Мониторинг изменений за период 24.09.12 - 30.09.12



Бухгалтерский учет и налогообложение

Количество отчетных форм страховых организаций заметно сократилось.

Начиная с отчетности за девять месяцев 2012 года вступает в силу Приказ Минфина России, которым утверждены:

  • формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках (формы N 1-страховщик и N 2-страховщик);
  • формы приложений к ним (их всего четыре, в том числе отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств, отчет страховой медицинской организации о целевом использовании средств ОМС и отчет общества взаимного страхования о целевом использовании полученных средств).

Иные приложения к балансу и отчету о прибылях и убытках должны оформляться в табличной или текстовой форме, при этом содержание пояснений в табличной форме определяется самостоятельно с учетом установленных требований.

Требования к порядку составления и представления отчетности предусмотрены утвержденной данным Приказом Инструкцией (определены, в частности: состав годовой и промежуточной отчетности, сроки ее представления, особенности формирования показателей, а также порядок опубликования отчетности).

Положения Приказа, касающиеся порядка включения в состав промежуточной отчетности пояснений в табличной форме, оформленных в соответствии с требованиями Инструкции, вступят в силу с отчетности страховщиков 2013 года.

(Приказ Минфина России от 27.07.2012 N 109н "О бухгалтерской (финансовой) отчетности страховщиков")

С 1 октября 2012 года вводятся новые требования к порядку составления отчетности кредитными организациями.

Внесены изменения в перечень, формы и порядок составления и представления отчетности кредитных организаций, предусмотренные Указанием Банка России от 12.11.2009 N 2332-У.

В перечень включена новая форма отчетности "Сведения о клиентах кредитной организации и переводах денежных средств между банковскими счетами клиентов, являющихся кредитными организациями (их филиалами), государственной корпорацией "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", банками-нерезидентами" (форма 0409257) и определен порядок ее составления и представления.

В новой редакции изложены: порядок составления и представления отчета о валютных операциях, осуществляемых по банковским счетам, счетам по вкладам (депозитам) клиентов в уполномоченных банках (по форме 0409664); отчет о валютных операциях, осуществляемых с оформлением паспорта сделки (форма 0409665), и порядок его составления и представления; форма отчетности "Информация о счетах, открытых казенным и бюджетным учреждениям, финансовым органам в кредитных организациях (их филиалах) (ф. 0409909).

Отдельные поправки внесены также в некоторые иные формы отчетности и порядки их составления и представления.

(Указание Банка России от 24.08.2012 N 2867-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 12 ноября 2009 года N 2332-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк РФ")


Вернуться в начало


Социальное страхование и обеспечение

В извещении о состоянии специальной части индивидуального лицевого счета, направляемой лицам, застрахованным в системе обязательного пенсионного страхования, должны указываться дополнительные сведения.

Данные лица не позднее 1 сентября каждого года должны быть проинформированы о состоянии специальной части их индивидуальных лицевых счетов (части индивидуального лицевого счета, в которой учитываются сведения о средствах, поступивших на формирование накопительной части трудовых пенсий), в соответствии с Формой извещения, утвержденной Приказом Минфина РФ от 18.10.2010 N 127н.

Согласно дополнениям, внесенным в форму извещения, застрахованное лицо должно быть проинформировано также о результате инвестирования средств выплатного резерва (обособленной части средств пенсионных накоплений, сформированной для осуществления выплаты накопительной части трудовой пенсии по старости), а также о видах выплат, финансируемых за счет средств пенсионных накоплений.

(Приказ Минфина России от 30.08.2012 N 121н "О внесении изменений в Форму извещения о состоянии специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, утвержденную приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18 октября 2010 г. N 127н", Зарегистрировано в Минюсте России 20.09.2012 N 25502)


Вернуться в начало


Таможенное дело

С 1 октября 2012 года увеличиваются ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и нефтепродукты, вывозимые за пределы территории РФ и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе.

В частности, ставка пошлины для нефти сырой (здесь и далее - ставка вывозной таможенной пошлины в долларах США за 1000 кг) составит 418,9 доллара США против 393,8 доллара США, установленных с 1 сентября 2012 года.

Вывоз топлива жидкого, масел, отработанных нефтепродуктов, легких и средних дистиллятов, газойлей, бензола, толуола, вазелина нефтяного будет осуществляться по ставке таможенной пошлины в размере 276,4 доллара США (сейчас - 259,9 доллара США).

