Мониторинг изменений за период 22.07.13 - 28.07.13



Бухгалтерский учет и налогообложение

В Налоговый кодекс РФ внесены поправки, направленные на совершенствование механизмов налогового администрирования

Расширена сфера применения банковской гарантии в целях обеспечения обязанности по уплате налогов и сборов. Это касается также случаев предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога, предоставления инвестиционного налогового кредита.

Уточнены полномочия налоговых органов при взыскании задолженности по обязательным платежам. Так, в частности, установлено, что арест имущества в целях обеспечения взыскания задолженности может быть применен налоговыми органами при условии недостаточности или отсутствии электронных денежных средств, денежных средств на счетах организации, либо отсутствии информации о счетах (реквизитах корпоративного электронного средства платежа).

Продлен до одного года срок, в течение которого может быть направлено налогоплательщику требование об уплате недоимки и суммы задолженности по пеням и штрафам, при условии, что размер данного требования составляет менее 500 рублей.

Уточнены положения НК РФ о постановке на учет (снятии с учета) управляющих компаний закрытых паевых инвестиционных фондов, ответственных участников консолидированных групп налогоплательщиков и физических лиц.

(Федеральный закон от 23.07.2013 N 248-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ")

Скорректирован порядок налогообложения НДФЛ доходов в виде выплат физическому лицу в связи с его выходом из состава участников общества, ликвидацией общества, уменьшением номинальной стоимости акций (доли)

В настоящее время в правоприменительной практике сложилась неопределенность относительно правомерности взимания НДФЛ со всей суммы полученного дохода в указанных случаях: данные выплаты не соответствуют определению дохода как экономической выгоды, поскольку физическому лицу возвращается часть его вклада, внесенного ранее в уставный капитал. Экономическая выгода (доход) возникает лишь в части превышения полученной физическим лицом суммы над первоначальным вкладом.

В этой связи статья 220 НК РФ дополнена положением, предусматривающим возможность при исчислении НДФЛ уменьшить полученные доходы на расходы, определяемые как сумма средств, внесенных ранее в уставный капитал (потраченных на приобретение доли).

(Федеральный закон от 23.07.2013 N 212-ФЗ "О внесении изменения в статью 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации")

Установлены понижающие коэффициенты к ставке НДПИ при добыче нефти на участках недр, содержащих запасы трудноизвлекаемой нефти

Введены два дополнительных коэффициента, корректирующих величину налоговой ставки НДПИ при добыче нефти.

Величина коэффициента, характеризующего степень сложности добычи нефти "Кд", дифференцирована в зависимости от показателя проницаемости коллектора, степени выработанности месторождения и размера нефтенасыщенного пласта и может принимать следующие значения: 0,2; 0,4; 0,8. Величина коэффициента в размере 0 установлена в отношении залежей углеводородного сырья, отнесенных к баженовским, абалакским, хадумским и доманиковым продуктивным отложениям.

Коэффициент Кдв характеризует степень выработанности конкретной залежи углеводородного сырья. Расчет коэффициента осуществляется, если в пределах участка недр располагаются залежи углеводородного сырья, значение коэффициента Кд для которых составляет менее 1.

(Федеральный закон от 23.07.2013 N 213-ФЗ "О внесении изменений в главы 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3.1 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе")

С 2014 года транспортный налог в отношении дорогостоящих автомобилей будет исчисляться с применением повышающих коэффициентов

Величина коэффициента, увеличивающего налоговую ставку транспортного налога, дифференцирована в зависимости от стоимости автомобиля и срока, прошедшего с года его выпуска.

Так, например, самый низкий коэффициент 1,1 будет применяться в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов до 5 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло от 2 до 3 лет; самый высокий 3 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 15 миллионов рублей, с года выпуска которых прошло не более 20 лет.

(Федеральный закон от 23.07.2013 N 214-ФЗ "О внесении изменений в статью 362 части второй Налогового кодекса Российской Федерации")

Установлены налоговые преференции для организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства, и уточнен порядок начисления амортизации по основным средствам

В перечень операций, освобождаемых от налогообложения НДС, включены в частности услуги по предоставлению музейных предметов и коллекций, по организации выставок, показу спектаклей, концертов и иных зрелищных программ вне места нахождения организации, осуществляющей данную деятельность.

