Мониторинг изменений за период 30.04.12 - 06.05.12



Бухгалтерский учет и налогообложение

ФНС РФ утверждает новые критерии отнесения юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам.

К категории крупнейших налогоплательщиков федерального уровня могут быть отнесены организации в сфере оказания транспортных услуг, если суммарный объем начислений федеральных налогов за отчетный год превысит 300 млн. рублей.

До внесения изменений в "Критерии отнесения организаций - юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам..." данный показатель составлял свыше 50 миллионов рублей.

Помимо этого, скорректированы критерии отнесения организаций к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на региональном уровне.

Кроме того, согласно внесенным поправкам теперь и некоммерческие организации могут быть отнесены к категории крупнейших налогоплательщиков, если показатели их финансово-экономической деятельности будут соответствовать установленным критериям.

(Приказ ФНС РФ от 24.04.2012 N ММВ-7-2/274@ "О внесении изменений в приказ ФНС России от 16.05.2007 N ММ-3-06/308@")

Регламентирована процедура предоставления сведений из ЕГРН.

В настоящее время порядок представления сведений из реестра установлен Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 110. С даты признания утратившим силу этого Постановления вступит в действие новый порядок, утвержденный ФНС России.

В частности, новым Порядком предусматривается возможность направления запроса о предоставлении сведений как на бумажном носителе, так и в электронном виде по ТКС с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, официального сайта ФНС России, при условии что такой запрос заверен усиленной квалифицированной электронной подписью.

Сведения об организации или физическом лице в полном объеме рекомендовано представлять в соответствии с формами, предусмотренными в приложениях к Порядку.

Срок представления сведений должен составлять не более 5 рабочих дней со дня получения запроса.

(Приказ ФНС РФ от 27.02.2012 N ММВ-7-6/111@ "Об утверждении Порядка представления пользователям сведений из Единого государственного реестра налогоплательщиков", Зарегистрировано в Минюсте России 27.04.2012 N 23968)

Ратифицирован Протокол между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о прекращении действия международных договоров по вопросам косвенного налогообложения, подписанный в Москве 14 июля 2011 года.

В соответствии с Протоколом прекращают свое действие:

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг от 15 сентября 2004 года;

Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг от 23 марта 2007 года.

(Федеральный закон от 03.05.2012 N 42-ФЗ "О ратификации Протокола между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о прекращении действия международных договоров по вопросам косвенного налогообложения")


Вернуться в начало


Социальное страхование и обеспечение

Расширен перечень функций, осуществляемых Минздравсоцразвития России и ФСФР России.

В рамках государственного регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, а также надзора и контроля за указанной деятельностью Минздравсоцразвития России, в частности, утверждает:

  • форму направляемой застрахованным лицам информации о состоянии пенсионных счетов накопительной части трудовой пенсии и о результатах инвестирования средств пенсионных накоплений;
  • форму заявления застрахованного лица о назначении накопительной части трудовой пенсии по старости, инструкции по ее заполнению;
  • форму заявления застрахованного лица о назначении единовременной выплаты средств пенсионных накоплений, инструкцию по ее заполнению;
  • перечень предоставляемой Пенсионным фондом РФ негосударственному пенсионному фонду информации, необходимой для назначения накопительной части трудовой пенсии, иных выплат за счет средств пенсионных накоплений.

ФСФР России, в числе прочего, устанавливает требования, которые управляющая компания должна соблюдать в период действия договора доверительного управления средствами выплатного резерва и договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата.

(Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 N 381 "О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 4 ноября 2003 г. N 669")


Вернуться в начало


Таможенное дело

С 1 июля по 31 декабря 2012 года установлено количественное ограничение на ввоз на территорию РФ отдельных озоноразрушающих веществ.

Ограничение касается веществ, указанных в группе I списка С раздела 2.1 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами и положений о применении ограничений, утвержденных решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27.11.2009 N 19.

Распределение объемов озоноразрушающих веществ осуществляется между участниками внешнеторговой деятельности, подавшими в установленном порядке до 1 июня 2012 года в Росприроднадзор заявления о ввозе озоноразрушающих веществ, пропорционально объемам озоноразрушающих веществ, ввезенных этими заявителями в 2008 - 2011 годах.

