Мониторинг изменений за период 27.02.12 - 04.03.12



Бухгалтерский учет и налогообложение

Ратифицирован Протокол о внесении изменений в Соглашение между Россией и Кипром от 5 декабря 1998 года об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал.

Протокол уточняет некоторые термины, используемые в Соглашении (доходы от международных перевозок, дивиденды, проценты), а также положения Соглашения, касающиеся проведения компетентными органами двух стран взаимосогласительных процедур и консультаций, в том числе в спорных ситуациях, связанных с определением эффективного места управления юридических лиц.

Соглашение дополнено положениями, уточняющими порядок обложения налогом части доходов от оказания услуг, положениями, позволяющими облагать доходы паевых фондов и доходы от отчуждения акций компаний, капитал которых на 50% и более представлен недвижимым имуществом.

(Федеральный закон от 28.02.2012 N 9-ФЗ "О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 5 декабря 1998 года")

Ратифицирована Конвенция между Россией и Чили об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал, подписанная в Сантьяго 19 ноября 2004 года.

Целью Конвенции является обеспечение условий, при которых юридические и физические лица каждого из договаривающихся государств не будут дважды уплачивать налоги с одного и того же вида дохода и капитала в своем государстве и государстве-партнере.

Конвенция распространяется на налоги на доходы и капитал лиц, имеющих местожительство, постоянное местопребывание, место управления, место регистрации в Российской Федерации или в Республике Чили.

Конвенция предусматривает, что налогообложение доходов (прибыли) от предпринимательской деятельности лица одного договаривающегося государства производится в другом договаривающемся государстве, если такое лицо осуществляет деятельность в этом другом государстве через расположенное в нем постоянное представительство. При этом в отношении строительно-монтажных работ или связанной с ними надзорной деятельности, а также деятельности по оказанию профессиональных услуг и другой деятельности независимого личного характера устанавливается, что получаемая от этих видов деятельности прибыль будет облагаться налогом, если продолжительность таких работ превышает 6 месяцев или 183 дня в течение любого двенадцатимесячного периода.

Доходы от недвижимого имущества могут облагаться налогами в том государстве, где такое имущество фактически находится.

Прибыль, полученная предприятием договаривающегося государства от эксплуатации морских или воздушных судов в международных перевозках, подлежит налогообложению только в этом государстве.

Капитал, представленный недвижимым имуществом, может облагаться налогами в том государстве, где такое имущество фактически находится.

(Федеральный закон от 28.02.2012 N 5-ФЗ "О ратификации Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Чили об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал")


Вернуться в начало


Социальное страхование и обеспечение

Сокращен перечень документов, представляемых в ФСС РФ для подтверждения основного вида экономической деятельности в целях определения класса профессионального риска.

В зависимости от класса профессионального риска устанавливаются страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Основной вид экономической деятельности подтверждается страхователем ежегодно в срок не позднее 15 апреля. Для этого в территориальный орган ФСС РФ нужно представить пакет документов на бумажном носителе или в электронном виде.

С учетом внесенных поправок в числе таких документов представляются:

  • заявление о подтверждении основного вида деятельности;
  • справка-подтверждение;
  • копия пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме субъектов малого предпринимательства).

Ранее в числе таких документов необходимо было представить также копию лицензии (в отношении видов деятельности, подлежащих обязательному лицензированию).

(Приказ Минздравсоцразвития РФ от 25.10.2011 N 1212н "О внесении изменений в Порядок подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2006 г. N 55", Зарегистрировано в Минюсте РФ 20.02.2012 N 23266)


Вернуться в начало


Таможенное дело

С 1 марта 2012 года изменяются ставки вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты.

В частности, ставка пошлины для нефти сырой (здесь и далее - ставка вывозной таможенной пошлины в долларах США за 1000 кг) составит 411,2 доллара США против 393,7 долларов США, установленных с 1 февраля 2012 года.

Вывоз топлива жидкого, масел, отработанных нефтепродуктов будет осуществляться по ставке таможенной пошлины в размере 271,4 доллара США (сейчас - 259,8 доллара США). Также с 259,8 до 271,4 доллара США увеличена ставка пошлины на легкие и средние дистилляты, газойли, бензол, толуол, ксилолы.

Ставка пошлины на пропан, бутаны, этилен, пропилен, бутилен и бутадиен, прочие сжиженные газы составит 157,3 доллара США (в настоящее время - 181,7 доллар США). На бензин товарный и бензин прямогонный ставка пошлины установлена в размере 370,1 доллара США (в настоящее время - 354,3 доллара США).

