Мониторинг законодательства



Бухгалтерский учет и налогообложение

Налоговые споры должны разрешаться преимущественно в досудебном порядке

Утверждена концепция развития досудебного урегулирования налоговых споров на 2013-2018 гг. Цель - перейти на преимущественно внесудебный порядок разрешения налоговых споров.

Среди задач концепции - повысить качество контроля за законностью и обоснованностью решений, вынесенных нижестоящими налоговыми органами. Необходимо создать условия и стимулы для разрешения налоговых споров во внесудебном порядке, разработать дифференцированные механизмы их решения. Будет введена обязательная досудебная процедура для всех налоговых споров. Одновременно хотят увеличить сроки на подачу жалоб (для апелляционных - до 1 месяца, для иных - до 1 года).

Все необходимые материалы и доказательства можно будет подать через интернет-сервисы на сайте налогового органа (при аутентификации пользователя). Налогоплательщики смогут участвовать в рассмотрении жалоб (при необходимости) с использованием конференцсвязи.

Для разрешения споров надо подготовить специалистов в специфических областях (в частности, трансфертного ценообразования, международного налогообложения).

Концепция развития налогового аудита в системе налоговых органов утратила силу.

(Приказ ФНС России от 13 февраля 2013 г. № ММВ-7-9/78@ "Об утверждении Концепции развития досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации на 2013-2018 годы")

Конкретизированы положения закона о бухгалтерском учете, устанавливающие порядок представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности

Согласно новому Федеральному закону "О бухгалтерском учете" экономические субъекты, за исключением организаций государственного сектора и Банка России, обязаны представлять по одному экземпляру годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики по месту государственной регистрации, не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода.

В составе обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представляется бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах и приложения к ним.

Утвержденным порядком установлены способы представления указанной отчетности в органы Росстата (лично, почтовым отправлением, в электронном виде), а также предусмотрен порядок определения даты ее представления при направлении отчетности указанными выше способами.

(Приказ Росстата от 29.12.2012 N 670 "Об утверждении Порядка представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности", Зарегистрировано в Минюсте России 14.02.2013 N 27084)


Вернуться в начало


Социальное страхование и обеспечение

Положение, предусматривающее порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, приведено в соответствие с действующим законодательством

Поправки внесены с учетом изменений законодательства, вступивших в силу с 1 января 2013 года (в частности, Федеральным законом от 29.12.2012 N 276-ФЗ установлен особый порядок определения среднего дневного заработка для исчисления пособий по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, исходя из расчета за два предшествующих календарных года, за исключением определенных периодов).

В связи с изложенным указанный выше порядок дополнен новыми положениями, предусматривающими правила определения среднего дневного заработка в различных ситуациях.

Так, например, установлено, что для лиц, не имеющих заработка в расчетный период, а также для лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию, средний дневной заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством определяется путем деления МРОТ на число календарных дней каждого месяца, на которые приходится страховой случай.

(Постановление Правительства РФ от 20.02.2013 N 145 "О внесении изменений в Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством")

Регламентирован порядок подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Указанный порядок необходим для определения ФСС РФ класса профессионального риска вида экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности страхователя, вид экономической деятельности подразделения страхователя, и соответствующего этому классу размера страхового тарифа по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В Административном регламенте определены:

  • круг заявителей;
  • требования к порядку информирования о предоставлении государственной услуги;
  • сроки и результат предоставления государственной услуги;
  • перечень административных процедур;
  • формы контроля за исполнением Регламента и порядок обжалования действий должностных лиц.

В приложении к Регламенту приведены сведения о территориальных органах ФСС РФ.

(Приказ Минтруда России от 06.09.2012 N 178н "Об утверждении Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по подтверждению основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами", Зарегистрировано в Минюсте России 13.02.2013 N 27042)


Вернуться в начало


Таможенное дело

Положения некоторых классификаторов, используемых для заполнения таможенных деклараций, изложены в новой редакции

Изменения внесены в классификатор особенностей перемещения товаров, в классификатор льгот по уплате таможенных платежей, в классификатор видов документов, используемых при таможенном декларировании.

Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.

(Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19.02.2013 N 22 "О внесении изменений в Решение Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 378")

Доля товаров российского происхождения, работ или услуг, являющихся частью контрактных обязательств российских экспортеров, для целей предоставления государственных гарантий снижена с 60 до 30 процентов суммы экспортного контракта

При этом, в случае, если доля российского компонента в промышленной продукции при экспорте из иных стран промышленной продукции, произведенной в рамках международной кооперации, составляет от 30 до 60 процентов стоимости экспортируемой промышленной продукции, размер государственной гарантии определяется исходя из стоимости российского компонента.

В "Правила предоставления государственных гарантий..." (Постановление Правительства РФ от 01.11.2008 N 803) внесены и другие изменения, в частности установлено, что предоставление государственных гарантий в соответствии с этими "Правилами..." распространяется на заимствования в международных финансовых организациях; в качестве условия предоставления государственной гарантии в ряде случаев установлено наличие у иностранного государства, иностранного импортера или банка кредитного рейтинга одного из конкретных международных рейтинговых агентств.

(Постановление Правительства РФ от 18.02.2013 N 141 "О внесении изменений в Правила предоставления государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте для оказания государственной поддержки экспорта промышленной продукции (товаров, работ, услуг))


Вернуться в начало


Правовые новости

С 1 января 2013 года вводится в действие Классификатор услуг во внешнеэкономической деятельности

Целью разработки Классификатора является обеспечение стандартизации процессов сбора, обработки и представления статистической информации в соответствии с методологическими рекомендациями ООН и МВФ в целях ВТО, платежного баланса и системы национальных счетов.

Основными задачами его разработки являются:

  • развитие и совершенствование средств стандартизации в сфере регистрации, сбора и обработки информации о внешней торговле услугами в соответствии с международными рекомендациями;
  • сопоставимость статистических данных на национальном и международном уровнях;
  • актуализация направлений сбора статистической информации о внешней торговле услугами в соответствии с обновленными рекомендациями ООН и МВФ.

КУВЭД имеет статус отраслевого нормативного документа Федеральной службы государственной статистики и обязателен для применения при проведении федерального статистического наблюдения за внешней торговлей услугами.

Установлено, что разработка статистической информации в разрезе видов услуг во внешнеэкономической деятельности должна осуществляться в соответствии с КУВЭД, начиная с итогов за I квартал 2013 года.

С введением в действие КУВЭД на территории РФ не будет применяться Временный классификатор услуг во внешнеэкономической деятельности, утвержденный Госкомстатом СССР в 1991 году.

(Приказ Росстата от 02.07.2012 N 373 "Об утверждении и внедрении Классификатора услуг во внешнеэкономической деятельности (КУВЭД) в систему государственной статистики")


Вернуться в начало


Законопроекты

Госдума рассмотрит законопроект об освобождении от транспортного налога многодетных семей

Депутаты Госдумы РФ рассмотрят в первом чтении законопроект о внесении изменения в статью 358 части второй Налогового кодекса РФ, расширяющий перечень объектов, не подлежащих обложению транспортным налогом.

Законопроектом предлагается ввести в категорию объектов, которые не подлежат обложению транспортным налогом, легковые автомобили и автобусы, находящиеся в собственности родителей, попечителей, опекунов, приемных родителей, на обеспечении которых находятся трое и более детей.

(Законопроект № 36501-6 "О внесении изменения в статью 358 части второй Налогового кодекса РФ")

За допущенные ошибки в бухгалтерском учете должностные лица могут быть освобождены от административной ответственности

Соответствующее дополнение предлагается внести в статью 15.11 КоАП РФ. Согласно законопроекту, условием освобождения от ответственности будет являться представление пересмотренной бухгалтерской отчетности до ее утверждения в установленном законодательством РФ порядке, а также представление уточненной налоговой декларации (расчета) и уплата доначисленного налога и соответствующей суммы пени.

В настоящее время должностные лица привлекаются к административной ответственности за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета, если искажение сумм начисленных налогов и сборов или любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности составляет не менее чем 10 процентов. При этом оснований для освобождения от ответственности не предусмотрено.

(Проект Федерального закона N 225238-6 "О внесении изменений в статью 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях")

Размер пособия по несчастному случаю на производстве или профзаболеванию ограничат

Госдума в первом чтении приняла законопроект о внесении изменений в статью 9 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и статью 1 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (в части установления ограничения размера пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием). Законопроект внесен членами Совета Федерации.

