Мониторинг изменений за период 17.06.13 - 23.06.13



Бухгалтерский учет и налогообложение

На территории РФ вводятся в действие поправки к IFRS 10, IFRS 12 и IAS 27

Минфин вводит в действие на территории РФ документ МСФО "Инвестиционные организации (Поправки к МСФО (IFRS) 10, МСФО (IFRS) 12 и МСФО (IAS) 27)".

Поправки вступают в силу для добровольного применения организациями - со дня его официального опубликования; для обязательного применения организациями - в сроки, определенные в этом документе.

Приказ зарегистрирован в Минюсте 14 июня, опубликован пока не был, в силу вступит по истечении 10 дней после дня официального опубликования.

(Приказ Минфина России от 7 мая 2013 г. N 50н)

С 1 июля 2013 года вступят в силу новые требования к составлению и представлению отчетности кредитных организаций

Основная часть изменений, внесенных в перечень и порядок составления отчетности кредитных организаций, вступает в силу с 1 июля 2013 года. Для отдельных положений установлен более поздний срок - 1 августа и 1 сентября 2013 года.

Изменения связаны с принятием нормативных актов Банка России и коснулись, в частности, следующих форм отчетности:

  • изложены в новой редакции: ф. 0409110 "Расшифровка отдельных показателей деятельности кредитной организации", ф. 0409128 "Данные о средневзвешенных процентных ставках по средствам, предоставленным кредитной организацией", раздел 1 ф. 0409259 "Сведения о деятельности кредитной организации, связанной с переводом электронных денежных средств", раздел 1 ф. 0409260 "Информация о банкоматах и платежных терминалах кредитной организации, предназначенных для оказания платежных услуг";
  • скорректированы формы отчетности и порядок их заполнения, в том числе: ф. 0409123 "Расчет собственных средств (капитала) (Базель III)", ф. 0409124 "Расчет показателей достаточности собственных средств (капитала) кредитной организации в соответствии с Базелем III", ф. 0409401 "Отчет уполномоченного банка об иностранных операциях", ф. 0409407 "Сведения о трансграничных переводах физических лиц".

(Указание Банка России от 03.06.2013 N 3006-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 12 ноября 2009 года N 2332-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации", зарегистрировано в Минюсте России 14.06.2013 N 28809)


Вернуться в начало


Социальное страхование и обеспечение

Пенсионным фондом РФ даны разъяснения о порядке работы по учету страховых взносов, поступивших от реорганизованных юридических лиц

В распоряжении ПФР содержится перечень мероприятий, проводимых его территориальными органами по местонахождению плательщика, прекратившего деятельность, а также по месту нахождения правопреемника для случаев проведения реорганизации в форме преобразования, слияния, разделения и других формах реорганизации.

Кроме того, разработаны формы документов, необходимых для обмена соответствующей информацией ("Опись передаваемых документов плательщика страховых взносов, изменившего местонахождение", "Информация о суммах страховых взносов", "Реестр переданной отделением ПФР информации о начисленных и уплаченных суммах страховых взносов за отчетные периоды текущего года...").

(Распоряжение Правления ПФ РФ от 18.04.2013 N 137р "Об утверждении Порядка организации работы территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации по учету страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, поступивших от плательщиков страховых взносов - реорганизованных юридических лиц")


Вернуться в начало


Законопроекты

При наличии учета физических показателей ИП не будут вести бухучет в силу закона

В первом чтении принят законопроект, вносящий изменения в закон о бухгалтерском учете.

От обязанности ведения бухучета освобождаются ИП и лица, занимающиеся частной практикой, не только если они ведут учет доходов, расходов, объектов налогообложения, но и если имеющийся учет касается только "физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности". Это уточнение предназначено для ИП-вменещиков. Сейчас они и так вправе не вести бухучет, поскольку Минфин в своих разъяснениях приравнял физические показатели к объектам налогообложения.

Для участников Сколково уточняется, что при выручке до 1 млрд. рублей в год они вправе вести учет доходов и расходов в порядке, установленном для УСН. При этом бухучет они вправе не вести, кроме учета ОС и НМА.

