Мониторинг изменений за период 30.07.12 - 05.08.12



Бухгалтерский учет и налогообложение

За непредставление резидентом в налоговый орган уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении их реквизитов в банке, расположенном за пределами территории РФ, установлена административная ответственность.

Предусматривается, что размер административного штрафа составит:

  • для граждан - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей;
  • для должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей;
  • для юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.

Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования.

(Федеральный закон от 28.07.2012 N 140-ФЗ "О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях")

Ввоз алкогольной продукции, маркированной акцизными марками, изготовленными в соответствии с требованиями, предусмотренными Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2005 г. N 786, допускается до 1 сентября 2013 года.

Утверждены требования к образцам акцизных марок для маркировки алкогольной продукции.

Установлено, что цена акцизной марки для маркировки алкогольной продукции составляет 1600 рублей (без учета налога на добавленную стоимость) за 1000 акцизных марок и включает в себя расходы, связанные с изготовлением акцизной марки, ее хранением у изготовителя, доставкой в таможенный орган и фиксацией сведений о маркируемой ею алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Цена акцизной марки не включает в себя расходы, связанные с нанесением на акцизную марку сведений о маркируемой ею алкогольной продукции, передачей сведений о маркируемой ею алкогольной продукции в единую информационную систему и маркировкой ею алкогольной продукции.

С 1 ноября 2012 года прекращается изготовление акцизных марок, соответствующих требованиям, предусмотренным Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2005 года N 786 "Об акцизных марках для маркировки алкогольной продукции" (далее - Постановление N 786).

Реализация алкогольной продукции, маркированной акцизными марками, изготовленными в соответствии с требованиями, предусмотренными Постановлением N 786, допускается до 1 сентября 2015 года.

(Постановление Правительства РФ от 27.07.2012 N 775 "Об акцизных марках для маркировки алкогольной продукции")

Уточнен порядок маркировки алкогольной продукции акцизными марками.

В частности, установлено, что акцизные марки, выдаваемые таможенными органами в соответствии с требованиями, предусмотренными Постановлением Правительства РФ от 27 июля 2012 г. N 775, должны наноситься:

  • с надписью "Крепкие спиртные напитки" - на алкогольную продукцию с содержанием этилового спирта свыше 25 процентов объема готовой продукции;
  • с надписью "Водка" - на водку с содержанием этилового спирта от 38 процентов до 56 процентов объема готовой продукции включительно;
  • с надписью "Спиртные напитки до 9%" - на алкогольную продукцию с содержанием этилового спирта до 9 процентов объема готовой продукции включительно, за исключением вин, фруктовых вин и винных напитков;
  • с надписью "Спиртные напитки свыше 9 до 25%" - на алкогольную продукцию с содержанием этилового спирта свыше 9 процентов и до 25 процентов объема готовой продукции включительно, за исключением вин, фруктовых вин, ликерных вин, игристых (шампанских) вин и винных напитков.

Также в новой редакции изложена форма отчета об использовании ранее выданных акцизных марок.

(Постановление Правительства РФ от 27.07.2012 N 776 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 866")

Утверждены новые требования, предъявляемые к составу и структуре активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика.

Перечень видов активов, не принимаемых для покрытия собственных средств страховщика, дополнен переводными векселями и займами, выданными физическим лицам, а в перечень принимаемых активов включена дебиторская задолженность по причитающемуся к получению доходу по акциям.

Установлены более подробные требования к активам, принимаемым для покрытия собственных средств страховщика, в т.ч. к ценным бумагам (показателям их надежности), инвестиционным паям ПИФов, простым векселям юридических лиц, недвижимому имуществу (его стоимость по балансу не должна превышать рыночную стоимость). Установлены также требования к некоторым видам дебиторской задолженности.

Изменены структурные соотношения видов активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика, в частности, увеличена разрешенная доля акций и облигаций (стоимости акций и облигаций в структуре активов), объектов недвижимости, суммарной стоимости активов, принимаемых для покрытия собственных средств, не относящихся к находящимся на территории РФ, и снижена доля банковских вкладов (депозитов).

