Мониторинг изменений за период 23.12.13 - 29.12.13



Бухгалтерский учет и налогообложение

В бухгалтерский учет вводятся понятия мнимого и притворного объектов учета

С 1 января 2014 года дополняются требования к ведению бухгалтерского учета.

Установлен запрет на принятие к учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной деятельности, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.

Под мнимым объектом бухгалтерского учета понимается несуществующий объект, отраженный в бухгалтерском учете лишь для вида; под притворным объектом - отраженный в бухгалтерском учете вместо другого объекта с целью прикрыть его.

Другая часть поправок коснулась порядка представления аудиторского заключения: годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, подлежащая обязательному аудиту, представляется вместе с аудиторским заключением (либо, в частности, не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным).

(Федеральный закон от 21.12.2013 N 357-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О бухгалтерском учете" и признании утратившей силу статьи 1 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации")

Дополнен перечень технологического оборудования, ввоз которого на территорию РФ не облагается НДС

Изменениями изложены в новой редакции и дополнены новым оборудованием позиции перечня, классифицируемые кодами ТН ВЭД ТС 8420 10 800 0, 8479 30 100 9, 8479 81 000 0, 8479 89 970 8.

(Постановление Правительства РФ от 21.12.2013 N 1205 "О внесении изменений в перечень технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость")

Обновлены порядок заполнения электронной декларации по налогу на имущество организаций, а также ее форма и формат представления

Уточнен также формат представления налогового расчета по авансовому платежу по данному налогу и порядок заполнения такого расчета.

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования данного приказа и применяются начиная с представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций за налоговый период 2013 года.

(Приказ ФНС России от 05.11.2013 N ММВ-7-11/478@ "О внесении изменений в приложения к Приказу ФНС России от 24 ноября 2011 г. N ММВ-7-11/895 "Об утверждении форм и форматов представления в электронном виде налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций и порядков их заполнения", зарегистрировано в Минюсте России 19.12.2013 N 30649)

Внесены изменения в порядок применения КБК в 2014 году

Минфин России опубликовал Приказ, которым вносятся изменения в КБК на 2014 год, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации".

В частности, в п. 4 "Код подвида доходов бюджетов" (раздела II Указаний "Классификация доходов бюджет") добавляется положение, согласно которому администрирование задолженности и перерасчетов по отмененным сборам и иным обязательным платежам осуществляется с применением кода подвида доходов бюджетов 1000 - сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному).

Приказ находится на регистрации в Минюсте России.

(Приказ Минфина России от 16.12.2013 № 121н)

В Госреестр ККТ включили четыре новые модели

Организации и индивидуальные предприниматели могут применять четыре новые модели контрольно-кассовой техники: "Retail-01К", "ФЕЛИКС-80К", "RR-01К", "RR-02К". ФНС России включила их в Государственный реестр.

Кроме того, в Реестре изменены сведения о программно-техническом комплексе "NCR-001К".

(Приказ ФНС России от 18.12.13 № ЕД-7-2/623@)


Вернуться в начало


Социальное страхование и обеспечение

Увеличены сроки взыскания задолженности по платежам во внебюджетные фонды

Принят закон, предусматривающий, что в случае, если указанная в требовании неуплаченная сумма страховых взносов, пеней и штрафов не превышает в части платежей, администрируемых Пенсионным фондом РФ, 1500 рублей, а в части платежей, администрируемых ФСС РФ, - 500 рублей, решение о взыскании может быть принято в течение одного года и двух месяцев после истечения срока исполнения самого раннего требования (в настоящее время решение может приниматься не позднее двух месяцев после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов). Органам контроля за уплатой страховых взносов предоставляется право принимать одно решение о взыскании по нескольким неисполненным требованиям об уплате страховых взносов.

Постановление о взыскании таких сумм задолженности за счет имущества плательщика принимается после истечения срока, установленного в требованиях, но не позднее двух лет (в настоящее время - не позднее одного года) после истечения срока исполнения самого раннего требования.

Указанный порядок взыскания платежей распространен и на взыскание страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

(Федеральный закон от 21.12.2013 N 358-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка взыскания платежей в государственные внебюджетные фонды")

С 1 января 2014 года коэффициент индексации ежемесячной страховой выплаты по ОСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составит 1,05

Индексация указанной страховой выплаты осуществляется с учетом уровня инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете ФСС РФ на соответствующий финансовый год.

