Мониторинг изменений за период 28.01.13 - 03.02.13



Бухгалтерский учет и налогообложение

В связи с обновлением порядка перехода на уплату ЕСХН утверждены новые формы документов для применения данной системы налогообложения.

Утверждены, в частности, форма уведомления о переходе на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ранее подавалось заявление), форма сообщения об утрате права на применение ЕСХН, уведомления об отказе от применения данной системы налогообложения, сообщения о нарушении сроков уведомления о переходе на ЕСХН (теперь, если установленные сроки не соблюдены, то организации и индивидуальные предприниматели не признаются плательщиками ЕСХН) и др.

Приказ ФНС России, которым утверждены ранее действующие формы аналогичных документов, признан утратившим силу.

(Приказ ФНС России от 28.01.2013 N ММВ-7-3/41@ "Об утверждении форм документов для применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей")

В формат представления налоговых деклараций по акцизам на табачные изделия в электронном виде внесены изменения, вступающие в силу начиная с представления налоговой декларации за первый налоговый период 2013 года.

В части V-V "Состав и структура показателей налоговой декларации по акцизам на табачные изделия (версия 3.00004)", (утвержденный приказом ФНС России от 11.01.2007 N САЭ-3-13/4@) показатель "Налоговая ставка (руб.)" увеличен с N (6.2) до N (4).

Части V-V "Состав и структура показателей налоговой декларации по акцизам на табачные изделия" присвоена версия 3.00005.

(Приказ ФНС России от 30.01.2013 N ММВ-7-6/46@ "О внесении изменений в формат представления налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов, в электронном виде (версия 3.00)")

Утвержден формат представления бухгалтерской отчетности организаций в электронной форме с учетом внесенных в нее изменений, подлежащих применению с отчетности за 2012 год.

Обновление формата связано с тем, что с годовой бухгалтерской отчетности за 2012 год (представляемой по формам, утвержденным Приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н) вступают в силу отдельные изменения, внесенные в том числе Приказом Минфина России от 05.10.2011 N 124н (бухгалтерский баланс дополнен новыми строками с кодами 1130 и 1140 - "Нематериальные поисковые активы", "Материальные поисковые активы").

Следует отметить также, что в составе годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2012 год отчет о прибылях и убытках должен именоваться отчетом о финансовых результатах; отчет о целевом использовании полученных средств - отчетом о целевом использовании средств.

(Приказ ФНС России от 25.01.2013 N ММВ-7-6/35@ "Об утверждении формата представления бухгалтерской отчетности в электронной форме")

Субъекты малого предпринимательства смогут представить бухгалтерскую (финансовую) отчетность за 2012 год в электронной форме.

Приказом Минфина России от 17.08.2012 N 113н введены в действие упрощенные формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках для субъектов малого предпринимательства.

В соответствии с указанными формами отчетности разработаны форматы их представления в электронной форме. Данные форматы подлежат применению начиная с отчетности за 2012 год.

(Приказ ФНС России от 25.01.2013 N ММВ-7-6/34@ "Об утверждении формата представления бухгалтерской отчетности субъектов малого предпринимательства в электронной форме")

Бухгалтерская (финансовая) отчетность НПФ за 2012 год в электронной форме должна представляться в соответствии с новыми форматами.

Формы бухгалтерской отчетности негосударственных пенсионных фондов утверждены Приказом Минфина России от 10.01.2007 N 3н. В соответствии с указанными формами разработаны форматы их представления в электронном виде.

Приказ вступает в силу с бухгалтерской (финансовой) отчетности негосударственных пенсионных фондов за 2012 год.

(Приказ ФНС России от 25.01.2013 N ММВ-7-6/33@ "Об утверждении форматов представления бухгалтерской отчетности негосударственных пенсионных фондов в электронной форме")

Росстат подкорректировал указания к отчетам по основным фондам.

Росстат дополнил и изменил указания по заполнению форм федерального статистического наблюдения N 11 "Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов" и N 11 (краткая) "Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) некоммерческих организаций".

Поправки введены в действие с 1 января 2013 года.

Напомним, обе эти формы годовые и представляются соответствующими организациями в территориальные органы Росстата до 1 апреля года, следующего за отчетным.

(Приказ Росстата России от 15 января 2013 г. N 15)


Вернуться в начало


Таможенное дело

Приложение B.6 к Конвенции о временном ввозе от 26 июня 1990 года принято Российской Федерацией с рядом оговорок.