Признан утратившим силу Приказ Минфина России от 16.12.2005 N 149н, которым были утверждены действующие в настоящее время требования, предъявляемые к составу и структуре активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика.

(Приказ Минфина России от 02.07.2012 N 101н "Об утверждении Требований, предъявляемых к составу и структуре активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика", Зарегистрировано в Минюсте России 31.07.2012 N 25050)


Вернуться в начало


Социальное страхование и обеспечение

Разработаны основные показатели по видам экономической деятельности для расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2013 год.

В утвержденной таблице приведены значения основных показателей по видам экономической деятельности согласно ОКВЭД.

Основными показателями являются:

  • отношение суммы обеспечения по страхованию в связи со всеми произошедшими по виду экономической деятельности страховыми случаями к начисленной сумме страховых взносов;
  • количество страховых случаев по виду экономической деятельности на тысячу работающих;
  • количество дней временной нетрудоспособности по виду экономической деятельности на один несчастный случай, признанный страховым, исключая случаи со смертельным исходом.

(Постановление ФСС РФ от 31.05.2012 N 122 "Об утверждении значений основных показателей по видам экономической деятельности для расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2013 год")


Вернуться в начало


Таможенное дело

В целях приведения ставок вывозных таможенных пошлин в соответствие с обязательствами РФ после ее присоединения к ВТО утверждены новые ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе.

Постановление вступает в силу с даты вступления в силу Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 года, подписанного 16 декабря 2011 года (23 июля Правительство РФ официально уведомило Секретариат Всемирной торговой организации о завершении Россией всех внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в ВТО, включая ратификацию Протокола. В соответствии с правилами Организации вступление Российской Федерации в ВТО состоится 22 августа 2012 года, на тридцатый день после передачи указанного уведомления).

(Постановление Правительства РФ от 21.07.2012 N 756 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации")

Ввоз товаров на территорию ОЭЗ, а также въезд транспортных средств, перевозящих такие товары, осуществляются с уведомлением уполномоченного таможенного органа, расположенного на территории ОЭЗ или в непосредственной близости от нее.

Утвержденный Порядок регламентирует вопросы, касающиеся, в частности: подачи уведомления о ввозе товаров и въезде транспортных средств на территорию ОЭЗ, совершения таможенных операций, связанных с осуществлением идентификации таких товаров, выдачи разрешения на вывоз товаров и выезд средства транспорта, перевозящего такие товары, с территории ОЭЗ, ввоза (вывоза) строительных материалов и строительной техники на территорию ОЭЗ.

В приложениях к Порядку приведены образцы необходимых документов.

(Приказ ФТС России от 26.03.2012 N 566 "Об утверждении Порядка и технологий совершения таможенных операций в отношении товаров, включая транспортные средства, ввозимых (ввезенных) на территории особых экономических зон и вывозимых с территорий особых экономических зон, и порядка идентификации", Зарегистрировано в Минюсте России 31.07.2012 N 25052)

Разрешен ввоз отдельной продукции промысла гренландского тюленя, добытой коренными жителями арктических и субарктических районов.

Коллегия Евразийской экономической комиссии приняла решение, согласно которому допускается ввоз в Таможенный союз отдельной продукции из гренландского тюленя, если товар получен в результате охоты, традиционно осуществляемой коренными народами (под коренными народами понимаются коренные жители арктических и субарктических районов, где они в настоящее время или традиционно имеют права коренных народов, в том числе юпик, инупиат (Аляска), инуит, инувиалуит (Канада), калааллит (Гренландия)).

Данный факт должен подтверждаться сертификатом уполномоченного органа страны происхождения товара. Также одним из главных условий является ввоз такой продукции только физлицами для личного пользования (в некоммерческих целях).

Решение вступит в силу 25 августа 2012 года.

(Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26.07.2012 N 120 "О внесении изменений в раздел 1.8 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами")


Вернуться в начало


Правовые новости

Президент РФ Владимир Путин подписал закон о сборе за утилизацию автомобилей, который будет введен с 1 сентября 2012 г.

Текст закона опубликован на сайте "Российской газеты".

За каждый автомобиль, ввозимый в Россию или произведенный на ее территории, будет уплачиваться утилизационный сбор. Виды и категории транспортных средств, которые попадут под эту норму, размеры сбора, порядок его взимания и исчисления определит Правительство РФ. Соответствующие поправки вносятся в федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и в ст.51 Бюджетного кодекса РФ.

От уплаты сбора освобождены только автомобили, ввоз которых осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами - переселенцами, беженцами или вынужденными переселенцами. Также не попадают под новую экологическую меру машины, ввозимые дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями, международными организациями. Без уплаты сбора автомобили могут ввозить их сотрудники и члены семей.

Также освобождены от экологических сборов и автомобили старше 30 лет, которые попали в Россию с территории государств-членов Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), а также компании, принявшие на себя обязательство обеспечить в будущем безопасную утилизацию автомобилей.

Напомним, что, по подсчетам экспертов, утилизационный сбор с нового легкового автомобиля может составить (в зависимости от стоимости и объема двигателя) от 10 тыс. до 72 тыс. руб. Для подержанных автомобилей сбор может составить от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч рублей.

Для грузовых автомобилей массой до 3,5 т сбор составит 90 тыс. руб. За более тяжелый автомобиль массой от 3,5 до 5 т придется выложить уже 150 тыс. руб., еще дороже обойдется машина массой от 5 до 20 т - 470 тыс. руб., а самыми дорогостоящими станут автомобили полной массой свыше 20 т, тягачи, внедорожные самосвалы и другая спецтехника - 600 тыс. руб.

В России появится еще один тип паевых инвестиционных фондов - биржевой паевой инвестиционный фонд.

Владелец пая биржевого паевого инвестиционного фонда будет иметь не только право требовать от управляющей компании (в срок, установленный правилами) погашения пая с выплатой денежной компенсации либо выдела доли в праве общей собственности на имущество фонда, но и право требовать в любой рабочий день покупки инвестиционного пая по цене, соразмерной приходящейся на него доле в праве общей собственности на имущество, составляющее этот фонд, и право продать его на бирже, указанной в правилах доверительного управления паевым инвестиционным фондом, на предусмотренных такими правилами условиях.

Кроме этого, в частности, в целях стимулирования управляющих компаний закрытых паевых инвестиционных фондов и повышения доверия к таким фондам, управляющей компании закрытого паевого инвестиционного фонда предоставлено право в случае, если это предусмотрено в правилах доверительного управления фондом, приобретать инвестиционные паи при его формировании. При этом управляющая компания может передавать в оплату инвестиционных паев только денежные средства, а после приобретения инвестиционных паев не вправе совершать сделки с ними, за исключением продажи их части, превышающей долю в общем количестве выданных инвестиционных паев, которая может принадлежать управляющей компании. Инвестиционные паи закрытого паевого инвестиционного фонда не будут предоставлять управляющей компании права голоса на общем собрании владельцев инвестиционных паев. Изменение типа паевого инвестиционного фонда, инвестиционные паи которого принадлежат управляющей компании, не допускается.

(Федеральный закон от 28.07.2012 N 145-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ")

Утвержден примерный устав общества с ограниченной ответственностью, создаваемого в процессе приватизации, в котором не образуются советы директоров (наблюдательные советы) и ревизионные комиссии.

Примерный устав разработан в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.01.2012 N 34 "Об управлении находящимися в собственности Российской Федерации долями в обществах с ограниченной ответственностью, созданных в процессе приватизации".

В примерном уставе определены:

  • цели и предмет деятельности Общества;
  • требования к уставному капиталу;
  • порядок управления Обществом;
  • полномочия генерального директора Общества;
  • порядок распределения прибыли, а также реорганизации и ликвидации Общества.

