Мониторинг изменений за период 02.12.13 - 08.12.13



Бухгалтерский учет и налогообложение

Изменены сроки уплаты физическими лицами налога на имущество, а также транспортного и земельного налогов

Согласно действующей редакции соответствующих положений НК РФ срок уплаты указанных налогов для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом. После вступления в силу изменений уплата налогов должна осуществляться не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Кроме того, поправками в Налоговый кодекс РФ предусматривается возможность применения физическим лицом патентной системы налогообложения со дня государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

В случае если физлицо планирует осуществлять предпринимательскую деятельность на основе патента, заявление на его получение необходимо подать одновременно с документами, представляемыми для государственной регистрации в качестве ИП.

(Федеральный закон от 02.12.2013 N 334-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 5 Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц")

В состав и структуру показателей налоговой декларации (в электронном виде) по НДС и акцизам при импорте товаров в РФ с территории членов Таможенного союза внесены изменения, связанные с переходом с 1 января 2014 года на использование в бюджетном процессе кодов OKTMО вместо кодов ОКАТО

На основании решения Минфина России о переходе на использование в бюджетном процессе кодов Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований (OKTMО) вместо кодов Общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления (ОКАТО) Письмом ФНС России от 17.10.2013 N ЕД-4-3/18585@ "О заполнении налоговых деклараций, представляемых в налоговые органы" рекомендовано начиная с 01.01.2014 до утверждения новых форм налоговых деклараций в поле "код ОКАТО" указывать код ОКТМО.

Соответствующие изменения с 1 января 2014 года вносятся в электронную форму декларации.

(Приказ ФНС России от 27.11.2013 N ММВ-7-6/525@ "О внесении изменений в Приказ ФНС России от 05.08.2010 N ЯК-7-6/374@")

В состав и структуру показателей налоговой декларации (в электронном виде) по налогу на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции внесены изменения, связанные с переходом с 1 января 2014 года на использование в бюджетном процессе кодов OKTMО вместо кодов ОКАТО

На основании решения Минфина России о переходе на использование в бюджетном процессе кодов Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований (OKTMО) вместо кодов Общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления (ОКАТО) Письмом ФНС России от 17.10.2013 N ЕД-4-3/18585@ "О заполнении налоговых деклараций, представляемых в налоговые органы" рекомендовано начиная с 01.01.2014 до утверждения новых форм налоговых деклараций в поле "код ОКАТО" указывать код ОКТМО.

Соответствующие изменения с 1 января 2014 года вносятся в электронную форму декларации.

(Приказ ФНС России от 27.11.2013 N ММВ-7-6/526@ "О внесении изменений в Приказ ФНС России от 23.03.2007 N ММ-7-13/159@")

В состав и структуру показателей единой (упрощенной) налоговой декларации (в электронном виде) внесены изменения, связанные с переходом с 1 января 2014 года на использование в бюджетном процессе кодов OKTMО вместо кодов ОКАТО

На основании решения Минфина России о переходе на использование в бюджетном процессе кодов Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований (OKTMО) вместо кодов Общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления (ОКАТО) Письмом ФНС России от 17.10.2013 N ЕД-4-3/18585@ "О заполнении налоговых деклараций, представляемых в налоговые органы" рекомендовано начиная с 01.01.2014 до утверждения новых форм налоговых деклараций в поле "код ОКАТО" указывать код ОКТМО.

Соответствующие изменения с 1 января 2014 года вносятся в электронную форму декларации.

(Приказ ФНС России от 27.11.2013 N ММВ-7-6/527@ "О внесении изменений в Приказ ФНС России от 20.08.2007 N ММ-3-13/495@")

Новые правила заполнения распоряжений о переводе налогов и иных платежей в бюджет

Разработаны новые правила указания информации в реквизитах распоряжений о переводе платежей в бюджетную систему. Представляется важным выделить ряд следующих нововведений.

Сокращен перечень типов платежа при внесении налогов. Это только пени и проценты. При перечислении налога (сбора), в том числе авансового платежа, взноса, налоговых санкций, административных и иных штрафов, иных сумм в реквизите 110 распоряжения указывается "0".

Вводится новый реквизит "Код". Необходимо отражать уникальный идентификатор начисления (УИН). Требование о необходимости указывать его распространяется на распоряжения о переводе, формы которых установлены Положением Банка России N 383-П. Правила о реквизите начнут действовать с 31 марта 2014 г. До этой даты УИН необходимо включать в состав реквизита "Назначение платежа".

