Мониторинг изменений за период 25.06.12 - 01.07.12



Бухгалтерский учет и налогообложение

Скорректирован порядок применения действующих специальных режимов налогообложения, а положения о патентной системе налогообложения выделены в отдельную главу Налогового кодекса РФ.

Принят Федеральный закон, направленный на совершенствование механизмов налогообложения субъектов малого предпринимательства.

Так, в частности, упрощенная система налогообложения индивидуальных предпринимателей на основе патента выделена в самостоятельный режим налогообложения, порядок применения которого урегулирован положениями новой главы Налогового кодекса РФ "Патентная система налогообложения".

Данная система будет вводиться и отменяться законами субъектов РФ в отношении определенных видов деятельности. Размеры потенциально возможного к получению годового дохода по видам предпринимательской деятельности будут также определяться законами субъектов РФ.

Согласно закону минимальный размер годового дохода, исходя из которого определяется стоимость патента, не может быть меньше 100 тыс. рублей и не может превышать 1 млн. рублей. По некоторым видам деятельности субъекты РФ смогут увеличивать максимальный размер потенциального дохода, но не более чем в 3 раза, а в городах с населением более 1 млн. человек - не более чем в 5 раз. Налоговая ставка определена в размере 6 процентов.

Также внесены изменения в положения НК РФ, регулирующие порядок применения ЕСХН, УСН и ЕНВД.

В частности, скорректированы порядок, сроки уплаты налогов на основе спецрежимов, а также уточнен порядок представления отчетности.

Так, например, применение ЕНВД перестанет быть обязательным. Согласно внесенным поправкам налогоплательщик сможет самостоятельно выбирать данный режим налогообложения наравне с другими спецрежимами.

Изменен срок подачи заявления о переходе на УСН. Заявление можно будет подавать до 31 декабря включительно, а не с 1 октября по 30 ноября, как это было ранее.

Установлена обязанность налогоплательщиков, применяющих спецрежимы, в случае прекращения деятельности, в отношении которой применялись такие режимы налогообложения, представить в налоговый орган соответствующее заявление.

Часть первая Налогового кодекса РФ дополнена положением, раскрывающим понятие "коэффициент-дефлятор". Согласно Закону это коэффициент, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и рассчитываемый как произведение коэффициента-дефлятора, применяемого для целей соответствующих глав Налогового кодекса РФ в предшествующем календарном году, и коэффициента, учитывающего изменение потребительских цен в РФ в предшествующем календарном году.

(Федеральный закон от 25.06.2012 N 94-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации")

Социально ориентированным некоммерческим организациям предоставлено право в бухгалтерском учете применять кассовый метод учета доходов и расходов

Соответствующее дополнение внесено в целый ряд Положений по бухгалтерскому учету, в том числе: ПБУ 9/99 "Доходы организации", ПБУ 10/99 "Расходы организации", ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений", ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации".

Приказ вступает в силу, начиная с отчетности за 2012 год.

(Приказ Минфина России от 27.04.2012 N 55н "О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету", Зарегистрировано в Минюсте России 20.06.2012 N 24643)

Форма заявления об освобождении банка от обязательств по банковской гарантии, выданной налогоплательщику НДС, с 1 июля 2012 года будет применяться также в отношении гарантий, выданных плательщикам акцизов.

Соответствующие дополнения внесены в приказ ФНС России, которым утверждена форма указанного выше заявления.

Напомним, что банковская гарантия представляется налогоплательщиками в налоговые органы в целях освобождения от уплаты акциза (авансового платежа акциза) по алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции.

С 1 июля 2012 года в случае отсутствия у налогоплательщика, представившего банковскую гарантию, задолженности по уплате акцизов, пеней и штрафов на день завершения камеральной проверки налоговой декларации, налоговый орган обязан будет направить в банк, выдавший гарантию, письменное заявление об освобождении банка от обязательств по банковской гарантии.

(Приказ ФНС России от 22.05.2012 N ММВ-7-3/346@ "О внесении изменений в приказ Федеральной налоговой службы от 24.10.2011 N ММВ-7-3/656@", Зарегистрировано в Минюсте России 19.06.2012 N 24626)


Вернуться в начало


Таможенное дело

Утвержден порядок разработки, принятия, внесения изменений и отмены технического регламента Таможенного союза.

