Мониторинг изменений за период 21.10.13 - 27.10.13



Бухгалтерский учет и налогообложение

Установлены основания для освобождения должностных лиц от административной ответственности за нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления отчетности

На основании дополнений, внесенных в статью 15.11 КоАП РФ, такими основаниями являются:

  • представление уточненной налоговой декларации (расчета) и уплата недостающей суммы налога (сбора) и соответствующей пени;
  • исправление ошибки, включая представление пересмотренной бухгалтерской отчетности, до ее утверждения.

Уточнено также понятие грубого нарушения правил ведения бухгалтерского учета: таковым будет признаваться, в частности, не искажение, а занижение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов вследствие искажения данных бухгалтерского учета.

(Федеральный закон от 21.10.2013 N 276-ФЗ "О внесении изменений в статью 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях")

Разработан порядок, устанавливающий процедуру действий налоговых органов по сбору и обобщению методологических вопросов для формирования единой методологической позиции в области налогообложения юридических лиц

Методологический вопрос - это вопрос, возникший в связи с неоднозначным толкованием положений глав 21, 22, 25, 25.1, 25.2, 26, 26.1, 26.2, 26.3, 26.4, 26.5 Налогового кодекса РФ применительно к конкретной ситуации.

В целях обеспечения своевременного информирования региональных управлений ФНС России о наличии методологических вопросов инспекциям ФНС России поручено направлять проекты актов (разделы проектов актов) камеральных и выездных налоговых проверок, содержащие методологические вопросы, по которым имеется хотя бы одно из нижеприведенных оснований:

  • отсутствуют разъяснения ФНС России;
  • разъяснения Минфина России не совпадают с позицией, изложенной в письмах ФНС России по аналогичному вопросу;
  • разъяснения Минфина России или ФНС России не совпадают с позицией, изложенной в судебных актах арбитражных судов, вступивших в законную силу;
  • отсутствует судебная практика;
  • существует противоречивая судебная практика.

Не рассматриваются в качестве методологических вопросов:

  • факты установленных нарушений в части получения необоснованной налоговой выгоды;
  • факты установленных нарушений в отношении вопросов ценообразования;
  • вопросы, касающиеся квалификации договорных отношений и сделок.

Сроки и порядок направления заключения в инспекции ФНС России устанавливаются управлениями ФНС России самостоятельно таким образом, чтобы обеспечить своевременность составления актов налоговых проверок.

(Приказ ФНС России от 17.10.2013 N ММВ-7-3/449@ "Об утверждении порядка организации деятельности налоговых органов по вопросам формирования единой методологической позиции в области налогообложения юридических лиц")

Скорректированы формы документов, применяемые налоговыми органами при реализации своих полномочий

В новой редакции изложены: "Требование о предоставлении документов (информации)"; "Постановление о назначении экспертизы"; "Решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля". Формы данных документов предусмотрены Приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@.

Кроме того, вводится в действие форма "Решения об отложении рассмотрения материалов проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между ­­­­­взаимозависимыми лицами в связи с неявкой лица (лиц), участие которого (которых) необходимо для их рассмотрения".

(Приказ ФНС России от 27.08.2013 N ММВ-7-13/292@ "О внесении изменений в приказы ФНС России от 06.03.2007 N ММ-3-06/106@, от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@", зарегистрировано в Минюсте России 14.10.2013 N 30166)

Изменения, внесенные в План счетов бухгалтерского учета кредитных организаций, вступят в силу 1 января 2014 года

В Минюсте России прошло регистрацию Указание Банка России, вносящее изменения в правила ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях.

Поправками, в частности, в новой редакции изложены наименования некоторых счетов бухгалтерского учета. Так, например, в наименовании счета N 30232 "Незавершенные расчеты с операторами услуг платежной инфраструктуры" упоминаются также операторы по переводу денежных средств; наименование счета N 427 "Привлеченные средства Минфина России" изменено на "Привлеченные средства Федерального казначейства".

Отдельные корректировки коснулись применяемой терминологии (в некоторых случаях слова "не оплаченные в срок" заменены на "не исполненные в срок", "перечисленные" - на "депонированные").

Из Плана счетов исключены балансовые счета N 40310 и 40311, предназначенные для учета просроченной задолженности и просроченных процентов по кредитам, предоставленным в соответствии с заключенными межправительственными договорами с иностранными государствами.

С учетом указанных выше изменений скорректированы характеристики и назначение счетов.

Кроме того, в соответствии с требованиями нового Федерального закона "О бухгалтерском учете" внесены изменения в формы бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных организаций. Так, в частности, вместо "Отчета о прибылях и убытках" кредитными организациями должен будет представляться "Отчет о финансовых результатах".

