Мониторинг изменений за период 03.06.13 - 09.06.13



Бухгалтерский учет и налогообложение

Правительством РФ одобрены основные направления налоговой политики на ближайшую трехлетнюю перспективу

Согласно документу, в 2014 и плановом периоде 2015 и 2016 годов сохранятся основные приоритеты в области налоговой политики - создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в условиях складывающейся экономической ситуации.

В числе первоочередных задач, планируемых к реализации в указанный период, - поддержка инвестиций, развитие человеческого капитала, повышение предпринимательской активности.

В долгосрочном периоде будет сохранена действующая система налогообложения. Предполагается принятие мер, направленных, в частности, на совершенствование налогообложения финансовых инструментов и создание Международного финансового центра, упрощение налогового учета и его сближение с бухгалтерским учетом, совершенствование налогообложения торговой деятельности.

В части мер, направленных на повышение доходов бюджетной системы, предусматривается в том числе совершенствование механизмов налогообложения недвижимого имущества для физических лиц и организаций, повышение акцизного налогообложения, принятие мер по противодействию уклонению от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций.

Введение прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц не планируется. От налогообложения НДФЛ может быть освобожден ряд социально значимых выплат (компенсационные выплаты работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, гранты, материальная помощь и др.).

Планируется предусмотреть возможность многократного предоставления имущественного налогового вычета по НДФЛ при приобретении жилья, то есть вне зависимости от количества таких объектов, в пределах установленного максимального размера в сумме до 2 млн. рублей.

Рассматривается возможность введения инвестиционного налогового вычета в размере положительного финансового результата, полученного налогоплательщиком от реализации (погашения) ценных бумаг, а также увеличение размера освобождаемых от налогообложения процентов по вкладам в кредитных организациях.

Планируется постепенное снижение ставки вывозной таможенной пошлины на нефть с одновременной компенсацией выпадающих доходов за счет увеличения ставки НДПИ на нефть.

В документе указано также, что важным направлением налоговой политики Российской Федерации до 2018 года является переход к налогу на недвижимое имущество не только для физических лиц, но и для организаций. Предполагается, что новый налог для организаций будет отнесен к региональным налогам с передачей части поступающих сумм налоговых поступлений в местные бюджеты.

В части акцизного налогообложения в плановом периоде предусматривается осуществление индексации ставок акцизов с учетом прогнозируемого уровня инфляции, а также государственной политики, направленной на корректировку потребления алкогольной и табачной продукции. Планируется поэтапное повышение акцизов на данную продукцию, обеспечивающее достижение уровня налогообложения стран Европейского региона. В плановом периоде предусматривается также повышение акцизов на бензины высоких экологических классов.

Ряд планируемых изменений направлен на совершенствование процедур налогового администрирования. В числе конкретных мер предлагается предоставить налоговым органам дополнительные права при проведении налоговых проверок (среди прочего - урегулирование процедур контроля за исполнением банками обязанностей, установленных законодательством о налогах и сборах).

("Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов", одобрено Правительством РФ 30.05.2013)

Из электронного документооборота при расчетах по НДС исключено обязательное наличие извещения покупателя о получении счета-фактуры

Теперь в случае выставления (получения) в электронном виде счета-фактуры для его регистрации в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур достаточно подтверждения, полученного от оператора электронного документооборота, в котором указана дата поступления файла счета-фактуры.

Установлено понятие "оператор электронного документооборота" - это организация, обеспечивающая обмен открытой и конфиденциальной информацией по ТКС в рамках электронного документооборота счетов-фактур между продавцом и покупателем.

Помимо этого, вместо понятия "электронная цифровая подпись" введено понятие "усиленная квалифицированная электронная подпись" (правила ее использования установлены Постановлением Правительства РФ от 25.08.2012 N 852).

(Постановление Правительства РФ от 28.05.2013 N 446 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 N 1137")

На территории РФ вводятся в действие три новых МСФО, и один стандарт утрачивает силу

Для применения на территории РФ признаны:

  • МСФО (IFRS) 9 "Финансовые инструменты", МСФО "Взаимозачет финансовых активов и финансовых обязательств (Поправки к Международному стандарту финансовой отчетности (IAS) 32" - для добровольного применения со для их официального опубликования, для обязательного - в сроки, определенные в этих документах;
  • МСФО "Поправки к Международному стандарту финансовой отчетности (IFRS) 7" (для организаций, применяющих МСФО (IFRS) 9 "Финансовые инструменты") - со дня официального опубликования.
  • Прекращает свое действие на территории РФ Разъяснения КРМФО (IFRIC) 9 "Повторная оценка встроенных производных инструментов".