Законопроектом также оговаривается недопустимость принятия к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие место факты хозяйственной жизни, мнимые и притворные сделки. Их объекты нельзя будет фиксировать в регистрах бухучета, счета бухучета нельзя будет вести вне регистров, а бухотчетность должна будет составляться только на основе данных, содержащихся в регистрах бухучета.

(Законопроект № 192810-6 "О внесении изменений в Федеральный закон от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"")

Депутаты смягчат административную ответственность бухгалтеров

Госдума приняла в первом чтении законопроект, направленный на совершенствование административного законодательства в части ответственности за нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности.

Согласно законопроекту, должностные лица предприятия освобождаются от ответственности за указанные административные правонарушения в случае представления уточненной налоговой декларации и уплаты недостающей суммы налога и соответствующей ей пени, а также в случае исправления ошибки в бухгалтерской отчетности в установленном порядке до утверждения бухгалтерской отчетности.

(Законопроект № 225238-6 "О внесении изменений в статью 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях")

ГД приняла в третьем чтении законопроект, упрощающий досудебное урегулирование налоговых споров

Госдума приняла в третьем чтении законопроект, направленный на совершенствование процедур досудебного урегулирования споров между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Досудебный порядок урегулирования споров начал действовать с 2009 года. Законом вносятся изменения в этот порядок с учетом правоприменительной практики.

Так, вводится обязательное досудебное обжалование всех без исключения ненормативных актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц.

"Обязательность прохождения стадии досудебного урегулирования споров будет стимулировать налогоплательщиков к разрешению внутри системы налоговых органов возникших конфликтов в сфере налогообложения, позволит существенно уменьшить количество споров в судах, а также расширит возможности налогоплательщиков в реализации своих прав и законных интересов", - говорится в пояснительной записке к документу.

Кроме того, в Налоговом кодексе РФ появляются три новые статьи, устанавливающие порядок подачи жалоб, требования к форме и содержанию жалобы. Сейчас это регулируется письмами Минфина.

Увеличивается с 10 дней до 1 месяца срок подачи налогоплательщиком апелляционной жалобы на решение о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности за совершение налоговых правонарушений, а для консолидированной группы налогоплательщиков - с 20 дней до 1 месяца. Это решение налогового органа должно быть в течение 5 дней вручено лицу, в отношении которого оно было вынесено, (его представителю) под расписку или передано иным способом, свидетельствующим о дате получения решения этим лицом (его представителем), а если это невозможно, то направлено по почте заказным письмом (в этом случае датой его вручения считается 6-й день со дня отправки).

Лицо, подавшее жалобу, получит право до принятия вышестоящим налоговым органом решения по этой жалобе направить дополнительные документы, подтверждающие его доводы.

С 1 месяца до 15 дней сокращается срок рассмотрения жалоб. Это не касается жалоб на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо в его отказе.

С 15 дней до 1 месяца увеличивается период, на который может быть продлен срок рассмотрения жалоб на решение о привлечении к ответственности за налоговое преступление либо в его отказе.

(Законопроект № 190725-6"О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса РФ")

Подготовлены поправки в НК РФ, предусматривающие повышение ставок акцизов на автомобильный бензин 4 и 5 класса

Законопроектом предлагается изложить в новой редакции положения статьи 193 НК РФ, которыми устанавливаются ставки акцизов на подакцизные товары в период 2014 - 2016 годов.

Ставки акцизов на 2014 - 2015 годы в основном сохранены на прежнем уровне. Повышение коснулось автомобильного бензина 4 класса (на 500 руб. за 1 тонну в 2014 году и в 2015 году), а также автомобильного бензина 5 класса (на 700 руб. за 1 тонну в 2014 году и на 1527 руб. за 1 тонну в 2015 году).

Ставки акцизов, установленные законопроектом на 2016 год, проиндексированы по отношению к 2015 году с учетом прогнозируемого уровня инфляции. Исключение составили ставки акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо ниже 4 и 5 класса, а также топливо печное бытовое (размеры ставок сохранены на уровне 2015 года).

(Законопроект N 297819-6 "О внесении изменения в статью 193 части второй Налогового кодекса РФ")

Госдума поддержала законопроект о снижении взносов для ИП с малым оборотом

Госдума проголосовала в первом чтении за законопроект, позволяющий ИП с доходом меньше 300 тысяч в год оплачивать страховые взносы исходя из 1 МРОТ.