(Постановление Правительства РФ от 24.02.2012 N 163 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе")

Разрешительный документ на ввоз и (или) вывоз гемопоэтических стволовых клеток и костного мозга в случае их перемещения с целью проведения неродственной трансплантации выдается на срок, определяемый заявителем, но не превышающий один год.

Юридические лица, осуществляющие ввоз и (или) вывоз гемопоэтических стволовых клеток и костного мозга с целью проведения неродственной трансплантации, обязаны уведомить в течение трех рабочих дней со дня осуществления их ввоза и (или) вывоза соответствующий уполномоченный государственный орган государства - члена Таможенного союза о каждом таком случае.

(Решение Комиссии Таможенного союза от 25.01.2012 N 919 "О внесении изменений в Положение о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза и вывоза с таможенной территории Таможенного союза органов и (или) тканей человека, крови и ее компонентов")


Вернуться в начало


Правовые новости

Спорт: упорядочена применяемая в законодательстве терминология.

Внесены поправки в ТК РФ, НК РФ, Законы об ОСС от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, о страховых взносах в ПФР, ФСС России и ФФОМС.

Понятие "учебно-тренировочный процесс" заменено на термин "тренировочный процесс".

Это обусловлено тем, что в декабре 2011 г. в Закон о физической культуре и спорте вносились изменения. Их цель - урегулировать отношения, связанные со спортивным резервом, подготовкой спортсменов высокого класса, в т. ч. для сборных команд нашей страны.

Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2012 г., за исключением поправок к НК РФ. Последние применяются не ранее чем по истечении 1 месяца со дня официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по НДФЛ.

(Федеральный закон от 29 февраля 2012 г. № 16-ФЗ ?О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“)

Жители приграничных территорий России и Латвии могут ездить друг к другу без излишних формальностей.

Ратифицировано российско-латвийское Соглашение об упрощении взаимных поездок жителей приграничных территорий.

Оно подписано на правительственном уровне в Москве 20 декабря 2010 г. Главная цель соглашения - создать благоприятные условия для развития и расширения взаимных контактов жителей приграничных территорий России и Латвии. К последним относятся местности, примыкающие к границе и находящиеся в зоне не более 30 км от нее. Если часть муниципального образования простирается далее (но не более 50 км от границы), то оно целиком считается приграничной территорией. Конкретный перечень образований, входящих в состав приграничных территорий, стороны согласовывают по дипломатическим каналам.

Взаимные поездки жителей указанных местностей осуществляются на основании действительного проездного документа и разрешения на местное приграничное передвижение. Последнее выдают консульские учреждения сторон в упрощенном порядке (без оформления приглашения) на основании составляемых местными властями списков жителей упомянутых территорий.

Определены основания включения в списки. Это владение недвижимостью на приграничной территории; посещение родственников; получение медицинской помощи; участие в регулярных культурных, образовательных или спортивных мероприятиях; исполнение религиозных обрядов; регулярные контакты в сфере хозяйственной деятельности на основании соответствующих договоров.

Чтобы получить разрешение на местное приграничное передвижение, необходимо представить действительный проездной документ, анкету, фотографию, полис медстрахования на период первой поездки и копии документов о проживании на приграничной территории не менее 3 лет. Для членов семей ценз оседлости не действует. Разрешение выдают бесплатно на срок от 1 до 2 лет. Суммарное время пребывания на приграничной территории другого государства в течение 180 дней не должно превышать 90 дней.

(Федеральный закон от 28 февраля 2012 г. N 13-ФЗ "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики об упрощении взаимных поездок жителей приграничных территорий Российской Федерации и Латвийской Республики")

Ратифицировано Соглашение между Россией и Таджикистаном о сотрудничестве по пограничным вопросам.

Оно было подписано в Душанбе 2 сентября 2011 г. взамен аналогичного документа, срок действия которого истек. Соглашение направлено на обеспечение безопасности сторон в пограничной сфере.

Предусмотрено сохранение российского присутствия на территории Таджикистана в составе Группы пограничного сотрудничества. Представители нашей страны будут участвовать в совершенствовании системы охраны государственной границы и оперативном обеспечении пограничной безопасности Республики Таджикистан, подготовке кадров и специалистов для ее пограничного ведомства.

Соглашение также предполагает сотрудничество в борьбе с терроризмом, религиозным экстремизмом, незаконной миграцией и транснациональной организованной преступностью.

(Федеральный закон от 28 февраля 2012 г. N 12-ФЗ "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве по пограничным вопросам")

В законодательстве закрепляется понятие электронного обучения.

Вносятся изменения в Закон об образовании.

