Мониторинг изменений за период 20.08.12 - 26.08.12



Бухгалтерский учет и налогообложение

Утвержден формат представления расчета финансового результата инвестиционного товарищества.

ФНС России утвердила формат представления расчета финансового результата инвестиционного товарищества в электронном виде.

Формат действует, начиная с представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций в электронном виде за девять месяцев 2012 года.

Налогоплательщики, исчисляющие ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, должны сдавать отчетность в указанном формате начиная с представления налоговой декларации за восемь месяцев 2012 года.

Напомним, что в соответствии со ст. 24.1, введенной в НК РФ Федеральным законом от 28.11.2011 № 336-ФЗ Минфин России утвердил форму расчета финансового результата инвестиционного товарищества.

(Приказ ФНС России от 23.08.2012 № ММВ-7-6/572@)


Вернуться в начало


Таможенное дело

Утверждены Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами ТС в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, и Положение о применении ограничений.

Также внесены изменения в отдельные решения Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии и признаны утратившими силу решения Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии.

Установлено, что выданные до вступления в силу данного Решения уполномоченными государственными органами государств - членов ТС лицензии на экспорт или импорт и иные разрешительные документы на вывоз или ввоз товаров являются действительными до окончания срока их действия.

С даты вступления в силу Решения Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, и Положения о применении ограничений, утвержденные Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) от 27.11.2009 N 19 "О едином нетарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации", не применяются.

(Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 N 134 "О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования")

Культурные ценности можно будет временно ввозить с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов на срок до пяти лет.

Евразийская экономическая комиссия увеличила до пяти лет предельный срок временного ввоза культурных ценностей в Таможенный союз. Однако такой льготный порядок будет применяться не ко всем временно ввозимым культурным ценностям, а только к тем, которые старше 100 лет.

Евразийская экономическая комиссия опубликовала Решение от 16.08.2012 N 124 "О внесении изменений в отдельные решения Комиссии Таможенного союза в отношении временно ввозимых культурных ценностей" (далее - Решение).

Фактически данное Решение увеличивает допустимый срок временного ввоза в Таможенный союз культурных ценностей старше 100 лет, в отношении которых предоставлено полное условное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин. Предельный срок временного ввоза таких товаров, которые находятся в собственности иностранного лица и ввозятся на безвозмездной основе для демонстрации на выставках, будет составлять пять лет.

В отношении произведений искусства, предметов коллекционирования, антиквариата и т.д. не старше 100 лет, как и сейчас, будут действовать сроки, установленные таможенным законодательством. Напомним, что согласно п. 1 ст. 280 ТК ТС срок временного ввоза товаров устанавливается таможенным органом на основании заявления декларанта исходя из целей и обстоятельств такого ввоза и не может превышать два года со дня помещения товаров под таможенную процедуру временного ввоза. Зачастую на практике срок временного ввоза, устанавливаемый таможенным органом, составляет не более одного года, по истечении которого декларанту приходится вывозить товар и снова временно ввозить его либо обращаться в таможенный орган за продлением срока в тех пределах, которые предусмотрены названной нормой.

(Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 N 124 "О внесении изменений в отдельные решения Комиссии Таможенного союза в отношении временно ввозимых культурных ценностей")


Вернуться в начало


Правовые новости

Правительством РФ конкретизированы процедурные вопросы, касающиеся подачи и рассмотрения жалоб на действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов РФ.

Общие требования к подаче и рассмотрению жалобы установлены Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

В развитие положений названного закона определены, в частности:

  • требования к содержанию жалобы (в обязательном порядке должны указываться сведения о заявителе, об обжалуемых решениях и действиях, а также доводы, на основании которых подается жалоба);
  • способы подачи жалобы в письменной и электронной формах (непосредственно в месте оказания государственной услуги, по почте, посредством официального сайта органа, предоставляющего государственную услугу, либо посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг);
  • сроки рассмотрения жалобы (по общему правилу - 15 рабочих дней со дня ее регистрации);
  • основания для отказа в удовлетворении жалобы (в т.ч. наличие вступившего в законную силу решения суда по аналогичной жалобе).

(Постановление Правительства РФ от 16.08.2012 N 840 "О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации")

Утверждены правила представления деклараций об объеме производства, оборота или использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Правительство РФ утвердило порядок представления деклараций об объеме производства, оборота или использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей.

