Мониторинг изменений за период 01.07.13 - 07.07.13



Бухгалтерский учет и налогообложение

Подписан Федеральный закон, направленный на усиление мер борьбы с легализацией преступных доходов, который, в том числе, вносит изменения в Налоговый кодекс

Соответствующие изменения и дополнения внесены в некоторые законодательные акты, в том числе:

  • Налоговый кодекс РФ (в частности, внесены уточнения, касающиеся порядка взыскания недоимки, приостановления операций по счетам налогоплательщиков, предоставления банками информации о наличии счетов, вкладов (депозитов), проведения налоговых проверок, а также представления налоговых деклараций по НДС лицами, не являющимися плательщиками данного налога);
  • Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности", а также Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" (в том числе в части предоставления доступа к информации, содержащей банковскую тайну);
  • Уголовный кодекс РФ (поправки направлены на совершенствование норм, предусматривающих ответственность за легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, трансграничное перемещение валютных средств, и введение уголовной ответственности за незаконное перемещение наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу в рамках Евразийского экономического сообщества);
  • Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем..." (уточнен понятийный аппарат (в т.ч. введено понятие "бенефициарный владелец"), расширен перечень организаций, на которые распространяются требования данного закона (включены, в частности, страховые брокеры, общества взаимного страхования, НПФ, операторы связи, оказывающие услуги подвижной радиотелефонной связи), уточнены права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом;
  • Гражданский кодекс РФ - введены дополнительные требования к регистрации юридических лиц (в части представления сведений для внесения в ЕГРЮЛ, порядка и оснований отказа в регистрации ЮЛ, возмещения убытков участникам гражданского оборота);
  • Законы "Об организации страхового дела в Российской Федерации", "О рынке ценных бумаг", "О негосударственных пенсионных фондах", в том числе введены ограничения к осуществлению функций руководителя, члена исполнительного органа страховой организации, органам управления и работникам профессионального участника рынка ценных бумаг, членам совета НПФ.

Значительные поправки внесены также в другие законодательные акты, в том числе УПК РФ, КоАП РФ, Федеральные законы "О таможенном регулировании в Российской Федерации", "О несостоятельности (банкротстве)" и др.

(Федеральный закон от 28.06.2013 N 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям")

Принят Федеральный закон, предусматривающий снижение налоговой нагрузки для отдельных категорий плательщиков НДФЛ и НДПИ

От налогообложения НДФЛ освобождены доходы в виде форменной одежды и вещевого имущества, полученные добровольцами и волонтерами. Действие данной налоговой льготы распространено на правоотношения с 1 января 2013 года.

При добыче кондиционных руд черных металлов к ставке НДПИ (4,8 процента) вводится понижающий коэффициент, характеризующий способ их добычи, и подлежит применению, в частности, если добычу предполагается полностью завершить не позднее 1 января 2024 года. Порядок подтверждения завершения добычи кондиционных руд черных металлов на определенную дату будет определен Правительством РФ.

(Федеральный закон от 02.07.2013 N 152-ФЗ "О внесении изменений в главы 23 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации")

Введен обязательный порядок досудебного рассмотрения споров между налогоплательщиками и налоговыми органами

С целью уменьшения количества рассматриваемых споров в судах предлагается ввести обязательную досудебную процедуру обжалования всех ненормативных актов налоговых органов, а также действий или бездействия их должностных лиц.

В этой связи предусматривается новая редакция статей 138 и 139 Налогового кодекса РФ (в частности, определены понятия "жалоба", "апелляционная жалоба", уточняются порядок и сроки обжалования актов налоговых органов).

Вводятся три новые статьи, устанавливающие порядок и сроки подачи апелляционной жалобы, требования к форме и содержанию жалобы (апелляционной жалобы), а также основания оставления жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения.

Помимо этого скорректированы некоторые процедурные сроки, установленные статьями 101 и 101.2 НК РФ (в частности, срок вступления в силу решений территориальных налоговых органов о привлечении к налоговой ответственности увеличивается до одного месяца).