(Приказ Минфина России от 02.04.2013 N 36н "О введении в действие и прекращении действия документов Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации", зарегистрировано в Минюсте России 27.05.2013 N 28518)

С 1 июля 2013 года вступят в силу новые требования к составлению и представлению отчетности кредитных организаций

Основная часть изменений, внесенных в перечень и порядок составления отчетности кредитных организаций, вступает в силу с 1 июля 2013 года. Для отдельных положений установлен более поздний срок - 1 августа и 1 сентября 2013 года.

Изменения связаны с принятием нормативных актов Банка России и коснулись, в частности, следующих форм отчетности:

  • изложены в новой редакции: ф. 0409110 "Расшифровка отдельных показателей деятельности кредитной организации", ф. 0409128 "Данные о средневзвешенных процентных ставках по средствам, предоставленным кредитной организацией", раздел 1 ф. 0409259 "Сведения о деятельности кредитной организации, связанной с переводом электронных денежных средств", раздел 1 ф. 0409260 "Информация о банкоматах и платежных терминалах кредитной организации, предназначенных для оказания платежных услуг";
  • скорректированы формы отчетности и порядок их заполнения, в том числе: ф. 0409123 "Расчет собственных средств (капитала) (Базель III)", ф. 0409124 "Расчет показателей достаточности собственных средств (капитала) кредитной организации в соответствии с Базелем III", ф. 0409401 "Отчет уполномоченного банка об иностранных операциях", ф. 0409407 "Сведения о трансграничных переводах физических лиц".

В настоящее время Указание Банка России, содержащее данные изменения, проходит регистрацию в Минюсте России, в процессе которой текст документа может быть изменен.

(Указание Банка России от 03.06.2013 N 3006-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 12 ноября 2009 года N 2332-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк РФ")


Вернуться в начало


Правовые новости

Правительство РФ больше не будет утверждать формы документов для регистрации юридических лиц и предпринимателей

Правительство РФ сняло с себя функции по утверждению форм документов, необходимых при регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Теперь такие документы будут утверждать Министерство юстиции РФ и Федеральная налоговая служба России. В частности, в обязанности Минюста будет входить утверждение форм документов для регистрации некоммерческих организаций, а ФНС будет утверждать формы, касающиеся регистрации остальных юридических лиц и предпринимателей.

Постановление вступает в силу через 30 дней после его официального опубликования. На данный момент Постановление не опубликовано.

(Постановление Правительства РФ от 30.05.2013 № 454)

Правительство определилось с переносом выходных в 2014 году

Правительство РФ определило, как в 2014 году будут переноситься выходные дни. Документ принят в целях рационального использования работниками выходных и нерабочих праздничных дней в следующем году.

Так, постановлением установлено, что выходные дни 4 и 5 января (суббота и воскресенье), совпадающие с нерабочими праздничными днями, переносятся на 2 мая и 13 июня соответственно. Учитывая, что 23 февраля совпадает с выходным днем (воскресенье), который переносится на 24 февраля, предлагается в соответствии с ч. 5 ст. 112 Трудового кодекса РФ перенести данный выходной день на 3 ноября.

Таким образом, в 2014 году на праздники россияне будут отдыхать:

  • 1-8 января (Новогодние каникулы и Рождество);
  • 22-23 февраля (День защитника Отечества);
  • 8-10 марта (Международный женский день);
  • 1-4 мая (Праздник Весны и Труда);
  • 9-11 мая (День Победы);
  • 12-15 июня (День России);
  • 1-4 ноября (День народного единства).

Напомним, перечень нерабочих праздничных дней и правила их переноса закреплены в ст. 112 ТК РФ.

(Постановление Правительства РФ от 28 мая 2013 г. № 444)


Вернуться в начало


Судебная практика

Реализация товара через родственника-ИП по заниженной цене

Налоговые органы доказали в суде, что предприятие незаконно уменьшало налоги путем реализации продукции через взаимозависимого ИП, находящегося на специальном режиме налогообложения. ВАС РФ вынес определение об отказе в передаче дела на рассмотрение в президиум, утвердив, таким образом, решения нижестоящих судов.

Проводя выездную проверку ООО, налоговая инспекция пришла к выводу о получении им необоснованной налоговой выгоды, выразившейся в создании схемы по реализации производимой продукции индивидуальному предпринимателю К., применяющему ЕНВД.

Согласно договору дилерских услуг, компания (продавец) поручает, а ИП (дилер) берет на себя обязанности по распределению продукции продавца и обеспечению после продажи продукции необходимого сопровождения.