В приложениях к Постановлению приведены формы следующих деклараций:

  • об объеме производства и оборота этилового спирта;
  • об объеме использования этилового спирта;
  • об объеме производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  • об объеме использования алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  • об объеме оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  • об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  • об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  • об объеме перевозки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  • о перевозке этилового спирта и спиртосодержащей продукции;
  • об использовании производственных мощностей;
  • об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков) и спиртосодержащей продукции;
  • об объеме розничной продажи пива и пивных напитков.

Декларации представляются ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, за IV квартал - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, на бумажных носителях или в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи с усиленной квалифицированной электронной подписью.

Документ вступает в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования. В настоящее время не опубликован.

Также обращаем ваше внимание, что для деклараций должны быть утверждены форматы выгрузки отчетности.

(Постановление Правительства от 09.08.2012 № 815)


Вернуться в начало


Законопроекты

Министерство труда предлагает дополнить штрафные санкции за непредставление сведений в ФСС.

Министерство труда и социальной защиты РФ разработало законопроект "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", дополняющий главу 15 КоАП статьей 15.36.

Текст документа представлен на сайте министерства.

Согласно документу непредставление в орган государственного внебюджетного фонда в установленный федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ срок документов (сведений), влияющих на право получения застрахованным лицом обеспечения по обязательному социальному страхованию и (или) исчисление его размера, а равно представление таких документов (сведений) в неполном объеме или искаженном виде, либо сокрытие сведений – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.

Разработан порядок ведения нового федерального информационного ресурса, содержащего сведения о юридических лицах.

С 1 января 2013 года вступит в силу статья Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", устанавливающая необходимость опубликования в новом информационном ресурсе - "Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц" сведений о создании, реорганизации, ликвидации юридических лиц, а также сведений о фактах, в той или иной степени связанных с этими процедурами (в частности сведений об уменьшении или увеличении уставного капитала, о назначении или прекращении полномочий единоличного исполнительного органа юридического лица, о введении арбитражным судом наблюдения и т.д.).

Минэкономразвития России разработан проект приказа, устанавливающего порядок формирования и ведения этого реестра, содержащий регулирование соответствующих технических и некоторых организационных вопросов, в частности требования к программной оболочке реестра, время его ежедневного обновления, порядок определения цены за размещение сведений в реестре (она определяется Минэкономразвития России по итогам отбора оператора реестра и ежегодно индексируется). Сведения об адресе реестра в Интернете будут размещены на официальном сайте Минэкономразвития России.

(Проект приказа Минэкономразвития России "Об утверждении Порядка формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц")


Вернуться в начало


Судебная практика

ВАС: курсовые разницы по дивидендам уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль.

Дивиденды в адрес иностранного юрлица посчитали в рублях, но выплачивать их надо было в евро. Пересчитали в евро по курсу ЦБ, актуальному на день принятия решения о выплате дивидендов. Таким образом, возникло обязательство по выплате дивидендов в евро.

Далее российская сторона удержала налог на дивиденды, соответственно снизив сумму обязательств в евро.

На дату выплаты дивидендов курс евро вырос. Образовались отрицательные курсовые разницы.

Налоговики воспротивились включению этих курсовых разниц в расходы. Суды первой и апелляционной инстанций поддержали налогоплательщика, кассация, напротив, посчитала правомерной позицию налогового органа.

ВАС отменил решение кассационной инстанции и налоговой инспекции.

"Обязательство по выплате дивидендов не может расцениваться как обязательство, принимаемое вне связи с деятельностью, направленной на получение дохода. Положения пункта 1 статьи 270 Кодекса, исключающие из состава расходов, учитываемых для целей налогообложения, суммы начисленных дивидендов, не могут быть расценены как устанавливающие одновременно и предписание о недопустимости учета отрицательных курсовых разниц, возникающих в результате переоценки обязательства по выплате дивидендов. Невключение дивидендов в состав расходов, учитываемых для целей налогообложения, обусловлено не квалификацией данных расходов как не связанных с деятельностью, направленной на получение дохода, а тем, что дивиденды представляют собой сумму чистой прибыли, оставшуюся после налогообложения и распределяемую между участниками.