(Постановление Правительства РФ от 18.12.2013 N 1179 "Об установлении коэффициента индексации размера ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний")

С 1 января 2014 года социальные выплаты гражданам, подвергшимся воздействию радиации, будут проиндексированы с применением коэффициента 1,05

Утверждены размеры денежных компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Размеры выплат определены с учетом коэффициента 1,05, примененного исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов".

(Постановление Правительства РФ от 19.12.2013 N 1189 "Об индексации в 2014 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне")

До 2014 года продлен срок действия положений об особенностях назначения и выплаты в 2012 и 2013 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием

На этот же срок продлено действие положение об особенностях возмещения расходов страхователя в 2012 и 2013 годах на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта.

(Постановление Правительства РФ от 20.12.2013 N 1195 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2011 г. N 294")


Вернуться в начало


Таможенное дело

Уточнены полномочия Правительства РФ, касающиеся специальной таможенной процедуры

Определено, что Правительством РФ устанавливаются, если иное не предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза:

  • сроки нахождения товаров под специальной таможенной процедурой;
  • случаи возникновения и прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, а также наступления срока их уплаты при применении специальной таможенной процедуры;
  • порядок завершения, приостановления и возобновления действия специальной таможенной процедуры, ограничения по пользованию и (или) распоряжению товарами, помещенными под специальную таможенную процедуру.

Кроме того, в отношении отдельных категорий товаров Правительство РФ устанавливает условия помещения товаров под специальную таможенную процедуру в случаях, определенных таможенным законодательством Таможенного союза.

Федеральный закон вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования.

(Федеральный закон от 21.12.2013 N 361-ФЗ "О внесении изменений в статью 303 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации")

С 1 января 2014 года вступит в силу обновленный перечень товаров, в отношении которых требуется подтверждение отсутствия их производства на территории России

В указанный перечень включены, в частности, центры обрабатывающие, станки токарные металлорежущие, станки для обработки металлов объемной штамповкой, станки для обработки металлов или металлокерамики без удаления материала, станки (включая машины для сборки с помощью гвоздей, скоб, клея или другими способами) для обработки дерева, пробки, кости, эбонита, твердых пластмасс или аналогичных твердых материалов.

Отсутствие производства на территории РФ указанных товаров подтверждается:

  • включением товаров в перечень технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в РФ, ввоз которого на территорию РФ не подлежит обложению НДС, утвержденный постановлением Правительства РФ от 30.04.2009 N 372;
  • соответствующим заключением по результатам экспертизы, проводимой Минпромторгом России.

Установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением случаев, когда производство таких товаров, выполнение работ и оказание услуг на территории России отсутствуют или не соответствуют требованиям государственных заказчиков.

Признано утратившим силу постановление Правительства РФ от 07.02.2011 N 56.

(Постановление Правительства РФ от 24.12.2013 N 1224 "Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства")

С 1 января 2014 года устанавливаются новые ставки акцизов по подакцизным товарам, ввозимым в Российскую Федерацию

Признается утратившим силу Приказ ФТС России от 11 февраля 2013 года N 239 "О взимании акцизов" с внесенными в него изменениями.

(Приказ ФТС России от 13.12.2013 N 2359 "О взимании акцизов")


Вернуться в начало


Правовые новости

С 1 июля 2014 года вступают в силу изменения в часть первую Гражданского кодекса РФ, касающиеся залога, а также перехода прав кредитора к другому лицу

В частности, в новой редакции излагаются нормы, регламентирующие вопросы возникновения залога, государственной регистрации и учета залога, очередности удовлетворения требований залогодержателей, замены и восстановления предмета залога, обращения взыскания на заложенное имущество.

