Мониторинг изменений за период 21.05.12 - 27.05.12



Бухгалтерский учет и налогообложение

Обновлен формат заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов российских налогоплательщиков в электронном виде.

С учетом особенностей администрирования НДС в отношении товаров, приобретаемых российскими налогоплательщиками, осуществляющими деятельность на территории г. Байконур Республики Казахстан, внесены изменения в формат заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов российских плательщиков, определяющий требования к XML-файлам передачи указанных в нем сведений.

Новый формат применяется в отношении заявлений, представляемых в налоговые органы после 25 июня 2012 года.

(Приказ ФНС РФ от 17.05.2012 N ММВ-7-6/313@ "О внесении изменений в приказ ФНС России от 01.02.2012 N ММВ-7-6/40@ (об утверждении формата заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов российских налогоплательщиков)")

Утверждена новая редакция формы "Решение о приостановлении исполнения решений налогового органа, принятых в отношении физического лица".

Решение о приостановлении исполнения ранее вынесенных налоговым органом решений о привлечении физлица к налоговой ответственности и решения о взыскании налога (сбора) пеней и штрафа выносится в случае, если материалы налоговой проверки отправлены в следственные органы для возбуждения уголовного дела, в связи с тем, что налогоплательщиком не уплачена в полном объеме указанная в требовании сумма недоимки, размер которой позволяет сделать предположение о совершении налогового преступления.

(Приказ ФНС РФ от 30.03.2012 N ММВ-7-2/213@ "О внесении изменений в приложение N 1 к приказу Федеральной налоговой службы от 06.04.2010 N ММ-7-2/178@", Зарегистрировано в Минюсте России 17.05.2012 N 24207)


Вернуться в начало


Социальное страхование и обеспечение

Административным регламентом Пенсионного фонда РФ предусмотрено, что в случае, если гражданин не зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования, территориальный орган Фонда в течение трех недель со дня получения документов открывает лицевой счет и оформляет страховое свидетельство.

В частности, результатом государственной услуги по приему от застрахованных лиц анкет с целью регистрации в системе обязательного пенсионного страхования является:

  • открытие индивидуального лицевого счета и выдача застрахованному лицу страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования;
  • направление запроса об уточнении сведений;
  • отказ в регистрации застрахованного лица при наличии в системе обязательного пенсионного страхования лицевого счета на застрахованное лицо с идентичными анкетными данными.

Определены, в частности, круг заявителей, требования к порядку информирования о предоставлении государственной услуги, состав и последовательность выполнения административных процедур, формы контроля за исполнением Регламента.

В приложении к Регламенту приведены сведения о наименованиях, местах нахождения, номерах телефонов территориальных органов Фонда.

(Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.12.2011 N 1523н "Об утверждении Административного регламента по предоставлению Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по приему от застрахованных лиц через страхователей и организации, с которыми Пенсионным фондом Российской Федерации заключены соглашения о взаимном удостоверении подписей, анкет с целью регистрации в системе обязательного пенсионного страхования и заявлений о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенси! онных накоплений", Зарегистрировано в Минюсте России 15.05.2012 N 24163)

Регламентирован порядок информирования Пенсионным фондом Российской Федерации застрахованных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов в системе обязательного пенсионного страхования.

Государственную услугу предоставляют ПФР и его территориальные органы. В предоставлении услуги участвуют кредитные организации, с которыми ПФР заключены соглашения о порядке взаимодействия по информированию застрахованных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов в электронной форме.

Результатом предоставления услуги является направление застрахованному лицу сведений, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете, в том числе в электронной форме.

При личном обращении (в том числе путем направления запроса по почте) государственная услуга предоставляется в соответствии с графиком работы территориального органа ПФР в срок не позднее 10 рабочих дней со дня подачи запроса. В электронной форме услуга предоставляется в режиме реального времени.

В приложении приведены адреса и телефоны территориальных отделений ПФР по субъектам РФ.

(Приказ Минздравсоцразвития России от 19.12.2011 N 1572н "Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по информированию застрахованных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов в системе обязательного пенсионного страхования согласно Федеральным законам "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации", Зарегистрировано в Минюсте России 21.05.2012 N 24264)

Определена последовательность административных процедур при предоставлении ФСС РФ государственной услуги по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Утвержден Административный регламент, определяющий сроки и последовательность действий территориальных органов ФСС РФ при предоставлении государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугороднем транспорте (железнодорожном транспорте (поезда всех категорий, в том числе фирменные поезда в случаях, когда возможность проезда к месту лечения и обратно в поездах других категорий отсутствует, вагоны всех категорий, за исключением спальных вагонов с двухместным купе и вагонов повышенной комфортности), водном транспорте третьей категории, автомобильном транспорте общего пользования, авиационном транспорте (экономическим классом) при отсутствии железнодорожного сообщения, либо при меньшей стоимости авиаперелета по сравнению со стоимостью проезда железнодорожным транспортом, либо при наличии у инвалида, в том числе ребенка-инв! алида, заболевания или травмы спинного мозга) к месту лечения и обратно.