Ставка пошлины на пропан, бутаны, этилен, пропилен, бутилен и бутадиен, прочие сжиженные газы составит 172,5 доллара США (в настоящее время - 76,2 доллара США). На бензины товарные и прямоточный бензин ставка пошлины установлена в размере 377 долларов США (с 1 сентября 2012 года - 354,4 доллара США).

(Постановление Правительства РФ от 22.09.2012 N 954 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе")

В отношении отдельных товаров, включенных в ТН ВЭД ТС, установлены ставки ввозных таможенных пошлин.

Ставки установлены в отношении товаров, включенных, в частности, в товарные позиции 7304, 8462, 8481, 8504, 8525, 8704.

Установлено, что ставки ввозных таможенных пошлин в размере 0 (ноль) % от таможенной стоимости применяются:

  • в отношении товаров, классифицируемых в подсубпозициях 8462 10 100 1, 8462 10 100 2 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, с 01.11.2012 по 31.12.2012 включительно;
  • в отношении товаров, классифицируемых в подсубпозиции 8504 23 000 1 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, с 01.11.2012 по 31.10.2014 включительно.

(Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 14.09.2012 N 81 "О внесении изменений в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единый таможенный тариф Таможенного союза в отношении отдельных товаров")

Внесены изменения в Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами.

В указанный перечень включены дополнительные разделы:

  • "Товары, в отношении которых государствами - членами Таможенного союза применяются ограничения в соответствии с обязательствами, принятыми при присоединении к Всемирной торговой организации";
  • "Товары, в отношении которых государствами - членами Таможенного союза применяется лицензирование импорта на основании решений об установлении импортной квоты в качестве специальной защитной меры".

Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.

(Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.09.2012 N 169 "О внесении изменений в нормативные правовые акты Таможенного союза в области нетарифного регулирования")

"Российская газета" и интернет-портал "Российской газеты" (www.rg.ru) определены в качестве источников официального опубликования решений Суда Евразийского экономического сообщества.

Установлено, что решения Суда подлежат официальному опубликованию в одном из указанных источников в течение 30 дней со дня получения решений.

(Распоряжение Правительства РФ от 24.09.2012 N 1763-р)


Вернуться в начало


Законопроекты

Совет Федерации одобрил законопроект, дополняющий льготы по НДС для сельхозпроизводителей.

Накануне в рамках очередного заседания Совета Федерации сенаторы одобрили законопроект, который устанавливает десятипроцентную ставку НДС в отношении реализации племенного крупного рогатого скота, племенных свиней, овец, коз и лошадей.

Кроме того, законопроект устанавливает бессрочно нулевую ставку по налогу на прибыль для сельскохозяйственных товаропроизводителей и рыбохозяйственных организаций.

Как отметили сенаторы, законопроект будет способствовать улучшению финансово-экономического положения сельскохозяйственных товаропроизводителей, их постепенной адаптации к условиям членства России в ВТО.

Совет Федерации одобрил внесение изменений в соглашение об избежании двойного налогообложения со Швейцарией.

Совет Федерации ратифицировал Протокол о внесении изменений в Соглашение между Россией и Швейцарией об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал, подписанное в Москве 15 ноября 1995 года.

Документом уточняется перечень налогов, на которые распространяется действие соглашения в соответствии с законодательством РФ, а также термины "резидент", "дивиденды", "проценты". Кроме того, документ дополнен положением об освобождении от налогообложения дивидендов, если они выплачиваются пенсионным фондам, правительствам и центральным банкам России и Швейцарии.

Также документ дополнен положением об обмене информацией между налоговыми органами двух стран, в том числе, сведениями, находящимися в распоряжении банков, кредитных организаций, номинальных держателей, агентов или доверительных управляющих.

Межгосударственное соглашение дополнено статьей "Противодействие подставным схемам", предусматривающей меры, препятствующие необоснованному применению льготного налогообложения доходов в виде дивидендов, процентов и доходов от авторских прав и лицензий.

Госдума РФ ратифицировала соглашение об избежании двойного налогообложения с Аргентиной.

Госдума РФ одобрила накануне законопроект № 63128-6 "О ратификации Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Аргентинской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал".

Согласно документу, доходы от недвижимого имущества могут облагаться налогами в том государстве, где такое имущество фактически находится.