Отрицательная курсовая разница, полученная в результате дооценки выраженного в иностранной валюте обязательства по выплате дивидендов, возникает объективно вне воли налогоплательщика вследствие макроэкономических процессов и изменения курса рубля по отношению к иностранной валюте и представляет собой потери в имущественной сфере налогоплательщика в результате увеличения размера его обязательства в рублевом исчислении.

Положения подпункта 5 пункта 1 статьи 265 Кодекса не содержат каких-либо ограничений для учета в целях налогообложения отрицательных курсовых разниц, возникающих в результате дооценки выраженного в иностранной валюте обязательства, принятого налогоплательщиками в рамках деятельности, направленной на получение дохода. Отсутствуют в данной норме и какие-либо ограничения для учета отрицательных курсовых разниц, возникших в связи с переоценкой обязательств по выплате дивидендов", - такова мотивировочная часть решения президиума ВАС.

(Постановление Президиума ВАС по делу № А81-5904/2010)

Несоблюдение порядка досудебного обжалования не может оставить налогоплательщика без судебной защиты.

Высший арбитражный суд постановил: обязательный досудебный порядок обжалования решений налоговой инспекции распространяется только на решения, принимаемые по результатам налоговых проверок. Штраф за непредставление документов в установленный инспекцией срок можно отменить в суде, минуя УФНС. К тому же, решения арбитражных судов (включая ФАС) об оставлении дел без рассмотрения не должны приводить к лишению налогоплательщика судебной защиты.

Компания представила не все запрошенные налоговиками документы в срок, указанный инспекцией в требовании. Документы были необходимы для проведения камеральной проверки.

В качестве реакции на более позднее предоставление документов инспекция составила акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом налоговых правонарушениях.

Затем, после рассмотрения материалов проверки, с учетом возражений налогоплательщика, инспекция приняла решение о привлечении его к ответственности за налоговое правонарушение на основании пункта 1 статьи 126 Кодекса за непредставление в установленный срок 4 847 документов. Штраф, сниженный вдвое благодаря наличию смягчающих обстоятельств, составил 484 700 рублей.

Не обратившись в вышестоящий налоговый орган, предприятие сразу подало иск в суд. Первая судебная инстанция отменила решение налоговиков.

Во-первых, материалы о нарушении сроков подачи затребованных документов подлежали рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 101 НК "Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки", а не статьей 101.4 "Производство по делу о предусмотренных настоящим Кодексом налоговых правонарушениях", чем были нарушены права общества на представление возражений и обжалование решения.

Во-вторых, по мнению арбитражного суда, "инспекция в нарушение требований пункта 9.1 статьи 88 Кодекса совершила действия по принятию решения по налоговому правонарушению, выявленному в ходе камеральной проверки, после ее прекращения".

К тому же, суд пришел к выводу об отсутствии вины истца в совершении налогового правонарушения.

Апелляционная инстанция оставила без изменений решение первой. Кассация же его отменила, оставив дело без рассмотрения по существу, под предлогом, что не соблюден порядок досудебного обжалования (т.к. компания не обратилась в УФНС до суда).

ВАС обязал кассацию рассмотреть по существу.

"Пунктом 5 статьи 101.2 НК установлено, что решение ... может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования .. в вышестоящем налоговом органе. ...

Из системного толкования положений статей 101, 101.2, 101.4, 137 – 140 Налогового кодекса следует, что предусмотренный пунктом 5 статьи 101.2 Кодекса обязательный досудебный порядок обжалования ... распространяется только на решения, принимаемые по результатам налоговых проверок...

С учетом изложенного вывод суда кассационной инстанции о том, что обязательный досудебный порядок обжалования распространяется на решения налогового органа, вынесенные по результатам рассмотрения материалов иных мероприятий налогового контроля (статья 101.4 Кодекса), является ошибочным.

Кроме того, отмена судом кассационной инстанции судебных актов первой и апелляционной инстанций, которыми спор был рассмотрен по существу, не отвечает задачам правосудия", - говорится в постановлении президиума ВАС.

Дело в том, что на момент оставления дела без рассмотрения в кассационной инстанции уже прошли все сроки, предусмотренные для обжалования решения налоговой инспекции. Управление ФНС может их восстановить, признав уважительными по своему усмотрению. Однако если не признает и не восстановит, предприятие лишается права на судебную защиту, отметил ВАС.

