Мониторинг законодательства



Бухгалтерский учет и налогообложение

Справка о состоянии расчетов по обязательным платежам в бюджет будет выдаваться налогоплательщикам в соответствии с утвержденной формой

Утверждены две формы справок: предоставляемых организациям и индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам, не являющимся ИП.

Формирование справки будет осуществляться на основании запроса налогоплательщика с использованием программного обеспечения налоговых органов. В ней будет учитываться информация о всех уплачиваемых налогоплательщиком суммах налогов, сборов, пеней, штрафов и процентов.

Справка может предоставляться как на бумажном носителе, так и в форме электронного документа.

(Приказ ФНС России от 28.01.2013 N ММВ-7-12/39@, "Об утверждении форм справок о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, порядка их заполнения и форматов представления справок в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи", Зарегистрировано в Минюсте России 27.03.2013 N 27903)

Определены правила взаимодействия налоговых органов при государственной регистрации в связи с реорганизацией юридических лиц

Утвержденный Порядок определяет правила взаимодействия налоговых органов при государственной регистрации в связи с реорганизацией юридических лиц, в случае если место нахождения создаваемого в результате реорганизации или реорганизуемого юридического лица расположено вне территории, подведомственной регистрирующему органу, осуществившему внесение в ЕГРЮЛ записей в связи с реорганизацией юридического лица.

Определен порядок взаимодействия регистрируемых органов при реорганизации юридических лиц в форме:

  • преобразования, разделения или выделения;
  • слияния или присоединения;
  • разделения или выделения, осуществляемых одновременно со слиянием или присоединением, а также при отмене юридическими лицами решения о реорганизации в форме слияния, присоединения, разделения или выделения, осуществляемых одновременно со слиянием или присоединением.

Приказ вступит в силу со дня вступления в силу Постановления Правительства РФ о признании утратившим силу Правил взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц в случае их реорганизации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 110 "О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

(Приказ ФНС России от 28.01.2013 N ММВ-7-6/43@ "Об утверждении Порядка взаимодействия регистрирующих органов по месту нахождения реорганизуемых и создаваемых в результате реорганизации юридических лиц", Зарегистрировано в Минюсте России 01.04.2013 N 27941)

Банком России вносятся изменения в перечень форм отчетности кредитных организаций

На регистрации в Минюсте России находится Указание Банка России, которым с 1 апреля 2013 года будут введены в действие новые формы отчетности кредитных организаций:

  • ф. 0409123 "Расчет собственных средств (капитала) ("Базель III")" и порядок ее составления и представления;
  • ф. 0409124 "Расчет показателей достаточности собственных средств (капитала) кредитной организации в соответствии с Базелем III" и порядок ее составления и представления.

Отчетность по указанным формам должна составляться в соответствии с Методикой определения величины и оценки достаточности собственных средств (капитала) кредитных организаций, установленной Положением Банка России от 28.12.2012 N 395-П.

(Указание Банка России от 05.03.2013 N 2977-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 12 ноября 2009 года N 2332-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк РФ")


Вернуться в начало


Таможенное дело

Определены требования, предъявляемые к операторам таможенных платежей

Установлено, в частности, что юридические лица, ответственные за поступление на счет Федерального казначейства и (или) на счет, определенный международным договором государств - членов Таможенного союза, денежных средств, уплаченных с использованием электронных терминалов, платежных терминалов и банкоматов, а также обеспечивающие надлежащее исполнение принимаемых на себя обязательств в соответствии с законодательством РФ путем предоставления банковских гарантий и (или) внесения денежных средств (денег) на счет Федерального казначейства:

  • имеют на праве собственности или ином законном основании программно-аппаратный комплекс, обеспечивающий информационную совместимость с программно-аппаратным комплексом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, и достоверный информационный обмен в процессе уплаты юридическими и физическими лицами таможенных платежей, налогов, авансовых платежей, пеней, процентов и штрафов через электронные терминалы, платежные терминалы и банкоматы;
  • имеют лицензии на осуществление следующих видов деятельности:
    • техническая защита конфиденциальной информации;
    • техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств;
    • оказание услуг в области шифрования информации;
    • предоставляют обеспечение надлежащего исполнения принимаемых на себя обязательств путем предоставления безотзывных и безусловных банковских гарантий организаций, включенных в реестр банков, иных кредитных организаций и страховых организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов, бенефициаром по которым является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, со сроком действия не менее одного года, и (или) денежных средств, внесенных на счет Федерального казначейства, в размере не менее 200 млн. рублей;
    • не находятся в процессе ликвидации и не признаются банкротами решением арбитражного суда с открытием конкурсного производства;
    • не имеют задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ.

Также утверждены Правила организации взаимодействия между операторами таможенных платежей, плательщиками таможенных пошлин, налогов - юридическими или физическими лицами и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

(Постановление Правительства РФ от 30.03.2013 N 285 "О требованиях к юридическим лицам, ответственным за поступление на счет Федерального казначейства и (или) на счет, определенный международным договором государств - членов Таможенного союза, денежных средств, уплаченных с использованием электронных терминалов, платежных терминалов и банкоматов, а также обеспечивающим надлежащее исполнение принимаемых на себя обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации путем предоставления банковских гарантий и (или) внесения денежных средств (денег) на счет Федерального казначейства, и порядке организации взаимодействия между ними, плательщиками таможенных пошлин, налогов и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела")


Вернуться в начало


Правовые новости

Уровень ставки рефинансирования и процентных ставок по основным операциям оставлены без изменения

Совет директоров Банка России 2 апреля 2013 года принял решение оставить без изменения уровень ставки рефинансирования и процентных ставок по основным операциям предоставления и абсорбирования ликвидности и снизить с 3 апреля 2013 года на 0,25 процентного пункта процентные ставки по отдельным операциям рефинансирования Банка России на более длительные сроки.

Напомним, что согласно Указанию Банка России от 13 сентября 2012 года N 2873-У начиная с 14 сентября 2012 года ставка рефинансирования Банка России составляет 8,25 процента годовых.

Сообщается, что следующее заседание Совета директоров Банка России, на котором будут рассмотрены вопросы денежно-кредитной политики, предполагается провести в первой половине мая 2013 года.


Вернуться в начало


Законопроекты

Минфин внес в ГД законопроект о транспортном налоге на дорогие автомобили

Правительство внесло в Госдуму минфиновский законопроект об индексации ставок транспортного налога.

Согласно проекту, исчисление суммы транспортного налога с 1 января 2014 года будет производиться с учетом коэффициента:

  • 2 – в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 5,0 миллионов рублей до 10, 0 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 5 лет;
  • 3 – в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 10,0 миллионов рублей до 15,0 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет;
  • 3 – в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 15,0 миллионов, с года выпуска которых прошло не более 20 лет.

Документ предусматривает, что средняя стоимость легкового автомобиля определяется Минпромторгом России на основании статданных, данных таможенной статистики и данных о сделках с соответствующими моделями легковых автомобилей и их модификациями.

Предполагается, что информация о средней стоимости будет доступна налогоплательщикам на официальном сайте ведомства. Законопроекту присвоен номер 249584-6.

Минтруд разработал формы документов, применяемых при зачете или возврате страховых взносов

Минтруд РФ разработал проект ведомственного приказа об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении зачета или возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов.

Текст документа размещен на сайте министерства.

Проект приказа содержит:

  • формы акта совместной сверки расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам (форму 21-ПФР и форму 21-ФСС РФ);
  • формы заявления о зачете сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов (форму 22-ПФР и форму 22-ФСС РФ);
  • формы заявления о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов (форму 23-ПФР и форму 23-ФСС РФ);
  • формы заявления о возврате сумм излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов (форму 24-ПФР и форму 24-ФСС РФ);
  • формы решения о зачете сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов (форму 25-ПФР и форму 25-ФСС РФ);
  • формы решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов (форму 26-ПФР и форму 26-ФСС РФ);
  • формы решения о зачете сумм излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов (форму 27-ПФР и форму 27-ФСС РФ);
  • формы заявления о межрегиональном зачете сумм страховых взносов, пеней и штрафов (форму 28-ПФР и форму 28-ФСС РФ);
  • формы решения о межрегиональном зачете сумм страховых взносов, пеней и штрафов (форму 29-ПФР и форму 29-ФСС РФ).