Прибыль, полученная предприятием договаривающегося государства от эксплуатации морских или воздушных судов в международных перевозках, подлежит налогообложению только в этом государстве.

Дивиденды, выплачиваемые компанией, являющейся резидентом одного государства, резиденту другого государства, могут облагаться налогом в этом другом государстве.

Госдума одобрила соглашение об избежании двойного налогообложения с Латвией.

Депутаты Госдумы одобрили накануне законопроект № 70790-6 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал".

Соглашение предусматривает, что прибыль предприятия одного договаривающегося государства подлежит налогообложению только в этом государстве, если только предприятие не осуществляет предпринимательскую деятельность в другом договаривающимся государстве через находящееся там постоянное представительство.

Определён порядок применения ККТ кредитными организациями

Госдума приняла в первом чтении законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платёжных карт" в части уточнения обязанностей кредитных организаций".

Предлагается упразднить не реализуемые Банком России полномочия по определению порядка совершения кредитными организациями кассовых операций с применением ККТ. Кроме того, устанавливается, что требования о применении ККТ не распространяются на кредитные организации, за исключением случаев применения ими платёжных терминалов, осуществляющих приём средств наличного платежа, если данные платёжные терминалы:

  • установлены вне помещений головного офиса, филиалов, внутренних структурных подразделений кредитной организации;
  • не являются основными средствами кредитной организации и не принадлежат только ей на праве собственности;
  • не обеспечивают ежедневное отражение в бухгалтерском учёте операций, совершённых с применением такого платёжного терминала в соответствии с нормативными актами ЦБ РФ.

Определяется, что банкоматами являются только те устройства, которые обеспечивают не только приём, но и выдачу денежных купюр.

Положения отдельных законодательных актов предлагается привести в соответствие с новым Федеральным законом "О бухгалтерском учете", вступающим в силу с 1 января 2013 года.

Проектом Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" вносятся поправки в федеральные законы "О банках и банковской деятельности", "Об организации страхового дела в Российской Федерации", "О негосударственных пенсионных фондах", "О Центральном банке Российской Федерации" и др.

Основная часть изменений носит технический характер (в том числе приведена в соответствие с новым законом применяемая терминология - к словосочетанию "бухгалтерская отчетность" добавлено слово "финансовая").

Законопроектом уточняются также положения, касающиеся проведения обязательного аудита годовой и годовой консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности (в том числе конкретизированы требования к содержанию заключения, составляемого по результатам проведения аудита).

Поправки, вносимые в закон о Центральном банке РФ, уточняют функции Банка России (в частности, к ведению Совета директоров Банка России отнесено утверждение отраслевых стандартов бухгалтерского учета для банковской системы РФ).

Законопроект о повышении МРОТ одобрен Правительством РФ.

На неделе Правительство РФ одобрило законопроект "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда".

Как планируется, с 1 января 2013 г. минимальный размер оплаты труда вырастет до 5 205 руб. в месяц. Сегодня МРОТ составляет 4 611 руб., таким образом, увеличение составит почти 13%.

По оценке Минтруда на основе данных Росстата в апреле 2012 г. численность работников, получающих заработную плату в размере до 5205 руб. составила 1,3 млн. человек в целом по экономике Российской Федерации или порядка 2% от численности занятых в экономике (из них порядка 360 тыс. человек – совместители и работники, занятые неполное рабочее время). При этом половина из них занята в бюджетной сфере (650 тыс. человек или 4,3% от общего числа работников государственных и муниципальных учреждений, включая порядка 160 тыс. совместителей и работников занятых неполное рабочее время).

Минфин намерен внести изменения в План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений.

Минфин РФ разработал проект ведомственного приказа "О внесении изменений в План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению, утвержденный приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. №174н".

Текст документа размещен на сайте министерства.

Документ предусматривает исключение строк "Недвижимое имущество учреждения в пути" и дополнение плана счетов строками "Расчеты по авансам по приобретению ценных бумаг и по иным финансовым вложениям", "Расчеты по авансам по приобретению ценных бумаг, кроме акций " и "Расчеты по авансам по приобретению акций и иным формам участия в капитале".

ФНС подготовила изменения в порядок заполнения декларации по транспортному налогу.

ФНС РФ подготовил проект приказа "О внесении изменений в приложение № 3 к приказу Федеральной налоговой службы от 20 февраля 2012 г. № ММВ-7-11/99@ "Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по транспортному налогу в электронном виде и Порядка ее заполнения".