Определено, что понимается под электронным обучением и дистанционными образовательными технологиями. Закреплено, что они могут применяться при реализации образовательных программ.

Для случаев, когда эти программы реализуются с применением исключительно электронного обучения, дистанционных технологий, предусмотрено следующее. В образовательном учреждении должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, обеспечивающей освоение обучающимися данных программ в полном объеме независимо от их мест нахождения.

Если используются электронное обучение, дистанционные технологии, то местом осуществления такой образовательной деятельности считается место нахождения образовательного учреждения (его филиала).

Лицензионные требования и условия в сфере образовательной деятельности должны предусматривать возможность применять электронное обучение, дистанционные технологии.

(Федеральный закон от 28 февраля 2012 г. N 11-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий")

Частные детские сады и школы должны стать доступнее.

Поправки расширяют возможности бесплатного получения дошкольного и общего образования.

Дети могут обучаться за счет бюджетных средств в частных детских садах и школах (последние должны иметь госаккредитацию). За государством закрепляется обязанность содействовать в получении гражданами дошкольного, начального, основного и среднего (полного) общего образования в указанных учреждениях.

Финансировать обучение в частных школах должны регионы, в детских садах - муниципалитеты. Средства выделяются в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ (в пределах федеральных госстандартов и требований) в соответствии с нормативами, установленными для государственных и муниципальных образовательных учреждений. Четко определяется состав расходов, покрываемых из бюджета. Это затраты на оплату труда педагогов, учебники и наглядные пособия, техсредства обучения, игры и игрушки, расходные материалы. Финансирование осуществляется за счет перераспределения средств, выделяемых на предоставление гражданам бесплатного дошкольного и общего образования, между государственными (муниципальными) и негосударственными учреждениями.

Уточняется структура расходов на содержание ребенка в государственном (муниципальном) детском саду, учитываемая при определении размера родительской платы. Согласно поправкам это затраты на присмотр и уход за ребенком. Сюда не могут входить расходы на реализацию основной программы дошкольного образования.

Указанные нововведения позволят расширить сеть частных детских садов и школ и сделать их более доступными в условиях недостаточности аналогичных государственных (муниципальных) учреждений. Кроме того, родители получают возможность реального выбора образовательного учреждения независимо от его формы собственности.

Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2012 г.

(Федеральный закон от 28 февраля 2012 г. N 10-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации")

Как проводится общественное обсуждение законопроектов.

Установлен порядок проведения общественного обсуждения с использованием Интернета проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов. Речь идет об актах, которые затрагивают основные направления госполитики в области социально-экономического развития России и разрабатываются федеральными органами исполнительной власти согласно плану законопроектной деятельности Правительства РФ, по поручениям его Председателя (либо заместителей).

Так, к законопроекту, который вносится в соответствии с планом, дополнительно прилагаются документы с информацией о привлекаемых при проведении общественного обсуждения экспертах из числа работников органа исполнительной власти и представителей организаций.

Департамент Правительства РФ, к сфере ведения которого относятся регулируемые законопроектом вопросы, направляет его в отобранную организацию для проведения общественного обсуждения. Срок - 2 дня с даты его поступления.

Как правило, общественное обсуждение проводится однократно и продолжается не более 30 дней. По его результатам в Правительство РФ подается отчет с анализом поступивших замечаний и предложений.

Департамент-исполнитель готовит предложения о представлении законопроекта на рассмотрение Комиссии Правительства РФ по законопроектной деятельности либо о его возвращении в орган исполнительной власти на доработку.

Доработанный законопроект вносится в Правительство РФ повторно. К нему прилагается справка об учете замечаний и предложений, поступивших в ходе общественного обсуждения (если они не принимаются во внимание, указывается причина такого решения).

(Постановление Правительства РФ от 22 февраля 2012 г. N 159 "Об утверждении Правил проведения общественного обсуждения проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов")

Как акции российских организаций признаются ценными бумагами высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики.

В отношении доходов от операций с акциями высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики применяется нулевая ставка по налогу на прибыль.

Определены правила, по которым акции российских организаций, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, относятся к акциям указанного сектора экономики.

Для такого отнесения должны в совокупности соблюдаться следующие условия.

Так, акции должны быть включены в список ценных бумаг, допущенных к торгам. При этом факт их обращения отражается в специализированном секторе (направлении, сегменте) компании, имеющей право проводить биржевые торги, предметом которых являются ценные бумаги (далее - биржа), предназначенном для размещения и обращения ценных бумаг инновационных компаний. Вместо этого акции могут быть специально выделены (указаны) в качестве ценных бумаг инновационных компаний в структуре вышеназванного списка.