Сообщается, что Российская Федерация не применяет Приложение B.6 к Конвенции, в частности, по следующим основаниям:

  • в соответствии с пунктом 2 статьи 358 ТК ТС иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию Таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей;
  • согласно пункту 3 статьи 358 ТК ТС передача права пользования и (или) распоряжения временно ввезенными товарами для личного пользования, в том числе транспортными средствами, другому лицу на таможенной территории Таможенного союза допускается при условии их таможенного декларирования и уплаты таможенных платежей в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза.

Приложение B.6 к Конвенции указанных требований не предусматривает.

Конвенция о временном ввозе (заключена в Стамбуле 26 июня 1990 года), в числе прочего, призвана облегчить временный ввоз путем упрощения и гармонизации процедур в целях достижения экономических, гуманитарных, культурных, социальных и туристских целей.

(Постановление Правительства РФ от 25.01.2013 N 36 "О принятии Российской Федерацией Приложения B.6 к Конвенции о временном ввозе")

С 1 февраля 2013 года увеличиваются ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и нефтепродукты, вывозимые за пределы территории РФ и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе.

В частности, ставка пошлины для нефти сырой (здесь и далее - ставка вывозной таможенной пошлины в долларах США за 1000 кг) составит 403,3 доллара США против 395,6 доллара США, установленных с 1 января 2013 года.

Вывоз топлива жидкого, масел, отработанных нефтепродуктов, легких и средних дистиллятов, газойлей, бензола, толуола, вазелина нефтяного будет осуществляться по ставке таможенной пошлины в размере 266,2 доллара США (сейчас - 261,1 доллара США).

Ставка пошлины на пропан, бутаны, этилен, пропилен, бутилен и бутадиен, прочие сжиженные газы составит 200,3 доллара США (в настоящее время - 198,7 доллара США).

На бензины товарные и прямогонный бензин ставка пошлины установлена в размере 363 доллара США (с 1 января 2013 года - 356 долларов США).

(Постановление Правительства РФ от 23.01.2013 N 27 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе")


Вернуться в начало


Законопроекты

В процессе разработки находится законопроект, предусматривающий замену налога на имущество физических лиц и земельного налога налогом на недвижимое имущество.

Налоговый кодекс РФ планируется дополнить главой, предусматривающей установление местного налога на недвижимое имущество.

Уплачивать данный налог будут физические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, жилые и нежилые помещения, а также обладающие правом собственности (правом постоянного (бессрочного) пользования или правом пожизненного наследуемого владения) на земельные участки.

Основным нововведением является определение налоговой базы для исчисления данного налога. Сейчас налог на имущество физических лиц рассчитывается с инвентаризационной стоимости объектов. Новый налог должен будет исчисляться с кадастровой стоимости объектов налогообложения, которая по своим параметрам приближена к рыночной стоимости.

Предусматривается также установление налоговых вычетов. Один вычет будет предоставляться всем налогоплательщикам в отношении жилого помещения, а также жилого строения, расположенного на земельном участке, в размере кадастровой стоимости 20 кв. метров соответствующего объекта.

Второй вычет, в повышенных размерах, предлагается установить для льготных категорий налогоплательщиков.

Муниципальным образованиям будет предоставлено право увеличивать размеры указанных вычетов, расширять перечни льготных категорий налогоплательщиков, а также определять налоговые ставки по данному налогу в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ.

Размер налоговых ставок, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, будет поставлен в зависимость от суммарной кадастровой стоимости всех объектов налогообложения (при стоимости свыше 300 млн. рублей предусматриваются повышенные налоговые ставки).

Минфин России информирует также, что в связи с введением данного налога размер налоговой нагрузки для налогоплательщиков несколько увеличится и может составить в среднем (без учета льгот):

  • для двухкомнатной квартиры площадью 55 кв.м - 1200 руб. в год;
  • для трехкомнатной квартиры площадью 75 кв.м - 1800 руб. в год.

(Информационное сообщение Минфина России от 31.01.2013 "Об основных элементах налога на недвижимое имущество")

Минфин разработал проекты четырех новых ПБУ.

Минфин России разработал четыре новых положения по бухучету, принять которые планирует в 2013 году. Они будут касаться учета доходов, запасов, аренды и вознаграждений работникам. Ознакомиться с проектами положений можно на сайте министерства.

