Мониторинг изменений за период 29.07.13 - 04.08.13



Бухгалтерский учет и налогообложение

Тех, кто подал онлайн-заявку на прием в налоговую, обслужат в первую очередь

Закончилась пилотная эксплуатация интерактивного сервиса "Онлайн запись на прием в инспекцию" на официальном сайте ФНС России. Теперь данный ресурс работает в постоянном режиме. Утверждено Положение о нем.

Сервис позволяет записаться на прием в ИФНС в режиме онлайн с выбором услуги, даты и времени посещения инспекции.

Чтобы воспользоваться сервисом, пользователю необходимо принять соглашение о правилах предоставления электронной услуги. Оно размещается на стартовой странице сервиса.

Налогоплательщики обслуживаются по онлайн-заявке в приоритетном порядке. В случае занятости инспектора прием может начаться позже выбранного времени. При этом налогоплательщика должны обслужить в течение получаса.

Записаться на прием через Интернет можно не ранее чем за 14 календарных дней. Онлайн-заявки на текущий рабочий день не принимаются.

(Приказ ФНС России от 23 июля 2013 г. № ММВ-7-12/247@ "Об интерактивном сервисе "Онлайн запись на прием в инспекцию")

Снова продлена реализация пилотного проекта по представлению налоговой и бухгалтерской отчетности через сайт ФНС России

ФНС России был запущен пилотный проект по эксплуатации программного обеспечения, позволяющего подавать налоговую и бухгалтерскую отчетность в электронном виде через сайт Службы.

Срок реализации проекта продлевается до 1 июля 2014 г.

Изначально проект хотели реализовать в течение 2 месяцев. Затем данный период увеличили до 2 лет (до 15 июля 2013 г.).

(Приказ ФНС России от 17 июля 2013 г. № ММВ-7-6/242@ "О продлении периода проведения пилотного проекта по приказу ФНС России от 15.07.2011 № ММВ-7-6/443@")

Утверждены новые перечни энергоэффективных объектов и технологий, осуществление инвестиций в которые является основанием для предоставления инвестиционного налогового кредита

Один из двух утвержденных перечней состоит из 22 пунктов и содержит объекты и технологии, которые относятся к объектам высокой энергетической эффективности в зависимости от применяемых технологий и технических решений; к ним отнесены объекты и технологии, применяемые, в частности, для перекачки жидкостей, передачи тепловой и электрической энергии, добычи и переработки нефти, использования кокса, использования солнечной и ветровой энергии и т.д.

Второй перечень содержит объекты и технологии, которые относятся к объектам высокой энергетической эффективности на основании соответствия установленным индикаторам энергетической эффективности. Он состоит из 28 пунктов и включает в себя насосное оборудование различного назначения, котлы и печи различного назначения, агрегаты для выработки электроэнергии, металлургическое оборудование и т.д., с указанием примененных индикаторов энергетической эффективности (ими, в частности, являются коэффициент полезного действия, напряжение, удельный расход энергии, расход топлива) и с указанием значений соответствующего индикатора, которые являются критерием отбора, в отношении конкретных объектов и технологий.

Признано утратившим силу Постановление Правительства РФ 12.07.2011 N 562, которым был утвержден ранее действовавший перечень объектов и технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, осуществление инвестиций в создание которых является основанием для предоставления инвестиционного налогового кредита (он состоял из 56 пунктов и включал в себя различные объекты и технологии в сферах добычи и переработки полезных ископаемых, энергетики, металлургии, химической промышленности и машиностроения).

(Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 N 637 "Об утверждении перечня объектов и технологий, которые относятся к объектам высокой энергетической эффективности в зависимости от применяемых технологий и технических решений и вне зависимости от характеристик объектов, осуществление инвестиций в создание которых является основанием для предоставления инвестиционного налогового кредита, и перечня объектов и технологий, которые относятся к объектам высокой энергетической эффективности на основании соответствия объектов установленным значениям индикатора энергетической эффективности, осуществление инвестиций в создание которых является основанием для предоставления инвестиционного налогового кредита")

Установлены коэффициенты-дефляторы к ставке НДПИ при добыче угля на III квартал 2013 года

Коэффициенты-дефляторы определены в следующих размерах:

  • на антрацит - 0,969;
  • на уголь коксующийся - 0,984;
  • на уголь бурый - 1,012;
  • на уголь, за исключением антрацита, угля коксующегося и угля бурого, - 1,016.

(Приказ Минэкономразвития России от 18.07.2013 N 406 "О коэффициентах-дефляторах к ставке налога на добычу полезных ископаемых при добыче угля")


Вернуться в начало


Правовые новости

С 1 сентября 2013 года будет упразднена Федеральная служба по финансовым рынкам

Напомним, что Федеральным законом от 23.07.2013 N 251-ФЗ с указанной даты на Банк России возложены функции мегарегулятора финансовых рынков.

В связи с подписанием данного Закона и упразднением ФСФР России внесены уточнения в:

  • Указ Президента РФ от 18.11.1995 N 1157 "О некоторых мерах по защите прав вкладчиков и акционеров";
  • Положение об Общественном совете по инвестированию средств пенсионных накоплений, утвержденное Указом Президента РФ от 23.07.2003 N 827;
  • Положение о порядке предоставления российским организациям права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения, утвержденное Указом Президента РФ от 10.09.2005 N 1062;
  • структуру федеральных органов исполнительной власти, утвержденную Указом Президента РФ от 21.05.2012 N 636.

Признан утратившим силу Указ Президента РФ от 04.11.1994 N 2063 "О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации" и некоторые другие нормативные правовые акты.

(Указ Президента РФ от 25.07.2013 N 645 "Об упразднении Федеральной службы по финансовым рынкам, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации")


Вернуться в начало


Судебная практика

ВАС РФ: на суммы оплаты дополнительных выходных дней для ухода за ребенком-инвалидом страховые взносы не начисляются

Оплата работнику четырех дополнительных выходных дней в месяц для ухода за детьми-инвалидами не облагается страховыми взносами на обязательное пенсионное и медицинское страхование. К такому выводу пришел Высший арбитражный суд, отказав в передаче дела в Президиум.

В соответствии со статьей 262 Трудового кодекса по письменному заявлению родителя (опекуна, попечителя) ему предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц для ухода за детьми-инвалидами. Указанные дни оплачиваются в размере среднего заработка за счет средств ФСС. Об этом сказано в пункте 10 Разъяснения "О порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами". Согласно официальной позиции ФСС, такие выплаты производятся в рамках трудовых отношений, а потому они облагаются страховыми взносами на основании статьи 7 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ. Данная позиция выражена в письме Минздравсоцразвития России от 15.03.11 № 784-19.

С подобной проблемой столкнулась компания из Челябинска. По мнению чиновников соцстраха, компания обязана была включить в базу по страховым взносам суммы оплаты дополнительных выходных дней, предоставляемых работникам для ухода за детьми-инвалидами. Поскольку это сделано не было, организация была оштрафована на основании статьи 47 Закона № 212-ФЗ.

Но суды всех инстанций приняли решение в пользу компании, указав на следующее. Из норм статьи 262 ТК РФ следует, что выплата среднего заработка за дополнительные выходные дни обусловлена социальным статусом работника-родителя (опекуна) ребенка-инвалида. Работодатель обязан производить такие выплаты независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом или коллективном договоре. Предоставление дополнительных выходных дней и их оплата связаны с жизненными обстоятельствами работника, а не его трудовой функцией. Рассматриваемые выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде. Таким образом, оплата дополнительных выходных дней, предоставленных работнику по уходу за ребенком-инвалидом, не подлежит включению в базу для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и медицинское страхование, постановили суды.