Вернуться в начало


Судебная практика

Компенсация за просрочку зарплаты не облагается страховыми взносами

Коллегия судей ВАС отказала в пересмотре дела, оставив в силу решения судов апелляционной и кассационной инстанций, принятые в пользу плательщика взносов.

ПФ доначислил взносы на суммы, которые работодатель выплачивал работникам в качестве законодательно установленной компенсации за задержку зарплаты. Суды указали, что в соответствии с подпунктом "и" пункта 2 части 1 статьи 9 закона № 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством РФ компенсационных выплат. Согласно статье 129 Трудового кодекса заработная плата состоит из двух основных частей: непосредственно вознаграждения за труд и выплат компенсационного и стимулирующего характера. При этом компенсации в смысле ст.129 ТК являются элементами оплаты труда и не призваны возместить физическим лицам конкретные затраты, связанные с непосредственным выполнением трудовых обязанностей. Спорная компенсация относится к этой категории выплат и не может приравниваться к вознаграждению работников в связи с выполнением ими работы.

Таким образом, решение ПФ было отменено, с чем согласилась и коллегия судей ВАС.

(Определение ВАС от 25.03.2013 по делу № А60-9536/2012)

Налогоплательщик отвечает за преднамеренное неполучение исходящей от налоговой инспекции корреспонденции

ФАС Западно-Сибирского округа пояснил, что преднамеренное неполучение обществом извещения о рассмотрении материалов налоговой проверки не является основанием для отмены принятого инспекцией по результатам проверки решения.

ФАС отметил, что в данном случае со стороны налогового органа были предприняты все меры для надлежащего извещения налогоплательщика о рассмотрении материалов проверки, в том числе направление уведомлений во все известные ему адреса, отложение рассмотрения материалов проверки и повторное уведомление общества по всем имеющимся адресам.

В свою очередь, со стороны общества, которое отсутствовало по месту регистрации, однако достоверно знало о проводимой в отношении него налоговой проверке, не предприняты необходимые и достаточные меры для получения поступающей от инспекции корреспонденции.

Более того, налогоплательщик после получения акта о проведении выездной налоговой проверки и направления в инспекцию возражений на него, предпринял целенаправленные действия для создания условий, препятствующих осуществлению налогового контроля, а именно, - умышленно не получало направляемую почтовую корреспонденцию.

Поскольку данные обстоятельства не опровергнуты, а также не представлено соответствующих доказательств объяснения причин неполучения корреспонденции в силу независящих от него обстоятельств, арбитражные суды пришли к обоснованному выводу, что в рассматриваемом случае допущенное инспекцией процессуальное нарушение не является существенным и не повлекло нарушение прав и законных интересов налогоплательщика.

(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа № А27-7613/2012 от 26.03.2013)

В счете-фактуре может отсутствовать наименование грузоотправителя и грузополучателя товара

ФАС Центрального округа подтвердил, что отсутствие в счете-фактуре наименования грузоотправителя и грузополучателя товара не свидетельствует о необоснованности заявленной налоговой выгоды.

ФАС указал, что суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что представленные предпринимателем счета-фактуры заполнены с нарушением порядка по их заполнению, а именно: отсутствует наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя товара, в счете-фактуре отсутствует подпись руководителя и главного бухгалтера организации.

Данный вывод нельзя признать правомерным, поскольку счета-фактуры содержат сведения о покупателе и продавце товара, аналогичные сведениям о грузоотправителе и грузополучателе, поэтому их неуказание не влияет на правомерность предъявления налогоплательщиком налоговых вычетов.

