Мониторинг законодательства



Бухгалтерский учет и налогообложение

Скорректированы обязанности органов местного самоуправления по представлению сведений о земельных участках в налоговые органы и уточнен порядок применения ставки налога 0 процентов сельскохозяйственными товаропроизводителями

Согласно уточнению, внесенному в статью 85 НК РФ, органы местного самоуправления обязаны представлять сведения в налоговые органы о земельных участках, выделенных налогоплательщикам до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", только в случае, если ранее такие сведения в налоговые органы не представлялись.

Помимо этого, в частности, к сельскохозяйственным товаропроизводителям, имеющим право по налогу на прибыль применять налоговую ставку ноль процентов, отнесены также сельскохозяйственные производственные кооперативы, включая рыболовецкие артели (колхозы), отвечающие установленным критериям.

(Федеральный закон от 07.05.2013 N 94-ФЗ "О внесении изменений в статью 85 части первой и статьи 284 и 346.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации")

ФНС внесла в госреестр ККТ сведения о ККМ "АГАТ 1К"

ФНС РФ своим приказом включила в Государственный реестр контрольно-кассовой техники сведения о модели контрольно-кассовой техники "АГАТ 1К".

Текст документа опубликован на сайте ФНС РФ.

(Приказ ФНС России № АС-7-2/156@ 25.04.2013)


Вернуться в начало


Социальное страхование и обеспечение

Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком матерям, уволенным в период отпуска по беременности и родам, составит 40 процентов среднего заработка

Ранее размер пособия по уходу за ребенком определялся в зависимости от периода увольнения женщины с работы:

  • пособие выплачивалось в фиксированных размерах, установленных Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", если женщина увольнялась в период отпуска по беременности и родам;
  • в размере 40 процентов среднего заработка - женщинам, уволенным в период отпуска по уходу за ребенком.

Конституционный Суд РФ счел необоснованной такую дифференциацию размеров пособий в зависимости от периода увольнения женщины с работы.

В этой связи установлен одинаковый подход к определению размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком: в обоих случаях размер пособия будет определяться исходя из среднего заработка и составит 40 процентов.

(Федеральный закон от 07.05.2013 N 86-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" по вопросу выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком матерям, уволенным в период отпуска по беременности и родам")

Назначение ежемесячных выплат трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами или инвалидами с детства I группы, регламентировано новыми Правилами

Указом Президента РФ от 26.02.2013 N 175 с 1 января 2013 года ежемесячная выплата указанным лицам установлена в следующих размерах: родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю) - 5500 рублей, другим лицам - 1200 рублей.

В соответствии с названным Указом определен порядок назначения и осуществления данной выплаты.

Выплата назначается проживающим на территории РФ трудоспособным неработающим лицам, осуществляющим уход за инвалидом (в отношении каждого ребенка-инвалида до 18 лет и инвалида с детства I группы), независимо от факта совместного проживания, на период осуществления ухода. Определен перечень и порядок представления документов для осуществления выплаты.

Выплата назначается с месяца, в котором лицо обратилось за ее назначением, но не ранее возникновения права на ее получение.

Установлены основания прекращения выплаты и порядок пересчета ее размера.

(Постановление Правительства РФ от 02.05.2013 N 397 "Об осуществлении ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы")

Регламентирован порядок установления ПФР ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации

Заявителями на получение данной государственной услуги являются, в частности, ветераны Великой Отечественной войны и члены их семей, "чернобыльцы", Герои СССР и РФ, Герои Социалистического труда, полные кавалеры ордена Славы и Трудовой Славы и члены их семей.

Определены состав, сроки и последовательность административных действий ПФР при выполнении данной функции.

(Приказ Минтруда России от 30.10.2012 N 353н "Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации", зарегистрировано в Минюсте России 25.04.2013 N 28271)


Вернуться в начало


Таможенное дело

Утверждены формы отчетности о товарах, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товарах, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территории ОЭЗ в Магаданской области

Установлено, что отчетность представляется в таможенный орган, в регионе деятельности которого расположена ОЭЗ и который уполномочен на совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля в ОЭЗ.