Налоговики доказали в суде следующие факты:

  • взаимозависимость сторон договора (ИП является родным братом одного из учредителей ООО);
  • отклонение цены реализации продукции от рыночной в сторону понижения более чем на 20%;
  • отгрузка товара покупателям производилась со склада компании;
  • у предпринимателя отсутствуют персонал, материальные и трудовые ресурсы.

Пересчитав налоговую базу расчетным путем в соответствии со ст. 40 НК РФ, налоговики доначислили 14 млн рублей налогов на прибыль, имущество, НДС, пени и штрафа исходя из среднерыночных цен (по данным торгово-промышленной палаты).

Суды в трех инстанциях отказали в удовлетворении заявленного фирмой требования о признании решения налоговиков незаконным, коллегия судей ВАС оставила это в силе.

(Определение ВАС РФ по делу № А03-6334/2012 об отказе в передаче в Президиум)

Сбой компьютера – не основание для налоговых вычетов

В ходе выездной налоговой проверки налоговики обнаружили несоответствие данных по НДС в представленных налогоплательщиком книг продаж и покупок (а также – данных бухучета) со сведениями, отраженными в налоговых декларациях.

Сумма подлежащего уплате НДС была занижена, что послужило основанием для соответствующих доначислений (в т.ч. штрафов и пеней) по итогам проверки.

Опрошенные в ходе проверки сотрудники сослались на сбой в компьютере и некорректное восстановление данных к моменту сдачи налоговых деклараций по НДС. Однако в таком случае налогоплательщику следовало представить в налоговый орган уточненную декларацию и документально подтвердить отраженные в декларации данные при представлении возражений на акт проверки. Этого сделано не было, а дополнительные документы, обосновывающие налоговые вычеты были направлены в налоговый орган только после вынесения решения по итогам проверки. Как оказалось, в бухучете не были отражены операции по трем контрагентам, проверить взаимоотношения с которыми по окончании проверки не представлялось возможным.

Учитывая, что в ходе проверки налогоплательщик не смог объяснить, каким образом сбой в компьютере повлиял на ведение учета, представил документы после окончания проверки, а также – не подал "уточненку", суд встал на сторону налоговиков.

(Постановление ФАС Уральского округа от 17.12.2012 по делу N А76-5918/2012, отказано в пересмотре определением ВАС РФ от 26.04.2013 № ВАС-4857/13).

Стоимость установки системы отопления суды разрешили учесть в расходах

Налоговый орган пытался доначислить компании налог на прибыль, утверждая, что расходы на ремонт системы отопления должны относиться на первоначальную стоимость здания. Для этого ИФНС даже обеспечила наличие экспертного заключения. Однако суды отклонили его по причине неполноты и неясности. Суды с первой по третью инстанции вынесли решения в пользу налогоплательщика.

Инспекция доначислила налог на прибыль, поскольку, по ее мнению, компания неправомерно включила в состав расходов затраты на изготовление и монтаж системы отопления. ИФНС указала, что эти работы не относятся к ремонтным и должны быть отнесены к увеличению первоначальной стоимости здания и списываться в налоговом учете в дальнейшем через механизм амортизации.

Суды указали следующее. В силу пункта 2 статьи 257 НК первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям.

К работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.

К реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.

В результате спорных работ технико-экономические показатели либо технологическое и служебное назначение основного средства (здания) не были изменены.

Причем, налоговики в доказательство своей правоты приложили к делу заключение эксперта. Суды указали, что в документе отсутствуют ссылки на некоторые компоненты работ (на прокладку труб определенных диаметров), кроме того, является неясным указание эксперта в заключении и относительно того, что система отопления отсутствовала в том виде, в котором была обнаружена во время осмотра.

Исходя из материалов дела суды пришли к выводу, что до проведенных работ система отопления все же была, хоть и не функциональная. С учетом этого решение ИФНС о доначислении налога на прибыль признано незаконным.

(Постановление ФАС Северо-западного округа от 16.05.2013 по делу N А42-3224/2012)


Вернуться в начало


Прочее

Минфин: при неверном указании итоговой стоимости товара в счете-фактуре налоговики вправе отказать в вычете

Заполнение счета-фактуры с арифметическими и техническими ошибками (в том числе, указание неверной итоговой стоимости товара) является основанием для отказа в вычете НДС.