В планах чиновников отказаться от терминов "прочие доходы" и "прочие расходы". Один из новых бухгалтерских стандартов посвящен учету аренды. В нем впервые будут детально прописаны правила по квалификации вида договора аренды, определению ее первоначальной стоимости, учету активов и обязательств обеих сторон договора. Кроме того, сумма задолженности по договору аренды будет определяться в бухучете не только за последний месяц аренды, а с учетом полной суммы задолженности за все месяцы действия договора. Что касается стандарта "Учет вознаграждений работникам", то к вознаграждениям работникам относятся все виды возмещения работникам организации и в пользу работников третьим лицам (включая членов семей работников) за выполнение работниками своих трудовых функций вне зависимости от формы выплаты (денежная, натуральная).

Обязательства по вознаграждениям работникам, согласно новому ПБУ, планируют признавать в бухгалтерском учете при одновременном соблюдении следующих условий. Первое — у организации существует обязанность по вознаграждениям работникам, которой она не может избежать. Второе — есть уверенность в том, что в результате выполнения работником трудовых функций произойдет уменьшение экономических выгод организации (будут признаны расходы). И, наконец, третье — сумма затрат может быть надежно и обоснованно распределена.


Вернуться в начало


Судебная практика

ВАС о сводных корректировочных счетах-фактурах.

Сразу несколько организаций оспорили в Высшем арбитражном суде законность формы корректировочного счета-фактуры и правил его заполнения (утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.11 № 1137; далее – постановление № 1137). По мнению заявителей, несоответствие документа законодательству заключается в том, что он не учитывает случаи, когда изменяется суммарная стоимость товаров в связи с предоставлением премий покупателям, и не позволяет поставщикам, предоставившим эти премии, составлять единый корректировочный счет-фактуру. Но ВАС РФ признал, что форма корректировочного счета-фактуры не противоречит налоговому законодательству.

Как известно, корректировочный счет-фактура выставляется при изменении стоимости уже произведенной поставки. В частности, при изменении цены или количества реализованных товаров, работ, услуг или имущественных прав (далее-товаров). При этом корректировочный счет-фактуру необходимо составлять к каждой отгрузке отдельно.

Несколько организаций обратились в суд с требованием признать недействующими отдельные положения постановления № 1137. Основание – форма корректировочного счета-фактуры применима лишь при изменении цен на отдельные единицы или партии товаров или уточнения количества товаров. Действующие правила не учитывают случаи, когда изменяется суммарная стоимость товаров в связи с предоставленными поставщиками премиями. Речь идет о ситуациях, когда премии предоставляются в виде процента от общей цены купленных товаров или в твердой сумме. Об изменении цены отдельных единиц или партий товаров стороны не договариваются.

Таким образом, поставщик, предоставивший покупателю премию с совокупной цены товаров, не может составлять единый корректировочный счет-фактуру с указанием в нем общих показателей поставок. По убеждению компаний-заявителей, при подготовке формы корректировочного счета-фактуры Правительству РФ следовало учесть дополнительные показатели для таких случаев как премии. Постановление № 1137 незаконно обязывает поставщиков составлять отдельные корректировочные счета-фактуры к каждому выставленному ранее счету-фактуре. В результате неоправданно увеличивается документооборот, а главное, возникают препятствия для получения вычетов по НДС.

Однако Высший арбитражный суд с утверждением организаций не согласился. Арбитры указали, что в форме корректировочного счета-фактуры и правилах его заполнения дословно воспроизведены требования пункта 5.2 статьи 169 НК РФ. Из правил заполнения корректировочных счетов-фактур действительно усматривается, что названные счета-фактуры рассчитаны исключительно на случаи изменения цены (тарифа) или уточнения количества отгруженных товаров и не предусматривают возможности применять их к иным случаям, влияющим на стоимость товаров. Тем не менее, это обстоятельство не свидетельствует о несоответствии оспариваемых положений законодательству. На этом основании ВАС РФ признал пункт 1 постановления Правительства РФ от 26.12.11 № 1137 соответствующим Налоговому кодексу.

(Решение ВАС РФ от 11.01.13 № 13825/12)

Инспекция не вправе рассчитывать налоги на основании бухгалтерской и налоговой отчетности.

ФАС Уральского округа подтвердил, что использованная налоговым органом методика исчисления налога на основе анализа данных бухгалтерского учета противоречит нормам

ФАС отметил, что данные о доходах, отраженные в налоговой декларации, сами по себе без первичных документов не могут служить основанием для вывода о занижении налоговой базы по налогу на прибыль.