В приложении приведен перечень озоноразрушающих веществ, в отношении которых устанавливается количественное ограничение, с указанием кодов ТН ВЭД ТС и объемов веществ в метрических тоннах.

(Постановление Правительства РФ от 26.04.2012 N 401 "О введении временного количественного ограничения на ввоз озоноразрушающих веществ на территорию Российской Федерации")

Снижена ставка ввозной таможенной пошлины на соевые бобы.

Установлено, что ввоз соевых бобов, дробленых или недробленых (код ТН ВЭД ТС 1201) будет осуществляться по ставке в размере, равном 5 процентов от таможенной стоимости, но не менее 8,5 евро за 1000 кг (в настоящее время применяется ставка ввозной таможенной пошлины в размере 20 процентов от таможенной стоимости, но не менее 35 евро за 1000 кг).

Постановление вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования и действует по 30 сентября 2012 года включительно.

(Постановление Правительства РФ от 02.05.2012 N 408 "Об утверждении ставки вывозной таможенной пошлины на соевые бобы, вывозимые за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе")

На территории Таможенного союза будут применяться единые методы (методики) для целей оценки соответствия продукции Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю).

Положение устанавливает принципы, основные этапы формирования, утверждения и актуализации Единого перечня методов (методик), применяемых для оценки соответствия продукции Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), критерии выбора и порядок унификации методов (методик) для включения их в Единый перечень методов (методик), порядок решения спорных вопросов, касающихся применения методов для целей оценки соответствия Единым санитарным требованиям.

(Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19.04.2012 N 35 "Об утверждении Положения об унификации методов испытаний для целей оценки соответствия Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю)")

Внесены изменения в Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю).

Единые санитарные требования устанавливают гигиенические показатели и нормативы безопасности подконтрольных товаров, включенных в Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза.

Единые санитарные требования обязательны для соблюдения органами исполнительной власти государств - членов Таможенного союза, органами местного самоуправления, юридическими лицами любой организационно-правовой формы, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами.

Изменения внесены, в частности, в разделы, устанавливающие требования безопасности:

  • к пищевым продуктам;
  • к товарам детского ассортимента;
  • к товарам бытовой химии и лакокрасочным материалам;
  • к печатным книгам и другим изделиям полиграфической промышленности, предназначенным для детей и подростков;
  • к материалам для изделий, контактирующим с кожей человека, одежде, обуви;
  • к пищевым добавкам и ароматизаторам.

(Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19.04.2012 N 34 "О внесении изменений в главу II Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю)")

ФТС России подготовлен Сборник решений и разъяснений по классификации по единой ТН ВЭД ТС отдельных товаров.

Сборник включает в себя 179 позиций товаров, а также ряд приложений.

Распоряжение вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования.

(Распоряжение ФТС РФ от 01.03.2012 N 34-р "О классификации по ТН ВЭД ТС отдельных товаров")


Вернуться в начало


Правовые новости

Решение о создании особой экономической зоны будет приниматься Правительством РФ исходя из совокупности установленных критериев.

К числу таких критериев отнесено, в частности:

  • наличие естественных экономико-географических конкурентных преимуществ для реализации инвестиционных проектов;
  • соответствие целей создания ОЭЗ приоритетам комплексного территориального развития;
  • наличие инвестиционных проектов и потенциальных инвесторов;
  • наличие инженерной, транспортной, инновационной, социальной и иной инфраструктуры;
  • возможность обеспечения резидентов ОЭЗ необходимыми ресурсами, в том числе кадровыми.

(Постановление Правительства РФ от 26.04.2012 N 398 "Об утверждении критериев создания особой экономической зоны")

На Минфин России и Минюст России возложены дополнительные полномочия в области регулирования инвестиционных товариществ.

