Мониторинг законодательства



Бухгалтерский учет и налогообложение

Евразийская экономическая комиссия включена в перечень международных организаций, реализация которым товаров (работ, услуг) облагается НДС по ставке 0 процентов.

Ранее в "Перечне международных организаций и их представительств, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации...", используемом для целей применения налоговой ставки НДС 0 процентов в отношении товаров (работ, услуг), реализуемых данным организациям для официального использования, была поименована Комиссия Таможенного союза.

Теперь в Перечень включена Евразийская экономическая комиссия, созданная в качестве единого постоянно действующего регулирующего органа Таможенного союза и Единого экономического пространства (Договор о Евразийской экономической комиссии от 18.11.2011).

(Приказ МИД России N 20346, Минфина России N 147н от 20.11.2012 "О внесении изменения в Перечень международных организаций и их представительств, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, при реализации которым товаров (работ, услуг) для официального использования применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов, утвержденный приказом Министерства иностранных дел Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от 9 апреля 2007 года N 4938/33н", Зарегистрировано в Минюсте России 22.01.2013 N 26646)

Разработан Классификатор, предназначенный для идентификации видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения.

Классификатор (КВПДП) представляет собой систематизированный свод наименований видов предпринимательской деятельности и их кодов.

Кодовое обозначение вида предпринимательской деятельности включает шесть цифровых знаков:

  • первые две цифры - код вида предпринимательской деятельности, соответствующий номеру подпункта пункта 2 статьи 346.43 НК РФ;
  • следующие две цифры - код субъекта РФ;
  • оставшиеся две цифры - порядковый номер вида деятельности, установленного законом субъекта РФ.

(Приказ ФНС России от 15.01.2013 N ММВ-7-3/9@ "Об утверждении Классификатора видов предпринимательской деятельности, в отношении которых законом субъекта Российской Федерации предусмотрено применение патентной системы налогообложения (КВПДП)")

Справка об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов: новая форма.

ФНС России бесплатно информирует плательщиков и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, порядке их исчисления и уплаты, правах и обязанностях названных лиц, законодательстве в обозначенной области. Ранее был утвержден новый Административный регламент исполнения данной функции.

Заявитель направляет в Службу заявку о предоставлении справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов. Утверждена форма данной справки. Определен порядок ее заполнения.

Справка формируется с использованием программного обеспечения налоговых органов по данным информационных ресурсов инспекций ФНС России. По общему правилу она составляется на дату, указанную в запросе.

Запись "не имеет неисполненную обязанность по уплате налогов" вносится только при получении сведений из всех инспекций ФНС России, в которых заявитель состоит на налоговом учете. При поступлении хотя бы 1 ответа о наличии такой неисполненной обязанности формируется соответствующая запись.

Для заявителей - участников КГН запись "имеет неисполненную обязанность" делается также, если не исполнена обязанность по уплате налога на прибыль организаций по КГН. При этом в приложении к справке указывается код инспекции ФНС России, в которой состоит на учете ответственный участник КГН.

Приведен рекомендуемый формат представления справки об исполнении обязанности по уплате налогов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Прежняя форма справки утратила силу.

(Приказ ФНС России от 21 января 2013 г. № ММВ-7-12/22@ “Об утверждении рекомендуемой формы справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, порядка ее заполнения и рекомендуемого формата ее представления в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи”)

УСН на основе патента ушла в прошлое: приказы о постановке на соответствующий учет больше не действуют.

С 1 декабря 2012 г. введена патентная система налогообложения. Она заменила УСН на основе патента.

В связи с этим утрачивают силу рекомендуемый образец заявления о постановке на учет в качестве ИП, применяющего УСН на основе патента, и электронный формат его представления.

(Приказ ФНС России от 21 января 2013 г. № ММВ-7-6/23@ “О признании утратившими силу приказов Федеральной налоговой службы от 21 января 2009 года № ММ-7-6/18@ и от 31 декабря 2008 года № ММ-3-6/700@”)

Определены общие правила организации информационного взаимодействия по телекоммуникационным каналам связи между налогоплательщиками и налоговыми органами в рамках электронного документооборота по УСН, ПСН, ЕСХН и налогу на игорный бизнес.