Текст документа размещен на сайте ФНС РФ.

Документ дополняет пункт 5.1. раздела V "Порядок заполнения Раздела 2 "Расчет суммы транспортного налога по каждому транспортному средству".

Кроме того, из Порядка заполнения налоговой декларации по транспортному налогу исключаются коды ряда видов транспортных средств.


Вернуться в начало


Судебная практика

ВАС: реализация товаров по договорам комиссии не облагается ЕНВД.

Подпадает ли под "вмененку" продажа товаров в розницу через комиссионера? Этот вопрос нередко становился предметов судебного разбирательства, и арбитры отвечали на него по-разному. Наконец свою позицию высказал Президиум ВАС РФ. Высший суд сделал такой вывод: комитент, передавший комиссионеру товары для реализации, сам не заключает с покупателями розничные договоры купли-продажи, а значит, он не может применять "вмененку".

Суть рассмотренного Президиумом ВАС спора такова. Предприниматель занимался розничной и оптовой торговлей стройматериалами. По розничной продаже (осуществлялась в магазине, площадью менее 150 кв. метров) ИП применял "вмененку". Кроме того, он сдавал часть помещений в аренду другому предпринимателю, также применявшему "вмененку".

С этим же предпринимателем был заключен договор комиссии. По данному договору предприниматель-комиссионер (выступающий арендатором по указанному выше договору аренды) реализовывал в розницу по поручению предпринимателя-комитента стройматериалы.

По операциям, связанным с продажей стройматериалов по договору комиссии, ИП-комитет применял "вмененку". Это обстоятельство и послужило основанием для судебного разбирательства. По мнению налоговиков, комитет не имел право применять этот спецрежим в отношении операций по реализации товаров комиссионером, а должен был платить налоги по общей системе налогообложения. Данный вывод подтвердили судьи первой инстанции. В апелляции и кассации предприниматель смог доказать свою правоту. Однако разбирательство в последней инстанции – Президиуме ВАС – выиграли налоговики.

Судьи ВАС рассуждали следующим образом. "Вмененка" применяется, в частности, в отношении розничной торговли через объекты стационарной торговой сети (подп. 6 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Под розничной торговлей понимается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами на основе договоров розничной купли-продажи (ст. 346.27 НК РФ). По договору розничной купли-продажи продавец обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью (п. 1 ст. 492 ГК РФ).

Что касается договора комиссии, то по этому договору одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента (ст. 990 ГК РФ).

В рассматриваемом случае такими сделками, совершаемыми комиссионером, были операции по розничной продаже товаров. При этом комитент при передаче комиссионеру товаров в целях их дальнейшей реализации в розницу сам не заключал договоров розничной купли-продажи с покупателями, а значит, он не может применять "вмененку" в отношении таких сделок.

(Постановление Президиума ВАС от 17.07.12 № 1098/12)

Суд против НДС с возвращенного аванса.

Получен аванс, но в том же квартале его вернули несостоявшемуся покупателю. Значит, компания не обязана начислять НДС. Так решил ФАС Центрального округа.

Утверждение суда опровергает вывод из письма ФНС России от 24.05.10 № ШС-37-3/2447. Там указано, что предприятию следует начислить НДС. И в том же квартале его можно вычесть (при наличии документов на возврат предоплаты и на расторжение договора). Многие так и делают, избегая споров с ИФНС. Но если по каким-то причинам налог не был начислен, то надо отстаивать свою правоту. Здесь поможет арбитражная практика. В частности, комментируемое решение, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 15.12.08 № Ф08-7460/2008, ФАС Северо-Западного округа от 19.03.07 № А52-3408/2006/2, ФАС Поволжского округа от 19.04.11 № А55-19268/2010.

Налог, как напоминает суд, определяется от налоговой базы (п. 1 ст. 52 НК РФ). В свою очередь, налоговая база рассчитывается по итогам каждого налогового периода (п. 1 ст. 54 НК РФ). Если на конец квартала нет задолженности по авансам, то нет и налоговой базы для НДС с авансов. Поэтому арбитраж признает незаконность взимания налога.

(Постановление ФАС Центрального округа от 06.09.12 № А35-11848/2011)

Налоговики пытались отказать в вычете НДС под предлогом несоблюдения графика поставок.

Налоговая инспекция отказала в возмещении переплаты по НДС из-за отсутствия согласования цены, объема и графика поставок. Суды указали, что счета-фактуры и факта оплаты достаточно.

