Мониторинг изменений за период 28.05.12 - 03.06.12



Бухгалтерский учет и налогообложение

В перечень оборудования, ввоз которого на территорию РФ не подлежит обложению НДС, включены новые позиции.

От налогообложения НДС освобожден ввоз технологического оборудования, аналоги которого не производятся в Российской Федерации. Перечень такого оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему) утвержден Правительством РФ. В данный перечень включено оборудование системы газоочистки дуговой электросталеплавильной печи (код ТН ВЭД ТС 8421 39 800 0). Кроме того, в позицию, классифицируемую кодом ТН ВЭД ТС 8477 80 990 0, включена установка для производства выдувных пленок VAREX@ производства компании Windmoller & Holscher KG, а в позицию, классифицируемую кодом ТН ВЭД ТС 8477 80 990 0 - экструдер/ламинатор ROTOMEC RX400 F13P0y4OO TD.

(Постановление Правительства РФ от 25.05.2012 N 520 "О внесении изменений в перечень технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость")

Регламентирован порядок предоставления ФНС России государственной услуги по осуществлению рассмотрения обращений граждан, принятию по ним решений и направлению ответов.

Определены состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги.

В приложении к Регламенту содержатся сведения о ФНС России и управлениях ФНС России по субъектам РФ.

(Приказ Минфина России от 15.02.2012 N 25н "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по осуществлению личного приема граждан, обеспечению своевременного и полного рассмотрения обращений граждан, принятию по ним решений и направлению заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок", Зарегистрировано в Минюсте России 24.05.2012 N 24306)

Для получения сведений о дисквалифицированных лицах необходимо отправить запрос в любой территориальный налоговый орган в соответствии с утвержденным порядком.

С 1 января 2012 года на ФНС России возложены функции по формированию и ведению реестра дисквалифицированных лиц (лиц, к которым по решению суда применено административное наказание в виде лишения права, например, находиться на государственной или муниципальной службе, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица).

Утвержденным ФНС России Порядком определены, в том числе:

  • требования к содержанию запроса о предоставлении информации (в частности, в запросе необходимо указать не только сведения о заинтересованном лице, но и способе получения запрашиваемой информации - лично, через представителя, по почте или в электронной форме);
  • варианты представления запрашиваемой информации (выписка по утвержденной форме, справка об отсутствии в Реестре информации о запрашиваемом лице, информационное письмо о невозможности определить запрашиваемое лицо), а также установлены особенности направления запроса (представления сведений из Реестра) в электронном виде.

(Приказ ФНС России от 06.03.2012 N ММВ-7-6/141@ "Об утверждении Порядка предоставления информации из реестра дисквалифицированных лиц и формы выписки из реестра дисквалифицированных лиц")


Вернуться в начало


Социальное страхование и обеспечение

При обращении в негосударственный пенсионный фонд за назначением накопительной части трудовой пенсии и (или) срочной пенсионной выплаты необходимо подать заявление в соответствии с утвержденной формой.

Утверждены формы заявлений о назначении застрахованному лицу указанных видов выплат, а также определены требования к их заполнению.

Напомним, что назначение накопительной части трудовой пенсии осуществляется застрахованным лицом при условии достижения им возраста, дающего право на назначение трудовой пенсии по старости. Застрахованному лицу может быть установлена срочная пенсионная выплата за счет пенсионных накоплений, сформированных из дополнительных страховых взносов, взносов работодателя, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений и дохода от их инвестирования, а также средств материнского капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии, дохода от их инвестирования.

(Приказ Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 N 503н "Об утверждении форм заявлений застрахованного лица о назначении накопительной части трудовой пенсии, срочной пенсионной выплаты, подаваемых в негосударственный пенсионный фонд, инструкций по заполнению указанных форм заявлений", Зарегистрировано в Минюсте России 25.05.2012 N 24330)

ФСС и ПФР утвердили форму акта проверки банков.

Пенсионный фонд и ФСС своим постановлением утверждает форму акта проверки выполнения банком обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ. Текст документа опубликован в "Российской газете".

Документ содержит форму акта проверки выполнения банком обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", а также требования к составлению акта проверки выполнения банком обязанностей, предусмотренных данным законом.

