Мониторинг законодательства



Бухгалтерский учет и налогообложение

ФНС внесла изменения в форматы налоговых деклараций по УСН и ЕСХН

ФНС России внесла изменения в форматы представления налоговых деклараций по единому сельскохозяйственному налогу и по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Изменения связаны с переходом с 1 января 2014 года на использование в бюджетном процессе ОКТМО вместо применяемых в настоящее время кодов ОКАТО.

Как сообщает пресс-служба ФНС РФ, в настоящее время в ведомстве проходят согласование проекты приказов о внесении изменений в форматы форм следующих документов отчетности:

  • единой (упрощенной) налоговой декларации;
  • налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость;
  • налоговой декларации по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории государств - членов Таможенного союза;
  • налоговой декларации по налогу на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции.

(Приказы ФНС России от 12.11.2013 № ММВ-7-6/492@ и от 12.11.2013 № ММВ-7-6/491@)

С 1 января 2014 г. вместо кодов ОКАТО применяются коды ОКТМО.

В связи с этим утверждаются новые требования к составу и структуре файлов данных статотчетности ФНС России для форм по налоговой базе и структуре начислений, представляемых в разрезе муниципальных образований в электронном виде по каналам связи.

Область применения - автоматизированная подготовка данных, направляемых инспекциями и межрегиональными ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам в региональные управления.

Прежние требования признаны утратившими силу.

Приказ вступает в силу с 1 января 2014 г.

(Приказ ФНС России от 13 ноября 2013 г. N ММВ-7-6/495@ "Об утверждении требований к составу и структуре файлов данных статистической налоговой отчетности ФНС России для форм по налоговой базе и структуре начислений, представляемых в разрезе муниципальных образований в электронном виде по каналам связи")


Вернуться в начало


Законопроекты

Патентную систему ИП смогут применять с момента государственной регистрации

Депутаты Госдумы РФ одобрили во втором (основном) чтении законопроект, предусматривающий внесение изменений в статьи 346.45 и 346.46 НК РФ, в соответствии с которыми индивидуальным предпринимателям предоставляется возможность применять патентную систему налогообложения с момента государственной регистрации в качестве ИП.

В этом случае заявление на получение патента подается одновременно с документами, представляемыми при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

(Законопроект № 331147-6 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ и статью 5 Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц")

Госдума пересмотрит порядок предоставления социального вычета родителям

Депутаты Госдумы РФ рассмотрят в первом чтении законопроект, предлагающий расширить перечень лиц, которым предоставлено право пользоваться социальным налоговым вычетом по налогу на доходы физических лиц.

Законопроектом предлагается распространить действие статьи 219 Налогового кодекса РФ на родителей детей, являющихся учащимися очной формы обучения, аспирантами, ординаторами, интернами, студентами, курсантами в возрасте до 24 лет, и нетрудоспособных совершеннолетних детей без ограничения возраста.

(Законопроект № 200573-6 "О внесении изменений в статью 219 части второй Налогового кодекса РФ")

Тариф страховых взносов в размере 30% будет сохранён до 2016 года

Госдума приняла во втором чтении законопроект "О внесении изменений в статьи 58 и 58.2 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".

Законопроектом предлагается:

  • сохранить до 2016 г. тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды для основной массы плательщиков в размере 30% в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов и в размере 10% в бюджет Пенсионного фонда РФ сверх установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов;
  • продлить до 2018 г. включительно период применения льготного тарифа страховых взносов в пенсионный фонд размере 20% для малого предпринимательства на упрощённой системе налогообложения, осуществляющего деятельность в производственной и социальной сферах, социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительных организаций и аптек, применяющих специальные режимы налогообложения.

Закон вступает в силу с 01.01.2014.

Госдума окончательно приняла законопроект Путина об объединении высших судов

Госдума приняла в третьем, окончательном чтении поправки в конституцию России об объединении Верховного и Высшего арбитражного судов. Текст внесенных президентом поправок после рассмотрения в палате не изменился.