(Приказ Минэкономразвития России от 25.06.2012 N 347 "Об утверждении примерного устава общества с ограниченной ответственностью, доля в уставном капитале которого находится в собственности Российской Федерации", Зарегистрировано в Минюсте России 20.07.2012 N 24961)


Вернуться в начало


Законопроекты

В Госдуме предлагают запретить иностранным фирмам, не имеющим представительств, продавать имущество физлицам.

В Госдуму поступил законопроект, предлагающий исключить возможность совершения иностранными организациями, не имеющими постоянного представительства в Российской Федерации, сделок с физическими лицами резидентами, по реализации объектов недвижимости, находящихся на территории РФ.

В связи с чем данные иностранные организации будут вынуждены открывать представительства и уплачивать налог в соответствии со ст. 307 НК РФ.

(Законопроект № 117660-6 "О внесении изменений в статьи 309 и 310 части второй Налогового Кодекса РФ")

Законопроект о запрете на открытие филиалов иностранных банков в РФ внесен в Госдуму.

Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект о запрете на открытие филиалов иностранных банков в России.

Законопроект "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ" подготовлен в рамках стратегии развития банковского сектора РФ на период до 2015 года и закрепляет договоренности, достигнутые российскими переговорщиками в ходе консультаций по вступлению России в ВТО.

Законопроектом предлагается исключить филиалы из определения банковской системы РФ в целом. Также слова "филиалы иностранных банков" исключаются из статей про госрегистрацию кредитных организаций с иностранными инвестициями и дополнительным требованиям к их созданию и деятельности.

Действующим законодательством предусмотрено ограничение на участие иностранного капитала в российской банковской системе, которое устанавливается по предложению правительства РФ, согласованному с Банком России.

Согласно действующему законодательству, на территории России могут функционировать дочерние банки, филиалы и представительства иностранных банков. При этом установлено, что филиалы кредитных организаций с иностранными инвестициями на территории России регистрируются Банком России в установленном им порядке. Как пояснял ранее директор департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России Михаил Сухов, в настоящее время запрет на открытие филиалов действует в силу отсутствия порядка их регистрации, устанавливаемого Центробанком. Данная ситуация, по его мнению, должна быть закреплена в форме закона.

В настоящее время филиалы иностранных банков в РФ не зарегистрированы. Иностранный капитал присутствует в российском банковском секторе в форме дочерних банков, зарегистрированных по российскому праву.

В пояснительной записке к документу отмечается, что режим функционирования филиалов отличается от режима функционирования дочерних предприятий иностранных банков, поскольку филиал иностранного банка не подпадает под юрисдикцию РФ.

Таким образом, филиалы иностранных банков не подпадают в полном объеме под надзор регуляторов, не обязаны выполнять нормативы по отчислению средств в фонды обязательного резервирования, отчитываться перед Банком России сразу в двух системах бухгалтерского учета - российской и международной, а также ежемесячно представлять отчетность в Банк России.

Авторы законопроекта отмечают, что такие привилегии деятельности филиалов иностранных банков могут привести к снижению конкурентоспособности российских банков.

На ратификацию в Государственную Думу внесено Соглашение об основных принципах политики в области валютного регулирования и валютного контроля в государствах - участниках СНГ.

Соглашение определяет основные направления и принципы согласованной политики в области валютного регулирования и валютного контроля, позволяющие осуществить дальнейшую гармонизацию законодательства государств-участников СНГ в валютной сфере.

Согласно положениям Соглашения, стороны по истечении 90 дней с даты его вступления в силу отменяют валютные ограничения по следующим валютным операциям, осуществляемым между резидентами государств-участников Соглашения:

  • платежи, связанные с привлечением и предоставлением кредитов (займов) в денежной форме;
  • платежи (расчеты) и переводы денег, связанные с приобретением через организованные рынки (биржи) государств - участников Cоглашения облигаций и иных ценных бумаг (кроме акций) коммерческих организаций - резидентов государств - участников Соглашения.

Вернуться в начало


Судебная практика

Нулевая ставка не для экспорта металлолома.