Направление и получение документов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи допускается при обязательном использовании сертифицированных средств электронной подписи, позволяющих идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации, содержащейся в документах. Представление документов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи осуществляется в зашифрованном виде. Участники информационного обмена не реже одного раза в сутки проверяют поступление документов.

Квалифицированные сертификаты ключей проверки электронной подписи участникам информационного обмена выдаются удостоверяющими центрами, входящими в сеть доверенных центров ФНС России.

Датой представления документа считается дата, зафиксированная в подтверждении даты отправки. Документ считается принятым, если налогоплательщику (или соответственно налоговому органу) поступила квитанция о приеме документа, подписанная электронной подписью.

Налогоплательщик в течение следующего рабочего дня после отправки документа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи должен получить подтверждение даты отправки и квитанцию о приеме или уведомление об отказе в приеме, подписанное электронной подписью налогового органа. Если налогоплательщик не получил такой квитанции, он направляет документ в налоговый орган на бумажном носителе.

При получении от налогового органа документа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи и отсутствии оснований для отказа в приеме такого документа налогоплательщик в течение одного рабочего дня с момента его получения формирует квитанцию о приеме, подписывает ее электронной подписью и направляет в налоговый орган. При наличии оснований для отказа налогоплательщик формирует уведомление об отказе в приеме, подписывает электронной подписью и направляет его в налоговый орган. Если налоговый орган не получил от налогоплательщика квитанцию о приеме, он не позднее следующего рабочего дня направляет такой документ налогоплательщику на бумажном носителе по почте с уведомлением о вручении.

(Приказ ФНС России от 18.01.2013 N ММВ-7-6/20@ "Об утверждении Порядка информационного обмена документами, используемыми при применении упрощенной и патентной систем налогообложения, единого сельскохозяйственного налога и налога на игорный бизнес, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи")

Утверждены специальные формы бухгалтерского баланса и отчета о целевом использовании средств для социально ориентированных некоммерческих организаций.

С 1 января 2013 года вступил в силу новый Федеральный закон "О бухгалтерском учете", предусматривающий, в частности, что в состав годовой бухгалтерской отчетности некоммерческой организации (по общему правилу) входят бухгалтерский баланс и отчет о целевом использовании средств и приложений к ним (п. 2 ст. 14 Закона N 402-ФЗ).

В целях реализации данных положений утверждены формы бухгалтерского баланса и отчета о целевом использовании средств для социально ориентированных некоммерческих организаций.

(Приказ Минфина России от 04.12.2012 N 154н "О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 2 июля 2010 г. N 66н", Зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2012 N 26501)

К новым формам отчетности страховщиков разработаны форматы их представления в электронной форме.

Новые формы бухгалтерской (финансовой) отчетности страховщиков утверждены Приказом Минфина России от 27 июля 2012 г. N 109н (в т.ч. бухгалтерский баланс страховщика, отчет о прибылях и убытках, отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств). Для страховых медицинских организаций утвержден отчет о целевом использовании средств ОМС (форма N 6-омс), для обществ взаимного страхования - отчет о целевом использовании полученных средств (форма N 6-овс).

Форматы представления данных документов в электронной форме могут применяться начиная с отчетности за 2012 год.

(Приказ ФНС России от 18.01.2013 N ММВ-7-6/21@ "Об утверждении форматов представления бухгалтерской (финансовой) отчетности страховщиков в электронной форме")


Вернуться в начало


Социальное страхование и обеспечение

Стоимость страхового года в 2013 году составит 16239,60 рублей.

Стоимость страхового года ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации. В 2012 году данный показатель был утвержден в размере 14386,32 рубля.

Стоимость страхового года применяется, в частности, при расчете средств федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду РФ на выплату страховой части трудовых пенсий по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца.

