Мониторинг изменений за период 24.12.12 - 30.12.12



Бухгалтерский учет и налогообложение

ФНС утвердила электронные форматы документов для патентной системы налогообложения.

ФНС РФ своим приказом утверждает форматы представления документов для применения патентной системы налогообложения в электронной форме.

Текст документа размещен на сайте ФНС РФ.

Документ утвержден в целях реализации статьи 346.45 главы 26.5 Налогового кодекса РФ и на основании приказа ФНС России от 14.12.2012 № ММВ-7-3/957@ "Об утверждении форм документов для применения патентной системы налогообложения".

Приказ утверждает:

  • формат представления заявления на получение патента (форма № 26.5-1) в электронной форме;
  • формат заявления об утрате права на применение патентной системы налогообложения (форма № 26.5-3) в электронной форме;
  • формат представления заявления о прекращении предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась патентная система налогообложения (форма № 26.5-4) в электронной форме.

(Приказ ФНС России № ММВ-7-6/996@ от 24.12.2012)

Вводятся в действие новая форма Книги учета доходов и расходов для налогоплательщиков, применяющих УСН, а также форма Книги для ИП, применяющих патентную систему налогообложения.

В связи с изменениями в налоговом законодательстве в порядке применения упрощенной системы налогообложения, а также в связи с введением новой системы налогообложения для индивидуальных предпринимателей - патентной системы налогообложения, утверждены формы Книг для учета доходов и расходов налогоплательщиками, применяющими данные режимы налогообложения, а также порядки их заполнения.

(Приказ Минфина России от 22.10.2012 N 135н "Об утверждении форм Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, Книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, и Порядков их заполнения", Зарегистрирован в Минюсте России 21.12.2012 N 26233)

Скорректирован порядок заполнения налоговой декларации по транспортному налогу.

Поправки коснулись Раздела 2 "Расчет суммы транспортного налога по каждому транспортному средству" (в том числе в части расчета сумм налоговых льгот), а также Приложения N 5 (сокращен перечень кодов видов ТС).

(Приказ ФНС России от 26.10.2012 N ММВ-7-11/808@ "О внесении изменений в приложение N 3 к приказу Федеральной налоговой службы от 20 февраля 2012 г. N ММВ-7-11/99@ "Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по транспортному налогу в электронном виде и Порядка ее заполнения", Зарегистрирован в Минюсте России 19.12.2012 N 26196)

Отменены методические рекомендации налоговикам по вопросу налогообложения прибыли иностранных организаций.

Отменен приказ МНС России 2003 года, которым были утверждены методические рекомендации налоговым органам по применению отдельных положений главы 25 НК РФ, касающихся особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций.

Данный нормативно-правовой акт устанавливал правовой статус организаций, однако не прошел обязательную для него процедуру государственной регистрации в Минюсте России.

Также следует отметить, что один из пунктов указанных методических рекомендаций ВАС РФ признал недействующим по причине его противоречия НК РФ и международным договорам. Речь идет о положении, препятствующем иностранным организациям, осуществляющим свою деятельность в России через постоянные представительства, признавать расходы, передаваемые иностранной организацией своему постоянному представительству в нашей стране, по методу начисления.

(Приказ ФНС России от 19 декабря 2012 г. № ММВ-7-3/980@ "Об отмене приказа МНС России от 28.03.2003 № БГ-3-23/150")

Передача ресурса нумерации другому сотовому оператору будет осуществляться без уплаты госпошлины.

Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон, предоставляющий абонентам подвижной радиотелефонной связи право на сохранение своего абонентского номера при заключении договора об оказании услуг связи с другим оператором подвижной радиотелефонной связи. При этом в Федеральном законе закрепляется, что размер платы абонента за использование сохраненного абонентского номера не может превышать сто рублей.

Федеральным законом вносится изменение и в часть вторую Налогового кодекса РФ, касающееся освобождения от уплаты госпошлины в случае передачи ресурса нумерации в части абонентского номера абонента, принявшего решение сохранить свой абонентский номер при заключении договора об оказании услуг связи с другим оператором подвижной радиотелефонной связи.