Кроме того, театрам, музеям, библиотекам, концертным организациям, являющимся бюджетными учреждениями, предоставлено право признания расходов по приобретению (созданию) амортизируемого имущества (за исключением недвижимого) в составе материальных расходов по мере ввода их в эксплуатацию.

Также указанные учреждения освобождаются от исчисления и уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль организаций и представления налоговых деклараций по данному налогу по итогам отчетных периодов (налоговая отчетность представляется только по истечении налогового периода).

Внесено уточнение в порядок начисления амортизации по объектам, подлежащим государственной регистрации и введенным в эксплуатацию до 1 декабря 2012 года.

Напомним, что до 1 января 2013 года начало начисления амортизации должно было совпадать с выполнением двух условий одновременно: ввод объекта основных средств в эксплуатацию и документальное подтверждение факта подачи документов на регистрацию. Изменениями, внесенными в статью 259 НК РФ, момент возникновения права на начисление амортизации связан только с моментом введения объекта в эксплуатацию.

Внесенными поправками уточнено, что новый порядок амортизации не распространяется на основные средства, введенные в эксплуатацию до 1 декабря 2012 года. При этом установлено, что налогоплательщики, начавшие с 1 января 2013 года начислять амортизацию таких ОС без представления документов на государственную регистрацию, освобождаются от уплаты пеней и штрафов.

(Федеральный закон от 23.07.2013 N 215-ФЗ "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации")

От налогообложения НДС освобождены операции по передаче организаторам Олимпийских игр в безвозмездное пользование, в государственную или муниципальную собственность олимпийских объектов

Соответствующие дополнения внесены в статью 146 Налогового кодекса РФ. Действие данной льготы ограничено сроком до 1 января 2017 года.

Кроме того, освобождены от обязанностей налоговых агентов иностранные организаторы Олимпийских игр, маркетинговые партнеры МОК, в том числе официальные вещательные компании, при приобретении ими товаров (работ, услуг) и имущественных прав для целей организации и проведения Олимпийских игр.

(Федеральный закон от 23.07.2013 N 216-ФЗ "О внесении изменений в статью 83 части первой и главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации")


Вернуться в начало


Социальное страхование и обеспечение

Установлен порядок исчисления страховых взносов в ПФР, ФСС РФ и ФФОМС в размере, учитывающем величину полученного индивидуальным предпринимателем дохода

В 2013 году сумма страховых взносов, уплачиваемых самозанятым населением в фиксированных размерах, увеличилась по сравнению с 2012 годом почти в 2 раза. В целях смягчения негативных последствий повышения страховой нагрузки определен следующий порядок исчисления страховых взносов:

  • при величине годового дохода менее 300 тысяч рублей страховой взнос исчисляется как произведение МРОТ и тарифа страховых взносов, увеличенное в 12 раз;
  • при величине годового дохода свыше 300 тысяч рублей - как произведение МРОТ и тарифа страховых взносов, увеличенное в 12 раз, плюс один процент от суммы превышения величины фактически полученного дохода над установленной величиной в 300 тысяч рублей.

Помимо этого установлен порядок определения полученного дохода для разных категорий налогоплательщиков (в том числе применяющих специальные режимы налогообложения).

Данные о выявленных фактах занижения доходов указанными налогоплательщиками будут направляться налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2014 года.

(Федеральный закон от 23.07.2013 N 237-ФЗ "О внесении изменений в статью 22 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" и статьи 14 и 16 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования")

Территориальным органам ФСС РФ при принятии решений о выплате пособий по временной нетрудоспособности предоставлено право запрашивать у кредитных организаций сведения об остатках денежных средств на счетах работодателей

Назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляются непосредственно территориальными органами ФСС РФ в случае невозможности выплаты их работодателем по причине недостаточности денежных средств на его счетах в кредитных организациях.

Принятым Законом установлено право органов ФСС РФ запрашивать соответствующие сведения у работодателя, а в случае их непредставления - запрашивать такие сведения в кредитных организациях.