Определено, что:

  • Минфином России устанавливается порядок обособленного учета доходов и расходов, осуществляемого управляющим товарищем;
  • Минюстом России устанавливается порядок раскрытия нотариусом, у которого осуществляются удостоверение и хранение документов в соответствии со статьей 7 Федерального закона "Об инвестиционном товариществе", информации о существовании договора инвестиционного товарищества, включающей в себя сведения о дате заключения, номере такого договора, его наименовании (индивидуальном обозначении), об управляющем товарище или управляющих товарищах, для неограниченного круга лиц с момента вступления в силу договора инвестиционного товарищества.

(Постановление Правительства РФ от 26.04.2012 N 397 "Об осуществлении федеральными органами исполнительной власти отдельных полномочий в целях реализации Федерального закона "Об инвестиционном товариществе")

Вопрос по ставкам совет директоров ЦБР рассмотрит 10 мая.

Заседание совета директоров Банка России, на котором будут рассмотрены вопросы денежно-кредитной политики, состоится 10 мая.

На предыдущем заседании, которое состоялось 9 апреля, совет директоров ЦБ РФ принял решение оставить без изменения уровень ставки рефинансирования и процентных ставок по операциям Банка России.

Кроме того, ЦБ тогда решил ввести депозитные аукционы сроком на 1 неделю. Максимальная ставка по ним была установлена на уровне 4,75% годовых.

Ставка рефинансирования сейчас составляет 8% годовых.


Вернуться в начало


Законопроекты

Проект Основных направлений налоговой политики РФ на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов.

В перспективе 2013 - 2015 годов содержание налоговой политики будет заключаться в снижении налоговой нагрузки на труд и капитал, ее повышении на потребление, а также в переходе на новые системы налогообложения

В соответствии с подготовленным проектом "Основных направлений..." в рамках мероприятий налогового стимулирования планируется внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям:

  • поддержка инвестиций и развития человеческого капитала;
  • совершенствование механизмов налогообложения финансовых операций;
  • совершенствование специальных налоговых режимов;
  • развитие взаимосогласительных процедур в налоговых отношениях.

В частности, предусматривается освобождение от налогообложения ряда социально значимых выплат физическим лицам (некоторых грантов, выплат безработным гражданам, сумм оплаты медицинских услуг отдельными категориями работодателей и др.). Планируется скорректировать порядок предоставления имущественного налогового вычета по расходам на новое строительство и приобретение жилья.

Планируется также организовать работу, направленную на сближение бухгалтерского и налогового учета (предлагается, в частности, отказаться от установления особых правил определения показателей, используемых при расчете налоговой базы, отличных от правил бухгалтерского учета).

Особое внимание уделено специальным налоговым режимам.

Так, например, предлагается с 1 января 2013 года ввести патентную систему налогообложения для ИП путем ее выделения из УСН в самостоятельный налоговый режим. Также с 2013 года предусматривается установить добровольный переход на систему налогообложения в виде ЕНВД. По мере расширения сферы применения патентной системы предполагается отменить ЕНВД к 2018 году.

В качестве развития взаимосогласительных процедур предусматривается, в частности, введение обязательных досудебных процедур для всех актов налоговых органов, а также увеличение с 10 дней до одного месяца срока на подачу апелляционной жалобы на не вступившее в законную силу решение налогового органа о привлечении к ответственности.

Среди мер, предусматривающих повышение доходов бюджетной системы, планируется подготовить предложения по совершенствованию механизма налогообложения добычи некоторых видов полезных ископаемых, внести изменения в размеры ставок акциза в 2015 году, ввести налог на недвижимость, а также в рамках данного налога рассмотреть вопросы, касающиеся налогообложения престижного потребления (налогообложение объектов роскоши).

В плановом периоде предусматривается принятие мер, касающихся оптимизации налоговых льгот (в том числе рассматривается вопрос о постепенной отмене льгот по налогу на имущество организаций путем повышения налоговых ставок в период с 2013 по 2019 годы). Предлагается также ввести дополнительные меры по противодействию уклонения от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций (рассматривается возможность введения в российское законодательство норм о контролируемых иностранных компаниях).

Депутаты рассмотрят изменения в порядке налогового администрирования.