(Постановление Пенсионного фонда Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. N 32п/38)


Вернуться в начало


Таможенное дело

С 1 июля 2012 года вступят в силу изменения и дополнения, внесенные в структуры и форматы электронных копий таможенных документов.

В новой редакции изложены:

  • структуры и форматы электронной копии декларации на товары/ транзитной декларации и корректировки декларации на товары;
  • структура и формат электронной копии транзитной декларации, в качестве которой используется книжка МДП с прилагаемыми к ней транспортными (перевозочными) и коммерческими документами;
  • структура и формат электронной копии декларации таможенной стоимости (формы ДТС-1 и ДТС-2);
  • структура и формат электронной копии формы корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей (формы КТС-1 и КТС-2).

(Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.05.2012 N 48 "О внесении изменений и дополнений в структуры и форматы электронных копий таможенных документов")

С 1 июля 2012 года в отношении ввозимого на территорию Таможенного союза металлопроката с полимерным покрытием будет применяться антидемпинговая пошлина.

Антидемпинговая пошлина установлена сроком на 5 лет и будет действовать в отношении плоского холоднокатаного проката толщиной более 0,2 мм, но не более 2 мм, шириной более 50 мм, с полимерным покрытием и плоского холоднокатаного оцинкованного проката толщиной более 0,2 мм, но не более 2 мм, шириной более 50 мм, с полимерным покрытием, происходящего из Китайской Народной Республики (включая Тайвань и специальные административные районы Китая Гонконг и Макао), который может классифицироваться кодами 7210, 7212, 7225 ТН ВЭД ТС.

(Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24.05.2012 N 49 "О мерах по защите экономических интересов производителей металлопроката с полимерным покрытием в Таможенном союзе")

В ТН ВЭД ТС включены новые подсубпозиции, касающиеся нефти сырой.

В отношении товаров, характеризуемых кодами ТН ВЭД ТС 2709 00 900 1, 2709 00 900 2, 2709 00 900 9, установлены нулевые ставки ввозных таможенных пошлин при подтверждении уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, совместно с уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования, факта добычи обладающей указанными физико-химическими характеристиками нефти сырой, а также при наличии выписки из государственного баланса запасов полезных ископаемых на первое января года, предшествующего году периода добычи и экспорта нефти, содержащей сведения о вязкости нефти не менее 10000 мПа*с (в пластовых условиях) на месторождениях Российской Федерации.

Решение вступает в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования.

(Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 31.05.2012 N 51 "О внесении изменений в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единый таможенный тариф Таможенного союза в отношении нефти сырой")


Вернуться в начало


Законопроекты

В Госдуме рассмотрят дополнения в порядок зачета сумм излишне уплаченных налогов.

В Госдуму поступил законопроект № 83263-6 "О внесении изменений в статьи 78 и 79 части первой и статью 176 части второй Налогового кодекса РФ".

Законопроект предусматривает проведение зачета сумм излишне уплаченных, взысканных, подлежащих возмещению налогов, сборов и соответствующих пеней, штрафов не по видам налогов (федеральные налоги засчитываются в федеральные, региональные налоги – в региональные, местные налоги – в местные), а в целом.

По замыслу инициаторов законопроекта переплата по одному виду налога может быть зачтена в недоимку по другим видам налогов (федеральные налоги засчитываются в региональные и местные, региональные налоги – в федеральные и местные, местные налоги – в федеральные и региональные).

Изменение налогового законодательства позволит снизить задолженность по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также сократит затраты на проведение мер принудительного взыскания налоговыми органами, считают авторы документа.

Налоговых агентов могут обязать сдавать декларации по НДФЛ.

На рассмотрение депутатов Госдумы поступил законопроект № 83262-6, который устанавливает для налоговых агентов обязанность по истечении налогового периода представлять в налоговый орган по месту своего учета налоговые декларации по НДФЛ.

В них налоговые агенты будут отражать сведения о доходах и налоговых вычетах физических лиц истекшего налогового периода, суммах исчисленного, удержанного (подлежащего уплате) и сроках удержания, уплаты налога в целом по налоговому агенту без детализации по конкретным физическим лицам, а также суммах налога, перечисленного, излишне удержанного и не удержанного налоговым агентом.

