Мониторинг изменений за период 23.04.12 - 29.04.12



Бухгалтерский учет и налогообложение

Определен перечень объектов основных средств, имеющих высокую энергетическую эффективность, в отношении которых установлен льготный режим налогообложения.

27 декабря 2009 года вступила в силу поправка, внесенная в главу 25 НК РФ, предоставляющая право организациям при исчислении налога на прибыль применять повышающий коэффициент амортизации в отношении объектов основных средств, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством РФ.

Кроме того, с 1 января 2012 года в отношении указанных объектов основных средств (вводимых в эксплуатацию после 1 января 2012 года) налогоплательщики освобождены от налогообложения налогом на имущество организаций.

Однако до настоящего времени из-за отсутствия соответствующего перечня данные нормы не действовали.

Теперь Правительством РФ перечень утвержден, и, следовательно, налогоплательщики смогут реализовать свое право на применение указанных выше льгот.

(Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 N 308 "Об утверждении перечня объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, для которых не предусмотрено установление классов энергетической эффективности")

Определен перечень документов, представляемых организацией, включенной в реестр резидентов зоны территориального развития, в целях получения инвестиционного налогового кредита.

В случае обращения организации с заявлением о предоставлении инвестиционного налогового кредита, к нему необходимо приложить документ, подтверждающий включение организации в реестр, а также бизнес-план инвестиционного развития.

Напомним, что зоной территориального развития признается часть территории субъекта РФ, на которой в целях ускорения социально-экономического развития субъекта РФ путем формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций в его экономику резидентам зоны территориального развития предоставляются меры государственной поддержки. В частности, включение организации в реестр резидентов зоны территориального развития с 6 января 2012 года является новым основанием для предоставления организации инвестиционного налогового кредита.

(Приказ ФНС России от 19.03.2012 N ММВ-7-8/164@ "О внесении изменений в приказ Федеральной налоговой службы от 28.09.2010 N ММВ-7-8/469@ "Об утверждении Порядка изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа налоговыми органами", Зарегистрировано в Минюсте России 20.04.2012 N 23918)

В целях создания условий для внедрения системы электронного документооборота счетов-фактур определены основы организации Сети доверенных операторов и установлен порядок присоединения к данной Сети.

Оператором электронного документооборота (ОЭД) может являться организация, обладающая достаточными технологическими, кадровыми и правовыми возможностями для обеспечения юридически значимого документооборота счетов-фактур. С целью повышения доверия к деятельности ОЭД, а также обеспечения гарантий налогоплательщиков и иных участников электронного документооборота счетов-фактур операторы могут на добровольной основе объединяться в Сеть доверенных ОЭД.

Определены функции организатора Сети доверенных ОЭД, а также функции и ответственность доверенного ОЭД, установлен порядок формирования и функционирования комиссии ФНС России по регулированию деятельности Сети доверенных ОЭД.

Помимо этого установлены требования к организациям, выразившим желание присоединиться к Сети доверенных ОЭД в качестве доверенных операторов, а также регламентирована процедура такого присоединения.

(Приказ ФНС России от 20.04.2012 N ММВ-7-6/253@ "Об утверждении Временного положения о Сети доверенных операторов электронного документооборота и Временного положения о порядке присоединения к Сети доверенных операторов электронного документооборота")


Вернуться в начало


Социальное страхование и обеспечение

ФСС РФ утверждены средние значения основных показателей по видам экономической деятельности.

Региональным отделениям Фонда предписано использовать средние значения основных показателей для расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2012 году.

(Постановление ФСС РФ от 30.03.2012 N 75 "Об утверждении средних значений основных показателей для расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2012 году")

Определены сроки и последовательность действий территориальных органов ФСС РФ при предоставлении государственной услуги по приему документов, служащих основаниями для исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов, а также документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты (перечисления) страховых взносов.

Утвержденный Административный регламент, в числе прочего, содержит требования к порядку информирования о предоставлении государственной услуги, устанавливает порядок регистрации документов, представленных заявителем, в том числе в электронной форме, определяет последовательность административных действий должностных лиц территориального органа ФСС РФ.

В приложении к Регламенту приведен перечень территориальных органов Фонда социального страхования РФ с указанием информации об их местах нахождения, телефонах, адресах электронных сайтов и электронной почты.