В приложении приведены:

  • перечень территориальных органов Фонда в субъектах РФ с указанием их почтовых адресов и адресов электронной почты, официальных сайтов в сети Интернет, номеров телефонов;
  • график работы территориальных органов ФСС РФ.

(Приказ Минздравсоцразвития РФ от 27.03.2012 N 271н "Об утверждении Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно", Зарегистрировано в Минюсте России 16.05.2012 N 24178)

Регламентированы процедуры назначения Фондом социального страхования РФ и его территориальными органами социального обеспечения в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями.

Утвержденный административный регламент устанавливает, в частности:

  • круг заявителей, имеющих право на обращение за указанной государственной услугой (перечень граждан, относящихся к застрахованным от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, и перечень лиц, имеющих право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного);
  • порядок информирования о предоставлении данной государственной услуги (включает в себя сведения о почтовом адресе, графике работы, телефонах, адресах сайта и электронной почты Фонда социального страхования РФ, а также аналогичные сведения о территориальных органах Фонда);
  • сроки предоставления государственной услуги, зависящие от категории заявителя;
  • внутренние процедуры Фонда, связанные с предоставлением государственной услуги;
  • исчерпывающие перечни документов, необходимых для предоставления государственной услуги (в т.ч. документов, уже находящихся в распоряжении государственных органов и необязательных для представления заявителем);
  • порядок осуществления контроля за исполнением требований данного регламента.

(Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.03.2012 N 270н "Об утверждении Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по назначению обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в виде единовременной и (или) ежемесячной страховой выплаты застрахованному либо лицам, имеющим право на получение страховых выплат в случае его смерти", Зарегистрировано в Минюсте России 16.05.2012 N 24182)


Вернуться в начало


Таможенное дело

Заключения на ввоз, вывоз и транзит отдельных товаров, включенных в Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, будут выдаваться по утвержденной единой форме.

Установлено, что разрешительные документы Сторон, выданные до 31 декабря 2012 года, на ввоз, вывоз и транзит отдельных товаров, включенных в Единый перечень, действуют до окончания срока их действия.

Заключение (разрешительный документ) может оформляться на бланке, имеющем степени защиты, в случае если это предусмотрено законодательством государств - членов Таможенного союза.

Заключение (разрешительный документ) может применяться в форме электронного документа в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством государств - членов Таможенного союза.

(Решение Евразийской экономической комиссии от 16.05.2012 N 45 "О единой форме заключения (разрешительного документа) на ввоз, вывоз и транзит отдельных товаров, включенных в Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, и методических указаниях по его заполнению")

С 1 июля 2012 года вступят в силу изменения и дополнения, внесенные в структуры и форматы электронных копий таможенных документов.

В новой редакции изложены:

  • структуры и форматы электронной копии декларации на товары/ транзитной декларации и корректировки декларации на товары;
  • структура и формат электронной копии транзитной декларации, в качестве которой используется книжка МДП с прилагаемыми к ней транспортными (перевозочными) и коммерческими документами;
  • структура и формат электронной копии декларации таможенной стоимости (формы ДТС-1 и ДТС-2);
  • структура и формат электронной копии формы корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей (формы КТС-1 и КТС-2).

(Решение Евразийской экономической комиссии от 16.05.2012 N 48 "О внесении изменений и дополнений в структуры и форматы электронных копий таможенных документов")

Таможенный орган, правомочный регистрировать декларации на товары, обязан зафиксировать дату и время подачи декларации во время работы этого таможенного органа.

В случае поступления декларации на товары, подаваемой в электронной форме, в электронную систему таможенных органов вне рабочего времени фиксирование даты и времени подачи такой декларации осуществляется незамедлительно с момента возобновления работы этого таможенного органа.

Фиксирование даты и времени подачи декларации на товары, подаваемой в письменной и (или) электронной формах, осуществляется с использованием программных средств Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов, с автоматическим присвоением порядковых номеров.

(Приказ ФТС РФ от 12.12.2011 N 2499 "Об утверждении порядка фиксирования даты и времени подачи декларации на товары", Зарегистрировано в Минюсте России 18.05.2012 N 24216)

Расширен перечень сведений, заявляемых в графе 31 декларации на товары "Грузовые места и описание товаров".

Определены перечни товаров, к описанию которых устанавливаются специальные требования при заявлении:

  • таможенных процедур выпуска для внутреннего потребления, переработки на/вне таможенной территории, временного ввоза (допуска), временного вывоза, реимпорта, реэкспорта, таможенного склада, свободной таможенной зоны, свободного склада;
  • таможенной процедуры отказа в пользу государства;
  • таможенной процедуры экспорта.