Законопроектом предлагается дифференцировать в зависимости от годового оборота взносы для ИП, не имеющих наемных работников.

Так, для ИП с годовым доходом до 300 тысяч рублей - исчислять страховой взнос по обязательному пенсионному страхованию исходя из 1 МРОТ (при этом совокупный размер страхового взноса во все государственные внебюджетные фонды составит 19425 рублей в год).

Для предпринимателей, чей годовой доход превышает 300 тысяч рублей - исходя из 1 МРОТ плюс 1% от суммы превышения величины фактически полученного предпринимателем годового дохода над 300 тыс. рублей. Иными словами, каждые "лишние" 100 тысяч рублей годового оборота будут увеличивать годовую сумму взносов на 1 тысячу рублей.

В законопроекте упомянуты только ИП. Лица, занимающиеся частной практикой, не производящие выплат физлицам, по-прежнему будут подпадать под действие первого абзаца пункта 1.1 статьи 14 закона № 212-ФЗ, то есть уплачивать взнос в фиксированном размере исходя из двух МРОТ.

Введение такого механизма исчисления страховых взносов приведет к необходимости представления ИП отчетности о полученных доходах в органы ПФР.

В законопроекте до сих пор не обозначена ни дата, с которой предполагается вступление его в силу, ни период, на который будет распространяться действие поправок.

(Законопроект № 258106-6 "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования")


Вернуться в начало


Судебная практика

ВАС: чтобы признать блокировку счета незаконной, нужно оспаривать решение о привлечении к ответственности, а не дальнейшее взыскание

Если налогоплательщик не согласен с решением инспекции, на основании которого выписан штраф и произведено взыскание, то в суде он должен оспаривать само решение о привлечении к ответственности, а не принятые на его основании требование об уплате штрафа и решение о блокировке счета. К такому заключению пришел Президиум Высшего арбитражного суда на заседании 18 июня (текст постановления еще не опубликован).

Предметом спора стала следующая ситуация. Индивидуальный предприниматель отказался представить документы, запрошенные в рамках "встречной" проверки. Причина тому — в запросе инспекции не было указаний на конкретную сделку, относительно которой истребуется информация (документы). В ответ налоговики оштрафовали "нарушителя" по статье 129.1 НК РФ на 5 тыс. рублей. Отказ добровольно уплатить штраф стал основанием для обращения взыскания на денежные средства ИП и приостановления операций по трем его счетам.

Предприниматель обратился в суд с заявлением о признании недействительными решений о взыскании штрафа и о приостановлении операций по счетам. Но при этом не требовал признать недействительным само решение о привлечении к ответственности.

Выиграть дело удалось только в суде первой инстанции. Арбитры сочли, что поскольку требование ИФНС о представлении документов (информации) не соответствует пункту 2 статьи 93.1 НК РФ, то штраф неправомерен. Так как обжалуемые предпринимателем решения (о взыскании штрафа и о блокировке счетов) приняты на основании неправомерного требования, то у суда имеются основания для признания указанных решений недействительными.

Однако суды апелляционной и кассационной инстанций с таким подходом не согласились, отметив следующее. Инспекция не нарушила порядок принудительного взыскания штрафа, наложенного решением о привлечении к ответственности. А раз так, то оснований для признания недействительными решений о взыскании и о блокировке счетов не имеется. Если налогоплательщик не согласен с решением инспекции, на основании которого выставлено требование об уплате штрафа и приняты решения о взыскании и о блокировке, то он должен оспаривать само решение о привлечении к ответственности, а не принятые на его основании требование и решения (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.11.12 № А78-3046/2012).

Коллегия судей ВАС, указав на отсутствие единообразия в судебной практике по данному вопросу, передала дело на рассмотрение в Президиум этого суда. В свою очередь Президиум ВАС оставил в силе постановления апелляционного суда и ФАС, а решение суда первой инстанции отменил.

(Определение Президиума ВАС по делу № ВАС-18417/12)

Нецелесообразность совершенных сделок не препятствует получению налоговой выгоды

ФАС Северо-Кавказского округа подтвердил, что отсутствие экономического эффекта от совершенных операций не является препятствием для получения налоговой выгоды.

