Мониторинг законодательства



Бухгалтерский учет и налогообложение

Утверждены новые нормы естественной убыли продовольственных товаров

Приказом Минпромторга утверждены новые нормы естественной убыли продовольственных товаров в сфере торговли и общественного питания.

Нормы применяются для списания потерь от недостачи и порчи товаров в бухгалтерском и налоговом учете. Так, в бухгалтерском учете недостача товаров и их порча в пределах норм естественной убыли списывается на издержки производства и обращения. В целях налогообложения прибыли потери от недостачи и порчи при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей в пределах норм включаются в материальные расходы.

Новые нормы, как и ранее утвержденные, объединены в 52 раздела и содержат, в том числе, нормы естественной убыли:

  • охлажденных мяса и субпродуктов после транспортирования при хранении на холодильниках;
  • парных мяса и субпродуктов при охлаждении в камерах холодильников;
  • охлажденных мяса и субпродуктов при хранении в камерах холодильников;
  • колбас и копченостей при хранении на холодильниках;
  • сыров при хранении на холодильниках;
  • рыбы и рыбных продуктов, хлебобулочных продуктов в розничной торговой сети;
  • кондитерских, бакалейных товаров, плодов, овощей и грибов переработанных при хранении и отпуске в кладовых предприятий общественного питания;
  • свежих картофеля, овощей и плодов при кратковременном хранении на базах, складах разного типа в заготовительных пунктах.

Приказ вступает в силу по истечении 10 дней после официального опубликования. В настоящее время документ не опубликован.

Ранее нормы естественной убыли продовольственных товаров были утверждены приказом Минэкономразвития России от 07.09.2007 № 304.

(Приказ Минпромторга России от 01.03.2013 № 252)

Как применять квалифицированные сертификаты ключей проверки электронной подписи в информсистемах ФНС России?

Утвержден порядок применения квалифицированных сертификатов ключей проверки электронной подписи (КСКПЭП) в информсистемах ФНС России. Он вводится в действие с 15.04.2013.

Прописаны общие принципы применения участниками электронного взаимодействия КСКПЭП, выданных в соответствии с Законом от 2011 г. об электронной подписи.

Так, налогоплательщики при взаимодействии с ФНС России в электронном виде применяют сертификаты организации (с указанием физлица, действующего от имени владельца КСКПЭП), ИП и гражданина.

Перечислены обязательные значения атрибутов имени, которые должны содержать КСКПЭП налогоплательщиков.

Приведен основной набор символов, разрешенных к использованию при заполнении атрибутов КСКПЭП участников электронного взаимодействия.

Закреплены требования, обеспечивающие проверки значений атрибутов имени КСКПЭП; правила предоставления удостоверяющими центрами (УЦ) списков аннулированных КСКПЭП. Уделено внимание загрузке в информсистемы ФНС России КСКПЭП УЦ.

Требования к сертификату ключа подписи и списку отозванных сертификатов для обеспечения единого пространства доверия сертификатам ключей, утвержденные в 2009 г., применяются до даты признания утратившим силу Закона от 2002 г. об электронной цифровой подписи.

(Приказ ФНС России от 8 апреля 2013 г. № ММВ-7-4/142@ "Об утверждении Порядка применения квалифицированных сертификатов ключей проверки электронной подписи в информационных системах ФНС России")

Минфин обновил перечень банков, чьи гарантии годятся для заявительного возмещения НДС

На сайте Минфина опубликован обновленный перечень банков, соответствующих требованиям пункта 4 статьи 176.1 Налогового кодекса РФ.

Теперь в перечне 334 кредитных организации.


Вернуться в начало


Социальное страхование и обеспечение

Регламентирован порядок приема Пенсионным фондом РФ расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование от плательщиков страховых взносов

Определены состав, сроки и последовательность административных действий ПФР при выполнении данной функции, в том числе в электронной форме.

Установлено, что прием расчета осуществляется не позднее одного рабочего дня, следующего за днем его поступления. Прием расчета, поступившего в праздничный или выходной день, осуществляется в первый следующий за ним рабочий день.