Установлено, что описание товаров, приводимое под номером 1 в графе 31 декларации на товары, должно в обязательном порядке, помимо прочих сведений, указание которых предусмотрено Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 года N 257, содержать сведения, указанные в данных перечнях.

(Приказ ФТС РФ от 29.03.2012 N 600 "О дополнительных требованиях к описанию отдельных категорий товаров в графе 31 декларации на товары", Зарегистрировано в Минюсте России 16.05.2012 N 24191)


Вернуться в начало


Законопроекты

В Государственной Думе рассматривается законопроект о пересмотре государственной пошлины за регистрацию воздушных судов.

Целью рассматриваемого законопроекта является приведение Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ в соответствие с Воздушным кодексом Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ в части деления гражданских воздушных судов на категории.

Согласно изменениям, вносимым законопроектом, размер государственной пошлины за государственную регистрацию воздушных судов в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации будет зависеть от категории воздушного судна, а не от его класса:

  • за государственную регистрацию гражданских воздушных судов, за исключением легких гражданских воздушных судов, - 4 000 рублей;
  • за государственную регистрацию легких гражданских воздушных судов - 2000 рублей;
  • за государственную регистрацию сверхлегких гражданских воздушных судов - 1000 рублей.

По мнению разработчиков, принятие указанных изменений необходимо для унификации положений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и воздушного законодательства Российской Федерации.

(Проект Федерального закона N 14945-6 "О внесении изменения в статью 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", внесен Правительством РФ, принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 11.04.2012 N 264-6 ГД)

Авторов освободят от уплаты госпошлины при обращении в суд.

Госдума приняла в первом чтении законопроект "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", направленный на развитие инструмента принудительной лицензии, которая может предоставляться заинтересованным лицам, в том числе авторам результатов интеллектуальной деятельности.

Принудительная лицензия может предоставляться в случае неиспользования таких результатов правообладателем или недостаточного предложения соответствующих товаров, работ или услуг на рынке.

Предусматривается, что авторы результата интеллектуальной деятельности - по искам о предоставлении им права использования результата интеллектуальной деятельности, исключительное право на который принадлежит другому лицу (принудительная лицензия), освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, а также арбитражными судами.

Порядок восстановления расходов на капитальные вложения возможно будет изменен.

На рассмотрении в Государственной думе находится законопроект, который направлен на устранение препятствий для осуществления инновационной и инвестиционной деятельности. А именно, предполагается внести изменения в абз. 4 п. 9 ст. 258 НК РФ.

Авторы законопроекта хотят уточнить порядок восстановления в доходах суммы расходов на капитальные вложения в размере не более 10% первоначальной стоимости основных средств при реализации основных средств, в отношении которых такие капитальные вложения были осуществлены, ранее, чем по истечении пяти лет с момента введения их в эксплуатацию.

Как указано в пояснительной записке, законопроектом предусмотрено, что восстановлению будут подлежать суммы указанных капитальных расходов только в том случае, если основные средства будут реализованы лицу, являющемуся взаимозависимым по отношению к налогоплательщику.

Сейчас абз. 4 п. 9 ст. 258 НК РФ не содержит никаких указаний или ссылок на "взаимозависимость".

Госдума пересмотрит льготы по налогу на прибыль для организаций сферы сельхозстрахования.

Депутаты Госдумы рассмотрят в первом чтении законопроект № 20881-6 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", в части предоставления льгот по налогу на прибыль отдельным категориям налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в сфере сельскохозяйственного страхования.

Проект федерального закона предусматривает включение суммы отчислений в фонд компенсационных выплат по договорам сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой, формируемый в соответствии с законодательством РФ о государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования, в состав расходов страховых организаций, понесенных при осуществлении страховой деятельности.

Документ предусматривает соответствующее дополнение подпунктом 1.3 пункта 2 статьи 294 Налогового кодекса РФ.

Законопроект предусматривает также изменение действующего налогового законодательства путем отнесения отчислений в фонд компенсационных выплат к расходам страховых организаций и включения средств фонда компенсационных выплат, полученных объединением страховщиков, в состав доходов, не учитываемых при определении налоговой базы.

Госдума пересмотрит порядок исчисления транспортного налога.

Депутаты Госдумы рассмотрят в первом чтении законопроект № 428961-5 "О внесении изменения в статью 362 части второй Налогового кодекса РФ" в части изменения порядка формирования коэффициента, используемого при исчислении транспортного налога.

Данным законопроектом предлагается при установлении коэффициента, используемого при исчисления транспортного налога, когда регистрация или снятие с учета транспортного средства происходит в течение календарного года (налогового периода), за полный месяц принимать только месяц регистрации транспортного средства.