На основании представленных деклараций по НДФЛ налоговые органы будут проводить камеральные проверки, которые им позволят:

  • устанавливать факты невыполнения налоговым агентом обязанности по перечислению налога в бюджет;
  • привлекать налоговых агентов к ответственности по статье 123 НК РФ;
  • приостанавливать операции налогового агента по его счетам в банке в случае непредставления им декларации в инспекцию в течение 10 дней по истечении установленного срока;
  • своевременно принимать меры принудительного взыскания налога.

Налоговые агенты должны будут представлять декларации по НДФЛ не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, форматам и в порядке, которые будут утверждены ФНС России. Для налоговых агентов представление налоговых деклараций не будет затруднительным, так как срок представления будет совпадать со сроком представления сведений по форме 2-НДФЛ, что позволит одновременно заполнить сведения по каждому физическому лицу и в целом по налоговому агенту.

Проект закона о патентной системе налогообложения Госдума рассмотрит во втором чтении.

Малому бизнесу приобретение патента на занятие определенным видом деятельности обойдется от пятисот рублей до пяти тысяч рублей. Минимальная и максимальная планка патента будет прописана в проекте закона о патентной системе налогообложения. Госдума РФ планирует рассмотреть проект закона во втором чтении в начале июня 2012 года.

Патент будет выдаваться на 47 различных видов предпринимательской деятельности. Это минимальный перечень, который будет утвержден на федеральном уровне, его пропишут в Налоговом кодексе. Сейчас он все еще корректируется. Регионы получат право этот список дополнять новыми видами деятельности в зависимости от специфики местного производства.

Выдавать патенты планируется в налоговой инспекции по месту жительства. При этом предприниматели получат право купить сразу несколько патентов. Ограничений в этом плане не будет. Кроме того, с покупкой патента из жизни предпринимателя уйдут такие вещи, как подача налоговой декларации и бухгалтерский учет.

ФНС РФ разработала новый порядок присвоения и применения ИНН.

ФНС РФ разработала проект приказа об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика.

Текст проекта приказа размещен на сайте ведомства для проведения антикоррупционной экспертизы.

Документ устанавливает общие правила присвоения, применения, а также изменения ИНН организациям и физическим лицам. Кроме того, документ регулирует порядок установления и применения КПП.

Разработан федеральный стандарт бухучета "Обесценение активов" для госсектора.

Минфин РФ разработал и представил для обсуждения федеральный стандарт бухгалтерского учета и отчетности в государственном секторе "Обесценение активов".

Текст проекта стандарта представлен на сайте министерства.

Документ устанавливает:

  • порядок расчета суммы убытка от обесценения актива
  • порядок признания убытков от обесценения,
  • порядок восстановления убытка от обесценения,
  • требования к раскрытию необходимой информации.

Данный стандарт бухгалтерского учета и отчетности в секторе госуправления "Обесценение активов" разработан на основании Бюджетного кодекса РФ, Федерального закона "О бухгалтерском учете" и Международных стандартов финансовой отчетности для общественного сектора (МСФООС) 21 и 26.

Минфин РФ разработал федеральный стандарт "Аренда".

Минфин РФ разработал и представил для обсуждения федеральный стандарт "Аренда". Текст проекта стандарта представлен на сайте министерства.

Документ разработан на основании Бюджетного кодекса РФ, Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" и Международного стандарта финансовой отчетности для общественного сектора (МСФООС) 13 "Аренда".

Стандарт устанавливает порядок бухгалтерского учета и отражения в отчетности субъектов государственного сектора операций аренды.

Минфин разработал стандарт бухгалтерской отчетности для сектора госуправления.

Минфин РФ разработал и представил для обсуждения федеральный стандарт бухгалтерского учета и отчетности в секторе государственного управления "Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности".

Текст проекта стандарта представлен на сайте министерства.

Документ устанавливает методические основы формирования субъектами сектора государственного управления РФ бухгалтерской (финансовой) отчетности общего назначения, а также состав и порядок публичного раскрытия указанными субъектами показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности и пояснений к ним.


Вернуться в начало


Судебная практика

Признана недействующей сноска к пункту 1 "Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей" как отождествляющая правовой статус индивидуальных предпринимателей с правовым статусом частных нотариусов.

Указанная сноска воспроизводит ранее действующие положения Налогового кодекса РФ, согласно которым индивидуальными предпринимателями признавались физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы. В настоящее время понятие "индивидуальные предприниматели" претерпело значительные изменения - частнопрактикующие нотариусы, адвокаты и детективы не признаются индивидуальными предпринимателями. В связи с этим указанное положение нормативного правового акта, как противоречащее действующему законодательству, признано недействующим.

