Мониторинг изменений за период 23.07.12 - 29.07.12



Бухгалтерский учет и налогообложение

На территории Псковского района Псковской области будет создана особая экономическая зона промышленно-производственного типа "Моглино".

Особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики, развития туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции.

(Постановление Правительства РФ от 19.07.2012 N 729 "О создании на территории Псковского района Псковской области особой экономической зоны промышленно-производственного типа")

Установлены правила оформления и подачи заявки на создание ОЭЗ.

В приложении к утвержденному Минэкономразвития России "Порядку оформления и подачи заявки..." приводится перечень документов, прилагаемых к заявке на создание особой экономической зоны. Для создания одной ОЭЗ оформляется отдельная заявка.

(Приказ Минэкономразвития России от 19.07.2012 N 439 "Об утверждении Порядка оформления и подачи заявки на создание особой экономической зоны, в том числе перечня документов, прилагающихся к заявке")

Утверждена новая форма извещения об уплате (освобождении от уплаты) акциза по алкогольной продукции.

Приказом ФНС России утверждены новые формы и форматы извещений об уплате авансового платежа акциза по алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции и освобождении от его внесения.

Приказ вступит в силу в общем порядке по истечению 10 дней после его опубликования.

В настоящий момент приказ не опубликован.

(Приказ ФНС России от 14.06.2012 № ММВ-7-3/405@)

Положение о ведении Общероссийского классификатора предприятий и организаций (ОКПО) и внесении в него изменений изложено в новой редакции.

Положение предназначено для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих ведение государственных информационных систем и информационных ресурсов, содержащих данные о хозяйствующих субъектах.

Положение определяет назначение и общую характеристику ОКПО, функции организаций, осуществляющих ведение ОКПО, порядок взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, других организаций с органами государственной статистики, порядок использования кодов ОКПО при межведомственном обмене информацией, а также порядок внесения изменений во второй раздел ОКАТО и его ведения.

(Приказ Росстата от 06.04.2012 N 107 "Об утверждении Положения о ведении Общероссийского классификатора предприятий и организаций (ОКПО) и внесении в него изменений")


Вернуться в начало


Таможенное дело

На территории Таможенного союза вводятся в действие новая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности и новый Единый таможенный тариф.

Признано утратившим силу приложение 1 к Решению Комиссии Таможенного союза от 18 ноября 2011 г. N 850 "О новой редакции единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза".

Решение вступает в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования.

(Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза")

Маркировка единым знаком обращения осуществляется перед выпуском продукции в обращение на рынок государств - членов Таможенного союза.

Не допускается нанесение маркировки, знаков и надписей, способных ввести в заблуждение потребителей и заинтересованных лиц относительно значения и изображения единого знака обращения (EAC).

В случае если на продукцию наносятся иные знаки соответствия, в том числе знаки соответствия добровольных систем сертификации продукции, то они не должны ухудшать видимость, четкость и читаемость единого знака обращения.

(Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 20.07.2012 N 61 "О внесении изменений в Положение о едином знаке обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза")

С 1 августа 2012 года снижаются ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и нефтепродукты, вывозимые за пределы территории РФ и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе.

В частности, ставка пошлины для нефти сырой (здесь и далее - ставка вывозной таможенной пошлины в долларах США за 1000 кг) составит 336,6 доллара США против 369,3 доллара США, установленных с 1 июля 2012 года.

Вывоз топлива жидкого, масел, отработанных нефтепродуктов, легких и средних дистиллятов, газойлей, бензола, толуола, вазелина нефтяного будет осуществляться по ставке таможенной пошлины в размере 222,1 доллара США (сейчас - 243,7 доллара США).

Ставка пошлины на пропан, бутаны, этилен, пропилен, бутилен и бутадиен, прочие сжиженные газы составит 68,9 доллара США (в настоящее время - 133 доллара США). На бензин товарный и бензин прямогонный ставка пошлины установлена в размере 302,9 доллара США (с 1 июля 2012 года - 332,4 доллара США).