В Госдуму РФ внесен законопроект № 64159-6 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ".

Так, в частности, законопроектом предусматривается расширение использования в налоговой сфере института банковской гарантии, уточнение полномочий ФНС РФ по изданию форм и форматов документов, необходимых налоговым органам при реализации их полномочий в налоговых правоотношениях, а также увеличение до одного месяца срока для подготовки лицами, в отношении которых проводились проверки, возражений по актам соответствующих проверок.

Подготовлены поправки в закон о социальном страховании на случай травматизма.

На сайте Минздравсоцразвития России опубликован проект Федерального закона от 02.05.2012, который вносит изменения в Федеральный закон от 24.07.98 № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

Законопроект уточняет понятия "страховой случай", "профессиональное заболевание", "заработок застрахованного" и физического лица, выполняющего работу на основании гражданско-правового договора и подлежащего обязательному социальному страхованию на случай травматизма.

В документе более детально прописаны положения, связанные с определением размера заработка, утраченного застрахованным в результате наступления страхового случая. В качестве минимальной социальной гарантии предлагается использовать МРОТ, установленный федеральным законом.

Также установлен порядок действий в случае, когда застрахованный (страхователь) не имеет возможности представить справку (справки) о заработке, из которого должна быть исчислена ежемесячная страховая выплата. По заявлению застрахованного лица территориальный орган страховщика будет направлять запрос в территориальный орган ПФР о представлении сведений о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях застрахованного лица у соответствующего страхователя за календарный год, предшествующий году, в которым:

  • с ним произошел несчастный случай на производстве;
  • поставлен диагноз профессионального заболевания;
  • установлена утрата (снижение) его профессиональной трудоспособности.

Форма указанного заявления застрахованного лица, форма и порядок направления запроса, форма, порядок и сроки представления запрашиваемых сведений территориальным органом ПФР будут устанавливаться Минздравсоцразвития России.


Вернуться в начало


Судебная практика

Верховный суд РФ отложил до 13 июня рассмотрение иска об отмене нового порядка ведения кассы для ИП.

Верховный суд РФ отложил до 13 июня рассмотрение иска индивидуального предпринимателя Сергея Астахова, который оспаривает законность Положения ЦБ "О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации" № 373-П от 12 октября 2011 года. Как известно, Центробанк распространил новый порядок ведения кассовых операций на индивидуальных предпринимателей.

Как сообщил сам Сергей Астахов, рассмотрение дела перенесено в связи с тем, что суд ожидает представления официальной позиции по этому вопросу Министерства финансов и Федеральной налоговой службы. Имеется информация о том, что правительство РФ предлагает исключить индивидуальных предпринимателей из круга лиц, обязанных соблюдать положение 373-П.

Тем не менее, представитель Банка России на последнем заседании суда дал понять, что у ведомства эта идея поддержки не находит. А в силу того, что Банк России не входит в структуру федеральных органов государственной власти и не подчиняется правительству, вопрос не может быть решен автоматически.

Станет ли судья рассматривать дело 13-го июня, или назначит отдельную дату рассмотрения (еще месяца через полтора), будет зависеть от его графика, пояснил Астахов. Формально к этому сроку будет только окончена подготовка дела к судебному разбирательству (если, конечно, если Минфин или ФНС не запросят дополнительное время).

Запросы поставщиков - причина доначислений.

Учтены расходы на услуги посредника. Он, по словам налогоплательщика, помог найти поставщиков. Инспекция не согласилась, заявив о фиктивности затрат. ФАС Московского округа поддержал чиновников.

ИФНС получила показания продавцов, отрицающих сотрудничество с посредником. В суд предъявлены запросы поставщиков, направленные не посреднику, а налогоплательщику – покупателю. Из них ясно, - поставщики сами были инициаторами заключения договоров. Посреднические услуги не оказывались, расходы нельзя учесть при налогообложении.

К тому же выводу пришел и Президиум ВАС РФ (постановление от 14.02.12 № 12093/11). Только он рассматривал спор об услугах для привлечения покупателя. И отметил, что вся работа по заключению договора с покупателем выполнена налогоплательщиком. Затраты на посреднические услуги отнесены к необоснованным.