(Федеральный закон от 25.12.2012 № 253-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" и статьи 333.33и 333.34 части второй Налогового кодекса РФ")

Новые модели ККТ внесены в госреестр.

Приказом ФНС в первый раздел Государственного реестра контрольно-кассовой техники включены сведения о моделях контрольно-кассовой техники: контрольно-кассовые машины "POSprint FP510K", "YARUS M2100K"; программно-технический комплекс "ШТРИХ-КОМБО-ПТК".

(Приказ ФНС России от 21.12.12 № АС-7-2/991@)

Утвержден порядок опубликования и представления кредитными организациями консолидированной отчетности.

ЦБ РФ установил порядок опубликования и представления кредитными организациями консолидированной финансовой отчетности, составленной в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 208-ФЗ № "О консолидированной финансовой отчетности".

Согласно Указанию ЦБ РФ, опубликованию кредитными организациями ежегодно подлежит годовая консолидированная финансовая отчетность. При этом аудиторское заключение публикуется вместе с годовой консолидированной финансовой отчетностью.

Годовая консолидированная финансовая отчетность считается опубликованной, если она размещена в информационных системах общего пользования или опубликована в средствах массовой информации, доступных для заинтересованных в ней лиц.

(Указание ЦБ России № 2923-У от 03.12.2012)


Вернуться в начало


Таможенное дело

Утверждены экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты на январь.

Правительство РФ своим постановлением утверждает ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые за пределы территории РФ и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе.

Текст документа размещен в "Российской газете".

Согласно документу, ставка вывозной пошлины на сырую нефть составила 395,6 долларов за тонну, на темные и светлые нефтепродукты – 261,1 долларов за тонну, на прямогонный и товарный бензины – 356 долларов за тонну, на сжиженные газы – 198,7 долларов за тонну.

(Постановление Правительства РФ № 1368 от 21 декабря 2012 года)

Установлен порядок применения метода определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1).

В Правилах приводятся условия и примеры применения метода 1, основания для дополнительных начислений к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары.

Правила вступают в силу по истечении 30 календарных дней с даты официального опубликования.

(Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20.12.2012 N 283 "О применении метода определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1)")

Утверждены единые формы сертификата соответствия и декларации о соответствии техническим регламентам Таможенного союза, а также правила их оформления.

Установлено, что до 1 июля 2014 года допускается применение Единых форм документов об оценке (подтверждении) соответствия, утвержденных Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года N 896.

Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.

(Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 N 293 "О единых формах сертификата соответствия и декларации о соответствии техническим регламентам Таможенного союза и правилах их оформления")

Ратифицирован Договор о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при перемещении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза, подписанный 19 декабря 2011 года в Москве.

В соответствии с действовавшим ранее законодательством РФ о таможенном деле таможенные органы не могли приостанавливать перемещение наличных денежных средств или денежных инструментов в случае возникновения подозрения о возможной связи таких средств и инструментов с легализацией доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма. Договором устанавливается, что таможенные органы наделяются такими полномочиями при получении соответствующей информации от правоохранительных органов или органов финансового мониторинга.

Срок приостановления перемещения наличных денежных средств или денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза не может превышать 30 календарных дней со дня приостановления их перемещения.

Правоохранительный орган, получивший информацию от таможенного органа или уполномоченного органа о приостановлении перемещения денежных средств или денежных инструментов, в течение вышеуказанного срока принимает одно из следующих решений:

  • решение о возврате денежных средств или денежных инструментов, перемещение которых приостановлено;
  • процессуальное решение об изъятии (аресте) таких денежных средств или денежных инструментов.

(Федеральный закон от 25.12.2012 N 249-ФЗ "О ратификации Договора о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при перемещении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза")

Определены критерии нарушений хозяйствующими субъектами принципов и правил конкуренции, установленных для трансграничного рынка и входящих в сферу компетенции Европейской экономической комиссии.