Организация экспортировала металлолом. По мнению компании, здесь можно применить нулевую ставку НДС и вычесть "входной" налог. ФАС Северо-Западного округа признал незаконность вычетов.

По подпункту 25 пункта 2 статьи 149 НК РФ продажа металлолома не подлежит налогообложению. Если операция отнесена к необлагаемым, то нельзя говорить об использовании какой-либо ставки. Даже нулевой, предназначенной для экспорта.

О недопустимости нулевой ставки при экспортных операциях с металлоломом сообщал и ВАС РФ (определение от 14.03.11 № ВАС-2370/11). Он также напоминал о невозможности вычета "входного" налога.

(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 06.07.12 № А56-27487/2011)

Отсутствие статуса ИП не освобождает от исполнения налоговых обязанностей.

ФАС Западно-Сибирского округа пояснил, что законодательством не предусмотрено освобождение лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, но не обладающего статусом индивидуального предпринимателя, от уплаты налогов.

ФАС указал, что индивидуальные предприниматели признаются плательщиками налога на доходы физических лиц, налога на добавленную стоимость, единого социального налога, за ними закреплена обязанность представлять декларации по соответствующим налогам.

Индивидуальными предпринимателями в целях налогообложения признаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств.

При этом физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей, при исполнении налоговых обязанностей не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.

(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа № А70-8167/2011 от 25.07.2012)

Премия, полученная работником за участие в конкурсе, не облагается страховыми взносами.

ФАС Западно-Сибирского округа подтвердил, что премия, полученная работником за участие в конкурсе и не связанная с исполнением им трудовых обязанностей, не подлежит обложению страховыми взносами.

ФАС отметил, что объектом обложения страховыми взносами для организаций, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ.

Из материалов дела следовало, что спорная премия не является вознаграждением работника за исполнение им трудовых обязанностей, не гарантирована трудовым либо коллективным договорами, была получена физическим лицом за победу в конкурсе, организованном администрацией города. При этом наличие трудовых отношений между работником и учреждением являлось условием допуска к участию в конкурсе, выплата премии осуществлена по предписанию учредителя конкурса, а не работодателя.

Несмотря на то, что закон предусматривает закрытый перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, вместе с тем указанное выше денежное вознаграждение не может быть квалифицировано как доход, подлежащей обложению страховыми взносами, поскольку данные денежные средства получены вне рамок трудовых отношений.

Учитывая указанные обстоятельства, кассационная инстанция поддерживает вывод судов об отсутствии в рассматриваемом случае оснований для включения в объект обложения страховыми взносами спорной суммы премии, полученной за участие в конкурсе.

(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа № А46-12587/2011 от 25.07.2012)

Суд против НДС с аудита для иностранцев.

Российская компания провела аудит иностранной, у которой нет филиала или представительства в России. На стоимость данных услуг не надо начислять НДС.

Суд отнес аудиторские услуги к комплексным, включающим бухгалтерские, консультационные и юридические. Все "составные" услуги перечислены в подпункте 4 пункта 1 статьи 148 НК РФ. Место их оказания определяется по месту постоянной деятельности покупателя. Раз у него нет постоянной деятельности в нашей стране, то услуги оказываются не в России. Значит, нет реализации в РФ. Без нее, как ясно из подпункта 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ, нет и НДС.

Вывод арбитража соответствует письму Минфина России от 08.04.09 № 03-07-08/85. Там также признано отсутствие НДС с аудиторских услуг для клиента – нерезидента, у которого нет постоянного подразделения в России.

(Постановление ФАС Московского округа от 16.07.12 № А40-85503/11-63-649)


Вернуться в начало


Прочее

Минфин настаивает: уплатить налоги через платежные терминалы нельзя.

Минфин продолжает настаивать на том, что уплата налогов, сборов, соответствующих пеней и штрафов через банковских платежных агентов не предусмотрена Налоговым кодексом. Даже в том случае, если в населенном пункте отсутствует банк.