На практике налоговики нередко отказывают в вычете, если в счете-фактуре есть арифметические ошибки. Например, если количество товаров (работ, услуг), умноженное на цену, не равно стоимости товаров (работ, услуг) без НДС. Или стоимость без НДС, умноженная на ставку, не равна сумме налога. По мнению Минфина, инспекторы правомерно аннулируют вычеты по такому счету-фактуре. Свою позицию специалисты аргументируют так.

Пунктом 5 статьи 169 Налогового кодекса в счете-фактуре, среди прочего, предусмотрено указание стоимости товаров, суммы налога, определяемой исходя из применяемых налоговых ставок, и итоговой стоимости всех поставляемых товаров. Согласно пункту 2 статьи 169 НК РФ ошибки в счетах-фактурах не являются основанием для отказа в вычете НДС в том случае, если они не мешают идентифицировать продавца, покупателя, наименование товаров (работ, услуг), их стоимость, а также ставку и сумму налога, предъявленную покупателю. Следовательно, счета-фактуры, в которых неверно (в том числе с арифметическими и техническими ошибками) указана либо отсутствует стоимость товаров (работ, услуг, имущественных прав) и сумма НДС, являются основанием для отказа в вычете НДС.

Впрочем, некоторые суды позицию финансового ведомства не разделяют. Напомним, что для устранения технических ошибок в счете-фактуре, в том числе в цене или количестве товара, составляется исправленный счет-фактура.

(Письмо Минфина России от 30.05.13 № 03-07-09/19826)

Курсовые разницы по собственным векселям учитываются только при погашении

Организация выпускает собственные векселя, номинированные в иностранной валюте с оговоркой и без оговорки эффективного платежа. Каков порядок учета для целей налога на прибыль курсовых разниц по указанным векселям?

Минфин ответил, что вексель является ценной бумагой. Текущая переоценка ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте, в связи с изменением официального курса ЦБ по ценным бумагам не производится, как по приобретенным, так и по собственным. Следовательно, при изменении курса валют векселедатель не учитывает курсовые разницы на последний день месяца.

При этом при погашении векселей, номинированных в иностранной валюте, у векселедателя могут возникнуть доходы или расходы в виде курсовых разниц.

(Письмо Минфина России от 29.05.2013 № 03-03-06/2/19547)

Проценты, полученные от физлица по договору займа организацией-нерезидентом, налогом на прибыль не облагаются

Физическое лицо, которое является налоговым резидентом РФ, выплачивает проценты по договору займа с иностранной организацией. Являются ли эти выплаты объектом налогообложения налогом на прибыль при условии, что иностранная организация не имеет представительства на территории РФ? В Минфине полагают, что в данной ситуации процентный доход иностранного юрлица налогом на прибыль не облагается.

По общему правилу, доходы, полученные от источников в Российской Федерации, включаются в налогооблагаемый доход иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в РФ через постоянное представительство. Об этом сказано в статье 247 Налогового кодекса. При этом состав таких доходов определяется в соответствии с положениями статьи 309 НК РФ.

В пункте 3 статьи 309 НК РФ перечислены виды долговых обязательств, процентный доход по которым облагается налогом на прибыль у источника выплаты. Это:

  • государственные и муниципальные эмиссионные ценные бумаги, условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение доходов в виде процентов;
  • иные долговые обязательства российских организаций.

Как видно, процентный доход, выплачиваемый иностранной организации физическим лицом — резидентом по договору займа, не относится к доходам иностранной организации от источников в РФ. Соответственно, такой вид дохода налогом на прибыль не облагается.

(Письмо Минфина России от 27.05.13 № 03-08-05/19104)

Величина коэффициента, корректирующего ставку НДПИ в отношении нефти, в апреле 2013 года составила 10,3281

ФНС России ежемесячно определяет величину коэффициента, исходя из цен на нефть и курса доллара к рублю.

Так, в апреле 2013 года уровень мировых цен на нефть сорта "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья определен в сумме 101,04 долл. США за баррель (в марте - 106,56 долл. США за баррель).

Второй показатель, исходя из которого рассчитывается коэффициент, - среднее значение курса доллара США к рублю РФ за все дни этого налогового периода. В апреле данный показатель определен в размере 31,3300 (в марте - 30,7987).

Напомним, что в предыдущие налоговые периоды 2013 года в связи с более высокой ценой на нефть значение данного коэффициента было несколько выше и составляло, в частности, в марте - 10,8043, феврале - 11,5064.

(Письмо ФНС России от 20.05.2013 N ЕД-4-3/8998@ "О данных, необходимых для исчисления НДПИ в отношении нефти, за апрель 2013 года")

От налога освобождено и движимое имущество, полученное после 01.01.2013 в уставный капитал

Организация приобрела бывшие в употреблении объекты основных средств, в том числе движимое имущество, до 2013 года, но получила их в качестве взноса в уставный капитал в 2013 году.