Рынок относится к трансграничному, если географические границы товарного рынка охватывают территории двух и более Сторон.

В утвержденных Критериях рассматриваются условия, при наличии которых Евразийской экономической комиссией осуществляется пресечение допущенных нарушений запретов, определенных Соглашением о единых принципах и правилах конкуренции от 9 декабря 2010 года.

(Решение Высшего Евразийского экономического совета от 19.12.2012 N 29 "Об утверждении Критериев отнесения рынка к трансграничному")

Государства - члены Таможенного союза договорились об устранении технических барьеров во взаимной торговле с государствами - участниками СНГ, не являющимися членами Таможенного союза.

Под техническими барьерами в торговле понимаются различия требований национальных технических регламентов, стандартов и процедур оценки (подтверждения) соответствия государства - участника Содружества Независимых Государств, не являющегося государством - членом Таможенного союза, и технических регламентов Таможенного союза, стандартов, применяемых в Таможенном союзе, и процедур оценки (подтверждения) соответствия Таможенного союза в отношении одноименных видов продукции, приводящие к препятствиям во взаимной торговле.

Соглашение вступает в силу с даты получения депозитарием последнего письменного уведомления о выполнении Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу.

("Соглашение государств - членов Таможенного союза об устранении технических барьеров во взаимной торговле с государствами - участниками Содружества Независимых Государств, не являющимися государствами - членами Таможенного союза", Заключено в г. Москве 17.12.2012)


Вернуться в начало


Правовые новости

Правительство упразднило ОЭЗ в Зеленоградском районе Калининградской области.

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал Постановление Правительства РФ, предусматривающее досрочное прекращение существования особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на территории Зеленоградского района Калининградской области.

Текст документа опубликован в "Российской газете".

Документ утвержден в соответствии с пунктом 2 части 7 статьи 6 Федерального закона "Об особых экономических зонах в РФ".

(Постановление Правительства РФ от 18 декабря 2012 года № 1330)

"Аэрофлот" и ФНС подписали соглашение о ценообразовании.

ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии" подписало соглашение с Федеральной налоговой службой (ФНС) России о ценообразовании по новым для российского законодательства правилам. Теперь информацию для определения цен и применения методов ценообразования компаний группы "Аэрофлот", в том числе и по предполагаемым операциям, авиаперевозчик будет передавать в налоговые органы заблаговременно, что позволит заранее согласовывать налоговые последствия сделок.

Основная цель соглашения - взаимодействие и информационный обмен между ФНС России и группой компаний "Аэрофлот", направленный на точное соблюдение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, повышение качества налогового администрирования.

Соглашение позволит упростить процедуру уплаты налогов в авиакомпаниях группы "Аэрофлот", повысит качество налогового администрирования и устранит налоговые риски трансфертного ценообразования. Его подписание подтверждает высочайшую степень открытости Аэрофлота для налоговых органов, повышает прозрачность организации бухгалтерского и налогового учета.

В настоящее время аналогичные соглашения действуют между ФНС РФ и двумя крупнейшими государственными нефтяными компаниями: "Роснефть" и "Газпром нефть".


Вернуться в начало


Законопроекты

Предлагается установить специальный порядок уплаты НДФЛ по договорам добровольного долгосрочного страхования жизни, заключенным до 1 января 2008 года, страховые взносы по которым уплачивались и после указанной даты.

Согласно порядку, действующему с 1 января 2008 года, по договорам добровольного долгосрочного страхования жизни налогообложению НДФЛ подлежат не страховые взносы, уплачиваемые работодателями в интересах своих работников - физических лиц, как это было ранее, а страховые выплаты, производимые страховой организацией физическому лицу.

При этом переходными положениями установлено, что в отношении договоров, заключенных до 1 января 2008 года, действует прежний порядок налогообложения, а в отношении договоров, заключенных после этой даты, - новый порядок.