(Постановление ФАС Центрального округа № А35-5923/2012 от 05.03.2013)

Возврат налога не ставится в зависимость от подачи налогоплательщиком заявления

ФАС Московского округа подтвердил, что начисление процентов на сумму невозвращенных в законный срок налогов не зависит от факта заявления налогоплательщиком соответствующего требования.

ФАС отметил, что при нарушении сроков возврата суммы налога считая с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы налога, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возмещения. При этом осуществление возврата налога не ставится в зависимость от подачи налогоплательщиком заявления о возврате.

Поскольку налоговым органом решения о возврате подлежащего возмещению НДС были приняты не в установленные статьей 176 НК РФ сроки, периоды, когда подлежащие возврату суммы налога (начиная с 12-дня после завершения камеральных проверок) находились в бюджете, следует квалифицировать как периоды, за которые у налогоплательщика возникает право требовать уплаты процентов.

(Постановление ФАС Московского округа № А40-83512/11-99-384 от 25.03.2013)

Инспекция не вправе истребовать документы, не имеющие отношения к налоговым обязательствам налогоплательщика

ФАС Западно-Сибирского округа пояснил, что налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика документы, не имеющие отношения к обязательствам последнего по исчислению и уплате налогов и сборов.

ФАС отметил, что должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами, касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, эти документы.

Налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Исходя из данных норм права, налоговый орган в требовании может отразить любые документы, которые, по его мнению, требуются ему для проведения налоговой проверки, в том числе выездной. Однако налоговый орган должен учитывать, что исполнение такого требования в части документов, не предусмотренных налоговым законодательством, является правом, а не обязанностью налогоплательщика.

Налогоплательщики имеют право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие Налоговому кодексу Российской Федерации или иным федеральным законам. Следовательно, неисполнение такого требования в любом случае не подпадает под понятие налогового правонарушения.

(Постановление ФАС Западно-Сибирского № А03-7357/2012 от 26.03.2013)


Вернуться в начало


Прочее

Минфин приводит критерии однородных сделок

Минфин РФ сообщил, что исходя из совокупности норм НК РФ, при включении сделок в "группу однородных сделок" необходимо, чтобы по анализируемым сделкам совпадали:

  • осуществляемые налогоплательщиком функции;
  • используемый метод ценообразования;
  • выбранный показатель рентабельности для анализируемой деятельности, осуществляемой налогоплательщиком;
  • фактические показатели рентабельности сопоставимых лиц (организаций), определенные на основании данных бухгалтерской (финансовой) отчетности (с учетом видов экономической деятельности, предусмотренных Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, а также международными и иными классификаторами), или сделок, совершенных налогоплательщиком с независимыми лицами.

При этом при объединении сделок в группы по вышеуказанным параметрам налогоплательщик вправе самостоятельно определить перечень сделок, входящих в такую группу, руководствуясь при этом принципом полноты и достоверности сопоставимых параметров.

(Письмо Минфина России № 03-01-18/9012 от 22.03.2013)

Что включает в себя бухотчетность организаций сектора госуправления?

Даны разъяснения по составу бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций сектора госуправления.

Получатели бюджетных средств представляют в налоговые органы баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главных администраторов и администраторов доходов бюджета и источников финансирования дефицита бюджета (ф. 0503130).

Бюджетные и автономные учреждения отчитываются в составе следующих форм: баланс (ф. 0503730), отчеты об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности и о финансовых результатах (ф. 0503737 и 0503721), сведения по дебиторской и кредиторской задолженности и об остатках денежных средств (ф. 0503769 и 0503779).

Сводная (консолидированная) бюджетная отчетность распорядителей и главных распорядителей бюджетных средств, финансовых органов, а также отчетность органов, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов, в налоговые органы не представляются.