Установлено, что:

  • положения абзаца второго пункта 2 статьи 339 ГК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) о возможности описания в договоре залога предмета залога путем указания на залог всего имущества залогодателя или определенной части его имущества либо на залог имущества определенных рода или вида применяются с 1 января 2015 года;
  • положения ГК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к правоотношениям, возникшим после дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
  • правила о государственной регистрации договора ипотеки, содержащиеся в Федеральном законе 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и Федеральном законе от 16 июля 1998 года N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)", не подлежат применению к договорам ипотеки, заключаемым после дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
  • очередность удовлетворения требований залогодержателей, возникших на основании совершенных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона договоров залога имущества, не относящегося к недвижимым вещам, сведения о которых внесены в реестр уведомлений о залоге движимого имущества в период с 1 июля 2014 года по 1 февраля 2015 года включительно, определяется по дате совершения договоров залога.

(Федеральный закон от 21.12.2013 N 367-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ")


Вернуться в начало


Законопроекты

НК РФ дополнят особенностями налогообложения выплат по договорам ипотечного страхования

Депутаты Госдумы одобрили в первом чтении законопроект, вносящий изменения в статьи 217 и 291 части второй Налогового кодекса РФ, в части введения института ипотечного страхования.

Законопроектом предусмотрено дополнение перечня доходов, не подлежащих налогообложению НДФЛ, страховыми выплатами по договорам ипотечного страхования заемщика.

Также законопроектом предлагается дополнить пункт 2 статьи 291 Налогового кодекса РФ нормой, устанавливающей включение в состав расходов банка расходы на ипотечное страхование кредитора.

(Законопроект № 342973-6 "О внесении изменений в статьи 217 и 291 части второй Налогового кодекса РФ")


Вернуться в начало


Судебная практика

Лицевой счет компании в ИФНС не является доказательством наличия задолженности

С целью получения лицензии на алкоголь компания уплатила числившуюся у налоговиков на ее лицевом счете налоговую задолженность, как выяснилось - в реальности не существующую, а позже отсудила переплату.

В целях получения лицензии на розничную продажу алкоголя компания обратилась в ИФНС за справкой о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 10 февраля 2012 года. Согласно справке имелась задолженность в размере 769 тысяч рублей.

Данная задолженность препятствовала получению лицензии, поэтому компания ее погасила. При повторном обращении в налоговый орган компанией получена справка по состоянию на 19 марта 2012 года, согласно которой у нее имеется задолженность в размере тысячи рублей. Данная задолженность также была компаний погашена, и получена справка об отсутствии задолженности перед бюджетом на 9 июля 2012 года. После получения лицензии компания обратилась в инспекцию с заявлением о возврате суммы излишне уплаченных сумм налогов, пеней и штрафов. Инспекция сообщила, что у компании переплата отсутствует.

Компания обратилась в суд с заявлением о возврате сумм излишне уплаченных налогов и сборов, пеней и штрафов в размере 770 тысяч рублей.

Суд первой инстанции отказал компании в удовлетворении иска, так как, по его мнению, компании не представила доказательств того, что спорные суммы были уплачены излишне.

Инспекция в подтверждение наличия задолженности ссылается только на лицевой счет компании.

Апелляция отменила решение суда первой инстанции. В ходе судебного разбирательства была проведена сверка расчетов, которая подтвердила задолженность по состоянию на 10 февраля в размере 132 тысяч рублей.

В решении апелляции указано: "лицевой счет, который ведет налоговая инспекция, является формой внутреннего контроля, осуществляемого налоговым органом во исполнение ведомственных документов, наличие записей о недоимке в лицевом счете само по себе не влечет юридических последствий для налогоплательщика, в связи с чем данные карточки расчетов с бюджетом не могут использоваться для установления факта наличия или отсутствия задолженности по налогу (пени, штрафа)".

Апелляция указывает, что отсутствие в лицевом счете переплаты в заявленной сумме не является основанием для отказа в возврате налога (статья 78 НК). Решение о возврате излишне уплаченного налога должно приниматься инспекцией в течение 10 дней со дня получения заявления или со дня проведения сверки расчетов.

Кассация согласилась с выводами апелляции, и удовлетворила иск компании в возврате излишне уплаченного налога в сумме 638 тысяч рублей.

(Дело № А56-1364/2013)

Взыскание задолженности не должно причинять ущерб налогоплательщику

ФАС Центрального округа подтвердил, что необходимость применения обеспечительных мер налогоплательщик правомерно обосновал тем, что взыскание заинтересованным лицом оспариваемых налогов неблагоприятно скажется на финансово-хозяйственном положении и предпринимательской деятельности, поставит под угрозу выполнение текущих срочных обязательств перед работниками и контрагентами по ранее заключенным договорам.

