Мониторинг законодательства



Законопроекты

Президентом РФ внесен в Госдуму законопроект о реорганизации судебной системы

В целях совершенствования судебной системы Российской Федерации и укрепления ее единства предлагается сформировать один высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным делам, по разрешению экономических споров и по иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом - Верховный Суд Российской Федерации, который также осуществлял бы в предусматриваемых федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью федеральных судов и давал разъяснения по вопросам судебной практики.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации как высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, а также как орган, призванный осуществлять судебный надзор за деятельностью арбитражных судов и давать разъяснения по вопросам судебной практики, предлагается упразднить, а вопросы осуществления правосудия, отнесенные к его ведению, передать в юрисдикцию вновь образованного Верховного Суда Российской Федерации. Согласно законопроекту, для осуществления указанных процедур устанавливается переходный период сроком на шесть месяцев.

Новый Верховный Суд Российской Федерации планируется сформировать в составе 170 судей. В целях формирования его первоначального состава будет создана Специальная квалификационная коллегия по отбору кандидатов на должности судей Верховного Суда Российской Федерации, состоящая из 27 членов коллегии. В состав коллегии войдут по одному представителю Президента РФ, Общественной палаты РФ и общероссийских общественных объединений юристов. Остальные 24 члена коллегии будут избираться советами судей субъектов РФ из своего состава - по три члена коллегии от действующих на территории каждого федерального округа советов судей субъектов РФ.

Прием квалификационного экзамена на должность судьи Верховного Суда Российской Федерации при формировании его первоначального состава будет осуществлять Специальная экзаменационная комиссия, состоящая из 11 членов. В состав комиссии войдут три члена комиссии, избираемые общероссийскими общественными объединениями юристов, и восемь членов комиссии, избираемых советами судей субъектов РФ из своего состава - по одному члену комиссии от действующих на территории каждого федерального округа советов судей субъектов РФ.

Законопроектом предусмотрено, что члены Специальной экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи Верховного Суда Российской Федерации не могут входить в состав Специальной квалификационной коллегии по отбору кандидатов на должности судей Верховного Суда Российской Федерации.

Законопроектом также предлагается внести изменения в Конституцию РФ в части, касающейся прокуратуры РФ.

Предлагается установить, что заместители Генерального прокурора РФ назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Прокуроры субъектов РФ, а также иные прокуроры, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ. При этом назначение на должность прокуроров субъектов РФ осуществляется по представлению Генерального прокурора РФ, согласованному с субъектами РФ.

Прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ.

(Проект Федерального закона N 352924-6 "Закон РФ о поправке к Конституции РФ "О Верховном Суде РФ и прокуратуре РФ")

Госдума рассмотрит законопроект об освобождении от земельного налога малых земельных участков

Госдума РФ рассмотрит законопроект о внесении изменений в статью 389 части второй Налогового кодекса РФ, разработанный депутатами фракции "Справедливая Россия".

Законопроектом предлагается не признавать объектом налогообложения по земельному налогу земельные участки, площадью не более 800 кв.м., которые являются единственными находящимися в собственности у налогоплательщика – физического лица.

Таким образом, законопроект освобождает от налогообложения тех граждан, у которых имеются незначительные по площади участки, и у которых такой участок является единственным.

(Законопроект № 255149-6 "О внесении изменений в статью 389 части второй Налогового кодекса РФ")

Госдума рассмотрит поправки в порядок ведения бухгалтерского учета НКО

Госдума РФ рассматривает в первом чтении законопроект о внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О бухгалтерском учете" в части организации ведения бухгалтерского учета некоммерческих организаций.

Так, в частности, законопроектом разрешается ведение бухгалтерского учета непосредственно руководителем некоммерческой организации.

Исключение составляют некоммерческие организации, поступления денежных средств и иного имущества которых за предшествующий год превысили три миллиона рублей.