Инспекция в рамках налоговых правоотношений должна доказать нереальность хозяйственных операций, осведомленность налогоплательщика о недобросовестных действий со стороны его контрагентов, участие налогоплательщика в "схеме", направленной на получение необоснованной налоговой выгоды.

Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности, и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом.

Законодательство о налогах и сборах не содержит обязанности по проверке поставщиков налогоплательщика и не детализирует, совершение каких действий по проверке поставщика свидетельствует о проявлении налогоплательщиком должной осторожности и осмотрительности.

При этом инспекция не вправе вмешиваться в гражданско-правовые отношения сторон и оценивать их экономическую составляющую с точки зрения целесообразности.

(Постановление ФАС Северо-Кавказского округа № А53-16357/2012 от 11.06.2013)

Правила, установленные законом о банкротстве, не распространяются на налоговых агентов

ФАС Северо-Кавказского округа пояснил, что споры, вытекающие из правоотношений, в которых должник выступает налоговым агентом, рассматриваются вне дела о банкротстве.

Требование к налоговому агенту, не исполнившему обязанность по перечислению в бюджет удержанного налога, представляет собой имеющее особую правовую природу требование, которое не подпадает под определяемое положениями закона о банкротстве понятие обязательного платежа и не может быть квалифицировано как требование об уплате обязательных платежей.

Данное требование независимо от момента его возникновения не включается в реестр требований кредиторов и удовлетворяется в установленном налоговым законодательством порядке.

Таким образом, в случае признания юридического лица несостоятельным и при открытии в отношении его имущества конкурсного производства запреты и правила, установленные законом о банкротстве, не распространяются на правоотношения, в которых должник выступает налоговым агентом.

Введение процедуры банкротства (конкурсного производства) в отношении предприятия не устраняет его обязанности как налогового агента исполнять свои обязанности по перечислению в бюджет удержанных сумм НДФЛ. Поэтому требования инспекции к обществу как к налоговому агенту об уплате НДФЛ удовлетворяются в установленном налоговым законодательством порядке.

Поскольку налоговый агент не выполнил предъявляемые к нему требования налогового законодательства, суд обоснованно отклонил требования общества о признании недействительными решений инспекции о приостановлении всех расходных операций по счетам налогоплательщика.

(Постановление ФАС Северо-Кавказского округа № А15-890/2012 от 06.06.2013)

Срок исполнения обязанности по оплате работ не исчисляется с момента выставления счетов-фактур

ФАС Центрального округа отклонил довод о том, что начало срока исполнения обязанности произвести оплату работ следует исчислять с момента выставления счетов-фактур.

ФАС указал, что заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно. Сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами.

Установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.

ГК РФ предусматривает возможный способ определения срока - путем указания на событие, которое должно неизбежно наступить. Срок, установленный таким образом, относится к числу относительно определенных сроков. Если в сделке возникновение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей поставлено в зависимость от обстоятельства, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет, налицо указание на условие, а не срок.

Таким образом, положение договора об оплате результата работ после получения счета-фактуры не может считаться условием о сроке наступления обязательства, поскольку не отвечает признакам события, которое должно неизбежно наступить.

(Постановление ФАС Центрального округа № А14-12436/2012 от 29.05.2013)

К плательщикам взносов относятся все ИП, не производящие выплаты физическим лицам

ФАС Московского округа отклонил довод о том, что индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов не во всех случаях, а только когда производят выплаты физическим лицам или занимаются частной практикой.

Закона о страховых взносах разделяет индивидуальных предпринимателей на плательщиков страховых взносов, производящих и не производящих выплаты физическим лицам, поскольку для указанных в этих пунктах категорий страхователей Закон устанавливает различные порядок и сроки исчисления и уплаты страховых взносов.

Законодатель, закрепляя круг лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное и медицинское страхование, включил в него в качестве страхователей лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (адвокатов, индивидуальных предпринимателей и занимающихся частной практикой нотариусов), в связи с чем на них возложена обязанность по уплате страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда обязательного медицинского страхования.