В случае принятия закона максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием будет по-прежнему рассчитываться исходя из среднего заработка. Однако при этом его величина за полный календарный месяц не сможет превышать четырехкратного максимального размера ежемесячной страховой выплаты, которую ежегодно устанавливает ФСС в соответствии с пунктом 12 статьи 12 закона 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

Кроме того, на профзаболевания и производственные травмы будут распространены основания для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности, периоды, за которые пособие не назначается и основания для отказа в назначении пособия. Все это установлено статьями 8 и 9 закона 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и сейчас относится только к "обычным" больничным и декретным отпускам.

(Законопроект № 183994-6 "О внесении изменений в статью 9 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и статью 1 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством")


Вернуться в начало


Судебная практика

Для освобождения от НДС учитывается только выручка, не относящаяся к необлагаемой

Право на освобождение от НДС по статье 145 НК РФ зависит только от суммы выручки, полученной за три месяца по операциям, облагаемым НДС, а не от совокупной выручки организации. Это отражено в постановлении ВАС.

Обстоятельства дела. Предприятие получает доходы от двух видов деятельности: 1. сдача в аренду помещений (облагаемая НДС деятельность) и 2. образовательные услуги (необлагаемые НДС на основании п. 2 статьи 149 НК). При этом сумма выручки от сдачи в аренду в проверяемом периоде не превышала двух миллионов рублей за каждые три месяца, и предприятие воспользовалось правом на освобождение от НДС в соответствии со статьей 145 НК. Однако если посчитать всю выручку (включая доходы от образовательной деятельности), то критерий, установленный статьей 145 для получения права на освобождение от НДС, будет превышен. Этим воспользовалась налоговая инспекция, доначислив предприятию НДС.

Президиум ВАС признал правоту налогоплательщика. "Институт освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика направлен на снижение налогового бремени в отношении налогоплательщиков, имеющих незначительные обороты по реализации товаров (работ, услуг), облагаемые налогом на добавленную стоимость. В связи с этим предельный показатель выручки, дающий право на применение освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, должен рассчитываться только применительно к операциям по реализации, облагаемым НДС", - указал президиум ВАС в своем постановлении.

При этом последние имеющиеся на эту тему письма Минфина противоречат данной правовой позиции.

(Постановление Президиума ВАС по делу № А06-1871/2011)

ВАС не сделал поблажек в обязанности вернуть заявительно возмещенный НДС

Компания получила возмещение НДС в заявительном порядке. В последний день срока, отведенного на камеральную проверку декларации, организация подала уточненную и заплатила излишне возмещенный НДС. При этом НК не освобождает ее от обязанности вернуть весь НДС, возмещенный по первоначальной декларации. Это подтвердил президиум ВАС, несмотря на то, что такая постановка вопроса не стимулирует налогоплательщиков к проявлению добросовестности.

Оба дела упираются в ситуацию, когда компания подала уточненную декларацию по НДС в последний день камеральной проверки первоначальной декларации, по которой ранее получила сумму возмещения НДС в заявительном порядке. Сумма НДС к возмещению по уточненной декларации оказалась меньше, чем по первоначальной. Разницу организация в бюджет перечислила.

Нормы статьи 176.1 в такой ситуации обязывают вернуть в бюджет весь возмещенный НДС, и уплатить проценты в размере двойной ставки рефинансирования за период пользования этой суммой. Однако налогоплательщик считает, что проявил законопослушание и добросовестность, самостоятельно выявив ошибку и подав уточненную декларацию, а в итоге оказался в невыгодном положении.

Ведь если бы он не подал уточненку, а дождался бы решения по итогам камералки, ему пришлось бы уплатить в бюджет только разницу в виде излишне возмещенного НДС и процентов за пользование этой разницей, а не всю сумму, полученную в заявительном порядке.

Суды трех инстанций вынесли решения "по справедливости", то есть с учетом позиции налогоплательщика и его добросовестности. Однако эти решения были отменены президиумом ВАС и дела были направлены на новое рассмотрение.

(Постановление Президиума ВАС по делу № А52-3697/2011 и № А52-3856/2011)

Порядок нумерации счетов-фактур – внутреннее дело организации

Суд указал, что отсутствие сквозной нумерации счетов-фактур само по себе, без соотношения их с другими документами и движением денег по расчетному счету, не свидетельствует об уклонении от уплаты НДС.