ФАС отметил, что обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.

Учитывая, что обеспечительные меры применяются при условии их обоснованности, арбитражный суд признает заявление о применении обеспечительных мер подлежащим удовлетворению, если имеются доказательства, подтверждающие хотя бы одно из оснований, предусмотренных законом

Арбитражный суд должен дать оценку обоснованности доводов заявителя о необходимости принятия обеспечительных мер. В связи с этим судам следует, в частности, иметь в виду: разумность и обоснованность требования заявителя о применении обеспечительных мер; вероятность причинения заявителю значительного ущерба в случае непринятия обеспечительных мер; обеспечение баланса интересов заинтересованных сторон; предотвращение нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов, интересов третьих лиц.

(Постановление ФАС Центрального округа № А08-4659/2013 от 05.12.2013)

Сбой в работе 1С признан смягчающим обстоятельством, штраф снижен со 151 до 1 тысячи рублей

Посредством электронного документооборота компания представила сведения персонифицированного учета за 2012 год 15 марта 2013 года, то есть позже установленного законом срока на 14 дней.

За непредставление в установленные сроки данных сведений положен штраф в виде взыскания 10% причитающихся за отчетный год платежей в ПФ. По результатам проведенной проверки ПФ назначил фирме штраф в размере 151 тысячи рублей.

Компания поясняет, что 14 февраля 2013 года произошел технический сбой на сервере "1С: Предприятие", что повлекло нарушение в работе программного обеспечения бухгалтерской программы 1С. В подтверждение факта технического сбоя представлен акт о технической неисправности сервера.

Кроме того, полный пакет документов в бумажном виде был отправлен в ПФ бандеролью 20 февраля, что подтверждается квитанцией и описью вложения в ценное письмо. Восстановив работу системы, 15 марта компания повторно направила отчетность, уже в электронном виде.

Суд первой инстанции и апелляция сочли указанные обстоятельства смягчающими ответственность и снизили размер штрафа до тысячи рублей.

Довод ПФ о том, что суд первой инстанции неправомерно применил нормы НК, хотя речь идет о нарушении норм законодательства о взносах в ПФ, не принят апелляцией. В соответствии с п. 15 Информационного Письма Президиума ВАС от 11.08.2004 № 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании", на правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование применяются нормы права по аналогии с НК.

Апелляция согласилась с судом первой инстанции, что сбой программного обеспечения является смягчающим обстоятельством при определении штрафа за непредставление в установленные сроки сведений персонифицированного учета.

(Дело № А40-110714/2013)

Суд уточнил признаки необоснованной налоговой выгоды

ФАС Центрального округа подтвердил, что вывод о необоснованности налоговой выгоды должен быть основан на информации, подтверждающей, что действия налогоплательщика не имели разумной деловой цели.

ФАС указал, что под налоговой выгодой следует понимать уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета.

При рассмотрении в арбитражном суде налогового спора налоговым органом могут быть представлены в суд доказательства необоснованного возникновения у налогоплательщика налоговой выгоды.

Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности, в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера).

При этом вывод о необоснованности налоговой выгоды должен быть основан на объективной информации, с бесспорностью подтверждающей, что действия налогоплательщика не имели разумной деловой цели, а были направлены исключительно на создание благоприятных налоговых последствий.

(Постановление ФАС Центрального округа № А62-5889/2012 от 04.12.2013)

Суды подтвердили: не было заявления о праве на освобождение от НДС - надо платить налог

Налоговая инспекция провела выездную проверку правильности исчисления налогов индивидуального предпринимателя и доначислила НДС за два года. Выяснилось, что ИП посчитал, что он имеет право на освобождение от НДС согласно ст. 145 НК, однако в налоговую заявление по этому поводу не подал, документов, подтверждающих право на освобождение, не представил.

После получения акта проверки налогоплательщик решил собрать и представить необходимые документы, однако налоговики не приняли их во внимание и решение не отменили. Предприниматель обратился в суд.

Суды однозначно встали на сторону налоговиков, несмотря на то что истец дошел до кассации. Кассационный суд указал, что предпринимателем нарушен порядок освобождения от исполнения обязанностей плательщика НДС, предусмотренный ст. 145 НК, в связи с чем инспекция при исчислении налога правомерно включила в налоговую базу стоимость работ, услуг, реализованных предпринимателем своим контрагентам.