(Федеральный закон от 23.07.2013 N 243-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством")


Вернуться в начало


Правовые новости

Расширен перечень юридических лиц, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства

В частности, установлено, что ограничения, препятствующие отнесению юридических лиц к субъектам малого и среднего предпринимательства, не распространяются на юридические лица, учредителями (участниками) которых являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством РФ перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике", при условии соответствия установленным критериям.

(Федеральный закон от 23.07.2013 N 238-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и статью 46 Федерального закона "О техническом регулировании")

По исполнительному документу, сумма задолженности по которому не превышает десять тысяч рублей, судебный пристав-исполнитель не вправе выносить постановление о временном ограничении на выезд должника из РФ

Согласно внесенным изменениям, судебный пристав-исполнитель вправе по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из РФ при неисполнении должником-гражданином или должником, являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный для добровольного исполнения срок без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе, сумма задолженности по которому превышает десять тысяч рублей, или исполнительном документе неимущественного характера, выданных на основании судебного акта или являющихся судебным актом.

Если исполнительный документ, сумма задолженности по которому превышает десять тысяч рублей, или исполнительный документ неимущественного характера выдан не на основании судебного акта или не является судебным актом, то взыскатель или судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в суд с заявлением об установлении для должника временного ограничения на выезд из РФ.

(Федеральный закон от 23.07.2013 N 206-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве")

Установлены правила формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц и являющегося его неотъемлемой частью Единого федерального реестра сведений о банкротстве

Порядок формирования Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц и Единого федерального реестра сведений о банкротстве предусматривает:

  • процедуру формирования Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц в электронной форме, порядок и сроки внесения юридическими лицами и уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, сведений, порядок и сроки их размещения в сети Интернет, вид электронной подписи, используемой для их внесения в данный Реестр;
  • порядок формирования Единого федерального реестра сведений о банкротстве в электронной форме, порядок и сроки включения в него сведений арбитражными управляющими, саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, организаторами торгов, операторами электронных площадок, иными лицами, обязанными включать такие сведения в данный Реестр.

Сведения, содержащиеся в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц, размещаются на сайте http://www.fedresurs.ru. Сведения, содержащиеся в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве, размещаются по адресу http://bankrot.fedresurs.ru.

Также утвержден Перечень сведений, подлежащих включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве.

(Приказ Минэкономразвития России от 05.04.2013 N 178 "Об утверждении Порядка формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц и Единого федерального реестра сведений о банкротстве и Перечня сведений, подлежащих включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве", Зарегистрировано в Минюсте России 18.07.2013 N 29106)


Вернуться в начало


Законопроекты

Госдума пересмотрит порядок налогообложения доходов от продажи ценных бумаг

В Госдуму РФ поступил законопроект, в соответствии с которым предлагается освободить с 1 января 2016 года от налогообложения НДФЛ доходы от продажи акций и долей в уставном капитале при условии, что на дату реализации они непрерывно принадлежали налогоплательщику на праве собственности или ином вещном праве более пяти лет.

Согласно действующему законодательству, с 2016 года данное освобождение будет применяться только в отношении ценных бумаг (долей в уставном капитале), приобретенных налогоплательщиками начиная с 1 января 2011 года.

Автор законопроекта отмечает, что данная норма носит дискриминационный характер.

(Законопроект № 320819-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ")


Вернуться в начало


Судебная практика

ВАС высказался о том, какая дата является моментом окончания "камералки" в случае подачи "уточненки" после составления акта проверки

Если после составления акта (и по истечении трех месяцев, отведенных на "камералку"), но до вынесения решения по камеральной проверке представлена уточненная декларация, оснований для прекращения проверки первоначальной декларации и начала проверки "уточненки" не имеется. Камеральная проверка считается оконченной на дату, указанную в акте проверки, а не с момента вынесения решения по ее итогам. Такой вывод следует из решения ВАС РФ.

