной стоимости этого объекта.

Ранее в письме от 13.02.2012 № 03-03-06/2/20 Минфин России высказывал противоположную позицию.

(Письмо Минфина России от 06.06.2012 № 03-03-10/61)

Иностранная организация, занимающаяся сбором информации и другой вспомогательной деятельностью на территории РФ, не является плательщиком налога на прибыль.

Иностранная организация осуществляет подготовительную деятельность на территории РФ: собирает необходимую информацию, изучает рынок, осуществляет разработку программного обеспечения и т.п. Обязана ли она уплачивать налог на прибыль? Если указанная деятельность не приводит к образованию постоянного представительства или доходы от источников в РФ у иностранной организации отсутствуют, то ее нельзя признать плательщиком налога на прибыль, считают в Минфине России.

В пункте 1 статьи 246 Налогового кодекса установлено, что плательщиками налога на прибыль признаются, в частности, иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ.

Деятельность подготовительного и вспомогательного характера, осуществляемая иностранной организацией, не приводит к образованию постоянного представительства. Об этом сказано в пункте 4 статьи 306 НК РФ. При этом перечень видов деятельности, которые можно отнести к подготовительной и вспомогательной деятельности, ограничен. Это, например, деятельность, связанная с хранением товаров, сбором и обработкой информации, изучением рынка и т.п.

Из этого в Минфине делают вывод: иностранные организации, деятельность которых не приводит к образованию постоянного представительства и (или) не получающие доходы от источников в РФ, не признаются плательщиками налога на прибыль.

(Письмо Минфина России от 13.06.12 № 03-03-06/1/302)

До 1 июля 2012 года в случае замены поставщика или изменения объемов поставки спирта налогоплательщики представляют уточненное извещение об уплате авансового платежа акциза.

С указанной даты вступают в силу изменения, внесенные в статью 204 НК РФ, устанавливающие обязанность аннулирования (замены) извещений об уплате авансового платежа акциза в связи с заменой поставщика спирта или изменения объема закупаемого спирта. Сообщается, что до 1 июля 2012 года правовых оснований для аннулирования таких извещений не имеется.

(Письмо ФНС России от 14.06.2012 N ЕД-4-3/9803@ "О направлении письма Минфина России по акцизам")

ФНС России напоминает об отсутствии необходимости представления уточненной налоговой декларации по транспортному налогу в случае ее заполнения без учета рекомендаций, содержащихся в письмах данного ведомства.

За 2011 год налоговая декларация по транспортному налогу представляется по форме, утвержденной Приказом Минфина России от 13.04.2006 N 65н, с учетом изменений, внесенных в порядок представления налоговой декларации.

Напомним, что с 1 января 2011 года организации - плательщики транспортного налога не обязаны подавать в налоговые органы расчеты авансовых платежей по транспортному налогу. Однако обязанность уплачивать ежеквартальные авансовые платежи у налогоплательщиков сохраняется.

ФНС России рекомендовала в декларации, представляемой за 2011 год (форма которой утверждена Приказом ФНС России от 13.04.2006 N 65н), строку 040 "Сумма авансовых платежей..." не заполнять, а сумму транспортного налога по строке 030 в полной сумме повторить в строке 050.

В информационном сообщении ФНС России обращено внимание на то, что отражение налогоплательщиком сумм авансовых платежей в декларации за 2011 год не является основанием для представления уточненной налоговой декларации за данный период.

(Письмо ФНС России от 13.06.2012 N БС-4-11/9663@ "О налоговой декларации по транспортному налогу")

Минфин напомнил, в каком порядке ИП без наемных работников может уменьшить стоимость патента на величину страховых взносов.

Индивидуальные предприниматели без наемных работников, применяющие УСН на основе патента, могут уменьшить его стоимость на всю сумму уплаченных за себя взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование. Однако уменьшению подлежит только "вторая" часть стоимости патента — те две трети его стоимости, которые предприниматель оплачивает не позднее 25 календарных дней со дня окончания периода, на который был получен патент.

Как известно, с 1 января 2012 года предприниматели на УСН с объектом "доходы", которые не имеют наемных работников и платят страховые взносы только за себя, могут уменьшить сумму "упрощенного" налога на всю сумму уплаченных за себя взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование (п. 3 ст. 346.21 НК РФ). Это же правило относится и к предпринимателям, работающим на УСН по патенту, — они могут уменьшить стоимость патента на всю сумму уплаченных за себя страховых взносов.

Оплата патента производится в два этапа: треть стоимости вносится в срок не позднее 25 календарных дней после начала осуществления предпринимательской деятельности, а оставшиеся две трети — не позднее 25 календарных дней со дня окончания периода, на который был получен патент (п. 8 и 10 ст. 346.25.1 НК РФ). При этом оговорено, что только вторая часть стоимости патента может быть уменьшена на сумму уплаченных взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование.