(Дело № А10-76/2013)

Ошибки в счетах-фактурах не препятствуют получению налоговой выгоды

ФАС Центрального округа отклонил довод о необоснованности применения обществом налоговых вычетов ввиду того, что счета-фактуры составлены с нарушением требований статьи 169 НК РФ.

ФАС указал, что действующим законодательством, в том числе Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 N 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость" допускается внесение изменений в счета-фактуры.

Судом установлено, что недостатки при первоначальном оформлении счетов-фактур были устранены налогоплательщиком, исправленные счета-фактуры представлены в инспекцию в ходе проверки и имеются в материалах дела.

Кроме того, ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров, наименование товаров, имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога.

(Постановление ФАС Центрального округа № А64-2147/2013 от 05.12.2013)

Передача предмета залога не влечет возникновение объекта налогообложения НДС

ФАС Уральского округа отклонил довод о том, что передача предмета залога залогодержателю фактически является реализацией имущества, в связи с чем возникает объект налогообложения НДС.

ФАС указал, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога налоговые вычеты, то есть на суммы налога предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории РФ, в отношении, в том числе, товаров, а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения.

Не подлежат налогообложению: операции по предоставлению займов в денежной форме; операции по уступке (переуступке, приобретению) прав кредитора по обязательствам, вытекающим из договоров по предоставлению займов и кредитных договоров, а также по исполнению заемщиком обязательств перед каждым новым кредитором по первоначальному договору, лежащему в основе договора уступки.

Принимая во внимание вышеизложенные фактические обстоятельства, учитывая, что целью передачи соответствующих объектов недвижимости налогоплательщику обществом являлось погашение долговых обязательств последнего по кредитному договору, налоговый орган пришел к правильному выводу о том, что рассматриваемые операции не образуют объекта обложения НДС, соответственно, налогоплательщик не вправе претендовать на спорные суммы налоговых вычетов.

(Постановление ФАС Уральского округа № Ф09-13086/13 от 28.11.2013)


Вернуться в начало


Прочее

Минфином России подготовлены рекомендации по организации и осуществлению внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности

Соответствующая обязанность экономических субъектов предусмотрена вступившим в силу с 1 января 2013 года Федеральным законом "О бухгалтерском учете".

Данный документ (ПЗ-11/2013) рекомендован к применению экономическими субъектами (за исключением организаций сектора государственного управления), а также аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами при оценке исполнения требований законодательства о бухгалтерском учете. Отмечено также, что внутренний контроль, предусмотренный иными федеральными законами, осуществляется в соответствии с требованиями таких законов.

(Письмо Минфина России от 25.12.2013 N 07-04-15/57289)

ФНС уточняет перечень форм отчетности, где следует указывать ОКТМО вместо ОКАТО

ФНС России уточняет порядок указания кодов ОКТМО вместо кодов ОКАТО в налоговых декларациях (расчетах) с 1 января 2014 года.

Ведомство информирует, что налогоплательщикам и налоговым агентам до утверждения новых форм налоговых деклараций рекомендовано указывать в поле "код ОКАТО" код ОКТМО в следующих налоговых декларациях:

  • по НДС;
  • по акцизам на табачные изделия;
  • по водному налогу;
  • по единому сельскохозяйственному налогу;
  • по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения;
  • по налогу на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции;
  • по косвенным налогам (НДС и акцизам) при импорте товаров на территорию РФ с территории государств - членов таможенного союза;
  • единой (упрощенной) налоговой декларации.

Также до утверждения новой формы рекомендуется указывать код ОКТМО и при заполнении поля "Код по ОКАТО по месту уплаты регулярного платежа" расчета регулярных платежей за пользование недрами.

Ведомство также приводит перечень и иных форм налоговой отчетности, где следует указывать код ОКТМО.

(Письмо ФНС России от 25.12.2013 № ГД-4-3/23381@)

Для сдачи отчетности за ИП необходима нотариальная доверенность

Представитель индивидуального предпринимателя (например, бухгалтер) может отчитаться за ИП только при наличии нотариальной доверенности. Об этом вновь напомнил Минфин России.