Кроме того, ограничения сохраняются для коллегий адвокатов, адвокатских бюро, юридических консультаций, адвокатских и нотариальных палат, жилищно-строительных, кредитных и сельскохозяйственных потребительских кооперативов, микрофинансовых организаций, а также политических партий и СРО.

(Законопроект № 302983-6 "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О бухгалтерском учете" в части организации ведения бухгалтерского учета некоммерческих организаций")

Госдума одобрила в первом чтении законопроект об уплате российскими автопроизводителями утилизационного сбора

Накануне депутаты Госдумы одобрили в первом чтении законопроект о внесении изменений в законодательство об отходах производства и потребления.

Так, в частности, проектом федерального закона предлагается признать утратившими силу абзацы пятый, шестой и седьмой пункта 6 статьи 241 Федерального закона "Об отходах производства и потребления".

Признание утратившим силу абзаца пятого будет означать исключение возможности принятия организациями - изготовителями колесных транспортных средств обязательства обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты указанными транспортными средствами своих потребительских свойств, вместо уплаты утилизационного сбора.

Таким образом, российские производители автомобилей после вступления в силу Федерального закона будут уплачивать утилизационный сбор.

(Законопроект № 289157-6 "О внесении изменений в статью 24-1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления")


Вернуться в начало


Судебная практика

Ошибочное завышение налоговой базы по НДС исправляется уточненкой, а не вычетом

Строительная компания заключила договоры долевого участия в строительстве с физическими и юридическими лицами в 2007 году. В момент получения денежных средств от дольщиков компания исчисляла НДС. Однако обязанность уплачивать данный налог с поступивших денежных средств по инвестиционным договорам согласно НК отсутствовала.

Компания разобралась в данном обстоятельстве гораздо позже, и в марте 2011 года решила представить уточненную налоговую декларацию по НДС за 2 квартал 2008 года. В данной декларации компания спорную сумму начисленного в 2007 году НДС в сумме более 6 миллионов рублей предъявила к вычету.

Период для уточнения, исходя из указанных дат, был выбран тот, по которому еще не пропущен трехлетний срок.

По результатам камеральной проверки инспекцией было предложено уменьшить предъявленный к возмещению НДС полностью на всю заявленную сумму. ИФНС сочла, что в соответствии с пунктом 1 статьи 54 НК, при обнаружении ошибок в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым периодам, налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый период, в котором выявлены ошибки.

Компания не согласившись с таким решением, подала в суд. Арбитражный суд первой инстанции встал на сторону налогоплательщика. То обстоятельство, что компания заявила налоговый вычет не в налоговые периоды 2007 года, а в налоговой декларации за 2 квартал 2008 года, само по себе не может служить основанием для лишения его права на применение налогового вычета. Соответственно, внесение исправлений в налоговую декларацию по НДС за 2 квартал 2008 года произведено фирмой в соответствии с действующим законодательством.

Однако апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции, так как, действительно, в соответствии с действующим законодательством, в данном случае компании необходимо было представить уточненную декларацию за 2007 год, а не заявлять налог к возмещению в 2008 году. Кассационный суд подтвердил решение апелляции.

Компания решила не останавливаться и дойти до Высшего арбитражного суда. Но ВАС отказал в передаче данного дела для пересмотра в порядке надзора, посчитав правомерным решение судов апелляционной и кассационной инстанций.

(Определение ВАС РФ от 16.09.2013 № ВАС-12756/13)

Конституционный суд указал, что при прощении физлицу процентов надо уплатить НДФЛ

Гражданин обратился в Конституционный суд, оспаривая некоторые положения НК, включая статью 212 "Особенности определения налоговой базы при получении доходов в виде материальной выгоды", которые применили суды общей юрисдикции, рассматривая дело этого гражданина. Оспариваемые нормы НК заявитель считает неопределенными, позволяющими неправомерно взимать НДФЛ с суммы предусмотренных договором процентов за пользование кредитом, а также суммы неустойки в том случае, если кредитор отказался от взыскания с должника сумм процентов и неустойки.