Капитализация российской организации-эмитента акций в течение первой недели торгов после включения таких акций в список ценных бумаг, допущенных к торгам, не должна превышать 10 млрд руб.

Капитализация эмитента определяется в порядке, установленном ФСФР по согласованию с Минфином России. Названным отнесением занимается биржа.

Для признания ценных бумаг акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики эмитент представляет бирже соответствующее заявление. Срок рассмотрения - 10 рабочих дней. Биржа принимает решение об отнесении акций к упомянутой сфере или об отказе в этом. В течение 3 рабочих дней после этого эмитенту направляется соответствующее уведомление (в случае отказа - с указанием причин).

Биржа формирует перечень эмитентов акций высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики. В него заносится информация о включении эмитента в такой список (об исключении из него) с указанием даты. Перечень размещается на официальном сайте биржи.

Любое заинтересованное лицо может направить запрос об отнесении ценных бумаг к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики, а также о сроке, в течение которого они являются (являлись) таковыми. Ответ готовится в течение 3 рабочих дней.

(Постановление Правительства РФ от 22 февраля 2012 г. N 156 "Об утверждении Правил отнесения акций российских организаций, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики")

Граждане РФ, проживающие за границей, для получения паспорта должны будут предоставить загранпаспорт.

Уточнен перечень документов, на основании которых выдается российский паспорт.

Так, граждане, не имеющие его и проживающие за пределами нашей страны, представляют загранпаспорт.

Для получения паспорта могут понадобиться иные документы, подтверждающие наличие российского гражданства. Заявитель вправе не представлять их лично. В таком случае он должен указать в заявлении о выдаче паспорта сведения об органе, который принял решение о приобретении лицом гражданства. На их основании территориальный орган ФМС России запрашивает соответствующую информацию у этого органа.

Если лицо приобрело российское гражданство за пределами нашей страны, территориальный орган ФМС России запрашивает информацию об этом в МИДе России. Если загранпаспорт, предоставленный Министерством/дипломатическим представительством/консульским учреждением, утерян, запрашиваются данные о факте его выдачи. Соответствующее обращение составляется на основании сведений, указанных заявителем.

Межведомственный запрос направляется в течение 1 рабочего дня с момента регистрации заявления о выдаче паспорта. Срок для ответа - 5 рабочих дней со дня поступления указанного обращения.

(Постановление Правительства РФ от 22 февраля 2012 г. N 141 "О внесении изменений в пункт 11 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации")


Вернуться в начало


Законопроекты

В Госдуму поступил законопроект о налоге на роскошь.

Документ, внесенный депутатами "Справедливой России", предусматривает введение в России налога на объекты роскоши, который будет являться федеральным налогом и зачисляться в федеральный бюджет по нормативу 100%.

Плательщиками налога на объекты роскоши предлагается считать организации, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, которым на праве собственности принадлежит имущество, являющееся налогооблагаемой базой налога на объекты роскоши.

К объектам роскоши законопроект относит жилое недвижимое имущество стоимостью от 30 млн. рублей, а также автомобили, пассажирские морские, речные и воздушные суда стоимостью от 3 млн. рублей.

Ставка налога на роскошь является дифференцированной и колеблется от 0,3% до 5% от стоимости объекта роскоши.

(Проект Федерального закона № 28997-6 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ, изменения в статью 13 части первой Налогового кодекса РФ и изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ")


Вернуться в начало


Судебная практика

Ошибочно уплаченный налог может рассматриваться в качестве неосновательного обогащения.

ФАС Московского округа подтвердил, что сумма налога на добавленную стоимость, рассчитанная заводом и уплаченная истцом по ставке, не предусмотренной законом, подлежит возврату.

ФАС отметил, что сумма НДС, рассчитанная заводом и уплаченная корпорацией заводу по ставке, не предусмотренной законом, является излишне (ошибочно) уплаченной.

Особых правил о возврате излишне уплаченных сумм по договору об оказании услуг законодательство не предусматривает и из существа рассматриваемых отношений невозможность применения правил о неосновательном обогащении не вытекает.

Следовательно, суд должен был применить к спорным правоотношениям положения Гражданского кодекса РФ об обязанности приобретателя возвратить потерпевшему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

(Постановление ФАС Московского округа № А40-8698/11-19-68 от 15.02.2012)

Убытки от хищений могут признаваться расходами.

ФАС Московского округа отклонил довод о том, что сумма убытков от хищений не является расходами для целей налогообложения прибыли.