Наличие самого факта расхождений между данными налоговой декларации и бухгалтерских регистров (оборотно-сальдовых ведомостей) может свидетельствовать только о нарушении налогоплательщиком правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, что само по себе не может являться основанием для непринятия налоговым органом налоговой базы по налогу.

Законодательством о налогах и сборах Российской Федерации не предусмотрено определение налоговой базы и, соответственно, суммы налогов, подлежащих уплате в бюджет, только на основании сведений, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также налоговой отчетности, представляемой в налоговый орган. Правильность данных, отраженных в бухгалтерской и налоговой отчетности, должна быть подтверждена соответствующими первичными документами.

В случае выявления расхождений между налоговыми декларациями и регистрами бухгалтерского учета должностное лицо налогового органа, проводящее проверку, должно определить причину такого расхождения.

Для этого должны быть проверены первичные документы налогоплательщика, служащие основанием для исчисления и уплаты налога. На основе этих документов определяется, какой из документов - налоговая декларация или регистр бухгалтерского учета - не соответствует первичным документам. Только после этого возможно установить, привело ли выявленное несоответствие к неуплате (неполной уплате) налога. При этом должны быть учтены все имеющиеся у налогоплательщика документы и сведения, относящиеся к его хозяйственной деятельности.

(Постановление ФАС Уральского округа № Ф09-13153/12 от 17.01.2013)

Подача уточненки к доплате во время выездной проверки не освободила от штрафа.

Доплата налога и пеней по собственной инициативе налогоплательщика хоть и позволила снизить штраф в два раза, но не стала достаточным поводом для полного освобождения от санкций. Причина в том, что законопослушание компания проявила уже в процессе выездной проверки.

ФАС Северо-западного округа вынес решение в пользу налогового органа, поддержав постановление апелляции и отменив решение суда первой инстанции.

Через полторы недели после начала выездной налоговой проверки ООО подало уточненную декларацию по налогу на прибыль за 2010 год, который входил в проверяемый период. В результате уточнения сумма налога увеличилась более чем в два раза. Доплату компания произвела добровольно за день до подачи уточненки. Кроме того, организация самостоятельно уплатила и пени.

Налоговый орган счел действия компании смягчающими ее вину и снизил размер полагающегося штрафа вдвое. Однако налогоплательщика это не устроило, и он затеял судебное дело. Суд первой инстанции признал добровольную уплату налога и пеней до подачи уточненной декларации обстоятельством не только смягчающим вину, но и полностью освобождающим налогоплательщика от ответственности.

Суды апелляционной и кассационной инстанции не разделили это мнение, указав, что как подача уточненки, так и уплата налога и пеней произведена во время проведения выездной проверки. Следовательно, для полного освобождения организации от штрафных санкций оснований не имеется.

(Постановление ФАС Северо-западного округа по делу № А26-2569/2012 от 11.01.2013)

Отсутствие ТТН не опровергает реальности совершенных хозяйственных операций.

ФАС Западно-Сибирского округа отклонил довод о неподтвержденности понесенных налогоплательщиком расходов на приобретение спорных товаров вследствие отсутствия товарно-транспортных накладных.

ФАС отметил, что товарно-транспортная накладная подлежит оформлению в целях определения взаимоотношений между грузоотправителем и перевозчиком, а также для расчетов грузоотправителей или грузополучателей с организациями-владельцами автотранспорта за оказанные им услуги по перевозке грузов.

Вместе с тем, как установлено судами и не оспаривается налоговым органом, в данном случае договоров перевозки не заключалось.

Принимая во внимание изложенное, арбитражные суды пришли к обоснованному выводу, что инспекцией не представлены соответствующие доказательства совершения обществом и его контрагентом согласованных действий, направленных на получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, в связи с чем реальность спорной операции налоговым органом не опровергнута.

(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа № А27-7808/2012 от 17.01.2012)

Переплата по НДС исключает пеню за неперечисленный НДФЛ.

Суд пришел к выводу, что пеня начисляется только в том случае, если недоимка по одному налогу превышает переплату по другому, и соответственно нанесен ущерб бюджету РФ.

При проведении выездной налоговой проверки деятельности ООО "Ж" налоговики начислили пени в размере 3 588 тыс. рублей за несвоевременное перечисление в бюджет удержанного НДФЛ. ООО обжаловало данные требования в сумме 887 тысяч рублей - оспаривалась пеня, начисленная за те периоды, когда имела место переплата по другим налогам.