По мнению заявителя, упомянутые нормы НК противоречат статьям Конституции РФ о всеобщем равенстве, о праве владения и распоряжения имуществом, о том, что в РФ не должны издаваться законы, ограничивающие права человека, а также статье 57, которая гласит: "Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют".

КС отказал в принятии к рассмотрению жалобы гражданина. Оспариваемые законоположения не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя, указано в Определении КС.

(Определение КС от 16 июля 2013 г. N 1178-О)

Суд разъяснил налоговому агенту, когда перечисляется НДФЛ с отпускных, но снизил штраф в 5 раз

Фирма обратилась в суд с заявлением о признании недействительным решения о взыскании штрафа за несвоевременное перечисление НДФЛ в бюджет в размере 160 тысяч рублей.

Фирма ссылается на то, что отпускные - это часть заработной платы, и НДФЛ с них может перечисляться в бюджет при окончательном расчете за месяц, в котором выплачены отпускные. Поэтому, перечислив отпускные на счета работников, фирма не перечислила в установленный срок сумму НДФЛ, на что указали налоговики при проверке.

Суд указывает на то, что в соответствии со статьей 226 НК налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму НДФЛ непосредственно из доходов работника при их фактической выплате. Дата фактической выплаты отпускных и стала предметом спора.

Суд, разъясняет, что оплата отпуска должна производиться не позднее, чем за три дня до его начала. При определении отпускных размер доходов текущего месяца на их размер не влияет, таким образом, препятствий для перечисления НДФЛ у фирмы не было. Следовательно, перечисление НДФЛ с суммы отпускных должно производиться в день их выплаты. Мнение суда согласуется с правовой позицией ВАС, изложенной в постановлении от 07.02.2012 N 11709/11 по делу N А68-14429/2009.

Однако снижая размер штрафа в 5 раз, суд учел смягчающие обстоятельства: ошибка допущена за незначительный период времени, за предыдущие периоды у фирмы задолженности по НДФЛ не было, отсутствие умысла и то, обстоятельство, что заявитель не является злостным неплательщиком налогов.

Решение суда поддержали суды апелляционной и кассационной инстанций в части признании решения о взыскании штрафа правомерным и уменьшении его размера до 28 тысяч рублей.

(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 05.09.2013 по делу № А67-7726/2012)

Суды: зарегистрировать ООО можно, указав только одно лицо, действующее без доверенности

Подавая документы на госрегистрацию ООО, учредители в заявлении по форме NР11001 указали двух физлиц, имеющих право действовать без доверенности. Один из них был избран генеральным директором, а другой - финансовым директором.

В госрегистрации такого юрлица было отказано. Граждане подали в суд. Однако суды, включая коллегию судей ВАС, указали на правоту налоговиков: "В силу положений пункта 4 статьи 32 и статьи 40 Закона об обществах с ограниченной ответственностью руководство текущей деятельностью общества с ограниченной ответственностью без доверенности может осуществляться только одним единоличным исполнительным органом, являющимся физическим лицом".

Коллегия судей ВАС отказала в передаче дела на рассмотрение президиума, поскольку нарушения единообразия судебной практики по данному вопросу не обнаружила.

(Определение ВАС РФ от 01.10.2013 № ВАС-13083/13)


Вернуться в начало


Прочее

Особый порядок налогообложения при реализации крупных инвестпроектов распространяется на отдельные регионы

Минфин РФ дал разъяснения по вопросу распространения на Республику Тыва и Республику Коми действия положений Федерального закона № 267-ФЗ от 30 сентября 2013 года "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в части стимулирования инвестиционных проектов на территориях Дальневосточного федерального округа, Забайкальского края, Республики Бурятия и Иркутской области".

Ведомство отмечает, что законом предусматривается установление особого порядка налогообложения при реализации региональных инвестиционных проектов на территории Республики Бурятия, Республики Саха (Якутия), Республики Тыва, Забайкальского края, Камчатского края, Приморского края, Хабаровского края, Амурской области, Иркутской области, Магаданской области, Сахалинской области, Еврейской автономной области, Чукотского автономного округа.