(Постановление ФАС Московского округа от 16.04.12 № А40-88554/11-20-379)

Инспекция за неверный расчет НДС решила ликвидировать компанию.

Ошибки при регистрации налогоплательщика не являются основанием для его ликвидации. Сам по себе факт представленных при государственной регистрации недостоверных сведений о месте нахождения общества не является основанием для ликвидации юридического лица, подчеркнул ФАС Северо-Кавказского округа.

Как следует из материалов дела, инспекция обратилась в арбитражный суд с требованием о ликвидации общества, поскольку оно необоснованно заявило налоговые вычеты по НДС. Также, по мнению контролеров, при создании общества был нарушен порядок представления документов, по месту регистрации компания не располагается и финансово-хозяйственную деятельность не ведет.

Однако судьи не приняли доводы налоговиков. Заявленные требования были оставлены без удовлетворения. Арбитры отметили, что ликвидация юридического лица как исключительная санкция за допущенные при его создании нарушения закона не может применяться формально и должна быть соразмерна допущенным нарушениям и вызванным ими правовым последствиям.

Из выписки о движении средств на расчетном счете общества в банке следует, что предприятие совершает сделки, производит оплату услуг и товаров. Кроме того, общество подает в налоговый орган декларации, в частности декларации по НДС, что свидетельствует о ведении хозяйственной деятельности. Доказательства того, что нарушения, на которые ссылается заявитель, повлекли негативные правовые последствия, обуславливающие необходимость ликвидации общества, инспекция не представила.

(Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 19.04.2012 г. № А32-12199/2011)

Суд отменил штраф за отправку в ненадлежащую ИФНС.

Компания заполнила справки по форме 2-НДФЛ, но направила их в ИФНС по месту регистрации. Чиновники заявили, - документы следовало сдать в инспекцию по крупнейшим налогоплательщикам, где отчитывается предприятие. Если это требование не выполнено, то сведения не представлены. Организация оштрафована по статье 126 НК РФ. Арбитраж отменил санкции.

Ревизоры ссылаются на внутренние документы (см., в частности, п. 21 Порядка, одобренного приказом ФНС России от 16.09.11 № ММВ-7-3/576@). Они не должны противоречить Кодексу. Там говорится лишь о необходимости сдать сведения "в налоговый орган по месту своего учета" (п. 2 ст. 230 НК РФ). Данным ведомством может быть и инспекция, где налогоплательщик учтен по месту регистрации.

(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 09.04.12 № А27-8884/2011)


Вернуться в начало


Прочее

Скорректирована типовая форма уведомления о порядке уплаты налога на прибыль в бюджеты субъектов РФ консолидированной группой налогоплательщиков.

До сведения налогоплательщиков доведена новая рекомендуемая типовая форма Уведомления N 3, представляемая ответственными участниками консолидированных групп налогоплательщиков в налоговые органы в соответствии со статьей 288 Налогового кодекса РФ. Новая форма уведомления рекомендована к применению вместо ранее направленной письмом ФНС России от 20.04.2012 N ЕД-4-3/6656@.

(Письмо ФНС РФ от 26.04.2012 N ЕД-4-3/7006@ "О рекомендуемой типовой форме уведомления N 3")

ФНС России дополнила разъяснения, касающиеся заполнения инкассовых поручений при взыскании недоимок, пеней и штрафов за счет денежных средств на счетах участников КГН.

Налоговым кодексом РФ установлен особый порядок действий налоговых органов по взысканию недоимки с организаций, входящих в консолидированную группу налогоплательщиков: в первую очередь взыскание производится за счет денежных средств на счетах в банках ответственного участника КГН, а при их недостаточности взыскание оставшейся суммы недоимки производится за счет денежных средств в банках последовательно у всех остальных участников этой группы.

Порядок заполнения инкассового поручения для таких случаев был доведен письмом Минфина России от 12.03.2012 N 02-04-10/787. В дополнение к этому сообщается, что в целях идентификации организаций как участников КГН ФНС России считает необходимым в поле "Назначение платежа" (24) указывать "КГН" и "Уникальный номер КГН", присвоенный налоговым органом.