(Приказ Минздравсоцразвития России от 06.03.2012 N 202н "Об утверждении Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по приему документов, служащих основаниями для исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов, а также документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты (перечисления) страховых взносов", Зарегистрировано в Минюсте России 17.04.2012 N 23862)

Государственная услуга по информированию граждан о предоставлении государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг при письменном запросе должна быть оказана в течение 30 календарных дней со дня регистрации обращения.

В Регламенте определены, в частности, круг заявителей, требования к порядку информирования о предоставлении государственной услуги, состав и последовательность выполнения административных процедур, формы контроля за предоставлением государственной услуги.

В приложении к Регламенту приведены сведения о территориальных органах Пенсионного фонда РФ.

(Приказ Минздравсоцразвития России от 06.03.2012 N 200н "Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по информированию граждан о предоставлении государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг", Зарегистрировано в Минюсте России 17.04.2012 N 23861)


Вернуться в начало


Таможенное дело

При вывозе из РФ товаров, не облагаемых вывозными таможенными пошлинами, таможенные сборы за таможенные операции независимо от таможенной процедуры, под которую помещаются вывозимые товары, уплачиваются по ставке 1 тыс. рублей, при условии, что в одной таможенной декларации декларируются только товары, не облагаемые вывозными таможенными пошлинами.

Внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2004 года N 863, касающееся порядка уплаты таможенных сборов за таможенные операции.

В частности, установлено, что:

  • при подаче временной таможенной декларации на товары, к которым применяется временное периодическое таможенное декларирование, таможенные сборы за таможенные операции уплачиваются по ставке 5 тыс. рублей. При последующей подаче таможенному органу полной таможенной декларации на те же товары таможенные сборы за таможенные операции уплачиваются по ставкам, установленным Постановлением N 863;
  • в случае если при вывозе из РФ в одной таможенной декларации, кроме товаров, не облагаемых вывозными таможенными пошлинами, декларируются товары, облагаемые вывозными таможенными пошлинами, таможенные сборы за таможенные операции независимо от таможенной процедуры, под которую помещаются вывозимые товары, уплачиваются по ставке 1 тыс. рублей - в отношении товаров, не облагаемых вывозными таможенными пошлинами.

(Постановление Правительства РФ от 19.04.2012 N 347 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2004 г. N 863")

С 1 мая 2012 года изменяются ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и нефтепродукты, вывозимые за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе.

В частности, ставка пошлины для нефти сырой (здесь и далее - ставка вывозной таможенной пошлины в долларах США за 1000 кг) составит 448,6 доллара США против 460,7 доллара США, установленных с 1 апреля 2012 года.

Вывоз топлива жидкого, масел, отработанных нефтепродуктов будет осуществляться по ставке таможенной пошлины в размере 296 долларов США (сейчас - 304 доллара США). Также с 304 до 296 долларов США снижена ставка пошлины на легкие и средние дистилляты, газойли, бензол, толуол, ксилолы.

Ставка пошлины на пропан, бутаны, этилен, пропилен, бутилен и бутадиен, прочие сжиженные газы составит 196,6 доллара США (в настоящее время - 158,6 доллара США). На бензин товарный и бензин прямогонный ставка пошлины установлена в размере 403,7 доллара США (с 1 апреля 2012 года - 414,6 доллара США).

(Постановление Правительства РФ от 23.04.2012 N 352 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые за пределы территории РФ и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе")


Вернуться в начало


Правовые новости

Приняты поправки в Трудовой кодекс РФ о переносе выходных.

Внесены поправки в ТК РФ и ГПК РФ, в соответствии с которыми новогодние каникулы длятся с 1 по 8 января. Правительство РФ может переносить 2 выходных из числа тех, которые совпадают с новогодними каникулами, на другие дни в очередном календарном году.

Согласно внесенным изменениям в Трудовой кодекс РФ, выходные теперь могут переноситься на другие дни федеральным законом. Отметим, что до внесения этих поправок перенос выходных дней могло осуществлять только Правительство РФ своим нормативным актом.

Также внесены поправки в Гражданский процессуальный кодекс. Часть изменений касается денежной компенсации работнику за просрочку предоставления зарплаты, отпускных, выходного пособия и других выплат. Работодатель теперь обязан письменно извещать сотрудника о величине этой компенсации и иных сумм, которые ему начислены.

Помимо этого, если работник подал заявление о взыскании с работодателя невыплаченных отпускных и выплат при увольнении, в отношении работодателя выносится судебный приказ о взыскании этих средств. Ранее судебный приказ выдавался только в случае невыплаты зарплаты.