(Постановление Правительства РФ от 23.07.2012 N 758 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе")

Уточнены виды углей активированных, на которые не распространяется действие специальной пошлины.

Согласно изменениям, внесенным в Постановление Правительства РФ от 3 августа 2011 года N 645, которым была установлена специальная пошлина сроком на 3 года на угли активированные, ввозимые на территорию РФ, действие специальной пошлины, в числе прочего, не распространяется на:

угли активированные (вне зависимости от страны происхождения), обладающие одновременно следующими свойствами:

  • массовая доля общей золы менее 5 процентов (ранее - менее 4 процентов);
  • прочность при истирании более 90 процентов (за исключением порошкообразных углей активированных);
  • насыпная плотность 380 г/дм3 и более (в прежней редакции - 420 г/дм3 и более).

Постановление вступает в силу по истечении 30 дней со дня его официального опубликования.

(Постановление Правительства РФ от 23.07.2012 N 760 "О внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 3 августа 2011 г. N 645")

В связи с присоединением России к ВТО определен перечень товаров и ставок, в отношении которых Республикой Беларусь и Республикой Казахстан будут применяться ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок Единого таможенного тарифа Таможенного союза.

В указанный перечень включены некоторые товары товарных позиций 8701 - 8705 ТН ВЭД ТС.

Установлено, что утвержденные ставки ввозных таможенных пошлин действуют:

  • для Республики Казахстан - в течение шести месяцев, по истечении которых действие этих ставок продлевается на срок до присоединения Республики Казахстан к Всемирной торговой организации;
  • для Республики Беларусь - до присоединения Республики Беларусь к Всемирной торговой организации.

Решение вступает в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования.

(Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 55 "О применении Республикой Беларусь и Республикой Казахстан ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа Таможенного союза, в отношении отдельных категорий товаров")


Вернуться в начало


Правовые новости

С 1 января 2013 года вводится запрет на размещение рекламы алкогольной продукции в периодических печатных изданиях.

Также установлено, что реклама алкогольной продукции не должна размещаться в числе прочего в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

До 31 декабря 2012 года реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции разрешается в печатных изданиях с учетом положений пунктов 1 и 2 части 2 статьи 21 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе", которыми предусмотрено, что реклама алкогольной продукции не должна размещаться на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов и в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, аудио- и видеопродукции.

С 23.07.2012 года реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции разрешается только в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов.

(Федеральный закон от 20.07.2012 N 119-ФЗ "О внесении изменений в статью 21 Федерального закона "О рекламе" и статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и отдельные законодательные акты РФ и признании утратившим силу Федерального закона "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе")

Участвующие в политической деятельности некоммерческие организации, получающие материальную помощь из иностранных источников ("иностранные агенты"), будут находиться под особым контролем.

При этом некоммерческая организация будет признаваться участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она участвует (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях.

Некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, будут обязаны, в частности:

  • подавать заявления о включении их в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента;
  • сопровождать издаваемые ими, а также распространяемые через средства массовой информации или Интернет материалы указанием на то, что эти материалы изданы или распространены некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента;
  • ежегодно представлять в уполномоченный орган финансовую отчетность с аудиторским заключением, раз в полгода - отчет о своей деятельности и о персональном составе руководящих органов, ежеквартально - документы о целях расходования денежных средств и использовании иного имущества;
  • один раз в полгода размещать сведения о своей деятельности в Интернете.

За злостное уклонение от исполнения обязанностей, возложенных на некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, установлена уголовная ответственность; наиболее строгая санкция за это преступление представляет собой лишение свободы на срок до двух лет.

(Федеральный закон от 20.07.2012 N 121-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента")


Вернуться в начало


Законопроекты

За уклонение от проведения обязательного аудита на юридических лиц будет накладываться административный штраф в размере семисот тысяч рублей.

Подготовлен законопроект, вносящий соответствующее дополнение в КоАП РФ.