Кроме объединения высших судов поправки также определяют порядок назначения заместителей генпрокурора и прокуроров регионов.

Принятый закон об объединении судов президент внес рассмотрение Госдумы 7 октября. Поправки предусматривают упразднение ВАС в течение шести месяцев с момента внесения соответствующих поправок в конституцию и передачу его полномочий в юрисдикцию вновь создаваемого Верховного суда России.

Мосгордума пересмотрит порядок исчисления налога на имущество организаций

Накануне в Мосгордуме состоялось совместное заседание двух комиссий: по государственной собственности и землепользованию и бюджетно-финансовой, в ходе которого депутаты обсудили проект закона "О внесении изменений в Закон города Москвы от 5 ноября 2003 года № 64 "О налоге на имущество организаций".

В настоящее время, согласно Федеральному закону от 2 ноября 2013 года № 307 "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса РФ", в субъектах РФ, на территории которых проведена кадастровая оценка объектов недвижимого имущества, допускается применять ее для исчисления налога на имущество организаций в отношении отдельных категорий объектов недвижимого имущества.

В этой связи законопроектом предлагается установить категории недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, передает пресс-служба Мосгордумы.

К числу таких объектов предлагается отнести: административно-деловые и торговые центры (общей площадью свыше 5 тысяч кв. метров) и помещения в них; здания, предназначенные для использования или фактически используемые в целях размещения объектов делового, административного или коммерческого назначения, торговых и объектов бытового обслуживания, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства.

При этом ставка для расчета налога от кадастровой стоимости недвижимого имущества предусматривается в следующих размерах: 0,9% - в 2014 году; 1,2% - в 2015 году; 1,5% - в 2016 году; 1,8% - в 2017 году; 2% - в 2018 году.

Вместе с тем, в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, предусматриваются налоговые льготы. Так, в частности, "налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 300 кв. метров площади объекта недвижимого имущества на одного налогоплательщика в отношении одного объекта по выбору налогоплательщика".

Кроме того, право на уменьшение налоговой базы предоставляется организациям - субъектам малого предпринимательства, зарегистрированным в налоговых органах в течение не менее трех лет, у которых в предшествующем году средняя численность работников составила не менее 10 человек, а выручка на одного работника - не менее 2 млн. рублей.

Также предусматривается, что сумма налога в отношении тех объектов, которые используются для ведения социально значимых видов деятельности (образовательной или медицинской), а также для размещения научных организаций, выполняющих научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы за счет госбюджета, уменьшается в четыре раза.

В итоге комиссии решили рекомендовать Мосгордуме принять документ в первом чтении на одном из ближайших заседаний.

Мосгордума пересмотрит ставку налога на имущество физических лиц

Накануне бюджетно-финансовая комиссия Мосгордумы рассмотрела законопроект "О внесении изменения в статью 1 Закона города Москвы от 23 октября 2002 года № 47 "О ставках налога на имущество физических лиц".

Как сообщает пресс-служба Мосгордумы, законопроектом предлагается увеличить в пределах, определенных федеральным законодательством, ставки налога на имущество физических лиц в отношении нежилых помещений, стоимость которых (инвентаризационная стоимость, умноженная на коэффициент-дефлятор) превышает 1 млн. рублей.

В итоге комиссия рекомендовала принять документ в первом чтении на ближайшем заседании Мосгордумы.

Мосгордума рассмотрит поправки в порядок применения ПСН арендодателями

Накануне бюджетно-финансовая комиссия Мосгордумы рассмотрела законопроект "О внесении изменений в статью 1 Закона города Москвы от 31 октября 2012 года № 53 "О патентной системе налогообложения".

Так, в частности, законопроектом предлагается дифференцировать потенциальный годовой доход индивидуального предпринимателя от сдачи в аренду нежилых помещений в зависимости от их площади.

Документом предусматривается, что до 100 кв. метров площади помещения потенциально возможный годовой доход составит 1 млн. рублей, а сумма налога - 60 тыс. рублей, от 100 до 300 кв. метров - 3 млн. рублей, а сумма налога 180 тыс. рублей, от 300 до 600 кв. метров - 5 млн. рублей, а сумма налога - 300 тыс. рублей. При площади помещения свыше 600 кв. метров потенциально возможный годовой доход составит 10 млн. рублей, а сумма налога - 600 тыс. рублей.