В этом случае транспортный налог за месяц, в котором была осуществлена сделка купли-продажи транспортного средства, будет выплачиваться только покупателем транспортного средства.

В Госдуме предлагают освободить инвалидов от уплаты транспортного налога.

Депутаты Госдумы рассмотрят в ближайшем времени законопроект № 563450-5 "О внесении изменения в статью 358 части второй Налогового кодекса РФ", исключающий из объекта налогообложения отдельные транспортные средства.

Документом предлагается исключить из объекта налогообложения по транспортному налогу автомобили легковые с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил (до 110,33 кВт) включительно, зарегистрированные на инвалидов, в том числе детей-инвалидов, имеющих соответствующие медицинские показания, перечень которых установит уполномоченный правительством РФ федеральный орган исполнительной власти.

Указанная льгота будет распространяться на один легковой автомобиль, зарегистрированный на инвалида.

Госдума приняла в первом чтении законопроект о согласовании налогов между Москвой и присоединяемыми к ней территориями.

Госдума приняла в первом чтении законопроект о согласовании налогов и тарифов ЖКХ между Москвой и присоединяемыми к ней территориями, а также об освобождении жителей "новой Москвы" от необходимости перерегистрировать свое недвижимое имущество.

Проект закона направлен на обеспечение преемственности правового регулирования на территории, присоединяемой к Москве с 1 июля 2012 года, отмечается в пояснительной записке к законопроекту.

В частности, законопроект освобождает собственников от обязанности переоформлять документы на свои участки и недвижимость. Поправки вносятся в закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", согласно которым изменения будут внесены в Единый госреестр прав на основании решений органа власти без необходимости проводить повторную регистрацию, а также без необходимости собственнику подавать заявление на перерегистрацию.

В настоящее время на территории Москвы налогообложение в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД) для отдельных видов деятельности не применяется, и его введение не предполагается, говорится в пояснительной записке к законопроекту. Для сохранения на присоединяемых территориях благоприятных условий для малого и среднего бизнеса предлагается закрепить возможность введения на период до двух лет законами города Москвы системы ЕНВД на территориях, включенных в его состав, если на день изменения границ эта система налогообложения действовала на таких территориях на основании решений представительных органов муниципалитетов.

Минфин РФ представил проект приказа о введении в действие ряда МСФО

Минфин РФ представил проект ведомственного приказа "О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и изменений в Международный стандарт финансовой отчетности на территории РФ".

Текст проекта приказа представлен на сайте Минфина РФ.

Документ вводит в действие следующие Международные стандарты финансовой отчетности и изменения в Международный стандарт финансовой отчетности:

  • Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 19 "Вознаграждение работникам";
  • Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 27 "Отдельная финансовая отчетность";
  • Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 28 "Инвестиции в ассоциированные и совместные предприятия";
  • Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 11 "Совместная деятельность";
  • Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 12 "Раскрытие информации об участии в других организациях";
  • Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 13 "Определение справедливой стоимости";
  • Поправки к Международному стандарту финансовой отчетности (IAS) 1 "Представление финансовой отчетности".

Вернуться в начало


Судебная практика

Расчеты заемными средствами не препятствуют получению налоговой выгоды.

ФАС Поволжского округа разъяснил, что осуществление заявителем хозяйственной операции с использованием заемных средств не свидетельствует о получении необоснованной налоговой выгоды, а обоснованность получения налоговой выгоды не может быть поставлена в зависимость от способов привлечения капитала для осуществления экономической деятельности. ФАС указал, что переданная по договору займа вещь переходит в собственность заемщика, а, следовательно, векселя, полученные плательщиком в качестве займа, перешли в собственность заявителя, а потому он имел право распоряжаться ими по своему усмотрению. Воспользовавшись правом, предоставленным гражданским законодательством, заявитель полученные векселя передал в оплату контрагенту именно как свои собственные средства. При этом общество не уклонялось и не уклоняется от своих обязанностей по погашению задолженности.

Наличие непогашенной задолженности заемщика перед кредитором не является препятствием для возмещения налога, поскольку требование о подтверждении реальности затрат налогоплательщика может быть не соблюдено только в том случае, если задолженность заемщика перед кредитором явно не подлежит оплате в будущем, то есть когда стороны договора займа изначально предполагали, что заемные средства не будут возвращены. Налоговое законодательство не предусматривает запрета в применении налоговых вычетов, в случае расчета налогоплательщиком за приобретенные товары заемными средствами, и не определяет, в качестве условия применения вычетов, погашение заемных обязательств в соответствующем налоговом периоде. Следовательно, факт наличия у заявителя обязательств по договору займа не препятствует применению вычета по НДС.

(Постановление ФАС Поволжского округа № А49-1563/2011 от 26.04.2012)

Плановая проверка может проводиться по месту нахождения дополнительного офиса организации.