Согласно статье 88 НК РФ, камеральная проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком декларации. Даты начала и окончания проверки должны быть указаны в акте, который составляется в течение 10 дней после окончания камеральной проверки (п. 1, 3 ст. 100 НК РФ). Если до окончания "камералки" налогоплательщик представил "уточненку", проверка первичной декларации прекращается и начинается новая проверка на основе уточненной декларации. Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий инспекции в отношении ранее поданной декларации (п. 9.1. ст. 88 НК РФ). Вместе с тем в Налоговом кодексе прямо не сказано, какой день считать моментом окончания камеральной проверки в случае, если уточненная декларация представлена после составления акта проверки, но до вынесения решения по ней. Должны ли инспекторы в этом случае прекратить камеральную проверку первоначальной декларации и начать новую проверку? Ответ на этот вопрос содержится в комментируемом судебном решении.

Организация из Казани 20 июля 2011 года представила в инспекцию налоговую декларацию по НДС за II квартал 2011 года. Через месяц (22.08.2011 г.) была подана "уточненка". По ней проведена камеральная проверка, по результатам которой 6 декабря 2011 года был составлен акт. В нем было установлено, что налоговые вычеты по НДС завышены на 6 млн. рублей. Поскольку решение по итогам проверки еще вынесено не было, компания 23 декабря 2011 года подала вторую уточненную декларацию. Но, несмотря на это, инспекторы не стали начинать проверку второй "уточненки", и вынесли решение об отказе в вычете налога.

Суды первой и апелляционной инстанций признали решение инспекции недействительным. Арбитры указали, что проверка считается оконченной в день вынесения решения. Но ФАС с позицией коллег не согласился и направил дело на пересмотр. При этом суд привел следующие доводы. Из акта проверки от 6 декабря 2011 года следует, что проверка была окончена 22 ноября 2011 года. То есть вторая уточненная декларация, представленная после вынесения акта, подана налогоплательщиком после окончания камеральной налоговой проверки. А раз так, то инспекторы не должны были начинать проверку второй "уточненки". Толкование понятия "окончание проверки", данное нижестоящими судами, противоречит не только пунктам 1 и 3 статьи 100 НК РФ, но и положениям статьи 81 Налогового кодекса. Ведь оно позволяет налогоплательщику, узнавшему об обнаружении налоговым органом ошибок, избежать ответственности путем представления уточненной декларации после составления акта проверки и до момента вынесения решения (при условии, что до представления "уточненки" он уплатил недостающую сумму налога и пени). С учетом изложенного, ФАС признал моментом окончания проверки дату, указанную в акте проверки (постановление ФАС Уральского округа от 04.04.13 № Ф09-2044/13).

Коллегия судей ВАС РФ с решением кассации согласилась и отказалась передать дело на рассмотрение в Президиум ВАС. Доводы компании о том, что под окончанием налоговой проверки понимается полное завершение всех действий, связанных с проверкой, и вынесение решения по ней, коллегия ВАС отклонила, указав, что такой вывод противоречит пункту 1 статьи 100 Налогового кодекса. Вместе с тем арбитры ВАС добавили, что поскольку судом кассационной инстанции решение по существу спора не принималось, при новом рассмотрении дела в суде первой инстанции компания вправе представлять доказательства и иным образом обосновывать свою позицию.

(Определения ВАС РФ от 17.07.13 № ВАС-8443/13)

Характер предпринимательской деятельности не влияет на возможность получения налоговой выгоды

ФАС Дальневосточного округа подтвердил, что осуществление предприятием посреднической деятельности не свидетельствует о получении необоснованной налоговой выгоды и не препятствует вычету НДС.

ФАС отметил, что инспекция в качестве основания получения предпринимателем необоснованной налоговой выгоды указывает на то, что, осуществляя фактически посредническую деятельность, предприниматель отражал в учете хозяйственные операции по реализации товаров. Между тем налоговым органом не установлено, каким образом данные обстоятельства влияют на применение налогового вычета по НДС, уплаченного при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации.

Доказательства получения предпринимателем необоснованной налоговой выгоды инспекцией не представлены. Суд кассационной инстанции считает, что судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении спора установлены все имеющие значение для дела обстоятельства, представленные сторонами доказательства исследованы и оценены в их совокупности и взаимосвязи.

Поскольку судами установлены факты ввоза спорного товара на территорию Российской Федерации, уплаты НДС в бюджет при таможенном оформлении товара, последующей реализации товара покупателям и отражение в декларациях полученного по указанным операциям дохода, суды пришли к обоснованному выводу о соблюдении предпринимателем условий для заявления налогового вычета по НДС.