Законопроектом также предлагается внесение изменений в Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", в соответствии с которыми устанавливается, что в случае представления в органы государственной статистики обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, к такому обязательному экземпляру дополнительно не позднее двенадцати месяцев после окончания отчетного года представляется аудиторское заключение.

Предполагается, что этот Федеральный закон вступит в силу с 1 января 2013 года и будет применяться начиная с проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2012 год.

Принят в первом чтении законопроект об оптимизации процедур, связанных с применением налогоплательщиками социальных и имущественных налоговых вычетов при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц.

Согласно подготовленным изменениям налогоплательщики получат возможность учитывать в составе социального налогового вычета стоимость услуг по лечению, предоставленных не только медицинскими организациями, но и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензии на осуществление медицинской деятельности и занимающимися медицинской деятельностью.

Также проектом с учетом правовой позиции, выраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2012 N 6-П, предлагается законодательно закрепить порядок получения имущественного налогового вычета налогоплательщиками, являющимися родителями и осуществляющими новое строительство или приобретение за счет собственных средств имущества в собственность своих несовершеннолетних детей.

При этом предлагается установить норму, согласно которой в указанных случаях несовершеннолетние дети не теряют право на получение ими в дальнейшем имущественного налогового вычета, предусмотренного законодательством о налогах и сборах.

Помимо этого, законопроектом устраняется неопределенность, выявленная в правоприменительной практике, связанной с реализацией налогоплательщиком права на получение налогового имущественного вычета при приобретении имущества в общую совместную собственность. Так, предлагается установить, что налогоплательщик считается воспользовавшимся своим правом на имущественный налоговый вычет только в том случае, когда он лично обращается за его предоставлением в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

(Проект Федерального закона N 338101-5 "О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 03.07.2012 N 627-6 ГД)

Обращение российских депозитарных расписок получит дальнейшую правовую регламентацию.

Законопроектом, внесенным в Государственную Думу ФС РФ Правительством РФ, устанавливается, что российские депозитарные расписки могут размещаться путем открытой или закрытой подписки, а также путем их размещения на условиях передачи представляемых ценных бумаг.

В Налоговый кодекс РФ предполагается внести нормы, регулирующие налогообложение операций с российскими депозитарными расписками, в т.ч. устанавливающие порядок учета сделок по размещению и погашению российских депозитарных расписок при расчете сумм НДС, а также особенности определения доходов и расходов по операциям с российскими депозитарными расписками в целях налогообложения налогом на доходы физических лиц и налогом на прибыль организаций.

(Проект Федерального закона N 115132-6 "О внесении изменений в статью 27-5-3 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" и часть вторую Налогового кодекса РФ")

За государственную регистрацию права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев на недвижимое имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, ограничения (обременения) этого права или сделок с данным имуществом предлагается установить единый размер государственной пошлины в размере 15 000 рублей.

Законопроектом предлагается уточнить положения подпунктов 221 и 25 пункта 1 статьи 333-33 Налогового кодекса РФ, установив единый размер государственной пошлины за государственную регистрацию права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев на недвижимое имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд (приобретаемое для включения в состав паевого инвестиционного фонда), ограничения (обременения) этого права или сделок с данным имуществом, в том числе и на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

Также законопроектом предлагается установить единый размер государственной пошлины (200 рублей) за государственную регистрацию прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения независимо от вида их разрешенного использования.

(Проект Федерального закона N 115130-6 "О внесении изменений в статью 333-33 части второй Налогового кодекса РФ")

Уплата индивидуальными предпринимателями, использующими труд инвалидов, страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в последующие три года будет осуществляться в пониженном размере.

Законопроектом устанавливается, что в 2013 году и в плановый период 2014 и 2015 годов страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются страхователем в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 22.12.2005 N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год". При этом индивидуальные предприниматели в части начисленных ими по всем основаниям независимо от источников финансирования выплат в денежной и (или) натуральной формах (включая в соответствующих случаях вознаграждения по гражданско-правовым договорам) работникам, являющимся инвалидами I, II и III группы, будут уплачивать страховые взносы в размере 60 процентов от размера указанных тарифов.

