Мониторинг изменений за период 29.10.12 - 04.11.12



Бухгалтерский учет и налогообложение

ФНС утвердила электронные форматы бухгалтерской отчетности страховщиков.

ФНС России утвердила форматы представления бухгалтерской (финансовой) отчетности страховщиков в электронной форме.

Текст документа размещен на сайте ФНС РФ.

Приказ содержит:

  • формат представления бухгалтерского баланса страховщика в электронной форме;
  • формат представления отчета о прибылях и убытках страховщика в электронной форме;
  • формат представления отчета об изменениях капитала страховщика в электронной форме;
  • формат представления отчета о движении денежных средств страховщика в электронной форме;
  • формат представления отчета страховой медицинской организации о целевом использовании средств обязательного медицинского страхования в электронной форме;
  • формат представления отчета общества взаимного страхования о целевом использовании полученных средств в электронной форме.

Данный приказ вступает в силу для бухгалтерской (финансовой) отчетности страховщиков в электронной форме за девять месяцев 2012 года.

(Приказ ФНС России от 25.10.2012 № ММВ-7-6/801@)

Кипр исключен из перечня офшорных зон Минфина.

Соответствующее изменение внесено в Приказ Минфина РФ от 13.11.2007 N 108н. Данным Приказом утвержден перечень государств и территорий, предоставляющих льготный режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций.

Напомним, что в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах в отношении операций, проводимых с организациями, расположенными на указанных территориях, действуют более жесткие меры налогового регулирования. Так, в частности, в отношении дивидендов, получаемых российскими организациями от российских или иностранных организаций, расположенных в указанных офшорных зонах, не применяется льготная ставка по налогу на прибыль в размере ноль процентов.

(Приказ Минфина России от 21.08.2012 N 115н "О внесении изменения в Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 ноября 2007 г. N 108н", Зарегистрировано в Минюсте России 25.10.2012 N 25728)

Правительство внесло изменение в Типовое соглашение об избежании двойного налогообложения.

Правительство РФ внесло изменения в Типовое соглашение между Российской Федерацией и иностранными государствами об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество.

Текст документа размещен на сайте правительства РФ.

Изменения направлены на приведение данного типового соглашения в соответствие с современными стандартами ОЭСР.

Документ излагает в новой редакции статью 9 "Ассоциированные предприятия" и статью 24 "Недискриминация".

(Постановление Правительства РФ от 25.10.2012 №1097)

Вступила в силу новая форма баланса для малого бизнеса.

17 октября был опубликован в "Российской газете", а 28 октября вступил в силу приказ Минфина о бухгалтерской отчетности для субъектов малого бизнеса.

Напомним, приложением 5 к приказу 66н вводятся новые формы баланса и отчета о прибылях и убытках для субъектов малого предпринимательства.

Кроме того, приказ 66н дополнен следующим тезисом: "В случае если в бухгалтерскую отчетность отдельных категорий организаций (например, субъектов малого предпринимательства) включаются укрупненные показатели, включающие несколько показателей (без их детализации), код строки указывается по показателю, имеющему наибольший удельный вес в составе укрупненного показателя".

Напомним, что к субъектам малого предпринимательства относятся организации и ИП, численность работников в которых за предыдущий год не превысила 100 человек, а годовая выручка без НДС - 400 млн. рублей. Эти критерии установлены федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ" и постановлением правительства РФ от 22 июля 2008 г. N 556.

Малый бизнес не будет выводить в отдельные статьи баланса такие показатели, как, например, дебиторская задолженность, основные средства, уставной капитал и нераспределенная прибыль. Баланс не будет содержать разделов. Его составление на отчетные даты в течение года не предусмотрено (только на 31 декабря). Следовательно, эти формы могут применяться начиная с отчетности за 2012 год.

(Приказ Минфина России от 17 августа 2012 г. N 113н "О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 2 июля 2010 г. N 66н")


Вернуться в начало


Таможенное дело

Расширен перечень товаров, в отношении которых применяются сокращенные сроки их выпуска таможенным органом.