Отметим, что на указанные выплаты также не нужно начислять и НДФЛ. Президиум ВАС (постановление ВАС РФ от 08.06.10 № 1798/10) указал: поскольку оплата дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом предусмотрена Трудовым кодексом, она не облагается НДФЛ в силу пункта 1 статьи 217 НК РФ как иная выплата, предусмотренная действующим законодательством.

(Определение ВАС РФ от 18.07.13 № ВАС-8674/13)

Декларант не обязан представлять дополнительно запрошенные документы

ФАС Московского округа пояснил, что непредставление декларантом дополнительно запрошенных документов не является основанием для корректировки таможенной стоимости товаров.

ФАС отметил, что таможенная стоимость товаров, ввезенных по декларациям, определена по методу стоимости сделки с ними. Судом установлено, что обществом с целью подтверждения заявленной таможенной стоимости представлен полный пакет документов и сведений, позволяющих определить таможенную стоимость товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом. При этом дополнительно запрошенные и не представленные заявителем документы не могли быть доступны декларанту в силу объективных и не зависящих от него причин.

Доводы, изложенные таможней в решении о корректировке таможенной стоимости, не могли являться основанием для ее проведения, так как выявленные обстоятельства не влияют на определение стоимости товара и факт оплаты по заявленной в декларации цене. На наличие ограничений, исключающих применение метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами, в решении таможни не указано.

При таких обстоятельствах арбитражным судом был сделан правильный вывод о несоответствии оспариваемого решения о корректировке таможенной стоимости положениям действующего таможенного законодательства и нарушении им прав и законных интересов общества.

(Постановление ФАС Московского округа № А41-44178/12 от 19.07.2013)


Вернуться в начало


Прочее

ФНС России для территориальных налоговых органов подготовлены рекомендации по проведению налоговых проверок для обеспечения единообразия процедур проведения мероприятий налогового контроля

Рекомендации касаются вопросов вызова налогоплательщиков в налоговые органы для дачи пояснений, инвентаризации имущества налогоплательщика, направления налоговым органом запросов в банк об информации о счетах и вкладах налогоплательщика, а также порядка проведения допроса свидетеля, порядка проведения осмотра помещений, территорий, объектов налогообложения, документов и предметов, порядка истребования документов, касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, у контрагента и иных лиц, порядка проведения выемки, порядка назначения экспертизы и порядка привлечения специалиста, переводчика, вызова понятых.

Определено, что в качестве дополнительных мероприятий налогового контроля может проводиться истребование документов в соответствии со статьями 93 и 93.1 НК РФ, допрос свидетеля, проведение экспертизы.

Рекомендации не распространяются на следующие мероприятия налогового контроля, проводимые в соответствии с иными специальными рекомендациями ФНС России:

  • получение информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;
  • сообщение налогоплательщику о выявленных камеральной налоговой проверкой ошибках в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречиях между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявленных несоответствиях сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Определено также, что при производстве действий по осуществлению налогового контроля налоговые органы вправе применить технические средства для производства фото- и киносъемки, видеозаписи хода проведения мероприятий налогового контроля, копировально-множительную технику, иные технические средства. Факты применения технических средств отражаются в соответствующих протоколах, составленных при производстве действий по осуществлению налогового контроля, к ним приобщаются материалы, полученные в результате применения технических средств (фотографические снимки и негативы, киноленты, видеозаписи и другие материалы).

(Письмо ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12837 "О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками")

ФНС России, в целях обеспечения единообразия проведения процедур налогового контроля, для территориальных налоговых органов подготовлены рекомендации по проведению камеральных налоговых проверок

Рекомендации касаются вопросов проведения камеральных налоговых проверок, а также контроля за своевременным представлением налоговых деклараций (расчетов), сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и бухгалтерской отчетности, оформления результатов камеральной налоговой проверки и направления акта проверки лицу, в отношении которого проводилась проверка.

