Мониторинг изменений за период 04.11.13 - 10.11.13



Бухгалтерский учет и налогообложение

Субъектам малого предпринимательства и некоторым некоммерческим организациям предоставлена возможность вести бухгалтерский учет в упрощенном виде

Дополнениями, внесенными в Федеральный закон "О бухгалтерском учете", вступивший в силу с 1 января 2013 года, предоставляется право упрощенного способа ведения бухгалтерского учета:

  • субъектам малого предпринимательства;
  • некоторым некоммерческим организациям (при условии, что поступления денежных средств и иного имущества за предшествующий отчетный год не превысили три миллиона рублей). Исключение сделано, например, в отношении коллегий адвокатов, юридических консультаций, нотариальных палат, ЖСК, микрофинансовых организаций, обществ взаимного страхования, организаций государственного сектора, политических партий, саморегулируемых организаций;
  • организациям, получившим статус участников проекта "Сколково".

Кроме того, освобождаются от ведения бухгалтерского учета индивидуальные предприниматели, которые в соответствии с налоговым законодательством осуществляют учет доходов или доходов и расходов, а также объектов налогообложения либо физических показателей.

(Федеральный закон от 02.11.2013 N 292-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О бухгалтерском учете")

В отношении потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций установлены особенности определения доходов и расходов для целей налогообложения

Также указанным организациям предоставляется право на формирование резервов на возможные потери по займам. Соответствующие отчисления организации смогут включать в состав внереализационных расходов в течение отчетного (налогового) периода.

(Федеральный закон от 02.11.2013 N 301-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации")

Вводится новый механизм исчисления и уплаты налоговыми агентами НДФЛ и налога на прибыль в отношении доходов по ценным бумагам, а также коэффициент-дефлятор к ставке налога на имущество физических лиц

Закон направлен на уточнение ряда понятий и процедур, связанных с исчислением и уплатой налогов в отношении доходов, в том числе от долевого участия в организациях, доходов по государственным и муниципальным ценным бумагам, а также эмиссионным ценным бумагам, выпущенным российскими организациями.

Установлено, в частности, что при выплате доходов по ценным бумагам, которые учитываются на счете депо иностранного номинального держателя, сумма налога исчисляется и удерживается налоговым агентом на основании представленной налоговому агенту информации о получателях доходов (конечных бенефициарах).

В случае непредставления такой информации налоговый агент обязан уплатить налоги с указанных доходов с применением повышенных налоговых ставок в размере 30 процентов.

Определен перечень документов, подлежащих истребованию налоговыми органами при проведении налоговых проверок в отношении правильности исчисления и уплаты налоговыми агентами налогов (НДФЛ, налога на прибыль) в отношении указанных доходов.

Кроме того, устанавливается дифференцированный размер государственной пошлины за государственную регистрацию прав на воздушные суда (от 1 до 4 тыс. рублей, в зависимости от категории воздушного судна).

Поправками, вносимыми в Закон РФ "О налогах на имущество физических лиц", предусматривается введение нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (законами Москвы и Санкт-Петербурга) коэффициента-дефлятора к ставке налога на имущество физических лиц, учитывающего изменение потребительских цен на товары (работы, услуги).

(Федеральный закон от 02.11.2013 N 306-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ")

Подписан закон, предусматривающий исчисление налога на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества с их кадастровой стоимости

Вносимые изменения в Налоговый кодекс РФ устанавливают новый порядок исчисления налога на имущество организаций, в частности, в отношении торговых комплексов, офисных зданий, помещений бытового обслуживания, а также объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства.

Установлено, что закон субъекта РФ, предусматривающий особый порядок определения налоговой базы по налогу на имущество, может быть принят только после утверждения результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется в соответствии с новыми правилами, утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ и публикуется в сети Интернет.

Законом устанавливаются также ставки налога, применяемые к налоговой базе, определяемой как кадастровая стоимость объектов:

  • для Москвы в 2014 году - 1,5 процента, в 2015 году - 1,7 процента, с 2016 года - 2 процента;
  • для иных субъектов РФ в 2014 году - 1,0 процента, в 2015 году - 1,5 процента, с 2016 года - 2 процента.