Суд установил, что в некоторых из проверяемых налоговых периодов действительно возникала переплата по другим налогам, в частности, по НДС, и в эти же периоды присутствовала недоимка по НДФЛ.

Суд указал, что НДФЛ и НДС относятся к налогам одного уровня – федеральным, и недоплата по одному налогу при одновременной переплате по другому не наносит ущерба бюджету РФ. В суде проанализированы периоды начисления и перечисления указанных налогов. В периоды, когда переплата по НДС превышала задолженность по НДФЛ, у инспекции отсутствовали основания для начисления пени.

Причем, при расчете пени в суде выяснилось, что налоговики насчитали лишнего на 914 тыс. рублей, то есть больше, чем об этом заявил истец. Однако суд не вправе выходить за заявленные требования, поэтому удовлетворил иск ООО к инспекции в размере 887 тысяч.

(Постановление Тринадцатого ААС по делу № А56-17324/2011)

Площадь барной стойки при расчете ЕНВД не учитывается.

По результатам выездной проверки налоговая инспекция привлекла организацию к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату ЕНВД. Основанием к этому послужил вывод налогового органа о занижении организацией физического показателя "площадь зала обслуживания посетителей" на площадь размером 18,3 кв. м, занятую барной стойкой. Компания с таким решением не согласилась и обратилась в суд.

Арбитры указали, что на основании пункта 2 статьи 346.26 НК РФ к "вмененным" видам деятельности относится оказание услуг общественного питания через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 кв. м по каждому объекту организации общественного питания.

Согласно статье 346.27 НК РФ под объектом организации общественного питания, имеющим зал обслуживания посетителей, понимается здание (его часть) или строение, предназначенное для оказания услуг общественного питания, имеющее специально оборудованное помещение (открытую площадку) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также для проведения досуга. К данной категории объектов организации общественного питания относятся рестораны, бары, кафе, столовые, закусочные.

Под площадью зала обслуживания посетителей понимается площадь специально оборудованных помещений (открытых площадок) объекта организации общественного питания, предназначенных для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также для проведения досуга, определяемая на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.

Исходя их положений письма Минфина России от 03.02.2009 № 03-11-06/3/19, площадь зала обслуживания посетителей включает в себя только площадь, которая предназначена непосредственно для употребления пищи и проведения досуга. Иные помещения, например, кухня, место раздачи и подогрева готовой продукции, место кассира, подсобные помещения и т. д. в целях уплаты ЕНВД в площадь зала обслуживания посетителей включаться не должны.

Арбитры выяснили, что спорная площадь (18,3 кв. м) занята барной стойкой, за которой располагались витрины для выкладки кулинарной продукции, холодильное оборудование, оборудование для разогрева и приготовления пищи, кассовый аппарат. Доказательств того, что на данной площади либо непосредственно у барной стойки происходило потребление кулинарной продукции посетителями, налоговым органом не представлено.

Кроме того, арбитры выяснили, что от иных частей помещений барная стойка отделена эвакуационным проходом, площадь которого не являлась предметом договора аренды, и запрещение занимать который мебелью и оборудованием прямо предусматривалось в актах приема-передачи арендуемых площадей.

Таким образом, судьи ФАС Центрального округа пришли к выводу, что решение налогового органа о привлечении организации к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, за неполную уплату ЕНВД неправомерно.

(Постановление ФАС Центрального округа от 21.11.2012 № А35-4212/2012)

На официальном сайте Мосгорсуда (http://www.mos-gorsud.ru) размещено апелляционное определение указанного суда, в котором сформулирована правовая позиция по вопросу об обложении НДФЛ процентов, полученных российскими гражданами по вкладам в иностранных банках.

Мосгорсуд пришел к выводу, что данные доходы подлежат обложению налогом на доходы физических лиц (НДФЛ) по ставке 13 процентов, таким образом, суд поддержал в этом споре позицию налогового органа.

Кроме того, Мосгорсуд отметил, что довод о необходимости применения при разрешении рассматриваемого вопроса разъяснений Минфина России "неубедителен", так как "указанные разъяснения не являются нормативными правовыми актами и адресованы конкретному заявителю".

Напомним, что согласно разъяснениям Минфина России в случае получения процентов по вкладам в иностранной валюте в банках (вне зависимости от их места нахождения) налоговая база определяется только как превышение данного дохода над суммой, рассчитанной исходя из 9 процентов годовых.