Установлено, что по истечении 10 рабочих дней после установленного срока представления налоговых деклараций отдел работы с налогоплательщиками осуществляет сверку списка состоящих на учете налогоплательщиков, обязанных представлять налоговые декларации в соответствующий срок, с данными об их фактическом представлении и формирует список лиц, не представивших (по состоянию на момент составления списка) налоговые декларации.

Отдельно формируются списки лиц, не представивших расчеты финансового результата инвестиционного товарищества; налоговые расчеты; сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год; бухгалтерскую (финансовую) отчетность (в том числе, если данная отчетность представлена не в полном объеме, в том числе не представлено аудиторское заключение).

Списки подписываются начальником отдела работы с налогоплательщиками и не позднее следующего дня передаются в отдел камеральных проверок.

При отправке налоговой декларации (расчета) по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.

В приложении к письму приведен перечень организаций, обязанных проводить аудит, а также формы документов, используемых в процессе проведения таких проверок.

(Письмо ФНС России от 16.07.2013 N АС-4-2/12705 "О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок")

Для обеспечения единообразия проведения мероприятий налогового контроля ФНС России подготовила для территориальных налоговых органов рекомендации по проведению выездных налоговых проверок

Рекомендации касаются сроков и порядка проведения выездной налоговой проверки, окончания проведения выездной налоговой проверки и направления акта проверки лицу, в отношении которого она проводилась, а также места проведения выездной налоговой проверки и выездных налоговых проверок, проводимые независимо от времени и предмета проведения предыдущих проверок.

Установлено, что в случае выявления в ходе проверки фактов нарушений законодательства РФ, не относящихся к цели выездной налоговой проверки, они отражаются в акте проверки только в случае, если данными фактами обусловлены деяния, содержащие признаки налоговых правонарушений. Полученные сведения используются в рамках выполнения налоговыми органами функций контроля в пределах своей компетенции в установленной сфере деятельности.

О фактах нарушений иного законодательства, не относящегося к предмету выездной налоговой проверки, в соответствии с заключенными межведомственными соглашениями (федерального и регионального уровней) сообщается в соответствующий территориальный орган такого ведомства, центральный аппарат ведомства.

Действие письма не распространяется на порядок обмена между налоговыми органами в ходе выездных налоговых проверок сведениями, отнесенными к государственной тайне.

В приложении к письму приведены формы документов, используемые в процессе проведения проверки.

(Письмо ФНС России от 25.07.2013 N АС-4-2/13622@ "О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок")

ФНС России разъяснила порядок и основания вызова налогоплательщиков "на комиссию"

ФНС России разъяснила порядок работы комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы, а также критерии отбора налогоплательщиков, чья деятельность подлежит рассмотрению на их заседаниях.

Целью работы комиссий является увеличение поступлений налогов в бюджет путем побуждения налогоплательщиков к самостоятельному уточнению налоговых обязательств, недопущению нарушений налогового законодательства в последующих периодах. Они создаются при инспекциях и региональных управлениях ФНС России, при администрациях субъектов РФ и органах местного самоуправления.

Деятельность комиссии направлена на выявление в деятельности налогоплательщиков:

  • неполного отражения в учете хозяйственных операций;
  • отражения в налоговой и бухгалтерской отчетности недостоверных сведений;
  • применения схем необоснованного возмещения налога на добавленную стоимость;
  • отражения в налоговых декларациях по налогу на прибыль организаций необоснованных расходов (убытков);
  • выплаты "теневой" заработной платы;
  • несвоевременного перечисления НДФЛ;
  • выявление работодателей, выплачивающих заработную плату ниже прожиточного минимума или минимального размера оплаты труда.