Федеральный закон о поправках в ТК РФ и ГПК РФ № 35-ФЗ подписан Президентом РФ и опубликован на официальном интернет-портале правовой информации. Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Напомним, что в 2012 году выходные переносятся с субботы 5 мая на понедельник 7 мая и с субботы 12 мая на вторник 8 мая. Таким образом, россияне в этом году отдыхают с 29 апреля по 1 мая и с 6 по 9 мая. Перенос выходных дней утвержден постановлением Правительства РФ от 15 марта 2012 г. N 201

(Федеральный закон от 23.04.2012 N 35-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 122 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации")

Уточнена процедура включения юридических лиц в единый реестр резидентов Особой экономической зоны.

При поступлении от юридического лица заявления о включении в реестр резидентов ОЭЗ с приложенными к нему документами администрация ОЭЗ в срок не более чем три дня со дня их представления в администрацию устанавливает соответствие приложенных документов перечню документов, указанных в Законе.

В срок не более чем тридцать дней со дня направления заявителю решения о принятии заявления к рассмотрению администрация принимает решение о включении заявителя в реестр или об отказе во включении с указанием его причин и в день принятия этого решения направляет заявителю в письменной форме соответствующее уведомление.

Ежегодно со дня включения юридического лица в реестр и до дня принятия решения о выдаче свидетельства о выполнении условий инвестиционной декларации администрация обязана проводить с составлением соответствующего отчета проверки деятельности резидентов.

(Федеральный закон от 23.04.2012 N 33-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации")

Предприниматели на "упрощенке" должны отчитаться за прошлый год не позднее 2 мая.

Приближается последний день подачи декларации для предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. Крайний срок — 2 мая.

Вообще-то последний день сдачи декларации 30 апреля. Но, поскольку в 2012 году это будет выходной. То по общему правилу крайний срок переносится на ближайший рабочий день — 2 мая.

Обратите внимание, отчитываться до 2 мая могут только индивидуальные предприниматели. Организации на "упрощенке" должны были сдать декларацию не позднее 2 апреля. Такое правило следует из статьи 346.23 Налогового кодекса РФ.


Вернуться в начало


Законопроекты

На присоединяемых к Москве территориях предлагается сохранить ЕНВД на 2 года.

Предусмотрено постепенное устранение различий между региональным законодательством Москвы и присоединенных к ней территорий Московской области в сфере налогов, регистрации прав на недвижимое имущество, регулирования тарифов, экологии.

Законопроектом, внесенным в Госдуму ФС РФ Президентом РФ, предлагается сохранить на период до двух лет систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на тех присоединенных внутригородских территориях, где она была введена соответствующими местными органами власти.

Уточненные сведения об адресах соответствующих объектов недвижимости в связи с изменением границ между субъектами РФ, муниципальными образованиями, населенными пунктами предлагается вносить в ЕГРП без повторной регистрации и без заявления правообладателя, а на основании правового акта об изменении упомянутых границ.

Цены и тарифы в сфере электроэнергетики и коммунальных ресурсов на присоединенных к Москве территориях (в части теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения - до 2017 года) будут устанавливаться на уровне, отличном от остальной территории Москвы, в зависимости от региональных и социально-экономических особенностей.

На территориях, включенных в состав Москвы, предлагается допустить до 2025 года нахождение ранее созданных объектов размещения отходов (по общему правилу захоронение отходов в границах населенных пунктов запрещено).

(Проект Федерального закона N 56888-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ (в части обеспечения преемственности правового регулирования на территории, присоединяемой к г. Москве с 1 июля 2012 года в результате изменения границ)")

Госдума пересмотрит порядок учета научными организациями расходов на ОС.

Депутаты Госдумы в ближайшее время рассмотрят в первом чтении законопроект № 407071-4 "О внесении изменения в статью 259 части второй Налогового кодекса РФ".

Документ предусматривает списание до 50% стоимости основных средств научными и инновационными организациями при их включении в состав расходов для целей обложения налогом на прибыль организаций.

Госдума освобождает ветеранов и инвалидов от уплаты земельного налога.

Госдума приняла в первом чтении законопроект, освобождающий от полной уплаты земельного налога ветеранов войны и инвалидов.

Льгота будет распространяться на Героев Советского Союза и Героев России, полных кавалеров орденов Славы, ветеранов войны и боевых действий, инвалидов, а также чернобыльцев.