(Указание Банка России от 04.09.2013 N 3053-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 16 июля 2012 года N 385-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации", зарегистрировано в Минюсте России 15.10.2013 N 30198)


Вернуться в начало


Правовые новости

Конвенция ООН об использовании электронных сообщений в международных договорах от 23 ноября 2005 года принята Россией с отдельными оговорками

Установлено, что:

  • Российская Федерация будет применять Конвенцию в случаях, когда стороны международного договора договорились о ее применении;
  • Российская Федерация не будет применять Конвенцию к сделкам, в отношении которых законодательством РФ установлена нотариальная форма или требование о государственной регистрации, а также к сделкам купли-продажи товаров, в отношении которых установлены запреты либо ограничения к перемещению через таможенную границу Таможенного союза;
  • Под международными договорами применительно к Конвенции Российская Федерация понимает договоры гражданско-правового характера с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц, а также осложненные иным иностранным элементом.

(Постановление Правительства РФ от 24.10.2013 N 940 "О принятии Конвенции Организации Объединенных Наций об использовании электронных сообщений в международных договорах")


Вернуться в начало


Законопроекты

Депутаты предлагают разрешить уменьшать стоимость патента на сумму страховых взносов

В Госдуму поступил законопроект о внесении изменений в главу 26.5 части второй Налогового кодекса РФ, разработанный депутатами Законодательного собрания Амурской области.

Законопроектом предлагается установить, что патент действует в пределах муниципального образования, который указан в патенте (муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

Также законопроектом предлагается по аналогии с другими специальными налоговыми режимами предусмотреть уменьшение суммы налога на сумму уплаченных в текущем налоговом периоде страховых взносов при условии, что на указанные суммы платежей не производилось уменьшение налогов по иным специальным налоговым режимам.

При этом в целом сумма налога не может быть уменьшена более чем на 50%.

(Законопроект № 364736-6 "О внесении изменений в главу 26.5 части второй Налогового кодекса РФ")

Подготовлен к III чтению проект поправок в Налоговый кодекс РФ, предусматривающих исчисление налога на имущество организаций в отношении административно-деловых и торговых центров с их кадастровой стоимости

Предлагаемые изменения в Налоговый кодекс РФ устанавливают новый порядок исчисления налога на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в том числе: торговых комплексов, офисных зданий, помещений бытового обслуживания, а также объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства.

Закон субъекта РФ, предусматривающий особый порядок определения налоговой базы по налогу на имущество, может быть принят только после утверждения результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется в соответствии с новыми правилами, утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ и публикуется в сети Интернет.

Напомним также, что данным законопроектом устанавливаются ставки налога, применяемые к налоговой базе, определяемой как кадастровая стоимость объектов:

  • для Москвы в 2014 году - 1,5 процента, в 2015 - 1,7 процента, с 2016 года - 2 процента;
  • для иных субъектов РФ в 2014 году - 1,0 процента, в 2015 году - 1,5 процента, с 2016 года - 2 процента.

(Законопроект N 306970-6 "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса РФ" (об использовании кадастровой стоимости объектов недвижимости при расчете налоговой базы по налогу на имущество организаций))

Депутаты рассмотрят законопроект об упрощении бухгалтерской отчетности для малого бизнеса

Госдума РФ рассматривает во втором (основном) чтении законопроект о внесении изменений в Федеральный закон "О бухгалтерском учете".

Предлагаемый законопроект устанавливает, что упрощенный режим ведения бухгалтерской (финансовой) отчетности распространяется на все субъекты малого предпринимательства без ограничений и отдельные формы некоммерческих организаций.

Кроме того, для ИП законопроект устанавливает дополнительный вид учета результатов своей деятельности в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Так, в частности, наряду с учетом доходов, доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения, предлагается учитывать физические показатели, характеризующие определенный вид предпринимательской деятельности.

(Законопроект № 174312-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О бухгалтерском учете")

Госдума рассмотрит особенности учета доходов и расходов кредитных кооперативов и МФО

Госдума РФ рассматривает во втором (основном) чтении, устанавливающий особенности определения доходов и расходов кредитных кооперативов и микрофинансовых организаций для целей налогообложения.

Законопроект предлагает внести в НК РФ положения, предусматривающие особенности определения доходов и расходов кредитных кооперативов и микрофинансовых организаций, и конкретизирующие виды доходов и расходов, формирующих их налоговую базу по налогу на прибыль организаций.

Поскольку кредитные кооперативы и микрофинансовые организации наряду с банками являются профессиональными финансовыми посредниками, законопроектом предусмотрено внести изменения в статью 266 НК РФ, предусмотрев для кредитных кооперативов и микрофинансовых организаций право создания резервов по сомнительным долгам, образовавшимся в связи с невыплатой процентов по займам, а также на возможные потери по займам.

Кроме того, законопроектом устанавливается ограничение на участие кредитных кооперативов и микрофинансовых организаций в консолидированных группах налогоплательщиков.

(Законопроект № 302979-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ")

Депутаты одобрили законопроект о госпошлинах за регистрацию прав на воздушные суда

Депутаты Госдумы РФ одобрили накануне во втором (основном) чтении законопроект, предусматривающий внесение изменений в статью 333.33 части второй Налогового кодекса РФ, направленных на урегулирование вопроса взимания государственной пошлины за государственную регистрацию прав на воздушные суда.