Отчетность представляется участником ОЭЗ по установленной форме не позднее 15 июля и 15 января каждого календарного года за предшествующие полгода осуществления деятельности или за меньший период, если такая деятельность начата участником ОЭЗ в отчетный период.

Отчетность представляется на бумажном носителе и в электронном виде с сопроводительным письмом.

(Приказ ФТС России от 25.03.2013 N 565 "Об утверждении форм отчетности о товарах, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товарах, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Магаданской области, порядка их заполнения и порядка представления таможенную органу отчетности о таких товарах", зарегистрировано в Минюсте России 23.04.2013 N 28258)

Внесены уточнения в наименования подсубпозиций 4803 00 310 1 и 4818 90 900 1, а также в примечание 8 к единой ТН ВЭД ТС

В наименованиях подсубпозиций 4803 00 310 1 и 4818 90 900 1 ТН ВЭД ТС слова "(58 - 62 мас.%)" заменены словами "(не менее 58 мас.%, но не более 62 мас.%)", слова "(38 - 42 мас.%)" заменены словами "(не менее 38 мас.%, но не более 42 мас.%)".

В примечании 8 к единой ТН ВЭД ТС:

  • в абзаце втором слово "Сренеботуобинское" заменено словом "Среднеботуобинское", слова "Верхнечонское нефтегазоконденсатное месторождение," исключены;
  • абзац третий дополнен словами ", Шатилковское нефтяное месторождение, Шумятичское нефтяное месторождение, Ново-Березинское нефтяное месторождение, Ново-Полесское нефтяное месторождение".

(Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24.04.2013 N 93 "О внесении изменений в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Таможенного союза")

Внесены дополнительные примечания к группе 02, группе 84 и группе 94 ТН ВЭД ТС

Дополнительные примечания Таможенного союза к группе 02 единой ТН ВЭД ТС дополнены примечанием следующего содержания:

  • "В целях классификации товаров в подсубпозициях 0201 10 000 2, 0201 20 200 2, 0201 20 300 2, 0201 20 500 2, 0201 20 900 2, 0201 30 000 5, 0202 10 000 2, 0202 20 100 2, 0202 20 300 2, 0202 20 500 2, 0202 20 900 2, 0202 30 100 5, 0202 30 500 5, 0202 30 900 5 в государствах, территории которых составляют единую таможенную территорию Таможенного союза, при применении термина "франко-граница страны ввоза" под страной ввоза понимается единая таможенная территория Таможенного союза.

Дополнительные примечания к группе 84 дополнены примечанием следующего содержания:

  • "В целях классификации товаров в подсубпозициях 8471 41 000 1, 8482 10 900 1 в государствах, территории которых составляют единую таможенную территорию Таможенного союза, при применении термина "франко-граница страны ввоза" под страной ввоза понимается единая таможенная территория Таможенного союза.

Дополнительные примечания к группе 94 дополнены примечанием следующего содержания:

  • "В целях классификации товаров в подсубпозициях 9403 50 000 1, 9403 60 100 1, 9403 60 900 1 в государствах, территории которых составляют единую таможенную территорию Таможенного союза, при применении термина "франко-граница страны ввоза" под страной ввоза понимается единая таможенная территория Таможенного союза.

Кроме того, в отношении вновь включенной в ТН ВЭД ТС товарной подсубпозиции 9004 90 900 0 установлена ставка ввозной таможенной пошлины в размере 5 процентов от таможенной стоимости.

Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.

(Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24.04.2013 N 94 "О внесении изменений в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единый таможенный тариф Таможенного союза")

Внесены уточнения в раздел 2.12 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами

В позиции 368 исключены слова ", хлорид водорода";

В абзаце четвертом после таблицы слова "смесей, содержащих" заменены словами "смеси, содержащие".

Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.

(Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24.04.2013 N 95 "О внесении изменений в раздел 2.12 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами")

В связи с отменой в Республике Беларусь исключительного права на импорт в Республику Беларусь отдельных видов рыбы и морепродуктов, продуктов их переработки внесены изменения в Перечень товаров, при импорте которых установлено исключительное право

В подразделе 2 раздела 2.26 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 августа 2012 года N 134 "О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования" исключены позиции первая - третья и пятая.

Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.

(Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24.04.2013 N 96 "О внесении изменений в раздел 2.26 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами")


Вернуться в начало


Правовые новости

При наличии в судах технической возможности судебные заседания могут проводиться с использованием систем видеоконференц-связи, осуществляемой между судами

Установлено, что при наличии в судах технической возможности осуществления видеоконференц-связи лица, участвующие в деле, их представители, а также свидетели, эксперты, специалисты, переводчики могут участвовать в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при условии заявления ими ходатайства об этом или по инициативе суда.

Для обеспечения участия в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи используются системы видеоконференц-связи соответствующих судов по месту жительства, месту пребывания или месту нахождения указанных лиц. Для обеспечения участия в деле лиц, находящихся в местах содержания под стражей или в местах отбывания лишения свободы, могут использоваться системы видеоконференц-связи данных учреждений.

Суд, обеспечивающий участие в судебном заседании лиц, участвующих в деле, их представителей, а также свидетелей, экспертов, специалистов, переводчиков путем использования систем видеоконференц-связи, проверяет явку и устанавливает личность явившихся лиц, берет подписку у свидетелей, экспертов, переводчиков о разъяснении им судом, рассматривающим дело, прав и обязанностей и предупреждении об ответственности за их нарушение. Указанная подписка не позднее следующего дня после дня ее получения направляется в суд, рассматривающий дело, для приобщения к протоколу судебного заседания.

(Федеральный закон от 26.04.2013 N 66-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс РФ")

Определены основные задачи и компетенция Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей и уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах РФ

Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей (далее - Уполномоченный) и его рабочий аппарат являются государственным органом с правом юридического лица, обеспечивающим гарантии государственной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности и соблюдения указанных прав органами государственной власти, органами местного самоуправления и должностными лицами. Уполномоченный назначается Президентом РФ с учетом мнения предпринимательского сообщества сроком на 5 лет. Одно и то же лицо не может быть назначено Уполномоченным более чем на два срока подряд. Уполномоченным назначается лицо, являющееся гражданином РФ, не моложе 30 лет, имеющее высшее образование.

К основным задачам Уполномоченного отнесены, в частности:

  • защита прав и законных интересов российских и иностранных субъектов предпринимательской деятельности на территории РФ и российских субъектов предпринимательской деятельности на территориях иностранных государств в соответствии с законодательством и международными договорами РФ;
  • осуществление контроля за соблюдением прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления;
  • взаимодействие с предпринимательским сообществом.

Определены правовое положение, полномочия Уполномоченного, а также порядок рассмотрения им жалоб субъектов предпринимательской деятельности.

Установлено, что правовое положение, основные задачи и компетенция уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ устанавливаются законом субъекта РФ с учетом положений данного Федерального закона.

(Федеральный закон от 07.05.2013 N 78-ФЗ "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации")


Вернуться в начало


Законопроекты

Налоговую нагрузку на организации культуры и искусства планируется снизить

Госдума рассмотрит законопроект, призванный освободить от НДС услуги в сфере культуры и искусства, оказываемые вне места постоянного нахождения соответствующих организаций. Документ включен в план рассмотрения на май.

Упомянутая норма будет распространяться на гастрольную деятельность российских театров, концертных организаций, цирков, а также на выездные музейные выставки. Кроме того, авторы законопроекта предлагают также освободить бюджетные учреждения культуры от уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль и предоставления налоговых деклараций по итогам отчетных периодов.

Наряду с этим, государственным и муниципальным театрам, музеям, библиотекам и концертным организациям планируется предоставить право выбора: применять общеустановленный порядок начисления амортизации основных средств или признавать расходы по приобретению амортизируемого имущества в составе материальных расходов.

Также законопроектом уточнен порядок определения первоначальной стоимости амортизируемого имущества, созданного с использованием бюджетных средств целевого финансирования.

Законопроект поддержан Правительством РФ и размещен на официальном сайте Госдумы.