ФАС Северо-Западного округа вынес постановление об отказе в зачете уплаченного НДС.

Общество "К" налоговую декларацию по НДС за 4 квартал 2008 года подавало трижды:

  • в январе 2009 года по почте – с нулевыми показателями;
  • в апреле 2009 года - уточненная № 1, с начислением НДС около 12 млн. руб. Эта сумма была взыскана налоговым требованием в бесспорном порядке и не оспаривалась налогоплательщиком;
  • в июне 2011 года - уточненная № 2, с начислением ноль рублей. В правомерности этого (и, соответственно, в зачете перечисленного НДС) компании было отказано, что и стало предметом иска.

За это время (2009-11 гг.) сменилось название организации, место ее регистрации (то есть налоговая инспекция), два учредителя и три генеральных директора. Допрошенные первые два директора/учредителя пояснить по существу дела ничего не смогли из-за давности произошедшего. Кроме того, ООО в тот период находилось на бухгалтерском обслуживании у сторонней организации. Там же хранилась вся документация.

Третий директор не владел информацией по деятельности в 2009 году.

При рассмотрении дела по существу выяснилось, что ООО "К" было зарегистрировано в декабре 2008 года. Первый договор на поставку был заключен 17 декабря, а сама поставка осуществлена уже в январе 2009 года. Платежи по банковскому счету также начинаются с января 2009 года. Весь указанный в них НДС вошел в декларацию за 1 квартал 2009 года.

Однако налоговики обнаружили, что нумерация счетов-фактур в книге продаж начинается в январе 2009 года с пятого (5) номера, и пришли к выводу, что четыре предыдущих документа (отгрузки по которым могли бы быть произведены в декабре 2008 года) не проведены.

Этот аргумент судом не принят во внимание, поскольку указанные обстоятельства не свидетельствуют о том, что счета-фактуры №№ 1-4 вообще существовали, что они были выставлены покупателям в 2008 году, и что в этот период была произведена отгрузка товаров. Решение ИФНС об отказе в зачете НДС в сумме около 12 млн рублей было отменено судом.

(Постановление ФАС Северо-Западного округа по делу № А21-3191/2012)

Убытки вследствие признания дебиторки безнадежной нельзя списать позже

Суд согласился с налоговиками в том, что просроченная задолженность относится на финансовые результаты в том периоде, когда была признана безнадежной. Перенос ее на другой налоговый период НК РФ не предусматривает.

Организация в 2002 – 2004 гг. оказывала по госконтракту услуги Министерству ЖКХ и энергетики Республики Саха (Якутия) по хранению и переработке нефтепродуктов для коммунальных нужд. По результатам работы за государством осталась задолженность в размере 23 млн. рублей со сроком истечения исковой давности в 2007 году. Контракты, приложения к ним, акты сверок, копия письма с требованием погашения задолженности были в наличии, и контрагентами не оспаривались.

Факт наличия просроченной дебиторки, подлежащей списанию, был выявлен организацией при проведении инвентаризации задолженностей только в 2008 году. Она была учтена в уменьшение налога на прибыль как внереализационные расходы.

При проведении плановой проверки в 2010 году налоговики посчитали данное списание незаконным, доначислили налог на прибыль, штраф и пеню.

В соответствии с действовавшим законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (п. 2 ст. 12) ревизия задолженностей обязательно должна была производиться по итогам налогового периода и учитываться в годовом балансе (в новом законе о бухучете нет аналогичного требования к обязательному проведению инвентаризации активов (ст. 11) в ежегодном режиме).

При этом в налоговом учете согласно методу начисления безнадежная задолженность могла быть списана в периоде, когда возникли документально подтвержденные основания признать ее таковой, а не позже. НК не наделяет налогоплательщика правом на произвольный выбор налогового периода, в котором в состав внереализационных расходов включаются такие убытки.

Суды трех инстанций приняли данный аргумент налоговиков, ссылаясь на арбитражную практику.

(Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.01.2013 по делу № А58-3501/2011)

Для получения вычета НДС по лизингу не обязательно ставить оборудование на баланс

Суд обязал налоговиков учесть НДС, уплаченный при приобретении оборудования по договору лизинга, без постановки имущества на баланс организации. Использование данного оборудования в отчетном периоде для извлечения прибыли не является обязательным условием для вычета по НДС.