ФАС отметил, что такое толкование закона представляется не соответствующим воле законодателя и, кроме того, вступает в противоречие с действиями самого налогоплательщика, относящего аналогичные убытки от краж при наличии документов уполномоченного органа с подтверждением факта отсутствия виновных лиц на расходы.

Данное обстоятельство установлено налоговым органом в ходе проверки, отражено в материалах проверки и не оспаривалось представителями банка в заседании суда кассационной инстанции.

При этом документом, подтверждающим право налогоплательщика включить убытки от хищения имущества в состав внереализационных расходов, признается копия постановления о приостановлении уголовного дела в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого.

(Постановление ФАС Московского округа № А40-52188/11-99-235 от 15.02.2012)

Отсутствие финансирования из бюджета не освобождает от ответственности за неуплату налога.

Факт недофинансирования не может влиять на обязанность бюджетного учреждения уплатить налог

Факт недофинансирования не может влиять на обязанность бюджетного учреждения уплатить налог, подчеркнул ФАС Дальневосточного округа, рассматривавший жалобу комитета по управлению имуществом. Из материалов дела следует, что комитет не заплатил транспортный налог, в связи с чем налоговая инспекция ему начислила сумму недоимки и пени.

Добровольно погашать долг перед бюджетом организация отказалась. Как завили представители комитета, на момент уплаты налога отсутствовало финансирование. По этой причине комитет не мог перечислить денежные средства.

Однако судьи однозначно признали мнение комитета ошибочным. Доводы кассационной жалобы организации об отсутствии возможности погасить недоимку из-за недофинансирования и отсутствие в связи с этим вины отклонены на основании ст. 45 НК РФ. В соответствии с данной нормой комитет по управлению имуществом самостоятельно обязан уплатить соответствующую сумму налога в бюджет.

(Постановление ФАС Дальневосточного округа от 01.02.2012 г. № Ф03-7181/2011)


Вернуться в начало


Прочее

Сведения о среднесписочной численности работников компании, включая сотрудников филиалов, представляются по месту нахождения головного офиса.

У организации есть филиалы с самостоятельными балансами, зарегистрированные в налоговых органах по месту их нахождения. Куда следует отчитаться о среднесписочной численности работников организации, включая тех, кто трудится в филиалах: по всем работникам в налоговый орган по месту регистрации головного офиса или же по работникам головного офиса и филиалов отдельно в соответствующие инспекции (по месту регистрации головного офиса и по месту нахождения каждого филиала)? В Минфине России полагают, что правильным будет первый вариант — отчитаться по всей организации в целом нужно в налоговый орган по месту регистрации ее головного офиса.

Чиновники ссылаются на пункт 3 статьи 80 Налогового кодекса. В нем установлено, что сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год представляются в налоговый орган по месту нахождения организации.

А место нахождения организации, согласно пункту 2 статьи 54 Гражданского кодекса, определяется местом ее государственной регистрации. При этом государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа.

Соответственно, сведения о среднесписочной численности работников следует представлять в налоговый орган по месту регистрации головного офиса организации.

(Письмо Минфина РФ от 14.02.12 № 03-02-07/1-38)

ФНС РФ сообщает о порядке отражения в карточках расчетов с бюджетом сумм авансовых платежей по налогу на прибыль организаций, начисленных участниками консолидированной группы налогоплательщиков.

Консолидированные группы налогоплательщиков, договоры которых зарегистрированы налоговыми органами после 1 января 2012 года, считаются созданными с начала налогового периода, т.е. с 1 января 2012 года.

До регистрации договора авансовые платежи по налогу на прибыль исчисляются и уплачиваются организациями, заключившими такой договор, в общем порядке. После регистрации договора уплаченные суммы авансовых платежей подлежат зачету (возврату) соответствующему участнику консолидированной группы.

Сообщается, что после поступления информации о регистрации договора налоговым органом по месту нахождения участника в карточках расчетов с бюджетом (КРСБ) начисленные суммы авансовых платежей должны быть сложены. Эти карточки не закрываются и используются для отражения сведений, например, на основании решений налоговых органов и судов по налоговым обязательствам за отчетные периоды до вхождения налогоплательщика в консолидированную группу.

Налоговые обязательства консолидированной группы налогоплательщиков администрируются налоговым органом по месту нахождения ответственного участника группы. Отмечено, что для учета операций КРСБ открываются с нулевым значением сальдо расчетов.

В письме ФНС РФ разъяснен также порядок начисления пени на сумму недоимки, возникшей в результате определения консолидированной налоговой базы по налогу на прибыль, по итогам истекших с начала года отчетных периодов.