(Решение Верховного Суда РФ от 17.05.2012 N АКПИ12-557)

ВАС: не все целевое финансирование не включается в доходы.

Высший арбитражный суд рассмотрел дело, в котором истец (коммерческая организация), применяя "упрощенку" с объектом налогообложения "доходы", получил транш на реконструкцию молокозавода в соответствии с региональной целевой программой от государственного учреждения "Управление капитального строительства Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми". Со всеми вытекающими налоговыми последствиями, решение о которых приняла инспекция.

Факт целевого использования полученных истцом денежных средств подтвержден. Однако непосредственным получателем средств из бюджета был не истец, а госучреждение. Поэтому суды не отменили решение налоговиков. Так же поступил и ВАС.

(Постановление ВАС по делу № А29-10454/2010).

Нехватка работников – смягчающее обстоятельство.

Компания оштрафована за несвоевременное предоставление "первички" в инспекцию. Признавая законность санкций, арбитраж снизил их величину. Им учтены смягчающие обстоятельства.

В частности, выписка из штатного расписания показывает - в бухгалтерии нехватка сотрудников. Они загружены текущей работой и поэтому не успели выполнить требование инспекции.

Также к смягчающим обстоятельствам отнесены болезнь главного бухгалтера и недостаточная техническая оснащенность предприятия. У него имеется всего один ксерокс, "среднее время для изготовления копии на котором составляет 1,5 минуты". Из-за этого сложно в срок сдать копии документов. Опираясь на данные доводы, суд уменьшил первоначально определенный штраф с 144 000 рублей до 1440 рублей.

Как следует из сложившейся практики, в подобных спорах возможны и другие смягчающие обстоятельства. Например, отсутствие ранее допущенных аналогичных нарушений или значительное количество истребованных документов.

(Постановление ФАС Центрального округа от 21.05.12 № А48-3647/2011)

Документы для вычета по НДС определены Налоговым кодексом.

Наличие проектной документации, заключения государственной экспертизы, разрешения на строительство не предусмотрено главой 21 Налогового кодекса РФ в качестве условия для принятия к вычету НДС. Поэтому отсутствие указанных документов в полном объеме проектной документации не препятствует возмещению налога на добавленную стоимость из бюджета.

(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24.05.2012 г. по делу № А45-15303/2011).

В счетах-фактурах могут отсутствовать сведения об объеме выполненных работ.

ФАС Северо-Кавказского округа отклонил доводы налоговой инспекции о необоснованности заявленной налоговой выгоды в связи с недочетами в счетах-фактурах в части указания объема (количества) выполненных работ, стоимости цены (тарифа) за единицу измерения.

ФАС указал, что выполненные работы общество отразило на счете 20 "Основное производство", предназначенном для обобщения информации о затратах на производство продукции (работах, услугах), в том числе незавершенное производство в разрезе объектов учета по оплаченным или принятым к оплате работам.

В свою очередь услуги не имеют единицу измерения количественного объема и цену измерения, поскольку не имеют материального выражения. Для целей налогообложения возможно определить услугу через характер осуществляемой деятельности, исполнитель не обязан указывать полный перечень действий, выполненных в процессе исполнения договора.

Суды установили, что факт оказания организациями работ на основании договоров с обществом, конкретный перечень этих работ, а также их стоимость документально подтверждены.

Следовательно, судебные инстанции правомерно отклонили доводы налоговой инспекции о несоответствии счетов-фактур требованиям НК РФ.

(Постановление ФАС Северо-Кавказского округа № А53-16572/2011 от 22.05.2012)

Неверное указание КБК в поручениях не подтверждает факт неуплаты налога.

ФАС Северо-Кавказского округа пояснил, что неверное указание предпринимателем КБК в поручениях на перечисление налога не является основанием считать его не исполнившим или ненадлежаще исполнившим обязанность по уплате налога.

ФАС указал, что неуплата или неполная уплата сумм налога означает возникновение у налогоплательщика задолженности перед соответствующим бюджетом (внебюджетным фондом) по уплате конкретного налога. Из материалов дела следовало, что неверное указание в платежном поручении КБК не привело к образованию задолженности общества перед соответствующим бюджетом.