Следовательно, закон к плательщикам взносов относит всех предпринимателей, не производящих выплаты физическим лицам.

С учетом вышеизложенного суд кассационной инстанции приходит к выводу, что судами первой и апелляционной инстанции правильно применены нормы материального права, регулирующие порядок уплаты страховых взносов, и сделан обоснованный вывод о том, что индивидуальный предприниматель является плательщиком страховых взносов.

(Постановление ФАС Московского округа № А40-77705/12-107-414 от 05.06.2013)


Вернуться в начало


Прочее

Налоговики вправе назначать штраф за превышение лимита расчетов наличными

ФНС в своем недавнем письме обобщила арбитражную практику, касающуюся применения статьи 15.1 КоАП.

  • 1. Налоговики оштрафовали организацию за расчет в сумме свыше 100 тысяч рублей наличными денежными средствами с контрагентом-ИП в рамках одного договора. Организация пыталась обжаловать это в суде, указав на отсутствие у налоговиков соответствующих полномочий. Однако дело налогоплательщиком проиграно. В соответствии с частью 1 статьи 23.5 КоАП налоговые органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, статьей 15.1 КоАП.
  • 2. Организация привлечена инспекцией к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 КоАП за неприменение контрольно-кассовой техники и по части 1 статьи 15.1 КоАП за неоприходование в кассу денежной наличности. Причина - некорректность значения криптографического проверочного кода (КПК) кассового чека, а также отсутствие информации о данном кассовом чеке на контрольной ленте контрольно-кассовой техники. Суды (включая коллегию судей ВАС, отказавшую в передаче дела в президиум) по этому поводу организацией также были проиграны.
  • 3. Физлицу, не участвовавшему в проведении проверки, не выдан чек ККТ. Такие действия суд не счел контрольной закупкой, правом проведения которой налоговые органы не наделены. Установление должностными лицами налоговых органов факта неприменения ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов с покупателями, не участвующими в проведении проверки, является допустимым доказательством по делу об административном правонарушении.

Рассмотрены также другие судебные дела в сфере применения ККТ и соблюдения порядка ведения кассовых операций.

(Письмо ФНС России от 5 июня 2013 г. N АС-4-2/10250)

Организация должна самостоятельно исчислить НДС со стоимости приобретаемых услуг, если в контракте с иностранной организацией налог не указан

Российская организация приобрела услуги у иностранной организации, не состоящей на учете в налоговых органах РФ в качестве налогоплательщика. Местом реализации этих услуг признается РФ. Поэтому российская организация является налоговым агентом по НДС. В каком порядке она должна исчислить и уплатить налог, если в договоре стоимость услуг указана без НДС?

Финансовое ведомство разъяснило, что в рассматриваемом случае на основании п. 1 ст. 161 НК РФ налоговая база по НДС определяется как сумма дохода от реализации товаров (работ, услуг) с учетом налога. Исходя из этого, если в контракте с иностранной организацией не предусмотрена сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, то российская организация обязана самостоятельно определить налоговую базу для уплаты налога, а именно увеличить стоимость приобретаемых товаров (работ, услуг) на сумму НДС. Этот НДС российская организация может принять к вычету после уплаты налога в бюджет и принятия на учет приобретенных товаров (работ, услуг).

Отметим, что ранее Минфин России придерживался аналогичной позиции (письма от 08.09.2011 № 03-07-08/276, от 04.02.2010 № 03-07-08/32).

(Письмо Минфина России от 05.06.2013 № 03-03-06/2/20797)

ФНС представила данные для расчета НДПИ в отношении нефти за май 2013 года

ФНС РФ в своем письме привело данные, применяемые для расчета налога на добычу полезных ископаемых в отношении нефти, за май 2013 года.

Текст документа размещен на сайте ФНС РФ.

Согласно документу, средний уровень цен нефти сорта "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья составляет 102,20 долларов за баррель, среднее значение курса доллара к рублю за все дни налогового периода – 31,2411, значение коэффициента Кц –10,4376.

(Письмо ФНС России № ЕД-4-3/11038@ от 19.06.2013)

Регистрация прав на имущество не меняет первоначальную стоимость ОС в налоговом учете

Минфин указал, что среди оснований для изменения ОС в налоговом учете не предусмотрено такого, как несение затрат на процедуры госрегистрации прав на недвижимое имущество и изготовление документов технического учета объекта недвижимости.