Частью второй пункта 1 статьи 196 ТК ТС установлено, что выпуск товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, помещаемых под таможенную процедуру экспорта, и товаров, помещаемых под таможенную процедуру временного вывоза, перечень которых определяется Комиссией таможенного союза, должен быть завершен таможенным органом не позднее 4 часов с момента регистрации декларации на товары, а в случае, когда декларация на товары зарегистрирована менее чем за 4 часа до окончания времени работы таможенного органа - не позднее 4 часов с момента начала времени работы этого таможенного органа.

В указанный перечень, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 815, внесены дополнения, касающиеся следующих позиций: "Авиационная и космическая техника, энергетические установки", "машины для подъема, механизмы для разработки грунта, станки", "Электронные модули, компьютерная техника", "Электронное оборудование", "Инструменты и приборы".

Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.

(Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.10.2012 N 196 "О внесении изменений в Перечень товаров, при помещении которых под таможенную процедуру временного вывоза применяются положения части второй пункта 1 статьи 196 Таможенного кодекса Таможенного союза")

При принятии решения об отнесении товаров к идентичным или однородным необходимо различать понятия "страна, в которой товары произведены" и "страна происхождения товаров", поскольку для признания товаров идентичными или однородными важным фактором является именно страна, где товары произведены, а не страна, которая признается страной их происхождения.

Утверждены Правила применения методов определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с идентичными товарами (метод 2) и по стоимости сделки с однородными товарами (метод 3). Правила используются при применении методов определения таможенной стоимости товаров, установленных статьями 6 и 7 Соглашения об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, от 25 января 2008 года.

Идентичные товары - товары, одинаковые во всех отношениях, в том числе по физическим характеристикам, качеству и репутации. Незначительные расхождения во внешнем виде не являются основанием для непризнания товаров идентичными.

Однородные товары - товары, не являющиеся идентичными во всех отношениях, но имеющие сходные характеристики и состоящие из схожих компонентов, произведенных из таких же материалов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемые (ввозимые) товары, и быть с ними коммерчески взаимозаменяемыми. При определении, являются ли товары однородными, учитываются такие характеристики, как качество, репутация и наличие товарного знака.

(Решение Евразийской экономической комиссии от 30.10.2012 N 202 "О применении определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с идентичными товарами (метод 2) и по стоимости сделки с однородными товарами (метод 3)")

Определен перечень товаров, не подлежащих с 1 января 2013 года помещению под таможенную процедуру свободной таможенной зоны.

В указанный перечень включены, в частности:

  • товары Таможенного союза, ввозимые резидентами портовых особых экономических зон и перемещаемые трубопроводным транспортом;
  • электрическая и иные виды энергии, ввозимые резидентами портовых особых экономических зон, являющиеся товарами Таможенного союза и перемещаемые по линиям электропередачи;
  • топливо и иные виды горюче-смазочных материалов, являющиеся товарами Таможенного союза и предназначенные для вывоза в качестве припасов;
  • транспортные средства, являющиеся товарами Таможенного союза, предназначенные для погрузо-разгрузочных работ, буксировки транспортных средств, ввозимых в портовые особые экономические зоны, и перевозки товаров от места стоянки транспортного средства до места размещения и использования на территории портовой особой экономической зоны;
  • бытовые отходы, продукты жизнедеятельности человека, сгружаемые с транспортных средств (морских-речных и воздушных судов) и ввозимые в портовые особые экономические зоны для утилизации, в том числе за пределами портовых особых экономических зон.

(Постановление Правительства РФ от 25.10.2012 N 1096 "Об утверждении перечня товаров, не подлежащих помещению под таможенную процедуру свободной таможенной зоны")


Вернуться в начало


Законопроекты

В Госдуму поступил законопроект о продлении льгот по НДПИ для нефтяников.