Законопроектом также предусматривается введение государственной пошлины за внесение изменений в записи Единого государственного реестра прав на воздушные суда и сделок с ними с повторной выдачей правообладателю свидетельства о регистрации права, что в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах отнесено к юридически значимому действию.

(Законопроект № 293332-6 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ")

Госдума одобрила в первом чтении законопроект о повышении страховых выплат при несчастных случаях на производстве

Депутаты Госдумы одобрили накануне в первом чтении законопроект о внесении изменений в статью 11 Федерального закона "Об обязательном соцстраховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

Законопроектом предлагается внести в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" изменение, устанавливающее, что в случае смерти застрахованного размер единовременной страховой выплаты составляет 1 млн. рублей.

(Законопроект № 348506-6 "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "Об обязательном соцстраховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний")

Законопроект о повышении МРОТ прошел первое чтение в Госдуме

Госдума в первом чтении приняла законопроект о повышении минимального размера оплаты труда (МРОТ) до 5,554 тысячи рублей в месяц с января 2014 года.

Документ был внесен в ГД правительством РФ 30 сентября. В настоящее время МРОТ составляет 5,205 тысячи рублей. Таким образом, в случае принятия закона с 1 января 2014 года МРОТ увеличится почти на 350 рублей.

Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, в соответствии с Трудовым кодексом минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Однако введение данной нормы ТК отложено и соответствующий закон до настоящего времени не принят.

"В рамках приближения минимального размера оплаты труда к прожиточному минимуму трудоспособного населения предлагается с 1 января 2014 года его увеличить на 6,7% (на уровень инфляции 2013 года, уточненный Минэкономразвития России) и установить в размере 5554 рубля в месяц", - отмечается в пояснительных документах к законопроекту.


Вернуться в начало


Судебная практика

ВАС: реализация товара путем приема заказа по телефону с последующей доставкой товара в офис покупателя на ЕНВД не переводится

Если товар оплачивается и передается покупателям вне объекта стационарной торговой сети, то этот вид деятельности следует квалифицировать как продажу товаров по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети. Соответственно, подобная деятельность на ЕНВД не переводится. Такой вывод следует из определения ВАС РФ об отказе в передаче дела в Президиум этого суда.

По итогам проверки инспекторы доначислили организации налоги по общей системе налогообложения, заявив, что компания неправомерно применяла ЕНВД в отношении реализации населению бутилированной питьевой воды. Торговля была организована следующим образом. Покупатели знакомились с образцами продукции в офисе, там же с ними заключался договор купли-продажи. При этом фактически товар передавался в месте нахождения получателя (квартире или офисе); там же производился расчет. Как заявили проверяющие, такая деятельность является продажей товаров по образцам и каталогам, которая в силу статьи 346.27 НК РФ к розничной торговле не относится, а значит, не переводится на "вмененку".

Компания обратилась в суд, но проиграла. Арбитры всех инстанций, включая коллегию ВАС РФ, признали доначисление налогов по общей системе правомерным. Обоснование такое. Арендуемое под офис помещение (16 кв. м.) использовалось только для демонстрации образцов товаров. То есть фактически реализация товаров в розницу в указанном помещении не осуществлялась. В залах сall-центра расположены только рабочие места операторов, принимающих заявки по телефону; доступ посторонних лиц на этаж невозможен. Промо-точки компании (площадью менее 5 кв. м.) предназначены для демонстрации товара и приема заказов на доставку воды, созданы с целью привлечения внимания к товару. На данных объектах отсутствуют признаки стационарной торговой сети, они не имеют торговых залов, специального оснащения для ведения торговли и совершения сделок розничной купли-продажи, передаваемого товара и контрольно-кассовой техники. Таким образом, поскольку офисное помещение, call-центр и промо-точки не предназначены для ведения торговли, а товар оплачивался и передавался вне объекта стационарной торговой сети, то этот вид деятельности следует квалифицировать как продажу товаров по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети. Следовательно, такая деятельность под "вмененку" не подпадает, постановили суды.

(Определение ВАС от 09.10.13 № ВАС-13425/13)

ВАС: при выездной проверке на территории компании документы представляются по месту проведения проверки, а не по месту нахождения инспекции

Если выездная проверка проводится в помещении компании, то и истребуемые документы могут быть переданы налоговым инспекторам на территории проверяемой организации. Оснований в таком случае для привлечения налогоплательщика к ответственности по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса за непредставление документов в инспекцию нет. Правомерность такого подтвердил Высший арбитражный суд.

Поводом для судебного разбирательства стала следующая ситуация. На требование инспекции собрать перечень документов в рамках выездной проверки налогоплательщик ответил, что готов представить необходимые документы по прибытию должностных лиц ИФНС на место проведения проверки. В компании сочли, что поскольку выездная проверка проходит на территории офиса, то здесь же можно и отдать запрошенные бумаги. Однако, проверяющие решили, что статья 93 НК РФ обязывает налогоплательщиков представлять документы непосредственно в инспекцию. Поскольку это сделано не было, компания была оштрафована по пункту 1 статьи 126 НК РФ на 755 тыс. рублей (200 руб. за каждый непредставленный документ).

