Мониторинг изменений за период 22.10.12 - 28.10.12



Бухгалтерский учет и налогообложение

С 1 января 2013 года Минфин России уполномочен утверждать федеральные стандарты бухучета (в том числе упрощенные способы бухучета, включая упрощенную финансовую отчетность для малого предпринимательства).

Минфин России также уполномочен:

  • утверждать программу разработки федеральных стандартов бухучета (по согласованию с Банком России);
  • утверждать положение о совете по стандартам бухгалтерского учета и состав этого совета;
  • осуществлять организацию экспертизы проектов стандартов бухучета и обобщение практики применения таких стандартов;
  • участвовать в разработке МСФО.

С момента вступления Постановления в силу Минфин России (по согласованию с Банком России и ФСФР России) уполномочен утверждать акты о введении в действие и прекращении действия МСФО и разъяснений к ним на территории РФ.

(Постановление Правительства РФ от 22.10.2012 N 1083 "О внесении изменений в Положение о Министерстве финансов РФ")

На IV квартал 2012 года определены коэффициенты-дефляторы к ставке НДПИ при добыче угля.

В отношении антрацита коэффициент составляет 0,991; коксующегося угля - 0,922; угля бурого - 1,083; иных видов угля - 0,988.

Коэффициенты-дефляторы ежеквартально рассчитываются Минэкономразвития России на основании информации об изменении цен производителей на уголь в среднем за предыдущий квартал.

Информация о коэффициентах-дефляторах публикуется в "Российской газете".

(Приказ Минэкономразвития России от 17.10.2012 N 683 "О коэффициентах-дефляторах к ставке налога на добычу полезных ископаемых при добыче угля")


Вернуться в начало


Социальное страхование и обеспечение

Регламентирован порядок проведения ПФР денежной оценки средств выплатного резерва и средств пенсионных накоплений в целях корректировки размеров пенсионных выплат.

Утверждены Правила проведения такой оценки для определения соответствия объемов принятых Фондом обязательств в отношении застрахованных лиц по установленным им выплатам объемам средств выплатного резерва и средств пенсионных накоплений застрахованных лиц.

Денежная оценка должна проводиться ежегодно (по состоянию на 31 декабря расчетного года), не позднее 1 мая года, следующего за расчетным годом, по утвержденным формулам.

(Постановление Правительства РФ от 18.10.2012 N 1058 "Об утверждении Правил денежной оценки Пенсионным фондом Российской Федерации средств выплатного резерва и средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена соответственно накопительная часть трудовой пенсии по старости и (или) срочная пенсионная выплата")

Утверждена формула для определения ПФР денежной оценки обязательств в отношении застрахованных лиц по установленным им выплатам.

Денежная оценка обязательств осуществляется для определения соответствия объемов средств выплатного резерва и средств пенсионных накоплений застрахованных лиц объемам принятых фондом обязательств в отношении застрахованных лиц.

Денежная оценка обязательств должна проводиться по состоянию на 31 декабря отчетного финансового года, по утвержденным формулам, отдельно в отношении обязательств по выплате накопительной части трудовой пенсии по старости и в отношении обязательств по выплате срочной пенсионной выплаты.

(Постановление Правительства РФ от 18.10.2012 N 1059 "Об утверждении Правил денежной оценки принятых Пенсионных фондом Российской Федерации обязательств в отношении застрахованных лиц по выплате установленных им накопительной части трудовой пенсии по старости и (или) срочной пенсионной выплаты")

Определен порядок расчета ПФР коэффициентов для корректировки размера накопительной части трудовой пенсии по старости, а также размера срочной пенсионной выплаты.

Проведение корректировки сумм пенсионных накоплений обусловлено получением дохода от инвестирования указанных средств.

Коэффициент для корректировки определяется Пенсионным фондом РФ отдельно по результатам инвестирования средств выплатного резерва (коэффициент 1) и по результатам инвестирования средств пенсионных накоплений (коэффициент 2).