Вместе с тем возникла неопределенность в отношении порядка налогообложения доходов физических лиц по договорам, заключенным до 1 января 2008 года, страховые взносы по которым уплачивались работодателями после указанной даты. Это привело к тому, что НДФЛ взимался дважды - сначала с сумм страховых взносов, уплаченных до 1 января 2008 года, а затем с сумм страховых выплат, осуществленных после указанной даты.

Согласно предлагаемой поправке, НДФЛ по указанным договорам должен взиматься согласно действующему порядку - с сумм страховых выплат, а налог, ранее удержанный работодателем с сумм страховых взносов, признать излишне уплаченным и подлежащим возврату в порядке, установленном ст. 231 НК РФ.

(Проект Федерального закона N 199052-6 "О внесении изменения в статью 3-1 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты РФ")

Сенаторы отклонили законопроект о применении ККТ в банкоматах и терминалах.

Накануне Совет Федерации отклонил изменения в закон о применении контрольно-кассовой техники кредитными организациями при осуществлении наличных денежных расчетов.

Документом уточняется понятие "банкомат", обязательной функцией которого должна стать выдача клиентам банкнот с использованием платежных карт.

Кроме того, законопроектом предусмотрена обязанность оборудовать контрольно-кассовой техникой терминалы, размещенные за пределами помещения кредитных организаций.

В ходе обсуждения сенаторы отметили, что ряд используемых кредитными организациями банкоматов не имеют функции выдачи наличных денег, при этом позволяют проводить операции по счетам клиентов с использованием кредитных карт. При этом вводимые законом требования будут стимулировать банки размещать их не в шаговой доступности для потребителей, а в своих офисах.

По мнению сенаторов, это приведет к снижению объема банковских услуг, вызовет проблемы по развитию дистанционного банковского обслуживания, передает пресс-служба Совета Федерации.


Вернуться в начало


Судебная практика

С материалами дополнительных мероприятий налогового контроля проверяемого знакомить не надо.

С результатами дополнительных мероприятий налогового контроля налогоплательщик был ознакомлен только уже на рассмотрениях материалов проверки. Справка по результатам допмероприятий не составлялась, налогоплательщику не вручалось никаких бумаг, где излагались бы полученные налоговиками в результате допмероприятий выводы. Заранее (до рассмотрения) составить возражения налогоплательщик не имел возможности. Между тем, как его представитель утверждал в суде, почти всю информацию налоговики собрали именно в ходе допмероприятий, а не в ходе проверки, и на рассмотрениях его коллеги присутствовали, ничего не понимая, вследствие чего не могли представить свои возражения. По этим причинам налогоплательщик пытался с помощью судов отменить решение налогового органа, ссылаясь на существенное нарушение его прав при рассмотрении материалов налоговой проверки.

Однако президиум ВАС вынес решение в пользу налоговиков. Мотивировочная часть по существу решения такова: "Согласно пункту 14 статьи 101 Кодекса основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения является нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки. К таким существенным условиям относятся обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

Иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки могут являться основаниями для отмены решения налогового органа, если только они привели или могли привести к принятию неправомерного решения".

(Постановление Президиума ВАС по делу № А40-22857/11-75-98)

Неверный номер подразделения ПФР в электронной отчетности по страховым взносам является несущественной ошибкой.

Если в электронной отчетности в ПФР, неверно указан адрес подразделения фонда (в частности, его неверный номер), штрафа за опоздание с представлением отчетности быть не может. Но только при условии, что изначально файл был отправлен своевременно. С этим выводом нижестоящих судов согласился ВАС РФ, отказав Пенсионному фонду в передаче дела в Президиум.