Но суды всех инстанций, в том числе коллегия ВАС, признали штраф незаконным. Подробное обоснование содержится в постановлении ФАС Московского округа от 05.06.13 № А40-78313/12-91-433. Прежде всего, арбитры отметили, что из статьи 126 НК РФ не следует, что налогоплательщик обязан представить истребованные документы по месту нахождения налогового органа. А при решении вопроса о наличии состава правонарушения нужно применять положения статьи 93 НК РФ в совокупности с иными нормами налогового законодательства. В частности, со статьей 89 НК РФ, которая устанавливает порядок проведения выездной проверки. Согласно данной норме, такая проверка проводится на территории налогоплательщика (за исключением случаев отсутствия у него возможности предоставить помещение), где проверяющим должна быть обеспечена возможность ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов. Из системного толкования статей 89 и 93 НК РФ суды сделали вывод, что истребованные документы должны быть представлены по месту нахождения должностных лиц инспекции, осуществляющих выездную проверку, то есть по месту проведения проверки.

Поскольку выездная проверка проводилась на территории организации, налогоплательщик был вправе представить истребованные документы по месту проведения проверки, то есть в офисе компании. На этом основании решение о штрафе было отменено.

(Определение ВАС РФ от 14.10.13 № ВАС-13729/13 об отказе в передаче дела в Президиум ВАС)

Получение баланса субподрядчика показывает осмотрительность в выборе контрагента

По утверждению проверяющих, налогоплательщик незаконно вычитает НДС по работам субподрядчика. Фактически они не выполнялись, контрагент не вел деятельность.

Вместе с тем, у налогоплательщика недостаточно сотрудников для самостоятельного выполнения работ. Инспекцией не опровергнута достоверность счетов-фактур и иных документов субподрядчика. По данному партнеру организация проявила необходимую осмотрительность. Она запросила баланс и другую отчетность, из которой видно – у контрагента есть прибыль и выручка, им начисляется НДС. Все это показывает законность вычета.

Ссылка на получение отчетности помогала и в других округах. Для примера сошлемся на постановления ФАС Поволжского округа от 26.04.12 № А49-1563/2011 и ФАС Северо-Западного округа от 13.05.10 № А56-28880/2009.

(Постановление ФАС Московского округа от 09.10.13 № А40-26883/13-116-44)

Требовать возмещения НДС до окончания камералки бесполезно

Фирма подала уточненную налоговую декларацию, по которой предъявлено к возмещению НДС в сумме почти 10 млн рублей. По сравнению с ранее поданной декларацией за этот период сумма реализации не изменилась, увеличились только вычеты. До окончания проведения камеральной проверки фирма направила в инспекцию письмо с просьбой вернуть НДС в спорной сумме на ее расчетный счет.

Инспекция сообщила об оставлении без исполнения заявления о возврате указанной суммы налога, так как возможность возмещения налога не подтверждена результатами камеральной проверки. С заявлением о признании этого решения незаконным фирма обратилась в суд.

В соответствии со статьей 78 НК заявление о зачете (возврате) сумм НДС, подлежащих возмещению, можно подать как одновременно с декларацией, так и в любой момент после окончания проверки, но в течение 3-х лет.

Для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий государственных органов необходимо одновременное соблюдение двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону и нарушение прав и законных интересов фирмы в сфере предпринимательской деятельности.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении иска фирмы, пришел к выводу, что фирмой не представлены доказательства, подтверждающие нарушение инспекцией при вынесении оспариваемого решения требований законодательства, а также прав и законных интересов фирмы в сфере предпринимательской деятельности.

Апелляция и кассация, оставляя в силе решение суда первой инстанции указывают, что спорное решение нельзя расценивать как решение по результатам камеральной проверки, фактически оно является ответом на письмо налогоплательщика о возврате налога и говорит только об оставлении заявления о возврате налога без исполнения, так как проверка еще не завершена.

По результатам проверки принято решение об отказе в возмещении НДС, заявленной к возмещению. Однако эти акты являются самостоятельным предметом спора.

(Постановление ФАС Центрального округа по делу № А68-11315/2012 от 24.09.2013)

Продажа лома – не причина для восстановления НДС

После демонтажа оборудования оприходован металлолом. Впоследствии он реализован и это необлагаемая операция (подп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ). Значит, компания обязана восстановить часть "входного" НДС, ранее вычитаемого со стоимости основных средств. Так заявили проверяющие. Их мнение совпадает с письмом Минфина России от 18.03.11 № 03-07-11/61.

Но восстановление производится в случаях, введенных пунктом 3 статьи 170 НК РФ. Там не говорится об оприходовании лома при списании имущества. Основные средства закуплены и использованы только для облагаемых операций. Это свидетельствует о законности вычета. Впоследствии техника списана, а не передана для необлагаемой деятельности. Поэтому не нужно восстанавливать НДС.