Коэффициенты рассчитываются исходя из денежной оценки средств выплатного резерва (средств пенсионных накоплений) и денежной оценки принятых Фондом обязательств по соответствующим выплатам. Денежная оценка указанных выше средств и обязательств определяется в соответствии с постановлениями Правительства РФ от 18.10.2012 N 1058, N 1059. Также определены порядок и основания пересмотра коэффициентов.

(Постановление Правительства РФ от 18.10.2012 N 1060 "Об утверждении Правил определения корректирующего коэффициента, применяемого Пенсионным фондом Российской Федерации при корректировке размера накопительной части трудовой пенсии по старости и (или) размера срочной пенсионной выплаты")

НПФ обязан ежегодно проводить денежную оценку средств выплатного резерва и средств пенсионных накоплений в целях корректировки размеров пенсионных выплат.

Утверждены Правила проведения такой оценки для определения соответствия объемов принятых фондом обязательств в отношении застрахованных лиц по установленным им выплатам, объемам средств выплатного резерва и средств пенсионных накоплений застрахованных лиц.

Денежная оценка должна проводиться ежегодно (по состоянию на 31 декабря расчетного года), не позднее 1 мая года, следующего за расчетным годом, по утвержденным формулам.

(Постановление Правительства РФ от 18.10.2012 N 1061 "Об утверждении Правил денежной оценки негосударственным пенсионным фондом средств выплатного резерва и средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена соответственно накопительная часть трудовой пенсии по старости и (или) срочная пенсионная выплата")

Утверждена формула для определения НПФ денежной оценки обязательств в отношении застрахованных лиц по установленным им выплатам.

Денежная оценка обязательств осуществляется для определения соответствия объемов средств выплатного резерва и средств пенсионных накоплений застрахованных лиц объемам принятых фондом обязательств в отношении застрахованных лиц.

Денежная оценка обязательств должна проводиться по состоянию на 31 декабря отчетного финансового года, по утвержденным формулам, отдельно в отношении обязательств по выплате накопительной части трудовой пенсии по старости и в отношении обязательств по выплате срочной пенсионной выплаты.

(Постановление Правительства РФ от 18.10.2012 N 1062 "Об утверждении Правил денежной оценки принятых негосударственным пенсионным фондом обязательств в отношении застрахованных лиц по выплате установленных им накопительной части трудовой пенсии по старости и (или) срочной пенсионной выплаты")

Определен порядок расчета НПФ коэффициентов для корректировки размера накопительной части трудовой пенсии по старости, а также размера срочной пенсионной выплаты.

Проведение корректировки сумм пенсионных накоплений обусловлено получением дохода от инвестирования указанных средств.

Коэффициент для корректировки определяется негосударственным пенсионным фондом отдельно по результатам инвестирования средств выплатного резерва (коэффициент 1) и по результатам инвестирования средств пенсионных накоплений (коэффициент 2).

Коэффициенты рассчитываются исходя из денежной оценки средств выплатного резерва (средств пенсионных накоплений) и денежной оценки принятых Фондом обязательств по соответствующим выплатам. Денежная оценка указанных выше средств и обязательств определяется в соответствии с постановлениями Правительства РФ от 18.10.2012 N 1061, N 1062. Также определен порядок и основания пересмотра коэффициентов.

(Постановление Правительства РФ от 18.10.2012 N 1063 "Об утверждении Правил определения корректирующего коэффициента, применяемого негосударственным пенсионным фондом при корректировке размера накопительной части трудовой пенсии по старости и (или) размера срочной пенсионной выплаты")


Вернуться в начало


Таможенное дело

В целях повышения прозрачности и предсказуемости мероприятий по совершенствованию структуры таможенных органов определен порядок создания, реорганизации и ликвидации региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов.