ФАС Северо-западного округа поддержал решения судов первой и апелляционной инстанций.

Налоговая инспекция, проводя камеральную проверку декларации по НДС к "возмещению", в выплате денег отказала. По декларации птицефабрики был начислен НДС 52,3 млн. руб., а сумма налоговых вычетов – 68,6 млн. рублей. Превышение налоговых вычетов над суммой к оплате возникло из-за предоплаты за корма на год вперед. Счет-фактура с выделенным НДС на всю сумму присутствовал.

Инспекция придралась к пункту договора, в котором указано, что ассортимент, количество, сроки поставок согласуются сторонами дополнительно. На этом основании фискалы согласились зачесть только уплаченный НДС с согласованных и фактически произведенных поставок.

Суды, сославшись на разъяснения Минфина, изложенные в письме от 06.03.2009 № 03-07-15/39 (п. 2), признали действия налоговой незаконными.

В письме разъяснено, что в случае если в договоре на поставку товаров предусмотрено условие о перечислении предварительной оплаты (частичной оплаты) без указания конкретной суммы, то к вычету следует принимать НДС, исчисленный исходя из суммы перечисленной предварительной оплаты (частичной оплаты), указанной в счете-фактуре, выставленном продавцом.

Налоговый орган также сослался на следующие обстоятельства. Согласно выпискам банка о движении денежных средств по счетам птицефабрики и ее поставщика, он перечислил в оплату комбикормов своим контрагентам всего лишь 4,6% от авансовых платежей. Оставшаяся сумма направлена в погашение займов и в оплату товара, приобретенного у птицефабрики и третьих лиц. По мнению инспекции, поскольку перечисленные денежные средства, по которым налогоплательщиком заявлены налоговые вычеты, в основном направлены на погашение займов (81,7% от авансовых платежей), участники "цепочки" фактически не уплачивали НДС в бюджет.

Исследовав и оценив документы в их совокупности и взаимосвязи, суды установили отсутствие в материалах дела доказательств, опровергающих факт приобретения заявителем комбикормов у поставщика.

В результате действия ИФНС признали незаконными и обязали возместить НДС в месячный срок.

(Постановление ФАС Северо-западного округа от 30 августа 2012 г. по делу № А52-4152/2011)

Предварительная заявка на товар, а также его доставка свидетельствуют об оптовом характере торговли.

По результатам выездной проверки налоговая инспекция доначислила индивидуальному предпринимателю налоги по общей системе. Основанием для принятия такого решения послужил вывод налогового органа об осуществлении предпринимателем наряду с розничной торговлей оптовой торговли, не являющейся "вмененным" видом деятельности. Коммерсант с таким решением инспекции не согласился и обратился в суд.

В свою очередь арбитры указали, что согласно пункту 2 статьи 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД применяется в отношении розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м по каждому объекту организации торговли, через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети.

Под розничной торговлей в целях уплаты ЕНВД понимается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи (ст. 346.27 НК РФ).

Таким образом, к розничной торговле в целях уплаты единого налога относится предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами как за наличный, так и за безналичный расчет по договорам розничной купли-продажи, независимо от того, какой категории покупателей (физическим или юридическим лицам) реализуются эти товары.

В соответствии с пунктом 1 статьи 492 ГК РФ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

В силу статьи 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (ст. 506 ГК РФ).

Таким образом, одним из признаков, позволяющих отличить розничную куплю-продажу от поставки, является конечная цель использования покупателем приобретенного товара.

Судьи обратили внимание на то, что факторами, которые могут свидетельствовать об осуществлении продавцом оптовой торговли, являются предварительное согласование существенных условий договора поставки (наименование и количество товара), доставка товара до покупателя и др.

Арбитры выяснили, по условиям заключенных договоров предприниматель обязался поставить покупателям товар в обусловленный срок, а они - принять и оплатить указанный товар. Ассортимент, количество и цена товара сторонами были согласованы. На оплату реализованного товара предпринимателем выставлялись счета-фактуры, оплата производилась в безналичном порядке путем перечисления денежных средств на расчетный счет предпринимателя.

В платежных поручениях организаций-контрагентов (покупателей) на оплату приобретенных товарно-материальных ценностей содержатся ссылки как на конкретные договоры, так и на накладные, по которым товары были получены покупателями.