(Проект Федерального закона от 20.07.2012 "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов")


Вернуться в начало


Судебная практика

КС вывел из-под двойного налогообложения выплаты по договорам добровольного страхования жизни.

Конституционный суд отменил норму Налогового кодекса, по которой НДФЛ должны облагаться одновременно взносы работодателя по договорам добровольного долгосрочного страхования жизни и выплаты по этому договору работникам. КС считает, что таким образом взносы фактически облагаются дважды. В первый раз в момент перечисления на счета работников. Второй раз — во время выплат страховой компанией.

С 1 января 2008 года взносы по этим договорам были освобождены от налогообложения. И теперь эти средства облагаются НДФЛ только при выплате их работникам. Однако на практике возникают ситуации, когда НДФЛ облагаются выплаты гражданам по договорам, заключенным до 1 января 2008 года. То есть по тем взносам, с которых налог был уплачен через работодателя.

Суд решил, что по договорам, заключенным до 1 января 2008 года, страховые взносы облагаются НДФЛ у работодателя. А страховые выплаты в пользу застрахованных физических лиц от налогообложения освобождаются.

По договорам, заключенным с 1 января 2008 года, наоборот, взносы НДФЛ не облагаются. А страховые выплаты подпадают под налогообложение.

(Постановление Конституционного суда РФ от 16.07.2012 № 18-П).

Суд постановил вернуть налог, взысканный в процессе ликвидации.

1 июня 2011 г. единственным акционером ЗАО принято и направлено в налоговую инспекцию решение о ликвидации общества и создании ликвидационной комиссии. 14 июля 2011 г. в ЕГРЮЛ внесены соответствующие записи и выданы свидетельства.

На основании декларации по НДС за 2 квартал 2011 г. и согласно собственным расчетам общества за июнь между налоговой и ЗАО возникли разногласия по суммам и срокам уплаты НДС. После выставления инспекцией и опротестования ЗАО нескольких требований об уплате налога, налоговики приняли решение о взыскании налога, пени и штрафа.

В декабре 2011 г. на расчетный счет были выставлены инкассовые поручения, на основании которых были списаны денежные средства. Данное решение ЗАО опротестовало в суде как незаконное и потребовало вернуть взысканную сумму. Суд посчитал позицию общества правомерной.

Порядок ликвидации юрлица определен в ст. 63 ГК РФ. В частности, ликвидационная комиссия после окончания срока для предъявления требований кредиторов составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юрлица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

В соответствии с п. 4 ст. 63 ГК РФ выплата кредиторам производится в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК, в соответствии с ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения. Выплаты кредиторам третьей и четвертой очереди производятся по истечении месяца со дня утверждения ликвидационного баланса. Задолженность по обязательным платежам в бюджет погашается в третью очередь.

Таким образом, в период нахождения налогоплательщика-организации в стадии ликвидации, налоговый орган не вправе производить принудительное взыскание. Так как это влечет за собой нарушение порядка и очередности удовлетворения остальных кредиторов общества.

Ссылка инспекции на то, что обязательства по оплате НДС за 2 квартал полностью относятся к текущим платежам, не принята судом. Понятие текущего платежа содержится в законе от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", но не существует по отношению к ликвидируемой организации. Получается, что процедура взыскания задолженности по налогам при ликвидации юрлица и при признании должника банкротом, различна.

На этом основании суды справедливо обязали налоговую вернуть незаконно взысканную сумму. И, если задолженность не включена в ликвидационный баланс, добиваться взыскания на общих основаниях можно только через суд.

(Постановление Тринадцатого ААС по делу № А26-11436/2011)

Регистрация контрагента в качестве юрлица не доказывает реальность совершаемых операций.

ФАС Западно-Сибирского округа пояснил, что сам по себе факт регистрации контрагента в качестве юридического лица и постановки его на учет в налоговом органе не свидетельствует о реальном характере операций и не характеризует контрагента как добросовестного налогоплательщика.