(Письмо ФНС РФ от 29.02.2012 N ЕД-4-3/3285@ "Об учете начисленных и уплаченных сумм налога на прибыль организаций по консолидированным группам налогоплательщиков")

При возврате товара счет-фактура должен составляться именно покупателем.

Если покупатель не поставил товар на учет, то в случае возврата корректировки вносит поставщик.

Как объяснил Минфин России, при возврате товаров, принятых покупателем на учет, счет-фактура по возвращаемым товарам выставляется покупателем. Поэтому в данном случае продавцом корректировочные счета-фактуры не выставляются.

В документе идет речь о порядке применения корректировочных счетов-фактур. В частности отмечено, что если покупатель вернул товар, не принятый еще на учет, то в этом случае продавцу следует выставлять корректировочные счета-фактуры.

(Письмо Минфина РФ от 20.02.2012 г. № 03-07-09/08)

Образовательные учреждения не платят НДС по своим услугам, даже если их оказывают сторонние организации, привлеченные по договору подряда.

Некоммерческие образовательные организации, ведущие обучение по общеобразовательным или профессиональным программам, а также по программам профподготовки, освобождены от уплаты НДС в отношении соответствующей образовательной деятельности. Минфин России отметил, что право на освобождение от налога сохраняется и в том случае, когда образовательное учреждение привлекает к образовательному процессу сторонние организации по договору подряда.

Право на освобождение от НДС образовательных услуг предоставлено подпунктом 14 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса. При этом, как следует из пункта 6 этой же статьи НК РФ, образовательные услуги освобождаются от налога только в том случае, если у образовательного учреждения есть лицензия на ведение соответствующей деятельности.

Поэтому, как считают в Минфине, ничто не мешает образовательной организации пользоваться освобождением от НДС в случае привлечения к оказанию образовательных услуг сторонних организаций, имеющих лицензию на ведение образовательной деятельности.

(Письмо Минфина РФ от 22.02.12 № 03-07-07/27)

Минфином РФ разъяснены требования к соблюдению условий правомерного применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на прибыль организациями, осуществляющими одновременно и образовательную и медицинскую деятельность.

В письме Минфина РФ, направленном для использования в работе налоговых органов, сообщается, в частности, что в случае, когда доходы от образовательной и медицинской деятельности по отдельности составляют менее 90 процентов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, то соблюдение условия о наличии в штате сертифицированного медицинского персонала не менее 50 процентов является обязательным. Если же доля указанных доходов составляет 90 и более процентов, то соблюдение второго условия такими организациями не является обязательным.

Осуществляемые организацией виды образовательной и медицинской деятельности должны содержаться в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 N 917.

(Письмо ФНС РФ от 21.02.2012 N ЕД-4-3/2858@ "О применении налоговой ставки 0 процентов")

Доход, полученный ООО в результате отказа одного из его участников от получения дивидендов, не увеличивает налоговую базу по налогу на прибыль.

Один из участников общества с ограниченной ответственностью отказался от причитающихся ему дивидендов. Следует ли ООО включить в налоговую базу по налогу на прибыль соответствующую денежную сумму? Нет, этого делать не нужно, считают в Минфине.

Аргументы у чиновников достаточно простые. В статье 251 Налогового кодекса приведен перечень доходов, которые не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль. В частности, в подпункте 3.4 пункта 1 данной статьи упомянуты не востребованные акционерами или участниками хозяйственного общества дивиденды либо часть распределенной прибыли.

На этом основании в финансовом ведомстве делают вывод: доход ООО в виде дивидендов, которые не были выплачены одному из участников в связи с его отказом от получения данной выплаты, не подлежит налогообложению налогом на прибыль.

(Письмо Минфина РФ от 17.02.12 № 03-03-06/1/91)

Разъяснен порядок признания в расходах для целей налогообложения прибыли сумм, возмещаемых работнику за обучение.

Минфин России рассмотрел следующую ситуацию. Организация заключила трудовой договор с физическим лицом, которое проходит обучение в высшем учебном заведении. На момент приема на работу у организации не было возможности возмещать работнику расходы на обучение из-за нестабильного финансового положения. Такая возможность у организации появилась спустя два года.

По мнению финансового ведомства, организация имеет право стоимость обучения, возмещаемую работнику за оставшийся период учебы в ВУЗе, учитывать в расходах при формировании налоговой базы по налогу на прибыль при выполнении условий, установленных пунктом 3 статьи 264 НК РФ. Напомним, что согласно этому пункту расходы на обучение работника, с которым заключен трудовой договор, включаются в состав прочих расходов, если это обучение осуществляется на основании договора с российским образовательным учреждением, имеющим соответствующую лицензию, либо иностранным образовательным учреждением, имеющим соответствующий статус.