Если данные расходы произведены после того, как сформирована первоначальная стоимость основного средства, то они учитываются в составе прочих расходов согласно подпункту 40 пункта 1 статьи 264.

"В составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, учитываются платежи за регистрацию прав на недвижимое имущество и землю, сделок с указанными объектами, платежи за предоставление информации о зарегистрированных правах, оплата услуг уполномоченных органов и специализированных организаций по оценке имущества, изготовлению документов кадастрового и технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости", - отметил Минфин в своем недавнем письме.

(Письмо Минфина России от 04.06.13 № 03-03-06/1/20327)

Учет убытков организации, реорганизованной в форме присоединения

По общему правилу в случае присоединения юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом (п. 2 ст. 58 ГК РФ).

Минфин России разъяснил, что правопреемник вправе учесть убыток присоединенной организации, образовавшийся в последнем для нее налоговом периоде, в текущем налоговом периоде, в котором произошло присоединение (п. 3 ст. 55, ст. 283 НК РФ).

(Письмо Минфина России от 05.06.2013 № 03-03-06/1/20859)

Минфин разъяснил, как учитывать доходы от реализации товаров, производство которых занимает более одного отчетного периода

При производстве продукции (товаров) с длительным технологическим циклом доходы от реализации такой продукции включаются в налоговую базу по налогу на прибыль единовременно на дату их реализации.

В письме рассмотрен частный случай. Организация заключила договор на производство оборудования. Сроки начала и окончания изготовления приходятся на разные налоговые периоды. Поэтапная сдача результатов работ при производстве оборудования договором не предусмотрена. Нужно ли распределять доходы по такому договору в течение срока изготовления товара? В какой момент признаются доходы от реализации данного оборудования?

Налоговый кодекс предусматривает равномерное распределение доходов в случае длительного производственного цикла работ и услуг. Про длительный производственный цикл производства товаров не сказано. В Минфине поясняют, что при производстве товара (оборудования) с длительным производственным циклом распределение доходов от его реализации не производится. Доход включается в базу по налогу на прибыль единовременно — на дату реализации. В обоснование своей позиции авторы письма ссылаются на положения пункта 3 статьи 271 НК РФ. Согласно этой норме, при методе начисления датой получения дохода от реализации признается дата реализации товаров, определяемая в соответствии с пунктом 1 статьи 39 НК РФ, независимо от фактического поступления оплаты.

По поводу учета доходов в случае осуществления работ (оказания услуг) с длительным циклом, чиновники отметили следующее. При производстве работ с длительным технологическим циклом (более одного налогового периода) действуют специальные нормы. В частности, в пункте 2 статьи 271 НК РФ установлено, что доходы от реализации таких работ (услуг) налогоплательщик распределяет самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов. При этом принципы и методы, в соответствии с которыми распределяется доход от реализации, должны быть утверждены в учетной политике для целей налогообложения (ст. 316 НК РФ).

По мнению специалистов финансового ведомства, под производством с длительным технологическим циклом в целях исчисления налога на прибыль следует понимать производство, сроки начала и окончания которого приходятся на разные налоговые периоды независимо от количества дней его осуществления. Это правило распространяется только на случаи заключения договора, не предусматривающего поэтапную сдачу работ, услуг (вне зависимости от продолжительности этапов).

В соответствии с вышеизложенными нормами, при выполнении работ (услуг) с длительным производственным циклом, не предусматривающим их поэтапной сдачи, цена договора может быть распределена налогоплательщиком между отчетными периодами, в течение которых выполняется договор, двумя способами. Первый — равномерно между отчетными периодами, в течение которых выполняется договор. Второй — пропорционально доле расходов отчетного периода.

(Письмо Минфина России от 07.06.13 № 03-03-06/1/21186)

Посадочный талон в случае утери можно заменить справкой от авиаперевозчика

Минфин назвал посадочный талон одним из документов, которые должны иметься в наличии для подтверждения расходов командированного лица, если авиабилет приобретен в бездокументарной форме (электронный билет). Посадочный талон подтверждает перелет подотчетного лица по указанному в электронном авиабилете маршруту

Вторым подтверждающим документом является маршрут/квитанция электронного документа (авиабилета) на бумажном носителе, в которой указана стоимость перелета.