До сих пор эта категория граждан также могла рассчитывать на льготы по уплате такого налога в виде уменьшения налогооблагаемой базы, отмечается в пояснительной записке к законопроекту. Однако после переоценки кадастровой стоимости земли налог вырос до 3-5 тыс. рублей в год, и такая льгота фактически потеряла свой смысл.

В то же время льгота по уплате налога будет действовать только в том случае, если площадь земельного участка не превышает 20 соток для героев и кавалеров и 10 соток — для остальных льготных категорий налогоплательщиков.

Минздравсоцразвития разработало порядок проверки больничных листков.

Минздравсоцразвития РФ разработало проект приказа, утверждающего порядок осуществления Фондом социального страхования РФ проверки соблюдения порядка выдачи, продления и оформления листков нетрудоспособности.

Текст проекта приказа представлен на сайте министерства.

Проверка ФСС соблюдения порядка выдачи, продления и оформления листков нетрудоспособности осуществляется в целях оценки обоснованности расходования средств обязательного социального страхования на выплату пособий по временной нетрудоспособности.

При проведении проверки проверяется и оценивается:

  • правомерность выдачи и продления листков нетрудоспособности медицинскими организациями;
  • документы, подтверждающие выдачу, продление и оформление листков нетрудоспособности;
  • подтверждение случая временной нетрудоспособности записью, обосновывающей временное освобождение от работы;
  • соблюдение сроков выдачи и продления листков нетрудоспособности, установленных законодательством;
  • порядок оформления листков нетрудоспособности.

Вернуться в начало


Судебная практика

Подпись главного бухгалтера на документах организации ставить не обязательно.

Отсутствие подписи главного бухгалтера на документах организации не является основанием для признания их недействительными. К такому выводу пришел Пленум ВАС РФ. Судьи выяснили, что действующий закон о бухучете противоречит Гражданскому кодексу.

Суд напомнил, что, действительно, по Закону о бухучете без подписи главбуха денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению. Так сказано в абзаце третьем пункта 3 статьи 7 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".

И здесь закон о бухучете вступает в противоречие с Гражданским кодексом, который имеет приоритет над другими законами (абз. 2 п. 2 ст. 3 ГК РФ). Так, из пункта 1 статьи 160 ГК РФ вытекает, что документы налогоплательщика вправе подписывать любое уполномоченное на то лицо. И это не обязательно должен быть именно работник бухгалтерии. А, например, руководитель отдела компании, гендиректор и так далее. Дополнительно ставить подпись главбуха на документ в данном случае не обязательно, следует из решения суда. Если контрагенты или налоговая инспекция захочет оспорить завизированный таким образом документ, он проиграет суд. Ведь разъяснения Пленума ВАС РФ обязательны для применения всеми судами.

Впрочем, ВАС РФ оговаривается, что этот закон о бухучете утрачивает силу с 1 января 2013 года. А в новом законе о бухучете (от 06.12.2011 № 402-ФЗ), который придет на смену устаревшему, нет нормы о недействительности документов без подписи главбуха.

(Постановление Пленума ВАС РФ от 23.03.2012 № 14)

При реорганизации юрлица регистрирующий орган не проверяет достоверность разделительного баланса.

ФАС Московского округа отклонил довод о том, что отсутствие в учредительных документах и разделительном балансе положений о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица влечет отказ в регистрации вновь возникших юридических лиц.

ФАС отметил, что при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, в регистрирующий орган представляется конкретный перечень документов, расширять который регистрирующий орган не вправе.

Отказ в государственной регистрации может иметь место в рассматриваемых правоотношениях в случае непредставления определенных указанным Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов или представлении документов в ненадлежащий регистрирующий орган

Представленный в регистрирующий орган разделительный баланс и решение о реорганизации соответствуют установленным требованиям закона, в связи с чем, у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для отказа в совершении регистрационных действий по указанным им основаниям.

При этом действующим законодательством не предусмотрено полномочие регистрирующего органа по проверке полноты и достоверности представленного разделительного баланса и соответствие объема передаваемых обязательств фактически имеющимся у реорганизуемого лица на момент регистрации реорганизации.

(Постановление ФАС Московского округа № А40-71610/11-153-634 от 10.04.2012)

Обоснованность налоговой выгоды не зависит от способа привлечения капитала.

ФАС Московского округа пояснил, что осуществление хозяйственных операций за счет заемных средств, отсутствие собственных средств, имущества и активов, необходимых для производства работ по освоению недр, не может являться основанием для признания налоговой выгоды необоснованной.