(Федеральный закон от 02.07.2013 N 153-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса РФ")

Скорректирована форма заявления иностранной организации об изменениях в ранее сообщенных в налоговый орган сведениях, и разработан формат данного заявления в электронном виде

Приказ ФНС России от 13.02.2012 N ММВ-7-6/80@ дополнен двумя новыми приложениями, содержащими формат указанного выше заявления и порядок заполнения данной формы в новой редакции.

(Приказ ФНС России от 24.04.2013 N ММВ-7-6/155@ "О внесении изменений в приказ Федеральной налоговой службы от 13.02.2012 N ММВ-7-6/80@", зарегистрировано в Минюсте России 25.06.2013 N 28888)


Вернуться в начало


Таможенное дело

В ТН ВЭД ТС внесен целый ряд новых подсубпозиций

Изменения затронули такие группы товаров, как 0206, 0307, 0713, 0909, 1602, 2204, 2401, 4408 и другие. В отношении новых подсубпозиций установлены ставки ввозных таможенных пошлин.

Решение вступает в силу с 1 сентября 2013 года.

(Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.06.2013 N 139 "О внесении изменений в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единый таможенный тариф Таможенного союза в отношении отдельных видов товаров и об одобрении проекта решения Совета Евразийской экономической комиссии")

Определены особенности применения методов определения таможенной стоимости ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза поврежденных товаров

К поврежденным относятся товары, пришедшие в негодность, испорченные или поврежденные вследствие аварии или действия непреодолимой силы до совершения таможенных операций, связанных с помещением таких товаров под таможенную процедуру, в том числе в период их временного хранения, а также при их перевозке в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.

В Положении приводятся случаи, при которых может применяться тот или иной метод определения таможенной стоимости товаров.

(Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.06.2013 N 145 "Об утверждении Положения об особенностях применения методов определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза, пришедших в негодность, испорченных или поврежденных вследствие аварии или действия непреодолимой силы")


Вернуться в начало


Правовые новости

Закон о продлении сроков действия ключей ЭЦП все-таки подписан президентом

Владимир Путин подписал Федеральный закон о внесении изменений в федеральный закон "Об официальном статистическом учете в системе государственной статистики РФ" и отдельные законодательные акты РФ.

Именно в нем заложен тезис о продлении сроков действия ключей ЭЦП, выданных в соответствии с утратившим силу законом "Об электронной цифровой подписи".

Электронный документ, подписанный электронной подписью, ключ проверки которой содержится в сертификате ключа проверки электронной подписи, выданном в соответствии с порядком, ранее установленным федеральным законом от 10 января 2002 года N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи", в течение срока действия указанного сертификата, но не позднее 31 декабря 2013 года признается электронным документом, подписанным квалифицированной электронной подписью в соответствии с законом от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи".

В случаях, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, вступившими в силу до 1 июля 2013 года, предусмотрено использование электронной цифровой подписи, используется усиленная квалифицированная электронная подпись в соответствии с федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи".

Данные нормы вступили в силу с 1 июля.

(Федеральный закон от 02.07.2013 N 171-ФЗ "О внесении изменений в федеральный закон "Об официальном статистическом учете в системе государственной статистики РФ" и отдельные законодательные акты РФ")

Уточнены правовые основы регулирования объектов гражданских прав, к которым относятся движимое и недвижимое имущество, ценные бумаги, нематериальные блага

Законом вводится понятие "единый недвижимый комплекс", т.е. совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.

В новой редакции изложена глава "Ценные бумаги". Уточняется понятие ценных бумаг, их виды, устанавливаются требования к документарным и бездокументарным ценным бумагам.

Уточнены понятие "нематериальные блага", а также порядок защиты чести, достоинства и деловой репутации.

Предусмотрены требования к охране изображения гражданина. В частности, если изображение гражданина, полученное или используемое с нарушением требований Гражданского кодекса РФ, распространено в сети Интернет, гражданин вправе требовать удаления этого изображения, а также пресечения или запрещения дальнейшего его распространения.

Федеральный закон вступит в силу с 1 октября 2013 года.

(Федеральный закон от 02.07.2013 N 142-ФЗ "О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации")

Расширен перечень работников, которым работодатель обязан предоставить отпуск без сохранения заработной платы

В названный перечень включены также родители и жены (мужья) сотрудников органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших или умерших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей службы, либо вследствие заболевания, связанного с прохождением службы.