На инвестиционные проекты, реализуемые на территории Республики Коми, особый порядок налогообложения не распространяется.

(Письмо Минфина России № 03-06-06-01/40116 от 27.09.2013)

Об отнесении ООО к крупнейшим налогоплательщикам

Существуют критерии, по которым юрлица признаются крупнейшими налогоплательщиками (КН). Они регулярно уточняются.

Так, в 2012 г. были изменены критерии регионального уровня. Суммарный объем полученных доходов - от 1 до 20 млрд руб. При этом либо активы находятся в пределах от 100 млн до 20 млрд руб. включительно, либо общие начисления федеральных налогов и сборов составляют от 75 млн до 1 млрд руб.

Организация относится к КН по показателям финансово-экономической деятельности за любой год из предшествующих 3 лет, не считая последнего отчетного года. Она сохраняет данный статус в течение 3 лет, следующих за годом, в котором перестала удовлетворять критериям.

По информации УФНС России показатели финансово-экономической деятельности ООО соответствуют критериям даже без учета показателей по видам деятельности, по которым применяется ЕНВД. Таким образом, в 2013 г. они правомерно относятся к КН.

Действие актов, определяющих особенности налогообложения и налогового администрирования КН, распространяется на правоотношения, начиная с периода, в котором лицу был присвоен соответствующий статус.

Таким образом, вывод о том, что приказ ФНС России, утвердивший изменения в критерии на региональном уровне, ухудшает положение организаций с учетом действия его обратной силы, некорректен.

Этим документом статус КН по правоотношениям, возникшим до его принятия, не присваивался. Таким образом, он обратной силы не имеет.

(Письмо ФНС России от 8 октября 2013 г. № АС-4-2/17970@ "По вопросу отнесения организаций к КН")

Для получения вычета по НДС авиабилеты должны быть переведены на русский язык

Суммы НДС, уплаченные по расходам на проезд к месту служебной командировки и обратно, можно заявить к вычету. Сохраняется ли право на вычет НДС, если авиабилеты составлены на иностранном языке? Да, сохраняется, но при условии, если имеется письменный перевод на русский язык реквизитов билета, необходимых для применения вычета. Такие разъяснения дает Минфин.

Объяснение такое. Согласно пункту 9 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, первичные учетные документы, составленные на иностранных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык. Исключений для электронных авиабилетов или иных замещающих их первичных документов, выписанных на иностранном языке, не предусмотрено. Таким образом, в случае оформления авиабилетов и иных перевозочных документов на иностранном языке, необходимо перевести на русский язык реквизиты, обязательные для применения вычета по НДС. К ним относятся наименование продавца и покупателя, наименование и стоимость оказанных услуг, налоговая ставка НДС и сумма налога. Переводить иную информацию (например, правила перевозки багажа, условий применения тарифа) не нужно, пояснили в Минфине.

(Письмо Минфина России от 01.10.13 № 03-07-15/40623)

Минфин: модернизация основного средства на норму амортизации не влияет

Финансовое ведомство напомнило порядок начисления амортизации по основным средствам, которые были модернизированы. Модернизация объекта ОС может повлечь за собой увеличение срока амортизации, но не изменение ее нормы.

Как известно, амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Амортизационная группа для того или оного объекта амортизируемого имущества определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта. Об этом сказано в пункте 1 статьи 258 Налогового кодекса.

В этой же норме Налогового кодекса установлено, что налогоплательщик вправе увеличить срок полезного использования объекта основных средств, если после реконструкции, модернизации или технического перевооружения такого объекта увеличился срок его полезного использования. Однако увеличение срока полезного использования может быть осуществлено в пределах сроков, установленных для той амортизационной группы, в которую ранее было включено основное средство.