(Постановление Президиума ВАС по делу № А25-789/2011)

Отсутствие ТТН не свидетельствует о необоснованности расходов.

ФАС Восточно-Сибирского округа пояснил, что вывод налоговой инспекции о неоприходовании обществом товара не может основываться лишь на непредставлении обществом товарно-транспортных накладных.

ФАС отметил, что в спорном решении инспекции основанием для отказа в принятии расходов при исчислении налога на прибыль было указано представление недостоверных товарно-транспортных накладных, в связи с чем, инспекция посчитала, что обществом не подтверждено оприходование товара.

Согласно положениям заключенного с ИП договора поставки леса, доставка товара была возложена на поставщика, а не на налогоплательщика, товарно-транспортные накладные оформлялись контрагентом поставщика. Следовательно, общество лишено было возможности проверить достоверность изложенных в товарно-транспортных накладных сведений и повлиять на их оформление.

Вместе с тем, наличие товарно-транспортной накладной при наличии надлежащим образом оформленной товарной накладной формы ТОРГ-12, не является единственным основанием для оприходования товара.

(Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа № А19-3313/2011 от 02.08.2012)

Инспекция не вправе устанавливать запрет на применение УСН.

ФАС Западно-Сибирского округа подтвердил, что арбитражный суд правомерно признал незаконным бездействие инспекции, выразившееся в нерассмотрении заявления вновь созданного общества о переходе на упрощенную систему налогообложения.

ФАС отметил, что упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством о налогах и сборах.

Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно.

НК РФ не устанавливает право налогового органа на запрет применения налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения, кроме отдельно оговоренных случаев.

При этом НК РФ не предусмотрены основания отказа налогоплательщику в применении упрощенной системы налогообложения, в том числе и в связи с нарушением им сроков подачи заявления в налоговый орган, в связи с чем данное обстоятельство не может являться основанием для отказа вновь созданной организации в применении упрощенной системы налогообложения.

(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа № А45-10185/2012 от 15.08.2012)

Таможенная стоимость товаров произвольно не корректируется.

ФАС Северо-Кавказского округа пояснил, что полномочия таможенного органа определять критерии достаточности и достоверности информации не могут рассматриваться как позволяющие ему бездоказательно осуществлять корректировку таможенной стоимости товара.

ФАС указал, что декларирование таможенной стоимости ввозимого товара осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товара, величине таможенной стоимости товара, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товара, а также представления подтверждающих их документов.

Суды установили, что общество представило все необходимые документы для подтверждения применения первого метода определения таможенной стоимости товаров, и сделали вывод о том, что требование таможенного органа о предоставлении дополнительных документов неправомерно.

Само по себе непредставление дополнительно запрошенных документов не может свидетельствовать о недостоверности и неопределенности данных, использованных обществом при определении таможенной стоимости товаров по первому методу.

Поскольку основным методом определения таможенной стоимости является метод по цене сделки с ввозимым товаром и закон содержит исчерпывающий перечень оснований, исключающих его применение, для использования других методов таможенный орган обязан доказать наличие таких оснований.

(Постановление ФАС Северо-Кавказского округа № А32-46607/2011 от 09.08.2012)

Таможня обязана обосновывать выбор метода определения таможенной стоимости товара.

ФАС Северо-Кавказского округа подтвердил, что решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров в обязательном порядке должно содержать обоснование необходимости его принятия и выбора метода определения стоимости.

ФАС отметил, что решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров.

В случае невозможности определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами применяется последовательно каждый из методов, перечисленных в законодательстве. При этом каждый последующий метод применяется, если таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода.

Для использования других методов таможенный орган обязан доказать наличие законных оснований, а также подтвердить невозможность применения метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами.

(Постановление ФАС Северо-Кавказского округа № А32-15968/2011 от 09.08.2012)


Вернуться в начало


Прочее

Преобразование юрлица для целей договора о создании КГН - не реорганизация.

Минфин разъяснил, в каких случаях в договор о создании консолидированной группы налогоплательщиков (КГН) вносятся изменения в связи с реорганизацией участника группы.