Дополнены значения реквизита 106. Это основания платежа. Включены "ИН" - погашение инвестиционного налогового кредита; "ТЛ" - погашение учредителем (участником) организации-должника, собственником имущества должника-унитарного предприятия или третьим лицом задолженности в ходе банкротства; "РК" - погашение должником задолженности, включенной в реестр требований кредиторов в ходе банкротства; "ЗТ" - погашение при проведении указанных процедур текущей задолженности.

Урегулирован порядок указания информации в распоряжениях о переводе средств в уплату страховых взносов. Закрепляются правила для консолидированной группы налогоплательщиков.

Ранее утвержденные правила с учетом изменений признаны утратившими силу.

Приказ вступает в силу с 1 января 2014 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки.

(Приказ Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н "Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации")


Вернуться в начало


Социальное страхование и обеспечение

С 1 января 2014 года предельная величина доходов, с которой уплачиваются взносы во внебюджетные фонды, составит 624 000 рублей

База для начисления страховых взносов ежегодно индексируется с учетом роста средней заработной платы в РФ.

На 2013 год предельная величина базы для начисления страховых взносов определена в размере 568 000 рублей.

С 1 января 2014 года данная величина будет проиндексирована в 1,098 раза.

Таким образом, в 2014 году предельная величина базы для начисления страховых взносов составит в отношении каждого работника сумму, не превышающую 624 000 рублей, нарастающим итогом с начала года.

(Постановление Правительства РФ от 30.11.2013 N 1101 "О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2014 г.")

На период 2014 - 2016 годов сохранен действующий порядок уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний

Согласно принятому закону, в 2014 году и плановом периоде 2015 - 2016 годов размеры и порядок уплаты страховых тарифов на ОСС не изменится и будет осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 22 декабря 2005 года N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год".

Также сохранены действующие льготные тарифы для индивидуальных предпринимателей в отношении выплат сотрудникам, являющимся инвалидами I, II и III групп (в размере 60 процентов от установленного размера страховых тарифов).

(Федеральный закон от 02.12.2013 N 323-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов")

До 2018 года сохранен льготный тариф страховых взносов для некоторых категорий субъектов малого предпринимательства

С 1 января 2014 года вступает в силу закон, предусматривающий:

  • продление периода применения льготного тарифа страховых взносов во внебюджетные фонды на уровне 2013 года для субъектов малого предпринимательства, применяющих специальные режимы налогообложения (УСН, ПСН, ЕНВД), осуществляющих деятельность в определенных сферах (производство, благотворительность, фармацевтика, социальная сфера);
  • сохранение действующих тарифов страховых взносов во внебюджетные фонды на период до 2016 года для основной массы работодателей (в размере 30 процентов).

(Федеральный закон от 02.12.2013 N 333-ФЗ "О внесении изменений в статьи 58 и 58.2 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования")

Размер единовременной страховой выплаты в случае смерти застрахованного лица по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве составит 1 млн рублей

Соответствующая поправка внесена в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". Изменения вступят в силу с 1 января 2014 года.

В настоящее время указанная страховая выплата установлена в размере, предусмотренном Федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год (в 2013 - 76 699,8 руб.).

(Федеральный закон от 02.12.2013 N 331-ФЗ "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний")

Граждане 1967 года рождения и моложе смогут определиться с вариантом формирования накопительной части трудовой пенсии до 1 января 2016 года

Ранее соответствующее решение необходимо было принять до 1 декабря 2013 года.

Принятым Законом гражданам предоставлено право:

  • направлять на финансирование накопительной части трудовой пенсии 6 процентов тарифа страховых взносов;
  • отказаться от финансирования накопительной части трудовой пенсии и направлять указанную часть тарифа на финансирование страховой части трудовой пенсии.

Граждане, в отношении которых с 1 января 2014 года будут впервые начисляться страховые взносы, смогут сделать выбор варианта пенсионного обеспечения в течение 5 лет с момента первого начисления им взносов. Если решение не принято, указанный период продлевается до 31 декабря года, в котором застрахованное лицо достигнет возраста 23 лет. До принятия соответствующего решения 6 процентов страхового тарифа будут перечисляться в страховую часть трудовой пенсии.

С учетом указанных выше изменений в новой редакции изложены положения, устанавливающие тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Кроме того, установлено, что с расчетного периода 2014 года уплата страховых взносов на ОПС будет осуществляться единым расчетным документом, направляемым в ПФР на соответствующие счета Федерального казначейства с указанием КБК страховых взносов, зачисляемых на выплату страховой части трудовой пенсии.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2014 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу со дня официального опубликования данного Федерального закона.