Установлено, что решение о создании, реорганизации и ликвидации региональных таможенных управлений и таможен, а также о создании и реорганизации таможенных постов принимается Федеральной таможенной службой.

При подготовке решения о ликвидации таможенного поста Федеральной таможенной службой проводятся консультации с Министерством экономического развития РФ, Общероссийской общественной организацией "Российский союз промышленников и предпринимателей", ТПП РФ и Общероссийской общественной организацией "Деловая Россия", а также органами исполнительной власти субъектов РФ.

Информация о планируемой ликвидации таможенного поста, включающая наименование ликвидируемого таможенного поста и предложения об организации таможенного оформления и таможенного контроля в его регионе деятельности, размещается ФТС России на официальном сайте customs.ru в сети "Интернет".

Поступившие в течение 15 дней со дня размещения этой информации предложения органов и организаций рассматриваются на совещании в Службе с участием представителей органов и организаций.

Предложение ФТС России о ликвидации таможенного поста направляется в подкомиссию по экономической интеграции Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции для рассмотрения.

В случае несогласия с решением подкомиссии по экономической интеграции Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции по вопросу о ликвидации таможенного поста руководитель ФТС России вправе представить Председателю Правительства РФ мотивированное возражение в письменном виде.

Председатель Правительства РФ в течение 14 дней рассматривает и принимает решение в отношении указанного мотивированного возражения.

Акт ФТС России о ликвидации таможенного поста вступает в силу не ранее чем по истечении 90 дней со дня его издания.

Утвержденные Правила вступят в силу по истечении 30 дней после дня официального опубликования.

(Постановление Правительства РФ от 20.10.2012 N 1071 "Об утверждении Правил создания, реорганизации и ликвидации региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов")

С 1 ноября 2012 года изменяются ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и нефтепродукты, вывозимые за пределы территории РФ и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе.

В частности, ставка пошлины для нефти сырой (здесь и далее - ставка вывозной таможенной пошлины в долларах США за 1000 кг) составит 404,5 доллара США против 418,9 доллара США, установленных с 1 октября 2012 года.

Вывоз топлива жидкого, масел, отработанных нефтепродуктов, легких и средних дистиллятов, газойлей, бензола, толуола, вазелина нефтяного будет осуществляться по ставке таможенной пошлины в размере 267 долларов США (сейчас - 276,4 доллара США).

Ставка пошлины на пропан, бутаны, этилен, пропилен, бутилен и бутадиен, прочие сжиженные газы составит 192,4 доллара США (в настоящее время - 172,5 доллара США). На бензины товарные и прямогонный бензин ставка пошлины установлена в размере 364,1 доллара США (с 1 октября 2012 года - 377 долларов США).

(Постановление Правительства РФ от 24.10.2012 N 1090 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе")

Обновлен перечень банков, дающих гарантии уплаты таможенных пошлин и налогов.

ФТС России выпустила новый приказ об утверждении реестра банков, иных кредитных организаций и страховых организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов.

Последние дополнения списка были оформлены приказом от 1 октября 2012 г. N 1971 о внесении изменений в приказ ФТС от 31 августа 2012 г. N 1760. Оба утрачивают силу вместе с приказом от 14 сентября 2012 г. N 1866.

Теперь банковские гарантии уплаты таможенных пошлин и налогов вправе выдавать 197 банков и 10 страховых организаций.

(Приказ ФТС России от 19.10.2012 N 2117)


Вернуться в начало


Законопроекты

Депутаты пересмотрят порядок предоставления отсрочки и рассрочки по уплате налога.

Депутаты рассмотрят на неделе проект федерального закона, предусматривающий совершенствование процедур предоставления отсрочки и рассрочки по уплате налога (сбора), инвестиционного налогового кредита.