Организация "С" приобретала в лизинг торговое оборудование. И в дальнейшем, после выкупа, передавала его в лизинг третьим лицам.

В 2011 г. была подана квартальная декларация по НДС к возмещению, которую налоговая частично сочла правомерной (но денег не перечислила). В возмещении в полном объеме было отказано по следующим причинам:

  • оборудование, перешедшее в собственность ООО "С" после прекращения договора лизинга, не учтено на счетах бухгалтерского баланса в 2009 году, то есть не принято к учету;
  • большая часть оборудования в спорном налоговом периоде не использовалась для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ.

Доводы налоговиков в этой части признаны судом необоснованными. Согласно договору лизинга предмет лизинга учитывается на балансе лизингодателя с момента подписания акта приема-передачи между поставщиком и лизингодателем. Исходя из положений статьи 665 ГК РФ, закона от 29.10.1998г. №164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" сущностью договоров лизинга является аренда, то есть клиент приобретает услугу.

Стоимость этой услуги в размере лизинговых платежей отражалась компанией на счете "60", что подтверждается регистрами бухгалтерского учета.

Таким образом, спорные хозоперации в бухучете были отражены.

Суд указал, что факт неотражения имущества на балансе организации (после перехода права собственности) не может служить основанием для отказа в налоговом вычете по НДС, если заявленные вычеты соответствуют требованиям ст. 171, 172 и 169 НК РФ. Кроме того, глава 21 НК РФ не содержит такого обязательного условия предоставления вычета, как использование приобретенных товаров (работ, услуг) для операций, облагаемых НДС в том же налогом периоде.

Судом установлено, что все необходимые документы, предусмотренные главой 21 НК РФ для подтверждения вычетов, организацией в налоговый орган были представлены, а лизинговые платежи фактически уплачены. Инспекцию обязали выплатить зачтенный НДС, а также зачесть и выплатить спорный.

(Постановление Тринадцатого ААС по делу № А21-4908/2012)


Вернуться в начало


Прочее

Уплатить налог за кого-то нельзя

Налоговым кодексом не предусмотрена уплата налога за налогоплательщика третьим лицом, напомнил Минфин.

Важно, чтобы из представленных платежных документов можно было четко установить, что соответствующая сумма налога уплачена именно этим налогоплательщиком и именно за счет его собственных денежных средств, подчеркивает ведомство.

(Письмо Минфина России от 14.02.13 № 03-02-08/6)

ФНС России разъяснен порядок составления счетов-фактур при оказании транспортно-экcпедиционных услуг

До сведения налоговых органов и налогоплательщиков доведено письмо Минфина России, в котором разъясняется, в частности, следующее:

  • если по условиям договора транспортной экспедиции экспедитор за вознаграждение организует перевозку груза и от своего имени заключает договоры для оказания таких услуг, то счет-фактура составляется им только на сумму вознаграждения без указания стоимости услуг, приобретаемых им у третьих лиц от своего имени за счет клиента;
  • порядок составления счетов-фактур по услугам третьих лиц, приобретаемым экспедитором от своего имени за счет клиента, аналогичен порядку, установленному Правилами (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137) для комиссионеров (агентов) при оказании ими услуг по посредническим договорам (счета-фактуры выставляются с указанием стоимости всех услуг третьих лиц, возмещаемых клиентом, с отражением в самостоятельных позициях видов приобретаемых услуг).

Сообщен также порядок регистрации указанных счетов-фактур и разъяснены особенности применения клиентом вычетов НДС на основании полученных от экспедитора счетов-фактур.

(Письмо ФНС России от 18.02.2013 N ЕД-4-3/2650@ "О направлении письма Минфина России")

Вычет по НДС не может использоваться позже: новая аргументация Минфина

Минфин еще раз указал, что вычет по НДС может использоваться только в том налоговом периоде, когда право на такой вычет возникло. И не позже. В случае же, если налогоплательщик "вспомнил" про какой-то конкретный не принятый вовремя к вычету входной НДС, то он должен подать уточненную декларацию за тот период, в котором право на вычет возникло.