Организация из Челябинска своевременно (13 мая 2011 года) направила расчет по страховым взносам и сведения персучета через спецоператора связи "СКБ Контур" с помощью системы "Контур-Экстерн". Но допустила ошибку при выборе получателя: указала номер другого управления ПФР. В тот же день поступил протокол контроля об ошибке. Через несколько дней (17 мая 2011 года), после переговоров с фондом, когда в компании поняли, в чем была их ошибка, отчет был исправлен и, наконец, принят ревизорами. Но поскольку "исправленная" отчетность пришла с опозданием, сотрудники ПФР посчитали, что страхователь должен заплатить штраф. Как указали чиновники, датой исполнения обязанности по представлению сведений является дата принятия отчетности подразделением фонда. В итоге компания была привлечена к ответственности по статье 17 Федерального закона от 01.04.96 № 27-ФЗ и по статье 47 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ.

Суды всех инстанций признали привлечение к ответственности незаконным. По мнению арбитров, первоначальные сведения поступили в фонд своевременно. Это подтверждено протоколами отчетности и проверки. Поскольку сообщение поступило в распоряжение фонда, было раскрыто и не содержало недостоверных данных, нарушение в виде неверного указания адреса подразделения фонда является формальным и не образует состава нарушения. К тому же, отделение фонда имело возможность перенаправить сообщение в адрес структурного подразделения. ВАС РФ с выводом нижестоящих судов согласился и в передаче дела в Президиум отказал.

(Определение ВАС РФ от 26.09.12 № ВАС-11930/12)

Налоговики доначислили налог, учитывая стоимость ОС, рассчитанную оценщиком.

Организация для получения кредита произвела независимую оценку стоимости своего имущества. Налоговики сочли это переоценкой и доначислили налог на имущество. Суд с ними не согласился. ФАС Северо-Западного округа вынес кассационное постановление, подтвердив решения нижестоящих инстанций.

Проводя плановую проверку предприятия, налоговики доначислили налог на имущество за 2007 г. и соответствующие пени. Основывались они на акте оценки ОС, произведенной независимым оценщиком 9 января 2008 г. По мнению фискалов, сумма оценки должна была быть включена в баланс предприятия на 1 января 2008 г. и участвовать в расчете среднегодовой стоимости имущества.

В суде представители предприятия доказали, что регулярная переоценка ОС согласно правилам ПБУ 6/01 производилась в октябре 2007 г., была оформлена приказом по предприятию, данные остаточной стоимости имущества учитывалась при начислении налога на имущество. В соответствии с Положением об учетной политике на 2007 год, утвержденным приказом, налогоплательщик не осуществляет переоценку ОС методом прямого перерасчета по документально подтвержденным рыночным ценам. То есть для переоценки ОС в целях бухгалтерского учета не принимается во внимание выполненный в целях оценки имущества и определения его рыночной стоимости отчет, составленный независимым экспертом.

В следующих налоговых периодах таким же образом, то есть без участия оценщиков, организация осуществляла переоценку основных средств по состоянию на 01.01.2009 г. и на 01.01.2010 г.

Как пояснил в суде налогоплательщик, оценка имущества производилась им для установления рыночной стоимости объектов недвижимости с целью рассмотрения вопроса о возможности получения кредитных средств.

Суды согласились с доводом организации о том, что не имеется оснований считать расчет рыночной стоимости недвижимого имущества переоценкой для целей бухгалтерского учета в рассматриваемой ситуации. Решение Межрайонной ИФНС признано недействительным.

(Постановление ФАС Северо-Западного от 6 декабря 2012 года по делу № А66-6809/2011)

ПФ пытался оштрафовать ИП из-за несовпадения данных в РСВ-1 и АДВ-6-2.

ФАС Северо-Западного округа вынес постановление, отказав в требованиях ПФ к предпринимателю. Управление Пенсионного фонда обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с предпринимателя В. штрафа за представление неполных (недостоверных) сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В суде представители ПФ пояснили, что в ходе проведения камеральной проверки ИП установлено, что сумма начисленных страховых взносов, указанная в РСВ-1 (расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам), не соответствует сумме, указанной в АДВ-6-2 (описи сведений, передаваемых страхователем в ПФР).