ФАС отметил, что представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и противоречивы.

Арбитражным судом установлено, что первичные бухгалтерские документы по взаимоотношениям общества с контрагентом содержат недостоверные сведения, что в своей совокупности не подтверждают факт реального осуществления спорных операций.

Следовательно, суд пришел к верному выводу о доказанности налоговым органом непроявления налогоплательщиком должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента и представления им в инспекцию документов, не соответствующих требованиям действующего законодательства и не подтверждающих реальность хозяйственных операций.

(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа № А67-2034/2011 от 17.07.2012)

Налоговый вычет по НДС может быть заявлен в более поздний период.

ФАС Московского округа подтвердил, что норма НК РФ, определяющая порядок применения налоговых вычетов, не исключает возможности применения налогоплательщиком вычета сумм входящего НДС за пределами налогового периода, в котором фактически возникло право на применение вычета.

ФАС указал, что данная правовая позиция является общеобязательной. Если налогоплательщик заявляет налоговый вычет в более поздний период, чем возникло право на него, то это обстоятельство само по себе не может служить основанием лишения налогоплательщика права на применение налогового вычета.

Инспекция по существу не оспаривает факта соблюдения обществом установленных НК РФ условий для принятия оспариваемого НДС к вычету, следовательно, общество правомерно до истечения трехлетнего срока предъявило к вычету оспариваемые суммы НДС.

(Постановление ФАС Московского округа № А40-133957/11-116-358 от 13.07.2012)

Суд вправе уменьшить минимальный размер налоговой санкции.

ФАС Восточно-Сибирского округа пояснил, что суд вправе уменьшить минимальный фиксированный размер штрафа, предусмотренный нормами Налогового кодекса Российской Федерации.

ФАС отметил, что налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК РФ. Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.

Законом установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза.

Из закона не следует каких-либо ограничений при применении смягчающих ответственность обстоятельств в зависимости от установленной налоговым законодательством меры юридической ответственности за совершение налогового правонарушения, в частности, в отношении фиксированного минимального размера налоговой инспекции. Поэтому при наличии смягчающих ответственность обстоятельств суд по своему усмотрению вправе уменьшить минимальный фиксированный размер штрафа.

(Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа № А74-6147/2011 от 04.07.2012)


Вернуться в начало


Прочее

ФНС уточняет порядок налогообложения дивидендов.

ФНС РФ приводит разъяснения по вопросу применения налоговой ставки к доходам в виде дивидендов, выплаченным в 2011 году из прибыли, полученной за периоды до 2010 года, а также начисленным за отчетные периоды 2010 года.

Ведомство отмечает, что доходы в виде дивидендов, отвечающие установленным в пункте 3 статьи 284 Налогового кодекса условиям, начисленные по результатам деятельности организаций за периоды, предшествующие 2010 году и отчетные периоды 2010 года, а выплаченные в 2011 году или последующие периоды, облагаются по ставке 20%.

(Письмо ФНС России № ЕД-4-3/11628@ от 16.07.2012)

Минфин: новый закон о бухучете не обязывает предпринимателей на ЕНВД вести бухгалтерский учет.

Индивидуальный предприниматель, применяющий "вмененку", при исчислении суммы налога должен учитывать физические показатели, а это значит, что он может не вести бухгалтерский учет. Так, по мнению Минфина России, следует трактовать одну из норм Федерального закона от 06.12.11 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", который вступит в силу с 1 января 2013 года.

Необходимость выхода данного письма вызвана неоднозначной формулировкой подпункта 1 части 2 статьи 6 Закона № 402-ФЗ. В этой норме сказано: бухгалтерский учет могут не вести индивидуальные предприниматели, если в соответствии с налоговым законодательством они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения. Могут ли ИП, применяющие "вмененку", воспользовавшись данной нормой, не вести бухучет? Да, могут, считают в Минфине.