(Федеральный закон от 02.07.2013 N 157-ФЗ "О внесении изменения в статью 128 Трудового кодекса Российской Федерации")

В целях ограничения оттока капитала из России расширен перечень операций, подлежащих валютному контролю

К валютным операциям отнесены трансграничные переводы валюты РФ между резидентами, а также перевод валюты РФ со счета резидента в России на его же счет, открытый за пределами страны, либо с одного счета на другой, открытые за пределами РФ.

(Федеральный закон от 02.07.2013 N 155-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле")


Вернуться в начало


Законопроекты

Госдума одобрила во втором чтении новый порядок предоставления имущественного вычета

Депутаты Госдумы РФ одобрили накануне во втором (основном) чтении законопроект, предполагающий переход от принципа предоставления имущественного налогового вычета применительно к приобретаемому имуществу, к принципу предоставления вычета налогоплательщику.

Законопроект также закрепляет порядок получения имущественного налогового вычета налогоплательщиками, являющимися родителями (усыновителями, приемными родителями, опекунами, попечителями), и осуществляющими новое строительство или приобретение за счет собственных средств имущества в собственность своих несовершеннолетних детей (подопечных в возрасте до 18 лет).

Законопроектом также предлагаются нормы, согласно которым налогоплательщики вправе обращаться в налоговые органы за получением имущественного налогового вычета вплоть до полного его использования в предельно установленном размере.

(Законопроект № 195397-6 "О внесении изменения в статью 220 части второй Налогового кодекса РФ")

Депутаты одобрили налоговые льготы для организаций сферы культуры

Депутаты Госдумы РФ одобрили накануне во втором (основном) чтении законопроект, предусматривающий освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость услуг в сфере культуры и искусства, оказываемых вне места постоянного нахождения учреждения культуры.

Законопроектом также предусматривается установление отдельных преференций по налогу на прибыль для бюджетных организаций культуры.

(Законопроект № 222476-6 "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ")

Депутаты одобрили законопроект о повышении транспортного налога на роскошные автомобили

Депутаты Госдумы РФ одобрили накануне во втором (основном) чтении законопроект, повышающий налоговую нагрузку на собственников дорогостоящих транспортных средств.

Согласно документу, исчисление суммы налога производится с учетом повышающего коэффициента:

  • 1,1 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов до 5 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло от 2 до 3 лет;
  • 1,3 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов до 5 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло от 1 года до 2 лет;
  • 1,5 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов до 5 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 1 года;
  • 2 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 5 миллионов до 10 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 5 лет;
  • 3 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 10 миллионов до 15 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет.

(Законопроект № 249584-6 "О внесении изменений в статью 362 части второй Налогового кодекса Российской Федерации")

С 2014 года предлагается значительно увеличить ставки водного налога

В соответствии с законопроектом ставки налога будут проиндексированы с учетом уровня инфляции за период 2004 - 2013 годов. Суммарный коэффициент индексации составит 2,574.

В целях недопущения резкого роста тарифов ЖКХ ставки налога при заборе воды для водоснабжения населения предлагается индексировать поэтапно, так, в частности: в 2014 году - с коэффициентом 1,5; в 2015 году - 1,504 (к ставке 2014 года).

В отношении водопользователей, не имеющих водоизмерительных приборов, ставку налога предлагается увеличивать на коэффициент 1,1. При заборе подземных вод, упакованных в тару для реализации, установлен коэффициент 10.

(Проект Федерального закона "О внесении изменений в главу 25.2 части второй Налогового кодекса РФ и статью 11 Водного кодекса РФ")

Закон о снижении взносов на обязательное пенсионное страхование для ИП принят Госдумой

Госдумой в третьем чтении принят федеральный закон, предусматривающий введение пониженных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для индивидуальных предпринимателей, которые имеют низкие доходы и не производят выплат и иных вознаграждений физическим лицам.

Для предпринимателей с годовым доходом до 300 тыс. руб. предлагается установить фиксированный взнос, который определяется как произведение МРОТ и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, увеличенное в 12 раз. В случае, если годовой доход превышает 300 тыс. руб., внос будет исчисляться по такой же формуле, но плюс 1% от суммы превышения данной "пороговой" величины.