ФАС указал, что обоснованность получения налоговой выгоды не может быть поставлена в зависимость от способов привлечения капитала для осуществления экономической деятельности (использование собственных, заемных средств, эмиссия ценных бумаг, увеличение уставного капитала и т.п.) или от эффективности использования капитала.

Налоговые органы не вправе оценивать показатели эффективности хозяйственной деятельности налогоплательщика и принимать в связи с такой оценкой решения, отказывающие в возмещении НДС или отнесении затрат на расходы по налогу на прибыль организаций.

Предпринимательская деятельность осуществляется налогоплательщиком на свой риск, соответственно, получение или неполучение в результате такой деятельности прибыли или убытка, а также вопросы эффективности осуществления деятельности не могут влиять на налогообложение.

(Постановление ФАС Московского округа № А40-68415/11-107-296 от 13.04.2012)

Отсутствие контрагентов по юридическим адресам не мешает получению налоговой выгоды.

ФАС Уральского округа пояснил, что отсутствие контрагентов по юридическим адресам на момент проведения контрольных мероприятий само по себе не порочит сделки с их участием и не влечет необоснованность налоговой выгоды, заявленной налогоплательщиком.

ФАС указал, что при заключении сделок с указанными контрагентами налогоплательщик, проявляя должную осмотрительность, удостоверился в их правоспособности и надлежащей государственной регистрации в качестве юридических лиц.

Разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

У налогоплательщика не имеется прав и возможности устанавливать те обстоятельства, которые могут быть выявлены налоговыми и правоохранительными органами. Плательщик не может вызвать и получить объяснения у физического лица, провести экспертизу подлинности подписи на документе, получить информацию об уплате контрагентом налогов, их размере и прочее, в том числе из-за ограничения распространения такой информации, представляющей налоговую тайну.

Налогоплательщики не должны и не вправе заниматься контролем за деятельностью других лиц. Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, а также недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела.

Кроме того, регистрация юридических лиц при создании осуществляется налоговым органом, при этом здесь возможен отказ в регистрации в случае представления недостоверных сведений.

(Постановление ФАС Уральского округа № Ф09-1876/12 от 10.04.2012)


Вернуться в начало


Прочее

На сайте ФНС России www.nalog.ru в рубрике "Юридическим лицам" в подрубрике "Консолидированная группа налогоплательщиков" размещена информация для данной категории налогоплательщиков.

По указанному адресу размещена подборка писем ФНС России, содержащих разъяснения по вопросам, касающимся отдельных аспектов деятельности, а также особенностей налогообложения консолидированных групп налогоплательщиков (о регистрации и изменении договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, об условиях такого договора, о порядке представления отчетности, об учете начисленных и уплаченных сумм налога на прибыль и др.).

(Письмо ФНС России от 20.04.2012 N ЕД-4-3/6738@ "Об информации по налогообложению консолидированных групп налогоплательщиков на сайте ФНС России")

Основаниями продления срока рассмотрения заявления о заключении соглашения о ценообразовании могут являться любые обстоятельства, являющиеся препятствием для вынесения решения о заключении такого соглашения.

Напомним, что соглашение заключается между налогоплательщиком и ФНС России и представляет собой соглашение о порядке определения цен и (или) применения методов ценообразования в контролируемых сделках. По общему правилу срок рассмотрения представленных налогоплательщиком документов составляет не более шести месяцев со дня их получения.

Согласно Приказу, утвержденному ФНС России, указанный срок может быть продлен до девяти месяцев при наличии таких оснований, как: рассмотрение заявления о заключении многостороннего соглашения с группой налогоплательщиков, необходимость проверки полноты и достоверности представленных документов, наличие обстоятельств непреодолимой силы (наводнение, пожар и т.д.), иные обстоятельства, препятствующие принятию решения.

В приложениях к Приказу содержатся формы необходимых документов (решений о заключении соглашения, об отказе от заключения соглашения, о необходимости доработки проекта соглашения, о досрочном прекращении соглашения).

(Приказ ФНС России от 26.03.2012 N ММВ-7-13/182@ "Об утверждении форм документов, используемых ФНС России при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, оснований и порядка продления срока рассмотрения заявления о заключении соглашения о ценообразовании для целей налогообложения и прилагаемых к нему документов")

Услуги по предоставлению иностранным фирмам выставочных площадей не облагаются НДС.