(Законопроект №222476-6 "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации")

В первом чтении повышены детские вычеты

Госдума приняла в первом чтении законопроект о внесении изменения в статью 218 части второй Налогового кодекса РФ" (в части повышения размера стандартных налоговых вычетов для отдельной категории лиц).

Повышаются детские вычеты родителям, усыновителям и их супругам (на обеспечении которых находится ребенок), на 600 рублей на второго ребенка, на 1000 - на третьего и в 4 раза на ребенка-инвалида.

Текст соответствующей нормы будет выглядеть так:

  • "налоговый вычет за каждый месяц налогового периода распространяется на родителя, супруга (супругу) родителя, усыновителя, супруга (супругу) усыновителя, на обеспечении которых находится ребенок, в следующих размерах:
    • 1 400 рублей - на первого ребенка;
    • 2 000 рублей - на второго ребенка;
    • 4 000 рублей - на третьего и каждого последующего ребенка;
    • 12 000 рублей - на каждого ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, а также на каждого ребенка - учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, являющегося инвалидом I или II группы".

Кроме того, вводятся вычеты для опекунов:

  • "Налоговый вычет за каждый месяц налогового периода распространяется на опекуна, попечителя, приемного родителя, супруга (супругу) приемного родителя, на обеспечении которых находится ребенок, в следующих размерах:
    • 1 400 рублей - на первого ребенка;
    • 1 400 рублей - на второго ребенка;
    • 3 000 рублей - на третьего и каждого последующего ребенка;
    • 3 000 рублей - на каждого ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, а также на каждого ребенка - учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, являющегося инвалидом I или II группы".

До 350 тысяч рублей повышается пороговое значение дохода (нарастающим итогом с начала календарного года), до достижения которого предоставляются детские вычеты.

(Законопроект № 229790-6 "О внесении изменения в статью 218 части второй Налогового кодекса РФ")


Вернуться в начало


Судебная практика

Нет акта сверки - нет налоговой задолженности, указал ВАС

ИФНС доначислила компании НДС. Требование о его уплате исполнено не было, поэтому налоговики предприняли меры для взыскания за счет денежных средств налогоплательщика, в результате чего доначисленная сумма была взыскана частично. Затем суд отменил решение налогового органа о доначислении полностью, судебное решение по этому поводу вступило в силу. Таким образом, имело место излишнее взыскание налога с компании.

Однако возврат излишне взысканных сумм согласно статье 79 НК может производиться только после зачета имеющихся у налогоплательщика долгов. Компания не доказала отсутствие у нее налоговых задолженностей. Со своей стороны, инспекция предъявила справку о наличии у налогоплательщика долга на сопоставимую сумму. Предложения налогового органа, а также судов апелляционной и кассационной инстанций провести сверку налогоплательщик игнорировал.

В итоге по причине отсутствия в материалах дела акта сверки на сторону налогоплательщика встал президиум ВАС.

"Поскольку общество заявляло о несогласии с представленными инспекцией сведениями, справка, содержащая данные лицевого счета о размере недоимки, при отсутствии иных документов не является достаточным доказательством задолженности по налогу. Кроме того, при наличии у общества недоимки по иным налогам соответствующего вида, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, инспекция должна была, руководствуясь положениями пункта 1 статьи 79 Кодекса, осуществить зачет суммы излишне взысканного налога в счет погашения задолженности. Однако решение о зачете, законность и обоснованность которого подлежали бы проверке в рамках рассмотрения требования общества о возврате излишне взысканного налога на добавленную стоимость, инспекцией не принималось", - говорится в постановлении.

По этим причинам сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику с процентами.

(Постановление Президиума ВАС по делу № А67-1907/2011 от 22.01.2013)

Изменение адреса юрлица не требует обязательного внесения изменений в учредительные документы

ФАС Дальневосточного округа отклонил довод о том, что при изменении адреса общества в обязательном порядке должны быть внесены изменения в учредительные документы общества.

ФАС отметил, что отказывая в государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, межрайонная инспекция сослалась на непредставление обществом заявления по форме Р13001.