Напомним, что размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для индивидуальных предпринимателей и других самозанятых лиц был увеличен с 1 января 2013 года на основании Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 243-ФЗ (при расчетах взносов стал использоваться двукратный размер МРОТ вместо одного). Таким образом, отчисления указанных категорий в Пенсионный фонд РФ и другие внебюджетные фонды выросли до 35 664,6 руб. в год вместо прежних 19 425 руб. в год.

Федеральный закон в случае одобрения Советом Федерации и подписания Президентом РФ вступает в силу с 1 января 2014 года.

(Законопроект № 258106-6 "О внесении изменений в статью 22 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" и статьи 14 и 16 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования")


Вернуться в начало


Судебная практика

Нормативные положения, содержащиеся в актах земельного законодательства, в той мере, в какой они определяют формирование налоговой базы по земельному налогу, не могут проявлять свое регулятивное воздействие в налоговой сфере по правилам, отличным от тех, которые установлены в отношении собственно актов законодательства о налогах и сборах

Конституционный Суд РФ признал положения пункта 1 статьи 5 и статьи 391 Налогового кодекса РФ не противоречащими Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования эти положения предполагают, что нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, который определен в Налоговом кодексе РФ для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах.

Выявленный в данном Постановлении конституционно-правовой смысл указанных положений Налогового кодекса РФ является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

(Постановление Конституционного Суда РФ от 02.07.2013 N 17-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 5 и статьи 391 Налогового кодекса РФ в связи с жалобой открытого акционерного общества "Омскшина")

ВАС РФ признал недействующими отдельные положения письма Минфина России, содержащие разъяснения по вопросу применения рыбохозяйственными организациями налоговой ставки 0 процентов по налогу на прибыль

Не соответствующими действующему законодательству о налогах и сборах признаны абзацы восьмой, девятый и десятый письма Минфина России от 13.07.2012 N 03-03-10/76.

Согласно указанным положениям, рыбохозяйственная организация вправе применять нулевую ставку по налогу на прибыль при одновременном выполнении требований:

  • пункта 2 статьи 346.2 НК РФ (предусматривающего, в частности, критерий о 70-процентной доле дохода от реализации сельскохозяйственной продукции);
  • подпункта 1 пункта 2.1 статьи 346.2 НК РФ (о том, что организация должна являться градо- или поселкообразующей рыбохозяйственной организацией).

Суд посчитал выводы Минфина России ошибочными, поскольку согласно действующему нормативно-правовому регулированию для применения нулевой ставки по налогу на прибыль организаций (предусмотренной в статье 2.1 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ) рыбохозяйственным организациям (в данном случае - рыболовецким артелям (колхозам)) достаточно соответствовать одному из вышеперечисленных условий.

(Решение ВАС РФ от 24.06.2013 N 4707/13)

Командировочные сотрудников контрагента – не повод для отказа в вычете

Компания вычитает "входной" НДС по услугам перевозчиков. По утверждению инспекции, вычет завышен. Налоговики сослались на контракт с транспортной организацией. По нему в стоимость услуг входит возмещение командировочных расходов для водителей перевозчика. Только выплата командировочных не облагается НДС и нет источника для вычета. Вдобавок, перевозчик не подписал трудовые договоры с водителями. Значит, нет основания для командировочных.

Но налогоплательщик не обязан проверять взаимоотношения контрагента и его персонала. Он оплачивает общую стоимость услуг, в которую входят издержки и вознаграждение партнера. Данную стоимость перевозчик относит на свою выручку, начисляя НДС. Следовательно, есть источник для вычета. Начисление НДС со всей стоимости услуг подтверждено счетами-фактурами транспортного предприятия. Поэтому отказ в вычете незаконен.

(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.06.13 № А81-3422/2012)

Затраты на установку телефона списывают единовременно

Компания внесла плату за подключение стационарного телефона. Это одна из услуг связи. Расходы на такие услуги относятся к прочим (подп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ). Их списанию посвящен подпункт 3 пункта 7 статьи 272 НК РФ. Там сказано, что организация вправе учесть все расходы на последний день отчетного периода или на дату расчетов. То есть затраты списываются единовременно. Их не нужно распределять в течение нескольких кварталов или лет.