Законопроект предполагает предоставить право уполномоченным органам субъекта РФ при рассмотрении вопроса об изменении сроков уплаты налогов заинтересованному лицу предлагать не только условия, предусмотренные Налоговым кодексом РФ, но и условия, устанавливаемые законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Кроме того, в проекте закона предлагается обязать уполномоченный орган в течение пяти дней уведомлять организацию и налоговый орган по месту ее регистрации о принятом решении о предоставлении инвестиционного налогового кредита или об отказе в его предоставлении.

При этом решение об отказе в предоставлении инвестиционного налогового кредита должно быть мотивированно.

(Законопроект № 614760-5 "О внесении изменений в главу 9 части первой Налогового кодекса РФ")

Льготы по налогу на прибыль могут стимулировать организации к финансированию социальных мероприятий.

Минэкономразвития разработало законопроект "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ в части включения организациями отдельных пожертвований в состав внереализационных расходов".

Законопроект предполагает дополнить п. 1 ст. 265 НК РФ подпунктом 19.4 следующего содержания:

  • 19.4) расходы в виде пожертвований:
    • благотворительным организациям;
    • социально ориентированным некоммерческим организациям на осуществление ими деятельности, предусмотренной законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях;
    • некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в области науки, культуры, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), образования, просвещения, здравоохранения, защиты прав и свобод человека и гражданина, социальной и правовой поддержки и защиты граждан, содействия защите граждан от чрезвычайных ситуаций, охраны окружающей среды и защиты животных;
    • религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности;
    • некоммерческим организациям на формирование или пополнение целевого капитала, которые осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. № 275-ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций".

Предполагается, что закон, в случае его принятия Госдумой, вступит в силу с 1 января 2013 года.

В Госдуме предлагают освободить дальневосточный регион от восьми федеральных налогов.

В Госдуму РФ поступил на рассмотрение законопроект, предусматривающий освобождение граждан РФ и российских организаций дальневосточного региона от восьми федеральных налогов: НДС, акцизов, НДФЛ, налога на прибыль, от НДПИ, водного налога, госпошлины и сборов за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов.

Авторы законопроекта уверены, что освобождение граждан России и российских организаций от федеральных налогов благотворно скажется на уровне жизни жителей Дальневосточного федерального округа и лишь ненамного уменьшит объем федерального бюджета в виде выпадающих доходов.

(Законопроект № 157491-6 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ")

Мосгордума подняла ставку транспортного налога в Москве.

Мосгордума на заседании в среду в первом чтении приняла законопроект, увеличивающий с 1 января 2013 года размер транспортного налога примерно на 600 рублей в расчете на одного автовладельца.

Соответствующие изменения предполагается внести в закон "О транспортном налоге". В последний раз ставки этого налога индексировались в 2008 году. Предполагается, что для автомобилей от 70 до 100 лошадиных сил налоговая ставка вырастет с 7 до 12 рублей, от 100 до 125 лошадиных сил - с 20 до 25 рублей, а легковые автомобили с мощностью двигателя до 70 лошадиных сил по-прежнему не будут облагаться налогом.

Также предлагается привести в соответствие с Налоговым кодексом РФ ставки налога в отношении грузовых автомобилей и автобусов, исключив не соответствующее действующему законодательству установление ставок для этих видов транспортных средств в зависимости от срока полезного использования.

Кроме того, планируется установить верхний предел мощности транспортных средств, на которые распространяются ранее установленные определенным категориям граждан льготы по уплате налога (за исключением многодетных семей) в 200 лошадиных сил.


Вернуться в начало


Судебная практика

Отдельные недостатки счетов-фактур не препятствуют получению налоговой выгоды.

ФАС Западно-Сибирского округа пояснил, что недостатки счетов-фактур, исправленные впоследствии налогоплательщиком, не препятствуют получению налоговой выгоды.

Налоговый орган, осуществив проверку представленных документов, выявил, что счета-фактуры и товарные накладные содержат противоречивые и недостоверные данные, поскольку не совпадают даты ввоза товара на территорию РФ и номер таможенной декларации, которая оформлена в отношении иных юридических лиц.