(Федеральный закон от 04.12.2013 N 351-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения")


Вернуться в начало


Таможенное дело

Созданные ФТС России учреждения, государственные унитарные предприятия, а также их дочерние или зависимые предприятия лишены возможности осуществлять предпринимательскую деятельность в области таможенного дела

Изменениями, внесенными в статьи 61, 67, 70, 76, 82, 88 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", ограничен допуск к осуществлению деятельности в качестве таможенного представителя, таможенного перевозчика, владельца склада временного хранения, владельца таможенного склада, владельца магазина беспошлинной торговли, уполномоченного экономического оператора казенных предприятий, а также созданных ФТС России учреждений, государственных унитарных предприятий, включая их филиалы и представительства, иных организаций, участником (членом) которых являются эти учреждения или государственные унитарные предприятия.

Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.

(Федеральный закон от 02.12.2013 N 339-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации")

Внесены уточнения в перечень дополнительных условий допуска юридических лиц к осуществлению деятельности в качестве таможенного представителя

Федеральным законом в новой редакции излагается пункт 3 части 3 статьи 61 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации".

Установлено, что одним из дополнительных условий включения юридического лица в реестр таможенных представителей будет являться отсутствие у юридического лица невыполненной обязанности по уплате административного штрафа, назначенного юридическому лицу на основании вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьями 16.2 или 16.3 КоАП РФ, за исключением случаев, если срок исполнения постановления о наложении административного штрафа, установленный частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ, не истек.

Федеральный закон вступает в силу не ранее чем по истечении 30 дней после дня его официального опубликования.

(Федеральный закон от 02.12.2013 N 347-ФЗ "О внесении изменения в статью 61 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации")

Внесены уточнения в Правила применения метода определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1)

Установлено, что при определении таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами необходимо исходить из того, что под сделкой понимается совокупность различных сделок, осуществляемых в соответствии с такими видами договоров (соглашений), как внешнеэкономический договор (контракт), в соответствии с которым товары продаются для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза, договор международной перевозки (транспортировки) товаров, лицензионный договор и другие. Таким образом, в стоимость сделки должны включаться соответствующие стоимостные показатели по каждому из договоров, на основании которых осуществлялся ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза, то есть как непосредственно по сделке купли-продажи (цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимые товары), так и по иным договорам, расходы по которым включаются в таможенную стоимость товаров (например, расходы по перевозке (транспортировке) товаров, расходы на страхование, лицензионные платежи и пр.).

Кроме того, Правила дополнены разделом I.1 "Цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимые товары".

Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.

(Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 02.12.2013 N 279 "О внесении изменений в Правила применения метода определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1)")


Вернуться в начало


Правовые новости

С 1 января 2014 года минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 5554 рубля в месяц

Напомним, что с 1 января 2013 года минимальный размер оплаты труда составлял 5205 рублей в месяц.

(Федеральный закон от 02.12.2013 N 336-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда")

Очередность списания денежных средств со счета в случае их недостаточности для удовлетворения требований приведена в соответствие с Постановлением Конституционного Суда РФ

Постановлением Конституционного Суда РФ от 23.12.1997 N 21-П признано не соответствующим Конституции РФ положение абзаца 4 пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса РФ, исходя из того, что установленное в абзаце пятом этого пункта обязательное списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, означает только взыскание задолженности по указанным платежам на основании поручений налоговых органов, носящих бесспорный характер.

В соответствии с новой редакцией абзацев 4 и 5 пункта 2 статьи 855 ГК РФ при недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств будет осуществляться в следующей очередности:

  • в третью очередь - по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), поручениям налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также поручениям органов контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление сумм страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  • в четвертую очередь - по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований.

(Федеральный закон от 02.12.2013 N 345-ФЗ "О внесении изменения в статью 855 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации")

Снижен минимальный размер административного штрафа, установленного в отношении юридических лиц за непредставление или несвоевременное представление сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством РФ

Постановлением Конституционного Суда РФ от 17 января 2013 года N 1-П положение части 5 статьи 19.8 КоАП РФ, предусматривающее привлечение юридического лица к административной ответственности за непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), а также за представление в указанные органы заведомо недостоверных сведений (информации), в части установления размера административного штрафа, составляющего от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей, признано не соответствующим Конституции РФ.

Решение Конституционного Суда РФ обусловлено тем, что установленный указанной частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ минимальный размер административного штрафа не позволяет во всех случаях в полной мере учесть характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, а также иные имеющие значение для дела существенные обстоятельства.

С учетом изложенного, минимальный размер административного штрафа, налагаемого на юридических лиц за правонарушение, предусмотренное частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ, снижен с трехсот тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Федеральный закон вступает в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования.