В Госдуму РФ поступил законопроект, направленный на продление сроков ранее установленных льгот по НДПИ, в отношении нефти, добываемой на участках недр, расположенных полностью или частично в границах Республики Саха (Якутия), Иркутской области, Красноярского края, степень выработанности которых по состоянию на 1 января 2013 г. будет составлять менее 5% и лицензии на право пользования недрами в отношении которых были выданы до 1 января 2007 г. Законопроект также уточняет условия применения налоговой ставки 0 рублей.

(Законопроект № 163349-6 "О внесении изменений в статью 342 части второй Налогового кодекса РФ")

Депутаты ГД предлагают освободить от земельного налога садовые участки.

Депутаты внесли в ГД законопроект, которым предлагается с 2014 года освободить от уплаты земельного налога участки площадью до 8 соток, принадлежащие физлицам, не являющимся ИП.

В пояснительной записке говорится о садовых участках, но, очевидно, инициатива может коснуться и гаражей, участки под которыми оформлены не на гаражное общество, а на граждан, и других подобных участков.

Можно уже сейчас прогнозировать, что законопроект, как минимум, не получит положительного отзыва правительства, поскольку не содержит сведений о способах замещения выпадающих доходов бюджетов.

(Законопроект № 160115-6 "О внесении изменений в статью 389 части второй Налогового кодекса РФ")

Страховые взносы в Пенсионный фонд для ИП вырастут в два раза.

Госдума приняла в первом чтении законопроект о двойном увеличении страховых взносов в Пенсионный фонд России для индивидуальных предпринимателей с 2013 года.

Согласно законопроекту, начиная с 2013 года, самозанятое население будет платить фиксированные страховые взносы в ПФР и ФФОМС. Сумма платежа в ПФР составит 32479 рублей 20 копеек, а взнос в ФФОМС будет равен 3185 рублей 46 копеек.

Добавим, в тот же день был принят в первом чтении законопроект об увеличении МРОТ с 4611 до 5205 рублей.

Мосгордума приняла закон о патентной системе налогообложения.

Мосгордума приняла накануне Закон "О патентной системе налогообложения". Одобренным законопроектом патентная система распространяется на 65 видов предпринимательской деятельности, максимально сохраняя ныне действующий перечень видов деятельности, подпадающих в настоящее время под УСН на основе патента.

ИП, работающий на основании патента, освобождается от уплаты НДС, НДФЛ, налога на имущество. Кроме того, в случае приобретения патентов предприниматели освобождаются от представления налоговых деклараций и бухгалтерском учете, а также смогут отказаться от кассовых аппаратов.


Вернуться в начало


Судебная практика

ВАС: амортизировать имущество можно и без госрегистрации.

Налоговый орган доначислил налог на прибыль, поскольку отказал в возможности учесть в расходах суммы амортизации по объектам основных средств, права собственности на которые подлежат государственной регистрации. Основание - отсутствие документально подтвержденного факта подачи документов на госрегистрацию.

Суды первой и апелляционной инстанции приняли сторону налогоплательщика, однако в кассации дело приняло иной оборот. ВАС же решил отменить постановление ФАС и, соответственно, решение налоговиков.

В определении о передаче дела в президиум коллегия судей ВАС уже заранее обозначила правовую позицию, которую, судя по резолютивной части решения, поддержал в заседании и президиум:

"В силу статьи 258 Кодекса основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, включаются в состав соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав.

В тоже время в статье 259 Кодекса предусмотрена возможность начисления амортизации по объектам амортизируемого имущества, начиная с 1-го числа месяца следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию.

Статья 313 Кодекса указывает на бухгалтерский учет как составную часть налогового учета.

Порядок учета основных средств установлен Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 30.03.2001 № 26н (далее – ПБУ 6/01). Согласно пункту 4 ПБУ 6/01 основанием для постановки имущества на баланс в качестве основных средств является соответствие объекта ряду условий, среди которых условие о наличии государственной регистрации права собственности на объект или подачи документов на такую регистрацию не значится.

В дополнение к ПБУ 6/01 приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.10.2003 N 91н были утверждены Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, в пункте 52 которых указано, что к бухгалтерскому учету в качестве основных средств с выделением на отдельном субсчете к счету учета основных средств допускается принимать только те объекты недвижимости, в отношении которых соответствующие документы переданы на государственную регистрацию.