(Федеральный закон от 02.11.2013 N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса РФ")

Минэкономразвития России утверждены коэффициенты-дефляторы к ставке НДПИ при добыче угля на IV квартал 2013 года

В соответствии с действующим порядком ставки НДПИ в отношении некоторых видов угля умножаются на коэффициенты-дефляторы, учитывающие изменение цен на уголь в РФ, установленные на текущий и все предыдущие кварталы (п. 2 ст. 342 НК РФ).

Коэффициенты-дефляторы на IV квартал 2013 года определены в следующих размерах:

  • на антрацит - 1,015;
  • на уголь коксующийся - 0,937;
  • на уголь бурый - 1,000;
  • на уголь, за исключением антрацита, угля коксующегося и угля бурого, - 0,977.

Данная информация о коэффициентах-дефляторах подлежит опубликованию в "Российской газете" не позднее 1 ноября 2013 года.

(Приказ Минэкономразвития России от 22.10.2013 N 604 "О коэффициентах-дефляторах к ставке налога на добычу полезных ископаемых при добыче угля")


Вернуться в начало


Социальное страхование и обеспечение

Минтруд внес поправки в порядок выплаты пособий гражданам, имеющим детей

Минтруд РФ внес поправки в порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей.

Изменения касаются расчета пособий матерям, уволенным в период отпуска по беременности и родам.

Документ подготовлен в целях реализации Федерального закона от 7 мая 2013 года № 86-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" по вопросу выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком матерям, уволенным в период отпуска по беременности и родам".

(Приказ Минтруда РФ № 547н от 21.10.2013)

В 2014 году величина пособия по безработице останется на прежнем уровне

Как и в 2013 году, минимальная величина пособия по безработице на 2014 год установлена в размере 850 рублей, а максимальная - в размере 4900 рублей.

(Постановление Правительства РФ от 30.10.2013 N 973 "О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2014 год")


Вернуться в начало


Правовые новости

С 1 января 2015 года отношения, возникающие при осуществлении актуарной деятельности, будут регулироваться федеральным законом

Актуарная деятельность - деятельность по анализу и количественной, финансовой оценке рисков и (или) обусловленных наличием рисков финансовых обязательств, а также разработке и оценке эффективности методов управления финансовыми рисками.

Объектами обязательной актуарной деятельности станут: деятельность Банка России при разработке страховых тарифов по обязательному страхованию; деятельность негосударственных пенсионных фондов, страховых организаций и обществ взаимного страхования.

Согласно Закону актуарная деятельность может осуществляться на основании трудового договора, заключенного между работодателем и работником - субъектом актуарной деятельности (актуарием), или гражданско-правового договора об осуществлении актуарной деятельности, заключенного между заказчиком и актуарием.

Актуарий должен иметь высшее математическое (техническое) или экономическое образование, не иметь судимости и являться членом саморегулируемой организации.

Функции по надзору за деятельностью саморегулируемых организаций актуариев возложены на Банк России.

(Федеральный закон от 02.11.2013 N 293-ФЗ "Об актуарной деятельности в РФ")

Увеличены административные штрафы за нарушение правил обязательной государственной регистрации транспортных средств всех видов, за исключением морских судов и судов смешанного (река - море) плавания

Указанное правонарушение повлечет наложение штрафа на граждан в размере от 1500 до 2000 рублей (ранее - предупреждение или штраф 100 рублей), на должностных лиц - от 2000 до 3500 рублей (ранее - от 100 до 300 рублей), на юридических лиц - от 5000 до 10 тысяч рублей (ранее - от 1000 до 3000 рублей).

(Федеральный закон от 02.11.2013 N 305-ФЗ "О внесении изменения в статью 19.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях")

ЦБР сохранил ключевую ставку, остальные ставки также остались без изменений

Совет директоров ЦБ РФ принял решение сохранить ключевую ставку Банка России на уровне 5,50% годовых. Ставка рефинансирования сохранена на уровне 8,25%. Остальные ставки также остались без изменений. Указанное решение принято на основе оценки инфляционных рисков и перспектив экономического роста.

На предыдущем заседании, состоявшемся 14 октября, совет директоров Банка России также сохранил процентные ставки неизменными.