ФАС Западно-Сибирского округа отклонил довод о незаконности действий административного органа по проведению плановых выездной и документальной проверки по месту нахождения дополнительного офиса организации.

ФАС отметил, что предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, а также соответствие этим требованиям сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности. Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.

Срок проведения каждой из предусмотренных законодательством проверок в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов РФ, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству юридического лица.

Таким образом, проверка может осуществляться как по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, так и по месту фактического осуществления деятельности, которым является, к примеру, филиал юридического лица. При этом проведение проверки возможно как в одном месте, так и в нескольких.

(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа № А81-2161/2011 от 10.05.2012)

Инспекция должна указывать наименования и реквизиты истребуемых документов.

ФАС Московского округа подтвердил, что судами сделан обоснованный вывод об отсутствии оснований для привлечения общества к налоговой ответственности в связи с невозможностью определить, какие конкретно документы и в каком количестве были истребованы налоговым органом.

ФАС отметил, что должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу требования о представлении документов.

Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня вручения соответствующего требования. Отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых документов или непредставление их в установленный срок признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность.

При этом в требовании должны быть указаны наименования, реквизиты, иные индивидуализирующие признаки документов, период, к которому они относятся.

(Постановление ФАС Московского округа № А40-77795/11-90-338 от 04.05.2012)

Исполнительный орган общества обязан обеспечивать сохранность бухгалтерской документации.

ФАС Московского округа пояснил, что отсутствие или утрата документации, которая должна находиться у лица, исполняющего обязанности исполнительного органа юридического лица, не может являться основанием для прекращения обязанности передать документацию.

ФАС указал, что в случае смены единоличного исполнительного органа общества, печать, учредительные документы, бухгалтерская отчетность и иная документация, необходимые для осуществления руководства текущей деятельностью общества подлежат передаче вновь избранному (назначенному) исполнительному органу общества.

Организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет.

Организация хранения документов акционерного общества обеспечивается его единоличным исполнительным органом, ответственность за организацию хранения учетных документов, регистров бухгалтерского и бухгалтерской отчетности несет руководитель организации. Исполнительный орган общества обязан в установленном законом порядке принимать, хранить и передавать документацию, при этом отсутствие или утрата документации не может являться основанием для прекращения данной обязанности. В этом случае документация подлежит восстановлению.

(Постановление ФАС Московского округа № А40-52383/11-137-8 от 11.05.2012)

Показания руководителей контрагентов сами по себе не могут служить основанием для отказа в вычете.

ФАС Московского округа пояснил, что показания генеральных директоров контрагентов, которые отрицают свою связь с указанными организациями, не подтверждают недобросовестность общества, наличие согласованности с контрагентом и не опровергают реальность осуществления хозяйственных операций.

ФАС отметил, что общество проявило должную осмотрительность и осторожность при выборе контрагентов, проверив факт государственной регистрации контрагентов, постановку их на налоговый учет, а также запросив и получив у потенциальных контрагентов лицензии на осуществление деятельности по строительству зданий и сооружений.

Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения.

Показания руководителей контрагентов не являются доказательством получения обществом необоснованной налоговой выгоды и сами по себе не могут служить основанием для отказа в признании расходов и в применении налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость.

(Постановление ФАС Московского округа № А40-65663/11 от 27.04.2012)

Проведение расчетов через проблемный банк не свидетельствует об уклонении от исполнения налоговых обязанностей.

На данное обстоятельство обратил внимание ФАС Дальневосточного округа, отклонив довод инспекции о неисполнении плательщиком обязанности по уплате налога в связи с тем, что у банка была отозвана лицензия на осуществление банковских операций, и списанная с расчетного счета общества сумма банком не была зачислена в бюджет. ФАС разъяснил, что обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа. Конституционная обязанность каждого налогоплательщика по уплате налогов считается исполненной в тот момент, когда изъятие части его имущества, предназначенной для уплаты в бюджет в качестве налога, фактически произошло.

Такое изъятие происходит в момент списания банком с расчетного счета налогоплательщика соответствующих средств в уплату налога, что свидетельствует об уплате налога. При этом налогоплательщик не несет ответственность за действия кредитных учреждений, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет. Таким образом, при наличии у плательщика соответствующих доказательств, указывающих на выполнение всех предъявляемых законодателем условий для целей признания его добросовестным налогоплательщиком, обязанность по уплате соответствующего налога подлежит признанию исполненной, независимо от фактического зачисления платежа в бюджетную систему РФ. При этом доводы инспекции о наличии в действиях общества признаков недобросовестности при исполнении своих обязанностей по уплате налога через проблемный банк носят предположительный характер и не основаны на надлежащих доказательствах.

(Постановление ФАС Дальневосточного округа № Ф03-1199/2012 от 24.04.2012)


Вернуться в начало


Прочее

Слияние двух участников КГН не повлечет для них выхода из КГН.