(Письмо Минфина РФ от 17.02.2012 № 03-03-06/1/90)

Об учете расходов на приобретение обновлений для программ ЭВМ.

Программы для ЭВМ, на которые организация не имеет исключительных прав, не включаются в состав нематериальных активов.

Если организация использует метод начисления, расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся. При этом не имеет значения время фактической выплаты денежных средств (иной формы их оплаты). Расходы учитываются в том периоде, в котором они возникают исходя из условий сделки. Если она не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть установлена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно.

При определении налоговой базы по налогу на прибыль затраты на приобретение прав на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. К ним также относятся затраты на приобретение исключительных прав на программы для ЭВМ стоимостью менее 40 тыс. руб.

Если из условий договора на приобретение неисключительных прав нельзя определить срок использования программ для ЭВМ, то затраты на их приобретение распределяются с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов. При этом налогоплательщик вправе самостоятельно определить период, в течение которого указанные расходы учитываются для целей налогообложения прибыли.

По мнению Минфина России, аналогичный порядок следует применять в отношении расходов по работам, связанным с обновлением и модификацией программ для ЭВМ, результаты которых будут применяться налогоплательщиком в течение срока использования программного продукта.

(Письмо Минфина РФ от 13 февраля 2012 г. N 03-03-06/2/19)

Сумма госпошлины, возмещенная проигравшей стороной по решению суда, включается в состав доходов "упрощенщика", выигравшего спор.

Компания на УСН (объект "доходы") при подаче судебного иска к своему контрагенту оплатила госпошлину. По итогам рассмотрения дела суд вынес решение в пользу истца, и, помимо прочего, обязан ответчика возместить истцу расходы по уплате госпошлины. Должен ли плательщик УСН, выигравший спор, учесть в доходах возмещенную ему сумму госпошлины? Да, должен, считают в Минфине России.

Как известно, налогоплательщики, применяющие УСН, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ. Так гласит норма пункта 1 статьи 346.15 НК РФ. А в пункте 1 статьи 346.17 НК РФ сказано, что при кассовом методе датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках или в кассу, получения иного имущества (работ, услуг, имущественных прав), а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом.

На основании этих норм чиновники делают следующий вывод: "упрощенщик", выигравший спор должен включить в состав доходов суммы возвращенной ему по решению суда госпошлины. Сделать это надо на день поступления денежных средств на счет в банке.

(Письмо Минфина РФ от 20.02.12 № 03-11-06/2/29)

В доходах компании на УСН не учитывается имущество, внесенное ее учредителем для увеличения чистых активов, даже если в дальнейшем оно передается третьим лицам.

Единственный учредитель компании на УСН (объект "доходы минус расходы") передал ей имущество (оборудование) в целях увеличения стоимости чистых активов. В течение года с момента получения оборудования компания сдала его в аренду другой фирме. Может ли "упрощенщик" в такой ситуации воспользоваться льготой, предусмотренной подпунктом 3.4 пункта 1 статьи 251 НК РФ, то есть не включать в доходы стоимость данного имущества? В Минфине России считают, что такое право у компании есть.

Объяснение простое. Налогоплательщики, применяющие УСН, в состав доходов не включают доходы, указанные в статье 251 НК РФ (ст. 346.15 НК РФ). А в подпункте 3.4 пункта 1 статьи 251 НК РФ, в частности, сказано о том, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав в размере их денежной оценки, которые переданы хозяйственному обществу в целях увеличения чистых активов.

Таким образом, доходы в виде имущества, полученного компанией на УСН от своего учредителя, не включаются в состав доходов при определении объекта налогообложения. При этом не имеет значение тот факт, что компания передала полученное имущество третьим лицам.

(Письмо Минфина РФ от 20.02.12 № 03-11-06/2/26)

Предприниматель вправе применять УСН на основе патента независимо от того, кому он оказывает услуги по техническому обслуживанию вычислительной техники.

Индивидуальные предприниматели вправе перейти на УСН на основе патента в случае осуществления видов деятельности, указанных в п. 2 ст. 346.25.1 НК РФ.

Одним из таких видов является техническое обслуживание и ремонт офисных машин и вычислительной техники (пп. 40 п. 2 ст. 346.25.1 НК РФ).

Минфин России отметил, что применение данного режима не ставится в зависимость от того, кто именно является заказчиком указанных услуг (юридические или физические лица).

(Письмо Минфина РФ от 17.02.2012 № 03-11-11/48)

"Вмененщик", выставивший счет-фактуру с выделенным НДС, обязан заплатить соответствующую сумму налога в бюджет.