(Постановление ФАС Дальневосточного округа № Ф03-2296/2013 от 09.07.2013)

Покупатели муниципального имущества обязаны уплачивать НДС

ФАС Восточно-Сибирского округа отклонил довод о том, что нормы НК РФ предусматривают наделение покупателя муниципального имущества статусом налогового агента только в случае определения подлежащего выплате продавцу дохода с учетом НДС.

ФАС отметил, что при реализации муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога.

Регулируя, в том числе порядок определения налоговой базы для исчисления налога на добавленную стоимость при реализации муниципального имущества, нормы налогового законодательства не ставят возникновение обязанности налогового агента по уплате соответствующих сумм налога в зависимость от факта включения налога на добавленную стоимость в цену реализации объекта недвижимости, являющегося муниципальной собственностью.

Поскольку договорная цена муниципального имущества фактически определена на основании отчета оценщика без учета налога на добавленную стоимость, суд пришел к правильному выводу о том, что обществу, как налоговому агенту, надлежало исчислить подлежащую уплате в бюджет сумму налога расчетным методом, то есть доначислить сверх определенной договором купли-продажи цены имущества.

(Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа № А78-10476/2012 от 10.07.2013)


Вернуться в начало


Прочее

Налоговики вправе запрашивать у банков информацию по тем счетам ИП, которые были открыты им как физлицам

При наличии мотивированного запроса банки обязаны представлять налоговикам информацию по счетам индивидуальных предпринимателей, в том числе открытым им как физлицам.

Напомним, до 2013 года пункт 2 статьи 86 Налогового кодекса позволял инспекторам при проведении проверок запрашивать у банков справки о наличии счетов и об остатках денег на них лишь в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей. С 1 января этого года перечень информации, которую банки должны представить налоговым органам, дополнен сведениями о счетах физических лиц и данными об их вкладах (депозитах). Поправки в указанную норму были внесены Федеральным законом от 29.06.12 № 97-ФЗ. При этом есть оговорка, что вышеуказанную информацию в отношении физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, налоговики могут истребовать на основании запроса "уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами РФ".

Некоторые банки полагают, что такое правило распространяется и на случаи, когда запрашиваются сведения о счетах предпринимателей, открытых им как физлицам. Так, один из банков обратился в Минфин со следующим вопросом. Инспекторы затребовали информацию по счетам предпринимателя, открытым ему как физическому лицу. В качестве основания для запроса ревизоры указали статью 93.1 НК РФ. Согласно этой норме, если у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получить информацию относительно конкретной сделки, инспектор вправе истребовать эту информацию у лиц, располагающих соответствующими сведениями. Но, по мнению банка, данные о таких счетах предоставляются только по запросу иностранного уполномоченного органа. Правомерна ли позиция банка? Нет, неправомерна, полагают в Минфине.

Специалисты финансового ведомства свою позицию аргументируют следующим образом. Банки обязаны выдавать налоговикам по их мотивированным запросам справки о счетах, вкладах (депозитах) и об остатках на них, выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) индивидуальных предпринимателей в следующих случаях:

  • при проведении налоговой проверки ИП;
  • при вынесении решений о взыскании налогов;
  • в случае принятия решений о приостановлении (об отмене приостановления) операций по счетам ИП и переводов электронных денежных средств;
  • на основании запросов уполномоченных органов иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами РФ.

Как отмечают авторы письма, Налоговым кодексом не предусмотрено, что указанная информация может быть запрошена исключительно только по тем счетам, вкладам (депозитам) индивидуальных предпринимателей, которые используются ими при осуществлении предпринимательской деятельности. Поэтому в Минфине считают, что при наличии мотивированного запроса налоговиков банки должны предоставить сведения обо всех счетах и вкладах (депозитах) предпринимателей, в том числе открытым им как физическим лицам.

(Письмо Минфина России от 10.07.13 № 03-02-07/1/26643)

Минфином России даны разъяснения по вопросу применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость на основании счетов-фактур, подписанных разными уполномоченными лицами

Сообщается, что в соответствии с пунктом 2 статьи 169 Налогового кодекса РФ счета-фактуры являются основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету при выполнении требований, установленных пунктами 5, 5.1 и 6 данной статьи.