(Федеральный закон от 02.12.2013 N 343-ФЗ "О внесении изменения в статью 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях")

Бюджет России на 2014 - 2016 годы впервые составлен по программно-целевому принципу, предусматривающему формирование расходов исходя из целей, установленных государственными программами

Бюджет сформирован на прогнозе инфляции в 2014 году на уровне, не превышающем 5 процентов, в 2015 и 2016 годах - 4,5 процента.

Предполагается, что в 2014 году по сравнению с оценкой 2013 года поступления в доходную часть бюджета увеличатся на 672 436,3 млн рублей и составят 13 570,5 млрд рублей (18,5 процентов ВВП).

Поступления будут обеспечиваться за счет нефтегазовых доходов в сумме 6 528,1 млрд рублей (8,9 процента к ВВП) и ненефтегазовых доходов в сумме 7 042,4 млрд рублей (9,6 процента к ВВП).

Предполагается, что в плановом периоде 2015 - 2016 годов в процентном отношении к ВВП будут снижаться объемы нефтегазовых доходов и увеличиваться объемы ненефтегазовых доходов бюджета.

В 2014 году планируется также несколько увеличить расходы бюджета. Их общий объем составит 13 960,1 млрд рублей.

С учетом приведенных показателей дефицит федерального бюджета составит 389, 6 млрд рублей.

Кроме того, скорректированы основные показатели бюджета 2015 года, предусмотренные законом о бюджете на 2013 - 2015 годы (Федеральный закон N 216-ФЗ). Прогнозируется, что объемы поступлений в доходную часть бюджета составят 14 564,9 млрд рублей (18,3 процента ВВП). Расходы бюджета будут увеличены до 15 361,5 млрд рублей. Таким образом, дефицит бюджета 2015 года составит 796,6 млрд рублей.

На 2016 год доходы федерального бюджета запланированы в сумме 15 905,7 млрд рублей (18,3 процента к ВВП), расходы в сумме 16 392,2 млрд руб. Дефицит бюджета в 2016 году снизится и составит 486,5 млрд рублей.

Основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета в 2014 - 2016 годах будут выступать государственные заимствования и поступления от приватизации федеральной собственности.

Установлена нормативная величина Резервного фонда. На 2014 год данная величина определена в сумме 5 132,05 млрд рублей; на 2015 год в сумме 5 576,2 млрд рублей и на 2016 год в сумме 6 078,6 млрд рублей.

Федеральный бюджет на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов сформирован на основе бюджетных правил, направленных на снижение зависимости исполнения расходных обязательств РФ от изменения мировых цен на энергоресурсы.

(Федеральный закон от 02.12.2013 N 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов")


Вернуться в начало


Судебная практика

ВАС: для списания в расходы убытков от хищений в рознице не обязательно постановление ОВД

Согласно пункту 2 статьи 265 НК во внереализационных расходах учитываются убытки "в виде недостачи материальных ценностей в производстве и на складах, на предприятиях торговли в случае отсутствия виновных лиц, а также убытки от хищений, виновники которых не установлены. В данных случаях факт отсутствия виновных лиц должен быть документально подтвержден уполномоченным органом государственной власти".

На эту тему существует письмо Минфина от 6 декабря 2012 года № 03-03-6/1/630, в котором среди прочего сказано, что такое списание убытков в расходы при неустановлении виновных лиц возможно "только при условии подтверждения этого факта постановлением следователя органов внутренних дел Российской Федерации о приостановлении или о прекращении уголовного дела".

В этой части указанное письмо признано недействующим решением ВАС, которое было инициировано по заявлению пяти компаний, занимающихся розничной торговлей. Причина - несоответствие разъяснений Минфина нормам Налогового кодекса.

(Решение ВАС по делу № ВАС-13048/13)

Суды указали, что возврат излишне уплаченного налога без уточненки невозможен

Компания уплачивала земельный налог от установленной кадастровой стоимости земельных участков с 2006 года. В декабре 2011 года управление Росреестра сообщило компании, что кадастровой палатой было принято решение об исправлении технической ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости указанных земельных участков, что привело к ее снижению. Компания обратилась с заявлениями в инспекцию о возврате излишне уплаченного налога за 2006-2010 годы. При этом уточненные декларации представила только за 2009-2010 годы - за этот период ИФНС решила вернуть налог. За 2006-2008 годы налог не возвращен, что послужило причиной обращения компании в суд.

Суд первой инстанции удовлетворил требования компании, посчитав факт переплаты доказанным. По мнению суда, представление уточненной налоговой декларации, в данном случае, является правом, а не обязанностью компании.