Однако в настоящее время пункт 52 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств изменен приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 24.12.2010 № 186н. Согласно его новой редакции с 01.01.2011 к бухгалтерскому учету в качестве основных средств с выделением на отдельном субсчете к счету учета основных средств принимаются и те объекты недвижимости, права собственности на которые не зарегистрированы, независимо от того, поданы или не поданы на регистрацию соответствующие документы".

(Определение Президиума Высшего арбитражного суда по Делу № А27-6735/2011)

Налоговики не произвели экспертизу почерка директора контрагента и проиграли процесс.

Суд подтвердил постулат о том, что бремя доказывания налогового правонарушения лежит на инспекции. Он не удовлетворился показаниями директора контрагента, а при отсутствии других аргументов, счел доводы фискалов недостаточными.

ФАС Западно-Сибирского округа вынес кассационное постановление, касающееся применения данных экспертизы при доказывании налогового правонарушения.

Инспекция, отказывая обществу в возмещении НДС и пересчитывая налог на прибыль, кроме стандартных признаков получения "неправомерной налоговой выгоды", сослалась на допрос учредителя и гендиректора контрагента "А".

Допрошенная гражданка, числившаяся учредителем и директором ООО "А" (и еще пяти юрлиц), показала, что ООО "А" не регистрировала, деятельности не вела, никаких документов, в том числе доверенностей на ведение дел, не подписывала.

Судом было установлено:

  • документы, необходимые для возмещения НДС и учета затрат, оформлены технически правильно;
  • фактические нестыковки (номер ГТД) нашли свое объяснение в суде (предоставлялись и в ходе проверки);
  • товар на склад поступал;
  • движение денег по расчетным счетам, в том числе ООО "А", происходило;
  • перед заключением сделки ООО "А" предоставило обществу уставные документы и приказ о назначении директора (с указанной датой заверения).

Ссылку на показания директора ООО "А" суд не принял во внимание, так как налоговая не подтвердила ее показания почерковедческой экспертизой.

Обязанность доказывания недобросовестности налогоплательщика возложена на налоговые органы, и они с ней не справились. Суды обязали ИФНС устранить допущенные нарушения прав и законных интересов истца.

(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 15.10.2012 г. № А45-18198/2011)

Недочеты в бланке билета – не повод для отказа в льготе.

Организация продает входные билеты в парк отдыха. Она не платит НДС на основании подпункта 20 пункта 2 статьи 149 НК РФ. Там не сказано, что льгота отменяется из-за недочетов в билетах. Значит, она действительна и при мелких неточностях в бланке, выданном клиенту (отсутствие серии документа и пр.). К такому выводу пришел ФАС Уральского округа.

В подобных спорах налогоплательщиков поддерживают и другие судьи. Это следует хотя бы из постановлений ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.03.10 № А19-18326/09 и ФАС Западно-Сибирского округа от 11.05.06 № Ф04-280/2006(22297-А27-15).

(Постановление ФАС Уральского округа от 19.10.12 № Ф09-10125/12)

Повторное направление требования об уплате страховых взносов противоречит законодательству.

ФАС Восточно-Сибирского округа подтвердил, что неоднократное направление требований по уплате страховых взносов за один и тот же отчетный период нарушает права и законные интересы плательщика взносов.

ФАС отметил, что плательщики страховых взносов ежеквартально до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в территориальный орган Пенсионного фонда РФ расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования.

Орган контроля над уплатой страховых взносов обязан направить плательщику страховых взносов уточненное требование, если у плательщика страховых взносов изменились обязанности по уплате указанных взносов.

Из анализа имеющихся в материалах дела документов не следует, что спорное требование является уточненным, поскольку после выставления требования обязанность администрации по уплате страховых взносов не изменилась.

Вместе с тем, неоднократное направление требований по уплате страховых взносов, пеней за один и тот же отчетный период, позволяет взыскивать страховые взносы и пени, срок принудительного взыскания которых пропущен, что противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы плательщика взносов.

(Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.10.2012 № А19-4198/2011)


Вернуться в начало


Прочее

С 2013 года в налоговую инспекцию нужно сдавать лишь годовую бухгалтерскую отчетность.

Минфин в своем письме подтвердил, что с 1 января 2013 года организации не должны представлять в налоговые органы квартальную бухгалтерскую отчетность. Пп. 5 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса обязывает сдавать только годовую бухгалтерскую отчетность.

Кроме того ведомство напомнило, что со следующего года организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, должны вести бухгалтерский учет и, соответственно, представлять в налоговые органы бухгалтерскую отчетность в общем порядке.

(Письмо Минфина России от 23.10.12 № 03-11-09/80)

С 1 августа 2012 года решения налоговых инспекций о приостановлении (отмене приостановления) операций по счетам налогоплательщиков должны направляться в банки только в электронном виде.

ФНС России напоминает, что с 1 августа 2012 года вступило в силу изменение, внесенное в статью 76 Налогового кодекса РФ, предусматривающее указанное выше требование. Иного порядка направления данных документов в банк Налоговым кодексом РФ не предусмотрено. Управлениям ФНС России по субъектам РФ предписано обеспечить неукоснительное исполнение данного требования.

(Письмо ФНС России от 22.10.2012 N АС-4-2/17859)

Использование бланков строгой отчетности старого образца при осуществлении наличных денежных расчетов не образует состава административного правонарушения.

Использование бланков строгой отчетности, утвержденных до вступления в силу Постановления Правительства РФ от 31.05.2005 N 171 "Об утверждении Положения об осуществлении наличных денежных расчетов...", допускалось до 1 декабря 2008 года. После этой даты их использование является неправомерным.

При этом со ссылкой на Постановление ФАС Поволжского округа от 10.11.2010 N А65-8979/2010, сообщается, что применение устаревших форм бланков строгой отчетности не образует состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ (применение ККТ, не соответствующей установленным требованиям, либо ее использование с нарушением установленного порядка, а также отказ в выдаче покупателю документа, подтверждающего прием наличных денежных средств).

(Письмо ФНС России от 16.10.2012 N АС-4-2/17492)

С 1 января 2012 года услуги казенных учреждений по предоставлению в аренду закрепленного за ними федерального имущества НДС не облагаются.

Предоставление в аренду федерального имущества, закрепленного за ГУП или ФГУ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, подлежит обложению НДС в общем порядке.

ФНС России напоминает, что с 1 января 2012 года из этого правила сделано исключение в отношении услуг, оказываемых казенными учреждениями. С указанной даты данные операции не признаются объектом налогообложения НДС.

(Письмо ФНС России от 19.10.2012 N ЕД-4-3/17737@ "О направлении письма Минфина России")

ФНС России разъяснен порядок уведомления банков об освобождении от обязательств по банковской гарантии, выданной налогоплательщику в целях применения заявительного порядка возмещения НДС.

Сообщается, что действующим законодательством установлена обязанность налогового органа уведомить банк об освобождении его от обязательств по банковской гарантии только в случае, если в ходе камеральной налоговой проверки налоговой декларации по НДС не выявлено нарушений.

Если же нарушения были выявлены, и налогоплательщиком на основании требования налогового органа была уплачена в бюджет излишне полученная в заявительном порядке сумма НДС, то в этом случае у налогового органа отсутствует обязанность уведомить банк об освобождении его от обязанности по банковской гарантии.

(Письмо ФНС России от 25.10.2012 N ЕД-4-3/18105@ "О направлении для сведения и использования в работе письма Минфина России от 26.09.2012 N 03-07-15/126 об уведомлении налоговым органом банка об освобождении его от обязательств по банковской гарантии, выданной налогоплательщику для целей применения заявительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость")

Если цена конфиденциальна, авиабилеты не принять в расходы, а НДС по ним - к вычету.