На эту тему было много писем Минфина, при этом судебная практика не совпадает с мнением фискалов. Суды и налоговики по-разному оценивают, содержат ли статьи 171 и 172 НК норму о принятии к вычету НДС только в периоде его возникновения. В фразах "на основании счетов-фактур" и "после принятия на учет" фискалы видят слово "сразу".

Поскольку такое толкование НК далеко не совсем однозначно, Минфин нашел новый аргумент в поддержку своей позиции, который ссылается на подзаконный акт.

"Пунктом 2 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по НДС, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137, установлено, что счета-фактуры, полученные от продавцов и зарегистрированные в ч. 2 журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, регистрируются в книге покупок, предназначенной для определения предъявленной к вычету в соответствующем налоговом периоде суммы налога на добавленную стоимость, по мере возникновения права на налоговые вычеты в порядке, установленном ст. 172 Кодекса".

Теперь уже из этого Минфин делает вывод: "Таким образом, суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), подлежат вычету в том налоговом периоде, в котором у налогоплательщика возникло право на вычет налога".

(Письмо Минфина России от 13.02.2012 г. № 03-07-11/3784)

ФНС приводит данные для расчета НДПИ в отношении нефти за январь 2013 года

ФНС РФ доводит для использования в работе данные, применяемые для расчета налога на добычу полезных ископаемых в отношении нефти, за январь 2013 года.

Согласно документу, средний уровень цен нефти сорта "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья составил 112,20 долл., среднее значение курса доллара за все дни налогового периода - 30,2580, значение коэффициента Кц - 11,2685.

(Письмо ФНС России № АС-4-3/2710@ от 19.02.2013)

Акцизы: если этиловый спирт, приобретенный по первичному извещению, возвращен его поставщику частично

Разъяснения касаются ситуации, когда этиловый спирт, приобретенный по первичному извещению об освобождении от внесения авансового платежа акциза, возвращен его поставщику частично.

В данном случае налогоплательщик-покупатель спирта может аннулировать первичное извещение. Для этого в налоговый орган одновременно с соответствующим заявлением нужно представить ряд документов. В частности, это копии счетов-фактур, подтверждающих фактический объем поставки (закупки) спирта у продавца, указанного в извещении, уточненная декларация по акцизам, 4 экземпляра (в т. ч. 1 в электронной форме) нового извещения.

Налоговый орган по месту учета покупателя спирта обязан проинформировать инспекцию по месту учета продавца о факте аннулирования извещения, а также о размерах возврата продукции, поставленной на основании первичного извещения.

Если налогоплательщик, представивший банковскую гарантию, внес акциз по реализованной в России алкогольной (или спиртосодержащей) продукции в сумме авансового платежа, исчисленной исходя из фактически закупленного спирта, то налоговый орган обязан уведомить кредитную организацию о том, что она освобождена от обязательств по этой гарантии.

(Письмо ФНС России от 11 февраля 2013 г. № ЕД-4-3/2112@ "О порядке аннулирования извещения об уплате (освобождении от уплаты) авансового платежа акциза в связи с возвратом спирта поставщику")

Погашение в течение года векселя, полученного от единственного учредителя, - не доход

В своем письме Минфин указал, что с учетом положений Гражданского кодекса вексель для целей налогообложения прибыли признается имуществом.

Поэтому доходы при безвозмездном получении векселя третьего лица от учредителя, если уставный (складочный) капитал получающей стороны более чем на 50% состоит из вклада (доли) передающей стороны, не учитываются для целей налогообложения прибыли организации как доходы в виде безвозмездно полученного имущества, предусмотренные пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ.

При погашении векселя происходит прекращение соответствующего долгового обязательства, в связи с чем погашение векселя не может рассматриваться как передача ценной бумаги третьим лицам. Следовательно, в случае погашения векселя в течение одного года со дня его получения от учредителя дохода в виде безвозмездно полученного имущества не возникает, то есть, в данной ситуации Минфин также признает, что данная операция с векселем подпадает под действие подпункта 11 пункта 1 статьи 251 НК.

В случае более позднего погашения векселя применяются те же правила, что и при реализации или ином выбытии ценных бумаг, то есть возникает доход, учитываемый в базе по налогу на прибыль. При этом если вексель был получен безвозмездно, то нет оснований для уменьшения дохода на расходы.