Проекты технических регламентов Таможенного союза разрабатываются на продукцию, включенную в Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденный в установленном порядке, в соответствии с планом (программой, графиком) разработки технических регламентов

Участниками процедур, предусмотренных порядком, являются: органы по техническому регулированию, органы по стандартизации, органы в области обеспечения единства измерений, разработчики проектов технических регламентов, органы, участвующие в разработке, Евразийская экономическая комиссия, Коллегия Евразийской экономической комиссии, Совет Евразийской экономической комиссии, заинтересованные лица государств - членов Таможенного союза.

(Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 20.06.2012 N 48 "О Положении о порядке разработки, принятия, внесения изменений и отмены технического регламента Таможенного союза")

Россией ратифицирован Договор об Объединенной коллегии таможенных служб государств - членов Таможенного союза, подписанный 22 июня 2011 года в Москве.

Договором предусмотрено учреждение сторонами Объединенной коллегии таможенных служб государств - членов Таможенного союза.

Основными задачами Объединенной коллегии являются: координация деятельности таможенных служб государств - членов Таможенного союза, участие в формировании единой правовой базы Таможенного союза по вопросам таможенного дела в части, касающейся компетенции таможенных служб, обеспечение единообразного применения таможенного законодательства Таможенного союза, содействие реализации таможенной политики на единой таможенной территории.

(Федеральный закон от 25.06.2012 N 92-ФЗ "О ратификации Договора об Объединенной коллегии таможенных служб государств - членов Таможенного союза")

Утверждены июльские вывозные пошлины на нефть.

Правительство РФ утверждает ставки вывозных таможенных пошлин в отношении товаров, выработанных из нефти и вывозимых за пределы территории Таможенного союза.

Текст документа представлен на сайте правительства РФ.

Согласно постановлению, экспортная пошлина на сырую нефть с 1 июля 2012 года составит 369,3 доллара за тонну, ставка экспортной пошлины на светлые и темные нефтепродукты составит 243,7 долларов за тонну, экспортная пошлина на товарный и прямогонный бензины составит 332,4 доллара за тонну.

Экспортная пошлина на пропан, бутан, этилен и прочие сжиженные газы установлена в размере 133 доллара за тонну.

(Постановление Правительства № 618 от 25.06.2012)

Определена процедура взаимодействия должностных лиц таможенных органов при использовании таможенных пошлин и налогов, уплаченных при предварительном таможенном декларировании товаров, в качестве обеспечения их уплаты при перевозке товаров.

Использование сумм таможенных пошлин, налогов в качестве сумм обеспечения их уплаты при перевозке товаров осуществляется с применением сертификата обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, одновременно с которым в таможенные органы представляется соответствующее заявление (образец заявления приведен в приложении к утвержденному Порядку).

Порядок регламентирует действия:

  • должностных лиц таможенного органа, зарегистрировавшего предварительную декларацию на товары;
  • должностных лиц таможни отправления и таможни назначения в случае недоставления товаров;
  • должностных лиц таможни при поступлении заявления о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств.

(Приказ ФТС России от 15.06.2012 N 1179 "Об утверждении Порядка действий должностных лиц таможенных органов при использовании таможенных пошлин, налогов, уплаченных при предварительном таможенном декларировании товаров, в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов при перевозке товаров")


Вернуться в начало


Правовые новости

Президентом РФ обозначены основные цели бюджетной политики на период 2013 - 2015 годов.

В послании, обращенном к Федеральному собранию и органам государственной власти, Президентом РФ дана оценка основным результатам целенаправленных действий в сфере бюджетной политики, основной целью которых являлось, в частности, восстановление экономики страны после мирового кризиса, выполнение принятых государством социальных обязательств, а также обозначен ряд нерешенных задач.

С учетом стоящих перед государством задач в сфере социально-экономической политики особое внимание обращено на остроту существующих проблем, требующую кардинального повышения качества стратегического управления экономикой и общественными финансами.

Указано, в частности, что в целях повышения эффективности расходов необходимо разработать и внедрить систему ежегодного анализа эффективности расходов по каждому направлению, в том числе анализа динамики показателей эффективности. При этом систематический анализ эффективности расходов должен дополнять систему ответственности за достижение поставленных целей взамен действующего подхода контроля суммы расходов на то или иное направление.