В приложении к документу приведена контактная информация территориальных органов ПФР по субъектам РФ.

(Приказ Минтруда России от 22.10.2012 N 329н "Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по приему от плательщиков страховых взносов расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование", зарегистрировано в Минюсте России 09.04.2013 N 28050)

Регламентирован порядок рассмотрения Пенсионным фондом РФ заявлений о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала

Определены состав, сроки и последовательность административных действий ПФР при выполнении данной функции.

Установлено, что заявление подлежит рассмотрению в месячный срок с даты его предоставления (с приложением необходимых документов). Определен исчерпывающий перечень документов, прилагаемых к заявлению.

В приложении к документу приведена контактная информация территориальных органов ПФР по субъектам РФ.

(Приказ Минтруда России от 29.10.2012 N 346н "Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами государственной услуги по рассмотрению заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала", зарегистрировано в Минюсте России 10.04.2013 N 28074)

Определены процедуры оформления, выдачи и учета Минздравом России удостоверений ветерана боевых действий

Основанием для выдачи удостоверения является установленный законодательством документально подтвержденный факт выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов, контртеррористических операций, а также факт выполнения правительственных боевых заданий. В качестве документов, подтверждающих наличие оснований для выдачи удостоверения, рассматриваются приказы, записи в удостоверениях личности, военных билетах и трудовых книжках, командировочные удостоверения, архивные справки и иные документы.

Для получения удостоверения необходимо обратиться с соответствующим заявлением и документами в кадровое подразделение Минздрава России или кадровые подразделения находящихся в его ведении федеральной службы и федерального агентства. Удостоверение выдается ветерану под расписку.

(Приказ Минздрава России от 29.12.2012 N 1652н "О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий", зарегистрировано в Минюсте России 09.04.2013 N 28052)


Вернуться в начало


Таможенное дело

Определен порядок регистрации деклараций о соответствии продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза

Установлено, в частности, что декларация о соответствии подлежит регистрации в Едином реестре выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии.

Регистрация деклараций о соответствии осуществляется органами по сертификации, включенными в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза, или уполномоченными органами государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства.

К декларации необходимо приложить следующие документы:

  • заявление о регистрации декларации о соответствии, подписанное заявителем;
  • копии документов, подтверждающих государственную регистрацию юридического лица или государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством государств-членов;
  • копия договора с иностранным изготовителем, предусматривающего обеспечение соответствия поставляемой продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза и ответственность за несоответствие поставляемой на таможенную территорию Таможенного союза продукции указанным требованиям (для лица, выполняющего функции иностранного изготовителя).

Декларация о соответствии считается зарегистрированной с момента присвоения ей регистрационного номера в Едином реестре выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии.

Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.

(Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 09.04.2013 N 76 "Об утверждении Положения о регистрации деклараций о соответствии продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза")

Внесены уточнения в порядок формирования и ведения Единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии

В частности, установлено, что Единый реестр формируется в электронном виде на базе программно-аппаратных средств уполномоченных органов с обеспечением возможности доступа к национальным частям Единого реестра с официальных сайтов уполномоченных органов и Евразийской экономической комиссии в сети Интернет.

Национальные части Единого реестра состоят из следующих разделов:

  • сертификаты соответствия и декларации о соответствии на продукцию, включенную в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов;
  • сертификаты соответствия и декларации о соответствии требованиям технических регламентов Таможенного союза.

Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.

(Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 09.04.2013 N 77 "О внесении изменений в некоторые решения Комиссии Таможенного союза")


Вернуться в начало


Законопроекты

Размер страховых взносов в ПФР, уплачиваемых индивидуальными предпринимателями, не применяющими труд наемных работников, предлагается дифференцировать в зависимости от величины полученного ими дохода

В 2013 году сумма страховых взносов, уплачиваемых в фиксированных размерах, увеличилась до 35664 рублей (что почти в 2 раза больше, чем в 2012 году).