Минфин напомнил, что не признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций движимое имущество, принятое на учет с 1 января 2013 года в качестве основных средств.

Таким образом, движимое имущество, полученное в качестве взноса в уставный капитал, принятое на учет в состав основных средств в 2013 году, не признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций.

(Письмо Минфина России от 29.05.13 № 03-05-05-01/19527)

При совмещении УСН и ЕНВД предельный размер доходов, дающий право применять "упрощенку", определяется только по "упрощенным" видам деятельности

Минфин России напомнил порядок расчета лимита доходов, при соблюдении которого организация или предприниматель вправе применять упрощенную систему налогообложения. Чиновники рассмотрели ситуацию, когда налогоплательщик совмещает два спецрежима — УСН и ЕНВД.

Лимит доходов — не более 60 млн. рублей в течение отчетного (налогового) периода — установлен пунктом 4 статьи 346.13 Налогового кодекса. При превышении этого порога налогоплательщик теряет право на применение УСН с начала того квартала, в котором было допущено превышение. Как рассчитать данный лимит при совмещении УСН и ЕНВД? В частности, нужно ли учитывать доходы по тем видам деятельности, которые переведены на "вмененку"?

Отвечая на эти вопросы, специалисты финансового ведомства напоминают положения пункта 7 статьи 346.26 НК РФ. Данной нормой установлено, что при совмещении ЕНВД с иными режимами налогообложения, налогоплательщик обязан вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций.

Как следует из комментируемого письма, этим правилом следует пользоваться и при расчете размера дохода, дающего право на применение упрощенной системы налогообложения. То есть налогоплательщики, совмещающие ЕНВД и УСН, определяют предельный размер доходов, установленный пунктом 4 статьи 346.13 НК РФ, только по тем видам предпринимательской деятельности, налогообложение которых осуществляется в рамках "упрощенки".

(Письмо Минфина России от 28.05.13 № 03-11-06/2/19323)

Разъяснен порядок уменьшения в 2013 году сумм единого налога, уплачиваемого в связи с применением ЕНВД и УСН, на сумму страховых взносов в ПФР и ФФОМС

Сообщается, в частности, что с 1 января 2013 года налогоплательщики ЕНВД - индивидуальные предприниматели, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (т.е. имеющие наемных работников), не вправе уменьшить сумму исчисленного ими единого налога на вмененный доход на сумму уплаченных за себя страховых взносов. Если же индивидуальные предприниматели не имеют таких работников, то они вправе уменьшить исчисленную за налоговый период сумму ЕНВД на всю сумму уплаченных за себя страховых взносов в ПФР И ФФОМС.

При этом отмечено, что в случае совмещения двух режимов налогообложения - ЕНВД и УСН, индивидуальный предприниматель, использующий труд наемных работников только в деятельности, облагаемой ЕНВД, вправе уменьшить сумму налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, на сумму страховых взносов, уплаченных за себя в фиксированном размере.

(Письмо ФНС России от 29.05.2013 N ЕД-4-3/9779@)

Денежная компенсация, выплачиваемая работнику в связи с задержкой заработной платы, не подлежит налогообложению НДФЛ

Обязанность работодателя выплатить денежную компенсацию при нарушении установленного срока выплаты заработной платы, отпускных и других, причитающихся работнику выплат, установлена статьей 236 Трудового кодекса РФ.

Компенсации, уплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, освобождены от налогообложения НДФЛ на основании пункта 3 статьи 217 Налогового кодекса РФ.

(Письмо ФНС России от 04.06.2013 N ЕД-4-3/10209@)

Доход от продажи унаследованных акций в целях НДФЛ уменьшается на расходы наследодателя

Минфин сообщил, что при получении имущества в порядке наследования НДФЛ не уплачивается (за исключением авторских вознаграждений).

При этом при налогообложении доходов от реализации ценных бумаг в качестве документально подтвержденных расходов на приобретение (получение) этих ценных бумаг учитываются суммы, с которых был исчислен и уплачен налог при приобретении (получении) данных ценных бумаг, и сумма налога, уплаченного налогоплательщиком.

Таким образом, при отсутствии второго доход от продажи уменьшается только на первое - то есть на документально подтвержденные расходы наследодателя на приобретение этих ценных бумаг.

(Письмо Минфина России от 29.05.2013 № 03-04-05/19440)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.