Согласно пункту 6 указанной статьи Кодекса счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.

Таким образом, в случае, если в силу технологических особенностей управления бизнес-процессами Банка экземпляры счетов-фактур подписываются разными лицами, уполномоченными приказом (распоряжением) по организации или доверенностью от имени организации, то основания для отказа налогоплательщикам-покупателям в применении вычетов соответствующих сумм налога отсутствуют при условии выполнения требований, предусмотренных пунктом 2 статьи 169 Кодекса.

(Письмо ФНС России от 19.07.2013 N ЕД-4-3/13161@ "О применении налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость на основании счетов-фактур, подписанных разными уполномоченными лицами")

Минфин назвал документы, на основании которых можно принять к вычету НДС, уплаченный за услуги гостиницы во время нахождения работника в командировке

Счет-фактура и документы об уплате налога на добавленную стоимость в бюджет, либо бланк строгой отчетности с выделенной суммой налога являются документами, подтверждающими право организации на вычет НДС по гостиничным услугам, которые были оказаны командированному работнику. Такое мнение высказал Минфин.

Как известно, суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные по расходам на командировки, подлежат вычету. Об этом сказано в пункте 7 статьи 171 Налогового кодекса. По общему правилу, вычет налога производится на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при продаже товаров (работ, услуг), либо на основании других документов (п. 1 ст. 172 НК РФ).

При приобретении услуг по найму жилых помещений в периоде служебной командировки работника, в книге покупок регистрируются бланки строгой отчетности или их копии с выделенной отдельной строкой суммой НДС, выданные работнику и включенные им в отчет о служебной командировке. Это правило закреплено пунктом 18 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость.

Суммируя положения упомянутых норм Налогового кодекса и Правил, в Минфине делают следующий вывод: основанием для вычета налога на добавленную стоимость, уплаченного за услуги гостиниц, являются счет-фактура и документы, подтверждающие фактическую уплату налога, либо бланк строгой отчетности, в котором указана сумма налога.

(Письмо Минфина России от 19.07.13 № 03-07-11/28554)

Если рабочий появился у заказчика в нетрезвом виде, штраф по договору можно учесть в расходах

Минфин рассмотрел вопрос о принятии в расходы штрафных санкций по договору с заказчиком. Например, в случае нарушения договорных условий (употребления работниками организации алкоголя во время выполнения работ на территории заказчика) организация уплачивает заказчику штраф в размере 100 000 рублей за каждый такой подтвержденный факт.

В соответствии со ст. 330 ГК неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности - в случае просрочки исполнения.

Затраты в виде признанных должником или подлежащих уплате по решению суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств относятся к внереализационным расходам.

Датой таких расходов является дата признания их должником либо дата вступления в законную силу решения суда.

(Письмо Минфина России от 19.07.2013 г. № 03-03-06/1/28377)

Взносы с компенсируемых неподтвержденных командировочных учитываются в расходах

Организация выплачивает работникам из чистой прибыли компенсации оплаты такси, метро в командировке, питания и другие расходы, компенсируемые по служебным запискам-заявлениям без подтверждающих документов и (или) с подтверждающими документами. На эти суммы начисляются взносы во внебюджетные фонды. Можно ли эти взносы учесть в расходах?

В перечне сумм, не облагаемых страховыми взносами на обязательное страхование, такие выплаты не поименованы.

Расходы, не учитываемые в целях налогообложения, перечислены в ст. 270 НК. Но там нет запрета на учет в расходах страховых взносов, начисленных на выплаты и вознаграждения, не признаваемые расходами в целях главы 25 НК.

Значит, расходы в виде страховых взносов в ПФ, ФСС и ФОМС, в том числе начисленные на суммы, выплаченные за счет чистой прибыли, включаются в расходы при налогообложении прибыли организаций как прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.

(Письмо Минфина России от 15.07.13 № 03-03-06/1/27562)

Минфин считает, что предприниматель на УСН с объектом "доходы минус расходы", у которого нет наемных работников, не может учесть затраты на свою командировку

У индивидуального предпринимателя-"упрощенщика" (объект "доходы минус расходы") нет штатных работников. Юридические услуги клиентам он оказывает самостоятельно. Вправе ли этот ИП при расчете единого налога по УСН учесть расходы на проезд общественным транспортом в суд, а также по найму гостиницы? Нет, не вправе, ответил Минфин России.