(Определение Московского городского суда от 30.11.2012 по делу N 11-25333/2012 Мосгорсуд сформулировал правовую позицию по вопросу об обложении НДФЛ процентов, полученных российскими гражданами по вкладам в иностранных банках)


Вернуться в начало


Прочее

Организации, ставшие участниками консолидированных групп налогоплательщиков, не должны самостоятельно уплачивать в первом квартале 2013 года ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль организаций, исчисленные ими в налоговых декларациях за девять месяцев 2012 года.

Сумма авансового платежа по консолидированной группе налогоплательщиков (КГН) исчисляется и уплачивается ответственным участником в соответствии с правилами, установленными статьей 286 НК РФ.

ФНС России напоминает о необходимости представления ответственными участниками КГН в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков уведомлений о порядке уплаты налога на прибыль организаций в бюджеты субъектов РФ, и разъясняет порядок отражения в данном уведомлении информации о распределении сумм авансовых платежей.

Помимо этого налоговым органам даны рекомендации, касающиеся порядка корректировки в карточках "Расчеты с бюджетом" сумм авансовых платежей, исчисленных организациями в налоговых декларациях за 9 месяцев 2012 года, вошедшими в текущем году в состав КГН.

(Письмо ФНС России от 21.01.2013 N ЕД-4-3/600@ "О ежемесячных авансовых платежах участников консолидированных групп налогоплательщиков")

Для подтверждения условия создания КГН в части, касающейся совокупного размера уплаченных налогов, достаточно представить платежные поручения тех участников КГН, за счет которых обеспечен необходимый размер уплаченной суммы.

Одним из условий создания консолидированной группы налогоплательщиков является уплата ее участниками за год, предшествующий созданию группы, совокупной суммы налогов (по установленному перечню) в размере не менее 10 млрд. рублей.

По мнению Минфина России (письмо от 28.12.2012 N 03-03-10/142), для осуществления контроля за соблюдением данного условия достаточно представления в налоговые органы платежных документов на уплату налогов теми участниками КГН, за счет которых обеспечен указанный размер совокупной суммы уплаченных налогов. Непредставление таких документов каждым из участников КГН не является основанием для отказа в регистрации договора о создании КГН.

(Письмо ФНС России от 17.01.2013 N ЕД-4-3/364@ "О представлении документов, подтверждающих условия создания КГН")

Разъяснен порядок определения суммы ежемесячных авансовых платежей на I квартал 2013 года при уплате участниками КГН ежемесячных авансовых платежей.

Сообщается, в частности, что при уплате ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли сумма ежемесячных авансовых платежей в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ в целом по КГН определяется путем суммирования платежей участников КГН, отраженных в налоговых декларациях по налогу на прибыль организаций за полугодие 2012 года по строкам 300 и 310 Листа 02, а также по строкам 270, 271 и 280, 281 (со знаком "минус") Листа 02 налоговых деклараций за шесть, семь и восемь месяцев 2012 года.

Кроме того, указано, что общая сумма исчисленных ежемесячных авансовых платежей на I квартал 2013 года может быть распределена для уплаты в бюджеты субъектов РФ исходя из показателей средней арифметической величины удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества участника КГН или обособленного подразделения в соответствующих суммарных показателях всех участников КГН за последний отчетный период 2012 года.

(Письмо ФНС России от 24.01.2013 N ЕД-4-3/859@ "О ежемесячных авансовых платежах на I квартал 2013 г. при образовании КГН")

Электронный документ, подписанный квалифицированной ЭЦП, равнозначен документу на бумаге.

Минфин РФ разъяснил, необходимо ли организации в целях подтверждения расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль, иметь распечатанное на бумажном носителе платежное поручение с электронной подписью или достаточно хранить платежное поручение в электронном виде.

Ведомство отмечает, что согласно действующему законодательству, информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе.

Таким образом, документ, оформленный в электронном виде и подписанный квалифицированной электронной подписью (электронной цифровой подписью), может являться документом, подтверждающим расходы, осуществленные налогоплательщиком, в случаях, если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами не устанавливается требование о составлении такого документа на бумажном носителе.

Вместе с тем, случаи, в которых информация в электронной форме, подписанная неквалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, НК РФ не определены.

(Письмо Минфина России № 03-03-06/1/24 от 23.01.2013)

В налоговые органы направлено Решение ВАС РФ, которым признано недействующим письмо Минфина России, устанавливающее запрет на применение ставки налога на прибыль организаций 0 процентов к дивидендам, выплачиваемым из нераспределенной прибыли прошлых лет.