(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 10.10.13 № А27-21600/2012)

Суд рассмотрел дело об определении физического показателя "торговое место"

Налоговая инспекция провела камеральную проверку налоговой декларации по ЕНВД. В ходе проверки налоговики установили, что предприниматель при расчете единого налога применил неправильное значение физического показателя "количество торговых мест" (дробное место целого). На этом основании коммерсанту был доначислен ЕНВД. Предприниматель с таким решением не согласился и обратился в суд.

Арбитры указали, что согласно статье 346.29 НК РФ налоговой базой для расчета ЕНВД признается величина вмененного дохода. Она равна произведению базовой доходности по определенному виду деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.

Для расчета ЕНВД в отношении розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети без торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети, площадь торгового места в которых не превышает 5 кв. м, используется физический показатель "количество торговых мест".

Таким образом, для определения размера физического показателя необходимым условием является установление количества торговых мест, используемых налогоплательщиком для осуществления предпринимательской деятельности.

На основании статьи 346.27 НК РФ торговым признается место, используемое для совершения сделок розничной купли-продажи. К таким местам относятся здания, строения, сооружения (их часть) и (или) земельные участки, используемые для совершения сделок розничной купли-продажи, а также объекты организации розничной торговли и общественного питания, не имеющие торговых залов и залов обслуживания посетителей (палатки, ларьки, киоски, боксы, контейнеры и другие объекты, в том числе расположенные в зданиях, строениях и сооружениях), прилавки, столы, лотки (в том числе расположенные на земельных участках), земельные участки, используемые для размещения объектов организации розничной торговли (общественного питания), не имеющих торговых залов (залов обслуживания посетителей), прилавков, столов, лотков и иных объектов.

Арбитры выяснили, что в спорный период индивидуальный предприниматель использовал одно торговое место. Вместе с тем при расчете единого налога он применил физический показатель, равный дробному числу (0,066, 0,276 и 0,323), а не единице.

Довод предпринимателя о необходимости применения пункта 10 статьи 346.29 НК РФ в редакции Федерального закона от 25.06.2012 № 94-ФЗ, судьи отклонили. Связано это с тем, что данная норма касается лишь налогоплательщиков, которые были поставлены и (или) сняты с учета в течение одного налогового периода.

Таким образом, судьи пришли к выводу, что коммерсант незаконно при исчислении ЕНВД применял дробное значение физического показателя торгового места. Соответственно решение налоговой инспекции о доначислении единого налога правомерно.

(Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.09.2013 № А33-19136/2012)

Нет записи в ЕГРЮЛ - нет ЕНВД

Доля учредителей юрлиц превышала 25 процентов и компания не могла использовать "вмененку" (подп. 2 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ). Но потом собственники решили перераспределить доли и учредителям – физлицам стало принадлежать более 75 процентов от уставного капитала. С квартала, следующего за принятием решения, допускается ЕНВД. Так заявил налогоплательщик. Решение об изменении уставного капитала датируется июнем и уже с третьего квартала организация перешла на ЕНВД.

Только изменения, внесенные в учредительные документы, вступают в силу после их госрегистрации (п. 3 ст. 52 ГК РФ). Иначе говоря, после записи в ЕГРЮЛ, а она выполнена в июле. Налогоплательщик лишь в третьем квартале стал соответствовать требованиям, предъявляемым к "вмененщикам". Перейти на спецрежим он вправе со следующего налогового периода - с четвертого квартала.

(Постановление ФАС Поволжского округа от 10.10.13 № А06-9368/2011)


Вернуться в начало


Прочее

ФНС России напоминает, что практика подготовки отделами налогообложения юридических лиц региональных управлений ФНС России позиций по вопросам, находящимся вне их компетенции, является неприемлемой

Сообщается, что Приказом ФНС России от 16.10.2013 N ММВ-7-3/449@ утвержден Порядок организации деятельности налоговых органов по вопросам формирования единой методологической позиции в области налогообложения юридических лиц, устанавливающий процедуру действий налоговых органов по сбору и обобщению методологических вопросов для формирования единой методологической позиции в области налогообложения юридических лиц.

Работа территориальных органов ФНС России по реализации данного порядка будет организована с 1 ноября 2013 года.

ФНС России поручает в срок до 31 октября 2013 представить в Управление налогообложения юридических лиц ФНС России утвержденные Положения об отделах налогообложения юридических лиц региональных УФНС России. При отсутствии утвержденных редакций таких положений следует в указанный срок представить их проекты.

ФНС России также сообщает, что первичное представление сообщений о методологических вопросах по отдельным положениям глав 21, 22, 25, 25.1, 25.2, 26, 26.1, 26.2, 26.3, 26.4, 26.5 НК РФ необходимо обеспечить до 30 января 2014 года в формате Microsoft Excel.