Чиновники рассуждали следующим образом. Объектом налогообложения при ЕНВД является вмененной доход (п. 1 ст. 346.29 НК РФ). Налоговой базой для исчисления ЕНВД признается произведение базовой доходности и величины физического показателя (п. 2 ст. 346.29 НК РФ). То есть с целью расчета налога плательщик ЕНВД должен вести учет физических показателей, в том числе, учитывать изменения этих показателей. Так, пункт 9 статьи 346.29 НК РФ гласит: если в течение налогового периода изменилась величина физического показателя, то учесть это изменение при расчете ЕНВД нужно с начала того месяца, в котором оно произошло.

Таким образом, заключают авторы письма, предприниматели на ЕНВД, подпадают под действие подпункта 1 пункта 2 статьи 6 Закона № 402-ФЗ, а значит, могут не вести бухгалтерский учет.

(Письмо Минфина РФ от 17.07.12 № 03-11-10/29)

Минфин уточняет порядок уведомления о совершенных контролируемых сделках.

Обязанность уведомить налоговые органы о совершенных в календарном году контролируемых сделках, указанных в статье 105.14 НК РФ, должна быть исполнена организацией или физическим лицом, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги.

(Письмо Минфин России № 03-01-18/5-91 от 05.07.2012)

Решение о выездной проверке: эквивалентна ли ознакомлению отправка с уведомлением о вручении?

Минфин разъяснил, при каких условиях налогоплательщик считается извещенным о предстоящем проведении выездной налоговой проверки.

Форма решения о проведении выездной налоговой проверки предусматривает ознакомление лица, в отношении которого назначена выездная налоговая проверка, с таким решением. Однако способ ознакомления лица нигде не прописан.

Минфин высказывает мнение, что лицо считается ознакомленным, если решение вручено ему лично под роспись, или же направлено по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. При этом складывается впечатление, что, по мнению ведомства, для этой цели действителен сам факт направления письма с уведомлением о вручении.

Хотя было бы логичнее считать, что все-таки необходимо наличие подписи получателя на уведомлении, которое после вручения письма адресату отсылается отправителю.

Так что, в случае возникновения спора о соблюдении процедурных вопросов при назначении выездной проверки, о которой налогоплательщик проинформирован по почте, решающее значение будет иметь мнение суда.

(Письмо Минфина РФ от 19 июля 2012 г. N 03-02-08/62)

Реализация товаров, произведенных казенными учреждениями уголовно-исполнительной системы, облагается НДС в общеустановленном порядке.

Связано это с тем, что с 1 января 2012 года из объекта налогообложения НДС исключены только выполнение работ и оказание услуг казенными учреждениями; реализация казенными учреждениями произведенных товаров в перечне операций не признаваемых объектом налогообложения не поименована.

Одновременно обращено внимание на то, что от налогообложения НДС освобождена внутрисистемная реализация (передача, выполнение, оказание для собственных нужд) организациями и учреждениями УИС произведенных ими товаров (выполнение работ, оказание услуг).

(Письмо ФНС России от 17.07.2012 N ЕД-4-3/11763@ "По вопросу применения налога на добавленную стоимость в отношении операций по реализации товара (работ, услуг), осуществляемых федеральными казенными учреждениями уголовно-исполнительной системы")

Минфин назвал момент, когда можно заявить вычет НДС по объектам, приобретенным с целью реконструкции.

Суммы НДС по объекту, приобретенному с целью дальнейшей реконструкции и использования в деятельности, облагаемой этим налогом, можно заявить к вычету после учета объекта на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы".

Согласно пункту 6 статьи 171 НК РФ к вычету можно заявить суммы НДС, предъявленные налогоплательщику по товарам, приобретенным, в том числе для выполнения строительно-монтажных работ. При этом по общему правилу, вычеты производятся после принятия на учет товаров, при наличии первичных учетных документов и счетов-фактур (абз. 1 и 2 п. 1 ст. 172 НК РФ).