(Письмо Минфина России от 28 марта 2013 г. № 02-06-07/9937 "О представлении в налоговые органы бухгалтерской (бюджетной) отчетности организаций сектора государственного управления")

Транзитные валютные счета налоговики заблокировать не могут

ФНС сообщила, что транзитный валютный счет открывается независимо от волеизъявления организации. Это делается не на основании заключения договора банковского счета, следовательно, транзитный валютный счет и не обладает признаками счета, определенными НК.

Значит, налоговый орган не вправе выносить решения о приостановлении операций по транзитным валютным счетам. Такие решения не должны исполняться банком.

Напомним, ранее Минфин разъяснял, что в отношении транзитного валютного счета налоговики не вправе запросить выписки и сведения о его наличии у налогоплательщика.

(Письмо ФНС России от 21.03.2013 № АС-4-2/4846 ФНС)

ФНС России разъяснены вопросы, касающиеся возмещения НДС, заявленного в уточненной налоговой декларации, поданной по истечении трехлетнего срока после окончания соответствующего налогового периода

На основании пункта 2 статьи 173 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС на установленные налоговые вычеты в случае, когда налоговая декларация с заявленной суммой налога к возмещению подана в пределах трех лет после окончания налогового периода.

Сообщается, что в случае, если в уточненной налоговой декларации, представленной за пределами трехлетнего срока, отражены налоговые вычеты в сумме, заявленной ранее (то есть размер налогового вычета не изменился), то в целях применения указанной выше нормы НК РФ считается, что налогоплательщиком соблюден срок заявления сумм НДС к возмещению.

Данный вывод подтверждается сложившейся арбитражной практикой (постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 24.08.2012 по делу А51-20223/2011, постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 29.03.2011 по делу А40-75075/10-142-390).

(Письмо ФНС России от 20.03.2013 N АС-4-3/4811 "По вопросу о праве на возмещение НДС, заявленного в уточненной налоговой декларации")

ФНС России разъяснила, какие суммы, полученные по договору реализации товаров (работ, услуг), увеличивают налоговую базу по НДС

Налоговая база по НДС увеличивается на суммы, связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг) (ст. 162 НК РФ).

Президиум ВАС РФ в Постановлении от 05.02.2008 N 11144/07 указал, что суммы неустойки как ответственности за просрочку исполнения обязательств, полученные от контрагента по договору, не связаны с оплатой товара в смысле статьи 162 НК РФ, поэтому обложению НДС не подлежат.

Вместе с тем отмечено, что в случае, если полученные продавцами от покупателей суммы по существу не являются неустойкой, обеспечивающей исполнение обязательств по договору, а фактически относятся к элементу ценообразования, то такие суммы увеличивают налоговую базу по НДС.

(Письмо ФНС России от 03.04.2013 N ЕД-4-3/5875@ "О направлении письма Минфина России")

ФНС России сообщает применяемые при заполнении налоговой декларации коды операций, освобождаемых с 1 января 2013 года от налогообложения НДС

С указанной даты вступил в силу подпункт 12.2 пункта 2 статьи 149 НК РФ, в соответствии с которым от налогообложения НДС освобождены отдельные виды услуг, оказываемых на рынке ценных бумаг, товарных и валютных биржах.

До внесения необходимых изменений в Порядок заполнения налоговой декларации в отношении соответствующих операций следует указывать код 1010290. Отмечено также, что не является ошибкой указание кода 1010200.

Также сообщен код операций, предусмотренных подпунктом 30 пункта 3 статьи 149 НК РФ в редакции Федерального закона от 25.12.2012 N 271-ФЗ (в частности, с 2013 года от налогообложения НДС освобождены услуги технического заказчика работ по капремонту в многоквартирных домах). Для отражения соответствующих операций применяется код 1010263.

(Письмо ФНС России от 03.04.2013 N ЕД-4-3/5876@ "О порядке заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость")

ФНС России разъяснен порядок отражения в налоговой декларации по НДС сумм корректировки налоговой базы в связи с применением рыночных цен по сделкам между взаимозависимыми лицами

Если в течение налогового периода налогоплательщиком совершались сделки между взаимозависимыми лицами с применением цен товаров (работ, услуг), не соответствующих рыночным ценам, результатом чего явилось занижение сумм налогов, налогоплательщик вправе самостоятельно по истечении календарного года скорректировать налоговую базу и сумму соответствующего налога.