Таким образом, инспекция неправомерно предъявила к уплате сумму налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, при отсутствии недоимки по налогу.

(Постановление ФАС Северо-Кавказского округа № А32-21654/2011 от 18.05.2012)

Налогоплательщик должен подтвердить наличие хозяйственных взаимоотношений с поставщиками.

ФАС Северо-Кавказского округа подтвердил, что поскольку общество не подтвердило хозяйственные взаимоотношения с поставщиками, оно не вправе рассчитывать на заявленные по сделке с этими юридическими лицами налоговые вычеты.

ФАС указал, что о необоснованности получения налоговой выгоды могут свидетельствовать подтвержденные доказательствами доводы налогового органа о наличии таких обстоятельств, как невозможность реального осуществления налогоплательщиком хозяйственных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов.

Из материалов дела следовало, что поставщики плательщика не имеют оборотных и внеоборотных активов, необходимых для осуществления финансово-хозяйственной деятельности. При анализе движения денежных средств инспекцией установлено, что налоги в бюджет не уплачивались. Указанные организации не несли необходимых расходов, свидетельствующих о фактическом осуществлении производственной, торговой либо иной деятельности.

Между тем, налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

(Постановление ФАС Северо-Кавказского округа № А32-19287/2011 от 18.05.2012)


Вернуться в начало


Прочее

О вступлении в силу поправок к Соглашению России и Кипра об избежании двойного налогообложения доходов и капитала.

7 октября 2010 г. был подписан Протокол о внесении изменений в межправительственное Соглашение России и Кипра об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 5 декабря 1998 г.

Сообщается, что протокол ратифицирован законом от 28.02.2012. При этом согласно ноте Посольства России в Кипре от 02.04.2012 днем вступления протокола в силу считается дата данной ноты.

(Письмо ФНС РФ от 15 мая 2012 г. № ЕД-4-3/7893@ “О начале применении положений протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Кипра от 05.12.1998”)

Доход, полученный участником консолидированной группы налогоплательщиков за пределами РФ, не подлежащий обложению у источника его выплаты, учитывается при формировании консолидированной налоговой базы по налогу на прибыль.

Консолидированная налоговая база по налогу на прибыль определяется как арифметическая сумма всех доходов и расходов участников консолидированной группы налогоплательщиков. В налоговую базу включаются доходы, в отношении которых применяется налоговая ставка по налогу на прибыль, предусмотренная пунктом 1 статьи 284 НК РФ (по общему правилу - 20 процентов). При формировании налоговой базы могут учитываться также суммы налога, выплаченные российской организацией - участником КГН в соответствии с законодательством иностранных государств. При этом отмечено, что размер засчитываемых сумм налогов, уплаченных организацией за пределами РФ, не может превышать сумму налога, подлежащего уплате этой организацией в РФ, исчисленного ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков.

(Письмо Минфина РФ от 10.05.2012 N 03-03-10/43)

Хранить документы, подтверждающие убытки, нужно и после проверки.

В компании прошла выездная проверка. Налоговики не оспорили факт и размер убытка, который понесла организация. Однако документы, которые подтверждают убыток, все равно нужно сохранить.

Дело в том, что п. 4 ст. 283 Налогового кодекса обязывает плательщиков хранить необходимые бумаги течение всего срока, когда они уменьшают налоговую базу текущего периода на суммы ранее полученных убытков. Так как списывать их можно только при наличии первичных документов, подтверждающих финансовый результат. И после налоговой проверки эта обязанность не прекращается, разъяснил Минфин России.

(Письмо Минфина РФ от 25.05.2012 г. № 03-03-06/1/278)

Налогоплательщики, осуществляющие производство подакцизных товаров из давальческого сырья для их реализации на экспорт, с 1 июля 2012 года не утрачивают права на освобождение от уплаты акцизов.

Сообщается об изменениях, внесенных в пункт 2 статьи 184 Налогового кодекса РФ, вступающих в силу с 1 июля 2012 года.

Новая редакция данной нормы не содержит прямого указания на то, что от уплаты акцизов освобождается передача подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья и помещенных под таможенную процедуру экспорта. Вместе с тем пунктом 7 статьи 198 НК РФ для подтверждения правомерности освобождения от уплаты акцизов предусмотрено представление документов, подтверждающих факт производства товаров из давальческого сырья и их реализацию за пределы РФ. С учетом изложенного Минфином России сделан вывод о том, что внесенными поправками не изменяется порядок льготного налогообложения указанных операций.