Таким образом, суммы НДС, предъявленные по объектам недвижимости, приобретенным с целью их дальнейшей реконструкции и использования в деятельности, облагаемой НДС, можно заявить к вычету в момент принятия на учет на счет 08 "Вложения во внеоборотные активы".

(Письмо Минфина России от 16.07.12 № 03-07-11/185)

Минфин России разъяснил порядок применения налога на добавленную стоимость в отношении товаров, вывозимых с территории РФ на территорию Республики Казахстан и реализуемых российской организацией казахстанским покупателям через казахстанского комиссионера.

Сообщается, в частности, что при реализации российской организацией товаров, вывезенных с территории РФ на территорию Республики Казахстан, казахстанским покупателям через казахстанского комиссионера применяется нулевая ставка НДС в случае представления в налоговый орган документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 1 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе от 11.12.2009 и подтверждающих фактическую реализацию товаров казахстанским покупателям, включая договоры казахстанского комиссионера с казахстанскими покупателями.

Что касается возврата указанных товаров, то согласно положениям статьи 3 Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25.01.2008 и статьи 2 Протокола взимание НДС по товарам, ввозимым на территорию одного государства - участника Таможенного союза с территории другого государства - участника Таможенного союза, осуществляется налоговыми органами государства - участника Таможенного союза, на территорию которого ввезены товары, по месту постановки на учет налогоплательщиков - собственников товаров, приобретающих ввозимые товары, после их принятия на учет.

Поскольку в случае возврата казахстанским комиссионером нереализованных товаров приобретения товаров российской организацией не происходит, НДС по таким товарам при их ввозе на территорию РФ российской организацией уплачивать не требуется.

(Письмо ФНС России от 17.07.2012 N ЕД-4-3/11815@ "О налоге на добавленную стоимость")

В связи со снижением цен на нефть ставка НДПИ в отношении нефти в июне 2012 года будет ниже, чем в мае этого года.

Ежемесячно ФНС России, исходя из цен на нефть и курса доллара к рублю, определяет размер коэффициента, корректирующего налоговую ставку НДПИ в отношении нефти.

В июне 2012 года значение указанного коэффициента снизилось до 9,8763 (в мае - 11,0301).

Изменение величины коэффициента обусловлено снижением уровня мировых цен на нефть сорта "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья до 93,31 долл. США за баррель (в мае - 108,89 долл. США за баррель). Второй показатель, исходя из которого рассчитывается коэффициент, - среднее значение курса доллара США к рублю РФ за все дни этого налогового периода. В июне данный показатель определен в размере 32,9169.

(Информационное письмо ФНС России "О данных, необходимых для исчисления НДПИ в отношении нефти, за июнь 2012 года")

Минэкономразвития России определены коэффициенты-дефляторы к ставке налога на добычу полезных ископаемых при добыче угля на III квартал 2012 года.

Коэффициенты-дефляторы определяются на основании информации об изменении цен производителей в среднем за квартал, предшествующий кварталу, на который определяются коэффициенты-дефляторы, по каждому виду угля, указанному в подпункте 1.1 пункта 2 статьи 337 Налогового кодекса РФ.

Установлено, что в III квартале 2012 года коэффициент-дефлятор на антрацит составляет 1,080, на уголь коксующийся - 0,872, на уголь бурый - 1,090, на уголь, за исключением антрацита, угля коксующегося и угля бурого, - 0,962.

(Информация Минэкономразвития России от 24.07.2012)

Затраты на форменную одежду можно списать, даже если она не является спецодеждой.

К материальным расходам, согласно главе 25 НК, относятся, среди прочего, затраты на приобретение спецодежды. К расходам на оплату труда - расходы на приобретение (изготовление) выдаваемых в соответствии с законодательством РФ работникам форменной одежды и обмундирования (в части стоимости, не компенсируемой работниками), которые остаются в личном постоянном пользовании работников.

Однако ситуация, рассмотренная в письме Минфина, не подпадает ни под первую, ни под вторую норму. К "спецодежде и другим средствам индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренным законодательством РФ", форма не относится. К тому же, она не передавалась в собственность сотрудникам, а лишь выдавалась им на период выполнения трудовых обязанностей.