Апелляция, отменяя решение суда первой инстанции, указывает, что возврат переплаты невозможен без установления факта переплаты налога, которая может быть сформирована лишь путем уточнения налоговых обязательств, заявленных в ранее поданных налоговых декларациях.

В соответствии со статьей 81 НК, если налоговая обязанность у компании изменилась, необходимо подать уточненную декларацию, которая также как первоначальная подлежит камеральной налоговой проверке, позволяющей установить либо задолженность по уплате налога, либо факт его переплаты и размер излишне уплаченной суммы налога, подлежащей возврату из бюджета. Так как компания не представила уточненные декларации за 2006-2008 годы, то налоговый орган не имел возможности провести камеральную налоговую проверку в соответствии со статьей 88 НК и произвести возврат налога, который должен осуществляться им в порядке статьи 78 НК при наличии установленного факта переплаты.

Кассация и коллегия судей ВАС согласились с выводами апелляции. В передаче дела в президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора отказано.

(Дело №А41-53839/2012)

Налоговики пытались доказать нереальность расходов, приведя выводы судов по прошлым делам

Инспекция провела камеральную проверку уточненной декларации ИП по НДФЛ за 2011 год. Доначисление налога составило 1,85 млн рублей, штраф – около 370 тысяч и пени – 60 тысяч. В данной декларации ИП заявил профессиональный вычет в виде расходов на покупку пиловочника хвойных пород у ООО, который налоговики сочли необоснованным. В подтверждение расходов имелись договоры, товарные накладные и кассовые чеки, оформленные от имени контрагента, а также счета-фактуры.

Причиной такого поведения налоговиков стало обнаружение признаков однодневки у данного ООО: находится оно не по юрадресу, более того, реального его местонахождения налоговиками не обнаружено. Также контрагент не имеет никаких основных средств и не производит платежи за их аренду, за коммунальные услуги, не выплачивает зарплату. Номинальный руководитель от деятельности организации открестился.

ИП подал в суд, где налоговики сослались на другие судебные дела, касающиеся взаимоотношений данного ИП с этим же контрагентом. Эти дела налоговиками были выиграны в трех инстанциях, даже по каждому из них ИП обращался в ВАС, однако коллегия всякий раз отказывала в передаче дела в надзор.

В частности, дело № А60-36957/2012 касалось вычетов НДС за 3 квартал 2009 года, по этому делу налоговики доказали неосмотрительность ИП в выборе контрагента - сделки совершались без деловой переписки и личных встреч. По делу А60-36941/2012 суды решили, что налоговики правомерно отказали в вычетах НДС за 4 квартал 2009 года, так как отношения ИП с ООО не признаны реальными. В деле № А60-5342/2012 фигурировал уже 1 квартал 2010 года и тоже вычеты по НДС: счета-фактуры не соответствовали установленным требованиям. И, наконец, дело № А60-24504/2012 касалось вычетов по НДС за 2 квартал 2010 года: суды решили, что не подтверждена поставка товара от ООО и реальность взаимоотношений с ним ИП.

Несмотря на все это, ООО было основным поставщиком ИП, обеспечивающим до 90% поставок (это указывалось в одном из перечисленных дел).

Однако за периоды, предшествовавшие спорному периоду по комментируемому делу, сомнительность операций ИП с ООО считалась доказанной. Инспекция в своей кассационной жалобе отмечала, что "при подтверждении непроявления налогоплательщиком необходимой осторожности при выборе контрагента именно на предпринимателе ..., а не на инспекции лежит обязанность доказывать рыночность цен, примененных по оспариваемой ... сделке".

В своем решении по проверке декларации по НДФЛ налоговики также зачем-то указали на ненадлежащие счета-фактуры от этого контрагента. ИФНС не нашла, кто именно их подписал, и каким-то загадочным путем пришла к выводу о неподтвержденности расходов в целях НДФЛ.

По поводу основной линии защиты интересов ИФНС (на базе прошлых дел, дискредитировавших контрагента) суд отметил, что в своем решении по результатам проверки налоговый орган указал не на мнимость спорной поставки или нерыночность цен, а на недостоверность представленных первичных документов. При этом к бумагам претензий у судов не возникло. Налоговики не исследовали вопрос реального размера спорных расходов, и, соответственно, правильности формирования налоговой базы, отметил суд.

"Налоговый орган ограничился запросом документов по произведенным заявителем закупкам и оценке ранее полученных данных о налогоплательщике и его контрагенте", - указано в решении кассации.