Физические лица — налогоплательщики (плательщики сборов, налоговые агенты) могут уплачивать налоги, сборы, соответствующие пени и штрафы через банк, а если банк отсутствует — через кассу местной администрации или почтовое отделение. Банковские платежные агенты в силу п. 4 ст. 3 Федерального закона от 27.06.11 № 161-ФЗ "О национальной платежной системе" не являются кредитными организациями. Таким образом, уплатить налоги через них нельзя.

(Письмо Минфина России от 19.07.12 № 03-02-08/59)

Минфин: в ходе камеральной проверки налоговики не вправе затребовать первичные документы у плательщиков УСН.

В ходе камеральной налоговой проверки декларации, представленной "упрощенщиком", налоговый орган не может затребовать у него первичные учетные документы. Представление таких документов является правом налогоплательщика, но никак не его обязанностью.

По общему правилу, камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов), документов, представленных налогоплательщиком, а также документов, имеющихся у налогового органа. Об этом сказано в пункте 1 статьи 88 Налогового кодекса. При этом пункт 7 данной статьи запрещает налоговикам требовать у налогоплательщика дополнительные документы, если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено НК РФ.

Главой 26.2 НК РФ не предусмотрено обязательное представление налогоплательщиком первичных учетных документов вместе с налоговой декларацией. Поэтому налоговики не вправе требовать "первичку" в ходе камеральной налоговой проверки декларации "упрощенщика".

В то же время, если в ходе камеральной проверки налоговики выявят какие-либо ошибки, несоответствия и противоречия в представленной декларации, то они могут затребовать у налогоплательщика необходимые пояснения (п. 3 ст. 88 НК РФ). В этом случае у налогоплательщика есть право представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию.

При этом в Минфине отмечают, что при отсутствии ошибок, несоответствий и разногласий в сведениях, содержащихся в декларации, налоговики не могут требовать у налогоплательщика каких-либо объяснений.

(Письмо Минфина России от 25.07.12 № 03-02-08/65)

Минфином России даны разъяснения, касающиеся применения НДС в отношении транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых казахстанскому налогоплательщику российской организацией при организации перевозки автомобильным транспортом товаров, ввозимых на территорию РФ с территории государства - члена Таможенного союза.

Сообщается, в частности, что согласно подпункту 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ нулевая ставка НДС применяется в отношении транспортно-экспедиционных услуг, перечень которых установлен данным подпунктом, оказываемых российскими организациями на основании договора транспортной экспедиции при организации международных перевозок товаров, в том числе автомобильным транспортом, между пунктами отправления и назначения товаров, один из которых расположен на территории РФ, а другой - за ее пределами.

Таким образом, транспортно-экспедиционные услуги, предусмотренные подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ, оказываемые российской организацией на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки товаров автомобильным транспортом от пункта отправления, расположенного на территории государства - члена Таможенного союза, до пункта назначения, расположенного на территории РФ, подлежат налогообложению НДС по ставке в размере 0 процентов независимо от количества перевозчиков, участвующих в оказании услуг по транспортировке товаров, и ставки налога, применяемой налогоплательщиками, оказывающими услуги по транспортировке.

(Письмо ФНС России от 17.07.2012 N ЕД-4-3/11816@ "О налоге на добавленную стоимость")

Минфин разъяснил, как заполнять счета-фактуры при ввозе товаров из стран-участниц Таможенного союза.

При ввозе в Россию товаров, произведенных на территории другого государства, входящего в Таможенный союз, таможенная декларация не составляется. Значит, при реализации таких товаров в счете-фактуре не указываются страна происхождения товара и реквизиты таможенной декларации. В такой ситуации в графах 10, 10а и 11 счета-фактуры проставляются прочерки.

В графах 10, 10а и 11 счета-фактуры указываются цифровой код и соответствующее ему краткое наименование страны происхождения товара, а также номер таможенный деклараций. Причем данные графы заполняются только в отношении товаров, страной происхождения которых не является Российская Федерация. Об этом сказано в Правилах заполнения счета-фактуры (утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.11 № 1137).