По общему правилу, плательщики УСН могут списывать расходы на командировки, в частности, на проезд работника к месту командировки и обратно, а также на наем жилого помещения (подп. 13 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Согласно статье 166 Трудового кодекса, служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Индивидуальные предприниматели к категории работников не относятся. К тому же у таких физических лиц нет работодателя, с которым они состоят в трудовых отношениях. Следовательно, ИП не может быть направлен в командировку, полагают авторы письма. Соответственно, индивидуальный предприниматель, не имеющий наемных работников, не вправе учесть в качестве расходов на командировки затраты на оплату самому себе проезда и найма жилого помещения.

Однако суды по данному вопросу придерживаются противоположного мнения. Например, ФАС Северо-Западного округа счел, что законодательство не лишает индивидуального предпринимателя права на направление в служебные командировки себя лично. При этом арбитры предупредили, что командировка, как любая иная хозяйственная операция индивидуального предпринимателя, должна оформляться первичными документами. Документальным подтверждением права на получение возмещения произведенных в командировке расходов, в том числе суточных, являются приказ (распоряжение) о направлении в командировку и командировочное удостоверение (Постановление от 12.04.11 № А66-7842/2007).

(Письмо Минфина России от 05.07.13 № 03-11-11/166)

ФНС России разъясняет, что оснований для применения имущественного налогового вычета при приобретении (строительстве) налогоплательщиком жилого строения (без права регистрации проживания) на земельном участке, принадлежащем ему на праве пожизненного наследуемого владения, до момента признания строения жилым домом не имеется

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса при определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 Кодекса налогоплательщик имеет, в частности, право на получение имущественного налогового вычета в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство либо приобретение на территории жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них.

Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" разделяет понятия "жилое строение" и "жилой дом".

Из нормы подпункта 2 пункта 1 статьи 220 Кодекса следует, что имущественный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику при приобретении им жилого дома, а не жилого строения.

Исходя из вышеизложенного оснований для применения имущественного налогового вычета, предусмотренного подпунктом 2 пункта 1 статьи 220 Кодекса, при приобретении (строительстве) жилого строения до момента признания строения жилым домом не имеется.

(Письмо ФНС России от 19.07.2013 N ЕД-4-3/13167)

ФНС России разъяснены некоторые вопросы, касающиеся предоставления пенсионерам имущественного налогового вычета по НДФЛ

Налогоплательщик, являющийся с 2011 года пенсионером, в 2013 году купил квартиру. В 2012 - 2013 гг. у налогоплательщика не было доходов, облагаемых налогом на доходы физических лиц по ставке 13 процентов.

Применительно к данной ситуации сообщается, в частности, следующее.

Согласно письму Минфина России от 28.04.2012 N 03-04-05/7-577 отсутствие у налогоплательщиков, получающих пенсии в соответствии с законодательством РФ, доходов, облагаемых по налоговой ставке, установленной пунктом 1 статьи 224 НК РФ, при наличии у них права на получение имущественного налогового вычета свидетельствует о наличии у них остатка имущественного вычета, который может быть перенесен на предшествующие налоговые периоды, но не более трех.

При этом на основании положений письма Минфина России от 01.06.2012 N 03-04-08/4-130 при обращении налогоплательщика по окончании налогового периода за переносом остатка имущественного налогового вычета, образовавшегося в этом налоговом периоде, на предшествующие налоговые периоды трехгодичный срок для возврата излишне уплаченного налога отсчитывается начиная с налогового периода, непосредственно предшествующего налоговому периоду, в котором образовался переносимый остаток имущественного налогового вычета.

Таким образом, в приведенной ситуации налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета по расходам на приобретение квартиры путем представления в налоговый орган в 2014 году (т.е. исключительно по окончании 2013 года) налоговых деклараций по налогу на доходы физических лиц за 2010 и 2011 годы. При этом отсутствует необходимость представления таким налогоплательщиком "нулевой" налоговой декларации за 2013 год в целях подтверждения образовавшегося в этом году остатка налогового вычета.