Отбор налогоплательщиков, чья деятельность подлежит рассмотрению на комиссии, осуществляется на основании анализа имеющейся информации об их финансово-хозяйственной деятельности по следующим группам:

  • налогоплательщики, заявляющие налоговые убытки от осуществления финансово-хозяйственной деятельности;
  • налогоплательщики, имеющие низкую налоговую нагрузку по налогу на прибыль организаций, акцизам, единому налогу, уплачиваемому при применении УСН, единому cельскохозяйственному налогу, НДФЛ, уплачиваемому индивидуальными предпринимателями.
  • налогоплательщики, имеющие низкую налоговую нагрузку по НДС;
  • налогоплательщики – индивидуальные предприниматели, заявившие профессиональный налоговый вычет в размере более 95% от общей суммы полученного за налоговый период дохода;
  • налогоплательщики – индивидуальные предприниматели, отразившие в налоговых декларациях по НДС выручку от реализации, при этом в налоговой декларации по форме 3-НДФЛ заявившие доход, равный нулю, либо не представившие налоговые декларации по форме 3-НДФЛ за соответствующий период;
  • налогоплательщики – физические лица, не задекларировавшие полученные доходы.

Также на заседание комиссии могут быть вызваны налогоплательщики – налоговые агенты:

  • имеющие задолженность по перечислению НДФЛ;
  • снизившие поступления НДФЛ относительно предыдущего налогового периода более чем на 10%;
  • выплачивающие заработную плату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности в регионе.

Кроме того, комиссии проверяют налогоплательщиков, в отношении которых есть информация о получении дохода, содержащаяся в обращениях контрольно-надзорных ведомств, граждан, организаций. Также изучаются сообщения в СМИ и Интернете.

Налоговый орган, принявший решение о вызове налогоплательщика для рассмотрения его деятельности на комиссии, письменно уведомляет должностных лиц налогоплательщика о принятом решении с указанием времени и места проведения заседания комиссии. По результатам рассмотрения деятельности информация может быть направлена в правоохранительные, контролирующие и иные уполномоченные органы. Также может быть назначена выездная налоговая проверка.

(Письмо ФНС России от 17 июля 2013 г. № АС-4-2/12722@)

ИП не представляет сведения о среднесписочной численности в месяц, следующий после регистрации

Минфин РФ пояснил, что НК РФ не предусмотрена обязанность налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей представлять в налоговый орган сведения о среднесписочной численности работников не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором физическое лицо было зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя.

Ведомство напоминает, что сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год представляются налогоплательщиком в налоговый орган не позднее 20 января текущего года, а в случае создания (реорганизации) организации - не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована).

(Письмо Минфина РФ № 03-02-08/28371 от 19.07.2013)

Расходы на услуги по оформлению виз для командированных работников признаются на дату утверждения авансового отчета

В какой момент при методе начисления учитываются командировочные расходы в виде оплаты услуг по оформлению визы, если оплата проведена в одном периоде, а авансовый отчет утвержден в последующем? В месяце (периоде) утверждения этого отчета, ответил Минфин России.

В письме рассмотрен частный случай. Компания направляет своих работников в загранкомандировки. Сотрудник от своего лица заключает со сторонней организацией договор об оказании услуг по оформлению визы и медицинской страховки. Документы, подтверждающие указанные расходы, получены в июне, а командировка состоялась в июле. Тогда же (в июле) работник приложил к авансовому отчету билеты на проезд и документы, подтверждающие проживание за границей. В каком месяце при исчислении налога на прибыль учитываются расходы на оформление и выдачу визы, в том числе оформление международного страхового полиса?

Как известно, расходы учитываются в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств (п. 1 ст. 272 НК РФ). При этом в Налоговом кодексе прямо указано: при методе начисления датой признания расходов на командировки является день утверждения авансового отчета (п. 7 ст. 272 НК РФ). Таким образом, если авансовый отчет утвержден в июле, то и расходы на оформление и выдачу визы, в том числе оформление международного страхового полиса, необходимо учитывать в этом же периоде.