Услуги по предоставлению на территории России выставочных площадей с целью рекламирования товаров, оказываемые российской организацией иностранным фирмам, не зарегистрированным на территории РФ, объектом налогообложения НДС не являются.

Ведомство поясняет, что услуги по предоставлению на территории РФ выставочных площадей с целью рекламирования товаров следует относить для целей налога на добавленную стоимость к категории рекламных услуг.

(Письмо Минфина РФ № 03-07-08/94 от 03.04.2012)

Минфин напомнил порядок налогообложения НДС операций по передаче имущества участнику хозяйственного общества при его выходе из данного общества.

Если стоимость нежилого помещения, передаваемого участнику ООО при его выходе из общества, превышает первоначальный взнос участника, то сумма такого превышения будет облагаться налогом на добавленную стоимость.

Аргументы у авторов письма простые. Из подпункта 5 пункта 3 статьи 39 и подпункта 1 пункта 2 статьи 146 НК РФ следует, что передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества при выходе из этого общества не признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Соответственно, если стоимость нежилого помещения, передаваемого участнику хозяйственного общества при выходе его из общества, превышает первоначальный взнос участника, то сумма указанного превышения облагается НДС. Ставка налога в данном случае составит 18 процентов.

(Письмо Минфина РФ от 17.04.12 № 03-07-11/112)

Минфин разъясняет порядок учета процентов по векселю, выпущенному с номиналом в валюте.

Вексель, выпущенный с номиналом в иностранной валюте без оговорки эффективного платежа в иностранной валюте, подлежащий оплате на территории РФ, нельзя рассматривать как долговое обязательство, выраженное в иностранной валюте.

Для целей налогообложения прибыли проценты, уплачиваемые по таким векселям, признаются расходом в порядке, предусмотренном статьей 269 НК РФ, с учетом ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в 1,8 раза.

(Письмо Минфина РФ № 03-03-06/2/35 от 05.04.2012)

Сотрудник, вернувшийся из загранкомандировки, может самостоятельно перевести на русский язык подтверждающие документы, приложенные к авансовому отчету.

Для перевода первичных документов, составленных на иностранном языке, не обязательно обращаться в специализированную организацию. По мнению Минфина России, перевести документы может любой человек, обладающий необходимыми знаниями, в том числе сотрудник самой компании.

Чиновники напоминают, что документирование имущества, обязательств и иных фактов хозяйственной деятельности, ведение регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности осуществляется на русском языке. Те же первичные документы, которые составлены на иностранных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык. Таково требование пункта 9 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ.

В письме Минфина рассматривается конкретная ситуация: сотрудник организации вернулся из заграничной командировки. Соответственно, все документы, которые необходимо приложить к авансовому отчету, составлены на иностранном языке. Может ли сотрудник самостоятельно перевести эти документы на русский язык? Да, может, считают в Минфине. Запрет на это в действующем законодательстве не установлен. Поэтому, если сотрудник обладает необходимыми знаниями, то он может сам перевести необходимые документы.

(Письмо Минфина РФ от 20.04.12 № 03-03-06/1/202)

Иностранные налоги, уплаченные при реализации работ, не уменьшают базу налога на прибыль.

Минфин РФ в своем письме приводит разъяснения по вопросу признания в составе расходов в целях налогообложения прибыли сумм налогов, уплаченных российской организацией на территории иностранного государства.

Ведомство напоминает, что налогоплательщик - российская организация при расчете налога на прибыль, подлежащего уплате в иностранном государстве, имеет возможность полностью учесть расходы, связанные с деятельностью постоянного представительства, понесенные как в данном иностранном государстве (включая уплаченные там налоги), так и соответствующие расходы, понесенные в России.

Так, при расчете налога на прибыль организаций, подлежащего уплате в РФ, разрешается, соответственно, учет расходов, произведенных за ее пределами, однако в качестве расходов признаются только те налоги, которые уплачены в соответствии с законодательством РФ.

Например, расход российской организации в виде налога на прибыль, уплаченного в иностранном государстве, учитывается методом зачета в уменьшение налога на прибыль организаций, подлежащего уплате в РФ.

Зачет налога на имущество, уплаченного российской организацией в иностранном государстве, в уменьшение налога на имущество организаций, подлежащего уплате в РФ, производится на основании специальных положений статьи 386.1 НК РФ.

Таким образом, в целях определения базы по налогу на прибыль организаций в установленном законодательством РФ о налогах и сборах порядке не учитываются суммы налогов, уплаченных российской организацией в связи с реализацией работ и услуг на территории иностранного государства.