Минфин высказал мнение, что если утерян посадочный талон, то вместо него для подтверждения расходов может использоваться справка, содержащая необходимую для подтверждения полета информацию, выданная авиаперевозчиком или его представителем.

В случае поездки по железной дороге документом, подтверждающим расходы на приобретение билета, может служить контрольный купон электронного проездного документа (билета) (выписка из автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте), полученный в электронном виде по информационно-телекоммуникационной сети.

(Письмо Минфина России от 07.06.2013 № 03-03-07/21187)

День оплаты покупателями электронными денежными средствами - дата получения доходов при УСН

Минфин указал, что перевод электронных денежных средств осуществляется путем одновременного принятия оператором электронных денежных средств распоряжения клиента, уменьшения им остатка средств плательщика и увеличения им остатка средств получателя на сумму перевода электронных денежных средств.

Момент осуществления этих действия является моментом погашения задолженности покупателя перед продавцом. Этот момент и является датой признания дохода от реализации товаров.

При УСН датой получения доходов будет являться день оплаты покупателями товаров электронными денежными средствами.

При оплате товаров через электронные платежные системы (расчет электронными денежными средствами) продавец регистрируется в одной из таких систем в качестве получателя соответствующего платежа.

В этой связи документом, подтверждающим факт оплаты товара, может являться выписка по соответствующему счету у оператора платежной системы или сообщение оператора платежной системы.

(Письмо Минфина России от 05.06.13 № 03-11-11/163)

Минфин разрешил списать в расходы стоимость ОС, купленного физлицом до регистрации ИП

Физлицо в 2010 году приобрело бензовоз. Через несколько месяцев оно зарегистрировалось в качестве ИП, применяет УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы". В 2012 году ИП решил продать бензовоз. Как для целей налога по УСН учитываются расходы на приобретение бензовоза и операция по его дальнейшей реализации?

Минфин указал, что законодательство о налогах и сборах не связывает предпринимательскую деятельность физического лица исключительно с фактом регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Упоминание этой нормы в контексте приобретения физлицом средств производства до момента госрегистрации в качестве ИП выглядит несколько неожиданно. Ранее Минфин в своих письмах однозначно высказывался о невозможности учета расходов, произведенных физлицом до регистрации ИП.

"Приобретение физическим лицом бензовоза с последующей регистрацией данного лица в качестве индивидуального предпринимателя и осуществлением предпринимательской деятельности с использованием данного автомобиля может быть по совокупности обстоятельств квалифицировано в качестве операции, осуществленной в целях предпринимательской деятельности. После государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя данное имущество, используемое в предпринимательской деятельности, может быть признано основным средством. Соответственно, затраты индивидуального предпринимателя по приобретению основного средства могут быть включены в состав расходов при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - пишет Минфин.

Затраты ИП по приобретению основного средства в описанной ситуации до сих пор не включались в состав расходов. Значит, ИП вправе внести изменения в части учета этих расходов с учетом проведения перерасчета налоговой базы из-за реализации основного средства до истечения трех лет с момента учета расходов на его приобретение в соответствии с главой 26.2 НК и представить в налоговый орган уточненные декларации.

Ведомство также напомнило о необходимости включить в базу по УСН доход от продажи бензовоза.

(Письмо Минфина России от 6 июня 2013 г. N 03-11-11/164)

Стоимость ремонта автомобиля нельзя включить в расходы, уменьшающие базу по НДФЛ при его продаже

Расходы на обслуживание и ремонт автомобиля, произведенные в период его эксплуатации, не учитываются в целях уменьшения налоговой базы по НДФЛ при продаже данного автомобиля.