При этом контрагентами предпринимателя подтвержден факт приобретения товарно-материальных ценностей в целях дальнейшего использования для осуществления предпринимательской деятельности.

Таким образом, арбитры ФАС Уральского округа пришли к выводу, что такая реализация товаров имеет характер оптовой торговли, налогообложение которой следует производить по общему режиму. Следовательно, решение налоговой инспекции является правомерным.

(Постановление ФАС Уральского округа от 02.08.2012 № Ф09-6515/12)


Вернуться в начало


Прочее

Условие по размеру чистых активов, предусмотренное НК РФ для участников консолидированной группы налогоплательщиков, должно соблюдаться на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления документов для регистрации договора о создании КГН.

Данное разъяснение основано на положениях подпункта 3 пункта 3 статьи 25.2 НК РФ. Размер чистых активов организации рассчитывается на основании бухгалтерской отчетности и, согласно установленному требованию, должен превышать размер ее уставного (складочного) капитала.

(Письмо ФНС России от 19.09.2012 N ЕД-4-3/15572@ "О соблюдении участниками консолидированной группы налогоплательщиков условий, предусмотренных подпунктом 3 пункта 3 статьи 25.2 НК РФ")

При получении по соглашению о предоставлении отступного имущества (имущественных прав) должника, признанного банкротом и не являющегося налогоплательщиком налога на добавленную стоимость в связи с применением упрощенной системы налогообложения, получатели такого имущества (имущественных прав) налоговыми агентами не являются и, соответственно, на них обязанность перечислять в бюджет налог на добавленную стоимость не возлагается.

В соответствии со статьей 24 НК РФ налоговыми агентами являются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 346.11 главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 НК РФ.

(Письмо ФНС России от 20.09.2012 N ЕД-4-3/15733@ "О направлении письма Минфина России")

НДС в случае приобретения имущества у ИП-банкрота не уплачивается.

Покупатель имущества банкрота, как известно, является налоговым агентом по НДС от реализации данного имущества.

Однако Минфин сделал вывод: "с момента принятия арбитражным судом решения о признании индивидуального предпринимателя банкротом такой ИП налогоплательщиком налога на добавленную стоимость не признается".

Причина в том, что согласно нормам Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" с момента принятия арбитражным судом решения о признании ИП банкротом и об открытии конкурсного производства утрачивает силу государственная регистрация гражданина в качестве ИП. То есть ИП становится просто физлицом, а физлица не являются налогоплательщиками НДС.

Поэтому и у налогового агента соответствующих обязанностей не возникает.

(Письмо Минфина России от 20.09.12 № 03-07-14/93)

Минфин разъяснил нюансы заполнения счета-фактуры при реализации товаров, произведенных на территории РФ.

В графах 10, 10а и 11 счета-фактуры, в которых указываются страна происхождения товаров (цифровой код и краткое наименование) и номер таможенной декларации, следует ставить прочерки, если страной происхождения товаров является территория Российской Федерации.

Чиновники ссылаются на подпункты "к" и "л" п. 2 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость. Из данных норм следует, что графы 10, 10а и 11 счета фактуры заполняются только в отношении товаров, страной происхождения которых не является РФ.

Соответственно, при реализации товаров, страной происхождения которых является территория РФ, в графах 10, 10а и 11 счета-фактуры следует проставлять прочерки.

(Письмо Минфина России от 20.09.12 № 03-07-08/275)

Минфин: выручка от реализации земельных участков учитывается при расчете права на освобождение от НДС.

Пункт 1 статьи 145 Налогового кодекса позволяет не платить НДС тем предпринимателям или организациям, чья выручка за три предшествующих последовательных календарных месяца не превысила в совокупности 2 млн. рублей. Нужно ли учитывать в составе выручки сумму, полученную от реализации налогоплательщиком земельного участка? Да, нужно, считают в Минфине России.

Чиновники напоминают, что выручка от реализации земельного участка не является объектом налогообложения по НДС. Об этом сказано в подпункте 6 пункта 2 статьи 146 НК РФ.

Однако этот факт никак не влияет на расчет права на освобождение от НДС. Согласно нормам пункта 1 статьи 145 при расчете выручки за три месяца учитываются любые поступления от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС. В том числе и выручка от реализации земельного участка.

(Письмо Минфина России от 20.09.12 № 03-07-07/94).

На какой стадии ликвидации должника можно признать долг безнадежным.