(Письмо ФНС России от 18.10.2013 N ЕД-4-3/18669 "Об отделах налогообложения юридических лиц")

О реорганизации и ликвидации юрлица не надо будет сообщать в налоговый орган

ФНС напомнила об отмене обязанности организации сообщать о принятии решения о ее реорганизации или ликвидации.

Нововведение вступило в силу 24 августа 2013 года. Как следствие, должна утратить силу форма соответствующего сообщения, ранее использовавшаяся для информирования налоговых органов о принятом решении о ликвидации или реорганизации.

Напомним, форма N С-09-4 "Сообщение о реорганизации или ликвидации организации" утверждена приказом ФНС от 9 июня 2011 г. N ММВ-7-6/362@. Изменения в приказ о признании недействительными этой формы и соответствующего ей электронного формата сообщения на данный момент еще не внесены.

(Письмо ФНС России от 21 октября 2013 г. № СА-3-14/3892@)

Полномочия представителя индивидуального предпринимателя в налоговых органах должны подтверждаться нотариально заверенной доверенностью

ФНС России сообщила об отмене письма от 10.08.2009 N ШС-22-6/627@, в котором указывалось, что гражданское законодательство индивидуального предпринимателя приравняло в правах к юридическому лицу. В этой связи на доверенности, которую выдает индивидуальный предприниматель, достаточно наличия его подписи и печати. Нотариальное удостоверение не требуется.

Отмена данных разъяснений связана с тем, что Пленумом ВАС РФ в Постановлении от 30.07.2013 N 57 была сформулирована иная позиция. Сообщалось, в частности, о том, что требования Налогового кодекса РФ об осуществлении полномочий представителя налогоплательщика - физического лица на основании нотариально удостоверенной доверенности распространяются также на физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями.

(Письмо ФНС России от 16.10.2013 N ЕД-4-3/18527@ "Об отмене письма ФНС России от 10.08.2009 N ШС-22-6/627@")

ФНС России предложила использовать единый отгрузочный документ

Разработаны рекомендации по оценке налоговыми органами документов, которые одновременно содержат все обязательные реквизиты, предусмотренные и для счетов-фактур, и для первичных учетных документов.

В силу НК РФ счет-фактура позволяет принять НДС к вычету. При этом не запрещено вводить дополнительные реквизиты. Указание дополнительных сведений не должно повлечь отказ в вычете.

Расходами признаются обоснованные и подтвержденные затраты. В частности, заполняются первичные учетные документы.

Действующее законодательство разрешает выбирать формы документирования фактов хозяйственной жизни. Определен лишь перечень обязательных реквизитов.

Таким образом, с 2013 г. любой субъект может объединить информацию ранее обязательных форм по передаче материальных ценностей (ТОРГ-12, М-15, ОС-1, товарный раздел ТТН) с дублирующими по большинству позиций реквизитами и данные счетов-фактур.

ФНС России рекомендует применять форму универсального передаточного документа (УПД) на основе формы счета-фактуры.

В УПД можно отражать факты отгрузки товаров с транспортировкой или без нее (кроме недвижимости); передачи имущественных прав, результатов выполненных работ; оказания услуг и некоторые другие.

Приведены рекомендации по заполнению некоторых реквизитов УПД. Перечислены обязательные показатели.

(Письмо ФНС России от 21 октября 2013 г. № ММВ-20-3/96 “Об оценке налоговыми органами документов, которые одновременно содержат все обязательные реквизиты, предусмотренные законодательством и для счетов-фактур, и для первичных учетных документов”)

Для целей применения вычета по НДС информация, содержащаяся в авиабилете, оформленном на иностранном языке, должна быть переведена на русский язык

Суммы НДС, уплаченные по расходам на командировки, в том числе по расходам на проезд, подлежат вычету на основании пункта 7 статьи 171 НК РФ.

Поскольку Положением по ведению бухгалтерского учета установлено требование об осуществлении документирования фактов хозяйственной деятельности на русском языке, сообщается, что реквизиты перевозочных документов, необходимые для применения вычета по НДС, должны быть переведены на русский язык.

(Письмо ФНС России от 17.10.2013 N ЕД-4-3/18593@ "О налоге на добавленную стоимость")

При реализации одной российской организацией другой российской организации товаров, вывозимых с территории РФ в таможенной процедуре экспорта, ставка НДС ноль процентов не применяется

В обосновании данной позиции ФНС России ссылается на подпункт 1 пункта 1 статьи 165 НК РФ, в соответствии с которым для подтверждения правомерности применения ставки НДС ноль процентов необходимо представить в том числе контракт российского налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товаров за пределы таможенной территории Таможенного союза. Следовательно, при реализации товара по договору между российскими организациями НДС ноль процентов не применяется.