(Постановление Правительства РФ от 17.01.2013 N 8 "О стоимости страхового года на 2013 год")

Страхователь представляет реестры застрахованных лиц в территориальный орган ПФР не позднее 20 календарных дней со дня окончания квартала, в течение которого перечислялись дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии и уплачивались взносы работодателя.

В Административном регламенте определены:

  • круг заявителей;
  • требования к порядку информирования о предоставлении государственной услуги;
  • сроки и результат предоставления государственной услуги;
  • перечень административных процедур;
  • формы контроля за исполнением Регламента и порядок обжалования действий должностных лиц.

В приложении к Регламенту приведены сведения о территориальных органах Пенсионного фонда РФ.

(Приказ Минтруда России от 24.09.2012 N 198н "Об утверждении Административного регламента по предоставлению Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по приему от страхователей реестров застрахованных лиц о перечислении дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", Зарегистрировано в Минюсте России 18.01.2013 N 26591)

Регламентирован порядок рассмотрения Пенсионным фондом РФ обращений граждан.

Определены состав, сроки и последовательность административных действий должностных лиц ПФР при рассмотрении обращений граждан, а также требования к порядку их рассмотрения, в том числе в электронной форме.

Установлено, что общий срок рассмотрения письменных обращений граждан составляет 30 дней со дня регистрации обращения.

В приложении к документу приведена контактная информация территориальных органов ПФР по субъектам РФ.

(Приказ Минтруда России от 23.10.2012 N 332н "Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по рассмотрению обращений граждан, поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации", Зарегистрировано в Минюсте России 18.01.2013 N 26590)

Утверждены коэффициенты индексации размера страховой части трудовых пенсий.

Постановлением Правительства утверждены коэффициенты индексации размера страховой части трудовых пенсий.

Таким образом, размер страховой части трудовой пенсии по старости и размеры трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца планируется проиндексировать на 6,6% с 1 февраля 2013 года.

Как мы писали ранее, в результате индексации средний размер трудовых пенсий увеличится на 615 руб. При этом страховая часть трудовой пенсии по старости возрастет на 639 руб., трудовая пенсия по инвалидности – на 400 руб., трудовая пенсия по случаю потери кормильца – на 394 руб.

Напомним, также, что в текущем году запланированы две индексации трудовых пенсий. Второе повышение пройдет 1 апреля – пенсии увеличатся более чем на 3% (по уровню роста в 2012 году доходов ПФР в расчете на одного пенсионера). В августе пройдет традиционный перерасчет трудовых пенсий работающих пенсионеров.

(Постановление Правительства РФ от 23 января 2013 г. № 26)


Вернуться в начало


Правовые новости

Утверждены новые формы свидетельств о государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и фермерских хозяйств.

ФНС России утвердила формы документов, подтверждающих факт внесения записей в ЕГРЮЛ И ЕГРИП о государственной регистрации указанных экономических субъектов, а также подтверждающих факт внесения в реестры иных сведений (в том числе о реорганизации юридического лица, о прекращении деятельности ФЛ в качестве ИП и др.).

Приказ вступит в действие со дня признания утратившим силу Постановления Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации...".

(Приказ ФНС России от 13.11.2012 N ММВ-7-6/843@ "Об утверждении формы и содержания документа, подтверждающего факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей", Зарегистрировано в Минюсте России 18.01.2013 N 26583)


Вернуться в начало


Судебная практика

Дополнительные мероприятия налогового контроля произвольно не назначаются.

ФАС Дальневосточного округа подтвердил довод об отсутствии у инспекции оснований по истребованию у налогоплательщика первичных документов в целях подтверждения сведений, внесенных в декларацию, по причине не доказанности выявления каких-либо несоответствий между такими сведениями и документами, полученными в ходе налогового контроля.

ФАС указал, что в ходе проводимой камеральной налоговой проверки после рассмотрения представленных налогоплательщиком пояснений и документов фактов совершения обществом налоговых правонарушений, влекущих проведение дополнительных мероприятий налогового контроля, обнаружено не было.