Минфин напомнил, что ликвидация организации-должника - одно из оснований признания долга безнадежным. Такие долги, если их суммы не покрыты за счет резервов по сомнительным долгам, учитываются во внереализационных расходах.

По ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование, после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Таким образом, приходит к выводу Минфин, долг можно признать безнадежным после исключения должника из ЕГРЮЛ. Документальным подтверждением может служить выписка из ЕГРЮЛ.

(Письмо Минфина России от 19.09.12 № 03-03-06/1/487)

Ликвидация последствий наводнения – только за свой счет.

Минфин России дал ответ на вопрос, может ли организация, понесшая существенные затраты при устранении последствий наводнения в населенном пункте, учесть их в составе внереализационных расходов на основании подп. 6 п. 2 ст. 265 НК РФ.

Специалисты финансового ведомства разъяснили, что в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 21.12.94 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" организации обязаны обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Следовательно, потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций, учитываются для целей налогообложения прибыли организаций, только если такие ситуации возникают на подведомственных объектах производственного и социального назначения организации и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Из разъяснений Минфина России получается, что понесенные организацией затраты на ликвидацию последствий наводнения в населенном пункте (ремонт заборов, домов, разборка завалов и т.д.) она не может учесть для целей исчисления налога на прибыль.

(Письмо Минфина России от 21.09.2012 № 03-03-06/1/491)

Организации вправе учесть в расходах сумму выплат по гражданско-правовым договорам, заключенным со штатными сотрудниками.

Расходы на выплату сумм вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, заключенным со штатными работниками, могут уменьшать налогооблагаемую прибыль организации.

Чиновники отметили, что пункт 21 статьи 255 Налогового кодекса позволяет учитывать расходы на оплату труда работников, не состоящих в штате организации-налогоплательщика, за выполнение ими работ по договорам гражданско-правового характера (за исключением оплаты труда по договорам гражданско-правового характера, заключенным с индивидуальными предпринимателями).

В то же время в Минфине считают, что при налогообложении прибыли расходы на выплату сумм по договорам гражданско-правового характера, заключенным со штатными работниками, можно учесть в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. То есть на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ. При этом необходимо соблюдать общие правила признания расходов, которые изложены в пункте 1 статьи 252 НК РФ: налогоплательщики вправе учитывать только обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные расходы, которые произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

(Письмо Минфина России от 21.09.12 № 03-03-06/1/495)

Квартальные авансы по прибыли: исходя из каких кварталов считать средний доход.

Налогоплательщики, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК, не превышали в среднем 10 млн. руб. за каждый квартал, уплачивают только квартальные авансовые платежи, начиная с квартала, следующего за отчетным (налоговым) периодом.

При расчете средней величины доходов от реализации, которая служит критерием для уплаты только квартальных авансовых платежей по налогу на прибыль, необходимо брать в расчет идущие последовательно четыре квартала, предшествующие периоду подачи соответствующей налоговой декларации.

(Письмо Минфина России от 21.09.2012 № 03-03-06/1/493)

Безвозмездное право на использование торговых площадей может обязать вмененщика к уплате налога на прибыль.

Минфин разъяснил, относится ли к деятельности, облагаемой ЕНВД, доход в виде полученного имущественного права.

В письме отмечается, что при осуществлении деятельности, облагаемой ЕНВД, доход в виде безвозмездно полученного имущественного права на использование торговых площадей, переданных единственным учредителем организации (физическим лицом), доля участия которого в уставном капитале организации составляет более 50%, подлежит обложению налогом на прибыль организаций.

(Письмо Минфина России от 20.09.2012 № 03-11-06/3/66)

Разъяснен порядок применения коэффициентов-дефляторов к ставке НДПИ при добыче угля.

Сообщается, в частности, что согласно порядку, установленному статьей 342 НК РФ, при исчислении суммы НДПИ за текущий налоговый период ставка НДПИ по соответствующему виду угля умножается на коэффициент-дефлятор, установленный для данного вида угля на квартал текущего налогового периода, и коэффициенты-дефляторы, установленные на предыдущие кварталы, применяемые при исчислении суммы НДПИ в предыдущих налоговых периодах.

(Письмо ФНС России от 21.09.2012 N ЕД-4-3/15835 "По вопросу применения положений статьи 342 Налогового кодекса РФ")

Водопользователи, осуществляющие использование водных объектов на основании лицензий, выданных до введения в действие Водного кодекса РФ (01.01.2007), являются плательщиками водного налога до окончания действия лицензии.