Подпункт 2 пункта 2 статьи 25.4 Налогового кодекса, обязывающий внести изменения в договор КГН в случае реорганизации участника, содержит уточнение "в форме слияния, присоединения, выделения и разделения".

Поскольку "преобразование" здесь не перечислено, Минфин считает, что в этом случае изменения в договор о создании КГН вносить не надо.

(Письмо Минфина России от 15.08.12 № 03-03-10/91)

Получив сумму возмещения по НДС в заявительном порядке, не следует подавать "уточненку" ранее чем через три месяца.

Минфин дал разъяснения о применении заявительного порядка возмещения НДС в случае представления налогоплательщиком уточненной декларации по НДС.

Определенным категориям налогоплательщиков разрешено возмещение НДС в заявительном порядке. Это касается тех, у кого сумма уплаченных за три года налогов достигает 10 млрд. рублей, а также тех, кто предоставляет банковскую гарантию, выданную определенными банками.

Решение о возмещении при заявительном порядке налоговый орган принимает в течение пяти рабочих дней. Еще через 6 рабочих дней у налогоплательщика есть шанс получить суммы, заявленные к возмещению.

При этом камеральная налоговая проверка по декларации, на основании которой заявлено в возмещении НДС, проводится в обычном порядке, в течение трех месяцев.

Если налогоплательщик подал уточненную декларацию до окончания камеральной проверки первоначального варианта декларации, принятое решение о возмещении НДС подлежит отмене на следующий же день после подачи "уточненки".

При этом суммы полученного налогоплательщиком возмещения должны быть возвращены в казну с процентами, отмечает Минфин в письме.

(Письмо Минфина России от 17.08.12 № 03-07-08/249)

ФНС России сообщает коды видов подакцизных товаров, признаваемых таковыми с 1 июля 2012 года, для целей заполнения налоговой декларации по косвенным налогам.

В связи с изменениями в законодательстве с 1 июля 2012 года подакцизными товарами признается этиловый спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, спирт-сырец, дистилляты винный, виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый.

В целях заполнения соответствующих разделов и приложений к налоговой декларации по косвенным налогам (до внесения изменений в "Справочник кодов видов подакцизных товаров...", предусмотренный приложением N 3 к Порядку заполнения налоговой декларации) ФНС России рекомендует применять, в частности, следующие коды:

  • 161 - дистиллят винный;
  • 162 - дистиллят виноградный;
  • 163 - дистиллят плодовый;
  • 164 - дистиллят кальвадосный;
  • 165 - дистиллят висковый.

В письме ФНС России сообщены также некоторые особенности применения иных кодов видов подакцизных товаров в отношении алкогольной и спиртосодержащей продукции.

(Письмо ФНС России от 20.08.2012 N ЕД-4-3/13717@ "О кодах видов подакцизных товаров в отношении этилового спирта и алкогольной продукции при заполнении налоговой декларации по косвенным налогам")

Часть чистой прибыли ООО, распределенная между его участниками непропорционально их долям в уставном капитале, не признается для целей налогообложения дивидендами.

К соответствующим выплатам (т.е. той их части, которая является превышением над суммами, признаваемыми в соответствии с НК РФ дивидендами) применяются следующие налоговые ставки:

  • при налогообложении налогом на прибыль организаций - ставка, предусмотренная пунктом 1 статьи 284 НК РФ (20 процентов);
  • для целей налогообложения НДФЛ - ставки, установленные пунктом 1 и абзацем первым пункта 3 статьи 224 НК РФ (для резидентов - 13 процентов и нерезидентов - 30 процентов соответственно).

В отношении распределения чистой прибыли акционерного общества сообщается следующее: при выплате дивидендов по привилегированным акциям в размере, определенном уставом общества, распределение чистой прибыли осуществляется пропорционально долям акционеров - владельцев акций указанного типа. Учитывая изложенное, дивиденды, выплачиваемые по привилегированным акциям, в размере, установленном уставом общества, признаются в целях налогообложения доходами в виде дивидендов (статья 43 НК РФ).

(Письмо ФНС России от 16.08.2012 N ЕД-4-3/13610@ "О направлении письма Минфина России")

В расходах можно учесть и взносы, начисляемые на непринимаемые в расходы выплаты.