ФАС отметил, что суды, оценив вышеуказанные документы, принимая во внимание ошибочность указания различных дат в спорных счетах-фактурах, вызванную техническими причинами (сбои в компьютерной программе), установили, что переоформление счетов-фактур не было связано с изменениями стоимости услуг, сумм налога и иных показателей, которые могут оказать влияние на существо и содержание осуществленных операций.

Вместе с тем, как правильно указали суды, в оспариваемом решении, равно как и в акте проверки, инспекцией не дана оценка исправленным счетам-фактурам, отсутствуют какие-либо мотивированные пояснения относительно того, по какой причине они не были приняты во внимание.

Исходя из изложенного, суды обеих инстанций со ссылкой на отсутствие запрета в налоговом законодательстве на внесение изменений в неправильно оформленные документы или замену ранее представленных дефектных счетов-фактур на новые, идентичные по содержанию, пришли к правильному выводу о правомерности действий по представлению исправленных документов. Отдельные недостатки в оформлении счетов-фактур обоснованно признаны судами несущественными и не препятствующими в получении возмещения уплаченного НДС.

(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа № А45-18198/2011 от 15.10.2012)

Переход на общий режим налогообложения не зависит от разрешительных действий инспекции.

ФАС Уральского округа отклонил довод о том, что переход общества с УСН на общий режим налогообложения возможен только при условии представления налогоплательщиком в инспекцию соответствующего уведомления не позднее 15 января.

ФАС указал, что налогоплательщик, применяющий УСН, вправе перейти на иной режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на иной режим налогообложения.

Таким образом, налоговое законодательство устанавливает правила выбора налогоплательщиком определенных систем налогообложения в зависимости от условий осуществления им хозяйственной деятельности, определяя критерии соответствия налогоплательщиков определенным системам налогообложения и последствия несоблюдения этих критериев.

Переход с одной системы налогообложения на другую осуществляется налогоплательщиком добровольно по своему усмотрению по истечении соответствующего календарного года, за исключением случаев, когда в силу положений законодательства он обязан перейти с упрощенной системы налогообложения на другой режим налогообложения до истечения календарного года.

Нарушение предпринимателем установленного срока направления уведомления не может являться основанием для признания незаконным применения им общей системы налогообложения, так как отказ от применения УСН носит уведомительный характер. При этом законом не предусмотрены последствия пропуска данного срока в виде запрета налогоплательщику применять иной режим налогообложения. Следовательно, заключил ФАС, суды пришли к правильному выводу о том, что налогоплательщик обоснованно применял общий режим налогообложения.

(Постановление ФАС Уральского округа № Ф09-9293/12 от 09.10.2012)

Отсутствие у контрагентов производственных мощностей не препятствует получению налоговой выгоды.

ФАС Уральского округа пояснил, что отсутствие производственных мощностей у контрагентов, как и отсутствие контрагентов плательщика по месту регистрации не препятствует получению налогоплательщиком налоговой выгоды.

ФАС отметил, что гражданским законодательством предусмотрены различные способы осуществления предпринимательской деятельности, в том числе, не обладая необходимыми ресурсами для такой деятельности. Кроме того, в ходе анализа движения денежных средств на расчетных счетах контрагентов судами установлено, что ими перечислялись денежные средства за товары, то есть осуществляются операции, свидетельствующие о ведении обычной хозяйственной деятельности.

Ссылка инспекции на то, что контрагенты относятся к "анонимным" организациям, также правомерно отклонена судами, поскольку при реальности исполнения обязательств спорными контрагентами указанное обстоятельство само по себе не может служить основанием для исключения из налоговых вычетов НДС у добросовестного налогоплательщика.

Доказательств, свидетельствующих о согласованных действиях общества и его контрагентов, лишенных экономического содержания и направленных на получение необоснованной налоговой выгоды, в материалы дела не представлены. В действиях общества усматриваются разумные экономические причины (деловая цель), то есть, заключая сделки со спорными контрагентами, общество намеревалось получить и получило экономический эффект.