Одновременно должна быть изменена структура бюджетных расходов в пользу тех, которые направлены на развитие. Расходы на образование, науку, инфраструктуру должны быть приоритетными, и их доля в общих расходах бюджетной системы Российской Федерации должна увеличиваться.

В послании говорится также о необходимости перехода к формированию и исполнению "программного бюджета", который должен сопровождаться внедрением современной государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет", что должно позволить перейти на качественно новый уровень управления государственными финансами, а также обеспечить прозрачность финансово-хозяйственной деятельности участников бюджетного процесса.

В целях повышения качества предоставляемых населению государственных и муниципальных услуг прежде всего в таких сферах, как образование, здравоохранение и культура, предлагается отказаться от неэффективной системы материального и морального стимулирования работников бюджетной сферы (когда одинаково финансируются организации, предоставляющие как качественные, так и некачественные услуги, когда одинаково оплачивается труд как добросовестных, так и недобросовестных работников). В этой связи предлагается осуществить переход к "эффективному контракту", который должен четко определять условия оплаты труда и "социальный пакет" работника в зависимости от качества и количества выполняемой им работы.

В целях обеспечения макроэкономической стабильности и бюджетной устойчивости при планировании расходов федерального бюджета целесообразно основываться на базовой, средней цене на нефть за пятилетний период с ежегодным увеличением расчетного периода на один год до достижения 10 лет. Предельные расходы федерального бюджета не должны превышать объем доходов при базовой цене более чем на один процент валового внутреннего продукта.

Предлагается при подготовке проекта федерального бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов учесть вероятность неблагоприятного для Российской Федерации развития внешнеэкономической ситуации. С этой целью сообщается о необходимости предусмотреть в пределах утвержденных в соответствии с бюджетными правилами параметров бюджета механизмы возможного перераспределения ресурсов для реализации дополнительных мер по поддержке отраслей экономики, рынка труда, отраслей социальной сферы и по социальному обеспечению населения.

Особое внимание в послании уделено дальнейшему развитию пенсионной системы, которое должно обеспечить ее надежность и долгосрочную сбалансированность с учетом демографических изменений в структуре населения.

Налоговая политика государства должна быть направлена на улучшение в том числе качества инвестиционного климата, повышение ее конкурентоспособности, прежде всего на рынках наукоемкой и высокотехнологичной продукции. Процедуры налогового администрирования должны стать максимально комфортными для добросовестных налогоплательщиков.

Налоговая нагрузка на несырьевые сектора экономики не будет повышаться по крайней мере до 2018 года.

Кроме того, ключевой задачей в среднесрочной перспективе будет являться также расширение самостоятельности и ответственности регионов.

Наряду с этим в послании отмечено, что возросшая волатильность рынков диктует необходимость перехода к методам активного управления государственным долгом и постоянного профессионального присутствия на финансовом рынке, к более разнообразным стратегиям инвестирования средств суверенных фондов. Решить эту задачу позволит учреждение Российского финансового агентства - принципиально новой структуры, призванной реализовывать на финансовых рынках политику государства в сфере управления суверенными фондами и долговыми обязательствами.

(Бюджетное послание Президента РФ "О бюджетной политике в 2013 - 2015 годах")

Подписан Закон, направленный на повышение эффективности применения в арбитражных судах упрощенного порядка рассмотрения дел.

Принятие Закона позволит минимизировать судебные издержки лиц, участвующих в деле, а также сократит сроки рассмотрения отдельных категорий дел, тем самым существенно повысив доступность правосудия.

Законом, в частности, существенно расширен перечень дел, которые должны рассматриваться в упрощенном порядке.

Так, в порядке упрощенного производства подлежат рассмотрению дела:

  • по исковым заявлениям о взыскании денежных средств, если цена иска не превышает для юридических лиц триста тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - сто тысяч рублей;
  • об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, и должностных лиц, содержащих требования об уплате (взыскании) денежных средств либо обращение взыскания на иное имущество заявителя при условии, что оспариваемая сумма не превышает сто тысяч рублей;
  • о привлечении к административной ответственности, а также об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, предусматривающей административное наказание только в виде штрафа, максимальный размер которого не превышает сто тысяч рублей;
  • о взыскании обязательных платежей и санкций, если указанный в заявлении общий размер подлежащей взысканию денежной суммы не превышает сто тысяч рублей.