В итоге комиссия решила рекомендовать документ для рассмотрения в первом чтении на ближайшем пленарном заседании, передает пресс-служба Мосгордумы.


Вернуться в начало


Судебная практика

ВАС: приостановление судом решения инспекции не мешает налоговикам направить материалы проверки в следственные органы

Если суд приостановил исполнение решения о доначислении, инспекторы не обязаны направлять материалы проверки в следственные органы. Но если сведения о должнике все же направлены в полицию, это не означает, что нарушены права и законные интересы налогоплательщика. К такому выводу пришел Высший арбитражный суд.

Согласно Налоговому кодексу, следственные органы должны узнавать от налоговиков обо всех случаях уклонения от уплаты налогов в крупном и в особо крупном размерах. Обязанность инспекторов передавать в полицию подобные сведения прописана в пункте 3 статьи 32 Налогового кодекса. В данной норме сказано: если налогоплательщик в течение двух месяцев со дня истечения срока, указанного в требовании об уплате налога не погасил задолженность, размер которой позволяет предполагать факт совершения преступления, налоговики в течение 10 дней должны направить в следственные органы материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Должны ли налоговики передавать материалы на налогоплательщика, если суд приостановил действие решения инспекции о привлечении к ответственности? Напомним, что налогоплательщик, не согласный с решением инспекции, может обжаловать его в суд и просить приостановить действие решения. Принятие обеспечительных мер в виде приостановления действия ненормативного правового акта исключает возможность совершения инспекцией любых действий, направленных на взыскание недоимки (п. 3 ст. 199 АПК РФ, п. 4 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.04 № 83). Это означает запрет совершения любых иных действий, основанных на оспариваемом решении.

По мнению Минфина России (письмо от 01.07.13 № 03-02-08/25039) и ФНС России (письмо от 11.10.11 № АС-4-2/16795), десятидневный срок, указанный в пункте 3 статьи 32 НК РФ, не продлевается в случае принятия судом обеспечительных мер в виде приостановления действия решения. С подобной проблемой столкнулась компания из Омской области. Не согласившись с решением инспекции о доначислении 12 млн. рублей НДФЛ, организация обратилась в суд с просьбой приостановить действие решения. В период действия обеспечительных мер, инспекция направила материалы проверки в следственный отдел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Компания вновь обратилась в суд, заявив, что направление сведений в полицию в период действия обеспечительных мер нарушает права налогоплательщика.

Суды первой и апелляционной инстанции признали действия инспекции неправомерными. Арбитры напомнили, что на период действия обеспечительных мер приостанавливается исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате недоимки по налогу, а также плате пеней и штрафов, указанных в требовании. Соответственно, у инспекции отсутствует обязанность по направлению материалов в следственные органы. Отметим, что аналогичная позиция выражена в постановлениях ФАС Поволжского округа от 06.08.13 № А12-31578/2012, ФАС Московского округа от 29.04.11 № КА-А40/4043-11, ФАС Уральского округа от 01.10.12 № Ф09-2073/12.

Однако в рассматриваемом споре суд кассационной инстанции и коллегия ВАС РФ отказались удовлетворить требования компании. Судьи признали, что у инспекции не было оснований направлять в следственные органы материалы проверки до отмены обеспечительных мер. Но при этом арбитры сочли, что само по себе направление материалов в следственные органы не нарушает прав налогоплательщика и не создает ему препятствий для осуществления предпринимательской деятельности.

(Определение ВАС РФ от 06.11.13 № ВАС-15190/13 об отказе в передаче дела в Президиум этого суда)

ВАС: расходы по оплате труда штатного работника, представляющего в суде свою компанию, в состав судебных издержек не входят

Затраты на оплату труда штатного работника (юриста, главного бухгалтера), представляющего интересы организации в суде, не учитываются в составе судебных издержек. Правомерность такого подхода подтвердил Высший арбитражный суд.