Между тем, место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

В ЕГРЮЛ должны содержаться сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом. При наличии у юридического лица управляющего или управляющей организации наряду с этими сведениями указывается место жительства управляющего или место нахождение управляющей организации.

Поскольку основанием для подачи заявления о внесении изменений в ЕГРЮЛ послужило изменение адреса, по которому осуществляется связь с юридическим лицом, суд пришел к правильному выводу о том, что представление обществом в инспекцию заявления о государственной регистрации изменений сведений о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы по форме N Р14001, соответствует вышеуказанным нормам права.

При этом у межрайонной инспекции не имелось правовых оснований для отказа в государственной регистрации вносимых изменений. Вносимые изменения, в рассматриваемом случае, не требуют внесения изменений в устав общества.

(Постановление ФАС Дальневосточного округа № Ф03-826/2013 от 05.04.2013)

Отдельные недостатки справок формы 2-НДФЛ не свидетельствуют о непредставлении сведений

ФАС Восточно-Сибирского округа подтвердил, что отдельные недостатки справок формы 2-НДФЛ не свидетельствуют о непредставлении сведений и не являются основанием для привлечения налогового агента к ответственности.

ФАС отметил, что НК РФ возлагает на налогового агента обязанность по предоставлению в налоговый орган сведений о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по утвержденным форме и форматам.

При невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога.

Сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период налогов, а также сообщение о невозможности удержать налог и сумме налога представляются налоговым агентом по форме 2-НДФЛ "Справка о доходах физического лица за 20_ год".

Налоговым агентом данные обязанности были фактически исполнены посредством предоставления одного документа, поскольку представленные банком справки формы 2-НДФЛ с признаком 2 также содержали все необходимые сведения, подлежащие указанию в справке формы 2-НДФЛ с признаком 1.

При таких обстоятельствах суды пришли к законному и обоснованному выводу о том, что неверное заполнение поля "признак" в представленных инспекции справках формы 2-НДФЛ (вместо цифры 1 указана цифра 2) не является существенной ошибкой, свидетельствующей о непредставлении сведений.

(Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа № А19-16467/2012 от 09.04.2013)

При подаче иска неимущественного характера размер госпошлины не зависит от суммы причиненного вреда

ФАС Московского округа признал, что при предъявлении требования о взыскании с ответчика компенсации за причиненный репутационный вред государственная пошлина подлежит оплате в размере 4 000 руб. за каждое требование, а не в процентном соотношении от суммы определенного репутационного вреда.

ФАС указал, что иск о защите деловой репутации юридического лица подлежит рассмотрению в арбитражном суде. По иску неимущественного характера взимается государственная пошлина в размере 4000 руб., а не исходя из оспариваемой суммы, как указал суд апелляционной инстанции.

Моральный вред, хотя он и определяется судом в конкретной денежной сумме, признается законом вредом неимущественным и, следовательно, государственная пошлина не должна взиматься в процентном отношении к сумме, определенной судом в качестве компенсации причиненного истцу морального вреда.

Государственная пошлина при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска до 100 000 рублей уплачивается в размере 4 процентов цены иска, но не менее 2 000 рублей.

При подаче исковых заявлений, содержащих одновременно требования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера.

При объединении в заявлении, поданном в арбитражный суд, нескольких взаимосвязанных требований неимущественного характера оплате государственной пошлиной подлежит каждое самостоятельное требование.

(Постановление ФАС Московского округа № А40-87363/12-15-84 от 18.04.2013)


Вернуться в начало


Прочее

ОКАТО заменят на ОКТМО с 1 января 2014 года

Минфин сообщил, что принято решение вместо кодов ОКАТО использовать в бюджетном процессе коды ОКТМО с 1 января 2014 года. ОКТМО будут состоять из 11 знаков. Последние 3 знака будут идентифицировать населенные пункты, входящие в состав муниципальных образований на территории соответствующего субъекта РФ.

Минфин опасается, что с 1 января 2014 года возрастет объем невыясненных поступлений в бюджеты. Поэтому УФК и финансовые органы регионов должны составить таблицы соответствия новых и старых кодов.