(Письмо Минфина РФ № 03-03-06/1/182 от 09.04.2012)

С 1 июля 2012 года присоединенные к Москве территории Московской области будут подведомственны Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 51 по г. Москве.

В этой связи сообщается, в частности, что индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговом органе по месту жительства, осуществляющие на присоединенных территориях предпринимательскую деятельность на основе патента на право применения УСН, полученного до 1 июля 2012 года, смогут применять данный режим налогообложения до конца действия патента.

При этом отмечено, что стоимость патента, срок уплаты которой приходится на вторую половину текущего года, должна уплачиваться в бюджет г. Москвы по реквизитам новой налоговой инспекции.

Одновременно обращено внимание на то, что указанным категориям налогоплательщиков подавать заявление о постановке на учет в эту налоговую инспекцию не нужно.

(Письмо ФНС России от 24.04.2012 N ЕД-4-3/6870@ "По вопросу о порядке организации налогового администрирования налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента на присоединяемой к г. Москве территории Московской области")

Минэкономразвития России определены коэффициенты-дефляторы к ставке налога на добычу полезных ископаемых при добыче угля на II квартал 2012 года.

Коэффициенты-дефляторы определяются на основании информации об изменении цен производителей в среднем за квартал, предшествующий кварталу, на который определяются коэффициенты-дефляторы, по каждому виду угля, указанному в подпункте 1.1 пункта 2 статьи 337 Налогового кодекса РФ.

Установлено, что во II квартале 2012 года коэффициент-дефлятор на антрацит составляет 1,033, на уголь коксующийся - 0,956, на уголь бурый - 1,153, на уголь, за исключением антрацита, угля коксующегося и угля бурого, - 1,027.

(Информация Минэкономразвития России от 27.04.2012)

При расчете ЕНВД общая площадь автопарковки не уменьшается на площадь мест, отведенных для бесплатной стоянки транспортных средств инвалидов.

Организация оказывает услуги по хранению автотранспортных средств на платных стоянках. В отношении этого вида деятельности применяется ЕНВД с физическим показателем базовой доходности "общая площадь стоянки (в квадратных метрах)". В соответствии с требованиями законодательства, организация отвела специальные места для бесплатной парковки автомобилей, принадлежащих инвалидам. Можно ли уменьшить физический показатель базовой доходности на площадь этих мест? В Минфине России ответили на этот вопрос отрицательно.

Требование по организации мест для бесплатной парковки специальных автотранспортных средств инвалидов прописано в части 9 статьи 15 Федерального закона от 24.11.95 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Установлено, что на каждой стоянке должно быть выделено не менее 10% мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки транспортных средств инвалидов.

В Налоговом кодексе нет норм, которые позволяли бы владельцу парковки уменьшать физический показатель базовой доходности "общая площадь стоянки (в квадратных метрах)" на площадь мест, отведенных инвалидов. Поэтому выделение таких мест, по общему правилу, никак не сказывается на сумме "вмененного" налога.

Однако на местном уровне законодатели могут предусмотреть льготы для владельцев автостоянок, на которых оборудованы места для инвалидов. В частности, для таких налогоплательщиков местные власти могут установить пониженные значения корректирующего коэффициента К2, который используется при расчете суммы ЕНВД. В этом случае сумма ЕНВД может быть уменьшена.

(Письмо Минфина РФ от 20.04.12 № 03-11-06/3/28)

Разъяснено содержание понятия взаимозависимости физических лиц для целей предоставления имущественного налогового вычета по НДФЛ в соответствии с положениями Налогового кодекса РФ в редакции, действовавшей до 1 января 2012 года и после этой даты.

Согласно Налоговому кодексу РФ, имущественный налоговый вычет в сумме произведенных налогоплательщиком расходов на строительство либо приобретение на территории РФ жилья не предоставляется, если впоследствии сделка купли-продажи этого жилья была совершена между взаимозависимыми лицами. До 1 января 2012 года взаимозависимость определялась в соответствии со статьей 20 НК РФ, после указанной даты - в соответствии со статьей 105.1 НК РФ.

Содержащиеся в статье 20 НК РФ понятия "отношения родства и свойства" разъяснены ФНС России с учетом норм Семейного кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ, а также Общероссийского классификатора информации о населении (ОК 018-95).