Согласно нормам Арбитражного процессуального кодекса, в качестве представителей, защищающих интересы компании в арбитражном суде, могут выступать как собственные работники компании (руководители, штатные юристы и другие работники), так и адвокаты и иные лица, оказывающие юридическую помощь (ч. 3 ст. 59, ч. 3 ст. 61 АПК РФ). Затраты на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь, относятся к судебным издержкам (ст. 106 АПК). Но выплата штатным работникам зарплаты, премий и иных поощрительных выплат в связи с исполнением ими трудовых обязанностей не отнесена статьей 106 АПК к категории судебных расходов (п. 11 информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.12.07 № 121). На этом основании суд отказал во взыскании с проигравшей стороны расходов на оплату труда штатного работника (главбуха), представлявшего в суде интересы компании.

Отметим, что в отношении иных расходов, связанных с участием в судебном процессе штатных работников (затраты на проезд, суточные) суды не столь категоричны, и соглашаются взыскать данные суммы с проигравшей стороны (см. например постановления ФАС Северо-Западного округа от 23.01.13 № А21-1520/2011, ФАС Уральского округа от 13.11.12 № Ф09-1075/12).

(Определение ВАС РФ от 08.11.13 № ВАС-6693/13 об отказе в передаче дела в Президиум этого суда)

В целях "правила 5%" в расчет берутся и расходы части бизнеса, переведенной на вмененку

Компания вела раздельный учет только по видам деятельности, облагаемым и не облагаемым НДС по общей системе, игнорируя расходы по операциям на ЕНВД. Налоговики и суды решили, что это неправильно.

Компания осуществляет несколько видов деятельности:

  • реализация автотранспортных средств, облагается по общей системе налогообложения, НДС по ставке 18%;
  • оказание услуг по гарантийному ремонту автомобилей, которое в соответствии с пп. 13 п. 2 ст. 149 НК освобождается от НДС;
  • оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств, которое облагается ЕНВД.

При этом сумма расходов по гарантийному ремонту составляла менее 5% общей суммы расходов на приобретение активов по двум видам деятельности на ОСН.

По результатам выездной налоговой проверки компании было предложено уплатить НДС и соответствующие пени, на основании того, что компания, применяя "правило 5%", не брала в расчет суммы расходов по виду деятельности, облагаемому ЕНВД, и весь входящий НДС был принят к вычету.

Налоговики добавили к расчету суммы по приобретенным активам по деятельности на ЕНВД, что привело к тому, что расходов по необлагаемым НДС операциям оказалось более 5% от общей суммы расходов. Налогоплательщик вел раздельный учет по двум видам деятельности – реализации автотранспортных средств и гарантийному ремонту. С учетом этого налоговики решили, что не все суммы входящего НДС можно было принять к вычету. Поэтому возник НДС к доплате.

Компания не согласилась с таким расчетом и обратилась в суд Арбитражный суд удовлетворил требования налогоплательщика, однако апелляция и кассация отменили решение первой инстанции, и подтвердили правильность расчета ИФНС.

Кассация указала, что арбитражный суд воспринял буквально толкование абзаца 9 п. 4 ст. 170 НК, который в проверяемый период звучал следующим образом: "Налогоплательщик имеет право не применять положения настоящего пункта к тем налоговым периодам, в которых доля совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5 процентов общей величины совокупных расходов на производство". Исходя из этого арбитражный суд взял за основу фразу: "расходы на производство товаров (работ, услуг)", указал, что перечень таких операций приведен в ст. 149 НК, является исчерпывающим, и в нем не указаны операции, облагаемые ЕНВД.

Подтверждая отмену решения суда первой инстанции, кассация указала следующее. Из содержания абзаца 9 п. 4 ст. 170 НК следует, что при применении предусмотренного им правила учитываются все операции по реализации, которые не подлежат обложению НДС. Налогоплательщику не предоставлено право применять лишь некоторые из них, не учитывая остальные. Следовательно, необходимо рассчитывать долю расходов, приходящуюся на все виды деятельности, необлагаемые НДС. Расчет налогового органа был правильным.