(Письмо Минфина России от 25 апреля 2013 г. N 02-04-05/14508)

Премии, выплаченные покупателю за достижение определенного объема продаж товаров, НДС не облагаются

Минфин в своем письме обратился к теме налогообложения налогом на добавленную стоимость премий (поощрительных выплат), выплачиваемых покупателю за достижение определенного объема продаж товаров. В финансовом ведомстве пришли к выводу, что такие выплаты НДС не облагаются.

Чиновники рассуждали следующим образом. Исходя из положений подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса, налоговая база по налогу на добавленную стоимость увеличивается на суммы денежных средств, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Соответственно, денежные средства, не связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость не включаются. На этом основании премии за достижение определенного объема продаж товаров продавца, полученные покупателем товаров, в налоговую базу по НДС у покупателя не включаются.

(Письмо Минфина России от 22.04.13 № 03-07-11/13674)

Если срок действия лицензионного договора не определен, он принимается равным пяти годам

Если в лицензионном договоре не прописан срок использования программного обеспечения, затраты на покупку программы учитываются равномерно в течение пяти лет.

При определении налоговой базы по налогу на прибыль расходы, связанные с приобретением прав на использование программ для ЭВМ по лицензионным соглашениям, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ). В пункте 1 статьи 272 НК РФ сказано, что расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок. Если же сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно. Таким образом, если из условий лицензионного соглашения нельзя определить срок использования программы, налогоплательщик, применяющий метод начисления, распределяет расходы с учетом принципа равномерности. При этом компания в налоговом учете вправе самостоятельно определить период, в течение которого такие расходы будут учитываться для целей налогообложения прибыли. Данная позиция отражена, например, в письме Минфина от 18.03.13 № 03-03-06/1/8161.

В новом письме чиновники несколько скорректировали свою точку зрения. Авторы письма предложили руководствоваться нормой пункта 4 статьи 1235 Гражданского кодекса. Она гласит: если в лицензионном договоре срок его действия не определен, договор считается заключенным на пять лет. С учетом этой нормы, специалисты Минфина сделали следующий вывод: если условиями лицензионного соглашения срок использования программы для ЭВМ не установлен, расходы на приобретение неисключительных прав признаются равномерно с учетом срока, установленного в статье 1235 ГК РФ.

(Письмо Минфина России от 23.04.13 № 03-03-06/1/14039)

Минфин разъяснил, какие налоги должен заплатить предприниматель на УСН при продаже недвижимости

Индивидуальный предприниматель применяет упрощенную систему налогообложения с объектом "доходы". Какие налоги нужно заплатить при продаже земельных участков и других объектов недвижимости, которые принадлежат ему на праве собственности? Ответ на этот вопрос, по мнению Минфина, зависит от того, какие виды деятельности указаны при регистрации ИП, а также от того, использовались ли земельные участки и иные объекты недвижимости в предпринимательской деятельности.

Пункт 1 статьи 2 Гражданского кодекса определяет предпринимательскую деятельность как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Предприниматели на УСН определяют налоговую базу исходя из суммы доходов от реализации, которые определяются в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса, и внереализационных доходов, определяемых в соответствии со статьей 250 НК РФ. Об этом сказано в пункте 1 статьи 346.15 НК РФ.

Исходя их данных положений Гражданского и Налогового кодексов, в Минфине делают следующие выводы. Если земельные участки и другое недвижимое имущество использовались в предпринимательской деятельности, либо, если ИП при регистрации заявил такие виды деятельности, как продажа собственных земельных участков и недвижимого имущества, то доходы от такой продажи облагаются единым налогом в рамках УСН. В противном случае полученные доходы облагаются налогом на доходы физических лиц.

Также в Минфине напомнили, что доходы от продажи жилой недвижимости, земельных участков и прочего имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более, в соответствии с положениями пункта 17.1 статьи 217 НК РФ освобождаются от НДФЛ. Однако положения данной нормы не распространяются на доходы, полученные от продажи имущества, которое использовалось в предпринимательской деятельности.