Помимо этого в письме Минфина сообщается о порядке представления в налоговый орган поручительства банка или банковской гарантии в целях освобождения от уплаты акцизов.

(Письмо Минфина РФ от 22.05.2012 N 03-07-15/1/10)

Штрафы и пени за несвоевременную оплату аренды государственного или муниципального имущества включаются арендатором в налоговую базу по НДС.

Минфин разъяснил особенности восстановления НДС, принятого к вычету при приобретении объекта недвижимости.

Орган исполнительной власти субъекта РФ начислил организации, арендующей имущество этого субъекта РФ, штрафы и пени за несвоевременное перечисление арендных платежей. Эти суммы, как указывает Минфин России, увеличивают налоговую базу по НДС у арендатора.

Авторы письма напоминают, что особенности определения налоговой базы по НДС при предоставлении в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества органами государственной власти и управления или органами местного самоуправления определен в пункте 3 статьи 161 Налогового кодекса. В нем сказано, что рассчитать и перечислить в бюджет соответствующую сумму НДС обязаны арендаторы такого имущества.

При этом известно, что налоговая база по НДС увеличивается на суммы, связанные с оплатой реализованных товаров, работ или услуг (подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ). По мнению Минфина, штрафы и пени за несвоевременное перечисление арендных платежей являются суммами, связанными с оплатой услуг по аренде. Поэтому штрафы и пени, уплаченные органу исполнительной власти субъекта РФ, арендатор должен включить в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость.

(Письмо Минфина РФ от 18.05.12 № 03-07-11/146)

Порядок выставления счетов-фактур при возврате принятых на учет товаров зависит от того, является ли покупатель плательщиком НДС.

Минфин России рассмотрел вопрос о том, в каком порядке выставляются счета-фактуры при возврате принятых на учет товаров в двух случаях: если покупатель является плательщиком НДС и если он таковым не является.

Финансовое ведомство указало, что в первом случае счет-фактуру, заполненный в установленном порядке, выставляет покупатель. Это следует из пп. "а" п. 7 Правил ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137), в котором сказано, что в ч. 1 "Выставленные счета-фактуры" журнала учета отражаются показатели счетов-фактур, которые выставлены покупателем - плательщиком НДС продавцу при возврате принятых на учет товаров.

Если же покупатель товаров не является плательщиком НДС, то, по мнению финансового ведомства, при возврате товаров продавец должен выставить ему корректировочный счет-фактуру, оформленный в порядке, установленном Постановлением № 1137.

(Письмо Минфина РФ от 16.05.2012 № 03-07-09/56)

Минфин разрешил включать в расходы затраты на приобретение чистой питьевой воды для работников без справки Госсанэпиднадзора.

Минфин изменил свою позицию по вопросу учета в целях налогообложения прибыли расходов на питьевую воду для работников. В своем письме финансовое ведомство признало, что такие затраты могут быть включены в базы по налогу на прибыль на основании пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ, который относит к прочим расходам, связанным с производством или реализацией, расходы на обеспечение нормальных условий труда. При условии, что указанные расходы документально подтверждены и экономически обоснованы.

Ранее и Минфин, и ФНС России полагали, что расходы на питьевую воду (бутилированную, а также приобретение кулера) могут уменьшать базу по налогу на прибыль только в случае, если по заключению санитарно-эпидемиологической службы вода в водопроводе не пригодна для питья (Письма Минфина России от 31.01.11 № 03-03-06/1/43, от 02.12.05 № 03-03-04/1/408, письмо УФНС России по Москве от 30.01.09 № 19-12/007411 и др).

Теперь Минфин занял другую позицию. Он обосновывает ее тем, что согласно п. 18 Приказа Минздравсоцразвития России от 01.03.12 № 181н приобретение и монтаж установок (автоматов) для обеспечения работников питьевой водой является одним из мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Следовательно, расходы на питьевую воду можно учесть в целях налогообложения прибыли.

(Письмо Минфина РФ от 25.05.12 № 03-03-06/1/274)

"Упрощенщики" вправе учесть расходы на обновление справочно-правовых систем.