Дополнительные мероприятия налогового контроля могут быть назначены в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения налогового правонарушения или отсутствия такового.

Поскольку данные мероприятия налогового контроля направлены на сбор дополнительных доказательств, истребование первичных учетных документов у проверяемого лица как дополнительное мероприятие налогового контроля допустимо при условии наличия у налогового органа оснований для истребования указанных документов в ходе самой проверки.

(Постановление ФАС Дальневосточного округа в Постановлении № Ф03-5646/2012 от 19.12.2012)

Распитие алкоголя с контрагентами может уменьшить облагаемую прибыль.

Суд указал, что Налоговый кодекс не содержит ограничений (в виде списка) на употребление продуктов и напитков в представительских целях.

ИФНС была проведена выездная налоговая проверка ООО "ВД", в результате которой налоговики исключили из состава расходов затраты на приобретение алкогольных напитков.

Данное решение было обжаловано в суд. Суд установил, что в соответствии с пп. 22 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся представительские расходы на ведение переговоров в целях установления и поддержания сотрудничества.

Согласно п. 2 ст. 264 НК РФ к представительским относятся расходы на официальный прием и обслуживание представителей других организаций, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа, независимо от места проведения указанных мероприятий. Сюда включаются также расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц и представителей принимающей организации, участвующих в переговорах.

ООО предоставило в суд подтверждающие документы: исполнительские сметы, авансовые отчеты, товарные и кассовые чеки, акты о списании представительских расходов, отчеты о проведенных мероприятиях.

В связи с этим суды сочли, что данные расходы были правомерно произведены в целях установления и поддержания сотрудничества с контрагентами и при этом связаны с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода. К тому же, статья 264 НК РФ не содержит перечень продуктов и напитков, которые не могут включаться в состав представительских расходов. Так что доводы ООО были признаны обоснованными и решение налоговой отменено.

(Постановление ФАС Поволжского округа от 15.01.2013 по делу № А55-14189/2012)

Учреждения освобождаются от уплаты госпошлины лишь в исключительных случаях.

ФАС Дальневосточного округа пояснил, что учреждение, выступающее в суде в качестве хозяйствующего субъекта, не освобождается от уплаты госпошлины.

ФАС указал, что от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.

Если учреждение выполняет одновременно и функции государственного органа (органа местного самоуправления), вопрос об освобождении от уплаты государственной пошлины решается в зависимости от наличия оснований, указанных в законодательстве.

Доказательства, свидетельствующие о том, что в спорных правоотношениях войсковая часть осуществляет функции не хозяйствующего субъекта, а государственного органа, не представлены.

В этой связи, учитывая правовую природу спорных правоотношений, оснований расценивать процессуальные действия войсковой части (подача апелляционной жалобы) как затрагивающие государственные и (или) общественные интересы не имеется. Следовательно, оснований для освобождения от уплаты госпошлины в данном случае не имеется.

(Постановление ФАС Дальневосточного округа № Ф03-6264/2012 от 20.12.2012)


Вернуться в начало


Законопроекты

Госдума РФ одобрила поправки в соглашение с Арменией об избежании двойного налогообложения.

Депутаты Госдумы одобрили на минувшей неделе законопроект о ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Армения об устранении двойного налогообложения на доходы и имущество.

Так, в частности, в статье 10 "Дивиденды" устанавливается относительный порог участия (25%) в уставном капитале организации, выплачивающей дивиденды, который необходим для их минимального налогообложения по ставке 5%.

Кроме того, в статье 11 "Проценты" налогообложение процентных доходов по коммерческим кредитам в государстве - источнике таких доходов устанавливается по ставке 10%. Исключение сделано для процентных доходов, получаемых органами власти и центральными банками России и Армении. В настоящее время налогообложение процентных доходов осуществляется по нулевой ставке.