Установив, что обществом представлены все необходимые документы, предусмотренные для подтверждения права на применение налогового вычета по НДС по операциям со спорными контрагентами, суды пришли к правомерному выводу об обоснованности заявленных требований.

(Постановление ФАС Уральского округа № Ф09-9553/12 от 10.10.2012)

НДС, ошибочно выставленный контрагентом, может быть принят к вычету.

ФАС Московского округа подтвердил, что нормы НК РФ не содержат запрета принимать к вычету НДС, ошибочно выставленный контрагентом при реализации товаров, операции по которым не подлежат обложению НДС.

Инспекция в решении указала, что сумма выплаченных налогоплательщиком процентов не увеличивает цену товара, не относится к платежам, полученным за реализацию товара, и не подлежит включению в налоговую базу при исчислении НДС. Следовательно, поставщик был не вправе выставлять налогоплательщику в счетах-фактурах НДС на сумму процентов, а налогоплательщик был не вправе применять указанный налоговый вычет.

ФАС отметил, что признавая решение в этой части незаконным, суды обоснованно сочли, что применение налогового вычета не противоречит закону. Поэтому в случае, если поставщик вправе был не предъявлять НДС по процентам, но предъявил, то налогоплательщик, уплатив сумму налога поставщику, вправе применить налоговый вычет.

(Постановление ФАС Московского округа № А40-11357/12-140-54 от 16.10.2012)

ИП доказал в суде, что нулевая декларация по ЕНВД имеет право на существование.

Суд постановил, что для уплаты "вмененки" все-таки надо осуществлять деятельность, подразумевающую получение дохода. ФАС Поволжского округа рассмотрел в кассационной инстанции и вынес постановление о взыскании ЕНВД, объединившему в себе пять арбитражных дел о действиях/бездействии налоговой инспекции.

Объединены были дела по обжалованию начисления ЕНВД, выписанных платежных требованиях о его взыскании, с пени и штрафами, а так же решения налоговой о взыскании налога в 18 тыс. рублей за счет имущества, направленного судебным приставам.

Суды по всем вопросам признали действия налоговиков незаконными.

Предприниматель, осуществляющий розничную торговлю, подавал "нулевую" декларацию по ЕНВД за 4 квартал 2009 г. и 1-2 кв. 2010 г.

В силу ст. 346.27 НК РФ розничная торговля - деятельность, связанная с торговлей товарами на основе договоров розничной купли-продажи. Таким образом, квалифицирующим признаком плательщика ЕНВД является фактическое осуществление деятельности, облагаемой данным налогом.

Предпринимателем же были лишь заключены договоры аренды земельного участка для установки палатки с целью организации торговли. На основании этого налоговики пришли к выводу о достаточности оснований для начисления ЕНВД. Других доказательств осуществления ИП деятельности на данных торговых местах в спорные периоды инспекцией суду не представлено. Нет доказательства фактического исполнения договоров аренды, в том числе внесения арендных платежей, не установлены поставщики товара, движение денежных средств налогоплательщика.

Согласно положениям АПК РФ и НК РФ обязанность доказывания обоснованности принятия решения о привлечении к ответственности, взыскании обязательных платежей и штрафных санкций возложена на налоговые органы.

Поэтому суды, включая ФАС ПО, решили, что деятельности, подлежащей обложению ЕНВД, в спорные периоды не велось, и оснований для доначислений нет.

(Постановление ФАС Поволжского округа по делу № А72-8564/2011)


Вернуться в начало


Прочее

Для целей налогового контроля представленные налогоплательщиком копии документов должны быть заверены в соответствии с установленными требованиями.