Как отмечают в финансовом ведомстве, предприниматель приравнивается к физическому лицу. А в пункте 3 статьи 29 НК РФ сказано, что уполномоченный представитель налогоплательщика — физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством РФ. Из этого следует, что доверенность, которую ИП выдает на сдачу отчетности от своего лица, должна быть удостоверена в нотариальном порядке. Такое же мнение Минфин высказывал в письмах от 01.08.13 № 03-02-08/30900, от 15.11.12 № 03-02-08/99.

Отметим, что вывод финансового ведомства соответствует позиции Пленума ВАС, изложенной в пункте 4 постановления от 30.07.13 № 57. К слову, разъяснения Высшего арбитражного суда также учли в Федеральной налоговой службе. Недавно ФНС России признала: доверенность, выдаваемая индивидуальным предпринимателем, должна быть нотариально удостоверена. Как известно, раннее в налоговом ведомстве заявляли, что индивидуальные предприниматели приравнены в правах к юридическим лицам. А потому ИП в соответствии с пунктом 5 статьи 185 Гражданского кодекса вправе оформить доверенность на своего представителя в простой письменной форме, заверив ее своей печатью.

(Письмо Минфина России от 09.12.13 № 03-11-06/53558)

Соответствие размера чистых активов организации - участника КГН установленным требованиям может осуществляться на основании промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной на более позднюю дату

Организация - сторона договора о создании КГН может иметь обязанность составлять и представлять промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность за различные отчетные периоды (на различные отчетные даты), в том числе ежемесячно, в зависимости от того, каким актом (документом) из предусмотренных Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" она установлена.

С учетом данного обстоятельства сообщается, что размер чистых активов должен определяться на основании промежуточной отчетности, составление и представление которой установлено одним из таких оснований, составленной на более позднюю отчетную дату.

Понятия "отчетная дата" и "отчетный период" приведены в статьях 3, 13, 15 Федерального закона N 402-ФЗ.

(Письмо ФНС России от 19.12.2013 N ГД-4-3/23025@ "Об определении размера чистых активов организации при внесении изменений в договор о создании КГН")

Сообщены новые требования к указанию идентификаторов в платежном поручении на перечисление платежей в бюджетную систему РФ, а также платежей за государственные и муниципальные услуги

В связи с тем, что с 1 января 2014 года вступают в силу новые Правила указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств (утв. Приказом Минфина России от 12 ноября 2013 г. N 107н), сообщается, в частности:

В переходный период с 1 января до 31 марта 2014 года в платежном поручении могут указываться:

  • в реквизите 108 - идентификатор сведений о физическом лице (ИП);
  • в реквизите 24 "Назначение платежа" - уникальный идентификатор начислений (УИН).

С 31 марта 2014 года в реквизите 22 "Код" платежного поручения - уникальный идентификатор начислений (УИН).

В письме также содержатся разъяснения, касающиеся отражения идентификаторов ИП и УИН в реквизитах платежных поручений, формируемых органами Федерального казначейства на основании представленных клиентами платежных документов.

(Письмо Казначейства России от 20.12.2013 N 42-7.4-05/5.3-836 "О порядке указания в платежных документах клиентов идентификаторов платежа")

При заполнении налоговых деклараций в отношении сидра, пуаре и медовухи рекомендовано указывать код вида подакцизного товара "232"

С 1 марта 2013 года сидр, пуаре и медовуха признаются подакцизными товарами.

Указанный выше код подлежит применению до официального установления кодов видов подакцизных товаров при заполнении налоговой декларации по акцизам (утв. Приказом ФНС России от 14.06.2011 N ММВ-7-3/369@), а также налоговой декларации по косвенным налогам при импорте товаров (утв. приказом Минфина России от 07.07.2010 N 69н).

(Письмо ФНС России от 19.12.2013 N ГД-4-3/23011@ "По вопросу уплаты акциза на сидр, пуаре и медовуху")

ФНС России разъяснен порядок признания для целей налогообложения доходов в виде субсидий, предоставляемых на реализацию проектов по созданию высокотехнологичного производства

Порядок и условия предоставления указанных субсидий определены Постановлением Правительства РФ от 09.04.2010 N 218.