Минфин дал разъяснения, могут ли быть учтены в составе прочих расходов страховые взносы на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, в том числе начисленные на выплаты, не принимаемые в состав расходов по налогу на прибыль.

В ст. 270 НК "Расходы, не учитываемые в целях налогообложения" не содержится положений, не позволяющих учесть при налогообложении прибыли страховые взносы, начисленные на выплаты и вознаграждения, которые не признаются расходами в целях гл. 25 НК РФ.

"Учитывая вышеизложенное, расходы в виде страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, в том числе начисленных на выплаты, не принимаемые в состав расходов по налогу на прибыль организаций, учитываются в составе прочих расходов на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 НК", - делает вывод Минфин.

(Письмо Минфина России от 17.08.12 № 03-03-06/1/419)

Минфин: премии оптовым покупателям можно учесть в расходах при условии неизменности цены.

Минфин снова коснулся спорного вопроса квалификации ретробонусов. В этот раз вопрос, заданный налогоплательщиком, касался премий, выплачиваемых продавцом покупателю, "за поддержание монобрендовости".

Подпункт 19.1 п. 1 ст. 265 НК позволяет включать в состав внереализационных расходов обоснованные расходы в виде премии (скидки), выплаченной (предоставленной) продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора.

Минфин в своих выводах добавляет уточнение: "если указанные скидки (премии) предусмотрены условиями соответствующего договора купли-продажи (без изменения цены)".

При этом напомним, согласно правовой позиции Высшего арбитражного суда, такие премии "являются формой торговых скидок" и "уменьшают стоимость поставленных товаров". В том деле речь шла о премиях за присутствие товара в торговой сети (то есть за так называемое место на полке) и за закупку определенного количества товара.

ВАС применил одинаковую трактовку к обоим видам премий. Подпункт 19.1 п.1 ст. 265 НК также не уточняет, за что именно выплачивается премия. Основанием выплаты премии и там, и там является выполнение покупателем определенных условий договора.

В итоге, с учетом позиции ВАС (премии уменьшают стоимость), условие принятия в расходы данных премий, указанное Минфином ("без изменения цены"), не выполнимо.

(Письмо Минфина России от 17.08.12 № 03-03-06/1/414)

Регионы не вправе устанавливать потенциально возможный годовой доход в зависимости от места ведения предпринимательской деятельности.

Минфин России сообщил, что субъекты Федерации не вправе дифференцировать потенциально возможный годовой доход в целях применения патентной УСН в зависимости от места ведения предпринимательской деятельности. Поскольку такая возможность не предусмотрена главой 26.5 НК РФ.

Регионы могут дифференцировать размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения. Кроме того, размер потенциально возможного дохода может зависеть от средней численности наемных работников, количества транспортных средств, а также количества обособленных объектов (площадей) (в отношении видов предпринимательской деятельности, указанных в пп. 19, 45 — 47 п. 2 ст. 346.43 НК РФ).

(Письмо Минфина России от 20.08.12 № 03-11-10/39)

Для расчета алиментов не может использоваться вмененный доход.

Налогоплательщик единого налога на вмененный доход рассчитывает данный налог исходя из вмененного дохода, то есть потенциально возможного дохода, а не фактически полученного дохода в связи с осуществлением одного из видов предпринимательской деятельности, предусмотренных в п. 2 ст. 346.26 гл. 26.3 налогового кодекса.

В связи с этим способ определения вмененного дохода налогоплательщика ЕНВД не может использоваться при расчете суммы алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка.

Минфин указал, что по мнению Минздравсоцразвития России, при определении дохода ИП, применяющего систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, в целях исчисления алиментов на несовершеннолетних детей следует учитывать чистый доход индивидуального предпринимателя, то есть доход от реализации продукции (услуг) за вычетом сумм произведенных им расходов.

К этому Минфин добавил, что для целей исчисления алиментов доход, полученный от ведения предпринимательской деятельности, уменьшается не только на величину расходов, связанных с его получением, но и на сумму налога ЕНВД.

(Письмо Минфина России от 17 августа 2012 г. N 03-11-11/250)

Согласно разъяснениям Минфина России индивидуальные предприниматели - налогоплательщики ЕНВД с 1 января 2013 года освобождаются от ведения бухгалтерского учета.