Как известно, налогоплательщик имеет право на получение имущественного вычета при продаже квартир, комнат, домов и другого имущества (в том числе и автомобилей), которое находилось у него в собственности менее трех лет (подп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ). При этом в случае с недвижимостью размер вычета не может превышать 1 млн. рублей, а по иному имуществу — 250 тыс. рублей. Но можно воспользоваться и другим вариантом — уменьшить свои доходы от продажи имущества на сумму документально подтвержденных расходов, связанных с покупкой имущества (в данном случае автомобиля). Однако, по мнению Минфина, расходы на обслуживание автомобиля в период его эксплуатации, в том числе на ремонт двигателя, налоговую базу по налогу на доходы физических лиц не уменьшают.

(Письмо Минфина России от 05.06.13 № 03-04-05/20742)

НДФЛ с доходов работника, направленного на работу за границу

При направлении работника на работу за границу, когда он все свои трудовые обязанности, предусмотренные трудовым договором, выполняет по месту работы в иностранном государстве, получаемое им вознаграждение является вознаграждением за выполнение трудовых обязанностей на территории иностранного государства, которое относится к доходам, полученным от источников за пределами РФ.

В отношении доходов сотрудника организации, полученных от источников за пределами РФ, организация-работодатель не признается налоговым агентом. На нее не могут быть возложены обязанности, предусмотренные для налоговых агентов статьями 226 и 230 НК РФ.

(Письмо Минфина России от 07.06.2013 № 03-04-06/21240)

Для получения остатка имущественного вычета повторно представлять документы не нужно

Гражданин приобрел квартиру и представил в налоговый орган документы, подтверждающие право на имущественный налоговый вычет по НДФЛ. Должен ли он повторно представлять эти же документы для получения остатка вычета в последующие годы? В Минфине России полагают, что делать этого не нужно.

Как известно, при приобретении квартиры физлицо может воспользоваться имущественным налоговым вычетом в сумме фактически произведенных расходов, но не более 2 млн. рублей. Об этом сказано в подпункте 2 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса. Если в течение одного налогового периода (года) вычет не удалось использовать полностью, то его остаток можно перенести на следующие налоговые периоды. При этом вычет предоставляется на основании письменного заявления физлица, а также платежных документов, подтверждающих факт уплаты денежных средств.

В то же время пункт 5 статьи 93 НК РФ запрещает налоговикам истребовать у проверяемого лица документы, которые были ранее представлены им в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок.

Исключения составляют следующие случаи:

  • документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу;
  • документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие непреодолимой силы.

Соответственно, если налогоплательщик представил налоговикам декларацию с приложением копий подтверждающих право на вычет документов, но данный вычет был использован не полностью, то для получения остатка вычета в последующие налоговые периоды повторно представлять копии подтверждающих документов не нужно.

(Письмо Минфина России от 07.06.13 № 03-04-05/21309)

Перевод денег за товары из Казахстана в банк другой страны вызовет интерес Росфинмониторинга

Банк России дал рекомендации банкам проявлять внимание к некоторым операциям клиентов. На этот раз речь идет о случаях перевода денежных средств по внешнеторговым контарактам с казахстанскими контрагентами в банки, расположенные за пределами Казахстана.

Недавно аналогичное письмо было выпущено по поводу контрактов с поставщиками из Республики Беларусь.

Так же, как и в случае с РБ, в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан ее резиденты по общему правилу обязаны обеспечить выполнение требования репатриации национальной и иностранной валюты, зачислив выручку в национальной и иностранной валюте от экспорта товаров (работ, услуг) на банковские счета в уполномоченных банках Казахстана.

Перевод денег в другом направлении может оказаться подозрительным с точки зрения антиотмывочного законодательства.

Так что Банк России предлагает банкам "обеспечить повышенное внимание всем операциям такого клиента" и "направлять в уполномоченный орган информацию обо всех операциях такого клиента" (то есть в Росфинмониторинг, с которым данное письмо согласовано). Сообщать о таком клиенте и всех его действиях следует также и в территориальное учреждение ЦБ.

Если операции совершаются дистанционно (включая интернет-банкинг), то банк вправе отказать клиенту в приеме от него распоряжения на проведение операции. При этом кредитным организациям рекомендуется принимать от таких клиентов только надлежащим образом оформленные расчетные документы на бумажном носителе (это следует из письма ЦБ от 27 апреля 2007 г. N 60-Т, на которое регулятор ссылается в комментируемом письме).

(Письмо Банка России от 19.06.2013 N 110-Т)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.