В письме ФНС России с учетом положений нормативных правовых актов, устанавливающих требования к порядку представления налогоплательщиком копий документов, сообщается, что при представлении налогоплательщиком подшивки документов должна быть заверена каждая копия документа, а не подшивка этих документов. Непредставление документов в соответствии с установленными требованиями может повлечь привлечение налогоплательщика к ответственности, предусмотренной статьями 126 или 129.1 НК РФ.

(Письмо ФНС России от 02.10.2012 N АС-4-2/16459 "О применении статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации в случае представления налогоплательщиком незаверенных или заверенных недолжным образом копий документов")

При передаче ККТ из одного обособленного подразделения в другое в пределах одной территории ее перерегистрации в налоговом органе не требуется.

В случае если обособленные подразделения находятся в пределах территории, подведомственной одной налоговой инспекции, при смене адреса места установки ККТ не требуется перерегистрации ККТ, а также нет необходимости замены блока ЭКЛЗ (электронной контрольной ленты защищенной), поскольку в нее не заносится информация о месте установки ККТ.

(Письмо ФНС России от 12.10.2012 N ЕД-4-3/17309 "О рассмотрении обращения")

ФНС России разъяснен порядок определения налоговой базы по НДС для случаев осуществления расчетов в иностранной валюте.

Сообщается, что при получении предоплаты в счет предстоящего выполнения работ (оказания услуг) пересчет иностранной валюты в рубли по курсу Центрального банка РФ осуществляется на дату получения предоплаты (частичной оплаты).

На дату выполнения работ (оказания услуг), облагаемых НДС по налоговой ставке ноль процентов, сумму полученной предоплаты в иностранной валюте необходимо пересчитать в рубли по курсу ЦБ РФ. При этом НДС, ранее исчисленный с суммы полученной предоплаты, подлежит вычету.

(Письмо ФНС России от 22.10.2012 N ЕД-4-3/17797@ "О направлении для сведения и использования в работе письма Минфина России от 04.10.2012 N 03-07-15/130 об определении налоговой базы по налогу на добавленную стоимость при выполнении работ (оказании услуг) в счет ранее поступившей оплаты (частичной оплаты) в иностранной валюте")

В заявительном порядке может быть возмещена часть суммы НДС, если банковская гарантия представлена не на всю сумму налога, заявленного к возмещению в налоговой декларации.

Одним из условий правомерного применения налогоплательщиком заявительного порядка возмещения НДС из бюджета является представление им в налоговые органы банковской гарантии, обеспечивающей исполнение обязательств по возврату в бюджет суммы налога, заявленной к возмещению.

В письме Минфина России, направленном в налоговые органы, сообщается, что представление банковской гарантии на часть суммы налога, заявленной в декларации по НДС к возмещению из бюджета и указанной в заявлении о применении заявительного порядка возмещения налога, действующим положениям Налогового кодекса РФ не противоречит. При этом отмечено, что налогоплательщик вправе реализовать свое право на возмещение НДС как в отношении всей суммы налога, заявленной к возмещению, так и в отношении части заявленной суммы.

(Письмо ФНС России от 17.10.2012 N ЕД-4-3/17586@)

Организация не вправе учесть расходы на выкуп товаров с истекшим сроком годности, если такая обязанность не установлена нормативными актами.

Минфин России в своем письме в очередной раз обратился к теме учета затрат на выкуп производителем товаров с истекшим сроком годности. Чиновники придерживаются прежней позиции: такие расходы могут быть учтены только в том случае, когда обязанность по выкупу тех или иных товаров установлена действующими нормативными актами.

В письме рассматривается ситуация с выкупом просроченных кулинарных изделий и салатов. Но выводы, сделанные Минфином, применимы к ситуациям с обратным выкупом любого вида продукции.