Минфин России подтвердил: налогоплательщик, переведенный на ЕНВД, может выставить счет-фактуру с выделенным НДС. В этом случае он должен будет заплатить эту сумму налога в бюджет.

Как известно, "вмененщики" не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость. Об этом сказано в пункте 4 статьи 346.26 Налогового кодекса. Исключение составляют лишь те суммы НДС, которые необходимо уплатить при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.

Поэтому, как полагают в Минфине, "вмененщики" не должны выделять налог на добавленную стоимость в счетах-фактурах. Однако Налоговый кодекс допускает такое действие. Так в пункте 5 статьи 173 НК РФ сказано, что в случае выставления плательщиком ЕНВД счета-фактуры с выделением суммы налога на добавленную стоимость, эту сумму нужно заплатить в бюджет.

(Письмо Минфина РФ от 22.02.12 № 03-11-11/53)

Какой размер выходного пособия не облагается НДФЛ.

С 1 января 2012 года в силу вступила новая редакция п. 3 ст. 217 Налогового кодекса. На ее основании от НДФЛ освобождаются компенсационные выплаты, связанные с увольнением работников: выходное пособие, среднемесячный заработок на период трудоустройства, компенсации руководителю, его заместителю и главному бухгалтеру. Но только в части, которая не превышает в целом трехкратный размер среднего заработка.

Причем, эти нормы необходимо применять в отношении доходов всех работников организации. Независимо от занимаемой должности.

(Письмо Минфина РФ от 13.02.2012 г. № 03-04-06/6-34)

Денежные суммы, полученные физлицом в дар от другого физлица, НДФЛ не облагаются.

Физическое лицо получило в порядке дарения от другого физического лица, не являющегося родственником или членом семьи, доход в виде денежных средств. Облагается ли данный доход налогом на доходы физических лиц? Нет, не облагается, считают в Минфине России.

Чиновники напоминают положения пункта 18.1 статьи 217 Налогового кодекса. В нем сказано, что доходы, получаемые от физических лиц в порядке дарения (за исключением случаев дарения недвижимого имущества, транспортных средств, акций, долей, паев), НДФЛ не облагаются.

Поэтому доходы в денежной форме, полученные физическим лицом в порядке дарения от другого физического лица, от налогообложения НДФЛ освобождены. При этом наличие или отсутствие родственных связей между дарителем и одаряемым в данном случае никакой роли не играет.

Также в Минфине отметили, что доходы, освобожденные от налогообложения, декларировать не нужно.

(Письмо Минфина РФ от 21.02.12 № 03-04-05/6-200)

Налог на имущество физических лиц исчисляется в отношении того из супругов, на чье имя зарегистрировано право собственности на недвижимое имущество.

Данные разъяснения применимы к ситуации, когда недвижимое имущество находится в общей собственности супругов без определения доли каждого из них в праве собственности (т.е. когда имущество находится в совместной собственности супругов).

Признание лица налогоплательщиком налога на имущество осуществляется налоговым органом на основании информации, полученной от органов, осуществляющих регистрацию прав. В этой связи исчисление налога производится в отношении того лица, которое указано в правоустанавливающих документах на недвижимое имущество.

(Письмо ФНС РФ от 21.02.2012 N БС-4-11/2888@ "О налогообложении имущества супругов")

Списание банком задолженности по оплате комиссии обязывает клиента к уплате НДФЛ.

Минфин РФ дал разъяснения по вопросу списания банком дебиторской задолженности клиентов по оплате банковских комиссий.

Ведовство отмечает, что при признании задолженности клиента по оплате комиссий безнадежной и списании ее с баланса банка, с должника снимается обязанность по оплате комиссий и, соответственно, у клиента банка появляется возможность распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению, то есть у него возникает экономическая выгода и, соответственно, доход.

Таким образом, суммы не оплаченных клиентом комиссий Банка подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке по ставке в размере 13%.

При заполнении Банком формы 2-НДФЛ доход в виде списанной безнадежной задолженности по уплате комиссий учитывается в качестве "иных доходов" с кодом 4800. Датой получения дохода в этом случае является дата списания безнадежного долга с баланса Банка.

Применение в данной ситуации положений об освобождении от налогообложения доходов в сумме, не превышающей 4000 рублей, возможно в случае оформления списания дебиторской задолженности по уплате комиссий по основаниям, предусмотренным в данном подпункте статьи 217 НК РФ.

(Письмо Минфина РФ № 03-04-06/4-27 от 08.02.2012


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.