Следующее заседание Совета директоров Банка России, на котором будут рассмотрены вопросы денежно-кредитной политики, предполагается провести 13 декабря 2013 года.


Вернуться в начало


Законопроекты

Курсовые разницы по подлежащим оплате в рублях обязательствам в у.е. оговариваются в НК

В Госдуму внесен Правительством РФ законопроект, направленный направлен на упрощение налогового учета и сближение его с бухгалтерским.

Одно из предстоящих изменений связано с учетом курсовых разниц. Так, в пункте 11 статьи 254 "Внереализационные доходы" и в подпункте 5 пункта 1 статьи 265 НК "Внереализационные расходы" будет оговорено, что к положительным/отрицательным курсовым разницам относятся доходы/расходы от переоценки обязательств и требований, подлежащих оплате в рублях, выраженных в иностранной валюте, если их стоимость "определяется по курсу, установленному законом или соглашением сторон".

Соответственно, суммовых разниц в этом случае в налоговом учете возникать не будет - пункт 11.1 статьи 254 и подпункт 5.1 пункта 1 статьи 265 НК будут упразднены, равно как и пункт 9 статьи 272, пункт 7 статьи 271 НК и пункт 5 статьи 273 - о дате признания доходов и расходов в виде суммовых разниц, об их неучете при кассовом методе.

В силу закон в случае принятия должен вступить уже с 1 января 2014 года. Предусматривается, что суммовые разницы, возникшие по сделкам, заключенным до этой даты, будут учитываться в ныне действующем порядке (а не в установленном законопроектом).

(Законопроект № 375042-6 "О внесении изменений в главу 25 части второй Налогового кодекса РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации (в части упрощения налогового учета)")


Вернуться в начало


Судебная практика

Проценты по займу могут учитываться в расходах, даже если он взят для выплаты дивидендов

Компания-истец по делу (ОАО) решила выплатить своему акционеру (ЗАО) 800 млн рублей в качестве дивидендов. За счет ее собственных средств было выплачено 417,6 млн.

Затем между этими же компаниями был заключен договор нецелевого займа, согласно которому ЗАО выдало компании-истцу 420 млн рублей под 2% годовых. Получив эти заемные средства, ОАО перечислило в адрес ЗАО 302,7 млн рублей дивидендов.

Срок возврата займа и процентная ставка сторонами неоднократно изменялись согласно допсоглашениям, однако размер исчисленных процентов не превышал пределы, установленные для их учета в расходах статьей 269 НК.

Тем не менее, налоговики отказали в принятии данных процентов в расходы, что и оспаривалось компанией в судах. Первая и апелляционная инстанции нашли правильной позицию истца, а кассация отменила их решения.

Третья инстанция, соглашаясь с налоговиками, указала, что возникшие у компании расходы в виде уплаты процентов за пользование заемными средствами связаны с выплатой дивидендов, расходы по которым не учитываются при определении базы по налогу на прибыль. "Поскольку спорные расходы не связаны с деятельностью, направленной на получение дохода, инспекция правомерно исключила спорные суммы процентов из состава внереализационных расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль", - утверждала кассация.

Однако президиум ВАС придерживается иной точки зрения. Дивиденды - это распределяемая между учредителями прибыль, поэтому "обязательство по выплате дивидендов не может расцениваться как обязательство, принимаемое вне связи с деятельностью, направленной на получение дохода". Дивиденды не включаются в состав расходов не потому, что не связаны с такой деятельностью, а потому, что представляют собой сумму чистой прибыли, оставшуюся после налогообложения.

"Положения пункта 1 статьи 270 Кодекса, исключающие из состава расходов, учитываемых для целей налогообложения, суммы начисленных дивидендов, не могут быть расценены как устанавливающие одновременно и предписание о недопустимости учета в составе расходов затрат, понесенных налогоплательщиком в связи с выплатой этих дивидендов".

Президиум ВАС указал также на то, что подпункт 2 пункта 1 статьи 265 НК не содержит каких-либо ограничений, кроме установленных статьей 269 НК. В этих нормах отсутствует запрет учета расходов в виде процентов по займу, возникших в связи с выплатой дивидендов.