Оспариваемая позиция Минфина России заключалась в следующем: при отсутствии чистой прибыли за 2010 год и выплате в 2011 году акционеру дивидендов за счет нераспределенной прибыли прошлых лет у организации не имеется оснований для применения налоговой ставки 0 процентов к таким доходам.

В своих выводах ВАС РФ указал, в частности, что по своей экономической природе чистая прибыль и нераспределенная прибыль прошлых лет тождественны, что исключает различный режим налогообложения дивидендов в зависимости от отчетного периода, за который организацией принято решение о направлении части прибыли на их выплату.

Таким образом, толкование норм Налогового кодекса РФ, допущенное в письме Минфина России, приводит к формированию новых правил налогообложения в отношении дивидендов и изменяет порядок исчисления налога в отношении нераспределенной прибыли. Суд принял решение о признании данного письма не соответствующим действующему законодательству и недействительным в полном объеме.

(Письмо ФНС России от 25.01.2013 N ЕД-4-3/906@ "О направлении Решения ВАС РФ от 29.11.2012 N ВАС-13840/12")

Как взимается НДС, если услуги по присвоению рейтинга оказываются налогоплательщикам Казахстана и Белоруссии.

Из обращения следует, что филиал иностранной компании, состоящий на учете в российском налоговом органе, оказывает услуги по присвоению рейтинга лицам, зарегистрированным в странах ТС (Белоруссии и Казахстане).

По данной ситуации разъяснено следующее.

На работы (услуги), выполняемые (оказываемые) хозяйствующими субъектами ТС (из разных стран), распространяются специальные нормы.

Так, местом реализации услуг по присвоению рейтинга признается государство ТС, налогоплательщиком которого является лицо, оказывающее эти услуги. НДС взимается в соответствии с его законодательством.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации местом реализации услуг является территория России. Следовательно, НДС взимается в соответствии с НК РФ.

(Письмо Минфина России от 18 января 2013 г. N 03-07-13/01-03 О применении НДС в отношении услуг по присвоению рейтинга, оказываемых филиалом иностранной организации, состоящим на учете в российском налоговом органе, лицам, зарегистрированным в государствах - членах Таможенного союза)

Вычет по НДС можно заявить после принятия оборудования на учет.

Минфин России напомнил, в какой момент организация вправе заявить к вычету НДС, уплаченный при приобретении основного средства в виде оборудования, не требующего монтажа.

По общему правилу, изложенному в пункте 1 статьи 172 Налогового кодекса, вычеты сумм налога на добавленную стоимость, предъявленные продавцами при приобретении основных средств, производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств. По мнению Минфина, это означает, что НДС, предъявленный организации при приобретении основных средств, подлежит вычету в полном объеме в том налоговом периоде, в котором у налогоплательщика возникло право на такой вычет (после принятия ОС на учет).

Кроме того, в финансовом ведомстве напоминают положения пункта 2 статьи 173 НК РФ. В нем сказано, что налогоплательщик вправе заявить НДС к вычету в течение трех лет после окончания соответствующего налогового периода, в котором возникло право на вычет.

(Письмо Минфина России от 24.01.13 № 03-07-11/19)

Как учесть в расходах арендные платежи до момента госрегистрации договора.

Минфин в своем письме отметил, что если договор аренды недвижимости заключен на срок не менее одного года, то он подлежит госрегистрации. Если госрегистрация не пройдена, то для принятия расходов по такому договору не выполняется условие о надлежащем документальном подтверждении. Следовательно, такие расходы не могут учитываться в целях налога на прибыль.

Однако п. 2 ст. 425 ГК РФ установлено, что стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора. Поэтому если использование арендованного здания предполагается уже до момента прохождения госрегистрации, то такая формулировка в договоре позволит принять расходы при исчислении базы по налогу на прибыль с момента получения здания в пользование.

(Письмо Минфина России от 25.01.13 № 03-03-06/2/6)

В случае утраты в течение года права на применение "вмененки" из-за нарушения условий использования этого спецрежима, сразу же перейти на УСН не получится.

Компания применяет ЕНВД в отношении розничной торговли через магазин. Если в 2013 году площадь торгового зала превысит 150 кв. метров, можно ли будет перейти на УСН с начала такого квартала, в котором произойдет такое превышение? Минфин России ответил на этот вопрос отрицательно.