Так, в частности указано, что близкими родственниками являются родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (в т.ч. родители и дети, бабушки, дедушки и внуки, полнородные и неполнородные братья и сестры). К понятию "отношения свойства" можно отнести отношения, возникающие в связи с заключением брака между супругами и родственниками другого супруга, а также между родственниками супругов.

(Письмо ФНС России от 19.04.2012 N ЕД-4-3/6609@ "О направлении для сведения налоговых органов письма Минфина России от 31.01.2012 N 03-04-08/9-12 по вопросу предоставления имущественного налогового вычета по налогу на доход физических лиц в случае совершения сделки купли-продажи недвижимого имущества между взаимозависимыми лицами")

Родитель ребенка вправе получить двойной "детский" вычет по причине признания второго родителя безвестно отсутствующим.

По решению суда отец ребенка числится безвестно отсутствующим. Вправе ли одинокая мать получить вычет по НДФЛ на ребенка в двойном размере? Да, такое право у матери ребенка есть, полагают в Минфине России.

Правила предоставления вычета в двойном размере изложены в подпункте 4 пункта 1 статьи 218 Налогового кодекса. Установлено, что налоговый вычет в двойном размере предоставляется единственному родителю (приемному родителю), усыновителю, опекуну или попечителю. При этом предоставление вычета в двойном размере единственному родителю прекращается с месяца, следующего за месяцем вступления его в брак.

Понятие "единственный родитель" означает отсутствие второго родителя у ребенка. По мнению Минфина, родитель может быть признан единственным, в частности, по причине признания второго родителя безвестно отсутствующим. Соответственно, такому родителю стандартный налоговый вычет на ребенка может быть предоставлен в двойном размере.

(Письмо Минфина РФ от 13.04.12 № 03-04-05/8-503)

Минфин предложил вариант расчета стоимости питания сотрудников, организованного по принципу шведского стола.

По мнению Минфина, оценить экономическую выгоду, полученную каждым работником в случае организации питания по принципу шведского стола можно. Для этого достаточно иметь сведения об общей стоимости питания и данные табеля учета рабочего времени. А если известен размер дохода, полученного сотрудником, значит, возникает объект обложения НДФЛ.

В социальный пакет, которые многие компании предоставляют своим сотрудникам, зачастую входит бесплатное питание. С точки зрения Налогового кодекса, стоимость оплаченного работодателем питания работников является доходом, полученным в натуральной форме, с которого нужно удержать НДФЛ (п. 1 ст. 210, подп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ). Проблем с определением размера такого дохода не возникает, если ведется персонифицированный учет обедов, съеденных каждым сотрудником (например, с помощью талонов или специальных карточек).

А как быть, если невозможно точно определить, сколько порций съел каждый сотрудник в течение месяца? В частности, такая ситуация возникает, если питание организуется по принципу шведского стола.

Авторы письма Минфина РФ считают, что и в этом случае работодатель, являющийся налоговым агентом, должен вести учет доходов. По мнению Минфина, доход каждого работника можно рассчитать на основе общей стоимости предоставляемого питания и данных из табеля учета рабочего времени или других аналогичных документов.

(Письмо Минфина РФ от 18.04.12 № 03-04-06/6-117)

Предприниматель, реализующий имущество физлиц по договору комиссии, не признается налоговым агентом по НДФЛ.

Совсем недавно Минфин России разъяснял, что индивидуальный предприниматель, покупающий имущество физлиц, принадлежащее им на праве собственности, не признается налоговым агентом по НДФЛ. Минфин отметил, что ИП не признается налоговым агентом и в том случае, когда с физлицами заключается договор комиссии.

Прежде всего, авторы письма напомнили положения Гражданского кодекса, касающиеся договора комиссии. Так в пункте 1 статьи 990 ГК РФ сказано, что по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. При этом вещи, поступившие к комиссионеру от комитента, являются собственностью комитента (п. 1 ст. 996 ГК РФ).

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 228 НК РФ установлено, что физические лица, получающие доход от продажи собственного имущества, обязаны самостоятельно исчислить НДФЛ, представить в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию и в установленные сроки уплатить исчисленный налог в соответствующий бюджет.

Получается, что предприниматель, принявший имущество физлиц на комиссию, налоговым агентом по НДФЛ быть не может. В данном случае физические лица, осуществляющие продажу принадлежащего им имущества через индивидуального предпринимателя, должны самостоятельно рассчитать и заплатить налог в бюджет, а также представить налоговую декларацию по итогам года.

(Письмо Минфина РФ 16.04.12 № 03-04-05/8-511)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.