Согласно пояснению разработчиков законопроекта, результатом такого повышения стало резкое сокращение количества индивидуальных предпринимателей.

В этой связи для указанных налогоплательщиков предлагается фиксированный размер страхового взноса определять в следующем порядке:

  • при величине годового дохода менее 300 тысяч рублей - как произведение МРОТ и тарифа страховых взносов, увеличенное в 12 раз;
  • при величине годового дохода свыше 300 тысяч рублей - как произведение МРОТ и тарифа страховых взносов, увеличенное в 12 раз, плюс один процент от суммы превышения величины фактически полученного дохода над установленной величиной в 300 тысяч рублей.

(Законопроект N 258106-6 "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования")

Подготовлен очередной законопроект, предусматривающий снижение нагрузки по уплате страховых взносов во внебюджетные фонды для малого бизнеса

Так, в частности, предлагается вернуть действовавший до 1 января 2013 года порядок определения суммы страховых взносов в ПФР индивидуальными предпринимателями в виде фиксированного платежа, размер которого исчислялся исходя из однократного размера МРОТ (в настоящее время применяется двукратный размер МРОТ).

Законопроектом уточняются также формулировки налогового законодательства, в соответствии с которыми ИП смогут уменьшить сумму налога, уплачиваемого в связи с применением ЕНВД, а также УСН (с объектом налогообложения "доходы"), на все уплаченные суммы страховых взносов в ПФР и ФФОМС (согласно действующей редакции законоположений уменьшить налог на суммы фиксированного платежа можно, только если ИП не применяют труд наемных работников).

Предусматривается также продление права на применение пониженных тарифов страховых взносов для налогоплательщиков, осуществляющих определенные виды предпринимательской деятельности в производственной и социальной сферах и применяющих УСН или ПСН.

Кроме того, предлагается освободить от уплаты фиксированного размера страхового взноса лиц, занимающихся частной практикой, достигших пенсионного возраста.

(Законопроект N 260484-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование")

Минтруд России предложил новые страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов

Страховые тарифы определены в соответствии с видами экономической деятельности по классам профессионального риска в процентах к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров и включаются в базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

Предусмотрено, что в 2014 году и на плановый период 2015 и 2016 годов страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются в размере 60 процентов размера установленных страховых тарифов:

  • организациями любых организационно-правовых форм и индивидуальными предпринимателями работникам, являющимся инвалидами I, II и III группы;
  • общественными организациями инвалидов (в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов;
  • организациями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 процентов, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25 процентов;
  • учреждениями, которые созданы для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов.

Предполагается, что федеральный закон вступит в силу с 1 января 2014 года.

(Законопроект "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов")

Депутаты предлагают включить в имущественный вычет расходы на оценку недвижимости

В Госдуму поступил законопроект о внесении изменения в статью 220 части второй Налогового кодекса РФ, которым предусматривается внесение изменений в порядок применения имущественного вычета, связанного с приобретением гражданами жилья, либо его строительства.

Документом предполагается дополнить перечень расходов налогоплательщика, которые включаются в имущественный вычет, затратами налогоплательщика на оплату услуг по независимой оценке рыночной стоимости приобретаемого жилья.

(Законопроект № 261669-6 "О внесении изменения в статью 220 части второй Налогового кодекса РФ")


Вернуться в начало


Судебная практика

ВАС: в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет предприниматель не обязана платить страховые взносы

Если индивидуальный предприниматель находилась в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет и не получала за этот период доход от своего бизнеса, то она не обязана уплачивать страховые взносы. Такой вывод следует из определения Высшего арбитражного суда об отказе в передаче дела в Президиум этого суда.