Страна происхождения товаров, ввезенных на территорию РФ, указывается в таможенной декларации. Соответственно, в счетах-фактурах, выставленных при реализации этих товаров на территории РФ, в графе 10 и 10а отражаются сведения о стране происхождения товаров, указанной в таможенной декларации, а в графе 11– номер этой таможенной декларации.

Однако в отношении ввоза товаров из государств Таможенного союза (помимо России в него входят Республика Беларусь и Республика Казахстан) действуют специальные правила. Так, в соответствии с решением Комиссии Таможенного союза от 17.08.10 № 335 таможенное декларирование и таможенное оформление на внутренних границах Российской Федерации с государствами-членами Таможенного союза отменено. При ввозе товаров на территорию РФ с территории этих государств таможенная декларация не оформляется. Значит, в счетах-фактурах, выставляемых при реализации на территории РФ товаров, ввезенных с территории Республики Беларусь или Республики Казахстан, в графах 10, 10а и 11 проставляются прочерки.

Впрочем, как неоднократно разъясняли чиновники, указание в счетах-фактурах дополнительной информации не запрещено. Поэтому, если при реализации в России товаров, произведенных, например, на территории Республики Беларусь и ввезенных из этого государства, в графе 10 счета-фактуры указать "Республика Беларусь" или "Таможенный союз", то у проверяющих не будет оснований для отказа покупателю в вычете НДС по такому счету-фактуре.

(Письмо Минфина России от 25.07.12 № 03-07-13/01-43)

Предприниматель может подписывать счета-фактуры только лично.

Может ли индивидуальный предприниматель передать своему работнику право подписывать счета-фактуры? Нет, не может. Подписывать счета-фактуры, выставленные от имени индивидуального предпринимателя, может только лично.

Обоснование следующее. Порядок подписания счетов-фактур установлен пунктом 6 статьи 169 НК РФ. В этой норме, в частности, сказано, что счет-фактура, выставленный на бумажном носителе, подписывается индивидуальным предпринимателем с указанием реквизитов свидетельства о его государственной регистрации. Как видно, никакой возможно доверить право подписи счета-фактуры работнику не предусмотрено.

Напомним, что счета-фактуры в электронной форме подписываются ЭЦП предпринимателя.

(Письмо Минфина России от 24.07.12 № 03-07-14/70)

Лизингополучатель вправе учесть расходы на доведение предмета лизинга до состояния, в котором он пригоден к эксплуатации.

Организация приобрела в лизинг производственное оборудование. Однако для его использования пришлось построить специальный фундамент. Можно ли учесть расходы на сооружение фундамента при определении налоговой базы по налогу на прибыль?

Вообще возможны два способа учета затрат на доведение предмета лизинга до состояния, в котором он пригоден для эксплуатации. Первый способ — увеличить первоначальную стоимость предмета лизинга. Однако данный способ доступен только лизингодателю. Это следует из положений пункта 1 статьи 257 Налогового кодекса. В нем сказано, что первоначальной стоимостью имущества, являющегося предметом лизинга, признается сумма расходов лизингодателя на его приобретение, сооружение, доставку, изготовление и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования. На этом основании расходы лизингополучателя на доведение оборудования, полученного им в лизинг, до состояния, в котором оно пригодно для эксплуатации, не включаются в первоначальную стоимость предмета лизинга.

Такие расходы, по мнению Минфина, лизингополучатель может учесть в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Разумеется, при условии соблюдения общих правил признания расходов — обоснованности и документального подтверждения (ст. 252 НК РФ).

(Письмо Минфина России от 27.07.12 № 03-03-06/1/363)

ФНС России даны разъяснения по вопросу изменения стоимости патента на присоединенных к Москве территориях, полученного до 1 июля 2012 года.

Сообщается, в частности, что индивидуальные предприниматели, работающие или состоящие на учете на присоединенной к Москве территории и получившие патенты до 1 июля, могут применять данный режим налогообложения до конца срока действия полученных патентов. Такие патенты действуют на всей территории Москвы и Московской области. Перерасчет их стоимости в соответствии с законодательством Москвы не производится.