Для работников, направляемых в командировку, организация приобретает электронные авиабилеты по конфиденциальным тарифам. В авиабилетах не указывается их стоимость, поскольку эти тарифы разрабатываются перевозчиком самостоятельно и составляют коммерческую тайну. Сумма НДС выделена в авиабилете отдельной строкой. Передача авиабилетов организации оформляется актом приема-передачи, где указывается стоимость авиабилетов. Счета-фактуры на авиабилеты не выставляются.

Вправе ли организация при исчислении налога на прибыль учесть расходы на приобретение таких авиабилетов и принимаются ли к вычету суммы НДС по ним, поинтересовался налогоплательщик.

В своем письме Минфин ответил, что согласно приказу Минтранса от 08.11.2006 N 134 маршрут/квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) является документом строгой отчетности и применяется для осуществления наличных денежных расчетов или расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ. В данном приказе установлено, что стоимость перевозки должна быть в таком документе указана.

Поэтому, считает Минфин, нельзя принять в расходы на командировку стоимость перевозки, если она не подтверждена согласно требованиям нормативных актов, даже невзирая на указание цен в акте.

Кроме того, на основании п. 7 ст. 171 НК вычетам не подлежат суммы НДС по расходам на проезд к месту служебной командировки и обратно, не принимаемым при исчислении налога на прибыль.

(Письмо Минфина России от 26.09.12 № 03-07-11/398)

Минфин: организация должна обосновать размер компенсации за использование сотрудником автомобиля в служебных целях.

Формально действующее законодательство никак не ограничивает размер компенсации за использование работником личного автомобиля в служебных целях. В трудовом договоре можно прописать сколь угодно большой размер такой компенсации, и данные выплаты все равно не будут облагаться НДФЛ (п. 3 ст. 217 НК РФ). Однако в Минфине России полагают, что работодатели все же не должны брать эти цифры "с потолка", а выводить их расчетным путем.

Упомянутый выше пункт 3 статьи 217 НК РФ освобождает от НДФЛ все виды законодательно утвержденных компенсаций, связанных с выполнением работником своих трудовых обязанностей (в пределах установленных норм). Однако в Налоговом кодексе не предусмотрено норм компенсаций при использовании личного имущества работника в служебных целях, равно как нет и порядка их установления.

Поэтому в данном вопросе необходимо руководствоваться нормами Трудового кодекса. А статья 188 ТК РФ гласит, что работодатель обязан возмещать работнику расходы, связанные с использованием его личного имущества в служебных целях. При этом размер возмещения расходов определяется в трудовом договоре.

Никаких ограничений на размер такого возмещения в Трудовом кодексе нет. Тем не менее, в Минфине полагают, что у работодателя должны быть расчеты, подтверждающие размер компенсаций. Кроме этого, понадобятся документы:

  • подтверждающие принадлежность имущества работнику;
  • фактическое использование имущества в интересах работодателя;
  • суммы произведенных расходов.

(Письмо Минфина России от 25.10.12 № 03-04-06/9-305)

Минфин: действие всех ранее выданных патентов на УСН прекращается 31 декабря 2012 года.

С 1 января 2013 года будет применяться новая патентная система налогообложения. В связи с этим действие всех выданных патентов на применение УСН будет прекращено 31 декабря 2012 года.

Глава 26.5 НК РФ, которой урегулирован порядок применения патентной системы налогообложения, утверждена Федеральным законом от 25.06.12 № 94-ФЗ.

В пункте 3 статьи 8 Закона № 94-ФЗ определено, что со дня опубликования данного закона патенты, предусмотренные статьей 346.25.1 НК РФ, могут быть выданы индивидуальным предпринимателям на срок по 31 декабря 2012 года включительно. При этом патенты, выданные до дня официального опубликования Закона № 94-ФЗ, со сроком действия, истекающим после 1 января 2013 года, действуют по 31 декабря 2012 года включительно. Стоимость таких патентов пересчитывается в соответствии с фактической продолжительностью их действия. Излишне уплаченная сумма возвращается предпринимателю или засчитывается в счет будущих платежей.