В рассматриваемом случае не имеет значения и взаимозависимость компании и ЗАО, являющегося одновременно займодавцем и лицом, получившим дивиденды за счет выданного займа, - процитировал президиум выводы суда первой инстанции. Доказательств получения организациями необоснованной налоговой выгоды в результате данных операций инспекцией не представлено, равно как и доказательств неисчисления и неуплаты со стороны ЗАО налога с полученных дивидендов.

(Постановление Президиума ВАС по делу № А40-41244/12-99-222 от 23.07.2013)

ВАС: пени не начисляются, если НДФЛ обособленного подразделения уплачен не с тем ОКАТО

Суммы исчисленного и удержанного НДФЛ с доходов работников обособленных подразделений компания перечислила в соответствии с кодом ОКАТО по месту нахождения головного офиса. В ходе выездной проверки налоговики доначислили НДФЛ в суммах, которые должны были поступить в местные бюджеты, но не поступили, а также пени на эти суммы. Впоследствии был произведен зачет излишне уплаченного НДФЛ по месту нахождения самой организации в счет доначисленных сумм налога.

Суды разошлись во мнении, кто прав. Первая инстанция приняла сторону налогоплательщика, а апелляция и кассация сочли определяющим тот факт, что налог не поступил в те бюджеты, в которые должен был поступить. Президиум ВАС оставил в силе решение первой инстанции, указав:

"В силу положений пункта 4 статьи 24, подпункта 1 пункта 3 статьи 44, подпункта 1 пункта 3 статьи 45 Кодекса обязанность налогового агента по перечислению налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.

В пункте 4 статьи 45 Кодекса перечислены случаи, когда обязанность по уплате налога не признается исполненной. Среди них неправильное указание кода ОКАТО не предусмотрено в качестве одного из оснований для признания обязанности по уплате налога в бюджетную систему Российской Федерации не исполненной".

Пени могут начисляться не неуплаченную сумму налога. В данном же случае налог являлся уплаченным. Поэтому решение инспекции о взимании пени отменено.

Вступившие в силу противоположные судебные решения по делам со схожими обстоятельствами подлежат пересмотру, указано также в постановлении.

(Постановление Президиума ВАС по делу № А06-9384/2011от 23.07.2013)

Уплата налога по "старому" КБК - не повод для начисления пеней, указали суды

Предпринимателем, применяющим УСН с объектом налогообложения "доходы", был уплачен авансовый платеж по налогу за 1 квартал 2011 года. Однако, при его оформлении был неверно указан КБК 182 105 010 120 110 00 110 вместо КБК 181 105 0101 101 1000 110.

Инспекция, исходя из того, что с 2011 года КБК для зачисления в бюджет были изменены и для налога по УСН установлен новый код, пришла к выводу о наличии у ИП недоимки по уплате налога за 1 квартал 2011 года, и начислила пени.

В июле 2012 года инспекция произвела зачет переплаты по налогу по КБК 182 105 0101 2011 000 110 в счет уплаты по налогу по КБК 181 105 0101 1000 110, но сумму пени к уплате оставила. ИП обратился в суд.

Суды трех инстанций, признавая решение инспекции недействительным, разъясняют следующее.

Статьей 45 НК установлено, что обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на перечисление денежных средств. Налог не признается уплаченным, если неправильно указаны счет Федерального казначейства или наименования банка получателя.

"Ошибочное указание КБК не является основанием считать предпринимателя не исполнившим или ненадлежащим образом исполнившим обязанность по уплате налога, поскольку данная ошибка не повлекла за собой неперечисления спорной суммы налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства", - указано в решении кассации.

Согласно пункту 7 статьи 45 НК, подобные ошибки влекут уточнение платежа, а не признание налога неуплаченным.

Учитывая, что пени начисляется за каждый день просрочки платежа, в данном случае нарушение не является основанием для начисления пени.

(Постановление ФАС Центрального округа по делу №А14-18051/2012 от 08.10.2013)

Довод фирмы о низкой компетентности бухгалтера, исчислившего налог, судом отклонен

Организации не удалось отделить момент, когда ей стало известно о переплате налога, от момента, когда сотрудники фирмы подали налоговую декларацию. Из-за этого суд указал на пропуск срока. К тому же, факт пользования земельными участками, несмотря на старые правоустанавливающие документы, обязывает платить налог.