Суть конфликта такова. В период отпуска по уходу за ребенком до полутора лет женщина-индивидуальный предприниматель из Ульяновской области не уплачивала страховые взносы в ПФР, поскольку не имела дохода от предпринимательской деятельности. Но проверяющие из местного отделения Пенсионного фонда указали на то, что Федеральный закон от 24.07.09 № 212-ФЗ не освобождает предпринимателей от уплаты страховых взносов на период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения возраста полутора лет. Из системного толкования норм этого закона следует, что предприниматель признается застрахованным на весь период страхования — с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и до прекращения им деятельности в таком качестве. То есть при наличии у физического лица статуса индивидуального предпринимателя он обязан уплачивать страховые взносы на ОПС. На этом основании контролеры начислили страховые взносы, пени и штраф.

Но суды всех инстанций поддержали ИП. Прежде всего, арбитры сослались на пункт 3 информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.04.06 № 107, который освобождает предпринимателя от уплаты страховых взносов (в виде фиксированного платежа) в случае неосуществления им предпринимательской деятельности в период отпуска по уходу за ребенком до полутора лет. Кроме того, суды напомнили правовую позицию Конституционного суда РФ, который сослался на нормы Федерального закона от 15.12.01 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" и Федерального закона от 17.12.01 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ". Положения этих законов не предполагают взимание с предпринимателя страховых взносов в виде фиксированного платежа за период, в течение которого он не вел деятельность в связи с уходом за ребенком до полутора лет (определение КС от 12.05.05 № 182-О). По мнению судей, это разъяснение Конституционного суда актуально и сейчас. Поскольку в данной ситуации было установлено, что предприниматель в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет не занималась бизнесом, то она правомерно не платила взносы в ПФР.

(Определение ВАС от 03.04.13 № ВАС-3550/13)

ВАС: на компенсацию проезда "вахтовикам" страховые взносы не начисляются

Оплата проезда сотрудникам, работающим вахтовым методом, от пункта сбора до места нахождения работы, является компенсационной выплатой, связанной с выполнением трудовых обязанностей, а потому страховыми взносами не облагается. Такой вывод следует из определения ВАС РФ об отказе в передаче дела в Президиум этого суда.

По мнению контролеров ФСС из Амурской области, компания должна была включить в базу для начисления страховых взносов стоимость проезда сотрудников, работающих вахтовым методом, от места жительства до места нахождения работодателя и обратно. Поскольку это сделано не было, чиновники оштрафовали страхователя по пункту 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ на сумму более чем 500 тыс. рублей.

Однако суды всех инстанций признали штраф неправомерным. Арбитры сослались на положение подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ. В этой норме сказано, что все виды законодательно установленных компенсационных выплат, связанных с выполнением работниками трудовых обязанностей, не облагаются страховыми взносами. В статье 164 Трудового кодекса предусмотрено, что под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей. Указанные выплаты не входят в систему оплаты труда и производятся работнику в качестве компенсации его затрат, связанных с выполнением трудовых обязанностей. По мнению судей, статья 164 ТК РФ позволяет работодателю компенсировать сотруднику расходы на проезд до вахты и обратно. Соответственно, данная компенсация не входит в систему оплаты труда (постановление ФАС Дальневосточного округа от 30.01.13 № Ф03-5919/2012).

Коллегия судей ВАС с выводом нижестоящих судов согласилась. К перечисленным доводам арбитры добавили еще один. Согласно подпункту 12.1 пункта 1 статьи 264 НК РФ, расходы на доставку работников-"вахтовиков" от места жительства (сбора) до места работы и обратно, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, а не к расходам на оплату труда. А раз такие суммы не являются составной частью заработной платы работников, то они не признаются объектом обложения страховыми взносами.

(Определение ВАС от 04.04.13 № ВАС-3786/13)

Исключение недействующего юрлица из ЕГРЮЛ не является обязанностью налогового органа

ФАС Северо-Кавказского округа отклонил довод о том, что налоговый орган, приняв решение о предстоящем исключении предприятия из ЕГРЮЛ, обязан внести в реестр соответствующую запись.

ФАС указал, что юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа.

При наличии одновременно всех указанных признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ. Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа, допускается и в тех случаях, когда указанное лицо имеет задолженность по налогам, сборам, пеням и санкциям перед бюджетами разных уровней.