Сообщается, что указанные средства признаются внереализационными доходами и подлежат включению в налоговую базу по налогу на прибыль в соответствии с пунктом 4.4 статьи 271 НК РФ пропорционально фактическим расходам, осуществленным за счет данных средств, но не более трех налоговых периодов с даты их получения.

В случае приобретения (создания) амортизируемого имущества полученные средства отражаются в составе доходов по мере признания расходов на приобретение (создание) соответствующего имущества.

При нарушении условий предоставления субсидий полученные средства включаются в полном объеме в состав внереализационных доходов в том налоговом периоде, в котором было допущено нарушение.

(Письмо ФНС России от 20.12.2013 N ГД-4-3/23065 "По вопросу о порядке учета для целей налогообложения прибыли организаций средств в виде субсидий, полученных коммерческой организацией")

Установлен порядок подтверждения завершения добычи кондиционных руд черных металлов для целей расчета ставки НДПИ

С 1 января 2014 года вступают в силу поправки в главу 26 Налогового кодекса РФ, внесенные Федеральным законом от 02.07.2013 N 152-ФЗ, вводящие новый порядок расчета ставки НДПИ при добыче кондиционных руд черных металлов.

В соответствии с ним ставка НДПИ в 4,8 процента, по которой облагается добыча указанных руд, умножается на коэффициент, характеризующий способ их добычи.

При этом значение коэффициента применяется в отношении участка недр, добычу кондиционных руд черных металлов на котором предполагается полностью завершить не позднее 1 января 2024 года.

Порядком устанавливается, что подтверждением завершения добычи указанных руд на определенную дату является подписание акта о ликвидации или консервации горных выработок и иных сооружений, связанных с их добычей.

Акт подписывается должностным лицом Роснедр и должностным лицом Ростехнадзора или их территориальных органов.

Дата подписания акта должностным лицом Ростехнадзора (его территориального органа) является датой завершения ликвидации (консервации) сооружений, связанных с добычей указанных руд.

Постановление вступает в силу с 1 января 2014 года и применяется по 1 января 2024 года включительно.

(Постановление Правительства РФ от 21.12.2013 N 1204 "О порядке подтверждения завершения добычи кондиционных руд черных металлов на участке недр на определенную дату")

На 2014 год коэффициент-дефлятор К1 для расчета налоговой базы по ЕНВД установлен в размере 1,672

Налоговой базой для исчисления суммы единого налога является величина вмененного дохода, рассчитываемая в том числе исходя из базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, скорректированной на коэффициент-дефлятор К1.

Сообщается, что на 2014 год приказом Минэкономразвития России от 07.11.2013 N 652 коэффициент-дефлятор К1 утвержден в размере 1,672.

(Письмо ФНС России от 19.12.2013 N ГД-4-3/23028 "О коэффициенте-дефляторе К1 на 2014 год")

Разъяснен порядок применения в 2014 году коэффициента-дефлятора в целях применения ПСН

Размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода устанавливается законом субъекта РФ по видам предпринимательской деятельности.

Сообщается, что с учетом установленного Минэкономразвития России на 2014 год коэффициента-дефлятора, равного 1,067, в 2014 году, минимальный и максимальный размеры потенциально возможного к получению дохода при применении ПСН не может быть менее 106,7 тыс. рублей и более 1 067,0 тыс. рублей.

(Письмо ФНС России от 19.12.2013 N ЕД-4-3/22911@ "О направлении разъяснений Минфина России")

Обновлен документ, определяющий основные принципы организации ведения официального сайта ФНС России

Определено, в частности, что информация на сайте содержит совокупность федеральной и региональной информации и отображается в соответствии с принципом геотаргетинга (метод выдачи посетителю сайта содержимого, соответствующего его географическому положению, определенному автоматически).

Информация управлений ФНС России по субъектам РФ является составной частью разделов сайта федерального уровня, обязательной к заполнению.

Среди целей создания сайта:

  • информирование налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах;
  • оперативное доведение до налогоплательщиков актуальной справочной и разъяснительной информации;
  • оказание государственных услуг с использованием информационных технологий;
  • снижение объема бумажного документооборота с внешними источниками и получателями информации.

(Приказ ФНС России от 24.12.2013 N ММВ-7-6/635@ "Об официальном интернет-сайте Федеральной налоговой службы")


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.