Кроме того, в порядке упрощенного производства независимо от цены иска подлежат рассмотрению дела:

  • по искам, основанным на документах, устанавливающих денежные обязательства, которые ответчиком признаются, но не исполняются, или на документах, подтверждающих задолженность по договору;
  • по требованиям, основанным на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта.

По ходатайству истца при согласии ответчика или по инициативе суда при согласии сторон в порядке упрощенного производства могут быть рассмотрены также иные дела, если не имеется препятствующих этому обстоятельств.

Не подлежат рассмотрению в порядке упрощенного производства дела по корпоративным спорам, дела о защите прав и законных интересов группы лиц.

(Федеральный закон от 25.06.2012 N 86-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием упрощенного производства")


Вернуться в начало


Законопроекты

Госдума пересмотрела размеры госпошлин для авторов результатов интеллектуальной деятельности.

Депутаты Госдумы одобрили законопроект № 26529-6 "О внесении изменений в статьи 333.36 и 333.37 части второй Налогового Кодекса РФ и статью 8 Федерального закона "Об инновационном центре "Сколково".

Документ предполагает освобождение от уплаты государственной пошлины авторов результатов интеллектуальной деятельности при их обращении в суды общей юрисдикции и арбитражные суды.

Законопроект дополняет пункт 1 статьи 333.36 подпунктом 21, а также пункт 1 статьи 333.37 подпунктом 3.

Доходы от продажи акций предлагают освободить от НДФЛ.

В Госдуму поступил законопроект № 98006-6 "О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса РФ".

Законопроект предполагает освободить от НДФЛ доходы, получаемые от продажи акций, не превышающие 1 000 000 рублей, при условии, что на момент продажи соответствующие акции находятся в собственности налогоплательщика не менее 3 лет.

При этом указанные доходы освобождаются от налогообложения при условии представления налогоплательщиком документа, подтверждающего владение акциями на протяжении 3 лет.

Кроме того, по замыслу авторов законопроекта, налогоплательщик вправе воспользоваться льготой, предусмотренной настоящим пунктом, однократно.

Гранты на развитие фермерских хозяйств освободят от НДФЛ.

На рассмотрение депутатов Госдумы поступил Законопроект № 100542-6, в котором предлагается дополнить статью 217 НК РФ новым пунктом 14.1. От обложения НДФЛ будут освобождены суммы, полученные главами (крестьянских) фермерских хозяйств за счет бюджетных средств в виде:

  • гранта на создание и развитие крестьянского фермерского хозяйства;
  • единовременной помощи на бытовое обустройство начинающего фермера;
  • гранта на развитие семейной животноводческой фермы.

Данная мера господдержки введена с 2012 года и благодаря законопроекту будет иметь льготы по налогообложению.

Действие пункта 14.1 статьи 217 НК РФ будет распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2012 года.

В годовую бухгалтерскую отчетность нужно будет включить пояснения о рисках.

Минфин разработал требования к раскрытию в годовой бухгалтерской отчетности информации о рисках. Проект документа опубликован на сайте ведомства.

Согласно проекту документа с целью формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении в годовой бухгалтерской отчетности раскрываются показатели и пояснения о потенциально существенных рисках хозяйственной деятельности организации.

Риски могут быть финансовые, правовые, страновые и региональные, репутационные, др. В свою очередь виды рисков могут делиться подгруппы. Так, информация о финансовых рисках дается по следующим группам: рыночные риски, кредитные риски, риски ликвидности.

При раскрытии информации о рисках хозяйственной деятельности организации Минфин рекомендует учитывать требования Международных стандартов финансовой отчетности, в частности IFRS 7 "Финансовые инструменты: раскрытие информации", введенного в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 25.11.2011 № 160н.

Информация о рисках приводится в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках. Также организация может сформировать отдельный отчет о рисках, дав на его ссылку в бухотчетности. В этом случае дополнительные показатели и пояснения к бухгалтерской отчетности не требуются.

ФНС разработала формы документов, используемых при проверке взаимозависимых лиц.