Фирме в 1999 году были предоставлены в бессрочное пользование земельные участки общей площадью 1 388 005 квадратных метров. Земельный налог был исчислен и налоговые декларации представлены в инспекцию. Однако уплата налога производилась путем осуществления налоговым органом мер по принудительному взысканию.

В 2012 году компания обратилась в суд с заявлением об обязании инспекции произвести возврат излишне взысканного земельного налога и пеней в общей сумме 11,8 млн рублей.

Фирма, указав, что сумма списана с ее счета на основании постановлений пристава-исполнителя, считает, что процедура взыскания задолженности налоговым органом грубо нарушена, так как оно осуществлялось в течение 5 лет. Также, по мнению организации, она не являлась правообладателем или землепользователем 22 спорных земельных участков и по объективным причинам не оформляла свидетельства о госрегистрации, следовательно, у нее отсутствовала обязанность исчислять и уплачивать земельный налог.

Представители компании утверждали, что представление налоговых деклараций и отражение налога к уплате за 1999-2004 годы является заблуждением, связанным с недостаточной компетентностью персонала, при этом о "нарушении" стало известно только в 2010 году.

Суды исходили из того, что фирма пропустила трехлетний срок исковой давности на подачу в суд и не доказала отсутствие у нее обязанности по уплате земельного налога в спорном периоде.

В соответствии со статьей 21 НК налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней и штрафов. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по заявлению налогоплательщика, поданному в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (статья 78 НК).

На основании этого суд пришел к выводу о том, что моментом, когда компания должна была узнать об отсутствии обязанности по уплате задолженности, следует считать момент исчисления им в налоговой декларации суммы налога и представления декларации в налоговый орган. В данном случае срок исковой давности истек.

Учитывая также и факт пользования фирмой земельными участками в заявленный период, суд признал решение инспекции правомерным. Срок подачи апелляционной жалобы фирмой пропущен, в восстановлении срока отказано. Кассация согласилась с решением суда первой инстанции.

(Постановление ФАС Волго-Вятского округа по делу № А39-3828/2012 от 10.09.2013)

Вопреки утверждению налоговиков, суды не увидели создание НМА в IT-услугах

Инспекция решила, что фирма неправомерно уменьшила базу по налогу на прибыль на сумму стоимости услуг сторонних организаций по созданию пользовательских интерфейсов, программированию модуля технического учета, проектированию структуры модуля цели и задачи корпоративной информационной системы. По мнению налоговиков, эти затраты должны учитываться в составе НМА и списываться в расходы через амортизационные отчисления.

Создание модуля вызвано необходимостью организации контроля, постановки и мониторинга задач, которые ставятся перед каждым сотрудником в процессе выполнения ими служебных обязанностей, в том числе посредством удаленного доступа и отсутствия постоянного контакта с руководством.

Суды трех инстанций, признавая спорное решение инспекции неправомерным, разъясняют следующее.

Под амортизируемым имуществом в целях главы 25 НК признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности, используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации.

По смыслу статьи 257 НК для признания НМА необходимо наличие способности приносить доход, а также наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого НМА или исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности (в том числе патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака).

Суды трех инстанций указывают, что по спорным договорам принимались выполненные услуги и передавались пользовательские интерфейсы и структура модуля корпоративной информационной системы, а не исключительные права.

"Фактически условия, определенные в договорах, в своей совокупности, указывают на намерения сторон на создание, изменение и прекращений гражданских прав и обязанностей в области услуг. Какого-либо специального указания на передачу исключительных прав договоры услуг не содержат", - указано в решении кассации. На основе этого суды трех инстанций сделали выводы, что спорные услуги не являются НМА.

(Постановление ФАС Центрального округа по делу 68-4/2013 от 10.10.2013)

При реорганизации юрлица налог на имущество уплачивается до окончания госрегистрации

Единственным участником компании, являющейся плательщиком налога на имущество, 1 июля 2011 года принято решение о реорганизации в форме выделения и создания ООО "К". Указанным решением утвержден разделительный баланс компании, на основании которого она передает ООО "К" основные средства. Согласно выписке из Единого государственного реестра юрлиц ООО "К" зарегистрировано в качестве юрлица только 22 декабря 2011 года.