В Минфине отмечают, что в том случае, когда сумма уплаченных страховых взносов окажется больше, чем оставшаяся часть стоимости патента, то перечислять оставшуюся часть стоимости патента не надо.

(Письмо Минфина России от 09.06.12 № 03-11-11/187)

Организация, в отношении которой введена процедура, применяемая в деле о банкротстве, вправе перейти на УСН.

Ограничение по кругу лиц, не имеющих права на применение УСН, установлено статьей 346.12 НК РФ. Поскольку в данном перечне не поименованы указанные организации, они имеют право перейти на упрощенную систему налогообложения в общеустановленном порядке.

(Письмо ФНС России от 21.06.2012 N ЕД-4-3/10149@ "О порядке применения упрощенной системы налогообложения")

В целях определения налоговой базы по НДПИ оценка стоимости добытых драгметаллов исходя из сложившихся цен реализации химически чистого металла может быть произведена только в том налоговом периоде, в котором была осуществлена реализация добытых полезных ископаемых.

Сообщается, что пункт 5 статьи 340 НК РФ, устанавливающий порядок оценки стоимости добытых драгоценных металлов, извлеченных из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений, может быть применен налогоплательщиком при наличии реализации полезного ископаемого в соответствующем налоговом периоде. До указанного периода стоимость добытого полезного ископаемого (концентратов или полупродуктов, содержащих драгметаллы) должна определяться исходя из расчетной стоимости в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 340 НК РФ.

(Письмо ФНС России от 13.06.2012 N ЕД-4-3/9690@ "О направлении письма Минфина России от 28.05.2012 N 03-06-05-01/63")

При продаже квартиры, находящейся в общей долевой собственности, физические лица вправе по своему усмотрению распределить полученные доходы и учесть соответствующие суммы при определении налоговой базы по НДФЛ.

Данный вывод ФНС России основан на положениях статей 1 и 421 Гражданского кодекса РФ, согласно которым граждане свободны, в частности, в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. То есть независимо от размера долей в праве собственности на жилое помещение граждане вправе определить любой порядок распределения доходов, полученных от его продажи, и отразить соответствующие суммы в налоговой декларации по НДФЛ.

Одновременно отмечено, что размер имущественного налогового вычета при продаже квартиры, находящейся в общей долевой собственности, определяется в соответствии с долей в праве собственности.

(Письмо ФНС России от 13.06.2012 N ЕД-4-3/9664@)

Сумма комиссии за ведение ссудного счета, возвращенная физлицу на основании решения суда, НДФЛ не облагается.

В соответствии с решением суда банк вернул клиенту-физлицу неправомерно удержанную сумму комиссии за ведение ссудного счета, а также проценты за пользование этими денежными средствами. Облагаются ли такие выплаты НДФЛ? В Минфине России полагают, что возвращенная сумма комиссии не включается в налогооблагаемый доход физлица, а с полученных процентов налог придется заплатить.

Как известно, в налоговую базу по НДФЛ включаются все доходы физического лица, полученные как в денежной, так и в натуральной формах. Об этом сказано в пункте 1 статьи 210 Налогового кодекса. При этом доходом, согласно положениям статьи 41 НК РФ, признается экономическая выгода.

По мнению чиновников, возвращенная сумма комиссии за ведение ссудного счета не является доходом физического лица, поскольку фактически физическому лицу возвращаются его собственные денежные средства. На этом основании суммы комиссии за ведение ссудного счета, возвращенные банком физическому лицу, НДФЛ не облагаются.

Однако сумма процентов, полученных за пользование денежными средствами, в полной мере соответствует определению экономической выгоды (дохода). Поэтому, данную сумму необходимо включить в налогооблагаемый доход физлица.

(Письмо Минфина России от 09.06.12 № 03-04-05/3-715)

Расширен список банков, через которые можно оплатить задолженность по налогам через Интернет.

ФНС России подписала еще одно Соглашение об информационном взаимодействии и онлайн-оплате налоговой задолженности. Так, с 15 июня оплатить налоги через интернет могут и клиенты АКБ "Военно-Промышленный Банк".

Напомним, что в настоящее время заплатить налоги на сайте www.nalog.ru могут также клиенты Сбербанка, КИВИ Банка, Газпромбанка, Промсвязьбанка, Петербургского социального коммерческого банка, Судостроительного банка, Азиатско-Тихоокеанского Банка и Банка "Таврический".

Налоговики также напоминают, что оплата задолженности через интернет осуществляется без комиссий.


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.