Организация, применяющая упрощенную систему налогообложения с объектом "доходы минус расходы" использует в работе справочно-правовую систему. Официальный дистрибьютор оказывает информационные услуги по обновлению данной системы. Может ли организация учесть стоимость данных услуг в расходах? Да, может, считают в Минфине России.

Аргументы у авторов комментируемого письма достаточно простые. В пункте 1 статьи 346.16 Налогового кодекса приведен перечень расходов, которые "упрощенщик" может учесть при определении налоговой базы. В частности, в данном перечне упомянуты затраты на приобретение прав на использование программ для ЭВМ и баз данных. К таким затратам относятся и расходы на обновление компьютерных программ и баз данных. Поэтому стоимость услуг по обновлению справочно-правовой системы можно учесть при определении налоговой базы по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

(Письмо Минфина РФ от 28.05.12 № 03-11-06/2/70)

Для получения двойного "детского" вычета, справку о рождении ребенка достаточно представить один раз вместе с заявлением на вычет.

Справка о рождении ребенка, где сведения об отце записаны со слов матери, не состоящей в браке, подтверждает право на удвоенный вычет по НДФЛ. Эту справку достаточно предъявить один раз вместе с заявлением на вычет. Если сообщенные при подаче заявления сведения не меняются, то приносить каждый год новую справку не надо.

Налоговый вычет предоставляется в двойном размере единственному родителю (приемному родителю), усыновителю, опекуну, попечителю. Так гласит норма подпункта 4 пункта 1 статьи 218 НК РФ.

В Минфине поясняют, что понятие "единственный родитель" может включать случаи, когда отцовство ребенка юридически не установлено. В этом случае сведения об отце ребенка вносятся в справку о рождении ребенка (форма № 25) на основании заявления матери. Она сможет получать удвоенный налоговый вычет до месяца, следующим за месяцем установления отцовства ребенка или наступления иных оснований, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 статьи 218 НК РФ (в частности, к таким основаниям относится вступление матери ребенка в брак).

Таким образом, если в свидетельстве о рождении ребенка запись об отце ребенка сделана со слов матери, не состоящей в браке, то для получения удвоенного вычета необходимо представить налоговому агенту два дополнительных документа: справку по форме № 25 и документ, подтверждающий семейное положение (отсутствие зарегистрированного брака). До тех пор, пока содержащиеся в этих документах сведения соответствуют действительности, повторно представлять эти бумаги, в том числе справку по форме № 25, не надо.

(Письмо Минфина РФ от 23.05.12 № 03-04-05/1-657)

В отчетности таможенного представителя необходимо указывать сведения обо всех зарегистрированных декларациях на товары, в том числе временных, периодических, отозванных и по которым принято решение об отказе в выпуске товаров.

В связи с многочисленными обращениями таможенных представителей по вопросу представления отчетности таможенного представителя о совершенных таможенных операциях ФТС России сообщает, в частности, следующее.

В настоящее время в целях минимизации затрат таможенных представителей, ускорения информационного обмена между таможенными представителями и Федеральной таможенной службой для принятия отчетности таможенных представителей в электронном виде введен в эксплуатацию электронный почтовый ящик, расположенный по адресу - guftd_otchet@ca.customs.ru. На указанный электронный адрес таможенные представители могут направлять отчетность о совершенных таможенных операциях в электронном виде размером файла не более 10 Мб.

Отчетность должна быть составлена в строгом соответствии с формой, утвержденной приложением N 6 к приказу ФТС России от 28.12.2010 N 2636 "Об утверждении порядка представления и форм отчетности лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела".

В целях упорядочения представляемых таможенным представителем сведений, сформированных в отчетности, ФТС России полагает возможным указывать в отчетности сведения по итогам за каждый квартал, а также установить общий отчетный период, равный календарному году, в связи с чем не включать данные за предыдущий год в отчетность за первый квартал 2012 г., т.к. такие сведения таможенный представитель обязан был сформировать в отчетности за четвертый квартал 2011 г. и представить в ФТС России не позднее 10.01.2012.

(Информация ФТС России от 30.05.2012 "О представлении отчетности таможенных представителей о совершенных таможенных операциях")

Суббота на этой неделе будет рабочей.

В этом году суббота 9 июня перенесена на вторник 11 июня. Такая перестановка сделана, чтобы не разрывать дни отдыха. Вторник 12 июня — нерабочий праздный день.


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.