Суммы страховых взносов, начисленных страхователем и подлежащих уплате, указаны в расчете РСВ-1. Форма АДВ-6-2 - это опись сведений, представляемых страхователем о каждом работающем у него застрахованном лице и передаваемых в фонд, то есть количество переданных документов и имя файла.

Для исчисления и уплаты страховых взносов указанная опись основанием не является и значения не имеет. Каких-либо сведений, необходимых для осуществления индивидуального учета, в ней не содержится. То есть фактически работники ПФ сравнивали не равнозначные документы по разным отчетам, а документ и опись других документов.

Из акта и решения фонда невозможно установить, в чем заключается недостоверность сведений, указанных предпринимателем в представленном расчете.

Суд счел, что проверяющие не представили в суд доказательства неполноты (недостоверности) представленных ИП сведений о каждом работающем у него застрахованном лице, на основании которых проверяющие пришли к выводу о нарушении заявителем порядка представления сведений для индивидуального (персонифицированного) учета.

Кассационный суд согласился, что при указанных обстоятельствах заявленные ПФ требования о взыскании штрафа не подлежат удовлетворению.

(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11 декабря 2012 года по делу № А56-17850/2012)


Вернуться в начало


Прочее

Выездная проверка физлица, утратившего статус ИП, может быть не выездной.

Минфин разъяснил, каким образом может быть проведена выездная налоговая проверка в отношении физлица, переставшего быть ИП.

Доступ должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, в жилые помещения помимо или против воли проживающих в них физлиц не допускается. Исключение составляют случаи, установленные законодательством, или при наличии соответствующего судебного решения.

Ведомство выразило мнение, что налоговый орган вправе провести выездную налоговую проверку в отношении физлица, утратившего статус ИП, в своем помещении.

(Письмо Минфина России от 24.12.12 № 03-02-08/109)

Участник консолидированной группы налогоплательщиков обязан самостоятельно представить налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций в отношении доходов, полученных им от долевого участия в других организациях (дивидендов).

Указанные доходы организации не подлежат включению в консолидированную налоговую базу и налоговые декларации консолидированной группы налогоплательщиков (КГН).

При этом сообщается, что состав представляемой налоговой декларации (утв. Приказом ФНС России от 22.03.2012 N ММВ-7-3/174@) зависит от того, кто является источником выплаты дохода - российская или иностранная организация.

В первом случае в состав декларации включается: Титульный лист (Лист 01), подраздел 1.1 Раздела 1, Лист 02, Приложения N 1 и N 2 к Листу 02.

Во втором случае в состав декларации необходимо также включить подраздел 1.3 Раздела 1 и Лист 04 (поскольку при получении дохода от иностранной организации сумма налога должна быть исчислена налогоплательщиком самостоятельно).

(Письмо ФНС России от 28.12.2012 N ЕД-4-3/22506@ "По вопросу представления в налоговые органы налоговых деклараций по налогу на прибыль организаций участником консолидированной группы налогоплательщиков при получении им доходов от долевого участия в других организациях (дивидендов), налог с которых удержан налоговым агентом (источником выплаты доходов)")

В какой момент возникает доход от продажи недвижимости для целей налога на прибыль.

ФНС указала, что доходы от продажи недвижимого имущества у продавца признаются для целей налогообложения прибыли на дату госрегистрации прав собственности покупателя на этот объект, поскольку на указанную дату происходит переход права собственности к покупателю. Такой порядок признания доходов действует независимо от условий оплаты, предусмотренных договором купли-продажи недвижимости.

В подтверждение своей позиции ФНС сослалась на постановление президиума ВАС от 08.11.2011 N 15726/10.

Данное постановление было вынесено по делу, в котором реализация недвижимого имущества одной организацией другой происходила с условием рассрочки оплаты. Налоговики сочли (и их поддержали суд первой инстанции и президиум ВАС), что моментом реализации у продавца как для целей исчисления налога на прибыль, так и в целях обложения НДС является момент госрегистрации права собственности покупателя. При этом тот факт, что наличествовало обременение "ипотека в силу закона", значения не имеет.