С учетом слабой и противоречивой аргументации со стороны налоговиков их решение было отменено судами трех инстанций.

(Дело № А60-2401/2013)

Суды разъяснили, чем отличается передача недвижимости в инвестиционных целях от реализации

Между двумя строительными компаниями, имеющими одного и того же учредителя, был заключен договор инвестирования строительства ветеринарной клиники. Согласно договору инвестирование может производиться как путем внесения денежных средств, так и путем передачи в собственность застройщику своих основных средств.

Инвестор передал застройщику принадлежащие ему на праве собственности офисные помещения, а также здание под продовольственный магазин. Общая стоимость объектов - более 10 млн. рублей. Передача оформлена актами. Компания-застройщик оформила право собственности и даже реализовала третьей стороне часть непроизводственного помещения (магазина).

Впоследствии договор инвестирования был расторгнут с условием, что переданные в качестве инвестиций объекты зданий будут возвращены в натуральной форме или в денежном эквиваленте. Возврат объектов застройщик произвести не смог, так как уже зарегистрировал право собственности на них, а так же частично реализовал, поэтому перечислил денежные средства инвестору.

У компании-инвестора была произведена выездная налоговая проверка, по результатам которой доначислен НДС около 2 млн руб. на сумму стоимости указанных объектов. Налоговики сочли их передачу реализацией.

Компания не согласилась с таким выводом и обратилась в суд. Однако арбитражный суд встал на сторону налоговиков, и хотя апелляция нашла основания подтвердить выводы налогоплательщиков, кассационный суд все-таки утвердил решение суда первой инстанции.

Кассация руководствовалась нормами закона N 39-ФЗ от 25.02.1999 "Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений". Согласно закону, об инвестициях в строительство объекта недвижимости можно говорить только тогда, когда передаваемые объекты недвижимости либо тесно связаны конструктивно с вновь строящейся, либо передаются с целью создания нового комплекса из нового и имеющихся объектов недвижимости.

В данном случае при строительстве здания компанией не представлено доказательств того, что инвестиции в виде магазина и офисных помещений будут составной частью нового здания. Более того, в ходе проверки инвестор сам представил товарные накладные на реализацию компании-застройщику спорных объектов, составленные в момент передачи данных объектов по инвестиционному договору. В журнале выставленных счетов-фактур отражены счета-фактуры на указанные объекты, однако при проведении контрольных мероприятий данные счета-фактуры налогоплательщиком не представлены, в книгу продаж и налоговую декларацию по НДС не включены.

Суд пришел к выводу о том, что фактически под видом передачи в качестве инвестиций компанией реализованы вышеуказанные объекты. Причем, исходя из последующих действий обоих юридических лиц, а также того, что учредителем обеих фирм является одно и то же лицо, следует, что на момент расторжения договора инвестирования им заведомо было известно, что указанный договор не будет исполнен. ОС не будут возвращены, поскольку они частично уже были реализованы (проданы) третьим лицам. Кассационный суд подтвердил правильность выводов ИФНС и правомерность доначисления НДС.

(Дело № А62-6067/2012)

ИП оспорил решение о зачете недоимки по НДС в счет переплаты, доказав, что решение не получал

Предприниматель обратился в суд с заявлением о признании, по его мнению, незаконным решения инспекции о зачете переплаты по НДС в счет недоимки. Цена вопроса - 32 тысячи рублей: сумма включает недоимку, образовавшуюся по итогам выездной налоговой проверки в 2011 году (12 тысяч) и недоимку, доначисленную по результатам проверки в 2007 году (20 тысяч).

Суды трех инстанций сочли правомерным зачет недоимки только в сумме 12 тысяч рублей. Эта сумма была рассчитана как разница между доначисленной суммой по результатам проверки в 2011 году и суммой, в отношении которой приняты обеспечительные меры, в результате обжалования решения инспекции по проверке 2011 года в суде.

В отношении другой суммы в 20 тысяч рублей, доначисленной за 2007 год, по мнению инспекции, пропущен срок на обжалование решения. Однако налоговики не доказали получение предпринимателем данного решения, которое она должна была направить в соответствии со статьей 78 НК. Заявление о признании ненормативного правового акта недействительным может быть подано в арбитражный суд в течение трёх месяцев со дня, когда заявителю стало о нем известно (статья 198 АПК). Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Предприниматель поясняет, что о проведенном зачете ему стало известно только при представлении выписки его лицевого счета в материалы другого судебного дела. Заявление в суд о признании спорного решения недействительным им было подано в течение трех месяцев с того момента. Признав это уважительной причиной, суды восстановили срок обжалования решения о зачете. При этом инспекция в представленном в суд отзыве указывает, что зачёт 20 тысяч рублей произведён ошибочно, из-за неверного отражения в лицевом счёте сумм НДС, подлежащих начислению по результатам выездной налоговой проверки, проведенной в 2007 году. Указанная сумма восстановлена по лицевому счёту предпринимателя.