(Законопроект № 155296-6 "О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между правительством РФ и правительством Республики Армения об устранении двойного налогообложения на доходы и имущество")


Вернуться в начало


Прочее

ФНС России даны разъяснения по отдельным вопросам, возникающим в связи с осуществлением мероприятий налогового контроля.

В письме ФНС России содержатся разъяснения по следующим вопросам:

  • подведомственность проведения повторной выездной налоговой проверки налогоплательщика в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку в отношении налогоплательщика, перешедшего на учет в налоговый орган другого субъекта РФ в связи с изменением адреса;
  • порядок представления справки о проведенной налоговой проверки;
  • порядок направления материалов налоговой проверки в следственные органы в случае частичной уплаты сумм недоимки, указанной в требовании;
  • проведение осмотра территорий, предметов, экспертиз в рамках камеральной налоговой проверки;
  • истребование документов у налогового агента, подтверждающих правомерность применения налоговой ставки 0 процентов;
  • проведение выездной налоговой проверки в отношении организаций, реорганизовавшихся в форме присоединения.

(Письмо ФНС России от 29.12.2012 N АС-4-2/22690)

Налоговики могут вызывать свидетелей на допрос во время приостановления выездной налоговой проверки.

Налоговый орган может проводить допрос свидетеля в период, когда проведение налоговой проверки приостановлено.

Чиновники напоминают, что на период приостановления выездной налоговой проверки приостанавливаются действия по истребованию документов у налогоплательщика, и действия на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с проверкой. Об этом сказано в пункте 9 статьи 89 Налогового кодекса.

Однако в Налоговом кодексе нигде не сказано о том, что инспекторы не вправе во время приостановления выездной проверки допрашивать работников проверяемой компании в качестве свидетелей. Поэтому, как считают в Минфине, такие действия налоговиков правомерны.

(Письмо Минфина России от 18.01.13 № 03-02-07/1-11)

В декабре 2012 г. ставка НДПИ в отношении нефти уменьшилась.

С 1 января по 31 декабря 2012 г. включительно ставка НДПИ в отношении нефти составляет 446 руб. за 1 т добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной. Она умножается на коэффициенты, характеризующие динамику мировых цен на нефть (Кц); степень выработанности конкретного участка недр (Кв); величину его запасов (Кз).

Приводятся данные, применяемые для расчета НДПИ в отношении нефти, за декабрь 2012 г. При среднем уровне цен нефти сорта "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья 108,67 долл. США за баррель и среднем значении в указанном налоговом периоде курса доллара США к рублю 30,7408 значение Кц определено как 11,0325. В предыдущем налоговом периоде Кц составил 11,2440.

Значения Кв и Кз определяются налогоплательщиком самостоятельно.

Таким образом, в связи со снижением курса доллара ставка НДПИ в отношении нефти по сравнению с предыдущим налоговым периодом уменьшилась.

Данные, применяемые для расчета НДПИ, за ноябрь 2012 г. приведены в письме ФНС России от 17 декабря 2012 г. N ЕД-4-3/21457@.

(Письмо ФНС России от 21 января 2013 г. № ЕД-4-3/549@ “О данных, необходимых для исчисления НДПИ в отношении нефти, за декабрь 2012 года”)

Минфин разъяснил порядок применения патентной системы налогообложения при осуществлении розничной торговли в торговых комплексах.

Индивидуальный предприниматель вправе применять патентную систему налогообложения в отношении розничной торговли через небольшие (не более 50 кв. метров) магазины и павильоны, а также через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (розничные рынки, ярмарки, киоски, палатки, торговые автоматы), расположенные в торговых центрах или комплексах.

Подпункты 45 и 46 пункта 2 статьи 346.43 Налогового кодекса позволяют применять ПСН в отношении розничной торговли через объекты стационарной торговой сети (с площадью торгового зала не более 50 кв. метров по каждому объекту), через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети. Можно ли применять патентную систему в том случае, если торговля ведется в торговых центрах или торговых комплексах? Да можно, считают в Минфине.