(Постановление ФАС Дальневосточного округа от 13.06.13 № Ф03-1887/2013)


Вернуться в начало


Прочее

С 4 июля 2013 года применяются новые формы документов, представляемые для государственной регистрации ЮЛ, ИП, крестьянских (фермерских) хозяйств и НКО

С указанной даты утрачивает силу Постановление Правительства РФ от 30.05.2013 N 439, которым утверждены формы документов, применяемые в настоящее время, и вступают в силу приказы ФНС России и Минюста России, содержащие новые формы документов.

В этой связи сообщается, в частности, что к документам, представленным до 3 июля 2013 года включительно (непосредственно в налоговый орган, почтовым отправлением, либо через сайт ФНС России или единый портал государственных и муниципальных услуг), решение по результатам их рассмотрения принимается с учетом требований к формам документов, действовавших до 4 июля 2013 года.

С 4 июля 2013 года по новым формам должны представляться не только документы для государственной регистрации экономических субъектов, но и выдаваемые им документы, подтверждающие факт внесения записи в ЕГРЮЛ и ЕГРИП о государственной регистрации (внесении в реестры иных сведений).

(Письмо ФНС России от 21.06.2013 N ПА-4-6/11289@ "О вступлении в силу приказов ФНС России от 25 января 2012 года N ММВ-7-6/25@ и от 13.11.2012 года N ММВ-7-6/843@")

ФНС России даны разъяснения по вопросу включения пояснений в состав бухгалтерской отчетности за 2012 год

В связи с вступлением в силу с 1 января 2013 года нового Федерального закона "О бухгалтерском учете" пояснительная записка не входит в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности (часть 1 статьи 14 Закона).

Вместе с тем указано, что продолжает действовать приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н. На основании пунктов 3 и 4 данного приказа в состав бухгалтерской отчетности включаются пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах.

(Письмо ФНС России от 20.06.2013 N ЕД-4-3/11174@ "По вопросу представления в составе бухгалтерской отчетности пояснений")

ФНС России сообщает об особенностях заполнения уведомлений в отношении отдельных видов контролируемых сделок

Разъясняется порядок заполнения уведомления о контролируемых сделках в отношении, в частности: группы однородных сделок, сделок строительного подряда, сделок, выраженных в иностранной валюте; безвозмездного получения имущества.

Кроме того, в разъяснениях затронуты вопросы, касающиеся заполнения уведомления в отношении возмещения ущерба в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по сделке, применения допустимых группировок сделок в рамках одного листа 1Б, округления количественных и стоимостных показателей Уведомления.

(Письмо ФНС России от 02.07.2013 N ОА-4-13/11860@ "О заполнении уведомлений о контролируемых сделках")

Если требование о предоставлении документов было передано налогоплательщику до приостановления выездной проверки, документы следует предоставить в указанный в требовании срок

В ходе проведения выездной проверки налогоплательщик получил требование налогового органа о представлении документов. Однако затем налоговики приняли решение о приостановлении проверки. Приостанавливается ли в этом случае и срок выполнения требования о представлении документов? Нет, не приостанавливается. Такой вывод следует из разъяснений Минфина России.

По общему правилу истребуемые документы можно представить в налоговый орган на бумажном носителе в виде заверенных проверяемым лицом копий или в электронной форме. На выполнение требования налогоплательщику по общему правилу отводится 10 дней (20 дней при налоговой проверке консолидированной группы налогоплательщиков). Об этом сказано в статье 93 Налогового кодекса.

Если налоговики приняли решение о приостановлении выездной проверки, то они вернуть налогоплательщику все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки (п. 9 ст. 89 НК РФ). При этом, как отмечают в Минфине, в Налоговом кодексе нет положений, которые бы предусматривали приостановление течения срока выполнения требования о представлении документов, которое было передано налогоплательщику до приостановления проверки.

(Письмо Минфина России от 28.06.13 № 03-02-07/1/24644)

Проценты по контролируемой задолженности иностранной фирме облагаются налогом как дивиденды

Минфин РФ разъяснил порядок налогообложения выплат процентов по контролируемой задолженности иностранной организации - резиденту Соединенных Штатов Америки.