Закон № 94-ФЗ был опубликован 25 июня 2012 года. Соответственно, патенты, выданные после 25 июня 2012 года, могут иметь срок действия только по 31 декабря 2012 года включительно. Срок действия всех остальных патентов (выданных до 25 июня 2012 г.) сокращается до 31 декабря 2012 года включительно. Их стоимость пересчитывается в соответствии с фактической продолжительностью действия патента, а излишне уплаченная сумма должна быть возвращена предпринимателю или зачтена в счет будущих платежей.

(Письмо Минфина России от 25.10.12 № 03-11-09/82)

Минфин пояснил, в какой момент сумма задатка по договору аренды включается в состав доходов арендодателя, применяющего УСН.

Арендодатель, применяющий упрощенную систему налогообложения, получил от арендатора задаток в качестве обеспечения исполнения обязательств по договору аренды. В какой момент нужно включить сумму задатка в доходы при расчете налога по УСН? По мнению Минфина России, сделать это надо на дату проведения зачета полученных средств в счет арендной платы по договору.

Как известно, "упрощенщики" при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ, внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ, и не учитывают доходы, указанные в статье 251 НК РФ (ст. 346.15 НК РФ).

В статье 251 НК РФ упомянуты, в частности, доходы виде имущества, имущественных прав, которые получены в форме залога или задатка в качестве обеспечения обязательств.

На основании этих норм чиновники Минфина делают следующий вывод: если арендодатель после истечения срока договора аренды возвращает арендатору задаток, который служил в качестве обеспечения исполнения данного договора, то у арендодателя не возникает дохода, учитываемого при расчете единого налога по УСН. Если же сумма задатка не возвращается арендатору, а засчитывается в счет арендной платы по договору, в этом случае задаток признается доходом, связанным с оплатой за реализованные услуги, а значит, учитывается в составе доходов арендодателя - "упрощенщика".

Датой получения доходов у налогоплательщиков, применяющих УСН, признается день поступления денежных средств на счета в банках или в кассу, получения иного имущества (работ, услуг, имущественных прав), а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (п. 1 ст. 346.17 НК РФ).

Таким образом, сумму задатка нужно включать в состав доходов при расчете налога при УСН на дату проведения зачета полученных средств в счет погашения задолженности за услуги по договору аренды.

(Письмо Минфина России от 24.10.12 № 03-11-06/2/135)

Предприниматель на УСН (объект "доходы"), не имеющий наемных работников, не вправе уменьшить налог на взносы, уплаченные в рамках программы софинансирования пенсии.

Начиная с 2012 года, индивидуальные предприниматели, применяющие УСН с объектом налогообложения "доходы" и не имеющие наемных работников, вправе уменьшить суммы налога на всю сумму уплаченных за себя страховых взносов без ограничения. Об этом сказано в пункте 3 статьи 346.21 Налогового кодекса. Минфин России разъяснил, что данное правило не применяется в случае уплаты взносов в ПФР в рамках программы софинансирования накопительной части трудовой пенсии.

Упомянутый пункт 3 статьи 346.21 НК РФ позволяет "упрощенщикам", выбравшим объект налогообложения "доходы", уменьшать налог на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, а также на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Страховые взносы в ПФР, которые предприниматель платит в рамках программы софинансирования пенсии, относятся к категории добровольных платежей. Это следует из положений подпункта 3 пункта 1 и пункта 3 статьи 29 Федерального закона от 15.12.01 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Соответственно, в отношении таких платежей порядок, изложенный в пункте 3 статьи 346.21 НК РФ, не применяется. Поэтому ИП на "упрощенке" с объектом налогообложения "доходы" не вправе уменьшить исчисленную сумму налога на сумму дополнительных платежей в ПФР.

(Письмо Минфина России от 19.10.12 № 03-11-11/317)

Работодатель обязан вернуть излишне удержанную сумму НДФЛ в течение трех месяцев со дня получения соответствующего заявления работника.

Минфин России напомнил порядок возврата работодателями излишне удержанного налога на доходы физических лиц.