Получается, что основные средства после проведения их модернизации не могут быть переведены в иные амортизационные группы. Соответственно, остаточную стоимость таких объектов следует продолжать амортизировать по нормам, которые были определены при вводе ОС в эксплуатацию.

(Письмо Минфина России от 03.10.13 № 03-03-06/1/40974)

Минфин подтвердил: НК РФ не запрещает учитывать в расходах "иностранные" налоги

Минфин еще раз подтвердил, что налоги, уплаченные в других государствах, могут быть отнесены к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Исключение составляют налоги, по которым НК РФ напрямую предусматривает порядок устранения двойного налогообложения путем зачета. Например, налог на прибыль, уплаченный в иностранном государстве, учитывается методом зачета на основании специальных положений ст. 311 НК РФ.

В Минфине отмечают, что расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. В пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ говорится о налогах и сборах, начисленных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Однако перечень прочих расходов, связанных с производством и реализацией, является открытым. Согласно пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся другие расходы, связанные с производством и реализацией.

Кроме того, в ст. 270 НК РФ, устанавливающей перечень расходов, не учитываемых в целях налогообложения, нет запрета на то, чтобы принимать в расходы налоги, уплаченные на территории иностранного государства.

(Письмо Минфина России от 04.10.13 № 03-03-06/2/41278)

С учетом положений законодательства об устранении двойного налогообложения расходы российской организации в виде налога на прибыль, уплаченного в иностранном государстве, учитываются методом зачета на основании специальных положений Налогового кодекса РФ

Сообщается, что по общему правилу расходы в виде сумм налогов и сборов, уплаченных на территории иностранных государств, могут быть учтены при формировании налоговой базы по налогу на прибыль на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Те налоги, по которым НК РФ напрямую предусматривает порядок устранения двойного налогообложения путем зачета налога, уплаченного на территории иностранного государства, не подлежат учету в составе расходов при расчете налога на прибыль организаций. Такие налоги учитываются методом зачета на основании специальных положений ст. 311 НК РФ.

(Письмо ФНС России от 03.09.2013 N ЕД-4-3/15969@ "Об учете в целях налогообложения прибыли сумм налогов, уплаченных на территориях иностранных государств")

Премия, полученная от поставщика за выполнение определенных условий договора поставки товаров, включается в налоговую базу по УСН покупателя

Организация, которая применяет упрощенную систему налогообложения, получила от поставщика товаров премию за выполнение определенных условий договора поставки. Нужно ли включить эту сумму в налоговую базу по единому налогу? Да, нужно, считают в Минфине России.

Объяснение достаточно простое. Как известно, в налоговую базу по УСН включаются доходы от реализации и внереализационные доходы (ст. 346.15 НК РФ). При этом выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права (ст. 249 НК РФ).

По мнению Минфина, из вышеприведенных норм Налогового кодекса следует, что доход организации, применяющей упрощенную систему налогообложения, полученный в виде премии за выполнение определенных условий договора поставки товаров, включается в налоговую базу по УСН. Датой получения такого дохода будет день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу (п. 1 ст. 346.17 НК РФ).

(Письмо Минфина России от 30.09.13 № 03-11-06/2/40319)

Наличие крупного участка не лишает дачное товарищество права на УСН

Минфин РФ разъяснил вправе ли дачное некоммерческое товарищество, имеющее в собственности крупный земельный участок, применять УСН.

Ведомство напоминает, что согласно НК РФ, не вправе применять УСН организации, у которых остаточная стоимость основных средств, определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете, превышает 100 млн. рублей.

При этом в целях применения указанной нормы учитываются основные средства, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 НК РФ. Вместе с тем, положениями НК РФ установлено, что земля не подлежит амортизации.

Следовательно, независимо от стоимости земельного участка дачное некоммерческое товарищество вправе применять упрощенную систему налогообложения при условии соблюдения иных требований главы 26.2 НК РФ.