(Письмо ФНС России от 17.10.2013 N ЕД-4-3/18594@ "О налоге на добавленную стоимость")

Медицинские организации вправе пересчитать налог на прибыль организаций за 2011 год по налоговой ставке 0 процентов при соблюдении всех установленных условий

О намерении использовать льготный режим налогообложения организация должна была уведомить налоговый орган до 31.12.2011 года. Применение налоговой ставки 0 процентов правомерно при соблюдении условий: о доле доходов организации от осуществления медицинской деятельности в общей сумме доходов; о штатной численности работников; о численности медперсонала, имеющего сертификат специалиста (п.6 ст. 284.1 НК РФ).

Сообщается, что организации могут воспользоваться данной льготой за 2011 год при условии направления в налоговый орган сведений, подтверждающих соблюдение требований, установленных п.6 ст. 284.1 НК РФ, не позднее даты представления уточненной налоговой декларации.

(Письмо ФНС России от 18.10.2013 N ЕД-4-3/18727 "О применении положений статьи 284.1 Налогового кодекса Российской Федерации")

ФНС России подготовила подробные разъяснения, касающиеся порядка принятия к учету при исчислении налога на прибыль расходов подразделений вневедомственной охраны, понесенных при оказании платных услуг

Разъяснения подготовлены с учетом правовой позиции Президиума ВАС РФ, сформулированной в Постановлении от 23.04.2013 N 12527/12. В данном постановлении Суд согласился с выводом налогового органа о том, что средства, получаемые подразделениями вневедомственной охраны от оказания платных услуг, не могут быть квалифицированы в качестве средств целевого финансирования, не учитываемых в составе доходов для целей налогообложения. Вместе с тем Президиум ВАС РФ счел необоснованным исчисление налоговым органом налога на прибыль, исходя из всей суммы полученных доходов, без учета понесенных при этом расходов.

В этой связи в письме ФНС России разъясняются: порядок формирования налоговой базы по налогу на прибыль организаций с применением метода начисления и кассового метода признания доходов и расходов, правила принятия к учету расходов, непосредственно связанных с выполнением договоров, заключенных с физическими и юридическими лицами по охране имущества, и иных расходов (в том числе общехозяйственных, расходов на оплату труда персонала, а также расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи и пр.), принимаемых к учету при исчислении налога на прибыль в доле, пропорциональной объему средств, полученных от предпринимательской деятельности, в общем объеме доходов (включая средства целевого финансирования).

С учетом изложенного указано на правомерность отмены решений налоговых органов, принятых без учета указанной выше правовой позиции Президиума ВАС РФ, а также на возможность заключения налоговыми органами и налогоплательщиками мировых соглашений по судебным делам, находящимся в производстве арбитражных судов.

(Письмо ФНС России от 18.10.2013 N ЕД-4-3/18750 "О порядке расчета налоговой базы по налогу на прибыль организаций подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел")

В сентябре 2013 года величина коэффициента, корректирующего ставку НДПИ в отношении нефти, составила 12,0010

В августе 2013 года величина коэффициента была несколько выше и составляла 12,2183.

Данное изменение связано со снижением цен на нефть. В сентябре 2013 года уровень мировых цен на нефть сорта "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья снизился со 111, 59 (в августе) до 110,98 долл. США за баррель, а также изменением курса доллара США к рублю РФ с 33,0156 до 32,6344.

(Письмо ФНС России от 17.10.2013 N ЕД-4-3/18589@ "О данных, необходимых для исчисления НДПИ в отношении нефти, за сентябрь 2013 года")

Разъяснен порядок уменьшения единого налога при применении индивидуальным предпринимателем ЕНВД на суммы уплаченных страховых взносов за себя и за наемных работников

Изданы очередные разъяснения Минфина России по вопросу принятия к учету сумм страховых взносов индивидуальными предпринимателями, применяющими ЕНВД. Теперь это касается ситуаций, когда:

  • ИП осуществляет один вид деятельности в разных муниципальных образованиях и использует труд наемных работников в одном из них (в этом случае ИП не вправе уменьшить сумму исчисленного единого налога на вмененный доход на уплаченные за себя страховые взносы в фиксированном размере);
  • ИП осуществляет разные виды деятельности и использует труд наемных работников только по одному виду деятельности (в этом случае уменьшать сумму единого налога на страховые взносы, уплаченные за себя в фиксированном размере, без применения ограничения в 50 процентов в части суммы ЕНВД, исчисленной в отношении предпринимательской деятельности, которая осуществляется без привлечения наемных работников, предприниматель также не вправе).

(Письмо ФНС России от 17.10.2013 N ЕД-4-3/18590@ "О направлении разъяснений Минфина России" с приложением письма Минфина России от 13.09.2013 N 03-11-09/37786")

В налоговые органы направлено разъяснение Минфина России, касающееся определения понятия "индивидуальный предприниматель, не производящий выплаты и иные вознаграждения физическим лицам"

Индивидуальные предприниматели, применяющие специальные режимы налогообложения ЕНВД, УСН, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, вправе уменьшить сумму исчисленного единого налога на уплаченные страховые взносы в ПФР и ФФОМС без ограничения их суммы в виде 50 процентов от суммы единого налога.