(Письмо Минфина России от 15.02.2013 № 03-03-10/4006)

Минфин напомнил порядок перехода на УСН для вновь зарегистрированных организаций и ИП

У вновь созданных организаций и вновь зарегистрированных предпринимателей есть 30 дней для подачи в налоговые органы уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения. В противном случае такие налогоплательщики смогут перейти на "упрощенку" только с начала следующего календарного года.

Тридцатидневный срок установлен пунктом 2 статьи 346.13 Налогового кодекса. Этот срок отсчитывается с даты постановки налогоплательщика на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет.

При этом подпункт 19 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ запрещает применять "упрощенку" организациям и предпринимателям, которые не уведомили налоговиков о переходе на этот спецрежим в установленные сроки (рекомендованная форма уведомления утверждена приказом Минфина от 02.11.12 № ММВ-7-3/829@).

При пропуске указанного срока, на "упрощенку" можно будет перейти со следующего календарного года, в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 346.13 НК РФ.

(Письмо Минфина России от 13.02.13 № 03-11-11/66)

Минфин разъяснил вопросы заполнения декларации по УСН и уплаты минимального налога при совмещении "упрощенки" и патентной системы налогообложения

Если индивидуальный предприниматель совмещает "упрощенку" и патентую систему налогообложения, то в налоговой декларации по УСН необходимо отразить только доходы от "упрощенки", без учета выручки от ПСН.

Напомним, индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему, не представляют налоговые декларации (ст. 346.52 НК РФ). При совмещении ПСН и "упрощенки" предприниматель обязан представить в инспекцию только декларацию по налогу по УСН. Как правильно отразить доходы в такой декларации? Нужно ли суммировать выручку от обоих спецрежимов? Нет, не нужно, считают в Минфине. В декларации по УСН отражаются доходы предпринимателя, определенные без учета доходов от деятельности, по которой применяется ПСН.

Еще один вопрос, рассмотренный в комментируемом письме, касается порядка определения минимального налога при совмещении "упрощенки" и патентной системы. Напомним, что плательщики единого налога по УСН, выбравшие объект налогообложения "доходы минус расходы", по итогам года рассчитывают минимальный налог. Он исчисляется за налоговый период в размере одного процента от доходов. Обязанность перечислить минимальный налог возникает, когда за налоговый период сумма единого налога (по ставке 15 процентов) окажется меньше суммы исчисленного минимального налога (п. 6 ст. 346.18 НК РФ). Чиновники Минфина разъяснили, что в том случае, когда предприниматель совмещает УСН с объектом "доходы минус расходы" и патентную систему, сумма минимального налога исчисляется только от доходов, полученных от "упрощенной" деятельности без учета выручки от деятельности, по которой применяется ПСН.

(Письмо Минфина России от 13.02.13 № 03-11-09/3758)

Копию электронной Книги учета доходов и расходов на УСН за 2012 год надо заверить

Если в 2012 году налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, вел Книгу учета доходов и расходов в электронной форме, то он обязан распечатать ее на бумаге и заверить в налоговой инспекции.

Форма Книги учета доходов и расходов, которая применялась до 1 января 2013 года, была утверждена приказом Минфина России от 31.12.08 № 154н (далее — приказ № 154н). Этим же документом был утвержден и порядок заполнения данной формы, пункт 1.5 которого обязывал налогоплательщиков распечатывать и заверять в налоговом органе бумажный вариант электронной книги учета.

В Минфине отмечают, что положениями приказа № 154н следует руководствоваться при представлении Книги учета доходов и расходов за 2012 год. Книгу учета доходов и расходов за 2013 год (ее форма и порядок заполнения утверждены приказом Минфина России от 22.10.12 № 135н) заверять в налоговых органах не надо.

(Письмо Минфина России от 11.02.13 № 03-11-11/62)

Индивидуальные предприниматели не вправе применять патентную систему налогообложения в отношении услуг по ведению бухгалтерского учета

Предпринимательская деятельность по оказанию услуг бухгалтерского учета не может быть переведена на патентную систему налогообложения. В пункте 2 статьи 346.43 Налогового кодекса приведен перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется ПСН. Предпринимательская деятельность по оказанию услуг в области бухгалтерского учета в данный перечень не включена.