Организация-участник консолидированной группы налогоплательщиков (КГН) в случае ее слияния с организацией, не являющейся участником КГН, обязана выйти из состава КГН. Такую норму содержит пп. 4 п. 2 ст. 25.4 НК РФ. Если происходит слияние двух участников КГН, обязанности по выходу из группы у них нет, подтвердил Минфин.

При этом в договор о создании консолидированной группы налогоплательщиков должны быть внесены соответствующие изменения.

(Письмо Минфина РФ от 05.05.12 № 03-03-06/1/232)

Признание сделки контролируемой: как определить суммовой критерий.

Минфин России рассмотрел вопрос применения ст. 105.14 НК РФ. Напомним, что ст. 105.14 НК РФ установлены условия признания сделок контролируемыми. При этом сделки, предусмотренные подп. 2 и 3 п. 1, подп. 1 – 5 п. 2 указанной статьи, признаются контролируемыми в случае, если сумма доходов по таким сделкам в календарном году превышает значение соответствующего суммового критерия.

Как разъяснило финансовое ведомство, для определения суммы доходов по сделкам за календарный год с целью признания сделок контролируемыми следует суммировать доходы за календарный год по сделкам с каждым лицом, являющимся контрагентом по таким сделкам.

Соответственно, в общем случае факт превышения суммового критерия для признания сделок контролируемыми устанавливается по каждой совокупности сделок, совершаемых с каждым взаимозависимым лицом, уточнил Минфин.

(Письмо Минфина РФ от 11.05.2012 г. № 03-01-18/3-59)

С 2013 г. применяется Конвенция об избежании двойного налогообложения между Россией и Чили.

Российско-чилийская Конвенция об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал подписана 19 ноября 2004 г.

В нашей стране она ратифицирована 28 февраля 2012 г.

23 марта 2012 г. Посольством РФ в Республике направлена дипломатическая нота Министерству иностранных дел Чили о завершении в России внутригосударственных процедур, необходимых для вступления конвенции в силу.

В связи с тем, что указанные процедуры в Чили завершены ранее, конвенция вступает в силу с даты указанной ноты российской стороны и будет применяться с 1 января 2013 г.

(Письмо ФНС РФ от 15 мая 2012 г. № ЕД-4-3/7892@ “О применении положений Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Чили от 19.11.2004”)

ФНС уточняет порядок указания кодов ТН ВЭД ТС в заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.

ФНС РФ в своем письме разъясняет порядок заполнения заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.

Ведомство напоминает, что с 1 января 2012 года утратило силу Решение Комиссии Таможенного союза Евразийского экономического сообщества от 27.11.2009 № 130 (Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 № 18) "О едином таможенно - тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации", регламентирующее применяемые в РФ, Республике Казахстан и Республике Беларусь коды ТН ВЭД ТС.

С указанной даты подлежит применению Решение КТС ЕврАзЭС от 18.11.2011 № 850 "О новой редакции Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности таможенного союза и единого тарифа таможенного союза", которым изменены и дополнены коды ТН ВЭД ТС.

В случае если товар принят на учет до 01.01.2012, то в графе 3 заявления необходимо указывать ТН ВЭД ТС в соответствии с Решением КТС ЕврАзЭС от 27.11.2009 № 130, так как дата принятия на учет товара относится к периоду действия данного решения.

В случае если товар принят на учет после 01.01.2012, то в графе 3 заявления необходимо указывать ТН ВЭД ТС в соответствии с Решением КТС ЕврАзЭС от 18.11.2011 № 850.

(Письмо ФНС РФ № АС-4-2/8217@ от 18.05.2012)

Графа "Дата выставления" журнала учета счетов-фактур заполняется при составлении как электронных, так и бумажных счетов-фактур.

Минфин России разъяснил порядок заполнения графы 2 "Дата выставления" части I "Выставленные счета-фактуры" журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур. По мнению чиновников, вносить сведения в данную графу нужно независимо от того, каким способом — в электронном виде или на бумажном носителе — составлен счет-фактура.

Порядок заполнения упомянутой графы установлен подпунктом "б" пункта 7 Правил ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость. Однако в данной норме речь идет только о той ситуации, когда счет-фактура выставлен в электронном виде.

Означает ли это, что при составлении счета-фактуры на бумаге графу 2 части I журнала можно не заполнять? Нет, это не так. В Правилах ведения журнала ничего не говорится о том, что в случае оформления счетов-фактур на бумажном носителе указанную графу можно не заполнять. Следовательно, графа "Дата выставления" журнала учета счетов-фактур заполняется при составлении как электронных, так и бумажных счетов-фактур. Если счет-фактура оформлен на бумажном носителе, в данную графу нужно внести дату составления счета-фактуры.

(Письмо Минфина РФ от 16.05.12 № 03-07-09/57)

В порядковых номерах счетов-фактур не должен стоять разделительный знак.