Коллегия ВАС подтвердила решение кассационного суда и не нашла оснований для передачи данного дела для рассмотрения в надзорном порядке.

(Определение ВАС от 30.10.2013 по делу № А63-12167/2012).

Переуступка права требования пени взаимозависимому лицу оказалась фиктивной сделкой

Компания, занимающаяся обслуживанием жилищно-коммунальный комплекса, обратилась в суд с заявлением о признании недействительным решения инспекции в части начисления недоимки по налогу на прибыль.

Для обеспечения населения города услугами теплоснабжения и горячего водоснабжения компания заключила договор с ООО "Т" и имела перед ней задолженность в размере 37,4 млн рублей. 2 августа 2008 года компания перевела долг новому должнику – ООО "А" вместе с правом требования с населения города данной задолженности, а также пени за просрочку оплаты указанной суммы задолженности в размере 1/300 ставки рефинансирования, установленной ЦБ. По заключенному агентскому договору, в котором ООО "А" выступает принципалом, денежные средства в размере оговоренной суммы и пени являются собственностью принципала.

Инспекцией установлено, что как до перевода долга и прав требования, так и после компания самостоятельно осуществляла расчеты за оказанные жилищно-коммунальные услуги с ООО "Т" и населением города, лишившись при этом дохода в виде причитающихся сумм пени. К тому же, компания и ООО "А" оказались взаимозависимыми компаниями – руководителем ООО "А" является работник компании. На основании этого налоговики сочли, что сделка была направлена на получение необоснованной налоговой выгоды посредством сокрытия внереализационных доходов.

В отношении ООО "А" установлено, что она финансово-хозяйственную деятельность фактически не осуществляла, поскольку управленческого и технического персонала, основных средств, имущества последнее не имеет; по юридическому и указанному фактическому адресам не находится; доходы и расходы на ведение хозяйственной деятельности у нее отсутствуют; финансово-хозяйственные отношения с иными контрагентами отсутствуют; следовательно, возможность погасить долг, переданный на основании трехстороннего соглашения от 02.08.2010, в сумме 37,4 млн рублей отсутствует, о чем не мог не знать налогоплательщик в силу установленного факта трудоустройства директора ООО "А" на должность ведущего юрисконсульта компании.

Суды трех инстанций согласились с выводами инспекции. Данное дело упоминалось в письме ФНС от 31.10.2013 N СА-4-9/19592, в котором содержится обзор судебной практики по раскрытым налоговиками схемам.

Суды учли совокупность указанных обстоятельств и то, что в результате совершения сделок по переводу долга компания самостоятельно осуществляла расчеты с ООО "Т" и населением города, однако причитающиеся компании за просрочку оплаты задолженности перед населением пени уступлены ООО "А", которое фактически никаких услуг по договорам от 2 августа 2010 года не оказывало. Суды пришли к выводу об отсутствии у компании разумных экономических или иных причин при заключении вышеуказанных сделок и получении в результате осуществления данных операций необоснованной налоговой выгоды в виде сокрытия внереализационных доходов на сумму пени.

Доводы компании о том, что полученной ею экономической выгодой является погашение кредиторской задолженности перед ООО "Т" и погашение дебиторской задолженности населения за предоставленные жилищно-коммунальные услуги, отклонен апелляцией со ссылкой на ПБУ № 34н, поскольку списание задолженности, одновременно являющейся и кредиторской и дебиторской, не влияет на сальдо баланса.

(Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.07.2013 по делу № А33-17092/2012)

Суд разъяснил, в каком случае компенсация за разъездной характер работы облагается страховыми взносами

Суммы компенсаций, выплачиваемые сотрудникам за разъездной характер работы, не включаются в базу для расчета страховых взносов во внебюджетные фонды. Но только при условии, если работодатель возмещает работникам фактические затраты. Если же выплаты производятся в фиксированном размере без подтверждающих документов, то они компенсациями не признаются, поскольку, по сути, не зависят от размера фактически понесенных затрат работником. Соответственно, на такие выплату нужно начислить страховые взносы.