ФНС РФ представила проект приказа об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

Документ, представленный на сайте ведомства, содержит:

  • форму решения о проведении проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами;
  • форму решения о продлении срока проведения проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами;
  • форму справки о проведенной проверке полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами;
  • форму акта проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами;
  • форму решения о продлении срока рассмотрения материалов проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами;
  • форму решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • форму решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • форму решения о внесении изменений в решение о проведении проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

В Подмосковье действие пониженных ставок по УСН продлят до 2014 года.

Мособлдума рассматривает законопроект "О внесении изменения в Закон Московской области "О ставке налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения в Московской области".

Документ предусматривает продление сроком на два года действия Закона Московской области "О ставке налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения в Московской области".

Действие Закона Московской области продлевается до 31 декабря 2014 года.


Вернуться в начало


Судебная практика

Мировое соглашение с налоговой инспекцией было зарегистрировано ВАС РФ.

26 июня 2012 года состоялось заседание Президиума ВАС РФ, на котором рассматривалось дело компании "Лоялти Партнерс Восток" (по вопросу начисления и учета бонусных программ по картам "Малина"). Впервые в истории отношений между налогоплательщиками и налоговиками было подписано мировое соглашение. Очевидно, стороны решили пойти навстречу друг к другу.

Напомним обстоятельства дела – компания заключила с партнерами соглашения об участии в накопительной программе лояльности потребителей "Малина". Данная программа была направлена на формирование и поддержание потребительского интереса к товарам и услугам, реализуемым партнерами.

При продаже товаров, определенную сумму денежных средств, поименованную как "скидка", партнеры перечисляли компании для аккумулирования и приобретения поощрительных товаров. Данная сумма в соглашениях об участии была квалифицирована сторонами этого соглашения также как предварительная оплата за поощрительные товары. Причем, порядок учета таких "бонусных" поступлений был отражен в учетной политике предприятия. Там было отмечено, что денежные средства, поступившие как предварительная оплата, не учитываются в составе доходов. Они будут переведены в состав выручки только тогда, когда потребитель будет обращаться непосредственно за поощрительными товарами.

Однако такая операция была расценена налоговиками в ходе проверки, как нарушающая нормы НК РФ. По мнению ИФНС, денежные средства необходимо было учитывать в составе доходов и как объект налогообложения НДС. Если суды первой и апелляционной инстанции полностью поддержали позицию ИФНС, то уже на стадии кассационного обжалования "перевес" пошел в сторону налогоплательщика. Инспекция обратилась с жалобой в ВАС РФ. Коллегия судей подчеркнула, что дело подлежит передаче на пересмотр. Начисление покупателям бонусов (вне зависимости от формы их выражения – в баллах, рублях, купонах или в иных единицах) представляет собой механизм оценки лояльности покупателей, способ их мотивации и поощрения в последующем при выполнении определенных объемов покупок.

В итоге – мировое соглашение. Причем компания подписала его, согласившись с мнением инспекции относительно учета "бонусных" поступлений. Все равно в итоге они "попадут" в налогооблагаемую базу по прибыли. А вот налоговики согласились с мнением компании – передача поощрительных товаров носит возмездный характер, она необходима для привлечения и удержания потребителей. На этом основании у участников "Малины" обязанности платить НДФЛ не возникнет.

ВАС указал разницу в понятиях излишней уплаты налога и излишнего взыскания.

Высший арбитражный суд приравнял добровольную уплату налога на основании решения налогового органа по итогам выездной проверки к взысканию. Если такая уплата признана излишней, инспекция обязана выплатить проценты за время нахождения средств на ее счетах. Дела со схожими обстоятельствами подлежат пересмотру: другие организации тоже могут взыскать проценты с налоговиков.

Опубликовано постановление ВАС, в соответствии с которым в ходе выездной налоговой проверки инспекция вынесла решение о доначислении налога. Ранее, чем решение вступило в силу, организация уплатила часть суммы. Однако затем все же обжаловала решение налогового органа, сначала в управлении ФНС, а когда это не помогло – в суде. Суды трех инстанций приняли сторону налогоплательщика, доначисление было отменено. После чего на основании заявления общества деньги были ему возвращены.