"Наличие залогового обременения как права кредитора требовать удовлетворения из стоимости заложенной вещи не изменяет момента перехода права собственности на предмет залога к покупателю, который в силу императивной нормы Гражданского кодекса связан с моментом государственной регистрации перехода права собственности на реализуемые объекты недвижимости", - говорится в постановлении.

(Письмо ФНС России от 20.12.2012 N ЕД-4-3/21729@)

Как рассчитывать базу по прибыли на присоединенных к Москве территориях.

ФНС в своем письме разъяснила, что некоторые организации в связи с присоединением к Москве утратили с 1 июля 2012 года право на применение пониженных ставок налога на прибыль, предусмотренных законодательством Московской области.

В течение полугода такие организации уплачивали авансовые платежи по налогу на прибыль по льготным ставкам.

По полной налоговой ставке авансовые платежи и налог подлежат исчислению с налоговой базы, определенной как разница между налоговой базой, исчисленной за последующие отчетные и налоговый периоды, и налоговой базой за полугодие (шесть месяцев) 2012 года.

В налоговой декларации, форма которой утверждена приказом ФНС России от 22.03.2012 N ММВ-7-3/174@, возможность отражения исчисления налога по разным ставкам в течение налогового периода предусмотрена в Листе 02 (строки 130, 170 и 200).

Если организация отвечает условиям, при которых льготная ставка налога применяется и в Москве, и в Московской области, то авансовые платежи и налог по этим пониженным налоговым ставкам исчисляют с налоговой базы, определенной как разница между налоговой базой, сформированной за следующие после полугодия (шести месяцев) отчетные и налоговый периоды, и налоговой базой за полугодие (шесть месяцев) 2012 года, указала ФНС.

(Письмо ФНС России от 25 декабря 2012 г. N ЕД-4-3/22125@)

Разъяснен порядок уменьшения стоимости патента на право применения УСН, выданного индивидуальному предпринимателю на неполный календарный год, на сумму страховых взносов, уплаченную им за себя, исходя из стоимости страхового года.

ИП, перешедшие на УСН на основе патента, производят оплату его стоимости в два этапа. При этом оставшаяся часть стоимости патента может быть уменьшена на сумму указанных выше страховых взносов (без ограничения ее размера) на обязательное пенсионное и обязательное социальное страхование.

Сообщается, что в случае если сумма страховых взносов окажется больше, чем сумма налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, то оплата оставшейся части патента не производится.

Отмечено при этом, что если в период действия патента, выданного на срок от 1 до 11 месяцев календарного года, уплата указанных страховых взносов произведена в целом за календарный год, то уменьшение оставшейся части патента производится на сумму страховых взносов, уплаченных за период, соответствующий сроку действия патента.

(Письмо ФНС России от 14.12.2012 N ЕД-4-3/21341 "О направлении письма Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2012 N 03-11-09/87")

При продаже недостроенного здания "упрощенщик" вправе учесть расходы на его строительство.

Организация применяет упрощенную систему налогообложения с объектом "доходы минус расходы". Может ли она уменьшить доход от продажи недостроенного здания на сумму расходов по его строительству? Да, может, считают в Минфине России.

Подпункт 5 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса позволяет "упрощенщикам" учитывать материальные расходы. Их состав определяется в соответствии со статьей 254 НК РФ.

В частности, к материальным расходам относятся затраты налогоплательщика на приобретение сырья и (или) материалов, используемых в производстве товаров, либо являющихся необходимым компонентом при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг). Товаром же, как гласит норма пункта 3 статьи 38 НК РФ, является любое реализуемое имущество или имущество, предназначенное для реализации.

Из всего вышесказанного в Минфине делают вывод: при продаже недостроенного объекта недвижимости, налогоплательщик, применяющий УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы", вправе учесть затраты на строительство данного объекта недвижимости.