Чиновники ответили на вопрос по нумерации счетов-фактур. Так, в порядковых номерах не должен ставиться разделительный знак. Исключение составляют случаи, когда компания:

  • реализует товар через обособленное подразделение;
  • является участником товарищества;
  • является доверительным управляющим, исполняющим обязанности плательщиков НДС.

(Письмо Минфина РФ от 15.05.2012 г. № 03-07-09/52)

Для подтверждения расходов по лицензионным договорам наличие акта приемки-передачи необязательно.

В договоре об отчуждении исключительных прав или лицензионном договоре должен быть предусмотрен порядок перехода соответствующих прав на результаты интеллектуальной деятельности от правообладателя к их приобретателю, отметил Минфин.

При этом ведомство согласилось с тем, что для подтверждения расходов по лицензионным договорам и договорам отчуждения исключительных прав в целях налога на прибыль не обязательно оформлять акт приемки-передачи указанных прав. При условии, что в соответствующем договоре прописан иной порядок передачи прав на результаты интеллектуальной деятельности.

(Письмо Минфина РФ от 04.05.12 №03-03-06/1/225)

Доплата до фактического заработка в период отпуска по беременности и родам уменьшает базу по налогу на прибыль.

Сумму доплаты работнику до должностного оклада на период отпуска по беременности и родам можно учесть в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль. При условии, что такая доплата предусмотрена трудовым или коллективным договорами.

(Письмо Минфина РФ от 18.05.12 № 03-03-06/1/254)

Услуги развлекательного центра с использованием детских аттракционов под ЕНВД не подпадают.

Деятельность по оказанию услуг детского развлекательного центра, расположенного в торговом центре, с использованием детских аттракционов, развивающих игр (метание колец и мячей, стрельба в электронном тире, качели, карусели и т.п.) налогообложению ЕНВД не подлежит.

Минфин пояснил, что согласно ОКУН услуги населению по пользованию различными аттракционами включены в состав подгруппы 052300 "Услуги парков (садов) культуры и отдыха" под кодом 052312 и не относятся к бытовым услугам.

Данная деятельность должна облагаться в рамках иных режимов налогообложения.

(Письмо Минфина РФ № 03-11-11/134 от 23.05.2012)

Товарные чеки могут подтверждать расходы упрощенца.

Упрощенцы могут подтвердить расходы на приобретение материалов не только кассовыми, но и товарными чеками.

Главное, чтобы в Книге учета доходов и расходов были зарегистрированы операции по покупке материалов. Также в книге должны быть записаны показатели первичных документов (в данном случае — товарных чеков), на основе которых подтверждаются затраты.

Важно знать, что не всегда товарные чеки подойдут. Их могут выписывать только налогоплательщики, которые по закону вправе не применять ККТ (например, плательщики ЕНВД). Если товарный чек выписал именно такой налогоплательщик, то расходы можно списать. А вот если он мог по закону применять ККТ, но выписал товарный чек, то затраты подтвердить не получится.

(Письмо Минфина РФ от 18.05.2012 № 03-11-06/2/69)

Не подлежат обложению НДФЛ доходы от продажи недвижимого имущества, находившегося в общей долевой собственности налогоплательщиков более трех лет (независимо от изменения состава собственников в течение этого периода).

Связано это с тем, что моментом возникновения права собственности у участника общей долевой собственности на недвижимое имущество является не дата повторного получения свидетельства о праве собственности в связи с изменением состава собственников и размера их долей, а момент первоначальной государственной регистрации такого права. Согласно пункту 17.1 статьи 217 НК РФ доходы от продажи имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более, не облагаются НДФЛ.

(Письмо ФНС РФ от 18.04.2011 N КЕ-4-3/6127@ "По вопросу налогообложения доходов физического лица, полученных им от продажи недвижимого имущества, находящегося в общей долевой собственности")

Согласно позиции контролирующих органов суммы единовременной компенсации работнику за каждый процент утраты профессиональной трудоспособности не учитываются в составе расходов при исчислении налога на прибыль и облагаются НДФЛ.

Данная позиция ФНС России согласована с Минфином России и обоснована следующим.

Выплата компенсации за каждый процент утраты профессиональной трудоспособности установлена Федеральным отраслевым соглашением по угольной промышленности Российской Федерации на 2010 - 2012 годы.

Поскольку указанный документ не относится к законодательству РФ, то оснований для освобождения от налогообложения НДФЛ указанных компенсационных выплат в соответствии с пунктом 3 статьи 217 НК РФ не имеется.

Кроме того, указано, что затраты организации на выплату такой компенсации не могут быть отнесены к расходам, учитываемым при исчислении налога на прибыль организации на основании пункта 3 статьи 255 НК РФ (в т.ч. расходы компенсирующего характера, связанные с условиями труда), а также подпункта 13 пункта 1 статьи 265 НК РФ (в т.ч. возмещение причиненного ущерба), поскольку являются компенсацией морального вреда, и под действие указанных положений не подпадают.