(Письмо ФНС России от 19.04.2012 N ЕД-4-8/6592 "В отношении взыскания задолженности по обязательным платежам за счет денежных средств на счетах в банке участников консолидированной группы налогоплательщиков")

Минфин уточнил размер штрафа за несвоевременное представление налоговой декларации.

Минфин РФ в своем письме разъяснил, штраф какого размера подлежит взысканию за несвоевременное представление налоговой декларации.

Ведомство напоминает, что непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет ответственность, предусмотренную статьей 119 Налогового кодекса РФ.

Установленный указанной статьей размер штрафа исчисляется в размере 5% неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц просрочки. При этом установлены как низший, так и высший пределы размера штрафа соответственно не менее 1 000 рублей и не более 30% от суммы налога, подлежащей уплате (доплате).

Таким образом, исчисление штрафа в процентах от суммы налога, подлежащей уплате (доплате) в бюджетную систему РФ на основании налоговой декларации, если эта сумма не превышает минимальный размер штрафа, не исключает применения низшего предела размера штрафа (1 000 рублей).

(Письмо Минфина РФ № 03-02-08/39 от 12.04.2012)

Минфин России сформулировал свою позицию по проблеме реализации положений принятого в США Закона о налогообложении иностранных счетов (FATCA).

Закон о налогообложении иностранных счетов (FATCA), вступающий в силу с 1 января 2013 года, предусматривает внесение существенных изменений в порядок налогообложения операций, осуществляемых резидентами США через иностранные финансовые организации. Механизм применения FATCA требует от иностранных финансовых организаций заключить специальное соглашение с налоговой службой США (IRS) по вопросам осуществления контроля за наличием счетов, открываемых налогоплательщиками США в иностранных финансовых организациях, и информировать о них налоговую службу США.

Неучастие в FATCA российских финансовых организаций создаст для них дополнительные правовые и репутационные риски, связанные с возможными санкциями со стороны IRS и иностранных финансовых организаций, в частности, в виде принудительного изъятия 30 процентов от сумм международных банковских переводов, а выполнение требований FATCA - риски нарушения российского законодательства о банковской, налоговой тайне, а также о персональных данных.

В рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) не сформировано солидарной позиции по отношению к FATCA. Вместе с тем ряд европейских государств (Великобритания, Франция, Германия, Италия, Испания) уже достигли договоренности с правительством США о формате участия в FATCA.

В настоящее время отсутствует согласованное решение российских государственных органов, направленное на решение вопроса о присоединении РФ к совместному заявлению указанных европейских государств и США об участии в FATCA.

На заседании членов группы 10 Комитета ОЭСР по налоговым вопросам представители Минфина России достигли принципиальной договоренности с представителями IRS о проведении переговоров по проблеме реализации положений FATCA. Кроме того, делегация ФНС России обсудила проблемы обмена налоговой информацией в рамках данного Закона с руководством налоговой службы США.

Вместе с тем Минфин России отмечает, что в любом случае обмен информацией с американской стороной должен строиться на взаимной основе, причем не на основе специального межправительственного соглашения, а строго в рамках российско-американского договора об избежании двойного налогообложения.

(Письмо Минфина РФ от 24.04.2012 N 03-08-07)

Льготный период пользования корпоративными кредитными картами не увеличивает базу по налогу на прибыль.

Министерство финансов сообщило, что материальная выгода, полученная организацией от беспроцентного пользования кредитными средствами по корпоративным кредитным картам, не облагается налогом на прибыль.

Так как глава 25 НК РФ не содержит порядка определения материальной выгоды при получении беспроцентного займа.

(Письмо Минфина РФ от 18.04.2012 № 03-03-1?/38)

Деятельность по изготовлению кулинарных блюд по предварительным заказам покупателей-физлиц на "вмененку" не переводится.