(Письмо Минфина России от 18.07.13 № 03-03-06/1/28117)

Матвыгода по договорам беспроцентного займа в доходах "упрощенщика" не учитывается

Индивидуальный предприниматель, применяющий УСН, получил от организации денежные средства по договору беспроцентного займа. Возникает ли у ИП доход в виде материальной выгоды от экономии на процентах? Нет, не возникает, ответил Минфин.

Объяснение такое. При определении объекта налогообложения по УСН учитываются доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ. Об этом сказано в статье 346.15 Налогового кодекса. Суммы материальной выгоды по договорам беспроцентного займа в статье 250 НК РФ не упомянуты. Поскольку такие суммы не признаются внереализационными доходами, то при определении налоговой базы по УСН их учитывать не нужно.

(Письмо Минфина России от 24.07.13 № 03-11-06/2/29384)

Минфин назвал условия, позволяющие перейти на ПСН предпринимателю, который сдает помещения, принадлежащие ему на праве общей долевой собственности

Жилые и нежилые помещения, которые принадлежат индивидуальному предпринимателю на праве общей долевой собственности и не выделены в правоустанавливающих документах, могут быть переданы в аренду лишь при согласии всех их собственников.

Чиновники ссылаются на положения статьи 608 Гражданского кодекса. В ней сказано, что право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Кроме того, арендодателями могут быть лица, управомоченные на это законом или собственником имущества. На этом основании, как считают в Минфине, для того чтобы сдать помещение, принадлежащее ИП на праве общей долевой собственности и не выделенное в правоустанавливающих документах, ему необходимо получить согласие других собственников нежилых помещений, находящихся в этой общей долевой собственности.

Также в финансовом ведомстве отмечают, что предпринимательскую деятельность по сдаче в аренду (внаем) жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности, можно перевести на патентную систему налогообложения (подп. 19 п. 2 ст. 346.43 НК РФ).

Из всего сказанного в Минфине делают вывод, что ИП, который сдает в аренду нежилые помещения, находящиеся в общей долевой собственности, может перейти на патентную систему налогообложения при соблюдении двух условий. Первое: он должен получить согласие других собственников на сдачу помещения в аренду. Второе: площадь сдаваемого в аренду помещения не должен превышать площадь имущества, приходящегося на долю предпринимателя в общей долевой собственности на данное имущество.

(Письмо Минфина России от 25.07.13 № 03-11-12/29569)

Индивидуальный предприниматель признается налогоплательщиком по патентной системе налогообложения с даты постановки на учет в налоговом органе (даты начала действия патента)

Дата получения патента и дата начала его действия могут не совпадать. Индивидуальный предприниматель, подавший заявление на применение патентной системы налогообложения, принявший решение о неприменении данной системы и сообщивший об этом налоговому органу до даты постановки на учет в качестве налогоплательщика по такой системе, должен уплачивать налоги в общем режиме.

После постановки на учет в качестве налогоплательщика по патентной системе налогообложения индивидуальный предприниматель обязан уплачивать налог в рамках данной системы в установленные сроки.

В случае неуплаты налога предприниматель считается утратившим право на применение данного специального режима и перешедшим на общий режим налогообложения с начала налогового периода, на который ему был выдан патент.

(Письмо ФНС России от 26.07.2013 N ЕД-4-3/13693 "О направлении разъяснений Минфина России")

Минфин: в отношении предпринимательской деятельности по ремонту жилья и других построек по заказам юридических лиц можно применять ПСН

Может ли индивидуальный предприниматель применять патентную систему налогообложения в отношении деятельности по ремонту жилья и других построек по заказам организаций? Минфин полагает, что это возможно.

Разъяснения специалистов финансового ведомства достаточно простые. Подпункт 12 пункта 2 статьи 346.43 Налогового кодекса позволяет применять патентную систему налогообложения в отношении предпринимательской деятельности по ремонту жилья и других построек. При этом никаких ограничений в части осуществления такой деятельности по заказам юридических лиц в Налоговом кодексе не установлено. Поэтому индивидуальный предприниматель, который оказывает услуги по ремонту жилья и других построек, имеет право предоставлять услуги как физическим, так и юридическим лицам.