Сообщается, что суммы корректировки отражаются в уточненных налоговых декларациях по каждому налоговому периоду, в котором произошло отклонение цен. Сумма корректировки отражается по строкам 010 - 040 раздела 3 налоговой декларации.

Одновременно рекомендуется к декларации приложить пояснительную записку, в которой следует сообщить сведения о контролируемых сделках, в отношении которых произведена корректировка налоговой базы и суммы налога (реквизиты договоров, сведения об участниках сделки и другую значимую информацию).

Указано также, что сумма недоимки должна быть погашена в срок не позднее даты уплаты налога на прибыль за соответствующий налоговый период. При этом отмечено, что за период с даты возникновения недоимки до даты истечения установленного срока ее погашения пени не начисляются.

(Письмо ФНС России от 03.04.2013 N ЕД-4-3/5938@ "О применении положений пункта 6 статьи 105.3 Налогового кодекса Российской Федерации в части самостоятельной корректировки налоговой базы по НДС и суммы этого налога")

Минфин разъяснил, в какой момент продавец на упрощенной системе налогообложения должен скорректировать доходы при возврате покупателю сумм за некачественный товар

При возврате покупателю денежных средств в размере стоимости бракованного товара продавец, применяющий УСН, вправе учесть данные расходы на день их списания со счета в банке или возврата из кассы.

В письме рассмотрена конкретная ситуация. Индивидуальный предприниматель-"упрощенщик" продал физическому лицу офисное помещение. Покупатель полностью рассчитался за помещение, а потом выяснил, что у объекта имеются существенные недостатки. В результате предприниматель вернул покупателю денежные средства в размере стоимости помещения. Может ли ИП учесть эти суммы при определении налоговой базы по единому налогу в рамках УСН?

Как известно, плательщики единого налога в рамках УСН определяют доходы по кассовому методу (п. 1 ст. 346.17 НК РФ). То есть датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу. Но порядок учета возвращаемой выручки от реализации товаров в случае расторжения договора из-за некачественного его исполнения главой 26.2 НК РФ не определен. В какой момент продавец может скорректировать доходы? По мнению Минфина, в этом случае следует руководствоваться пунктом 1 статьи 346.17 НК РФ. В нем оговорено, что на возвращаемую покупателям сумму авансов уменьшаются доходы того налогового (отчетного) периода, в котором произведен возврат. Таким образом, расходы в виде возвращаемых денежных средств продавец-"упрощенщик" учитывает на день их списания со счета в банке или возврата из кассы.

А должен ли покупатель, получивший обратно денежные средства, уплатить НДФЛ? Нет, не должен, ответили авторы письма. Деньги, полученные за возврат товара, не являются экономической выгодой (доходом), и, следовательно, не облагаются НДФЛ.

(Письмо Минфина России от 25.03.13 № 03-11-11/114)

Налогоплательщики, утратившие право на применение упрощенной системы налогообложения на основе патента, вправе перейти на патентную систему налогообложения, не дожидаясь истечения трехлетнего срока

С 1 января 2013 года утратили силу положения Налогового кодекса РФ, регулирующие применение индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента. Данными положениями предусматривалось, в частности, что в случае утраты права на применение этой системы налогообложения (в том числе при неоплате стоимости патента в установленный срок), вновь перейти на УСН можно не ранее чем через три года.

Сообщается, что указанные положения не могут распространяться на правоотношения, возникающие в связи с применением патентной системы налогообложения.

(Письмо ФНС России от 03.04.2013 N ЕД-4-3/5870@ "О применении патентной системы налогообложения")

Нельзя перевести на ПСН только часть сдаваемых ИП в аренду объектов

ФНС указала, что ПСН применяется в отношении предпринимательской деятельности в целом, а не в отношении отдельно взятого объекта недвижимости или выборочно по одному из нескольких обособленных объектов.