(Письмо Минфина России от 21.12.12 № 03-11-06/2/148)

ФНС опубликовала рекомендуемые формы и форматы заявлений о постановке на учет и снятии с учета в качестве плательщиков ЕНВД.

В настоящее время на регистрации в Минюсте России находится приказ ФНС России от 11.12.12 № ММВ-7-6/941@. Данным документом утверждены новые формы и форматы представления заявлений о постановке на учет и снятии с учета в налоговых органах плательщиков ЕНВД, а также порядок заполнения этих форм. Налоговики в своем новом письме рекомендуют использовать эти формы уже сейчас, не дожидаясь регистрации приказа № ММВ-7-6/941@.

Как известно, с 1 января 2013 года организации и индивидуальные предприниматели смогут переходить на уплату ЕНВД добровольно. Так гласит пункт 1 статьи 346.28 Налогового кодекса в редакции Федерального закона от 25.06.12 № 94-ФЗ.

В связи с этим, как отмечают в ФНС, понадобилась некоторая доработка существующих форм и форматов заявлений. Когда Минюст зарегистрирует приказ № ММВ-7-6/941@ — неизвестно. Поэтому в налоговом ведомстве сочли возможным разрешить использование новых форм уже сейчас.

(Письмо ФНС России от 25.12.12 № ПА-4-6/22023@)

Можно совмещать ЕНВД и другие режимы по одному виду деятельности в разных регионах.

Организация занимается деятельностью по распространению наружной рекламы в нескольких муниципальных образованиях. Во всех этих МО в отношении данного вида деятельности применяется система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Сможет ли организация с 1 января 2013 года применять ЕНВД лишь в некоторых муниципальных образованиях, а в остальных — иные режимы налогообложения? Да, может, считают в Минфине России.

Как известно, с 1 января 2013 года организации и индивидуальные предприниматели смогут переходить на уплату ЕНВД для отдельных видов деятельности добровольно. Соответствующие изменения в пункт 1 статьи 346.28 НК РФ внесены Федеральным законом от 25.06.12 № 94-ФЗ.

Поэтому ничто не мешает налогоплательщику применять на территории разных муниципальных образований ЕНВД и другие режимы налогообложения в отношении одного и того же вида деятельности.

Напомним, что заявление о переходе с ЕНВД на иной режим налогообложения необходимо подать до 15 января 2013 года.

(Письмо Минфина России от 20.12.12 № 03-11-06/3/89)

Доходы хозяйственного общества в виде имущества, полученного в безвозмездное временное пользование от физического лица - участника этого хозяйственного общества, признаются внереализационными доходами, подлежащими налогообложению налогом на прибыль в общеустановленном порядке.

Согласно НК РФ при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются, в частности, доходы в виде имущества, переданного хозяйственному обществу акционерами (участниками) в целях увеличения чистых активов.

К расчету стоимости чистых активов включаются активы, отражаемые в бухгалтерском балансе.

Имущество, полученное по договору безвозмездного пользования, не является собственностью организации, учитывается на забалансовом счете и, следовательно, не увеличивает чистые активы общества. Таким образом, указанное имущество не подпадает под действие данной нормы и не освобождается от налогообложения налогом на прибыль.

(Письмо ФНС России от 20.12.2012 N ЕД-4-3/21753@)

Убытки от операций на рынке Форекс не уменьшают налоговую базу по НДФЛ.

Физическое лицо не вправе уменьшить свои налогооблагаемые доходы на сумму убытка, полученного от операций на рынке Форекс.

Чиновники напоминают, что иностранная валюта является имуществом. Об этом сказано в статье 141 Гражданского кодекса и в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 10.12.03 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле". Поэтому доходы от операций с иностранной валютой облагаются НДФЛ в том же порядке, что и доходы, полученные от продажи имущества. При этом в главе 23 НК РФ нет специальных положений, которые позволяли бы уменьшать доход на сумму убытков, полученных от операций на Форексе.

(Письмо Минфина России от 11.12.12 № 03-04-05/4-1383)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.