(Письмо Минфина России № 03-05-06-02/40169 от 27.09.2013)

Кондиционеры и сигнализация - движимое имущество, при вводе в 2013 году налогом не облагаются

Минфин еще раз разъяснил, чем отличается движимое имущество от недвижимого. Как говорилось и ранее, с учетом закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", не включаются в состав объекта недвижимого имущества единицы ОС, учитываемые как отдельные инвентарные объекты, которые могут быть использованы вне объекта недвижимости, демонтаж которых не причиняет несоразмерного ущерба его назначению и (или) функциональное предназначение которых не является неотъемлемой частью здания, сооружения.

Следовательно, не входящие в состав единого конструктивного объекта капитального строительства (здания) инвентарные объекты движимого имущества (кондиционеры, пожарная и охранная сигнализация и другое движимое имущество), поставленные на баланс в состав основных средств с 1 января 2013 года, не являются объектом налогообложения по налогу на имущество организаций.

Напомним также: ранее Минфин указал, что льгота не применяется у арендатора к принятым им на свой баланс объектам неотделимых улучшений арендованной недвижимости.

(Письмо Минфина России от 04.10.13 № 03-05-05-01/41301)

Купив жилье для ребенка, родитель получает вычет, при этом и ребенок не теряет на него право

Минфин напомнил о новом порядке получения имущественных вычетов по НДФЛ, вступающем в силу с 1 января 2014 года.

Ведомство также коснулось вопроса получения вычета в случае приобретения родителями жилья или доли в нем в собственность несовершеннолетних детей. В действующей редакции статьи 220 НК прямо не предусмотрено, что родитель получает вычет в части оплаты доли ребенка. Однако согласно постановления Конституционного суда от 13.03.2008 N 5-П в случае, если родитель приобретает за счет собственных средств квартиру в общую долевую собственность со своими несовершеннолетними детьми, он имеет право на получение вычета в соответствии с фактически произведенными им расходами в пределах общего размера налогового вычета.

Поскольку в этом случае вычет получает родитель, ребенок сохраняет право на получение имущественного налогового вычета.

Напомним также, что новая редакция статьи 220 НК прямо предусматривает право родителя (а также усыновителя, приемного родителя, опекуна, попечителя) получить вычет при оплате доли несовершеннолетнего ребенка.

(Письмо Минфина России от 09.09.13 № 03-04-05/37060)

Минфин напомнил, с какого момента налоговый агент может зачесть НДФЛ при изменении налогового статуса работника

Если в течение налогового периода работник приобрел статус налогового резидента и этот его статус больше не может измениться, то суммы выплаченного ему вознаграждения облагаются НДФЛ по ставке 13 процентов с начала налогового периода. А ранее удержанный налог по ставке 30 процентов налоговый агент может зачесть, начиная с месяца, в котором число дней пребывания работника в России превысило 183 дня.

По общему правилу, налоговыми резидентами признаются лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ). При этом такие дни могут не следовать один за другим: 183 дня исчисляются путем суммирования всех календарных дней, в которые физическое лицо находилось в России (письмо ФНС России от 22.08.12 № ЕД-4-3/13897@).

В комментируемом письме Минфин отметил, что если работник стал резидентом и его статус больше не может измениться (то есть работник находится в России более 183 дней с начала года), то его заработная плата облагается НДФЛ по ставке 13 процентов с начала этого налогового периода. В такой ситуации налоговый агент должен руководствоваться пунктом 3 статьи 226 НК РФ. В данной норме сказано, что НДФЛ необходимо исчислять ежемесячно нарастающим итогом с начала налогового периода с зачетом уже удержанной суммы налога.

Таким образом, НДФЛ по ставке 30 процентов, удержанный с зарплаты работника до приобретения им статуса налогового резидента, засчитывается в счет налога, который работодатель должен перечислить по ставке 13 процентов с доходов, полученных таким работником с начала налогового периода. Такой зачет нужно проводить, начиная с месяца, в котором работник приобрел статус налогового резидента. После того, как вся сумма налога будет зачтена, нужно возобновить удержание НДФЛ, но уже по ставке 13 процентов. Если же налог по итогам налогового периода будет зачтен не полностью, то по окончании налогового периода работнику следует обратиться в инспекцию за возвратом оставшейся части налога (подп. 1.1 ст. 231 НК РФ).