(Письмо Минфина России от 25.07.13 № 03-11-12/29445)

Перейти с ЕНВД на ПСН можно только с начала года

Пунктом 1 ст. 346.28 НК РФ установлено, что налогоплательщики ЕНВД вправе перейти на иной режим налогообложения со следующего календарного года, если иное не установлено гл. 26.3 НК РФ.

В связи с этим если индивидуальный предприниматель без нарушения положений гл. 26.3 НК РФ применяет ЕНВД в отношении одного из видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 НК РФ, на территории одного муниципального образования, то он вправе перейти в отношении такой предпринимательской деятельности на иной режим налогообложения, в том числе на патентную систему налогообложения, только со следующего календарного года.

(Письмо Минфина России от 24.07.2013 № 03-11-11/29244)

Фактическое время использования рекламных конструкций на сумму ЕНВД не влияет

Индивидуальный предприниматель применяет систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход в отношении распространения наружной рекламы. Может ли он уменьшить сумму единого налога в зависимости от фактического времени использования рекламных конструкций? В Минфине полагают, что это невозможно.

Как известно, налоговой базой для исчисления суммы ЕНВД является величина вмененного дохода. Она рассчитывается как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности и величины физического показателя, установленного для данного вида деятельности (п.2 ст. 346.29 НК РФ). Физическим показателем для предпринимательской деятельности в сфере распространения наружной рекламы с использованием рекламных конструкций является "площадь, предназначенная для нанесения изображения (в квадратных метрах)".

В Минфине отмечают, что Налоговый кодекс не предусматривает корректировку физических показателей при исчислении единого налога на вмененный доход в зависимости от фактического периода времени осуществления предпринимательской деятельности. А поэтому при оказании услуг по распространению наружной рекламы время фактического использования конкретных рекламных конструкций в течение налогового периода значения не имеет.

(Письмо Минфина России от 22.07.13 № 03-11-11/28622)

Минфин разъяснил, как исчислять земельный налог при изменении кадастровой стоимости

Налоговой базой по земельному налогу является кадастровая стоимость соответствующего земельного участка. Об этом сказано в пункте 1 статьи 390 Налогового кодекса. Минфин разъяснил некоторые нюансы исчисления земельного налога в случае изменения кадастровой стоимости земли.

В целях исчисления земельного налога используется кадастровая стоимость земли, установленная на 1 января того года, который является налоговым периодом (п. 1 ст. 391 НК РФ). Но как считать налог, если в течение налогового периода изменилась кадастровая стоимость земли (например, в результате перевода земель из одной категории в другую)? Ответа на этот вопрос Налоговый кодекс не дает. В Минфине рекомендуют поступать следующим образом.

Ситуация первая: сведения о новой кадастровой стоимости земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости в течение налогового периода. В этом случае новая кадастровая стоимость применяется с 1 января года, следующего за налоговым периодом, в котором были внесены изменения в кадастр.

Ситуация вторая: изменения в государственный кадастр недвижимости внесены по состоянию на 1 января года, являющегося текущим или каким-либо предшествующим налоговым периодом. В такой ситуации новая кадастровая стоимость земли используется с 1 января года, в течение которого были внесены изменения в кадастр, а также за все последующие налоговые периоды (годы).

(Письмо Минфина России от 16.07.13 № 03-08-04-02/27809)

ИП вправе начислять амортизацию по имуществу, используемому в предпринимательской деятельности

ФНС РФ сообщила, что вне зависимости от времени приобретения основного средства ИП вправе начислять по нему амортизацию, в случае использования основного средства для извлечения дохода от предпринимательской деятельности.