Значит, ИП не вправе в отношении части сдаваемых в аренду нежилых помещений, принадлежащих ему на праве собственности, применять ПСН, а в отношении остальной части - иной режим налогообложения, если все указанные помещения расположены на территории одного субъекта РФ.

(Письмо ФНС России от 28.03.13 № ЕД-3-3/1116)

Размер компенсации не подтвержденных документально расходов работника, связанных с однодневной командировкой, не подлежащий налогообложению НДФЛ, ограничен суммой 700 рублей (если командировка на территории РФ) и 2500 рублей (если командировка за пределами РФ)

Согласно пункту 3 статьи 217 НК РФ компенсационные выплаты работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, включая возмещение командировочных расходов, не облагаются НДФЛ.

В письме Минфина России, направленном для использования в работе налоговых органов, сообщается, что на основании данной нормы только суточные не требуют документального подтверждения их использования.

Со ссылкой на Постановление Президиума ВАС РФ от 11.09.2012 N 4357/12 указано, что все иные командировочные расходы, компенсируемые работодателем, при отсутствии документального подтверждения произведенных затрат, могут быть учтены в доходах, не подлежащих налогообложению НДФЛ, в пределах, установленных абзацем 12 пункта 3 статьи 217 НК РФ: 700 руб. за день командировки на территории России и 2500 руб. за день нахождения в заграничной командировке.

(Письмо ФНС России от 26.03.2013 N ЕД-4-3/5200@ "По вопросу налогообложения суточных при направлении работника в однодневную командировку")

Физлицо вправе получить вычет по НДФЛ в отношении взносов в негосударственный пенсионный фонд, которые работодатель удерживает из его зарплаты

Если договор негосударственного пенсионного обеспечения заключен между НПФ и организацией-работодателем, которая уплачивает пенсионные взносы по заявлению физлица из его зарплаты, то физлицо вправе получить социальный налоговый вычет по НДФЛ в отношении расходов по такому договору.

Социальный налоговый вычет по расходам на уплату пенсионных взносов в негосударственный пенсионный фонд (НПФ) предоставляется на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса. В соответствии с данной нормой вычет, в частности, можно получить в отношении взносов по договору негосударственного пенсионного обеспечения, заключенному налогоплательщиком с негосударственным пенсионным фондом в свою пользу (но не более 120 000 руб. в год).

По мнению Минфина, в ситуации, когда взносы в НПФ удерживает организация из заработной платы застрахованного работника по его заявлению, можно говорить о том, что работник сам несет расходы по договору страхования. Соответственно, он имеет право на получение социального налогового вычета по НДФЛ.

(Письмо Минфина России от 22.03.13 № 03-04-05/5-272)

ПФР сообщает о начале отчетной кампании за 1 квартал этого года для плательщиков страховых взносов во внебюджетные фонды, которая продлится с 1 апреля по 15 мая 2013 года

Пенсионный фонд РФ напоминает, что начиная с отчетности за 1 квартал 2013 года вместе с расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование (форма РСВ-1) плательщики обязаны представлять сведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования (отметим, что с первого отчетного периода 2013 года вводятся новые формы документов индивидуального (персонифицированного) учета - форма СЗВ-6-4, форма АДВ-6-5).

Обращено также внимание на изменение формы РСВ-1: расчет дополнен двумя новыми разделами, предусматривающими расчет дополнительного тарифа страховых взносов для отдельных категорий плательщиков, работники которых заняты на работах с вредными и опасными условиями труда.

Кроме того, в своем сообщении Пенсионный фонд РФ рекомендует сдавать отчетность в электронном виде всем страхователям, а не только тем, у которых численность работников превышает 50 человек, что значительно сократит трудозатраты на прием и обработку представленной отчетности.

Сообщается также, что все формы отчетности и программы для их подготовки размещены на сайте Пенсионного фонда РФ "www.pfrf.ru"в разделе "Работодателям".

(Письмо Пенсионного фонда РФ от 01.04.2013)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.