Как известно, "вмененка" применяется в отношении розничной торговли, осуществляемой через магазины с площадью торгового зала не более 150 кв. метров (подп. 6 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Если это ограничение превышено, компания (предприниматель) теряет право на этот спецрежим. Поскольку налоговым периодом по ЕНВД признается квартал (ст. 346.30 НК РФ), перейти на другую налоговую систему нужно с начала квартала, в котором произошло нарушение условий применения ЕНВД.

Однако, как считает Минфин, у плательщика в рассмотренной ситуации нет права выбора налогового режима – он сможет перейти с "вмененки" только на общий режим. С общего режима налогообложения на "упрощенку" можно будет перейти с начала следующего года, подав уведомление не позднее 31 декабря предыдущего года (п. 1 ст. 346.13 НК РФ).

Чиновники полагают, что положение пункта 2 статьи 346.13 НК РФ, которое гласит, что лица, переставшие быть плательщиками ЕНВД могут на основании уведомления перейти на УСН с начала того месяца, в котором была прекращена их обязанность по уплате ЕНВД, в данном случае не применяется. По мнению ведомства, эта норма распространяется только на тех налогоплательщиков, которые в течение года прекратили вести предпринимательскую деятельность, облагаемую ЕНВД, и начали осуществлять иной вид деятельности.

Таким образом, если в 2013 году площадь торгового зала магазина превысит 150 кв. метров, компания должна будет заплатить налоги в соответствии с общим режимом налогообложения, начиная с 1-го числа квартала, в котором произошло превышение.

А на УСН такая компания сможет перейти только с 1 января 2014 года, если уведомит об этом инспекцию не позднее 31 декабря 2013 года.

(Письмо Минфина России от 28.12.12 № 03-11-06/2/150)

Для развозной торговли необходимо получить отдельный патент.

С 1 января 2013 г. индивидуальные предприниматели вправе применять патентную систему налогообложения в отношении развозной розничной торговли (подп. 46 п. 2 ст. 346.43 НК РФ). При этом если ИП уже получил патент на осуществление розничной торговли через объект стационарной торговой сети, имеющий торговый зал, то в отношении деятельности в сфере развозной розничной торговли ему следует подать заявление на получение отдельного патента. Такие рекомендации дали специалисты Минфина.

Дополнительно чиновники отметили, что коммерсанты, применяющие патентную систему налогообложения, могут как использовать ККТ, так и осуществлять расчеты без ее применения, при условии выдачи по требованию покупателя документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу). Такое право выбора предпринимателям предоставлено п. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".

(Письмо Минфина России от 21.01.2013 № 03-11-12/05)

Предприниматель, у которого нет наемного персонала, может уменьшить ЕНВД на всю сумму уплаченных страховых взносов.

С 1 января 2013 года предприниматели на ЕНВД, у которых нет наемных работников, вправе уменьшать налог на сумму уплаченных страховых взносов без всяких ограничений.

Чиновники Минфина в своем письме ссылаются на действующую редакцию пункта 2.1 статьи 346.32 Налогового кодекса. В нем сказано, что индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уменьшают сумму ЕНВД на уплаченные страховые взносы в ПФР и ФФОМС в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.

По мнению Минфина, из данной формулировки следует, что предприниматели-"вмененщики" вправе уменьшать исчисленную сумму ЕНВД на сумму уплаченных страховых взносов без каких-либо ограничений.

(Письмо Минфина России от 21.01.13 № 03-11-11/13)

Работодатель не удерживает НДФЛ с суммы, выплаченной по мировому соглашению.

Уволенный с нарушением процедуры работник обратился в суд с требованием о взыскании компенсаций за время вынужденного прогула и морального ущерба. Судебные разбирательства окончились мировым соглашением, согласно которому работодатель обязался оплатить работнику фиксированную сумму, без разбивки по основаниям.

Минфин разъяснил, что такая сумма должна облагаться НДФЛ. Оснований для освобождения от НДФЛ сумм, выплачиваемых на основании мирового соглашения, ст. 217 НК не содержит.

При этом в соответствии с гражданским процессуальным законодательством организация имела право на стадии рассмотрения дела обратить внимание суда на необходимость определения задолженности, подлежащей взысканию, с учетом требований законодательства о налогах и сборах.

Если суд не произвел разделения сумм, причитающихся физлицу и подлежащих удержанию с него, организация не имеет возможности удержать НДФЛ в качестве налогового агента, считает Минфин. При этом бывший работодатель обязан до 31 января следующего года письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме налога.

(Письмо Минфина России от 24.01.13 № 03-04-06/9-23)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.