Если же заявление на получение патентов поступило уже после 1 июля, то их стоимость рассчитывается исходя из размера потенциально возможного к получению ИП годового дохода, установленного Законом города Москвы от 29.10.2008 N 52 "Об упрощенной системе налогообложения на основе патента". При этом индивидуальные предприниматели, которые до 1 июля состояли на учете на присоединенной к Москве территории по месту жительства или по месту осуществления предпринимательской деятельности, не должны подавать новое заявление о постановке на учет в качестве ИП, применяющего УСН на основе патента.

(Информация ФНС России от 31.07.2012)

Чиновники разъяснили, как определяется налоговый статус человека, который выезжал на лечение или обучение за границу.

При определении налогового статуса физлица для цели выбора ставки НДФЛ имеет значение срок нахождения его в России. Допускаются краткосрочные выезду за границу для лечения или обучения. При этом не существует ограничений по видам учебных заведений и дисциплин или лечебных учреждений и заболеваний.

Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ). При этом законодатель не установлен требования о непрерывности течения указанных 183 дней. Кроме того, периоды выезда за пределы РФ в случае краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения включаются в дни пребывания такого лица в России.

При этом не предусмотрено никаких ограничений по возрасту физлиц, по видам учебных заведений, учебных дисциплин, лечебных учреждений, видам заболеваний, а также по перечню зарубежных стран, в которых физические лица могут проходить лечение или обучение (менее шести месяцев).

Также чиновники назвали документами, подтверждающие фактическое нахождение человека за границей для лечения или обучения. Это могут быть копии страниц загранпаспорта со специальными (лечебными или учебными) визами и отметками органов пограничного контроля о пересечении границы, а также копии договоров с иностранными медицинскими или образовательными учреждениями об оказании соответствующих услуг.

(Письмо ФНС России от 20.07.12 № ОА3-13/2525@)

Предприниматель, арендующий нежилое помещение у физлица, признается налоговым агентом по НДФЛ.

Индивидуальный предприниматель арендовал нежилое помещение у физического лица. Должен ли ИП удерживать с арендных платежей соответствующую сумму НДФЛ? В данном случае предприниматель признается налоговым агентом, считают в Минфине России, поэтому на него возлагаются обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога на доходы физических лиц.

Аргументы у чиновников достаточно простые. В статье 226 Налогового кодекса прямо сказано, что индивидуальные предприниматели, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать и заплатить в бюджет соответствующую сумму НДФЛ.

Поэтому предприниматель, арендовавший имущество у физлица, должен исполнять обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога на доходы физических лиц. Кроме того, предприниматель обязан представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физического лица – арендодателя.

(Письмо Минфина России от 20.07.12 № 03-04-05/3-889)

Физлица не должны платить НДС при приобретении муниципального имущества.

Минфин России сообщил, что при реализации муниципального имущества, составляющего муниципальную казну, физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, НДС уплачивают органы местного самоуправления, осуществляющие операции по реализации данного имущества.

(Письмо Минфина России от 27.07.2012 № 03-07-11/198)

Покупка квартиры по рыночной цене у близкого родственника лишает права на имущественный вычет.

Супруги приобрели квартиру у брата жены. Сделка была оформлена в установленном порядке, а цена квартиры не отличалась от среднерыночной. Тем не менее, имущественный налоговый вычет покупатели получить не вправе.

Покупка или продажа жилья дает гражданину право претендовать на получение вычета по НДФЛ в соответствии с нормами пп. 2 п. 1 ст. 220 Налогового кодекса. Но если сделка купли-продажи произошла между взаимозависимыми лицами, вычет не применяется. В частности, к таким лицам относят супругов и их полнородных и неполнородных братьев и сестер. Из этого следует, что в данном случае права на вычет ни у одного из супругов не возникает.

(Письмо Минфина России от 20.07.2012 г. № 03-04-05/9-891)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.