(Письмо Минфина России от 23.04.13 № 03-04-05/14057)

Значение ставки НДПИ, полученное с учетом применения коэффициента-дефлятора, ФНС России рекомендует округлять до 3-го знака после запятой

Ставки НДПИ в отношении угля определяются с учетом коэффициентов-дефляторов, которые учитывают изменение цен на данное полезное ископаемое. Значения коэффициентов ежеквартально устанавливаются Минэкономразвития России.

Указывается, в частности, что Налоговый кодекс РФ напрямую не предусматривает возможность округления значения ставки НДПИ после применения к ней коэффициентов-дефляторов.

Минэкономразвития России устанавливает значения указанных коэффициентов до 3-го знака после запятой. Следовательно, по мнению ФНС России, налогоплательщик также вправе полученное после применения коэффициентов значение ставки НДПИ округлить до 3-го знака после запятой.

(Письмо ФНС России от 30.04.2013 N ЕД-4-3/7977@)

Льгота по налогу на имущество организаций применяется в отношении объектов основных средств, имеющих высокую энергетическую эффективность класса A (A+, A++)

Пунктом 21 статьи 381 НК РФ установлена льгота по налогу на имущество в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством РФ предусмотрено определение классов их энергетической эффективности.

Для определения энергетической эффективности применяются обозначения "A", "B", "C", "D", "E", "F", "G".

Класс "A", а также дополнительные классы "A+", "A++" применяются для обозначения объектов с наибольшей энергетической эффективностью.

Информация о классе энергетической эффективности товаров должна указываться производителем или импортером товара в технической документации, маркировке, на этикетках (пункт 1, 4 статьи 10 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности...").

(Письмо ФНС России от 29.04.2013 N БС-4-11/7889@ "О налоге на имущество организаций")

Стандартный налоговый вычет на ребенка по НДФЛ предоставляется единственному опекуну в двойном размере

В интересах лица, нуждающегося в установлении над ним опеки и попечительства, ему могут быть назначены несколько опекунов (попечителей), в том числе при устройстве его в приемную семью.

Однако, если опекун (попечитель) является единственным, то в соответствии с пунктом 1 статьи 224 НК РФ налоговый вычет по НДФЛ ему предоставляется в двойном размере, независимо от состава семьи опекуна, факта лишения (не лишения) родителей опекаемого родительских прав.

Документом, подтверждающим право на получение стандартного налогового вычета в двойном размере, является справка органа опеки и попечительства о назначении лица единственным опекуном.

(Письмо ФНС России от 30.04.2013 N ЕД-4-3/8054@)

Минфин напомнил, в каком случае материальная выгода от экономии на процентах за пользование займом на приобретение жилья, освобождается от НДФЛ

Минфин России в своем новом письме обратился к теме налогообложения НДФЛ материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заемными средствами, предоставленными на новое строительство или приобретение жилого помещения. Чиновники напомнили, что при соблюдении определенных требований, данный вид дохода освобождается от налогообложения.

По общему правилу, материальная выгода от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей, включается в налогооблагаемый доход физического лица. Об этом сказано в подпункте 1 пункта 1 статьи 212 Налогового кодекса.

Исключение составляет материальная выгоды от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, предоставленными на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них. Но, как отмечают в Минфине, такая материальная выгода освобождается от НДФЛ только в том случае, когда у налогоплательщика есть право на получение имущественного налогового вычета, которое подтверждено налоговым органом.

(Письмо Минфина России от 25.04.13 № 03-04-03/14456)

В целях вычета не важно, произведена ли отделка квартиры до или после госрегистрации

ФНС напомнила, что если имущественный вычет получен по приобретению жилья без отделки, то впоследствии нельзя получить еще один вычет по расходам на отделку.

Расходы на отделку можно включить в сумму однократно предоставляемого имущественного вычета в связи с приобретением квартиры, если в договоре указано приобретение не завершенной строительством квартиры (прав на квартиру) без отделки или доли (долей) в ней.

Нормы НК не связывают предоставление вычета в части расходов на отделку приобретенной квартиры с тем, понесены ли они до получения свидетельства о праве собственности на данный объект недвижимости или после.

(Письмо ФНС России от 30.04.13 № ЕД-4-3/7970@)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.