В отношении деятельности по изготовлению кулинарных блюд на основании заказов, оставленных по телефону, и последующей доставке этих блюд на дом покупателю-физлицу следует применять либо общую, либо упрощенную систему налогообложения. На ЕНВД эта деятельность не переводится. Такое мнение высказал Минфин России.

Одним из видов деятельности, который может быть переведен на "вмененку", является оказание услуг общественного питания через объекты без залов обслуживания посетителей. Об этом сказано в подпункте 9 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса. При этом к услугам общественного питания относятся услуги по изготовлению кулинарной продукции и созданию условий для ее потребления и реализации (ст. 346.27 НК РФ).

При такой схеме организации деятельности, когда заказ на изготовление продукции принимается дистанционно (по телефону), а готовая продукция доставляется на дом заказчику, условий для потребления кулинарной продукции не создается. Поэтому, как полагают в Минфине, такая деятельность не может быть отнесена к предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг общественного питания. А раз так, то и о ЕНВД в данном случае речи быть не может.

(Письмо Минфина РФ от 02.05.12 № 03-11-06/3/29)

Федеральные субсидии на развитие собственного дела включаются в доход предпринимателя, применяющего "патентную упрощенку".

Индивидуальный предприниматель применяет упрощенную систему налогообложения на основе патента. Каким образом ему следует учесть субсидию на развитие собственного дела, выплаченную за счет бюджетных средств? В Минфине России полагают, что данные средства подлежат налогообложению в рамках УСН.

Минфин напоминает, что упрощенная система налогообложения на основе патента, применяемая индивидуальными предпринимателями, является разновидностью упрощенной системы налогообложения, применение которой регулируется главой 26.2 Налогового кодекса.

Согласно статье 346.15 НК РФ, при определении объекта налогообложения по УСН учитываются доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ. Не учитываются те доходы, которые указаны в статье 251 НК РФ.

Помимо прочего, в статье 251 НК РФ упомянуты доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. К средствам целевого финансирования относятся и гранты. Это денежные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе, на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны здоровья населения, охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, социального обслуживания малоимущих и социально незащищенных категорий граждан, а также на проведение конкретных научных исследований.

Как видно, средства, полученные индивидуальным предпринимателем в виде субсидий на развития бизнеса, нельзя отнести к грантам. Поэтому, как полагают в Минфине, при расчете налоговой базы по единому налогу в рамках УСН такие средства нужно учитывать в качестве внереализационных доходов.

(Письмо Минфина РФ от 20.04.12 № 03-11-11/132)

Минэкономразвития России определены коэффициенты-дефляторы к ставке налога на добычу полезных ископаемых при добыче угля на II квартал 2012 года.

Коэффициенты-дефляторы определяются на основании информации об изменении цен производителей в среднем за квартал, предшествующий кварталу, на который определяются коэффициенты-дефляторы, по каждому виду угля, указанному в подпункте 1.1 пункта 2 статьи 337 Налогового кодекса РФ.

Установлено, что во II квартале 2012 года коэффициент-дефлятор на антрацит составляет 1,033, на уголь коксующийся - 0,956, на уголь бурый - 1,153, на уголь, за исключением антрацита, угля коксующегося и угля бурого, - 1,027.

(Информация Минэкономразвития России "О коэффициентах-дефляторах к ставке налога на добычу полезных ископаемых при добыче угля на II квартал 2012 года")

При получении товаров (работ, услуг) с учетом скидок, эквивалентных сумме бонусных баллов, налогооблагаемого дохода у физического лица не возникает.

В обоснование данного вывода Минфин России сообщает следующее. Условиями маркетинговых программ, реализуемых банками, может быть предусмотрено получение физическим лицом поощрений в виде товаров (работ, услуг), имущественных прав в обмен на бонусные баллы или возврат физическому лицу части затраченных средств при совершении им покупок, оплата которых осуществляется с использованием банковских платежных карт.

С учетом данного условия получаемое физическим лицом вознаграждение не является безвозмездно полученным. По мнению Минфина России, указанные поощрения следует рассматривать как скидку, предоставляемую физическим лицам со стоимости услуг банка, не приводящую к возникновению дохода, подлежащего налогообложению. При этом начисляемые бонусы за пользование услугами банка можно рассматривать как авансовую оплату физическим лицом будущих покупок.