Следующий круг судебных разбирательств компания посвятила взысканию процентов (почти за два года их набежало более 9 млн). И тут суды трех инстанций сочли: раз компания уплатила налог добровольно, не дожидаясь получения требования от налоговиков, значит, налог был излишне уплачен, а не излишне взыскан. А за это проценты не полагаются.

Рассмотрение в надзорной инстанции привело события к новому повороту. Излишняя уплата отличается от излишнего взыскания основанием, по которому налогоплательщик поделился своими деньгами. Если он переплатил согласно ошибке в собственной налоговой декларации – это излишняя уплата. Если он сделал это после вынесенного решения налоговиков – это излишнее взыскание. Факт невступления решения инспекции в силу и отсутствие требования с ее стороны значения в данном случае не имеет. Налоговики должны оплатить использование чужих денежных средств за весь период от их получения до возврата.

(Постановление ВАС по делу № А41-36076/10)

Отсутствие ТТН не свидетельствует о недобросовестности налогоплательщика.

ФАС Западно-Сибирского округа отклонил довод о том, что отсутствие товарно-транспортных накладных свидетельствует о невыполнении договора и влечет невозможность учесть в целях налогообложения произведенные расходы.

ФАС указал, что товарно-транспортная накладная (форма 1-Т) предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом. Между тем, спорный договор не является договором перевозки, поскольку в нем отсутствуют существенные условия данного вида договора (вид груза, вес, объем, сроки его доставки, данные пунктов отправления и назначения).

В связи с тем, что в данном случае налогоплательщик заказчиком перевозки не являлся, отсутствие у него товарно-транспортных накладных не является нарушением законодательства, влекущим признание спорных расходов и налоговых вычетов необоснованными.

(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа № А75-350/2011 от 07.06.2012)

В целях обложения НДС передача имущества в качестве отступного признается реализацией.

ФАС Поволжского округа подтвердил, что передача имущества в качестве отступного является реализацией имущества, в связи с чем передающая сторона обязана исчислить НДС с реализации, а получающая - вправе принять НДС к вычету.

ФАС указал, что объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров, работ и услуг на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

Передача права собственности на имущество на возмездной основе, а в случаях, предусмотренных законодательством, и на безвозмездной основе, признается реализацией.

Если передача права собственности на имущество в счет погашения денежного займа осуществляется по договору о новации обязательства или о предоставлении отступного, такая операция подлежит обложению НДС.

(Постановление ФАС Поволжского округа № А65-18274/2011 от 13.06.2012)

Суд принял затраты на ремонт прилегающего участка.

Проведен ремонт асфальта на площадке, прилегающей к арендованному офису и производственным помещениям. Инспекция запретила вычитать понесенные расходы из облагаемой прибыли. И заявила - выполнен ремонт территории, которая не эксплуатируется предприятием.

Предприятие не согласилось с чиновниками. Земельным участком владеет собственник зданий, переданных в аренду. Заключая договор аренды помещений, он одновременно позволяет контрагенту использовать прилегающий участок (п. 2 ст. 652 ГК РФ). Для этого использования и нужен ремонт участка, обеспечивающий нормальный доступ в офис и производственные объекты. Так что связь ремонта с деятельностью организации очевидна.

Кроме того, налогоплательщик планировал приобрести прилегающий участок. На день выполнения спорных работ заключен предварительный договор купли – продажи. Позже участок был приобретен в собственность налогоплательщика. Это также доказывает обоснованность ремонта и оправданность расходов. Компания правомерно уменьшила прибыль.

(Постановление ФАС Поволжского округа от 13.06.12 № А55-19091/2011)

Отсутствие пропусков привело к доначислениям.

Компания заявила вычет НДС по подрядным работам. Но фактически они не выполнялись и вычет незаконен. Так сообщила инспекция. С ней согласился ФАС Западно-Сибирского округа.

Один из аргументов - работы должны проходить на территории с пропускным режимом. Но подрядчики не получали пропуска, необходимые для допуска сотрудников и техники на данную территорию. Кроме того, у них нет ресурсов, нужных для спорных работ.