(Письмо Минфина России от 03.10.13 № 03-04-05/41061)

Расходы на уплату комиссии за обслуживание кредита включаются в состав профессионального вычета, но проценты по кредиту не уменьшают НДФЛ

Специалисты финансового ведомства разъяснили, можно ли учесть в составе профессионального налогового вычета по НДФЛ расходы на уплату комиссии за предоставление и обслуживание кредитной линии, а также расходы на уплату процентов по кредиту.

В пункте 1 статьи 221 Налогового кодекса оговорено, что индивидуальный предприниматель может включить в состав профессионального налогового вычета фактически произведенные и документально подтвержденные расходы, которые непосредственно связаны с извлечением доходов. Состав таких расходов ИП определяет самостоятельно, руководствуясь положениями главы 25 НК РФ.

Как определить, что тот или иной вид расходов непосредственно связан с извлечением дохода от осуществления предпринимательской деятельности? По мнению Минфина, об этом может свидетельствовать связь расходов с производством и (или) реализацией товаров, работ или услуг. Основываясь на этом утверждении, а также принимая во внимание положения пункта 1 статьи 221 НК РФ, в финансовом ведомстве делают следующие выводы.

Суммы комиссии, взимаемой банком за совершение операций по открытию и обслуживанию кредитной линии, могут быть учтены в составе профессионального налогового вычета. Потому как расходы на оплату услуг банков, согласно положениям подпункта 25 пункта 1 статьи 264 НК РФ, относятся к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией. А вот суммы процентов за кредит в профессиональный вычет включить нельзя. Поскольку статья 265 НК РФ определяет такие расходы как внереализационные.

(Письмо Минфина России от 01.10.13 № 03-04-05/40601)

Нельзя отказать в госрегистрации юрлицу из-за наименования, тождественного имени другой организации

Использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица, не является поводом для отказа в государственной регистрации.

По общему правилу, организации запрещено использовать фирменное наименование, которое совпадает с фирменным наименованием другой, уже зарегистрированной в ЕГРЮЛ, организации, которая осуществляет аналогичную деятельность. Об этом сказано в пункте 3 статьи 1474 Гражданского кодекса.

Однако, как следует из той же нормы ГК РФ, требование прекратить использование фирменного наименования может заявить только его правообладатель. У налоговых органов такого права нет. Они не проверяют представленные на регистрацию документы на предмет их соответствия федеральным законам (за исключением заявления о государственной регистрации). Так гласит пункт 4.1 статьи 9 Федерального закона от 08.08.01 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Решение об отказе в госрегистрации юридического лица может быть принято налоговиками только в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ. В данной норме ничего не сказано о "тождественности фирменных наименований". Поэтому, как считают в ФНС, налоговики обязаны зарегистрировать организацию, даже если ее наименование совпадает с наименованием иной организации, зарегистрированной ранее.

(Письмо ФНС России от 20.09.13 № СА-4-7/16976)

Минфином России даны рекомендации по проведению аудита в части соблюдения требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) "преступных" доходов и финансированию терроризма

В письме приведен подробный перечень операций, подлежащих обязательному контролю, сведения о которых должны направляться в контролирующий орган (в том числе перечень операций с наличными денежными средствами, объем которых равен или превышает 600 тыс. рублей), сообщено о действиях аудитора по проверке соблюдения клиентами требований об идентификации клиентов, организации внутреннего контроля, фиксирования и хранения информации.

В приложении к письму приведен перечень нормативных актов в области противодействия легализации "преступных" доходов и финансированию терроризма по состоянию на 1 июня 2013 года.

(Письмо Минфина России от 02.10.2013 N 07-02-05/40858 "О практике применения законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма")


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.