Напомним, что законодательно установленные компенсационные выплаты, связанные с выполнением работниками трудовых обязанностей, не облагаются страховыми взносами. Об этом сказано в подпункте "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ. Перечень выплат, полагающихся тем, чья постоянная работа осуществляется в пути или имеет разъездной характер, приведен в статье 168.1 Трудового кодекса. В частности, таким работникам возмещаются расходы по проезду, найму жилья, суточные либо полевое довольствие. Размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками определенных категорий работников, устанавливаются трудовым или коллективным договором (иным локальным нормативным актом).

Руководствуясь данными нормами, новосибирская компания на основании допсоглашений к трудовым договорам оплачивала своим сотрудникам служебные поездки в городском общественном транспорте в размере 2 тыс. рублей в месяц. На суммы компенсаций страховые взносы не начислялись. Однако проверяющие из управления ПФР рассуждали иначе. Поскольку спорные выплаты имели фиксированный размер, то они являются не компенсацией в смысле статьи 164 ТК РФ, а частью зарплаты. В итоге компания была оштрафована по пункту 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ. Организация обратилась в суд, но проиграла: суды всех инстанций приняли решения в пользу ПФР.

Арбитры напомнили, что базой для расчета страховых взносов являются выплаты, начисленные работнику в связи с выполнением им трудовых обязанностей. При этом есть два вида компенсационных выплат:

  • связанные с особыми условиями труда и являющиеся частью зарплаты (ст. 129 ТК РФ);
  • установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных законом обязанностей (ст. 164 ТК РФ).

Согласно статье 168.1 ТК РФ работодатель обязан возместить расходы работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер. Между тем фиксированную сумму нельзя рассматривать как компенсационную выплату, поскольку сотруднику не возмещаются понесенные им расходы; фактически от размера понесенных затрат указанные выплаты не зависят. В рассматриваемой ситуации работодатель выплачивал сотрудникам по 2 тыс. рублей в месяц. При этом он не объяснил, какие конкретно расходы несли работники, не представил документы, подтверждающие данные расходы. Учитывая изложенное, суды пришли к выводу, что спорные выплаты полностью соответствуют критерию компенсационных выплат в смысле статьи 129 ТК РФ и являются составной частью заработной платы. В связи с этим указанные суммы включаются в расчетную базу для начисления страховых взносов. При этом не имеет правового значения ни их название, ни способ формирования источника выплат данных сумм.

(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 01.11.13 № А45-29823/2012)


Вернуться в начало


Прочее

ФНС России даны разъяснения по вопросу налогообложения НДС посреднических услуг по доставке грузов с территории иностранного государства в РФ, оказываемых иностранной организацией

В соответствии с нормами Налогового кодекса РФ местом осуществления деятельности организации, оказывающей услуги, признается территория РФ в случае ее фактического присутствия на территории РФ на основе государственной регистрации.

С учетом изложенного сообщается, что местом реализации услуг по доставке груза на территорию РФ иностранной организацией, осуществляющей деятельность на территории иностранного государства, территория РФ не признается. Следовательно, такие услуги НДС на территории Российской Федерации не облагаются.

В связи с этим у российской организации, приобретающей указанные услуги, обязанности по уплате налога в бюджет в качестве налогового агента не возникает.

(Письмо ФНС России от 20.11.2013 N ГД-4-3/20826@ "О направлении письма Минфина России")

Размер коэффициента (Кц), корректирующего ставку НДПИ за добычу нефти, продолжает снижаться

ФНС России привела данные для расчета НДПИ в отношении нефти за октябрь 2013 года:

  • средний уровень цен нефти сорта "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья составляет 107,85 долл. США за баррель (Российская газета от 15.11.2013 № 258(6234));
  • официальные курсы доллара США к рублю Российской Федерации за октябрь 2013 года;
  • среднее значение курса доллара США к российскому рублю, устанавливаемого ЦБ РФ, за все дни налогового периода - 32,0631;
  • значение коэффициента Кц - 11,4064.