Вместе с тем отмечено, что в настоящее время ведется работа по подготовке законопроекта о внесении изменений в НК РФ, направленного на освобождение от налогообложения НДФЛ компенсационных выплат работникам, утратившим профессиональную трудоспособность.

(Письмо ФНС РФ от 16.05.2012 N ЕД-4-3/8057@ "О порядке учета в целях налогообложения сумм единовременной выплаты компенсации за каждый процент утраты профессиональной трудоспособности")

Представление налоговой декларации по транспортному налогу за 2011 год, заполненной в соответствии с ранее действовавшим порядком, не является основанием для ее уточнения.

С 1 января 2011 года организации - плательщики транспортного налога не обязаны подавать в налоговые органы расчеты авансовых платежей по транспортному налогу. Однако обязанность уплачивать ежеквартальные авансовые платежи у налогоплательщиков сохраняется.

ФНС России рекомендовала в декларации, представляемой за 2011 год (форма которой утверждена Приказом ФНС России от 13.04.2006 N 65н), строку 040 "Сумма авансовых платежей..." не заполнять, а сумму транспортного налога по строке 030 в полной сумме повторить в строке 050.

В информационном сообщении ФНС России обращено внимание на то, что отражение налогоплательщиком сумм авансовых платежей в декларации за 2011 год не является основанием для представления уточненной налоговой декларации за данный период.

(Информационное сообщение ФНС России от 22.05.2012)

С 5 апреля 2012 года на территории Республики Беларусь применяется новая форма и порядок заполнения международной товарно-транспортной накладной "CMR".

В этой связи ФТС России приводится Постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 20 февраля 2012 года N 11, которым была утверждена Инструкция о порядке оформления международной товарно-транспортной накладной "CMR".

Сообщается также, что бланки международной товарно-транспортной накладной "CMR", изготовленные до 5 апреля 2012 года, будут действовать до их полного использования.

(Письмо ФТС РФ от 02.05.2012 N 04-30/22006 "О направлении информации")

ФТС России даны разъяснения по вопросу применения временного периодического таможенного декларирования вывозимых товаров.

Сообщается, в частности, что особенности временного периодического таможенного декларирования товаров в РФ установлены ст. 214 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон). В отличие от ранее действовавшей ст. 138 ТК РФ положения ст. 214 Закона не предусматривают необходимости заявления во временной таможенной декларации периода поставки товаров. При этом п. 5 указанной статьи Закона установлены предельные сроки подачи полной декларации на товары (далее - ДТ).

Напомним, что временное периодическое декларирование в отношении товаров, которые перемещаются трубопроводным транспортом, применяется с учетом особенностей, установленных ст. 312 Закона. В соответствии с п. 2 ст. 312 Закона во временной таможенной декларации допускается заявление сведений исходя из:

  • намерений ввоза или вывоза ориентировочного количества товаров в течение заявленного декларантом периода времени, не превышающего срока действия внешнеторгового договора;
  • условной таможенной стоимости (оценки), определяемой согласно количеству товаров, планируемому к ввозу или вывозу, и их потребительским свойствам и (или) предусмотренному условиями внешнеторгового договора порядку определения цены этих товаров на день подачи временной декларации.

Согласно Инструкции о порядке заполнения декларации на товары (Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257) в графе 31 "Грузовые места и описание товаров" ДТ при применении особенностей декларирования товаров (периодического, временного и т.д.) указывается период поставки товаров.

Исходя из сказанного, ФТС России делает вывод, что сведения о заявленном в соответствии со ст. 312 Закона периоде поставки товаров в графе 31 ДТ отражаются при применении временного периодического таможенного декларирования товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом. В других случаях применения временного периодического таможенного декларирования такой период может не указываться.

(Письмо ФТС РФ от 04.05.2012 N 01-11/22418 "О применении положений статьи 214 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ")

Требования, касающиеся ведения кассовой книги при работе с наличностью, распространяются на все обособленные подразделения юридического лица, осуществляющие кассовые операции.

То есть независимо от того, имеется ли у обособленного подразделения свой банковский счет или нет, оно обязано соблюдать требования к ведению кассовой книги (ф. 0310004), установленные Положением Банка России от 12 октября 2011 года N 373-П (Положение применяется с 1 января 2012 года). Напомним, что согласно новым правилам, в случае если у организации есть обособленные подразделения, которым открыты банковские счета, для каждого такого подразделения должен быть установлен лимит остатка наличных денег в кассе.

(Письмо Банка России от 04.05.2012 N 29-1-1-6/3255 "О применении требований Положения Банка России от 12 октября 2011 года N 373-П")


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.