По результатам проверки инспекция доначислила "исходной" фирме налог на имущество, а также пени и штраф, посчитав заниженной базу по данному налогу с 1 июля 2011 года по 1 декабря 2011 года на остаточную стоимость переданного имущества. Компания обратилась в суд.

Суды трех инстанций, признавая решение инспекции правомерным, разъясняют следующее. Согласно статье 373 НК налогоплательщиками налога на имущество признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения. Налоговая база определяется как среднегодовая остаточная стоимость имущества.

В статье 218 ГК предусмотрено, что в случае реорганизации юрлица право собственности на принадлежащее ему имущество переходит к юрлицам - правопреемникам реорганизованного юрлица. Право собственности на имущество в случае реорганизации возникает с момента завершения реорганизации юридического лица (статья 16 закона 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").

Таким образом, только с момента завершения реорганизации фирмы, то есть с 22 декабря 2011 года ООО "К" приобрело право собственности на спорное недвижимое имущество.

Операции, произведенные в период с даты утверждения разделительного баланса до даты государственной регистрации ООО "К", должны найти отражение в бухгалтерской отчетности компании, из которой выделяется новое ООО. Вступительная бухгалтерская отчетность ООО "К" на дату ее госрегистрации должна быть составлена на основе разделительного баланса с учетом отраженных компанией операций.

Поскольку до окончания госрегистрации выделенной фирмы "исходная" компания являлась собственником имущества, она должна была исчислять и уплачивать налог на имущество.

(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.10.2013 по делу № А05-1328/2013)


Вернуться в начало


Прочее

ФНС России даны разъяснения по вопросу списания налоговыми органами излишне уплаченной суммы налога в случае истечения срока на подачу налогоплательщиком заявления о ее возврате

Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налогоплательщику (зачету в счет предстоящих платежей) по его письменному заявлению, которое может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. В случае пропуска установленного срока налогоплательщик вправе обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы.

В письме ФНС России сообщается, что Налоговый кодекс РФ не препятствует списанию суммы излишне уплаченного налога, по которой истек срок исковой давности. Соответствующее решение принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, при условии, что налогоплательщик был извещен об имеющейся переплате, а также отсутствует необходимость направления указанной суммы на погашение недоимки по другим налогам, сборам, пеням, штрафам.

Также обращено внимание налоговых органов на неправомерность списания суммы переплаты у налогоплательщиков, осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность, представляющих бухгалтерскую и налоговую отчетность, и не направивших в налоговый орган обращение о списании указанных сумм.

(Письмо ФНС России от 01.11.2013 N НД-4-8/19645@ "О списании сумм излишне уплаченного налога")

Налогообложение НДС при вывозе медицинской техники из РФ в Казахстан и Беларусь осуществляется в соответствии с нормами международного права

В соответствии с п. 2 ст. 149 НК РФ операции по реализации важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники освобождены от налогообложения НДС.

Применение НДС в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг) в рамках Таможенного союза осуществляется в соответствии с "Соглашением о принципах взимания косвенных налогов..." от 25.01.2008 и "Протоколом о порядке взимания косвенных налогов..." от 11.12.2009. Согласно п. 2 Соглашения указанные операции облагаются НДС с применением ставки НДС ноль процентов.

С учетом установленного ст. 7 НК РФ приоритета норм международных договоров РФ по сравнению с нормами законодательства РФ, при вывозе из России в Казахстан и Беларусь медицинской техники налогообложение НДС соответствующих операций необходимо осуществлять с применением ставки НДС ноль процентов.

(Письмо ФНС России от 25.10.2013 N ЕД-4-3/19224 "О направлении письма Минфина России")

ФНС России разъяснен порядок применения вычетов по НДС по объектам капитального строительства организацией, перешедшей с УСН на общий режим налогообложения

Сообщается, что в случае, если в периоде применения налогоплательщиком УСН объекты капитального строительства в эксплуатацию не вводились, то после перехода организации на общий режим налогообложения суммы НДС по товарам (работам, услугам), предъявленные подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства, а также суммы налога по товарам (работам, услугам), приобретенным для выполнения этих работ, подлежат вычетам в общеустановленном порядке.