В сентябре значение коэффициента Кц, характеризующего динамику мировых цен на нефть, составляло 12,0010.

Напомним, что НДПИ за октябрь 2013 года следует уплатить не позднее 25 ноября 2013 г., а отчитаться за этот же период - не позднее 2 декабря 2013 г.

(Письмо ФНС России от 15.11.2013 № ГД-4-3/20585@)

Минфин напомнил о торговле товарами, изготовленными из давальческого сырья, и уплате ЕНВД

Если организация или предприниматель осуществляют розничную реализацию товаров, изготовленных по заказу третьей стороной в рамках договоров подряда или оказания услуг, и при этом сами предоставляют только сырье (материалы, запасные части, комплектующие изделия и т.п.) и непосредственно не участвуют в производственном процессе, то такая деятельность признается "вмененной" розничной торговлей.

Если организация или предприниматель реализуют товары, изготовленные по их заказам третьей стороной в рамках договоров подряда или оказания услуг, и при этом сами участвуют в производственном процессе (например, предоставляют исполнителю или подрядчику помимо площади для производства, работников, разрабатывают эскизы продукции и т.п.), то такая деятельность не признается "вмененной".

(Письмо Минфина России от 11.11.2013 № 03-11-11/47985)

Потенциальный годовой доход по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется ПСН: нюансы

Региональными законами устанавливаются размеры потенциального годового дохода по всем видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется ПСН. При этом субъекты Федерации могут дифференцировать потенциальный годовой доход с определенными ограничениями.

Во-первых, разрешается дифференцировать виды предпринимательской деятельности только в том случае, если такая дифференциация предусмотрена ОКУН или ОКВЭД.

В частности, при утверждении потенциального годового дохода по виду предпринимательства в сфере оказания услуг по сдаче в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков, принадлежащих ИП на праве собственности, регионы могут его дифференцировать согласно ОКУН на следующие услуги. По аренде жилого фонда (код 803101) и нежилого фонда (код 803102).

Отмечено, что дифференциация автотранспортных услуг в зависимости от грузоподъемности транспортного средства или от количества посадочных мест названными классификаторами не предусмотрена и поэтому для целей ПСН не применяется.

Во-вторых, регионы вправе устанавливать дополнительный перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется ПСН. При этом указанные виды деятельности должны относиться к бытовым услугам в соответствии с ОКУН.

Так, субъекты Федерации могут предусмотреть в перечне видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется ПСН, услуги по изготовлению мебели (код 014100), а также по строительству жилья и других построек (код 016200).

В-третьих, размер потенциального годового дохода может зависеть от средней численности наемных работников, количества транспортных средств и обособленных объектов (площадей) (в отношении сдачи в аренду помещений, розничной торговли и услуг общепита).

При этом дифференциация потенциального годового дохода в зависимости от места ведения предпринимательской деятельности не предусмотрена, поэтому регионы не вправе вводить такие градации.

В-четвертых, субъекты Федерации вправе увеличивать максимальный размер потенциального годового дохода в определенных случаях в 3, 5, 10 раз.

В частности, по видам предпринимательской деятельности, осуществляемым на территории города с численностью населения более 1 млн человек, размер потенциального годового дохода может быть увеличен до 5 млн руб. По видам предпринимательской деятельности в части сдачи в аренду помещений, розничной торговли и услуг общепита - до 10 млн руб.

(Письмо ФНС России от 12 ноября 2013 г. № ЕД-4-3/20205@ “Об организации работы по мониторингу законодательства Российской Федерации”)

Если определенная расчетным путем величина потенциально возможного к получению годового дохода при применении ПСН превышает установленный законом субъекта РФ максимальный размер, то налоговой базой для исчисления налога будет являться этот максимальный размер

Субъекты РФ законом о патентной системе налогообложения вправе увеличивать максимальный размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода в отношении некоторых видов предпринимательской деятельности до 10 млн рублей.