Ведомство напоминает, что в соответствии со статьей 10 "Дивиденды" Договора между РФ и США об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 17.06.1992 термин "дивиденды" означает доход от акций или других прав, не являющихся долговыми требованиями, которые предусматривают участие в прибыли, а также доход от других корпоративных прав, который подлежит такому же налоговому регулированию, как доход от акций в соответствии с законодательством государства, в котором компания, распределяющая прибыль, имеет постоянное местопребывание.

Термин "дивиденды" также включает доход от соглашений, включая долговые обязательства, предусматривающие участие в прибылях, в случае, если они определяются таким образом по законодательству Договаривающегося государства, в котором возникает доход.

Этот термин применительно к РФ включает прибыль, переводимую за границу иностранным участникам предприятия с иностранными инвестициями, созданного по законам РФ.

Таким образом, проценты по контролируемой задолженности, приравненные в целях налогообложения к дивидендам, облагаются в соответствии со статьей 10 Договора при условии представления иностранной организацией подтверждения постоянного местонахождения в США в порядке, установленном статьей 312 Кодекса.

(Письмо Минфина России № 03-03-06/1/22382 от 17.06.2013)

Приобретать и реализовать права требования не выгодно на УСН "доходы минус расходы"

Организация, применяющая УСН, приобретает по договору цессии у физлиц принадлежащие им права требования возмещения убытков и реализует эти права путем взыскания задолженности в судебном порядке.

Минфин указал, что расходы на приобретение прав требования при применении УСН учесть нельзя. Такие затраты не поименованы в закрытом перечне расходов, учитываемых при УСН.

Зато доходы, получаемые в виде выплат в счет приобретенных прав требования возмещения убытков по решению суда, придется учесть в доходах на дату поступления таких средств. В целях налогообложения при УСН используется в том числе перечень доходов, поименованных в статье 250 НК. Внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба.

(Письмо Минфина России от 20.06.2013 № 03-11-06/2/23302)

Нельзя получить вычет на обучение ребенка, если платежные документы оформлены на ребенка

По мнению Минфина России, если договор с образовательным учреждением и квитанции об оплате оформлены на ребенка, то его родитель не может получить социальный налоговый вычет по НДФЛ на обучение.

Как известно, физическое лицо может получить социальный налоговый вычет в сумме, уплаченной за обучение своих детей в возрасте до 24 лет по очной форме обучения в образовательных учреждениях. Размер вычета составляет не более 50 000 рублей на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей. Об этом сказано в подпункте 2 пункта 1 статьи 219 НК РФ. Вычет предоставляется при наличии у образовательного учреждения соответствующей лицензии. Помимо этого, необходимо иметь договор на обучение и документы, подтверждающие фактические расходы на обучение. В финансовом ведомстве полагают, что если такие документы (договор на обучение и квитанции об оплате) оформлены на ребенка, то оснований для получения вычета родителем нет.

(Письмо Минфина России от 21.06.13 № 03-04-05/23536)

Оплата проезда работников на корпоративное мероприятие облагается НДФЛ

Оплата проезда работников организации к месту проведения корпоративного мероприятия и оплата их проживания являются доходом сотрудников, полученным в натуральной форме, с которого необходимо удержать НДФЛ.

Объяснение такое. К доходам в натуральной форме относится, помимо прочего, оплата за работника товаров (работ, услуг или имущественных прав), в том числе питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика (подп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ). Статьей 168 Трудового кодекса установлена обязанность работодателя возместить ряд расходов работников, связанных со служебной командировкой. Таковой признается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Участие в корпоративных мероприятиях с производственной деятельностью работников и выполнением ими служебных поручений не связано. Следовательно, указанные поездки не могут являться командировками, а расходы, связанные с участием работников организации в данных мероприятиях, не признаются командировочными расходами. Таким образом, оплата проезда работников к месту проведения корпоратива и проживания там является доходом сотрудников в натуральной форме, который облагается НДФЛ.