К объектам стационарной торговой сети, имеющей торговые залы, относятся магазины и павильоны. К объектам стационарной торговой сети без торговых залов — розничные рынки, ярмарки, киоски, палатки, торговые автоматы. Об этом сказано в подпунктах 2 и 7 пункта 3 статьи 346.43 НК РФ.

Как видно, торговые комплексы и торговые центры сами по себе не являются ни объектами стационарной торговой сети с торговыми залами, ни объектами стационарной торговой сети без торговых залов. Однако в Минфине обращают внимание на положения Государственного стандарта РФ "Торговля (Термины и определения)". Согласно этому документу, торговые комплексы и торговые центы представляют собой совокупность расположенных на одной территории торговых предприятий как имущественных комплексов, реализующих универсальный ассортимент товаров и оказывающих широкий набор услуг.

Поэтому, как считают в Минфине, предприниматели вправе применять ПСН в отношении розничной торговли через расположенные в торговых центрах и торговых комплексах торговые объекты (магазины, павильоны, розничные рынки, ярмарки, киоски, палатки и торговые автоматы).

(Письмо Минфина России от 11.01.13 № 03-11-11/4)

Предприниматель, оказывающий услуги по передаче в аренду автомобилей с экипажем, не может перейти на патентный спецрежим.

Патентная система налогообложения может применяться в отношении услуг перевозке грузов и пассажиров автомобильным транспортом (подп. 10 и 11 п. 2 ст. 346.43 НК РФ). Можно ли на основании этих норм применять ПСН в отношении услуг по передаче в аренду автомобиля с экипажем? Нет, нельзя, разъяснил в своем письме Минфин.

Чиновники аргументировали свою позицию ссылками на нормы Гражданского кодекса РФ, посвященные отдельным видам договором. Так, отношения в сфере оказания услуг по перевозке грузов и пассажиров регулируются главой 40 "Перевозка" ГК РФ. Соответствующие услуги предоставляются на основании договора перевозки грузов (ст. 785 ГК РФ) или договора перевозки пассажиров (ст. 786 ГК РФ). В первом случае перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать получателю. Во втором случае перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа – также доставить багаж. Как видно, оба вида договоров предусматривают, что услуги по перевозке оказываются непосредственно перевозчиком. Таким образом, если предприниматель занимается услугами по перевозке на основании договоров перевозки, предусмотренных главой 40 ГК РФ, то он может применять патентную систему налогообложения.

По иному обстоят дела в случае оказания услуг по сдаче в аренду автомобиля с водителем. Данный вид деятельности регулируется главой 34 "Аренда" ГК РФ. По договору аренды транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации (ст. 632 ГК РФ). Из этого определения следует, что на арендодателя не возлагаются обязанности по оказанию от своего имени услуг, связанных с перевозкой пассажиров и грузов. А раз так, то данный вид деятельности (сдача в аренду автомобиля с водителем) не может переводиться на ПСН, поскольку не относится к услугам по перевозке грузов и пассажиров.

Напомним, что до 2013 года в отношении услуг по сдаче в аренду автомобилей с экипажем можно было применять патентную "упрощенку" (письмо Минфина России от 20.07.11 № 03-11-11/190).

(Письмо Минфина России от 15.01.13 № 03-11-12/02)

Применение патентной системы при оказании услуг по переводу с одного языка на другой.

Минфин России сообщил, что при оказании дополнительно установленного законом субъекта Российской Федерации вида (подвида) деятельности, относящегося к бытовым услугам, например, при оказании услуг по выполнению переводов с одного языка на другой, патентная система налогообложения может применяться индивидуальным предпринимателем только в случае предоставления данных услуг физическим лицам.

При оказании таких услуг юридическим лицам индивидуальным предпринимателям следует применять иные режимы налогообложения.

(Письмо Минфина России от 18.01.2013 № 03-11-11/10)

ИП, занимающиеся ремонтом офисной техники, не вправе перейти на ПСН.