В то же время, исключение юридического лица из ЕГРЮЛ даже в том случае, если оно обладает признаками недействующего юридического лица, является правом, но не обязанностью соответствующего регистрирующего органа. То обстоятельство, что налоговый орган не воспользовался своим правом исключить предприятие из ЕГРЮЛ, не может быть истолковано как нарушение требований закона в связи с неисполнением регистрирующим органом возложенных на него обязанностей.

Ссылка заявителя на то, что налоговый орган принял решение о предстоящем исключении предприятия из ЕГРЮЛ, поэтому он обязан внести в реестр соответствующую запись, основан на неправильном толковании норм материального права.

(Постановление ФАС Северо-Кавказского округа № А22-1945/2012 от 09.04.2013)

Отсутствие ТТН не доказывает факт получения необоснованной налоговой выгоды

ФАС Центрального округа признал, что ссылка налогового органа на отсутствие товарно-транспортных накладных на перевозку закупленных налогоплательщиком товаров не свидетельствует о получении им необоснованной налоговой выгоды.

ФАС указал, что из условий спорных договоров, заключенных плательщиком со своим контрагентом, товар доставлялся покупателю продавцом, расходы по доставке товара из общей цены товара не выделялись, отдельно от цены товара обществом не оплачивались и в качестве отдельного вида расходов при исчислении налога на прибыль не учитывались.

Более того, в проверяемом периоде общество, согласно представленным документам, закупало сразу несколько видов продукции. Документы, подтверждающие расходы общества по данной сделке, приняты налоговым органом, расходы учтены при исчислении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, а применение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость на основании счетов-фактур за приобретение иной продукции признано обоснованным.

Таким образом, выводы налогового органа в отношении сделок общества с одним и тем же "недобросовестным" контрагентом носят взаимоисключающий характер. При этом факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

(Постановление ФАС Центрального округа № А23-2320/2012 от 28.03.2013)

Суд: отсрочка оплаты не считается необоснованной налоговой выгодой при УСН

Организация, применяющая УСН, сдает в аренду помещения. В 2008-2010 годах она предоставила отсрочку своим постоянным клиентам в перечислении части арендной платы. Однако налоговики посчитали, что таким образом арендодатель применил одну из схем ухода от налогообложения — уменьшил базу по "упрощенному" налогу, не включив в нее "отсроченную" арендную плату. Дело дошло до ФАС Поволжского округа.

Суд отметил, что "упрощенец" предоставлял отсрочки, поскольку посчитал необходимым сохранить долгосрочные отношения с контрагентами. Оплату контрагенты производили по мере финансовой возможности и на сегодняшний день долги полностью погашены. Это подтверждают записи в Книгах учета за 2008-2012 годы. Например, задолженность за 2010 год, погашенная в 2012 году, включена арендатором в налоговую базу за 2012 год. Судьи подтвердили правильность такого подхода.

(Постановление ФАС Поволжского округа от 17.01.2013 № А55-15747/2012)


Вернуться в начало


Прочее

При подписании счета-фактуры уполномоченное лицо может указать свою должность

Действующие нормы Налогового кодекса не запрещают указывать в счете-фактуре должность уполномоченного лица, подписавшего этот документ. Соответственно, вычет НДС по такому документу возможен.

Вместо руководителя и главного бухгалтера счет-фактуру могут подписывать иные лица, уполномоченными на то приказом по организации или доверенностью от имени организации. Об этом сказано в пункте 6 статьи 169 НК РФ.

Форма счета-фактуры утверждена постановлением Правительства РФ от 26.12.11 № 1137. При этом определено, что в показателях "Руководитель организации или иное уполномоченное лицо" и "Главный бухгалтер или иное уполномоченное лицо" проставляется подпись уполномоченного лица и указываются его фамилия и инициалы.