(Дело № А73-486/2013)

При отсутствии ошибок уточненная декларация не подается

ФАС Московского округа пояснил, что поскольку ошибок, которые могли бы привести к занижению налоговой базы, обществом выявлено не было, вычеты приняты налоговым органом без возражений, обязанность по подаче уточненной налоговой декларации у заявителя отсутствовала.

ФАС указал, что суды пришли к правильному выводу относительно того, что в отсутствие доказательств изменения сторонами стоимости товаров, а также получения покупателем первичных документов об уменьшении стоимости приобретенных товаров и корректировочных счетов-фактур, на заявителя неправомерно была возложена обязанность по восстановлению ранее принятого к вычету налога в части полученных от поставщика премий.

В рассматриваемом деле поставщиками не было допущено каких-либо ошибок при определении налоговой базы. Кроме того, у поставщиков отсутствовали основания для внесения корректировок в первичные документы, поскольку внесение изменений, касающихся цены товара, не было предусмотрено условиями договора.

Указание налогового органа на необходимость представления обществом уточненной налоговой декларации признано судами необоснованным ввиду того, что уточненная налоговая декларация подается налогоплательщиком в случае обнаружения факта неотражения или неполноты отражения сведений и ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащего уплате.

(Постановление ФАС Московского округа № А40-9139/13 от 22.11.2013)

Суды: торговые компании не могут учитывать в расходах убытки от бракованной продукции

Стоимость бракованной продукции, приобретенной торговой организацией в рамках предпринимательской деятельности не учитывается в расходах при налогообложении прибыли.

Напомним, законодательство разрешает учесть в расходах потери от брака (подп. 47 п.1 ст. 264 НК РФ). Руководствуясь этой нормой, торговая компания-оптовик списала 175 тыс. рублей как потери от бракованного товара. Налоговики сочли расходы экономически необоснованными и доначислили налог на прибыль.

Организация обратилась в суд, но проиграла во всех инстанциях. Как указали арбитры, действие подпункта 47 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса (убытки от брака) распространяется только на производителя товаров. Что касается предприятий торговли (как розничных, так и оптовых), то они при обнаружении бракованной продукции имеют право вернуть такой товар производителю. В рассматриваемом случае компания таким правом не воспользовалась и понесла тем самым неоправданные издержки. Следовательно, оснований для уменьшения налоговой базы по прибыли на необоснованные расходы не было.

Отметим, что Минфин России также считает, что положения подпункта 47 пункта 1 статьи 264 НК РФ могут применяться только производителями (письмо от 04.07.11 № 03-03-06/1/387).

(Постановление ФАС Поволжского округа от 17.10.13 № А72-11639/2012)

Применение УСН не зависит от получения уведомления налогового органа

ФАС Центрального округа пояснил, что уведомление налогового органа о переходе на УСН лишь констатирует возможность или невозможность применения специального налогового режима при соблюдении налогоплательщиком определенных условий.

ФАС отметил, что считая несостоятельным довод заявителя о том, что инспекция, выдавая уведомление о правомерности применения УСН, ввела общество в заблуждение, тем самым лишив его возможности подачи такого заявления в последующих годах, суд правильно отметил, что переход организаций на применение УСН осуществляется добровольно.

Применение налогоплательщиком УСН не зависит от получения им уведомления налогового органа о возможности или невозможности применения УСН, нормы НК РФ не содержат положений, предусматривающих направление налогоплательщикам указанного уведомления.

Уведомление о возможности или невозможности применения налогоплательщиком УСН носит именно уведомительный характер и не содержит каких-либо разъяснений относительно порядка исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения налогового законодательства.

(Постановление ФАС Центрального округа № А23-404/2013 от 25.10.2013)

При УСН учитываются расходы в связи с разъездным характером работы сотрудников

ИФНС провела выездную проверку компании, применяющей УСН с объектом "доходы минус расходы", доначислила налог и пени. По мнению налоговиков, суммы выплаченных работникам компенсаций за разъездной характер работы не должны включаться в состав расходов при исчислении налоговой базы по УСН.

Компания обратилась в суд, и нашла поддержку в трех инстанциях. Суды выяснили, что у истца были заключены трудовые договоры с экспедиторами. В компании утверждены "Положение по оплате труда специалистов, служащих и руководителей" и "Положение о служебных поездках работников, постоянная работа которых имеет разъездной характер". Согласно этим локальным актам денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей, признаются компенсациями.