До 1 января 2013 года индивидуальные предприниматели могли применять упрощенную систему налогообложения на основе патента в отношении деятельности по техническому обслуживанию и ремонту офисной техники. Однако перейти на патентную систему налогообложения такие предприниматели не могут.

Авторы комментируемого письма напоминают, что перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения, установлен в пункте 2 статьи 346.43 Налогового кодекса. В данном перечне нет упоминаний о деятельности по техническому обслуживанию и ремонту офисных машин и вычислительной техники.

В то же время известно, что власти субъектов РФ вправе расширять перечень видов бытовых услуг, в отношении которых возможно применение ПСН (подп. 2 п. 8 ст. 346.43 НК РФ). При этом такие "дополнительные" виды бытовых услуг должны быть поименованы в перечне бытовых услуг Общероссийского классификатора услуг населению (ОКУН). Однако в перечне бытовых услуг ОКУН услуги по техническому обслуживанию и ремонту офисных машин и вычислительной техники не содержатся.

Суммируя все вышесказанное, в Минфине делают вывод: патентная система налогообложения в отношении услуг по техобслуживанию и ремонту офисных машин и вычислительной техники не применяется.

(Письмо Минфина России от 09.01.13 № 03-11-11/02)

ИП, владеющий ОС стоимостью более 100 млн., тоже не вправе применять УСН.

В подпункте 16 пункта 3 статьи 346.12 НК, ограничивающем применение УСН по критерию стоимости основных средств, упомянуты только организации. Однако Минфин считает, что это требование распространяется также и на индивидуальных предпринимателей.

Аргументация состоит в том, что согласно п. 4 ст. 346.13 при несоблюдении требований п.3 ст. 346.12 "такой налогоплательщик" утрачивает право применения УСН. Минфин считает, что под налогоплательщиком здесь имеются в виду и юрлица, и ИП.

Аргумент выглядит не очень убедительно. К понятию "такой налогоплательщик" тут могут относиться и только те налогоплательщики, для которых перечисленные требования установлены (а для ИП требование по ограничению стоимости ОС не установлено).

Зато теперь понятно, для чего в закон о бухучете введен тезис о необходимости ведения бухучета ИП. И хоть Минфин в своих письмах признал, что при применении любой из известных систем налогообложения ИП вести бухучет не должны, на полную невозможность ведения бухучета предпринимателями ссылаться теперь не приходится.

В письме Минфин также напомнил, что до 01.01.2013 ограничение, установленное пп. 16 п. 3 ст. 346.12 касалось стоимости не только ОС, но и НМА. Следовательно, "до 1 января 2013 г. ... индивидуальным предпринимателям следовало соблюдать вышеуказанное ограничение, ... с учетом остаточной стоимости нематериальных активов".

(Письмо Минфина РФ от 18.01.13 № 03-11-11/9)

Определение дохода для удержания НДФЛ осуществляется после утверждения авансового отчета.

Минфин привел разъяснения по вопросу применения положений гл. 23 Налогового кодекса РФ при направлении работников в командировки.

Ведомство отмечает, что при направлении работника в командировку определение дохода, подлежащего налогообложению, с учетом положений п. 3 ст. 217 НК РФ производится организацией - налоговым агентом после утверждения авансового отчета работника.

Исчисление и удержание сумм налога производятся в соответствии с п. 4 ст. 226 НК РФ на ближайшую дату выплаты работнику дохода в денежной форме.

Минфин поясняет, что денежные средства, выданные работнику под отчет при направлении в командировку, не могут рассматриваться в качестве экономической выгоды и, соответственно, дохода до возвращения работника из командировки и утверждения руководителем организации представленного работником в установленном порядке авансового отчета исходя из фактического времени нахождения в командировке и имеющихся оправдательных документов.

(Письмо Минфина России № 03-04-06/4-5 от 14.01.2013)

ФСС: справку о доходах для расчета пособий с указанием исключаемых периодов можно составить в произвольной форме.