В Минфине отмечают, что Налоговый кодекс не запрещает указывать в счетах-фактурах дополнительные реквизиты, в том числе должность уполномоченного лица, подписавшего соответствующий счет-фактуру. Из этого можно сделать вывод, что счет-фактура, в котором указана должность уполномоченного лица, не будет считаться составленным с ошибками. А раз так, то вычет НДС по такому счету-фактуре возможен.

(Письмо Минфина России от 10.04.13 № 03-07-09/11863)

Если билеты выписаны на иностранном языке, то реквизиты, необходимые для применения вычета НДС, нужно перевести на русский язык

В случае выписки авиабилетов и иных перевозочных документов на иностранном языке реквизиты, необходимые для применения вычета по НДС (например, наименование продавца и покупателя, наименование и стоимость оказанных услуг, налоговая ставка и сумма НДС) должны быть переведены на русский язык.

На основании пункта 7 статьи 171 НК РФ суммы НДС, уплаченные по расходам на проезд к месту служебной командировки и обратно, можно заявить к вычету. НДС принимается к вычету при наличии выданных работнику и включенных им в отчет о командировке бланков строгой отчетности. В частности, документом строгой отчетности является маршрут/квитанции электронного авиабилета, в которой НДС выделен отдельной строкой (письмо Минфина от 12.01.11 № 03-07-11/07). Можно ли принять к вычету НДС на основании электронных авиабилетов, составленных на иностранном языке?

Чиновники Минфина отмечают, что согласно пункту 9 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, первичные учетные документы, составленные на иностранных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык. Исключений для электронных авиабилетов или иных замещающих их первичных документов, выписанных на иностранном языке, не предусмотрено. Таким образом, в случае оформления авиабилетов и иных перевозочных документов на иностранном языке, реквизиты, необходимые для применения вычета по НДС, необходимо перевести на русский язык. При этом переводить иную информацию (например, правила перевозки багажа, условий применения тарифа) не нужно.

(Письмо Минфина России от 10.04.13 № 03-07/11/11867)

Покупатель услуг при получении от продавца денег в счет штрафа не облагает их НДС

Минфин высказался, имеют ли отношение к НДС суммы штрафов, полученные покупателем от продавца услуг за ненадлежащее исполнение продавцом договорных обязательств, если соответствующие штрафные санкции предусмотрены условиями договора.

НДС облагаются полученные налогоплательщиком денежные средства, связанные с оплатой реализованных этим налогоплательщиком товаров (работ, услуг). Средства, полученные покупателем от продавца услуг за ненадлежащее исполнение продавцом договорных обязательств, не связаны с реализацией товаров покупателем, поэтому НДС не облагаются.

Напомним также, что недавно ведомства распространили письмо, в котором отразили более лояльную, чем раньше, позицию по обложению НДС сумм штрафных санкций, полученных, наоборот, продавцом от покупателя. Неустойка или штраф как таковые за нарушение покупателем сроков оплаты не облагаются НДС у продавца. Изменение позиции Минфина было связано с решением Высшего арбитражного суда. Однако чиновники тут же оговариваются: если штраф можно счесть элементом ценообразования, то в случае получения его сумм продавцом от покупателя продавец обязан начислить с этих сумм НДС.

(Письмо Минфина России от 12.04.13 № 03-07-11/12363)

Минфин назвал документы, которыми можно подтвердить сумму непогашенной дебиторской задолженности, списанной в связи с истечением срока исковой давности

Компания-арендодатель уведомила арендатора о расторжении договора аренды помещения. Поскольку от арендатора не последовало никакой реакции, арендодатель был вынужден вскрыть помещение, а имеющееся в нем имущество арендатора принять на ответственное хранение. Вправе ли организация учесть как безнадежный долг задолженность по арендной плате (начислялись до момента вскрытия помещения), а также по оплате услуг по ответственному хранению имущества, по которой истек срок исковой давности?

Как известно, Налоговый кодекс разрешает организациям относить на расходы дебиторскую задолженность, перешедшую в разряд безнадежной (подп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ). В частности, к безнадежным относятся долги, по которым истек срок исковой давности (п. 2 ст. 266 НК РФ). Общий срок исковой давности составляет три года (ст. 196 ГК РФ).