Отсутствие пропусков становилось доводом против налогоплательщика и в других спорах. Для примера отметим постановления ФАС Московского округа от 02.11.11 № А40-26949/11-20-117 и ФАС Северо-Западного округа от 27.09.11 № А56-74412/2010

(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 07.06.12 № А75-11988/2010)

Письмо о достоверности адреса – довод за вычет.

Инспекция обвинила в незаконности вычета НДС. Один из аргументов чиновников – контрагент зарегистрирован по несуществующему адресу.

Возражая, организация предъявила письмо департамента архитектуры городской администрации. К нему прилагается копия постановления мэра, где упомянут спорный адрес. Значит, он реален и доначисления незаконны.

В подобных спорах можно опираться и на справку адресного бюро. Если она подтверждает действительность адреса, записанного в счете-фактуре, то это довод за вычет. Такой вывод, к примеру, следует из постановления ФАС Северо-Западного округа от 11.09.06 № А56-54260/2005.

(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 07.06.12 № А75-350/2011)


Вернуться в начало


Прочее

ФНС уточняет порядок применения НДС в отношении транспортно-экспедиционных услуг.

ФНС РФ в своем письме приводит порядок применения НДС в отношении транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых российской организацией, не владеющей железнодорожным подвижным составом и контейнерами и не являющейся перевозчиком на железнодорожном транспорте, в отношении товаров, вывозимых за пределы территории РФ, в том числе с использованием нескольких видов транспорта.

Ведомство отмечает, что транспортно-экспедиционные услуги, предусмотренные подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ, оказываемые российской организацией на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки товаров в смешанном сообщении с использованием нескольких видов транспорта от пункта отправления, расположенного на территории РФ, до пункта назначения, расположенного на территории иностранного государства, подлежат налогообложению НДС по ставке в размере 0%.

При этом в случае, если в рамках договора транспортной экспедиции помимо вышеназванных услуг, оказываются услуги, не поименованные в вышеуказанном подпункте 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса, а также не предусмотренные в иных подпунктах пункта 1 статьи 164 Кодекса, данные услуги подлежат налогообложению НДС в соответствии с пунктом 3 статьи 164 Кодекса по ставке в размере 18%.

Что касается транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых в отношении товаров, перемещаемых, в том числе железнодорожным транспортом, между двумя пунктами, расположенными на территории РФ (от места отправления, расположенного на территории Российской Федерации, до морского порта или пограничной станции, через которые товары вывозятся за пределы территории РФ), оказываемых российской организацией на основании договора транспортной экспедиции, не предусматривающего организацию международной перевозки, то такие услуги также подлежат налогообложению НДС по ставке в размере 18%.

(Письмо ФНС России № ЕД-4-3/10120@ от 20.06.2012)

ФНС уточняет порядок учета единовременных выплат при предоставлении отпуска.

ФНС РФ разъясняет порядок учета в целях налогообложения прибыли расходов в виде единовременных выплат работникам при предоставлении ежегодного отпуска.

Ведомство отмечает, что единовременные выплаты работникам при предоставлении им ежегодного отпуска, при условии, что такие выплаты предусмотрены коллективным договором, зависят от размера заработной платы и соблюдения трудовой дисциплины, т.е. связаны с выполнением физическим лицом его трудовой функции, являются элементом системы оплаты труда и не признаются материальной помощью по смыслу ст. 270 НК РФ.

Учитывая изложенное, такие единовременные выплаты работникам организации могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль в соответствии со ст. 255 НК РФ.

(Письмо ФНС России № ЕД-4-3/10421@ от 26.06.2012)

Введение процедуры банкротства в отношении организации не препятствует переходу на УСН.

Может ли юридическое лицо после введения в отношении него процедуры банкротства перейти на упрощенную систему налогообложения. В ФНС России препятствий этому не усматривают.

Разъяснения очень простые. Перечень лиц, которые не вправе применять упрощенную систему налогообложения, приведен в статье 346.12 Налогового кодекса. Организации, в отношении которых введена процедура банкротства, в данном перечне не указаны. Поэтому ничто не мешает им перейти на "упрощенку" в установленном порядке.

(Письмо ФНР России от 21.06.12 № ЕД-4-3/10149@).

Заполнение декларации по транспортному налогу без учета рекомендаций ФНС не является основанием для представления "уточненок".