В день увольнения сотрудника работодатель должен выдать ему справку о доходах, в которой с 2013 года нужно отражать периоды, исключаемые при расчете "декретных" и "детских" пособий. Но поскольку новая форма справки до сих пор не утверждена, ФСС предлагает составлять документ в произвольной форме, и указывать в нем исключаемые периоды.

Как известно, с 1 января 2013 года вступили в силу поправки, касающиеся порядка определения среднего дневного заработка для расчета пособия по беременности и родам, а также ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Среднедневной заработок считается следующим образом: заработок за два календарных года, предшествующих началу декрета или отпуска по уходу за ребенком, делится на число календарных дней в этом периоде за минусом числа календарных дней, приходящихся на исключаемые периоды. По-прежнему действует правило о возможности замены лет, входящих в расчетный период. Но появилась норма, ограничивающая размер среднедневного заработка. Чиновники ФСС сообщили, что с учетом этих изменений, предельный размер среднего дневного заработка, исходя из которого определяются названные пособия, в 2013 году составляет 1335,62 руб. А предельный размер пособия по уходу за ребенком в текущем году равен 16 241,14 руб. (1335,62 x 30,4 x 40%).

Кроме того, специалисты ФСС разъяснили, что при определении среднедневного заработка для расчета названных пособий количество календарных дней расчетного периода не всегда составляет 730. Расчетный период может быть 731 календарный день, если один год расчетного периода високосный, и даже 732 календарных дня, если в результате замены календарного года (календарных лет) расчетного периода получилось, что оба года, входящие в этот период, являются високосными.

Поскольку новый порядок определения среднедневного заработка позволяет исключать из расчета определенные периоды, у работодателей появилась обязанность указывать эти периоды в справке о доходах. Речь идет о периодах, когда работник был на больничном, в декрете, отпуске по уходу за ребенком, а также периодах освобождения от работы с сохранением заработка, если на эти выплаты не начислялись страховые взносы. Исключаемые периоды, также как и доходы, указываются за два календарных года, предшествующих году увольнения работника или году обращения за справкой, и текущий календарный год. Для этих целей в форму справки о доходах должны быть внесены изменения (проект новой формы справки размещен на сайте Минтруда России). Однако, согласно разъяснениям ФСС, до внесения изменений страхователи вправе составлять этот документ в произвольной форме. Главное, чтобы он дополнительно содержал сведения о периодах, исключаемых при расчете пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком.

(Письмо ФСС России от 11.01.12 № 15-03-18/12-169)

Минфином России даны разъяснения по формированию некоторых форм годовой бюджетной (бухгалтерской) отчетности за 2012 год.

Даны разъяснения, касающиеся составления форм отчетности "Сведения о финансовых вложениях" (ф. 0503171), "Сведения о государственном (муниципальном) долге, предоставленных бюджетных кредитах" (ф. 0503172), в том числе указания номеров (кодов) счетов бюджетного учета.

Сообщается также, что сводные Справки по консолидируемым расчетам (ф. 0503725) составляются только по счету 0304 06 000 "Расчеты с прочими кредиторами" раздельно по видам финансового обеспечения (коды 2, 4, 5, 7) в части бухгалтерских операций государственных (муниципальных) учреждений по изменению их типа. Иные операции по передаче активов, обязательств между разными видами финансового обеспечения и т.п. в указанных Справках не подлежат отражению.

(Письмо Минфина России от 17.01.2013 N 02-06-07/110)

Минфином России разъяснен порядок отражения в бухгалтерском учете объектов движимого имущества, приобретенных государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями в рамках деятельности в сфере ОМС.

В письме Минфина России сообщены критерии отнесения движимого имущества к особо ценному движимому имуществу, в отношении которого учреждение не имеет права самостоятельного распоряжения, счета аналитического учета для отражения таких объектов основных средств, а также порядок корректировки показателей при изменении типа учреждения.

(Минфина России от 17.01.2013 N 02-06-07/111)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.