Одновременно законом может предусматриваться также размер потенциально возможного дохода в отношении предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг по сдаче в аренду (наем) жилых и нежилых помещений в размере 12000 рублей за квадратный метр площади по каждому обособленному объекту.

Если рассчитанная таким образом величина превысит максимальную величину потенциально возможного годового дохода, установленную законом, то налоговой базой для исчисления налога принимается указанная максимальная величина - 10 млн рублей.

(Письмо ФНС России от 12.11.2013 N ЕД-4-3/20206@ "О направлении разъяснений Минфина России" с приложением Письма Минфина России от 30.09.2013 N 03-11-09/40318)

До завершения государственной регистрации прав на недвижимое имущество постановка на учет организации в налоговом органе по месту его нахождения может быть осуществлена на основании заявления налогоплательщика

По общему правилу постановка на учет в налоговом органе организации по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества осуществляется на основании сведений, сообщенных органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 8 Приказа Минфина России от 05.11.2009 N 114н).

До завершения процедуры регистрации прав на недвижимое имущество в налоговые органы не могут быть переданы необходимые сведения для постановки организации на учет в налоговом органе.

Согласно разъяснениям ФНС России при возникновении у организации обязанности по уплате налога на имущество в отношении такого недвижимого имущества постановка ее на учет в налоговом органе может быть осуществлена на основании заявления налогоплательщика, составленного в произвольной форме (код документа 2801, справочник СДУНО) с приложением документов, подтверждающих факт подачи документов на государственную регистрацию прав.

(Письмо ФНС России от 13.11.2013 N БС-4-11/20409 "О налоге на имущество организаций")

В части декларирования доходов, полученных в 2013 г., применяется форма 3-НДФЛ, утвержденная в 2011 г.

Форма декларации по НДФЛ (форма 3-НДФЛ) утверждена приказом ФНС России от 10.11.2011 N ММВ-7-3/760@.

Утверждение новой формы налоговой декларации, а также внесение изменений в вышеуказанный приказ ФНС России в части декларирования доходов, полученных в 2013 г., не планируется.

Следовательно, при декларировании доходов за 2013 г. используется действующая форма декларации по НДФЛ и порядок ее заполнения, утвержденные в 2011 г.

(Письмо ФНС России от 5 ноября 2013 г. № БС-4-11/19803 "О проведении подготовительных мероприятий по изготовлению бланков деклараций по налогу на доходы физических лиц")

Минтруд: на "суточные" при однодневных командировках страховые взносы в ПФР и ФСС не начисляются

В Министерстве труда считают, что денежные средства, выплаченные работникам при направлении их в однодневные командировки, могут быть признаны возмещением расходов работников в связи с необходимостью выполнять трудовые функции вне места постоянной работы. В этом случае такие выплаты освобождены от страховых взносов во внебюджетные фонды.

Объектом обложения страховыми взносами признаются, в частности, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ, ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ). Исключение составляют выплаты, прямо перечисленные в статье 9 Закона № 212-ФЗ и в статье 20.2 Закона № 125-ФЗ. Согласно указанным нормам, суточные от страховых взносов освобождены. Однако суточные при однодневных командировках (когда у работников есть возможность ежедневно возвращаться домой) законодательством не предусмотрены. Поэтому на практике проверяющие из ПФР и ФСС начисляют на данные выплаты страховые взносы. Правомерность этой позиции недавно подтвердил Фонд соцстраха в письме от 02.07.13 № 15-03-14/05-6357.

А вот специалисты Минтруда придерживаются более лояльного подхода. Авторы комментируемого письма согласны с тем, что суммы, выплаченные при однодневных командировках, действительно не являются суточными. Но при этом полагают, что исходя из направленности этих выплат, они могут быть признаны возмещением документально подтвержденных расходов, вызванных необходимостью выполнять трудовые функции вне места постоянной работы. В таком случае данные денежные средства не облагаются страховыми взносами как компенсации, предусмотренные подпунктом "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ. Аналогичный подход, по мнению чиновников Минтруда, следует применять и в отношении начисления страховых взносов "на травматизм".

(Письмо Минтруда от 06.11.13 № 17-4/10/2-6751)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.