В то же время субъекты Российской Федерации вправе устанавливать дополнительный перечень видов предпринимательской деятельности, относящихся к бытовым услугам, в отношении которых применяется патентная система налогообложения. Так гласит подпункт 2 пункта 8 статьи 346.43 НК РФ. Однако в перечне бытовых услуг Общероссийского классификатора услуг населению* услуги в области бухгалтерского учета не содержатся.

Из всего вышесказанного следует, что индивидуальные предприниматели не смогут применять ПСН в отношении услуг по ведению бухгалтерского учета.

(Письмо Минфин России от 15.02.13 № 03-11-12/24)

Предприниматель, сдающий в аренду собственную недвижимость юридическим лицам, вправе применять патентную систему налогообложения

В отношении деятельности по передаче в аренду собственной недвижимости предприниматель вправе применять патентную систему налогообложения. При этом неважно, кто является арендатором — физическое или юридическое лицо.

Подпункт 19 пункта 2 статьи 346.43 Налогового кодекса позволяет применять патентную систему налогообложения в отношении деятельности по сдаче в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности. При этом в НК РФ не установлено никаких ограничений в части передачи в аренду недвижимого имущества в рамках указанного вида деятельности как физическим, так и юридическим лицам. На этом основании индивидуальный предприниматель вправе применять ПСН в отношении деятельности по сдаче юридическим лицам в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков, принадлежащих ему на праве собственности.

(Письмо Минфина России от 11.02.13 № 03-11-12/20)

Индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, вправе не применять ККТ

Указанные налогоплательщики могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

Помимо этого, ФНС России напоминает также об отмене с 1 января 2013 года требования, касающегося обязательного наличия на корпусе ККТ знака "Государственный реестр" (Постановление Правительства РФ от 17.12.2012 N 1319).

(Письмо ФНС России от 18.02.2013 N АС-4-2/2696@ "Об изменениях в законодательстве Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники")

При исчислении транспортного налога в отношении вертолетной техники подлежит применению паспортная мощность двигателей в номинальном режиме их работы

Налоговая база по транспортному налогу в отношении воздушных транспортных средств определяется в соответствии со статьей 359 НК РФ. Так, для воздушных ТС, для которых определяется тяга реактивного двигателя, налоговая база определяется как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы.

Согласно разъяснениям Росавиации налоговую базу в отношении вертолета следует определять как паспортную мощность двигателей в номинальном режиме их работы.

(Письмо ФНС России от 12.02.2013 N БС-4-11/2318 "Об исчислении транспортного налога в отношении вертолетной техники")

Внесение физлицом в УК принадлежащих ему долей в другом юрлице НДФЛ не облагается

Физическое лицо передает в качестве вклада в уставный капитал общества с ограниченной ответственностью принадлежащую ему долю в другом обществе. Стоимость вносимой доли определена независимым оценщиком, и превышает стоимость ее приобретения. Возникает ли у физлица доход, облагаемый НДФЛ? Нет, не возникает, считают в Минфине.

Объяснение у чиновников достаточно простое. Определение дохода дано в статье 41 Налогового кодекса. В соответствии с данной нормой, доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в той мере, в которой такую выгоду можно оценить.

Авторы комментируемого письма полагают, что внесение физическим лицом в уставный капитал общества принадлежащих ему долей в другом обществе не приводит к возникновению у него экономической выгоды. Поэтому в данной ситуации не возникают и доходы, подлежащего налогообложению налогом на доходы физических лиц.

(Письмо Минфина России от 18.02.13 № 03-04-05/4-109).

В период декларационной кампании налоговики могут продлевать время своей работы

ФНС сообщила, что график приема в налоговых инспекциях может не совпадать с графиком, приведенном в админрегламенте ФНС по оказанию госуслуги по информированию налогоплательщиков. Однако при этом не должно пострадать общее количество часов, которое налоговики могут уделять своим "клиентам".

Кроме того, в период пиковых нагрузок (декларационной компании, оплаты имущественных налогов и прочих) следует стремиться не допускать увеличения сроков ожидания налогоплательщиков. График приема должен соответствовать требованиям админрегламента, и в случае необходимости руководством инспекции может быть принято решение о продлении времени приема заявителей при их обращении непосредственно в налоговый орган, а также о продлении времени работы телефонной справочной службы налогового органа в рабочие дни до 20.00 часов.

(Письмо ФНС России от 11 февраля 2013 г. N ЗН-4-12/2002 ФНС)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.