Это связано с тем, что с указанной даты вступает в силу Федеральный закон от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", на основании которого бухгалтерский учет могут не вести ИП в случае, если в соответствии с законодательством о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством.

По мнению Минфина России, индивидуальные предприниматели - налогоплательщики единого налога на вмененный доход подпадают под действие данного положения.

(Письмо ФНС России от 21.08.2012 N ЕД-4-3/13838@ "О направлении письма Минфина России от 17.07.2012 N 03-11-10/29")

При снижении ставки рефинансирования у вкладчика не возникнет налогооблагаемого дохода.

ФНС РФ дала разъяснения по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц доходов в виде процентов по вкладу в банке.

Ведомство напоминает, что с 1 января 2009 года, не подлежат обложению НДФЛ доходы в виде процентов по рублевым вкладам, которые на дату заключения договора либо продления договора были установлены в размере, не превышающем действующую ставку рефинансирования Банка России, увеличенную на 5%, при условии, что в течение периода начисления процентов размер процентов по вкладу не повышался и с момента, когда процентная ставка по вкладу превысила ставку рефинансирования Банка России, увеличенную на пять процентных пунктов, прошло не более трех лет.

В целях применения к процентным доходам по вкладу указанной нормы необходимо принимать во внимание размеры процентных ставок, установленные на дату заключения договора, в том числе и в случае, если договором банковского вклада предусмотрено условие об увеличении (уменьшении) процентной ставки по вкладу при увеличении (уменьшении) суммы вклада.

Таким образом, если на дату заключения договора процентные ставки по вкладу установлены в размере, не превышающем действующую ставку рефинансирования Банка России, увеличенную на пять процентных пунктов, в случае снижения ставки рефинансирования Банка России к процентным доходам по такому вкладу применяются положения абзаца 4 пункта 27 статьи 217 Кодекса об освобождении полученных доходов от налогообложения.

(Письмо ФНС России № ЕД-4-3/13520@ от 15.08.2012)

Имущественный вычет при реализации имущества, находящегося в общей долевой собственности.

Минфин России разъяснил, что при продаже пяти земельных участков как самостоятельных объектов права собственности, в каждом из которых налогоплательщик имел по 1/3 доли в праве собственности на данный земельный участок, находившихся в собственности налогоплательщика менее трех лет, налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в размере, пропорциональном его доле в каждом из пяти участков, но не превышающем в целом по данным земельным участкам 1 000 000 руб. за налоговый период.

(Письмо Минфина России от 16.08.2012 № 03-04-05/7-956)

Вычет в сумме расходов на обучение ребенка по заочной форме или форме экстерната не положен.

Получить социальный вычет по НДФЛ в сумме, уплаченной за обучение ребенка, родитель может только при условии, что ребенок получает образование по очной форме, обращает внимание Минфин России.

Очную форму обучения должна подтверждать соответствующая запись в договоре с учебным заведением либо справка образовательного учреждения о предоставлении образовательных услуг в конкретном налоговом периоде по очной форме.

(Письмо Минфина России от 16.08.12 № 03-04-05/7-959)

С 23 августа 2012 года вступают в силу новые редакции единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза.

Новые редакции утверждены решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54.

Сообщается, что корректировки ЕТТ ТС в части кодов характеризуются следующим образом:

  • выделение отсутствующих в действующей ТН ВЭД ТС товаров, по которым были зафиксированы ставки пошлин в качестве тарифных обязательств РФ по вступлению в ВТО (транспортные средства, с момента выпуска которых прошло более 7 лет, жевательная резинка в полосках, отдельные сорта яблок и пр.);
  • выделение кодов для ранее непоименованных товаров (высококачественная говядина, клееная фанера, напольные покрытия с основой из войлока и пр.);
  • выделение товаров с определенными критериями, по которым были зафиксированы ставки пошлин в качестве тарифных обязательств РФ по вступлению в ВТО (банки для консервирования пищевых продуктов разделены по вместимости - не более 1 л и прочие, сыр Эмменталер детализирован по содержанию жира и сроку выдержки).

Новые редакции ТН ВЭД ТС и ЕТТ ТС опубликованы на официальном сайте Евразийской экономической комиссии - http://www.tsouz.ru.

(Информация ФТС России от 21.08.2012)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.