Также обращено внимание на то, условия начисления и списания бонусов, возврата части израсходованных средств должны иметь характер публичной оферты.

(Письмо Минфина РФ от 19.04.2012 N 03-04-08/0-78)

Доходы от продажи квартиры, находившейся в общей собственности нескольких лиц, могут быть распределены между бывшими собственниками в любом соотношении.

Для цели расчета НДФЛ, физические лица (например, супруги) вправе определить любой порядок распределения между ними доходов от продажи квартиры, находившейся в их общей совместной собственности.

Минфин в своих разъяснениях ссылается на нормы Гражданского кодекса. Так, в пункте 2 статьи 253 ТК РФ сказано, что распоряжение имуществом, находящимся в совместной собственности, осуществляется по согласию всех участников. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

В Гражданском кодексе не предусмотрен порядок распределения доходов, полученных от продажи имущества, находившегося в совместной собственности. Поэтому физические лица вправе установить любой порядок распределения между ними доходов от продажи квартиры, находившейся в их общей совместной собственности. Например, если порядок распределения доходов был определен супругами в брачном договоре, то доходы от продажи квартиры будут учитываться каждым супругом в соответствии с таким договором.

(Письмо Минфина РФ от 23.04.12 № 03-04-05/4-543)

Социальный налоговый вычет в размере расходов на оплату обучения брата (сестры) предоставляется налогоплательщику независимо от степени полнородности.

Указанный социальный налоговый вычет предоставляется в сумме, фактически уплаченной налогоплательщиком за обучение ребенка, а также брата (сестры) по очной форме обучения в общеобразовательных учреждениях в возрасте до 24 лет (но не более 50 000 рублей на каждого ребенка). При этом в письме ФНС России отмечено, что положениями Налогового кодекса РФ не установлено ограничений на право предоставления данного налогового вычета с учетом степени полнородности братьев или сестер.

(Письмо ФНС РФ от 25.04.2012 N ЕД-4-3/6995@ "По вопросу предоставления налогоплательщику социального налогового вычета по расходам на оплату обучения брата (сестры) налогоплательщика")

Минздравсоцразвития России сформулирована позиция по вопросу применения пониженных тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды аптечными организациями, уплачивающими ЕНВД, и гаражными кооперативами, применяющими УСН.

В письмах данного ведомства сообщается о том, что исходя из действующего законодательства:

  • аптечные организации, уплачивающие ЕНВД, вправе применять в 2012 - 2013 годах пониженные тарифы страховых взносов только в отношении выплат работникам, имеющим право на занятие фармацевтической деятельностью;
  • ветеринарные аптечные организации, уплачивающие ЕНВД, права на применение пониженных тарифов страховых взносов не имеют;
  • гаражные кооперативы, применяющие УСН, основным видом деятельности которых является эксплуатация гаражей, стоянок для а/т средств, велосипедов (ОКВЭД 63.21.24), в 2012 году вправе применять пониженные тарифы страховых взносов.

(Письмо ФСС РФ от 25.04.2012 N 15-03-18/08-4703 "О направлении разъяснений Минздравсоцразвития России по вопросам исчисления страховых взносов")

По какой ставке облагаются выплаты участникам ООО из прибыли

Минфин России разъяснил, какая ставка НДФЛ должна применяться налоговым агентом при осуществлении выплат участникам ООО из нераспределённой прибыли прошлых лет.

Согласно п. 1 ст. 43 НК РФ любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе в виде процентов по привилегированным акциям), по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально долям акционеров (участников) в уставном (складочном) капитале этой организации, признаётся дивидендом.

В соответствии с п. 4 ст. 224 НК РФ в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами РФ, устанавливается налоговая ставка в размере 9%.

Таким образом, в отношении доходов, признаваемых дивидендами в соответствии с п. 1 ст. 43 НК РФ, применяется ставка НДФЛ в размере 9%.

(Письмо Минфина РФ от 12.04.2012 № 03-04-06/3-108)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.