После того как взамен лицензии водопользователь заключит договор или получит решение о предоставлении водного объекта в пользование по правилам, предусмотренным Водным кодексом РФ, он перестанет являться плательщиком водного налога на основании пункта 2 статьи 333.8 Налогового кодекса РФ. В письме ФНС России сообщается также, что с этого момента с него будет взиматься неналоговая плата за пользование водным объектом.

(Письмо ФНС России от 24.09.2012 N ЕД-4-3/15909@ "По вопросу уплаты водного налога водопользователями, осуществляющими забор воды из поверхностных водных объектов после 01.01.2007")

Увеличение номинальной стоимости долей участников ООО за счет прибыли обязывает к уплате НДФЛ.

Минфин РФ разъяснил порядок уплаты НДФЛ при увеличении уставного капитала путем увеличения номинальной стоимости акций.

Ведомство напоминает, что в соответствии с пунктом 19 статьи 217 НК РФ не подлежат обложению НДФЛ, в частности, доходы, полученные от акционерных обществ или других организаций акционерами этих акционерных обществ или участниками других организаций в результате переоценки основных фондов (средств) в виде дополнительно полученных ими акций (долей, паев), распределенных между акционерами или участниками организации пропорционально их доле и видам акций, либо в виде разницы между новой и первоначальной номинальной стоимостью акций или их имущественной доли в уставном капитале.

При увеличении обществом номинальной стоимости долей участников за счет нераспределенной прибыли прошлых лет, а не в результате переоценки основных фондов (средств), положения статьи 217 НК РФ не применяются и, следовательно, доход в виде разницы между первоначальной и новой номинальной стоимостью долей участников общества подлежит обложению налогом на доходы физических лиц на общих основаниях с применением ставок, предусмотренных статьей 224 НК РФ.

(Письмо Минфина России от 17.09.2012 № 03-04-06/4-281)

Материнский капитал, выплачиваемый из регионального бюджета, не облагается НДФЛ.

Средства материнского (семейного) капитала в силу п. 34 ст. 217 НК РФ освобождены от обложения НДФЛ. Минфин разъяснил, что дополнительные выплаты материнского капитала, установленные региональными властями и финансируемые из региональных бюджетов, нельзя признать материнским капиталом для применения п. 34 ст. 217 НК РФ.

Однако такие выплаты освобождаются от НДФЛ на основании п. 8 ст. 217 НК РФ как единовременные выплаты налогоплательщикам из числа малоимущих и социально незащищенных категорий граждан в виде сумм адресной социальной помощи.

(Письмо Минфина России от 17.09.12 № 03-04-06/6-280)

Центробанк разъяснил, почему и как ИП должны подчиняться порядку ведения кассовых операций.

ЦБ РФ выпустил письмо, в котором ответил на вопрос - зачем на ИП распространили порядок ведения кассовых операций?

Как выяснилось, сделано это, поскольку в главах НК, касающихся вмененки и упрощенки, есть упоминание обязанности налогоплательщиков (организаций и ИП) ведения кассовых операций. Кроме того, в одном из пунктов Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 359 упоминается, что "при осуществлении контроля за надлежащим использованием бланков документов проверяется наличие печати" и подписи ИП.

Следовательно, нашумевшее Положение Банка России от 12.10.2011 N 373-П "О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории РФ", оказывается, по логике ЦБ, привело "кассовые" обязанности ИП в соответствие действующему законодательству.

Итак, с 1.01.2013 ИП, согласно разъяснениям, данным в письме, обязаны следить за лимитом остатка налички. Размер лимита ИП определяет для себя сам. Наличные деньги сверх лимита обязан сдавать в банк. По этой же причине, чтобы вдруг незаметно не накопить излишний остаток, ИП обязан ежедневно выводить сумму остатка в кассовой книге, в которую вносятся записи на основании приходных и расходных кассовых ордеров.

Наличные деньги, полученные индивидуальным предпринимателем с банковского счета, могут без ограничений расходоваться им на личные (потребительские) нужды, отмечает ЦБ. Авансовый отчет о суммах наличных денег, израсходованных непосредственно ИП на любые цели, ЦБ разрешил не составлять.

(Письмо ЦБ от 02.08.12 № 29-1-2/5603)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.