(Письмо ФНС России от 25.10.2013 N ЕД-4-3/19225 "О направлении письма Минфина России")

ФНС России даны разъяснения по вопросу применения управляющей компанией, перешедшей на УСН, размеров платы за содержание и ремонт общедомового имущества, установленных с учетом НДС

Сообщается, что при реализации населению услуг по содержанию и ремонту общедомового имущества по утвержденным тарифам с учетом НДС управляющая компания, применяющая УСН, НДС уплачивать в бюджет не должна. При этом суммы налога, предъявленные управляющей компании поставщиками товаров (работ, услуг), должны включаться в стоимость таких товаров (работ, услуг).

(Письмо ФНС России от 25.10.2013 N ЕД-4-3/19226 "О направлении письма Минфина России")

Компенсация за часть отпуска, превышающую 28 календарных дней, уменьшает налог на прибыль

Поскольку компенсация за неиспользованный отпуск предусмотрена законодательством и связана с выполнением работником трудовых обязанностей, она учитывается в расходах при налогообложении прибыли.

Как известно, в расходы на оплату труда включаются денежные компенсации за неиспользованный отпуск в соответствии с трудовым законодательством (п. 8 ст. 255 НК РФ). А согласно статье 126 Трудового кодекса часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, по письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией. Следовательно, при определении базы по налогу на прибыль организация вправе учесть в расходах денежную компенсацию работникам за неиспользованный отпуск в части, превышающей 28 календарных дней, в том числе за неиспользованный дополнительный отпуск.

(Письмо Минфина России от 01.11.13 № 03-03-06/1/46713)

Рассылка смс-спама в расходах учитывается как нормируемая реклама - в сумме до 1% от выручки

Минфин рассказал об учете в целях налога на прибыль расходов на рассылку смс-сообщений рекламного характера.

Расходы налогоплательщика на виды рекламы, не указанные в абзацах 2 - 4 пункта 4 ст. 264 НК, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации.

Расходы на рассылку смс-сообщений рекламного характера в упомянутых абзацах не указаны.

По закону "О рекламе" рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования.

Минфин пришел к выводу, что расходы на рассылку смс-сообщений рекламного характера могут быть учтены в составе расходов для целей налога на прибыль в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации.

(Письмо Минфина России от 28.10.13 № 03-03-06/1/45479)

Предприниматель на ПСН платит НДФЛ с доходов наемных работников по месту своего учета

Индивидуальный предприниматель зарегистрировался в качестве налогоплательщика, применяющего патентную систему налогообложения, в нескольких субъектах РФ. В каждом таком субъекте у него есть наемные работники. Где предприниматель должен платить НДФЛ с доходов наемных работников — по месту своего жительства или в каждом субъекте РФ, где осуществляется предпринимательская деятельность? В Минфине России считают правильным второй вариант.

По общему правилу, изложенному в пункте 3 статьи 83 Налогового кодекса, индивидуальные предприниматели должны состоять на учет в налоговом органе по месту жительства. При применении патентной системы налогообложения, ИП дополнительно встает на учет в тех налоговых органах, в которые он обратился с заявлением на получение патента (п. 1 ст. 346.46 НК РФ). То есть при осуществлении предпринимательской деятельности на основе патента в нескольких субъектах РФ, предприниматель встает на учет в каждом таком субъекте.

Индивидуальный предприниматель, который выплачивает доходы физическим лицам, на основании положений пункта 1 статьи 226 НК РФ признается налоговым агентом по НДФЛ. При этом в пункте 7 данной статьи оговорено, что сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у физлица, уплачивается в бюджет по месту учета налогового агента.

Соответственно, если предприниматель состоит на учете в качестве налогоплательщика, применяющего ПСН, в нескольких субъектах РФ, и везде у него есть наемные работники, то НДФЛ с доходов работников нужно перечислять в бюджет каждого такого субъекта РФ.

(Письмо Минфина России от 01.11.13 № 03-04-05/46788)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.