Как известно, в пункте 1 статьи 252 Налогового кодекса изложены общие правила признания расходов. Так, налогоплательщики вправе учитывать только обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные расходы, которые произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

По мнению авторов комментируемого письма, говорить об экономической оправданности выкупа продукции с истекшим сроком годности можно только в одном случае: когда действующее законодательство обязывает производителя выкупить конкретный вид товара. Например, СанПиН 2.3.4.545-96 обязывает поставщиков (производителей) утилизировать хлеб, хлебобулочные и кондитерские изделия с истекшим сроком годности путем переработки или уничтожения. Поэтому соответствующие затраты можно учесть при налогообложении прибыли. В отношении других скоропортящихся продуктов питания подобных указаний нет. Соответственно затраты на выкуп, например, просроченных салатов учесть не удастся.

Главный же вывод чиновников финансового ведомства таков: если обязанность по выкупу товаров с истекшим сроком годности нормативными правовыми актами не установлена, то затраты на их выкуп и утилизацию при налогообложении прибыли не учитываются.

(Письмо Минфина России от 19.10.12 № 03-03-06/1/561)

Минфин напомнил, как получить вычет за обучение, оплаченное в предыдущие годы.

Гражданин, который желает получить социальный налоговый вычет по НДФЛ в отношении расходов на обучение за несколько минувших лет, должен представить налоговые декларации за каждый такой налоговый период.

Чиновники рассмотрели ситуацию с получением социального налогового вычета по расходам на обучение, произведенным в период с 2009 по 2011 годы.

Авторы письма напомнили, что физлицо может воспользоваться вычетом в сумме, уплаченной за свое обучение в размере фактических затрат, но не более 120 000 руб. в течение года. Об этом сказано в подпункте 2 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса. При этом в пункте 7 статьи 78 НК РФ установлено, что заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты этой суммы. Социальные налоговые вычеты предоставляются при подаче налоговой декларации в ИФНС по месту регистрации по окончании налогового периода (п. 2 ст. 219 НК РФ).

Получается, что в 2012 году налогоплательщик вправе обратиться за получением социального налогового вычета, представив налоговые декларации за период с 2009 по 2011 годы. К декларациям необходимо приложить платежные документы, которые подтверждают произведенные расходы.

(Письмо Минфина России от 19.10.12 № 03-04-05/5-1210)

При заполнении формы РСВ-1 ПФР значение строки 140 "Уплачено с начала расчетного периода" может принимать отрицательное значение.

Об этом сообщается в письме Пенсионного фонда РФ со ссылкой на пункт 6.5 Порядка заполнения данной формы (Приказ Минздравсоцразвития России от 15.03.2012 N 232н).

Указано, в частности, что показатель строки 140 может принимать отрицательное значение в связи с тем, что отражает суммы страховых взносов, уплаченные с начала расчетного периода нарастающим итогом, которые включают в себя обеспечение исполнения обязанности по уплате страховых взносов, а также право плательщика на возврат сумм излишне уплаченных страховых взносов.

(Письмо ПФ России от 11.10.2012 N 30-21/14846 "Об отражении возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов")

Банком России даны разъяснения по вопросам ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях.

В информации Банка России содержатся разъяснения, в частности, по следующим вопросам:

  • порядок отражения в бухгалтерском учете земельного участка, находящегося под зданием, переданным в аренду;
  • учет переданных банком векселей в качестве обеспечения исполнения своих обязательств за третьих лиц (клиентов банка);
  • критерии существенности (значительности объема), применяемые для классификации объектов недвижимости, временно неиспользуемой в основной деятельности;
  • ведение картотек по расчетным документам, ожидающим акцепта;
  • порядок кодирования и открытия лицевых счетов Депо;
  • отражение в бухгалтерском учете операций по приобретению и реализации памятных монет;
  • порядок применения нормативных документов Банка России в отношении договоров, содержащих встроенные производные инструменты, а также классифицируемых как производные финансовые инструменты в соответствии с нормами международного права.

(Информация Банка России от 19.10.2012 "Ответы на вопросы, касающиеся порядка ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, поступившие от Ассоциации региональных банков России (Ассоциация "Россия")")


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.