(Письмо ФНС России от 19.07.2013 N ЕД-4-3/13096@)

ФНС России сообщает о проведении массовой рассылки единых налоговых уведомлений с платежными квитанциями на уплату имущественных налогов - земельного, транспортного и налога на имущество физических лиц

Если этот документ не получен владельцами собственности до конца августа, ФНС России рекомендует обратиться в территориальную налоговую инспекцию лично.

По закону уведомление может быть передано налогоплательщику лично под расписку, отправлено по почте заказным письмом или в электронном виде по Интернету. Заказным письмом налоговое уведомление считается полученным через шесть дней с даты его отправки.

Вместе с налоговым уведомлением направляется форма заявления, предназначенная для обратной связи с налоговым органом в случае обнаружения ошибок или некорректно начисленных данных в уведомлении.

Найти информацию о начисленных налогах и указать допущенные неточности можно также на сайте www.nalog.ru в "Личном кабинете налогоплательщика для физических лиц". В случае подтверждения этих данных будет сделан перерасчет суммы налога и в адрес налогоплательщика будет направлено новое уведомление.

(Информация ФНС России от 19.07.2013)

Даны разъяснения по учету в доходах бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования платежей, перечисляемых в бюджетную систему РФ в целях погашения задолженности по единому социальному налогу

Сообщается, в частности, что платежи, перечисляемые в бюджетную систему РФ после вступления в силу изменений, предусмотренных Федеральным законом от 07.05.2013 N 104-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса" (08.05.2013), в случае указания в расчетных документах плательщиков (поле 104 расчетного документа) значения 182 1 09 09040 09 0000 110 с детализацией в 14 - 17 разрядах кода подвида доходов, до их уточнения налоговыми органами, осуществляющими соответствующие полномочия по администрированию доходов Федерального фонда обязательного медицинского страхования, подлежат учету органами Федерального казначейства как невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет.

При этом соответствующим налоговым органам необходимо осуществлять уточнение указанных платежей в целях их зачисления в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования и учета по коду классификации доходов бюджетов "1 09 09030 08 0000 110 Единый социальный налог, зачисляемый в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования" с соответствующей детализацией кода подвидов доходов, предусмотренной Указаниями.

В случае учета в доходах бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования платежей по коду классификации доходов бюджетов "1 09 09040 09 0000 110 Единый социальный налог, зачисляемый в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования", с детализацией кода подвидов доходов, предусмотренных Указаниями, указанные платежи должны быть уточнены соответствующими налоговыми органами по коду классификации доходов бюджетов "1 09 09030 08 0000 110 Единый социальный налог, зачисляемый в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования" с применением соответствующей детализации кода подвидов доходов.

(Письмо Минфина России от 08.07.2013 N 02-04-11/26406)

ФСС РФ дал разъяснения по заполнению новой формы справки о заработке

ФСС РФ разъяснил порядок заполнения раздела "2. Данные о застрахованном лице - Адрес места жительства" справки о сумме заработной платы, на которую начислялись взносы в ФСС РФ. Справка выдается работодателем за два календарных года, предшествующих году увольнения сотрудника или году обращения за ней и необходима для расчета и выплаты пособия по временной нетрудоспособности у нового работодателя.

В данном разделе Справки предусмотрено небольшое пространство, поэтому в строке "улица/переулок/проспект" длинное название страхователю вписать проблематично.

Фонд разъяснил, что порядок выдачи Справки не содержит запретов по добавлению дополнительных строк или изменению размера шрифта, если это необходимо для отражения полной информации о страхователе/застрахованном лице, так как эти изменения не влияют на размер исчисленного к выплате пособия.

В приложениях к письму ФСС РФ от 24.07.2013 № 15-02-01/12-5174л приведены возможные варианты заполнения строки "улица/переулок/проспект", в случае если название содержит большое число символов.

Напомним, что новая форма Справки утверждена приказом Минтруда России от 30.04.2013 № 182н взамен ранее действующей формы, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 17.01.2011 № 4н.

(Письмо ФСС РФ от 24.07.2013 № 15-02-01/12-5174л)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.