Так, в частности, ИП вправе принять автомобиль к учету в качестве основного средства. Подтверждением может быть акт о приеме-передаче объекта основных средств и инвентарная карточка, введение в эксплуатацию данного автомобиля (приказ, путевые листы об использовании автомобиля и т.д.).

При этом ИП вправе уменьшить срок полезного использования основного средства, бывшего в употреблении, на количество лет (месяцев) его эксплуатации собственником (физическим лицом), в том числе до регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Кроме того, должны быть документы, подтверждающие приобретение автомобиля физическим лицом (договор купли-продажи, платежные документы об оплате стоимости автомобиля), а также технический паспорт автомобиля.

(Письмо ФНС РФ № ЕД-4-3/13609@ от 25.07.2013)

Перечисление НДФЛ и пеней до вынесения решения по итогам проверки не отменяет штрафа для налогового агента

Даже если задолженность по НДФЛ погашена налоговым агентом до вынесения решения по итогам проверки, инспекторы вправе оштрафовать его за несвоевременное перечисление налога.

В письме рассмотрен частный случай. Во время выездной налоговой проверки налоговики обнаружили, что не вся сумма НДФЛ была перечислена в бюджет в установленные сроки. Налоговый агент признал это, и уплатил налог и пени до вынесения решения по результатам проверки. Однако инспекция все равно взыскала штраф по статье 123 НК РФ за несвоевременное перечисление НДФЛ. Правомерно ли решение чиновников?

В Минфине полагают, что правомерно. Ведь в статье 123 НК РФ четко сказано, что ответственность устанавливается за неправомерное неудержание или неперечисление (неполное удержание или перечисление) в установленный срок сумм налога. То есть штраф взимается и в случае несвоевременного перечисления налога. Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотрены статьей 109 Налогового кодекса. Перечисление агентом налога в более поздние сроки, в том числе во время выездной налоговой проверки, к упомянутым обстоятельствам не относится. Так что в описанной ситуации инспекция действовала правильно, считают в Минфине. Напомним, что размер штрафа по статье 123 НК РФ составляет 20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.

(Письмо Минфина России от 24.07.13 № 03-02-07/1/29131)

Минфин напомнил порядок предоставления социального вычета по расходам на дополнительные пенсионные отчисления

По заявлению работников организация ежемесячно удерживает из зарплаты дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии. При этом указанные взносы перечисляются в ПФР в месяце, следующем за тем, в котором они были удержаны. Когда в описанной ситуации работнику предоставляется социальный налоговый вычет по дополнительным страховым взносам, перечисленным на накопительную часть трудовой пенсии? В месяце перечисления этих взносов в Пенсионный фонд, ответил Минфин России.

По общему правилу работники могут получать у своих работодателей социальный вычет с суммы взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения или добровольного пенсионного страхования (п. 2 ст. 219 НК РФ). Вычет предоставляется в размере фактически произведенных расходов, но не более 120 000 руб. (подп. 4 п. 1, абз. 2 п. 2 ст. 219 НК РФ). "Пенсионный" вычет может быть предоставлен налогоплательщику до окончания налогового периода (года) при обращении к работодателю (п. 2 ст. 219 НК РФ). При этом необходимо одновременное выполнение двух условий:

  • расходы работника должны быть документально подтверждены;
  • взносы по договору негосударственного пенсионного обеспечения удерживались из выплат в пользу налогоплательщика и перечислялись работодателем в соответствующие фонды.

Как видим, указанный социальный вычет по НДФЛ возможен лишь при условии, что дополнительные взносы на накопительную часть трудовой пенсии были не только удержаны из заработной платы работников, но и перечислены в пенсионные фонды. Соответственно, если взносы в негосударственный пенсионный фонд удержаны из заработной платы в июле, а перечислены в ПФР будут в августе, то вычет работнику может быть предоставлен за август.

(Письмо Минфина России от 26.07.13 № 03-04-06/29828)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.