Налоговики не вправе требовать от организаций "уточненок" по транспортному налогу за 2011 год, если при заполнении первичной декларации налогоплательщик не учел рекомендации Федеральной налоговой службы.

Авторы письма ФНС сообщают, что в последнее время участились случаи обращения налогоплательщиков, от которых налоговики требуют представить уточненные декларации по транспортному налогу за 2011 год (форма декларации и порядок заполнения утверждены приказом Минфина России от 13.04.06 № 65н). Мотивация налоговиков следующая: при заполнении первичной декларации налогоплательщик не учел рекомендации, изложенные в информационном письме, расположенном на сайте ФНС. Напомним, что ФНС рекомендовала не заполнять строку 040, а сумму транспортного налога по строке 030 в полной сумме повторить по строке 050.

Однако, как говорится в комментируемом письме, заполнение декларации в соответствии с порядком, утвержденным приказом № 65н, без учета указанных рекомендаций ФНС, не является основанием для направления требования о необходимости представления "уточненки".

(Письмо ФНС России от 13.06.12 № БС-4-11/9663@)

Разъяснен порядок переноса остатка имущественного налогового вычета по расходам на приобретение (строительство) жилого помещения, пенсионерам, не получающим дохода, облагаемого НДФЛ по ставке 13 процентов.

С 1 января 2012 года остаток имущественного вычета в указанной ситуации может быть перенесен на предшествующие налоговые периоды, но не более трех (пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ).

Сообщается, в частности, что право на перенос остатка имущественного вычета на предшествующие налоговые периоды не связывается с наличием у налогоплательщика в этих налоговых периодах права на получение данного вычета и возникает в налоговом периоде, в котором налогоплательщик обратился за его получением. Отмечено при этом, что трехгодичный срок для возврата излишне уплаченного налога отсчитывается начиная с налогового периода, непосредственно предшествующего налоговому периоду, в котором образовался переносимый остаток имущественного налогового вычета.

(ФНС России от 25.06.2012 N ЕД-4-3/337@ "О предоставлении остатка имущественного налогового вычета, предусмотренного подпунктом 2 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщикам, получающим пенсии")

Только неработающий пенсионер может перенести остаток имущественного вычета на предшествующие периоды.

Работающий пенсионер приобрел жилье. Может ли он, воспользовавшись нормой абзаца 29 подпункта 2 пункта 1 статьи 220 НК РФ, перенести часть имущественного вычета по НДФЛ на предыдущие периоды? Нет, не может. Остаток имущественного вычета переносится на предшествующие периоды только с того года, когда у пенсионера не будет доходов, облагаемых по ставке 13 процентов.

Чиновники напомнили, что право на получение имущественного вычета при покупке жилья возникает в том налоговом периоде, когда соблюдены все условия, определенные положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 220 НК РФ. В частности, имеются правоустанавливающие документы. До получения таких документов право на имущественный вычет не возникает. При этом не имеет значения, когда человек нес расходы на покупку квартиры. Если в налоговом периоде имущественный налоговый вычет не может быть использован полностью, его остаток можно перенести на следующие периоды (абз. 28 подп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ).

С 1 января 2012 года в подпункте 2 пункта 1 статьи 220 НК РФ появился новый абзац 29. В нем сказано, что пенсионеры, в случае отсутствия у них доходов, облагаемых ставке 13 процентов, могут перенести остаток имущественного вычета на предшествующие налоговые периоды, но не более трех. То есть, перенести вычет на более ранние периоды могут только те пенсионеры, у которых в налоговом периоде (календарном году) отсутствуют доходы, облагаемые по ставке 13 процентов.

Например, гражданин с 2007 года является пенсионером, но продолжает работать. В 2011 году он приобрел квартиру и получил свидетельство о государственной регистрации права на квартиру. Следовательно, в 2011 году у него возникло право на вычет по расходам на покупку жилья. Чтобы его реализовать, гражданин должен представить декларацию за 2011 год. Неиспользованный остаток он сможет заявить в последующие налоговые периоды при наличии у него доходов, облагаемых по ставке 13 процентов. Право на перенос остатка вычета на предшествующие периоды возникнет у него начиная с того года, в котором будут отсутствовать доходы, облагаемые по ставке 13 процентов.

(Письмо ФНС России от 15.06.12 № ЕД-3-3/2098)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.