Тем не менее, высказывает мнение ведомство, "расходы на указанную форменную одежду и обувь могут быть учтены в составе материальных расходов в качестве расходов на приобретение другого имущества, не являющегося амортизируемым имуществом".

(Письмо Минфина России от 19.07.2012 г. № 03-03-06/1/349)

Какие рыбохозяйственные организации могут применять нулевую ставку налога на прибыль.

ФНС России рассказало о критериях, которым должны удовлетворять рыбохозяйственные организации в целях применения нулевой ставки налога на прибыль. Для этого они должны относиться к сельскохозяйственным товаропроизводителям. Последние, в случае, если не перешли на ЕСХН, облагают свою прибыль по нулевой ставке до конца текущего года.

Для признания сельхозпроизводителем, "рыбацкая" организация должна не только формировать не менее 70% своей выручки за счет продажи сельхозпродукции, но и быть при этом градо- или поселкообразующим предприятием. То есть половину жителей населенного пункта должны составлять работающие на этом предприятии и члены их семей.

(Письмо ФНС России от 18.07.2012 N ЕД-4-3/11930@)

Суммы в оплату арендатором коммунальных услуг учитываются в доходах арендодателя-ИП на УСН.

Минфин указал, что суммы платежей, поступающие индивидуальному предпринимателю – арендодателю от арендатора в оплату коммунальных платежей, должны учитываться в составе доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.

Доходы упрощенца формируются с учетом из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права.

Ранее в письме № 03-04-05/3-587 Минфин сделал аналогичный вывод по отношению к компенсации коммунальных платежей, которую получает физлицо, чьи доходы облагаются НДФЛ (включая ИП на общей системе).

(Письмо Минфина России от 18.07.2012 № 03-11-11/210)

"Вменещик", занимающийся розничной торговлей, не должен платить налоги по общей системе при возврате товара поставщику.

Операции по возврату товара поставщику не облагаются у покупателя - "вмененщика" налогом на прибыль и НДС, так как считаются произведенными в рамках розничной торговли.

Как известно, на уплату ЕНВД могут переводиться налогоплательщики, занимающиеся розничной торговлей через объекты стационарной и нестационарной торговой сети (подп. 6 и 7 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). А согласно статье 346.27 НК РФ под розничной торговлей понимается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи.

Чиновники отмечают, что деятельность в области розничной торговли, помимо реализации товаров на основе договоров розничной купли-продажи, подразумевает предварительную закупку товаров. То есть закупка товаров является неотъемлемой частью деятельности в сфере розничной торговли. Это значит, что в случае возврата поставщику товаров, плательщик ЕНВД не должен платить каких-либо налогов в рамках иных режимов налогообложения.

(Письмо Минфина России от 16.07.12 № 03-11-06/3/47)

Документы для подтверждения права на имущественный вычет.

ФНС России напомнила, что налогоплательщик вправе получить имущественный налоговый вычет по НДФЛ в размере фактически произведенных расходов на приобретение квартиры, но не более 2 млн. руб., и расходов на уплату процентов по целевому кредиту. Необходимое условие: расходы должны быть документально подтверждены.

Налогоплательщик вправе представить в этих целях квитанции к приходным ордерам, банковские выписки о перечислении денежных средств со счета покупателя на счет продавца, товарные и кассовые чеки, акты о закупке материалов у физических лиц с указанием в них адресных и паспортных данных продавца и другие документы.

(Письмо ФНС России от 09.07.12 № ЕД-3-3/2368@)

С 1 августа вступает в силу новый бланк полиса ОМС.

С 1 августа вводится в обращение усовершенствованный бланк бумажного полиса обязательного медицинского страхования.

Как отмечают специалисты Фонда Социального Страхования, новый бланк должен обеспечить более удобное использование бумажного полиса обязательного медицинского страхования, включая возможность его компактного сложения.

(Письмо ФФОМС от 23.07.12 №5409/91-и)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.