В письме Минфина России, направленном в налоговые органы, поясняется, что под индивидуальными предпринимателями, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, следует понимать индивидуальных предпринимателей, не имеющих наемных работников и не выплачивающих вознаграждений физическим лицам по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), вне зависимости от факта регистрации в органах ПФР в качестве страхователя, производящего выплаты физическим лицам.

(Письмо ФНС России от 17.10.2013 N ЕД-4-3/18595@ "О направлении письма Минфина России от 23.09.2013 N 03-11-09/39228")

В случае прекращения деятельности, в отношении которой применялась патентная система налогообложения, до истечения срока действия патента его стоимость подлежит пересчету

Стоимость патента рассчитывается исходя из размера потенциально возможного к получению годового дохода и срока (количества месяцев), на который выдан патент.

В случае прекращения деятельности, в отношении которой применялась патентная система налогообложения, величина налога, уплачиваемого при применении указанного специального налогового режима (стоимость патента), подлежит перерасчету исходя из фактического периода времени осуществления указанного вида предпринимательской деятельности в календарных днях.

Сообщается при этом, что образовавшаяся в результате пересчета переплата по налогу на основании заявления налогоплательщика может быть возвращена или зачтена в счет уплаты других налогов; неуплаченная сумма налога подлежит перечислению в бюджет не позднее сроков, указанных в патенте.

(Письмо ФНС России от 17.10.2013 N ЕД-4-3/18591@ "О направлении разъяснений Минфина России")

Включение налога на прибыль в плату за технологическое присоединение не предусмотрено

ФСТ России рассмотрено обращение по вопросу исключения налога на прибыль из состава расходов, включаемых в плату за технологическое присоединение, и сообщается, в частности, следующее.

С 1 января 2011 года в состав платы за технологическое присоединение заявителя, в том числе и по индивидуальному проекту, включаются только затраты по мероприятиям, осуществляемым сетевой организацией от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, определенным в Приложении 1 к Методическим указаниям по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям (далее - Методические указания), утвержденным приказом ФСТ России от 11.09.2012 N 209-э/1, на основании выданных ему технических условий. Все остальные затраты сетевой организации, связанные с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной (общероссийской) электрической сети, учитываются в тарифе на оказание услуг по передаче электрической энергии.

Так как сетевые организации осуществляют два вида регулируемой деятельности: оказание услуг по передаче электрической энергии и технологическое присоединение заявителей к электрическим сетям, то согласно подпунктам 4 и 7 пункта 6 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 г. N 1178, они обязаны по указанным видам деятельности вести раздельный учет.

Пунктом 1.5.2 Приложения N 3 Методических указаний определено, что в расчет необходимой валовой выручки сетевой организации на технологическое присоединение включаются налоги и сборы, уменьшающие налогооблагаемую базу на прибыль организации. Исходя из положений данного пункта Методических указаний, являющихся нормативным правовым актом, включение налога на прибыль в плату за технологическое присоединение не предусмотрено.

Вместе с тем пунктом 20 Основ ценообразования предусмотрено включение в необходимую валовую выручку суммы налога на прибыль, который согласно главе 25 Налогового кодекса Российской Федерации определяется только по итогам налогового периода. Таковым признается календарный год (п. 1 ст. 285 Налогового кодекса РФ).

При этом налог на прибыль не исчисляется раздельно по регулируемым видам деятельности, а определяется по итогам финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации в целом.

Сетевая организация, как добросовестный хозяйствующий субъект, обязана нести все затраты по оплате налогов, сборов и иных платежей, установленных действующим законодательством, включая и Налоговый кодекс РФ. Согласно нормам пункта 7 Основ ценообразования экономически обоснованные расходы регулируемой организации, понесенные в предыдущем периоде регулирования, в том числе и не учтенные затраты на уплату налога на прибыль, учитываются регулирующим органом в следующем периоде регулирования.

(Письмо ФСТ России от 05.06.2013 N ЕП-5446/12 "Об исключении налога на прибыль из размера платы за технологическое присоединение")

В срок до 8 ноября 2013 года финансовым органам субъектов РФ необходимо осуществить работы по актуализации данных в Таблице соответствия кодов ОКАТО кодам ОКТМО

Переход на использование в бюджетном процессе кодов Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований - ОКТМО, планируется осуществить с 1 января 2014 года.

Для этих целей с использованием Единой информационно-аналитической системы сбора и свода отчетности (ЕИАС) составлена Таблица соответствия кодов ОКАТО кодам ОКТМО, по состоянию на 1 июня 2013 года.

Минфином России сообщается о необходимости актуализации содержащейся в Таблице информации в соответствии с Методическими рекомендациями, размещенными на сайте в разделе "Информационные системы Минфина России/ Единая информационно-аналитическая система сбора и свода отчетности Министерства финансов Российской Федерации" по адресу http://www.minfin.ru/ru/ismf/eiasmfrf/.

(Письмо Минфина России от 09.10.2013 N 21-03-05/42211 "Об актуализации таблицы соответствия кодов ОКАТО кодам ОКТМО")


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.