(Письмо Минфина России от 21.06.13 № 03-04-06/23587)

У работника, который отправляется в загранкомандировку, не возникает иностранных доходов

Средний заработок, который компания сохраняет за командированным сотрудником, является обычным доходом от источников в России. Даже если работник находится за границей. А это означает, что рассчитывать НДФЛ необходимо точно так же, как при выдаче зарплаты.

Так, если работник за последние 12 месяцев находился в России не менее 183 дней, то налоговая ставка будет равна 13 процентам. А вот если сотрудник пробыл большую часть года за границей, то НДФЛ со среднего заработка придется удержать по ставке 30 процентов.

(Письмо Минфина России от 21.06.2013 № 03-04-06/23591)

Компенсация стоимости проезда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, освобождается от НДФЛ частично

Минфин России разъяснил порядок налогообложения НДФЛ компенсации стоимости проезда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, к месту проведения отпуска за пределами РФ. По мнению чиновников, такие компенсации могут освобождаться от налогообложения частично — в пределах стоимости проезда по территории РФ.

Как известно, работники организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда в пределах территории РФ к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси). Об этом сказано в статье 325 Трудового кодекса.

При этом в Налоговом кодексе нет положений, которые бы освобождали упомянутые компенсации от налогообложения НДФЛ. Однако арбитражная практика складывается в пользу работников — в судах полагают, что компенсация стоимости проезда НДФЛ не облагается. Минфин не возражает против этого, но обращает внимание на особенности налогообложения в случае проведения работником отпуска за границей.

Постановлением Правительства РФ от 12.06.08 № 455 утверждены Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных органах государственной власти (государственных органах) и федеральных казенных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера. Пункт 10 Правил гласит: при проведении работником отпуска за рубежом, компенсация расходов по проезду производится до ближайших к месту пересечения границы РФ железнодорожной станции, аэропорта, морского (речного) порта, автостанции. Если работник летит к месту отдыха прямым авиарейсом, то он должен представить справку о стоимости проезда по территории РФ, включенной в стоимость перевозочного документа (билета).

На этом основании в Минфине делают вывод: суммы оплаты организацией проезда работника по территории РФ могут освобождаться от НДФЛ. В то же время суммы оплаты проезда работника по территории за пределами РФ подлежат налогообложению в общем порядке.

(Письмо Минфина России от 18.06.13 № 03-04-05/22782)

При обмене имущества физлицо должно уплатить НДФЛ с суммы доплаты

Минфин указал, что в соответствии с ГК к договору мены могут применяться правила купли-продажи. При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать.

Доход, получаемый каждой стороной договора мены, определяется исходя из стоимости обмениваемого имущества. Если при обмене имущества одной из сторон договора мены была получена оплата разницы в ценах обмениваемых товаров, ее сумма включается в доход, учитываемый при определении налоговой базы.

При реализации имущества налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов, получить в установленных случаях имущественный налоговый вычет, либо в некоторых случаях такие доходы освобождаются от налогообложения.

В случае уменьшения доходов на сумму произведенных расходов в качестве расходов при совершении мены учитываются документально подтвержденные расходы по приобретению обмениваемого имущества.

(Письмо Минфина России от 21.06.2013 № 03-04-05/23428)

ФНС России при решении вопроса о налогообложении НДФЛ доходов в виде ежемесячной доплаты к пенсии муниципальным служащим рекомендует руководствоваться позицией Верховного Суда РФ

По мнению ФНС России ежемесячная доплата к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы, не освобождается от налогообложения НДФЛ на основании статьи 217 НК РФ, поскольку не является социальной доплатой к пенсии, выплачиваемой до величины прожиточного минимума пенсионера на основании Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ, и не является пенсией за выслугу лет, назначаемой муниципальным служащим в соответствии с Федеральным законом от 02.03.2007 N 25-ФЗ.

Вместе с тем в письме ФНС России приведена позиция Верховного Суда РФ, содержащаяся в Обзоре судебной практики за I квартал 2012 года, согласно которой указанные выплаты не подлежат налогообложению НДФЛ, поскольку представляют собой один из видов выплат по государственному пенсионному обеспечению.

(Письмо ФНС России от 26.06.2013 N ЕД-4-3/11592@ "О налогообложении доходов в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы")


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.