Проанализировав нормы, регламентирующие учет расходов на оплату труда при УСН, суды напомнили, что "к таким расходам относятся начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе надбавки …, производимые в соответствии с законодательством РФ …, а также другие виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором".

Согласно Трудовому кодексу работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, работодатель возмещает связанные со служебными поездками расходы, в том числе суточные и иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя.

В данном случае указанными локальными актами предусмотрено возмещение расходов согласно перечню, установленному для таких работников ТК, а также отдельно оговорены гарантии компенсации затрат, связанных с исполнением трудовых обязанностей. Установлены и размеры суточных за поездки в определенные регионы.

Таким образом, суды указали, что спорные выплаты представляют собой начисления компенсирующего характера, обусловленные разъездным характером работы, размер которых установлен локальным нормативным актом. Соответственно, учет их в расходах при УСН правомерен.

(Дело № А66-420/2013)


Вернуться в начало


Прочее

Налоговики вправе вызвать работника на допрос в период приостановления выездной проверки

ФНС РФ разъяснило правомерность проведения налоговыми органами допросов работников проверяемой организации и вызова ее представителей для дачи пояснений в период приостановления проведения выездной налоговой проверки.

Так как проведение допросов работников проверяемой организации, вызов представителей организации для дачи пояснений в налоговый орган могут осуществляться вне помещений (территорий) проверяемого налогоплательщика, такие действия в период приостановления проведения выездной налоговой проверки будут правомерными.

Кроме того, учитывая формулировку пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ, предусматривающую право вызова налогоплательщика в налоговый орган для дачи пояснений, следует, что данное полномочие налоговых органов может реализовываться вне рамок налоговых проверок.

(Письмо ФНС РФ № ЕД-3-2/4395@ от 21.11.2013)

ФНС России разъяснен порядок перехода в течение календарного года с общего режима налогообложения на применение ЕНВД

В письме ФНС России сообщается, что организации вправе перейти на систему налогообложения в виде ЕНВД при условии соответствия установленным требованиям, подав заявление в налоговый орган о постановке на учет в качестве налогоплательщика ЕНВД в течение пяти дней со дня начала применения этой системы налогообложения.

Отмечено, что датой постановки на учет будет являться дата начала применения ЕНВД, указанная в заявлении налогоплательщика.

(Письмо ФНС России от 03.12.2013 N ГД-4-3/21537@ "О применении в 2013 году норм главы 26.3 НК РФ")

При невозможности удержать НДФЛ и уведомлении об этом ИФНС и физлица пени не начисляются

За несвоевременное перечисление в бюджет НДФЛ, удержанного из дохода физлиц, налоговым агентам начисляются пени в соответствии с положениями статьи 75 НК РФ. Но из этого правила есть и исключение.

Пункт 6 статьи 226 НК РФ четко определяет момент, когда налоговый агент должен перечислить в бюджет суммы исчисленного и удержанного НДФЛ. Это делается не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода на счета налогоплательщика либо на счета третьих лиц в банках.

Налог можно удерживать за счет любых денежных средств, которые налоговый агент выплачивает физлицу. Если же налог удержать невозможно (например, в случае выплаты дохода в натуральной форме или возникновения дохода в виде материальной выгоды), то об этом необходимо письменно сообщить физическому лицу и налоговому органу по месту учета налогового агента (п. 5 ст. 226 НК РФ).

На практике возможны различные ситуации. Так, если у налогового агента нет возможности удержать налог, о чем он письменно сообщил налогоплательщику и налоговому органу, то, как считают в ФНС, пени налоговому агенту не начисляются. Но если налоговый агент не утратил возможности удержать НДФЛ, или письменно не сообщил налогоплательщику и налоговому органу о невозможности удержать налог, то налоговые органы вправе начислить пени в соответствии со статьей 75 НК РФ на дату вынесения решения по итогам выездной налоговой проверки.

(Письмо ФНС России от 22.11.13 № БС-4-11/20951)

На сайте ФНС России запущен новый интерактивный сервис "Решения по жалобам"

Сервис предоставляет налогоплательщикам возможность просмотра в свободном доступе решений, вынесенных вышестоящими налоговыми органами по результатам рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб).

Пользователям сервиса предоставляется возможность поиска решений по жалобам за определенный период времени по интересующим его реквизитам, в том числе таким, как: категория налогоплательщика, тема налогового спора, статья Налогового кодекса РФ.

(Информация ФНС России от 02.12.2013)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.