В письме рассматривается следующая ситуация. При увольнении работнику была выплачена денежная компенсация, с которой работодатель удержал НДФЛ (с 01.01.12 такое пособие, не превышающее трехкратного размера среднемесячного заработка, НДФЛ не облагается). Каким образом производится возврат излишне удержанного налога?

Отвечая на вопрос, чиновники ссылаются на пункт 1 статьи 231 Налогового кодекса. В нем предусмотрено, что излишне удержанная сумма налога подлежит возврату налоговым агентом на основании письменного заявления налогоплательщика. Срок, отведенный для возврата, — три месяца со дня получения налоговым агентом заявления налогоплательщика.

При несоблюдении оговоренного срока на невозвращенную сумму налога начисляются проценты за каждый календарный день нарушения срока возврата. Проценты рассчитываются исходя из ставки рефинансирования Центрального банка, действовавшей на день нарушения срока возврата.

(Письмо Минфина России от 19.10.12 № 03-04-05/10-1206)

Работник управляет автомобилем по доверенности: возмещение расходов облагается НДФЛ.

ФНС России в очередной раз обратилась к теме налогообложения НДФЛ суммы компенсации, которую организация выплачивает работнику за использование его автомобиля в служебных целях. Налоговики напомнили, что такая компенсация освобождается от налогообложения только в том случае, если работник использует в служебных целях свой личный автомобиль.

Как известно, все виды законодательно установленных компенсационных выплат работникам, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей, освобождаются от НДФЛ (в пределах установленных норм). Об этом сказано в пункте 3 статьи 217 Налогового кодекса.

В то же время в статье 188 Трудового кодекса установлено, что при использовании личного имущества работника в интересах работодателя, работнику выплачивается соответствующая денежная компенсация. Как видно, возмещению подлежат только те расходы работника, которые связаны с использованием исключительно личного имущества.

Транспортное средство, которым физлицо управляет по доверенности, не является его личным имуществом. Поэтому положения пункта 3 статьи 217 НК РФ в таком случае не применяются, а суммы соответствующих компенсаций облагаются НДФЛ в общем порядке.

(Письмо ФНС России от 25.10.12 № ЕД-4-3/18123@)

Налогоплательщик одновременно с подачей налоговой декларации по НДФЛ, в которой заявлены налоговые вычеты, вправе подать заявление на возврат излишне уплаченного налога.

При этом если по итогам проведения камеральной налоговой проверки декларации, представленной физическим лицом в налоговую инспекцию, будет установлен факт излишней уплаты налога, сумма переплаты должна будет возвращена налогоплательщику в течение срока, определенного пунктом 6 статьи 78 НК РФ. Данный срок начнет исчисляться со дня подачи заявления о возврате, но не ранее чем с момента завершения камеральной налоговой проверки налоговой декларации, либо с момента, когда такая проверка должна была быть завершена (три месяца со дня представления налоговой декларации).

(Письмо ФНС России от 26.10.2012 N ЕД-4-3/18162 "О порядке представления заявления на возврат налога на доходы физических лиц")

Информация о курсах иностранных валют по отношению к рублю, опубликованная на официальном сайте Банка России в сети Интернет, является официальной информацией Банка России и не требует дополнительного письменного подтверждения от Банка России.

Департамент внешних и общественных связей Банка России в связи с регулярно поступающими запросами о курсах иностранных валют по отношению к рублю сообщает, в частности, следующее.

В соответствии с п. 3 ст. 19 и п. 3 ст. 20 Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" Банк России вправе не предоставлять информацию по запросу, если эта информация размещена на его официальном сайте в сети Интернет, и при ответе на такой запрос может ограничиться указанием электронного адреса официального сайта, на котором размещена запрашиваемая информация.

С учетом этого в целях сокращения сроков получения запрашиваемой информации и снижения объемов бумажного документооборота рекомендовано в качестве источника данных об официальных курсах иностранных валют по отношению к рублю использовать официальную информацию, опубликованную на официальном сайте Банка России в разделе "База данных по курсам валют".

(Информация Банка России от 19.10.2012)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.