Одним из условий признания расходов является подтверждение их документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ (п. 1 ст. 252 НК РФ). Следовательно, наличие первичных документов, подтверждающих образование дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности, является обязательным условием для включения списанной дебиторской задолженности в состав расходов. По мнению Минфина, такими документами могут быть любые первичные документы о совершении хозяйственной операции, в результате которой образовался долг контрагента (накладные на передачу ценностей, акты приемки-сдачи работ (услуг), платежные документы и др.).

Применительно к описанной в запросе ситуации чиновники отметили следующее. Согласно абзацу второму статьи 622 Гражданского кодекса РФ, если арендатор не возвратил арендованное имущество либо возвратил его несвоевременно, арендодатель вправе потребовать внесения арендной платы за все время просрочки. В случае, когда указанная плата не покрывает причиненных арендодателю убытков, он может потребовать их возмещения. Таким образом, компания-арендодатель вправе списать на расходы сумму дебиторской задолженности бывшего арендатора, по которой истек срок давности, при наличии документов, подтверждающих возникновение данной задолженности и истечение срока давности.

(Письмо Минфина России от 08.04.13 № 03-03-06/1/11347)

Как правильно предоставить двойной детский вычет для одинокой матери.

Сотрудница воспитывает ребенка одна: свидетельстве о рождении в графе "Отец" стоит прочерк. По закону ей полагается двойной детский вычет. Вопрос: останется ли за ней право на этот вычет, если она выйдет замуж, но супруг не усыновит ребенка?

Отвечая на этот вопрос, Минфин России напомнил: двойной вычет положен работнице до того месяца, когда она выйдет замуж. Со следующего месяца работодатель должен предоставлять ей вычет в одинарном размере. Правда, в этот же момент право на вычет появляется у супруга работницы.

(Письмо Минфина России от 11.04.2013 № 03-04-05/8-372)

Продажа недвижимости в РФ обязывает нерезидента к уплате НДФЛ по ставке 30%

Минфин РФ разъяснил порядок налогообложения доходов нерезидента РФ от сдачи недвижимости в аренду и от ее продажи.

Ведомство напоминает, что к доходам от источников в РФ относятся доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося в РФ, а также доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося в РФ.

Освобождение от налогообложения вышеуказанных доходов лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, положениями НК РФ не предусмотрено.

Кроме того, налоговая ставка по НДФЛ устанавливается в размере 30% в отношении доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации.

(Письмо Минфина РФ № 03-04-05/4-347 от 08.04.2013)

ФНС России разъяснен порядок отражения в налоговой декларации по НДФЛ скорректированных сумм налога в случае применения в сделках между взаимозависимыми лицами цен, не соответствующих рыночным

Если в течение налогового периода налогоплательщиками (в данном случае - ИП, адвокатами, нотариусами и иными лицами, занимающимися частной практикой) совершались сделки между взаимозависимыми лицами с применением цен товаров (работ, услуг), не соответствующих рыночным ценам, результатом чего явилось занижение сумм налогов, налогоплательщики вправе самостоятельно по истечении календарного года скорректировать налоговую базу и сумму налога.

Сообщается, что до внесения изменений в форму действующей налоговой декларации по НДФЛ (утв. Приказом ФНС России от 10.11.2011 N ММВ-7-3/760@) суммы корректировки налога следует отражать по строкам листа В декларации.

Одновременно рекомендуется направить пояснительную записку, в которой необходимо сообщить сведения о контролируемых сделках, в отношении которых произведена корректировка налоговой базы и суммы налога (реквизиты договоров, сведения об участниках сделки и другую значимую информацию).

(Письмо ФНС России от 15.04.2013 N ЕД-4-3/6824@ "О применении положений пункта 6 статьи 105.3 Налогового кодекса Российской Федерации в части самостоятельной корректировки сумм НДФЛ")


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.